Обозреватель - Observer |
Внешняя политика
|
РОССИЯ - ТАЙВАНЬ
18-19 марта в Москве в Дипломатической академии МИД РФ состоялась научно-практическая конференция "Проблемы и перспективы развития неправительственных связей между Россией и Тайванем". Конференцию открыл ректор Дипакадемии О.Г.Пересыпкин, который приветствовал гостей с Тайваня, общественных и государственных деятелей, ученых и российских участников встречи. Из выступления Председателя Московско-Тайбейской комиссии экономического и культурного сотрудничества О.И.Лобова. Надеюсь, что здесь собрались единомышленники для того, чтобы найти пути контактов, развития и взаимодействия во всех сферах человеческой деятельности. Тайвань интересен для россиян во многих отношениях своими достижениями в экономике, строительстве, в области образования и культуры. Было бы полезно познакомиться с опытом Тайваня и, собственно говоря, этому и посвящена наша встреча. Деловые контакты с Тайванем существовали многие годы. Но последние десятилетия их практически не было. И только в 1991 г. появилась возможность их возобновления и активизации по всем линиям. За два последних года в несколько раз вырос объем нашего взаимного товарооборота. Предприниматели, деловые люди России и Тайваня начали встречаться, заключать контракты, и товары потихоньку потекли в обе стороны. Наши делегации побывали на Тайване, тайваньские - посетили Москву. В нашей столице открыто Тайваньское представительство, проявляется интерес и к другим городам России. Все это происходило по-деловому, не вызывало никаких дискуссий, за исключением отдельных публикаций в прессе, но они не имели последствий. Нам много говорили о том, а какая будет позиция КНР. Но мы исходили из того, что Россия имеет право на контакты с любой страной, которая стоит на позициях миролюбия, добрососедства и стремится помогать России. А Россия не имеет корыстных намерений, она не стремится поссорить кого-то, наоборот - ее усилия направлены на мирное решение вопросов. Оставаясь на подобных позициях, мы считаем, что наши контакты не могут повредить связям с КНР или с любым другим государством. В этом духе был решен вопрос о гуманитарной помощи Тайваня. Был рассмотрен вопрос о создании совместной неправительственной комиссии. По решению Президента Российской Федерации, такая комиссия была создана летом 1992 г. под моим председательством. С Тайваньской стороны председателем Тайбейско-Московской комиссии назначен заместитель министра иностранных дел г-н Джон Чанг. Он побывал дважды в Москве. встречались мы с ним и в Париже в течение нескольких дней, отрабатывая и согласовывая все вопросы. Было подготовлено несколько документов, положение о комиссии, подписаны протоколы о намерениях, в которых уточнены сферы совместных интересов, обозначены ориентиры в развитии отношений. В сентябре прошлого года эти контакты были продолжены на Тайване. Визит нашей большой делегации получил освещение в печати. Конечно, некоторые пересуды имеют место, но все это лишено основания. Комиссия считает: чем больше будут встречаться российские люди и тай-ваньцы, тем лучше для наших взаимоотношений, для обстановки в мире, для связей в области экономики и культуры. Но, конечно, все это должно вестись с учетом наших интересов, интересов Тайваня и китайского народа. Мы исключает такие контакты, как переговоры о приобретении оружия, обсуждение территориальных вопросов и т.п. Наша деятельность ограничена рамками экономики, культуры и спорта. Какие направления деятельности мы считаем важными? Прежде всего, это развитие торговли и транспортных связей. В нашей делегации были представители частных авиационных фирм, которые провели переговоры с представителями Тайваня и пописали протокол о возможности установления прямого воздушного сообщения на неправительственной основе. Это пример взаимовыгодного сотрудничества. Установление такого воздушного "моста" скажется на связях по всем линиям. В частности, есть возможность захода морских судов в порты друг друга. Такие случаи уже были. При правильном подходе сторон можно будет открыть морское сообщение. Проявляется интерес к торговле энергоресурсами. Тайвань закупает нефть на Ближнем Востоке, в основном в Саудовской Аравии и Кувейте. Это далеко от острова. Наш Дальний Восток ближе. Тайваньская сторона проявляет интерес не только к закупкам сырой нефти из новых нетрадиционных источников, что может оказаться выгоднее для нее. Не исключено, что тайваньские фирмы примут участие в разработке сахалинского шельфа, месторождений Охотского моря и дальше в - районах Сибири. Следующее направление - лес. Нам удалось выяснить, что Тайвань закупает во всем мире древесины на 1 млрд. долл. и продает мебели на 3 млрд. долл. Это интересный для нас вопрос, т.к. лесные ресурсы России огромны. Мы могли бы заготовлять до 800 млн. куб. м леса. а получаем 300 млн. Здесь есть возможности для иностранных инвесторов, т.к. без вложении в заготовку и переработку древесины в России нельзя выходить на международный рынок леса. Заинтересованность в этой сфере взаимная. Известно положение в нашей стране в области капитального строительства. Сегодня загрузка наших строителей менее 50% по сравнению с тем, что было два года назад. Соответственно сократились государственные ассигнования. Но силы и мощности имеются. Наши строители, особенно транспортники, проявили большой интерес к 6-летнему плану строительства на Тайване. Их предложения были восприняты хорошо, с пониманием. Подписаны протоколы, в соответствии с которыми наши транспортные строители могут участвовать в возведении мостов, тоннелей, каналов и метро на Тайване. Это очень выгодно для России. Не теряется квалификация наших специалистов, будет получена и валюта. По нашему мнению, есть возможность использования прямых тайваньских инвестиций или кредитов на российской территории. Однако мешает политическая нестабильность, незнание законов или несовершенство существующих законов. С участием российских структур подготовлен ряд проектов строительства гостиниц, ресторанов, магазинов и объектов производственного назначения. Эти предложения направлены по линии комиссии на Тайвань, и мы надеемся на благожелательное к ним отношение. Нами представлен ряд конкретных проектов реконструкции металлургических предприятий, нефтехимических комплексов с участием тайваньских фирм. Мы считаем, что Тайвань имеет большой опыт создания наукоемких технологий. В этом отношении представляет интерес создание технопарков на Тайване. В России имеются новые технологии, и мы могли бы предложить создание совместных лабораторий, технопарков, в том числе на Тайване, и вместе продвигать новые технологии на мировой рынок. Тайваньцы проявляют интерес к конверсии оборонных отраслей нашей промышленности. Уже есть первые примеры сотрудничества, в частности, в производстве компьютеров с поставкой комплектующих деталей с Тайваня. Эти контакты следует расширять. Короче говоря, открывается большая перспектива для взаимовыгодного сотрудничества. Я не упомянул туризм. Возможности огромные. Во время последнего визита мы договорились об открытии в ближайшем будущем представительства "Интуриста" на Тайване. Пока же ни одна наша туристическая группа не побывала на Тайване. В 1992 г. примерно тысяча тайваньских туристов посетила Россию. Между тем ежегодно с Тайваня в туристические поездки выезжает шесть миллионов человек. Это огромная цифра. Это больше, чем количество наших туристов в другие страны, конечно, не считая поездки в СНГ. Теперь о спорте. Уже встречались волейбольные команды. Будут и другие встречи. Тайвань впервые участвовал в Олимпийских играх в Барселоне. Команда этой страны завоевала серебряные медали по хоккею на траве. О развитии культурных связей. Мы предложили проведение ряда выставок, например "Золотая нить России". Эта выставка очень интересная, она достойно представляет искусство России. Сейчас выставка демонстрируется в музее им. Пушкина. Договорились о проведении "Дней России" на Тайване осенью этого года и "Дней Тайваня" у нас. В Тайбей направлены предложения о гастролях ансамбля песни и пляски им. Александрова. Таким образом, российские военные впервые прибудут на Тайвань в качестве "культурного десанта". Они покажут искусство России, нашу культуру. Все это свидетельствует о возможностях развития связен с Тайванем. На Тайване произошли изменения. Господин Чонг. зам.министра иностранных дел. председатель Тайбейско-Московской комиссии, недавно был назначен министром по делам зарубежных китайцев. Но он сохраняет свои пост в комиссии. Основные функции нашей комиссии как неправительственной организации определены в Уазе Президента. Нами разработаны подробный устав и положение о комиссии. Эти документы согласованы с МИД. Хотя мы - неправительственная комиссия, но решили работать в тесном контакте с правительственными органами. Здесь нужна полная определенность, т к. основные нити экономических и культурных контактов находятся в руках правительственных органов. И в то же время мы должны во все большем степени опираться на новые коммерческие структуры. общественные организации, которые работают в этой сфере. Разумеется, надо использовать потенциал тех специалистов, которые годами занимаются этой проблематикой, знают китайский язык, имеют контакты с выходцами из Тайваня, с тайваньскими представителями и хотят поработать в сфере российско-тайваньских отношений. Выступление профессора Линь Би-Чжао,
директора института международных отношений Национального университета
(г.Тайбей)
Я рад представившейся возможности еще раз посетить Москву и выступить от имени представителей Республики Китай при открытии конференции. Мы благодарны за приглашение наших ученых, специалистов и представителей правительства в этот прекрасный город для того, чтобы обсудить вопросы, которые представляют интерес для обоих государств. Мы надеемся, что вместе сможем выявить открывающиеся возможно сотрудничества, прояснить некоторые вопросы и разработать концепции развития эффективных отношений на ближайшие годы. Мы со своей стороны, в Республике Китай на Тайване, внимательно следим за развитием событий в России. Действительно появилось "новое мышление" и новая политика в подходе к внутренним и международным отношениям. Мы надеемся увидеть, как стабильная и демократическая Россия вносит свой вклад в поддержание мира и порядка в Азии и в районе Тихого океана. Радостно наблюдать, как вы устанавливаете дипломатические отношения с Южной Кореец и расширяете контакты с другими новыми индустриальными странами в регионе, включая Тайвань. Мы видим установление торговых отношении. первые шаги в сфере инвестирования, обмен технологиями, и я уверен, что в будущем это будет происходить еще интенсивней. Цели нашей внешней политики определены. Мы стремимся укрепить сотрудничество с 29 странами, которые установили с нами дипломатические отношения, а также пытаемся развивать отношения со странами, в которых у нас еще нет дипломатических представительств. В настоящее время у нас 90 представительств в 54 странах, которые еще не установили с нами дипломатических отношений. Наша политика ставит своей целью принимать дальнейшее участие в работе международных организации, которые представляют для нас определенный интерес, в частности, ГАТТ, Банк азиатского развития и Конференция Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Достижение поставленных целей требует терпения, приложения усилий, содержательной политики и помимо этого положительного отклика со стороны остальных членов международного сообщества, включая Россию. Нет необходимости говорить вам, что мы прошли долгий путь в развитии наших отношений. В сентябре прошлого года было достигнуто соглашение об открытии наших официальных представительств в Тайбее и в Москве, благодаря усилиям зам. министра иностранных дел Джона Чанга и господина О. Любова. Лед тронулся, но теперь необходимо разработать концепцию наших отношений в будущем. В отличие от Соединенных Штатов, которые находились в тесных взаимоотношениях с нами до 1979 г., когда дипломатические отношения были приостановлены, Москва практически не вступала в контакт с Тайбеем на протяжении четырех десятилетий. Соответственно для Вашингтона и Тайбея не составило труда продолжить деловые отношения в 80-х годах. Предстоит дать ответ на многие вопросы. Каким образом мы будем оформлять визы, на которые будут поступать заявления граждан и как мы будем относиться к нашим представительствам и их сотрудникам в обеих странах. Необходимо определить функции, которые они будут выполнять. Какие вопросы требуют с нашей стороны непосредственного вмешательства. Насколько современна существующая инфраструктура и эффективны финансовые и банковские механизмы, которые оказывают поддержку торговым и другим операциям, осуществляемым между Москвой и Тайбеем? Мои коллеги готовы поделиться своим опытом и знаниями с вами. а также мы готовы максимально внимательно изучать вашу систему. общество и инфраструктуру. Проявляя благоразумие и осторожность, мы хотели бы указать направление. которому могла бы следовать в своей работе Московско-Тайбейская экономическая и культурная комиссия. Вероятно, постепенно Комиссия смогла бы расширить направление дальнейшего сотрудничества с тем. чтобы не причинить вреда вашим отношениям с Китайской Народной Республикой. С честными и откровенными намерениями мы можем развить дух взаимопонимания и придать нашим взаимоотношениям соответствующую перспективу. Как я уже говорил в первой части своего выступления, Республика Китай на Тайване в настоящее время поддерживает дипломатические отношения только с 29 странами, но она развивает разнообразные отношения с более чем 50 странами мира. Поскольку Москва и Тайбей скоро откроют свои представительства в обеих столицах, то было бы полезно взглянуть на опыт нашего сотрудничества и подумать о том, что мы можем из него использовать. Первая модель, на которую повсеместно ссылаются, - это Вашингтонско-тайбейская формула, юридически основанная на законе США 1979 г. об отношениях с Тайванем, который дает легальные рамки двусторонним отношениям после восстановления дипломатических отношений. Московско-тайбейские отношения носят иной характер, поэтому мы не можем в этом случае использовать Вашингтонско-тайбейскую формулу. Однако следует заметить, что со стороны Вашингтона и Тайбея были приложены большие усилия, чтобы продлить отношения и поддерживать взаимовыгодное сотрудничество, которое развивалось одновременно с сохранением связей Вашингтона с Пекином. Тесные взаимоотношения с Вашингтоном стали возможными в результате того, что были приняты соответствующие постановления и предприняты практические шаги по осуществлению отношений между двумя странами. Сотрудники представительства в Вашингтоне и в Тайбее не получили полный дипломатический иммунитет и соответствующие привилегии, хотя они пользуются определенными административными льготами, освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов. Несмотря на некоторые ограничения, Американский институт на Тайване и Координационный Совет Североамериканских отношений в Вашингтоне способны выполнять функции посольств. Статус этих учреждении является законным, а их усилия эффективными. Вторая модель, получившая название японской. в большой степени похожа на первую за исключением того, что не существует японского закона, регулирующего отношения с Тайванем. Таибейское экономическое и культурное представительство в Токио способно эффективно функционировать как заграничная миссия. Японская ассоциация обменов и ее таибейское представительство также получили соответствующий статус. представительства в Париже. Бонне и других столицах выполняют соответствующие функции, хотя их статус несколько отличается друг от друга. Большинство наших представительств за границей получили название "Таибеиское экономическое и культурное представительство. Третья модель относится к миссиям, в официальных названиях которых встречаются слова "Республика Китай". К подобным миссиям относятся 'Специальная делегация Республики Китай в Анголе. "Торговая миссия Республики Китая в Бахреине и другие представительства 12 странах. Сотрудники этих представительств обладают определенными иммунитетами и привилегиями. и пни находятся в лучшем положении для выполнения предписанных им функций. Что полезного можно извлечь из этих моделей, чтобы помочь оформить наши двусторонние отношения ? По крайней мере 3 вещи: во-первых, обеим сторонам необходимо использовать творческое мышление, чтобы создать взаимовыгод ные отношения. Во-вторых, такие существенные моменты отношении, как торговля, инвестиции. академические обмены, научное сотрудничество очень трудно, практически невозможно, реализовать без соответствующих представительств. наделенных адекватными привилегиями и возможностями. В-третьих, мирное сосуществование между Таибеем и Пекином на международной арене возможно на уровне существенны моментов в отношениях, хотя еще предстоит решить вопросы национального объединения. Мы четко сформулировали в документе, названном "Основные принципы национального объединения", что два берега Тайваньского пролива должны продемонстрировать при решении этого вопроса добрую волю и прагматизм. Осознавая, что Пекин и Таибеи только выиграют в результате стабильных отношении по обеим сторонам Пролива, мы постепенно увеличивали наши контакты с материковым Китаем и предпринимали усилия по снижению напряжения. Мы будем продолжать эту политику и впредь. В настоящее время Москва и Таибеи имеют общий интерес в развитии отношении в области торговли, культурных обменов и научных исследований. Я надеюсь, что вскоре наши страны смогут
решить общие проблемы, преодолеть психологические барьеры, и разработать
новую модель сотрудничества, которая принесет пользу развитию промышленности
и научного потенциала в обеих странах.
|
|