Обозреватель - Observer |
Экономика
|
КОРОЛЕВСТВО ТАИЛАНД*
В помощь предпринимателю 30 ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 1.1. Льготы для экспортеров Важным направлением политики таиландского правительства в развитии экспорта является не только увеличение объема и совершенствование его структуры на основе диверсификации и расширения номенклатуры вывозимых товаров, поиск и освоение новых рынков, содействие повышению конкурентоспособности как традиционных статей экспорта, так и новых. особенно промышленных товаров. Главные средства стимулирования экспорта предоставление различных льгот и привилегий экспортерам, привлечение капиталовложений как местных, так и иностранных компаний в экспорториентированные отрасли, создание специальных экспортно-производственных зон, таможенное регулирование. Промышленным предприятиям, выпускающим экспортную продукцию, предоставлено право на льготное налогообложение. В отдельных случаях они полностью освобождаются от уплаты подоходного налога в течение первых трех лет. Предприятия экспортной ориентации, получившие от Совета по инвестициям статус "поощряемый", могут быть освобождены от у платы этого налога на более длительный срок (от 3 до 8 лет). Существуют следующие экспортные привилегии:
Промышленным предприятиям дается скидка на 20% стоимости электроэнергии, используемой для производства экспортируемых товаров. Центральный банк страны - Банк Таиланда - через сеть коммерческих банков предоставляет экспортерам кредит (предотгрузочное финансирование) в размере 7% годовых. Дополнительные стимулы предусмотрены для предприятий, действующих в специальных экспортно-производственных зонах:
Предприятия, расположенные в этих зонах, имеют многочисленные льготы в области подоходного налогообложения; в ряде случаев они полностью освобождаются от уплаты подоходного налога. Для стимулирования экспорта государство берет часть расходов, связанных с продвижением товаров на внешние рынки. Сюда входят следующие расходы на:
Отдел консультирует и дает советы специальному Комитету по развитию экспорта во главе с Премьер-министром и правительству. Отдел осуществляет свою работу за границеи через 8 торговых центров - в Ванкувере, Дубаи. Лос-Анджелесе. Нью-Йорке, Осаке, Роттердаме, Сиднее и Франкфурте-на-Майне, а также 25 торговых представительств при таиландских посольствах в США, Японии, странах ЕЭС, АСЕАН, а также в НИС и развивающихся странах Азии и Африки. ДЕР имеет постоянную экспозицию продукции свыше 200 экспортеров, которая расположена вблизи от между народного аэропорта Бангкока. Каждый год Таиланд представлен примерно на 20-ти ярмарках и выставках (ДЕР комплектует группы таиландских бизнесменов на эти мероприятия). Участие Таиланда в международных ярмарках привело к проведению таких же ярмарок в самом Таиланде, а некоторые из них стали даже регулярными, например, регулярны ярмарки одежды и ювелирных изделии. Новым направлением экспортной политики Таиланда в 80-х годах стало развитие бартерной торговли. Следует при этом подчеркнуть, что Таиланд, в отличие от других стран АСЕАН, раньше вступил на этот путь. Постоянный рост отрицательного сальдо торгового баланса вызвало необходимость отхода от традиционных форм проведения торговых операций. В конце 1988 г. указом Премьер-министра создан специальный Комитет министров по международной торговле и экономическому сотрудничеству, наделенный довольно широкими полномочиями, в том числе и в области экспорта. Комитет состоит из шести подкомитетов по главным направлениям внешнеторговой политики и экономическим отношениям Таиланда. 1.2. Импортные ограничения Таиланд придерживается концепции "свободной" торговли и соответственно в целом либерального тарифно-лицензионного и валютного режима. Либеральный режим королевства в отношении импорта проявляется в весьма умеренном уровне пошлин, так и в полном освобождении от обложения значительной группы товаров. Ввоз этих товаров осуществляется либо на основе лицензий, либо беспрепятственно. Количественные ограничения применяются для небольшого числа товаров и обычно они носят временный характер. В Таиланде используются различные формы регулирования товарной структуры и отраслевого направления импорта, предпринимаются попытки как-то планировать импорт, составлять прогнозы стоимостных показателей его роста, а также о его структурных изменениях. Вместе с тем за последние два десятилетия в стране активно применяются протекционистские меры в области импорта, которые направлены на замену определенных групп товаров продукцией местного производства. Постоянное изменение в ту или иную сторону таможенного обложения и введение новых импортных пошлин диктуются именно протекционистскими соображениями. В целом же импортный режим в Таиланде по сравнению со многими развивающимися и промышленно развитыми капиталистическими странами остается весьма либеральным. Большинство товаров ввозится в страну свободно. При этом формальности ограничены представлением таможенным властям простои "Декларации на ввоз". Кроме того, требуется "сертификат платежа" для проверки того, что товары, по которым оплата производится в валюте, действительно были импортированы. Протекционизм почти не касается вопросов финансирования импорта, а затрагивает лицензионный режим страны, который всегда был важным и наиболее эффективным средством регулирования импортных операции. Вместе с тем, около 78 наименований товаров контролируется Министерством торговли на основе закона об экспорте и импорте 1979 г., и их импортеры должны получать лицензию, которая классифицируется по трем категориям:
Ко второй категории относятся чай, кофе, шелк, текстиль, бумага, платина, гидриды и хлориды, лес и продукция деревообрабатывающей промышленности. Время от времени перечень товаров этой категории изменяется как в сторону его расширения, так и сокращения списка. Запрещен импорт картотек (кроме кабинетного типа), сахара, старых газет (макулатуры), джутовых мешков, перца, олова, печатных материалов из КНР, а также автомобилей для перевозки людей, запрещен импорт предметов роскоши (с 1977г.). В определенных случаях Министерство торговли имеет право запретить ввоз того или иного товара и/или установить на него эмбарго. Лицензии на импорт товаров выдаются Департаментом внешней торговли Министерства торговли страны, за исключением золота, ввоз которого находится под юрисдикцией Министерства финансов. Лицензию необходимо получить до отгрузки товара в порт назначения. Срок действия лицензии - 3 месяца со дня ее выдачи, кроме тех случаев, когда специально оговорены сроки в лицензии. В 1990г. начался процесс установления для импортных лицензий фиксированного периода времени. Наряду с лицензиями при импорте некоторых товаров (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, опасные для жизни медикаменты, игральные карты и др.) требуется специальное разрешение ряда других государственных органов. При импорте семян, зернопродуктов, фруктов и живых животных требуется санитарный сертификат. Импорт молока и молочных продуктов, консервов, концентрированных напитков и масла для кулинарных нужд требуют лицензии от управления контроля Министерства здравоохранения. Исключение составляют транзитные товары, грузы государственных организаций. личные и домашние вещи пассажиров и лиц, переезжающих на жительство в Тайланд, а также некоторые товары, пересылаемые по почте, которые не подлежат лицензированию. Применение лицензий дает возможность тайландским властям в какой-то степени регулировать объем и номенклатуру импорта как применительно ко всем или отдельным странам, так и в отношении индивидуальных контрагентов. Кроме того, лицензии являются основным видом количественных ограничений импортных операций, которые используются в основном для предотвращения роста ввоза и накопления тех товаров, на которые намечается ввести или повысить импортные пошлины. В целом же лицензионный режим в Таиланде на протяжении 80-х годов оставался весьма либеральным. Этот режим не предусматривает никаких преимуществ для отдельных стран, в том числе и соседних государств, входящих в АСЕАН. Важным инструментом, ограничивающим стоимостной объем импорта, являются импортные квоты, которые устанавливаются на основе годичных, полугодичных или поквартальных программ импорта. Они устанавливаются пото-варно и могут быть общими или отдельными для какой-либо страны. Обычно квоты устанавливаются на время. Поэтому импортные квоты - более ясный и предсказуемый способ, чем разовое лицензирование. Распределение импортной квоты может быть установлено непосредственно или быть связанным с приобретением определенного количества местного товара, называемого требованием на компенсирующую закупку. 1.3. Таможенные пошлины и сборы В своей таможенной политике в 80-х годах таиландское правительство преследовало цель как покровительства национальной промышленности, так и увеличить поступления в бюджет. Следует отметить, что в структуре косвенных налогов - основы налоговых и всех бюджетных поступлений страны - таможенные пошлины занимают незначительное место. В 1990г. на их долю приходилось всего 27,7% всех бюджетных поступлений правительства Тайланда. Вместе с тем таможенные пошлины являются одним из наиболее важных средств внешнеторговой политики страны и регулирования ее экспортно-импортных операции. При классификации товаров, подвергаемых таможенному обложению, Таиланд придерживается Брюссельской таможенной номенклатуры, в основу которой положено деление товаров по производственному принципу. Все товары, которые относятся к определенной отрасли производства, начиная от выпуска сырья до готовой продукции, объединены в один раздел. Большинство пошлин взимается с объявленной стоимости, но действуют также специфические и смешанные пошлины. В последнем случае применяется наивысшая из 2-х ставок. Пошлины с объявленной стоимостиоценива-ются по наличной оптовой цене (только для импортной пошлины), по которой товары такого качества и в таком количестве могут быть проданы без пошлин в месте и в момент импортирования без какой-либо скидки или снижения цены. Импортные пошлины. Импортный таможенный тариф - двухколонный, т.е. в нем предусмотрены две ставки обложения: преференциальная - для товаров из стран АСЕАН, членом которого является Таиланд, и полная - для товаров из друга стран. Основными видами импортных пошлин Таиланда являются фискальные, которые составляют подавляющую часть тарифов; протекционистские, число которых в 80-х годах заметно возросло; возвратные (транзитно-реэкспортные) и антидемпинговые. Таможенные пошлины устанавливаются в соответствии с ценой товара (адвалорные), или с его количеством (специфические). Адвалорные пошлины взимаются с нормальной цены товара, т.е. цены, при которой импортер мог бы купить его на свободном рынке и были оплачены фрахт, страхование, комиссионные, другие расходы и издержки, которые необходимо произвести при покупке и доставке товара, за исключением таможенной пошлины и сборов. При специфической таможенной пошлине не учитывается стоимость упаковки, а берется во внимание только вес (нетто) товара. Пошлины исчисляются и выплачиваются в местной валюте (батах) в момент прохождения товара через таможню. Цены, выраженные в иностранной валюте, переводятся по валютному курсу на день платежа. Определенная часть новых протекционистских пошлин предусматривает двойное обложение - адвалорно-специфическое, при котором взимается большая из двух возможных пошлин. Характерная черта таможенно-тарифного режима Таиланда- постоянное изменение уровня пошлины и номенклатуры облагаемых ею товаров. Импортные пошлины подразделяются на три основные категории:
В целях стимулирования промышленного развития и диверсификации его структуры владельцам предприятий отрасли предоставляется право беспошлинного импорта в страну оборудования, сырья (за исключением того, которое производится в стране), полуфабрикатов и компонентов. По мере развития национальной промышленности вводится ряд новых пошлин и повышается уровень прежних на импортные товары, производство которых освоено в стране. Введение новых и повышение уровня прежних пошлин носило чисто протекционистский характер. Так было в связи с развитием автосборочной промышленности, когда были резко повышены (до 200%) пошлины на им портные легковые автомобили. Подобные меры были применены к таким товарам, как некоторые виды продовольствия, парфюмерные изделия и ряд других потребительских товаров. К концу 80-х годов в Таиланде подавляющая часть импортируемых потребительских товаров облагалась таможенными пошлинами. В Таиланде используется также возвратная пошлина, основной целью взимания которой является контроль засоблюдением таможенных правил при товарном транзите, реэкспорте и беспошлинном ввозе определенных категорий товаров. Этот вид пошлины компенсирует владельцам ранее ввезенных, а затем реэкспортированных (при условии соблюдения установленных правил и процедур) товаров, с которых ранее была взыскана импортная пошлина. В частности, возвратная пошлина выплачивается по такимтоварам, которые реэкспортируются в течение года со дня импорта, а также рекламные материалы, товарные образцы и выставочные экспонаты, а также товары, ввозимые персоналом дипломатических представительств и др. Таможенно-тарифным режимом Таиланда предусматриваются и антидемпинговые пошлины, которые могут быть использованы при ввозе товара по заниженным ценам, и это может нанести ущерб действующим предприятиям или же помешает строительству новых. Практика показывает, что в 80-х годах эти пошлины использовались очень редко. До середины 70-х годов таможенныи режим Таиланда не предусматривал определенных льгот для стран АСЕАН. Однако в последующие годы деятельность Ассоциации заметно активизировалась и, несмотря на сохранение ряда объективных трудностей и внутренних противоречии между ее участниками , предприняты первые конкретные шаги по налаживанию и расширению их торгово-экономического сотрудничества. В частности, это нашло свое отражение в принятии Соглашения о взаимной преференциальной торговле, вступившего в силу 1 января 1978 г. Согласно этому Соглашению снижены таможенные пошлины на целый ряд товаров, круг которых все время расширялся, достигнув к началу 90-х гг. 14,5 тыс. наименований. Диапазон преференциальных пошлин колеблется в пределах 25-50%. Для того, чтобы экспортные товары подпадали под это Соглашение, они должны быть полностью произведены в одной из стран АСЕАН, или же из материалов стран, не входящих в Ассоциацию, цена которых не превышает 50% стоимости ФОБ (в Индонезии -40%). Однако, как показывает практика, система таможенных преференций в рамках АСЕАН пока не получила широкого распространения и не оправдывает тех надежд, которые возлагали на нее участники этой организации. В 1990 г. лишь около 3% обшегообъематаиландскогоэкспорта в страны АСЕАН на торговлю товарами, которые подпадали под действие преференций. Удельный же вес торговли по указанному соглашению в целом по АСЕАН составляет всего 2% взаимного товарооборота. Ассоциация находится пока на самой первоначальной стадии создания зоны преференциальной торговли. Вместе с тем, в рамках данной организации потенциально существуют и определенные резервы для дальнейшего развития и углубления процесса либерализации взаимной торговли. Таможенное обложение в Таиланде осуществляется также в форме специальных налогов, сборов и платежей. На все ввозимые в страну товары налагается "дополнительный импортный налог", ставка которого не превышает 5%. Все товары как местного производства, так и импортные облагаются налогом на продажи в размере 5%. Департамент таможни имеет право осуществлять сбор налогов на бизнес, который распространяется также и на импортные товары. Сумма обложения налогом основывается на стоимости продукта плюс пошлина и прибыль. Налог на бизнес на большинство ввозимых товаров обычно составляет 1,5-9%. Для отдельных импортных товаров, как-то: моторизированные транспортные средства, уровень этого налога свыше 40 или 50%. Но согласно инструкции Министерства финансов разрешается уменьшение налога на бизнес на 2%, если расчеты производятся наличными или в форме депозита в срок. предусмотренный импортной декларацией. В дополнение к этому налогу действует и муниципальный налог, который эквивалентен 10% налога на бизнес. Дополнительным импортным налогом может обложить и Совет по инвестициям, который занимается вопросами регулирования инвестиционной деятельности в стране. Применение дополнительного импортного налога Советом носит в основном протекционистский характер и направлено на поощрение местного предпринимательства. Такие налоги распространяются на определенные товары и действуют в течение одного года со дня принятия решения. При необходимости этот срок может быть продлен еще на один год. В стране осуществляются гербовый и акцизный сборы. Первый варьируется по категориям, что указана в специальной таблице Кода доходов. Освобождаются от этого сбора соглашения по займам, контракты по найму на работу, счета на фрахт. Второй - налагается на некоторые виды товаров (цемент, соль, нефть и нефтепродукты, спички, безалкогольные напитки, зажигалки, вино-водочные и табачные изделия). Акцизные сборы подразделяются на следующие категории:
Экспортные товары облагаются адвалорной пошлиной в зависимости от уровня цен, качества по скользящей прогрессивной шкале ставок обложения. Они составляют от 10 до 50%. В отличие от импортных пошлин, взимание которых наряду с фискальными преследует цель поощрения и развития национальной промышленности, экспортные пошлины носят стимулирующий и иногда запретительный характер. В 80-х годах система экспортных пошлин на основные традиционные товары таиландского вывоза часто менялась. Это особенно касалось риса. В последние годы размер экспортной пошлины стал варьироваться и на натуральный каучук. Применение экспортных пошлин в Таиланде, с одной стороны, направлено на пресечение попыток отдельных экспортеров искусственно занизить качество вывозимой сельскохозяйственной продукции, что может привести к сокращению бюджетных доходов. С другой - экспортные пошлины благоприятно отражаются на развитии отдельных отраслей сельскохозяйственного производства страны. 1.4. Внешнеторговая документация Большинство экспортных расчетов в Таиланде осуществляется через различного рода аккредитивы, в том числе коммерческий и на предъявителя. Расчеты могут быть произведены и на других условиях - по текущему счету или акцентному расчету. При экспорте стратегических товаров (олова, натурального каучука) возможны расчеты и в рассрочку. Для проведения экспортных операций владельцу товара необходимо получить соответствующее разрешение - лицензию. Запрос на выдачу лицензии подается в соответствующий коммерческий банк, когда оплата производится в пределах года, за исключением экспорта товара в рассрочку. При отсутствии каких-либо ограничений на вывоз данного товара коммерческий банк без промедления выдает соответствующее разрешение. В противном случае, экспортеру необходимо согласовать вопрос с соответствующими государственными органами и ведомствами и только после этого он может обращаться в коммерческий банк. В том случае, когда стороны договорились об особых условиях платежей, экспортеру необходимо получить лицензию в Министерстве торговли. При обращении за разрешением на вывоз товара экспортер должен представить следующие документы:
Отправив груз, экспортер переходит к завершающей стадии - к сбору доходов через соответствующий коммерческий банк. Он выписывает вексель, прикладывает к нему все необходимые документы (коносамент, аккредитив и др.) и сдает в банк. Обычно экспортер получает причитающуюся ему сумму в течение года с момента отправки груза. Экспортные поступления должны быть собраны и переданы уполномоченному банка в течение 7 дней с момента получения. Он и должны быть переданы в течение 15 дней с момента экспорта, если платеж осуществляется по аккредитиву; 21 дня, если выписывается вексель на предъявителя; 15 дней после срока погашения кредитного обязательства, но не позднее 180 дней с момента вывоза товара. Импортные операции. Документы по импорту несколько отличаются в зависимости от товарной структуры, а также от условий платежа. Лицензии на импорт выдаются Министерством торговли. При обращении за лицензией необходимо представить следующие документы:
По прибытии транспортных документов коммерческий банк, в котором открыт аккредитив, сообщает об этом импортеру. Прибывший в порт назначения груз хранится на складе под охраной таможенных властей. Получив от транспортных служб соответствующие сопроводительные документы, импортер обращается в таможню за разрешением на ввоз груза (самостоятельно или через таможенного брокера). При этом он представляет следующие документы:
Определенные требования предъявляются к маркировке ввозимого груза. Импортные товары формально должны иметь маркировку, инструкцию и характеристику товара на тайском языке, хотя на практике для большинства товаров это не обязательно. Однако для продовольственных товаров все эти позиции должны быть на тайском языке и в соответствии с инструкцией Министерства здравоохранения Мо 68 от 1982 г. Что касается ядовитых веществ, используемых в сельском хозяйстве, то при импорте применяется специальная инструкция Министерства сельского хозяйства и кооперативов;в промышленности - Министерства промышленности; в фармацевтической промышленности -Министерства здравоохранения. Согласно инструкции, маркировка продовольственных товаров должна давать следующую информацию: сорт и тип товара, название фирмы, номер регистрации: название и адрес производителя товара, вес (брутто) в метрических единицах; вес основных компонентов товара (в %) дата сбыта. 1.5. Транспортировка внешнеторговых грузов Транспортная система страны в последнее десятилетие работала с большим напряжением в связи с возросшим внешнеторговым грузооборотом. экономической активностью и небывалым ростом числа иностранных туристов. Морской национальный транспорт Тайланда малочисленен - насчитывает 161 суднособщим тоннажем 741.8 тыс. брутто-регистровых тонн и обеспечивает .лишь41 % всего внешнеторгового оборота страны Морские торговые суда старые: к 1990 г. не было ни одного судна со сроком эксплуатации менее 5 лет, только три судна до 10 лет. в основном суда возрастом свыше 16-25 лет. По оценке портовых властей Тайланда. морские порты перерабатывали свыше 65 млн. тонн различных импортных и .56 млн. тонн экспортных, в том числе контейнерных грузов в основном через Бангкокский порт (90%) и порты Саттахип. ПукетиСонгала. В стране действуют и другие морские порты - Краби на побережье Андаманского моря, Наконсритамарат- на побережье Сиамского залива, но они пока не играют существенной роли в переработке внешнеторговых грузов. Напряженно работает Бангкокскии порт, ввод в строи новых подъемно-погрузочных механизмов. контейнерных терминалов, введение повышенных ставок за стивидарные работы содействовали ускорению обработки грузов. Вместе с тем. отдельные линейные компании время от времени вводили дополнительные ставки за грузы, обрабатываемые в Бангкокском порту в качестве платы за простои судов в связи с их чрезмерной перегруженностью. Приватизация деятельности по обработке грузов в портах повысила их эффективность. Так, частная компания "Бангкок Модерн Терминала" получила лицензию на пользование причалом в Бангкокском порту, обновила оборудование и действует круглосуточно, обеспечивает обработку 40 тыс. контейнеров в год. Полным кодом идет строительство новых портов: Лаем Набанг и Маб Тапуд. Первый может обрабатывать до 100 судов в месяц. К концу 1990 г. он был оборудован на 80%, одновременно идет углубление фарвартера до 14 метров. Оживление экономической деятельности и развитие иностранного туризма соответствовало развитию авиационного коммерческого транспорта. Крупнейшая государственнаяама компания "Тай Эруэйз Интернэшнл" располагает парком самолетов в количестве 41 единицы. состоящего из различных современных типов самолетов компании "Боинг' и западноевропейского авиаконцерна. Расширилась география полетов в Европу и отдельные города США. Канады и Японки, подписаны соглашения о воздушном сообщении со странами Индокитая (Вьетнам. Лаос". В стране действуют четыре аэропорта, отвечающих международному стандарту: Бангкок (Дан Мыанг". Пукет. Чиенгмаи и Хаттаи. Наиболее важным и крупным из них является международный аэропорт"Лан Мыанг'. пропускная способность которого после реконструкции в 1987 г. составила 16 млн. пассажиров и 430 тыс. тонн груза. Имеющийся план его расширения, основанный на предполагаемых темпах прироста грузопассажирского потока, будет перекрыт уже к 1994 году. В этой связи Департамент авиации предложил построить в Бангкоке второй международный аэропорт, который мог бы кардинально решить назревающие трудности. По его оценкам, в 1995 г. через Бангкок пройдет свыше 28 млн. пассажиров и доставлено около 920 тыс.т грузов. Железнодорожный транспорт, имеющий второстепенное значение в перевозках внешнеторговых грузов к обладающий устаревшим парком подвижного состава, не получил своего дальнейшего развития Общая протяженность дорог не превышает 4,1 тыс.км. Однако необходимо отметить, что с началом сооружения металлургического комплекса, развитием нефтехимии и строительством ряда морских портов на юге страны предполагается укладка железнодорожного полотна и перевозка насыпных. контейнерных и наливных грузов из этих районов в Багкокскую и другие промышленные зоны. Таиландское правительство в ноябре 1989 г. выдвинуло идею строительства "сухопутного" моста между городами Краби и Наконсритамарат, что позволит существенно сократить пути для международных грузов через Малаккский и другие проливы на 835-2780 км. "Сухопутный" мост будет состоять из железнодорожных ниток. первоклассного шоссе и нефте- и газопроводов. Заинтересованные страны региона (Сингапур. Малайзия и Индонезия) официально высказались в пользу строительства этого моста. 1.6. Реэкспортные операции В обшей системе внешнеполитических связей Таиланда эти операции не имеют столь существенного значения, как для Сингапура или Гонконга. Прослеживается устойчивая тенденция как сокращения физического объема реэкспортных операций, так и удельного веса этого вида торговли в общем внешнеторговом обороте. Только за период 1983-1990 гг. стоимость импорта для реэкспорта сократилась почти в два раза - с 2.2 млрд. до 1.2 млрд.бат, а удельный вес отри иатьн в экспорте уменьшился в 5 раз с 1,5 до 0,3%. В категорию реэкспортных операции входят товары для международных ярмарок и специализированных выставок (рекламные материалы образцы товаров, экспонаты и др.), импортируемые различными дипломатическими представительствами и миссиями зарубежных стран,атакже те товары, которые признаны личными вещами их владельцев. 2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 2.1. Национальная денежная единица Денежная единица Тайланда -бат- делится на 100 сантангов. В обращении находятся банкноты достоинством 50 сантангов. I. 5, 10, 20, 50. 60 (Такие банкноты выпускаются Банком Таиланда с недавних пор и их количество весьма незначительно). 100 и 500 бат, а также разменная монетз в 5 1 бат. 50. 25. 20, 10 и 5 и 07. сантанга Наиболее ходовыми являются денежные знаки достоинством в 500. 100, 10 и 20 бат. на которые в 1990 г. приходилось соответственно 1%,27%,4% и 2,4%. По состоянию на 1990г. количество денег в обращении со-ставляло 118,7 млрд бат, в том числе 112,5 млрд. - бумажные деньги и 6,2 млрд.бат - монеты. Валютный контроль осуществляют государственный Банк Тайланда ("Бэнк оф Таилэнд") и Министерство финансов, валютные операции - Банк Таиланда и уполномоченные коммерческие банки. Монопольным правом на денежную эмиссию в стране наделен Банк Таиланда. Эмиссионное законодательство предусматриваетправофиду-циарной эмиссии (Банкнотная эмиссия, не обеспеченная металлическим запасом эмиссионного банка). Установлены следующие нормы эмиссионного обеспечения: не менее 60% -золото, валюта (фунты стерлингов и доллары США), стерлинговые и долларовые девизы со сроком выкупа не более года; остальная часть -таиландские баты и казначейские векселя (с 1960 г. в местной и иностранной валюте), коммерческие векселя (не более 10% эмиссии), квота (золотом и доллара ми) в капитале Международноговалют-ного фонда. Таиландская валюта имеет золотую основу. Валютный паритет таиландского бата, подтвержденный МВФ. соответствует содержанию в нем 0,0365332 г чистого золота. Курс бата определяется по корзине валют основных торговых партнеров Таиланда. Нет специального требования относительно вида валюты, используемого в расчетах с другими странами. Большинство платежей осуществляется в долларах США. Таиланд располагает значительными золото-валютными резервами. Несмотря на довольно существенную потребность в капиталовложениях в экономику страны и роста внешней задолженности, таиландское правительство придерживается политики АККУМУЛИРОВАНИЯ золото-валютных средств, что диктуется необходимостью противодействия неустойчивой конъюнктуре мирового рынка и поддержания на должном уровне валютно-финансового положения страны. Только за последние три года - с 1988 по 1990 г. - золотовалютные резервы Таиланда возросли почти в 2 раза и на конец 1990 г. составили 12,5 млрддолл.. что обеспечивает оплату импорта страны в течение 5-ти месяцев (при нормальном уровне резервов, равных оплате импорта в течение 3-х месяцев). Доля средств в иностранной валюте, находящихся на счетах иностранных и тайских финансовых институтов, в ценных бумагах различной степени лик-видности, достигают в общих резервах 89,7%. Таиланд относится к странам - надежным кредитополучателям. В 1989 г. страна погасила задолженность по внешним займам и кредитам на общую сумму 2,6 млрдлолл.. в том числе по основному ДОЛГУ около 1.4 млрд долл. и остальное - по процентам. При этом коэффициент обслуживания долга имеет благоприятную тенденцию к снижению, 2.2. Кредитно-финансовая система Таиланд имеет более или менее развитую кредитно-банковскую систему, которая включает в себя более 15 видов финансовых учреждений. Банковская система Таиланда, контролируемая государством, состоит из Банка Таиланда. 31 коммерческого банка, государственного сберегательного банка, кредитно-кооперативных банков и обществ, промышленно-финансовой корпорации. Тесно связаны с банковской системой страховые компании и другие финансовые учреждения. Возглавляет банковскую систему Банк Таиланда, главные функции которого по уставу состоят в поддержании стабильности валюты, оп-ределения кредитной политики коммерческих банков, регулирования зарубежнх инвестиций и пр. Банк уполномочен также контролировать валютные и внешнеторговые сделки, производить международные операции и хранить золотовалютные резервы страны, регулировать государственную задолженность. В международных финансовых организациях он выступает депозитарием правительства страны. Банк Таиланда, в отличие от коммерческих банков, не занимается текущими операциями по мобилизации средств и предоставлению кредитов. Он является не оперативным, а координационным центром финансово-кредитной системы страны, контролирует деятельность коммерческих банков и других учреждений специализированного кредита, санкционирует валютные операции банков, а в случае надобности имеет право на введение прямого государственного контроля над их деятельностью. При его участии устанавливается максимальный уровень процентных ставок коммерческих банков. На начало 1991 г. активы Банка Таиланда превышали 331,6 млрд.бат. Ведушая роль в кредитно-банковской системе принадлежит коммерческим банкам. На конец 1990 г. в стране действовал 31 коммерческий банк, из них 16 - местных и 15 иностранных; их общие активы составляли 1276,7 млрд.бат, в том числе почти 95% приходилось на местные банки. Крупнейшим среди этих банков является Бангкокский банк ("Бэнгкок Бэнк Лтд."), имеюший более 300 отделений в стране и 16 отделений и 57 агентств на всех континентах мира. Активы банка на конец 1990 г. составили почти 480 млрд.бат. На его долю приходилось свыше трети совокупных активов коммерческих банков страны. Кроме того, в Таиланде функционируют крупнейшие транснациональные банковские корпорации, среди которых по размерам операций выделяются "Бэнк оф Токио", "Мицуи Бэнк" (Япония), "Бэнкоф Америка" и "Чейз Манхэттен Бэнк" (США) и "Чартед Бэнк"(Великобритания). Сберегательное дело осуществляет Государственный сберегательный банк Таиланда ("Стэйтсэйвингз бэнкоф Таилэнд"), имеющий разветвленную сеть отделений в стране. К числу специальных кредитно-финансовых институтов относятся Банк сельского хозяйства и сельскохозяйственных кооперативов, Государственный банк жилищного строительства, Промышленно - финансовая корпорация. Финансовый комитет мелкой промышленности. В стране действуют свыше 70-ти страховых компаний, которые занимаются различными видами страхования. Кроме того, в Таиланде функционируют около 10-ти иностранных страховых компаний. С 1975 г. действует фондовая биржа - Таиландская биржа ценных бумаг ("Секъюритиз иксчэйндж оф Таилэнд"), гае котируются акции и обращаются облигации свыше 100 фирм, в том числе иностранных. Для поощрения регистрации на указанной бирже установлены следующие налоговые льготы:
2.3. Ограничения на сделки с наличными и по безналичным расчетам В конце мая 1990 г. правительство Таиланда объявило о снятии валютных ограничений в стране. Кроме того, было заявлено, что он будет придерживаться 8-й статьи правил МВФ, требу-ющей от государств-членов этой организации отказаться от валютного контроля и гарантировать конвертируемость национальной валюты. Таким образом, Таиланд стал 68-й страной (из 152, входящих в состав МВФ), принявшей условия этой статьи. Причиной, приведшей к отмене валютных ограничений в стране, стала политика правительства, направленная на отмену барьеров для притока иностранного предпринимательского капитала и создания совместных предприятий. Все это привело к стабилизации курса национальной валюты по отношению к свободно конвертируемым, что произошло также благодаря сбалансированности эмиссии денег и эффективной политики правительства в области финансов. Отмена ограничений означает свободный ввоз капитала в страну, вывоз прибылей, отмена валютного контроля за торговыми операциями, что еще больше укрепляет доверие к Таиланду со стороны зарубежных вкладчиков. Однако еще сохраняются определенные ограничения на крупные финансовые сделки. В соответствии с новым положением, без предварительного согласования можно перевести за рубеж до 0,5 млн.долл. До этого вывоз разрешался гражданам Таиланда на сумму не более 250 долл., а иностранцам - 2 тыс.долл. или в пределах суммы, зарегистрированной при въезде. Значительно увеличен максимальный уровень денежных переводов в иностранной валюте, которые можно переводить или вывозить за рубеж без предварительного согласования с правительством. Ослаблен контроль и над обменом иностранной валюты, чтообеспечитеесвободный приток в Таиланд и создаст благоприятные условия для развития внешней торговли и роста иностранных капиталовложений в экономику страны. Отныне коммерческим банкам разрешено покупать иностранную валюту у одного клиента на сумму до 1 тыс.долл. вместо 5000 долл. ранее и продавать до 500 долл. против 140 долл. ранее. Предполагается значительно упростить таможенные формальности для импортеров и экспортеров, получающих и отправляющих товары на сумму до 100 тыс. бат против 50 тыс. ранее. Отдельные граждане также имеют возможность осуществлять зарубежные переводы до 10 тыс.бат без предварительного согласования с Банком Таиланда (до этого перевод в страну не мог превышать 2 тыс.бат, а из страны - 500 бат на одного человека). Максимальная сумма одного почтового перевода без одобрения Банка Таиланда увеличивается с 250 до 2,5 тыс.бат. Местные компании и частные лица могут, начиная с конца 1990 г., открывать за границей счета в иностранной валюте при условии, что депозиты не будут слишком велики или переведены из Таиланда. Как ожидается, дальнейшие меры по либерализации валютного законодательства позволят достичь конвертируемости бата и превратить Таиланд в ближайшем будущем в международный финансовый центр. В Таиланде нет ограничений по расчетам на зарубежные займы и кредиты. Вся иностранная валюта должна быть переведена в баты через коммерческий банк в течение 7 дней со дня получения и зарегистрирована в Банке Таиланда для обеспечения будущего возврата основной суммы долга и процентов. Нет ограничений и на прямые капиталовложения. Инвестиционные фонды должны быть зарегистрированы в Банке Таиланда для обеспечения будущего возврата прибылей и капитала. Разрешены переводы за границу и возврат инвестиций. При этом, предварительно эти действия одобряются службой валютного контроля. Перевод за границу дивидендов, прибылей и процентов от вкладов, займов или собственности на землю регистрируется при наличии соответствующих документов. Имеются некоторые ограничения по счетам. Так, нерезидентные блокированные счета могут быть открыты путем вкладов из местных источников или иностранных переводов. Этот тип счета может действовать только в Таиланде, а иностранные переводы предварительно проверяет служба валютного контроля. Все депозиты по этим счетам заявляются в службы валютного контроля. По ним не разрешены переводные векселя. Нерезидентные счета открываются нерезидентами в Таиланде. Они бывают 2-х типов: безналичные и блокированные. Источниками безналичного нерезидентного счета являются: баты, полученные от продажи иностранной валюты уполномоченными агентами; баты, полученные из другого безналичного счета. При этом нужна проверка, что последний является нерезидентным и безналичным; предусмотренные расходы на нерезидентов; выплаты (в батах) от резидентов, получивших одобрение службы валютного контроля на перевод за границу или в нерезидентные безналичные счета. Фонды этих счетов используются на любые нужды, включая выплаты резидентам в Таиланде и покупку иностранной валюты, переводимой за рубеж. Не разрешаются операции по переводным векселям. В Таиланде не существует ограничении на заем средств у местных источников со стороны иностранных вкладчиков. Нет регулирующих правил, направленных на ускорение или затягивание расчетов. Однако необходимо получение предварительного одобрения расчетов со стороны Банка Таиланда, который рассматривает каждый случай отдельно. 2.4. Валютные аспекты экспортно-импортных операций По существующему валютному законодательству Таиланда все расчеты за экспортно-импортные операции могут производиться в любой валюте, кроме денежных знаков ЮАР и Родезии, так как экспорт и реэкспорт в Родезию требует специальной лицензии, а экспорт в ЮАР запрещен. Нет специального требования относительно вида валюты, используемого в расчетах. Исчисление и оплата экспортных и импортных пошлин производится в батах после прохождения товаров через таможенные службы. Перевод иностранной валюты в баты производится по текущему обменному курсу. Экспортные поступления должны быть собраны и переданы уполномоченному агенту, ответственному за сделку, в течение 7 дней с момента получения. Они должны быть переданы в течение 15 дней с момента вывоза, если платеж осуществляется по аккредитиву; 21 день, если выписывается вексель на предъявителя; 15 дней после срока погашения кредитного обязательства, но не позднее 180 дней с момента экспорта. Платежи по импорту могут проводиться банками при предъявлении необходимых документов. Для предварительных платежей на сумму свыше 1400 долл. необходимы разрешение и платежное свидетельство Банка Таиланда (при ввозе партии товаров на сумму свыше 500 долл. требуется только платежное свидетельство, выданное уполномоченным агентом указанного банка. Разрешение также требуется для открытия обращающихся аккредитивов и аккредитивов на срок свыше месяца. В дополнение к обычным документам импортеры должны получить "сертификат платежа" у уполномоченного агента Банка Таиланда прежде чем провезти через таможню товары стоимостью свыше 20 тыс.батов. Все налоги на импорт (пошлины.налоги на бизнес и др.) должны быть выплачены перед получением товара из таможни. При осуществлении экспортно-импортных операций широко практикуется кредитование внешнеторговых операций со стороны коммерческих банков. В конце 1990 г. кредиты этих банков на экспортные и импортные сделки составили свыше 120 млрд.бат, или почти 12% всех кредитных операции этих учреждений. Страховые же компании занимаются страхованием этих сделок. Вопросы валютного режима в части порядка платежей по внешнеторговым и иным валютным операциям между Советским Союзом и Таиландом регулируются Торговымсоглашением. заключенным между двумя странами в 1970 г, 3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ 3.1. Основные налоги Все налоговые поступления в государственный бюджет складываются из прямых и косвенных налогов. Основу этих поступлений составляют косвенные налоги. На их долю в 1990 г. приходилось более 80% налоговых и почти 75 % всех поступлений в госбюджет. К косвенным налогам относятся экспортные и импортные пошлины, налоги с оборота, с продажи, на бизнес и на услуги, акцизные налоги, налоги на лицензию и гонорары, роялти и др.; кроме того, косвенным налогом облагаются доходы государственных фискальных монополий. В 80-х годах косвенное налогообложение значительно увеличилось: уровень 1990 г. в текущих ценах более чем в 3 раза превышает показатели 1980 г., что объясняется в значительной степени повышением действующих ставок на импортные товары. В своей налоговой политике в этот период таиландское правительство преследовало не только фискальные цели, но и покровительство и поощрение развития национальной индустрии. Доходы от взимания экспортных пошлин имеют устойчивую тенденцию к сокращению. Доходы поданной статье формируются в основном за счет взимания пошлин при экспорте из Таиланда сел ьскохозяйственногоиминерально-го сырья. Большая часть бюджетных доходов от экспортных пошлин в 1990 г. приходилась на натуральный каучук (более 80-и %). Другими видами косвенного обложения, приобретающими все большее значение, являются налоги на деловые операции и на предоставление различных услуг. Поступления по этим статьям в 1990 г. составили более 100 млрд.бат. Существует налоге продаж, который колеблется в пределах 1,5-30% для почти всех товаров. Нижние ставки относятся к товарам. связанным со сферой образования, сырью и предметам домашнего обихода, высшие - к автомобилям и косметическим товарам. В связи с развитием нефтегазовой и других отраслей добывающей промышленности более чем в 4 раза увеличились поступления от роялти. Увеличиваются поступления в бюджет от налогов на лицензии и гонорары. 3.2. Подоходный налог Он подразделяется на налог с физических лиц и налоге юридических лиц (корпоративный налог). В отличие от предшествующего периода. в 80-х годах крупной статьей подоходного налога стал корпоративный налог. В 1990 г. на эту статью приходилось 53,2% поступлений от подоходного налога, 11 % от всех налогов и около 10% всех доходов государственного бюджета. Индивидуальное налогообложение в стране с резидентов (постоянно проживающих в Таиланде) и нерезидентов производится на основе оценки их дохода, получаемого от работы или от занятия бизнесом в Таиланде. Как резиденты, так и нерезиденты, получающие доход от работы по найму, включая заработную плату, премию, различные выплаты, пенсию, денежную стоимость бесплатного проживания , покрытие налога состороны работодателя или любые другие доходы, собственность или выгоды, получаемые от работы по найму в Таиланде, облагаются налогом независимо от того, получается ли этот доход в Таиланде или вне его. Для иностранцев или краткосрочно проживающих скидка не предусматривается. Большинство типов доходов от капитала облагаются налогом как обычный доход, за исключением дохода от продажи акций компаний, зарегистрированных на Фондовой бирже Таиланда, и доходы от продажи доли в общественном фонде. Резиденты облагаются налогом от продажи платежных обязательств на фондовой бирже единообразной налоговой ставкой в 15%. Потери капитала могут не компенсироваться доходами. Доходы от капитала и инвестиций из источников вне Таиланда не облагаются налогом, если только не переводятся резидентом в Таиланд. Проценты от банковских вкладов, займов и финансовых компаний или определенных госу-дарственныхоблигаций подвергаются налогообложению в размере 15%. Лицо может отделить доход от процентов от другого дохода. В этом случаеон платит подоходный налоге 15%. Или он может объединить эти доходы и платить подоходный налог с общейсуммы в размере 15%. Если общая сумма банковских вкладов сроком в один год и больше, а также обязательства финансовых компании сроком 18 месяцев и больше. не превышают 200 тыс. батов. то доходы от процентов не облагаются налогом. Резидент, получающийдоходы от дивидендов или процентов по платежным обязательствам от компании, зарегистрированной на Фондовой бирже, может исключить этот доход из калькуляции и получить налоговую льготу. Если такое исключение производится, то подоход-ный налог высчитывается по специальным таблицам и не превышает 15% в случае дохода от дивидендов и единообразная ставка в 15% в случае получения процентов по платежным обязательствам. Пожертвования на благотворительность подвергаются вычетам до 10%. Выплаты по страхованию жизни. производимые налоге плательщиком. подвергаются вычетам до 7 тыс. батов. На такую же сумму могут быть подвергнуты взносы в резервный страховой фонд Таиланда, а также ссуды на покупку и постройку недвижимости в Таиланде. В стране действует прогрессивная система взаимания подоходного налога с физически лиц: по мере увеличения дохода растет и размер облагаемого налога. При годовом доходе не свыше 50 тыс. бат процентная ставка составляет 5 %, свыше 50 тыс. - 2,5 тыс. бат, а не свыше 200 тыс.- 10%; свыше 200 тыс. - 17,5 тыс.бат, а не свыше 500 тыс. - 20% и т.д. Корпоративный налог начисляется на чистую прибыль по следующим ставкам:
Отделения зарубежных компаний облагаются налогом только с прибыли, полученной в Таиланде. Прибыли отделений, переводимые материнской компании, облагаются налогом в 20%. Для расположенной в Таиланде корпорации дивиденды, выплачиваемые зарубежным акционерам, облагаются 20%-ым налогом или 15%-ым, если получатель находится в стране, заключившей с Таиландом соглашения об избежании двойного налогообложения. Определение дохода производится по минимуму себестоимости или рыночной цене. Доходы на капитал облагаются как обычный доход. Дивиденды от акции также облагаются налогом. Вычеты на суммы, выделяемые на благотворительные цели. не могут превышать 1 % от чистой облагаемой налогом прибыли. Обложение налогом групп компаний не разрешается. Выплаты дивидендов одной тайской компании другой тайской компании или отделению иностранной корпорации облагается подоходным налогом в размере 10%. Если же получатель не зарегистрирован на Фондовой бирже, то в этом случае подоходный налог не взимается. 3.3. Механизм взимания налогов Взиманием подоходных налогов занимается налоговое ведомство Таиланда. Резиденты и нерезиденты представляют в это ведомство декларацию о доходах. Для объединенной декларации на мужа и жену не существует сниженной налоговой ставки. После заполнения декларации все доходы относятся на счет мужа. Налоговый год в этом случае совпадает с календарным. Корпоративные налоги сдаются также в это ведомство. Налоговый год компаний совпадает с бухгалтерским, продолжительностью в 12 месяцев. Но он может быть меньше 12-ти месяцев в случае первого года существования компании или после утверждения Департаментом по доходам и коммерческой регистрации, полученной перед датой закрытия компании. Система взимания корпоративного налога основана на самооценке. Компания представляет декларацию о доходах к определенной дате и в это же время выплачивает налог. Выплата налога производится за полугодие. Декларация должна быть заполнена в течение двух месяцев после завершения первого полугодия бухгалтерского года. Налог исчисляется по половине прибыли, ожидаемой к концу бухгалтерского года. Годовая декларация заполняется после завершения бухгалтерского года, и в этот же срок выплачивается налог. Скидка дается на налог, выплачиваемый за полугодие. 3.4. Международные соглашения в области налогообложения Таиланд широко использует практику заключения соглашений с другими странами об избежании двойного налогообложения. По состоянию на 1991 г. Таиландское правительство подписало такие соглашения со следующими государствами: Австрией, Англией, Бельгией, Германией, Данией, Индией, Индонезией, Италией, КНР (не ратифицирован), Малайзией. Нидерландами, Норвегией. Пакистаном. Польшей. Республикой Корея. Сингапуром, Финляндией, Францией. Швецией, Шри Ланкой, Японией. 4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 4.1. Инвестиционная политика государства Вопросы регулирования инвестиционной деятельности в Таиланде возведены в ранг государственной политики и рассматривается на уровне высшего эшелона власти страны. В настоящее время действует законодательство об инвестициях 1977 г., которое координирует движение национального и иностранного капитала, определяет сферы их деятельности и другие вопросы предпринимательства. И в этом законе льготы и привилегии распространяются как на местные, так и иностранные фирмы. Вместе с тем в стране действует законодательство об иностранном бизнесе 1972 г., который регулирует деятельность зарубежных фирм в Таиланде. Этот закон предоставляет иностранным компаниям ряд гарантий: от национализации инвестированного капитала; от конкуренции со стороны вновь созданных госпредприятий; от государственной монополии на продажу продукции, аналогичной производимой на предприятиях, получивших привилегии; установления контроля над ценами; беспошлинного импорта аналогичной продукции госпредприятиями. Этим законодательством предусмотрены и такие защитные функции, как запрет на импорт конкурентных товаров, установление дополнительного налога на продукцию иностранного производства по ставкам не свыше 50% от стоимости импортного товара на базе цены СИФ в течение не более одного года. Зарубежным фирмам разрешается приглашать иностранных специалистов и экспертов для подготовки технико-экономического обоснования проекта, для реализации его, а также владение землей под объект и перевод финансовых средств за границу. Указанные законодательные акты направлены на создание благоприятных условий для деятельности частного, как национального, так и иностранного капитала. Причем зарубежные фирмы могут использовать различные фирмы организации бизнеса в Таиланде. Важным инструментом для претворения в жизнь инвестиционного законодательства и регулирования притока частного капитала в экономику страны является Совет по инвестициям (СИТ), который функционируете апреля 1959г. Этот постоянный орган непосредственно подчиняется Кабинету министров. Председателем Совета по традиции является Премьер-министр, а пост его заместителя закреплен за Министром промышленности. В состав Совета на правах полноправных членов входят министры иностранных и внутренних дел, финансов, обороны, торговли, сельского хозяйства и кооперативов, а также Генеральный секретарь юридического совета Таиланда, управляющий Банком Таиланда, председатель Промышленно-финан-совой корпорации. При Совете действует группа советников в составе генерального секретаря Национального совета экономического и социального развития, генерального директора Департамента трудовых ресурсов Министерства внутренних дел.президент Ассоциации тайлан-дской промышленности, президент Совета по торговле и президент Ассоциации таиландских банкиров. Генеральный секретарь Совета осуществляет оперативное руководство и координирует работу основных подразделений СИТ: отделов информации и услуг, развития, контроля за предоставлением привилегий, контроля за реализацией проектов, планового и аналитического отделов, центра инвестиционных услуг. Совет по инвестициям предпринимает активные шаги по пропаганде инвестиционных возможностей за границей через свои представительства в Нью-Йорке, Сиднее, Токио и Франкфурте-на-Майне. Он издает на регулярной основе справочно-информационный бюллетень на английском языке "ИнвестментинТаи-лэнд". Для того чтобы заниматься предпринимательской деятельностью в Таиланде,заинтере-o сованные стороны должны обратиться в Совет с заявкой-запросом. Утвержден список 120отрас-лей, где разрешена деятельность зарубежных инвесторов. В том случае, если какой-либо проект не входит в этот список, но, по мнению правительства, имеет важное значение для экономики страны (экспортное производство, проекты, обеспечивающие большую занятость или преимущественное использование местного сырья и материалов, импортзамещающее производство) Совет вправе выдать соответствующее разрешение (сертификат). Совет занимается вопросами организации совместных предприятий. Он может оказать помощь в определении приоритетных направлений капиталовложений, а также в поиске местного партнера. При выдаче сертификата Совет учитывает и конъюнктуру внутреннего рынка. В случае ухудшения сбыта продукции отдельных отраслей промышленности Совет ограничивает строительство новых предприятий в этих отраслях. Совет обсуждает общие вопросы инвестиционной политики страны, рассматривает мероприятия стельных министерств по реализации и контролю над принятыми проектами. 4.2. Льготный режим для различных капиталовложений Льготный режим установлен прежде всего для предприятии. ПОЛУЧИВШИХ статус "поощря-емого Компании, которые намечают выпускать товары столь необходимые стране и не выпускаются в ней в достаточном количестве, а также те из них. которые выпускают товары исключительно на экспорт, получают этот статус. При предоставлении сертификата учитываются также такие моменты: какое количество материалов местного производстваиспользуемого вновь созданным и предприятиями: где намечается строительство предприятия, везет Ли его строительство к децентрализации в размещении промышленных предприятии и развитию периферийных районов. С целью смягчения проблемы безработицы и увеличения занятости в стране, таиландское правительство стимулирует создание трудоемких производств. Предоставляются льготы и привилегии тем предприятиям, которые широко используют в производстве местное сырье и материалы. Льготный режим представляется главным образом смены иным пред приятиям. а такжетем фирмам, в которых на долю местного капитала приходится 50 и более процентов акций. При этом учитывается и общая сумма вложенного капитала. При предоставлении льготного режима учитываются также такие факторы, как применение новой техники и технологии, обучение национальных кадров, передача опыта в области управюния, услуги маркетинга. Льготный режим предполагает:
Промышленным предприятиям, выпускающим экспортную продукцию, предоставляется право на льготное налогообложение. В отдельных случаях они полностью освобождаются от уплаты подоходного налога в течение первых трех лет. Предприятия экспортной ориентации, получившие от Совета по инвестициям статус поощряемое могут быть освобождены от уплаты лого налога на более длительный срок - от 3-х до 8-ми лет. В стране действуют следующие экспортные льготы:
Промышленные предприятия получают скидку в 20% от стоимости электроэнергии, используемой в производстве экспортной продукции. Дополнительные льготы предусмотрены для предприятий, действующих в промышленных и экспортно-производственных зонах страны:
Предприятия, расположенные в этих зонах. имеют многочисленные льготы в области подоходного налогообложения; в ряде случаев они полностью освобождаются от уплаты подоходного налога. 4.4. Экспортно-производственные зоны Одной из сфер функционирования предпринимательского (как местного, так и иностранного) капитала в таиландской экономике в 80-х годах стали промышленные и экспортно-производственные зоны. которые таиландское правительство рассматривает как важный инструмент в реализации экспортной стратегии страны. Построенным в этих зонах предприятиям предоставляется наиболее льготный режим. Благодаря этому там создаются предприятия с большей долей участия иностранного капитала. В отдельных случаях зарубежным фирмам разрешается владеть всем акционерным капиталом создаваемых компаний. Предоставляя в указанных зонах наиболее благоприятные условия для деятельности иностранных компаний, правительство Таиланда стремится обеспечить привлечение новейшей техники и технологии и тем самым повысить конкурентоспособность таиландских товаров на мировом рынке. В отличие от других стран, где функционируют технологические парки и экспортно-производственные зоны, в Таила ндесоздаются промышленные зоны, которые представляют собой подготовленную территорию с дорогами, коммуникациями и зданиями для размещения промышленных предприятий. Промышленная зона в Таиланде делится на две части: общую промышленную, связанную с производственным процессом, и экспортно-производственную, предназначенную для деятельности, связанной с производством товаров на экспорт. В 1990 г. в Таиланде действовало пять промышленных зон: "Бангшан Индастриал Истэйт" является первой в Таиланде промышленной зоной, созданной в форме обшей промышленной зоны и относящейся к категории экологически чистой. В настоящее время там функционируют 68 предприятий, на которых занято 8,8 тыс. рабочих. Общие капиталовложения составляют 2,5 млрд. бат (около 95,5 млн.долл.); "Лард Крабанг Дженерал Индастри энд экспорт просессинг зоунс". расположенный на окраине Бангкока, состоит из обшей промышленной (171,8 га) и экспортно-производственной (37 га) зон. В настоящее время в обшей промышленной зоне действуют 44 предприятия.на которых трудятся 4.8 тыс. человек, а капиталовложения составляют 7,2 млрд.бат (около 266 млн.долл.). Вэкспортно-производственнойзоне функционируют 35 предприятии с числом занятых в 8 тыс. человек, а инвестиции превышают 1.9 млрд.бат (более 70 млн.долл.): "Бангпу Индастриал Истэйт" расположена в 35 км от Бангкока и занимает плошадь в 1.3 тыс.га. Там действуют 98 предприятий с числом занятых 13,3 тыс.человек, а их инвестиции составляют 6,3 млрд. бат (более 233 млн.долл.); "БангфлиИндастриал Истэйт" - общая промышленная зона занимает 162 га. Здесь действуют 77 предприятий, на которых занято 7,0 тыс. человек. Общие инвестиции в зону оцениваются в 3,0 млрд.бат (более 111 млн.долл.); "Норзерн Индастриал Истэйт" - первая промышленная зона, созданная в сельской местности. Ее площадь составляет 288 га. До настоящего времени вся площадь еще не освоена. На конец 1989 г. здесь действовало 40 предприятий, размешенных на площади 80 га. В процессе строительства находятся следующие зоны: "Сонгкла Индастриал Истэйт", расположенная на площади 81 га. Предполагаемые инвестиции оцениваются в 180 млн.бат (около 7 млн.долл.); "Индастриал Истэйт Фанг Нга", строительство которой, как полагают, активизирует деятельность морского порта в Пхукете. Предполагается, что она будет выполнять функции чисто экспортно-импортной зоны; "Лаим Чабанг Индастриал Истэйт" будет занимать площадть в 567 га, из которых общая промышленная зона займет 356 га. Как полагали, завершение его строительства должно было завершиться в конце 1990 г.; "Мата Пхут" - промышленная зона, которая включает глубоводный морской порт и займет плошадь в 1215 га, из которых промышленная зона будет занимать площадь в 971 га. Завершение строительства зоны намечено на 1992 г. Здесь будет занято 35 тыс. человек. Промышленной зоной будет "Индастриал
Истэйт Накхон Ратчасима", в создании которого примут участие местные и
иностранные частные компании. Месторасположениедругойпро-мышленной зоны
"Самуит Сакхон Индастриал Истэйт" еще не определено.
|
|