Обозреватель - Observer
Внешняя политика

МОСКВА-ТОКИО: визит отменен, отношения продолжаются

Т.АНИКИНА, кандидат экономических наук 

Накануне так и не состоявшегося в сентябре 1992 г. визита Президента РФ Б.Ельцина в Японию проблемы российско-японских отношений широко обсуждались в государственных и общественных структурах, в прессе. Главное внимание было уделено вопросу о передаче Японии островов Южнокурильской гряды, то или иное решение которого стало своего рода критерием принадлежности к леворадикальным проправи-тельственным или к государственно-патриотическим силам. Страсти накалялись и грозили перерасти в открытую конфронтацию, что, видимо, и послужило одной из причин отмены визита Президента.

Тем более неожиданным выглядело ослабление интереса к этим проблемам уже через две-три недели после заявления о том, что визит в ближайшее время не состоится. Нельзя не отметить, однако, что в сентябре-октябре 1992 г. в ряде близких к МИДу изданий, а также в высказываниях некоторых высокопоставленных дипломатов явно проскальзывала мысль, что перенос сроков визита отнюдь не означает отказа российского руководства обсуждать проблему островов в духе, близком к японским требованиям У наблюдателей, естественно, возникал вопрос: что это - попытка сделать хорошую мину при плохой игре или сохранение де-факто прежней Впоследствии тематика российско-японских отношении как бы отошла на второй план. Сократилось число публикации в прессе, все реже происходят дискуссии и совещания по всему кругу обсуждавшихся до визита проблем, что. естественно, не приближает к их решению. Остается пока неясным, означает ли это на практике своеобразное замораживание российско-японских отношении или обсуждение этих вопросов переместилось за кулисы.

Что касается позиции японской стороны, то некоторый шок первых дней после отмены визита выразился прежде всего в довольно резких высказываниях японских руководителей. Так, премьер-министр К.Миядзава в интервью газете "Иомиури" отметил, что "при всем понимании сложной ситуации в России мыс трудом находим объяснение для такого шага российского президента" ("Иомиури ",2.10.92). Министр иностранных дел Японии М.Ватанабэвскоре после отмены визита Б.Ельцина, выразив свое недовольство, намекнул на то, что "японское правительство может пересмотреть отношение к проведению в Токио международной конференции по проблемам помощи новым независимым государствам". Однако МИД Японии довольно быстро скорректировал высказывания своего руководителя и заявил, что никаких изменений в проведении конференции не будет.

Именно эта конференция, состоявшаяся в Токио 29-30 октября 1992 г., продемонстрировала неизменность японского подхода к отношениям между двумя странами, суть которого - увязывание экономической помощи России с решением территориального спора в пользу Японии. И хотя на конференции речь шла в основном о гуманитарной и технической помощи, а не о крупномасштабной финансовой, предоставление которой ставится в зависимость от решения проблемы Южных Курил, "северные территории" там незримо, но довольно весомо присутствовали.

Еще накануне открытия конференции в документе, распространенном японским МИДом, странам-получателям помощи, было выдвинуто условие: "проводить политику на основе законности и справедливости". Токио, говорится в документе, надеется на то, что такая внешняя политика распространится на азиатско-тихоокеанский регион с тем, чтобы как можно скорее был урегулирован территориальный спор и заключен мирный договор между Японией и Россией".

Важно также подчеркнуть, что другим условием предоставления помощи японское руководство выдвигает ряд требовании военного характера как к России, так и к другим республикам бывшего СССР. В частности, речь идет о превращении их в "невоенные державы", ибо. как комментировала близкая к правительству Японии печать, ему будет трудно добиться понимания со стороны своих налогоплательщиков относительно дополнительного бремени, которое им предстоит нести, если страны-получатели будут продолжать строить авианосцы". Более того, по мнению поста Японии в Европейском Сообществе Т.Кобаяси, Россия "делает очень мало для того. чтобы ослабить напряженность на Дальнем Востоке. Ее военная мощь там. возможно, даже усиливается наряду с заменой старого оборудования. Она все еще оккупирует часть нашей страны... Предоставила бы Франция финансовую помощь стране, которая оккупировала Эльзас." ("Файнэншл тайме", 13.11.92).

В то же время Япония не идет с Россией ни на какие контакты, нацеленные на обсуждение проблем военной безопасности. Так, например, она не собирается принимать участие даже в режиме "открытого неба". Это приведет к тому, что американская сторона получит доступ к наблюдению за всеми военными объектами на российской территории, а Россия не сможет наблюдать за американскими объектами, расположенными на японской земле, т.е. в непосредственной близости к российским границам. Несмотря на то что вряд ли можно говорить о непосредственной угрозе безопасности Японии со стороны дислоцированных на Курильских островах российских пу-леметноартиллерийских частей, японская сторона требует их форсированного вывода в обход уже имеющейся договоренности о сроках - в течение двух лет.

Сама же помощь со стороны Японии, предваряемая столькими условиями, пока остается крайне неопределенной. Пока дело ограничивается лишь обещаниями.

Накануне конференции в Токио японская сторона объявила о намерении оказать новым независимым государствам (ННГ) безвозмездную помощь в размере 100 млн. долл. Однако никаких объяснений тому, когда, куда и какая именно помощь будет направлена, не было получено даже от генерального секретаря этой конференции Т.Исибаси. Доля помощи Японии в пресловутых 24 млрд. долл. составила бы примерно 10 %, но, главным образом, в виде технических и гуманитарных проектов. По последним инициативам японской стороны о создании трех целевых фондов помощи ННГ общим объемом в 10 млрд. долл., на ее долю приходится приблизительно треть. Однако при нереализованных предыдущих проектах быстрого развертывания этих фондов ждать не приходится.

В Японии возникли серьезные опасения, что новая американская администрация, озабоченная необходимостью поддержки Б.Ельцина, будет требовать от японской стороны реального выделения крупных средств вне зависимости от упомянутых политических проблем. Связанный обшей солидарностью "семерки", идя на некоторые уступки Вашингтону, Токио не снимает задачу убедить Б.Клинтона в необходимости следовать курсом прежней администрации по вопросу о "северных территориях".

Приверженность японской стороны принципу "неразделимости политики и экономики" (т.е. увязки экономических отношений с Россией с вопросом о Южных Курилах) приводит к тому, что линия Токио выделяется своей жесткостью на фоне позиций других государств Запада, хотя Японское правительство в конце концов и согласилось на проведение в апреле в Токио встречи Министров иностранных дел и финансов "семерки".

В Токио заявляют о политической поддержке Президента Б.Ельцина. В этом вопросе Японский кабинет явно не хочет вступать в противоречие с позицией руководителей США, Франции, Германии и председателя ЕС ЖакаДелора. Сейчас можно слышать заявления о том, что территориальный вопрос не будет выдвигаться на передний план.

В самой Японии склонны объяснять позицию страны не только наличием территориальной проблемы: последняя носит скорее политико-пропагандистский характер, - но и более глубокими геополитическими факторами. По словам Т.Кобаяси, "...для нас значение Европы совсем иное. Сейчас Западная Европа очень счастлива, даже находится в эйфории. Поэтому вполне нормально, что она должна платить за возрождение Восточной Европы. Конечно, если подумать о значении этого в мировом масштабе, Япония тоже должна разделить ответственность. Но мы не имели исторических отношений с Восточной Европой. Наша сфера - Азия: Монголия, Китай, Бангладеш, а также, среднеазиатские республики бывшего СССР" ("Файнэншл тайме", 13.11.92).

Действительно, особое внимание Японии привлекают не столько Российская Федерация, сколько новые независимые государства Средней Азии. Это объясняется, помимо всего прочего тем, что если эти страны попадут под влияние исламского фундаментализма, то следующими его объектами могут стать Бангладеш, Малайзия, Индонезия, т.е. те страны, которые попадают в сферу особых интересов Японии. Отсутствие каких-либо военных и территориальных проблем также способствуют развитию отношений Японии с азиатскими участниками СНГ. Именно Япония настояла на создании специальных консультативных групп как нового механизма оказания помощи Казахстану и Кыргызстану в рамках программы, разработанной на Токийской конференции. Лоббирование Токио оказалось решающим фактором ускоренного вступления Узбекистана. Казахстана и других республик Средней Азии в Азиатский банк реконструкции и развития. О большом интересе к азиатской части бывшего СССР свидетельствуют и заявления членов японского кабинета уже после встречи Ельцин-Клинтон.

По-видимому, дальневосточный регион РФ вызывает у Японии пока сравнительно небольшой интерес. В политическом плане отношения блокируются известной территориальной проблемой. В экономическом - отсутствие инфраструктуры, тотальная коррупция, политическая нестабильность в значительной мере лишают Россию привлекательности как потенциальный объект помощи и капиталовложений. Но в качестве хозяйки очередной встречи "семерки" Япония заявила о приглашении Президента России на июньский саммит.

Позиция Токио ставит российское руководство перед необходимостью выработать наконец четкую линию в отношениях с дальневосточным соседом. Тем более, что пока нет сколько-нибудь серьезных оснований ожидать существенных сдвигов в японской политике. Токио настойчиво стремится извлечь максимум выгод из глубочайшего внутреннего кризиса, поразившего Россию. Упорство японского руководства подстегивается продолжающейся кампанией "за возвращение северных территорий" внутри страны. В частности, коренные жители этих островов -тайны, которых сейчас в Японии насчитывается чуть более 25 тыс. человек, на своей конференции заявили: "Получив некоторые острова Курильской гряды в свои руки, тайны собираются создать свое собственное государство..." ("Асахи ивнинг ньюс", 3.11.92). Это лишь один из штрихов, который характеризует состояние общественного мнения в Японии, где население практически единодушно в стремлении к обретению "северных территорий".

Но и в России общественное мнение играет исключительно важную роль. Около 60% населения стабильно выступает против передачи Японии Южно-Курильских островов. С этим не может не считаться ни один политический деятель, особенно в условиях нынешней политической, мягко говоря, нестабильности.

А следовательно, дилемма сохраняется и будет сохраняться: либо идти на крупные уступки Японии, либо самим занять недвусмысленную позицию и продемонстрировать готовность противостоять шантажу со стороны Токио.

Летняя встреча "семерки" в Токио неизбежно возродит интерес к этой проблеме, как и ко всему блоку проблем российско-японских отношений. Поездка А.Козырева в Японию, очевидно, прояснит многое в этом вопросе. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]