Обозреватель - Observer
Культура и образование

   Развитие
дистанционного образования
в России и странах СНГ

 
Е.Малитиков,
председатель Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний
и образованию взрослых, президент Международной ассоциации «Знание»,
академик, профессор
В.Колмогоров,
заместитель министра РФ по делам СНГ, кандидат экономических наук, профессор
М.Карпенко,
ректор Современного гуманитарного университета, доктор технических наук, профессор
На рубеже веков объективные потребности развития современного общества обусловили создание во многих странах мира системы дистанционного образования. Актуальность подобной формы обучения для России и стран СНГ очевидна: дистанционное образование призвано сыграть жизненно важную роль в сохранении и развитии единого образовательного пространства наших стран. Большой вклад в этот интеграционный процесс, на наш взгляд, может и должна внести Российская Федерация. В силу геополитических, географических, национально-этнических и других факторов на протяжении всей своей истории Россия выполняла цивилизационную функцию для многих народов Евроазиатского континента. В этой связи экспорт российского образования в страны СНГ является не только прогрессивной традицией, но и велением времени.

Во всем мире экспорт образовательных услуг несет не только социокультурную, но и экономическую нагрузку.

К примеру, по данным Института международного образования, в США в прошлом году обучались 453 787 иностранных студентов. Занимая 5-е место среди крупнейших «экспортеров» образовательного продукта, американцы ежегодно получают в казну 7 млрд. долл. Большая часть иностранных студентов — 57% представляют Азию, и лишь 15% — Европу. Сегодня высшее образование в США называют «100-миллиардным бизнесом», составляющим 2,7% валового национального продукта.

Приведенные цифры красноречиво свидетельствуют о необходимости наращивать усилия в развитии отечественного образования и его экспорта. Несомненно, мощным средством достижения этого является дистанционное обучение, позволяющее предлагать образовательные услуги всем в них нуждающимся, невзирая на государственные, национальные, географические, временные и другие факторы.

К сожалению, многие проблемы развития дистанционного образования и его экспорта в страны СНГ во многом обусловлены кризисными явлениями в экономической, политической и социальной сферах жизни современного российского общества, которые оказывают отрицательное влияние на состояние как высшего, так и общего среднего образования.

За последние годы ситуация сложилась так, что молодежь 1868 районов субъектов РФ в силу объективных причин не имеет возможности получать образование, отвечающее отечественным и мировым стандартам.

Неравномерность развития российской инфраструктуры привела к существенным разрывам в обеспечении образовательными услугами населения. Во многих школах, особенно в сельской местности, ощущается нехватка учителей. Она сегодня не может быть восполнена по целому ряду социально-экономических причин. Более того, в рамках существующей технологии общего образования в сельских и поселковых школах с малым количеством учеников невозможно иметь необходимый для полноценного учебного процесса состав специалистов по отдельным дисциплинам.

Как следствие, выпускники средних школ отдаленных регионов страны не могут на равных конкурировать с жителями крупных образовательных центров при поступлении в высшие учебные заведения, ибо имеют пониженный стартовый потенциал.

Негативная тенденция имеет место и в некоторых регионах стран СНГ, где нет возможности для открытия и функционирования вузов. Жесткие и в целом справедливые требования к лицензированию и аккредитации высших учебных заведений в странах Содружества не могут быть выполнены по очевидным причинам: отсутствие высококвалифицированных кадров, учебных площадей, дидактических и других средств.

В создавшейся ситуации необходимы решительные и активные действия в реформировании отечественной школы, создании нового облика и инфраструктуры образовательной сферы России и СНГ. Требуется критическое переосмысление и некоторых основ педагогической науки, их переориентация на современные информационные технологии и средства обучения. Подобной логике развития следуют многие образовательные системы мира.
 
Стратегическая цель дистанционного образования, в этой связи, чрезвычайно актуальна — обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Эта цель достигается с учетом мировой тенденции мобильного распространения знаний за счет обмена образовательными ресурсами. Закономерно, что средством достижения такой цели должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер.

Вопросы развития дистанционного образования педагогическое сообщество обсуждает уже не первый год. В настоящее время эта проблема в нашей стране переходит из плоскости разговоров и теоретических поисков развития дистанционного обучения в плоскость реального воплощения. Еще в середине 90-х годов в системе Госкомвуза была разработана и начала реализовываться Концепция создания и развития дистанционного образования в РФ. В этот же период начали формироваться образовательные сети, представителями которых выступили FREENet и RUNNET. В 1997 г. Министерство образования организовало проведение эксперимента в области дистанционного образования, участниками которого стали шесть отечественных вузов. Первые итоги эксперимента уже подведены, первые результаты проанализированы. Позволим себе привести выдержку из Приказа Министра образования РФ № 41 от 22 июня 1999 г.:

«Вузами — участниками эксперимента были созданы оригинальные методы дистанционного образования, опирающиеся на новейшие информационные технологии и средства телекоммуникаций, предложены две методики образовательного процесса, которые открывают новые возможности для развития дистанционного образования: сетевая электронная Интернет-библиотека и мультипреподавательское спутниковое телевидение.

Были созданы предпосылки для обеспечения образовательного процесса по отдельным специальностям с использованием технологии дистанционного образования; разработаны специализированные учебные методические пособия по основным учебным дисциплинам. Определена специфика работы преподавателей при использовании технологий дистанционного образования, разработаны методические основы их деятельности, организована их подготовка.

В ходе эксперимента создана широкая сеть филиалов и региональных учебных центров, охватывающих большую часть регионов России. Эксперимент подошел к этапу юридической проработки применения дистанционных технологий в образовательном процессе».

В этом же приказе отражено решение Министерства образования продлить эксперимент. Для его реализации создан Совет межвузовской научно-технической программы «Научно-методическое обеспечение дистанционного обучения». Кроме того, министерством поддержан ряд проектов по развитию дистанционного образования в регионах России. Эффективные практические шаги в развитии дистанционного образования сделаны МЭСИ. Заслуживает распространения опыт работы в данной сфере МГТУ, МЭИ, МИЭМ, МАДИ и ряда других вузов. Среди негосударственных образовательных учреждений принципы дистанционного образования реализуются СГУ. Многие авторитетные учебные заведения страны предпринимают первые шаги по внедрению дистанционных обучающих технологий.

Активное и практически тотальное внедрение дистанционных инноваций в педагогическую практику большинством российских образовательных учреждений позволяет обсудить некоторые проблемы дистанционного образования в РФ. Их актуальность обусловлена тем обстоятельством, что дистанционное образование становится средством взаимопроникновения не только знаний, обучающих технологий, подходов и методов, но и, как уже отмечалось, капитала — инструментом борьбы за рынок производства и потребления образовательных услуг. Это нормальное явление, и было бы справедливо, если эта конкуренция будет открытой — «прозрачной», а «победит сильнейший» — тот, кто предложит более высокое качество обучения, более современные образовательные информационные технологии и наилучший дидактический продукт, соответствующий наивысшим отечественным и мировым стандартам.

Вместе с тем, для современного мирового сообщества идея дистанционного обучения не нова. С 1938 г. существует Международный cовет по заочному образованию — одна из старейших международных образовательных организаций, которая с 1982 г. года известна как Международный cовет по дистанционному образованию (ICDE). Появился новый термин «глобальное образование», который подразумевает целостную систему международного высшего образования, включающую традиционные общие компоненты, но на новой технологической основе.

За период своего развития технология дистанционного обучения прошла несколько этапов становления. Содержание и средства каждого из них в целом успешно реализуются в самых различных формах современного дистанционного образования, а их подходы и компоненты не только не исключают, но и взаимно дополняют друг друга.

Первый этап — форма дистанционного образования, в которой обучение организуется по схеме «педагог — один или несколько учеников». Виды средств связи между преподавателем и учащимся здесь немногочисленны: обычная почта, телефон, компьютеры. Количество специалистов, обеспечивающих эту форму дистанционного образования, ограничено, а большинство компонентов ее обеспечения автономны и независимы друг от друга. На данном этапе отсутствовали системность и комплексность в применении дистанционных средств обучения.

Второй этап условно можно обозначить: «педагог — множество учеников». Его оформление произошло благодаря организации в процессе дистанционного обучения односторонней связи, то есть без «обратного» компонента. На данном этапе стали увеличиваться виды связи, включающие в свой арсенал видео- и аудио кассеты, компьютерные программы, видеолекции и т.д.

Третий этап характеризуется появлением с начала 80-х годов и дальнейшим ростом популярности Internet. Его влияние стало столь огромным, что связь «многих со многими» и системы обмена знаниями стали общими. Число «поставщиков» информации увеличивалось, несмотря на временные и географические ограничения. С начала 90-х годов число пользователей Internet бурно растет: предполагается, что к концу XX столетия оно достигнет 100 млн. пользователей.

Сегодня можно говорить о четвертом — интегрирующем этапе развития дистанционного образования, основанном на комплексной — виртуально-тренинговой технологии обучения. Его основу составляют развивающиеся средства доставки информации благодаря комплексному внедрению современных коммуникационных систем, которые позволяют максимально быстро передавать любые формы информации в любую точку земного шара.

Среди современных концепций организации дистанционного образования на базе новых информационных средств, несомненно, заслуживают внимания идеи создания мировых и региональных сетевых технологий, а также «единого виртуального кампуса». Сегодня происходит процесс включения общедоступных баз данных и знаний в интегрированные системы связи. Например, уже стало возможным получить доступ к десяткам университетских линий связи — открытому (Виртуальному) университету, включающему Всемирную сеть Академии, Открытый университет Великобритании и т.д. Новые информационные технологии внедряются в региональные ассоциации: Азиатскую ассоциацию открытых университетов, Латиноамериканскую совместную Сеть по развитию дистанционного образования, Европейскую Ассоциацию открытых университетов. В России СГУ развернута сеть спутникового образовательного телевидения, охватывающего десятки субъектов Федерации. На основании договора СГУ и Кембриджского университета проведены первые телевизионные лекции профессоров из престижнейшего английского университета в регионы нашей страны.

Применяемая в СГУ форма дистанционного обучения и организация учебного процесса вызвали интерес во многих странах СНГ. К настоящему времени СГУ является учредителем Российско-Казахского Современного гуманитарного университета, Ереванского филиала СГИ, филиала СГИ в Молдавии, Харьковского центра гуманитарно-технического образования, Российско-Таджикского Современного гуманитарного университета, Минского представительства СГИ. В этих образовательных учреждениях, получивших соответствующие лицензии своих стран, обучаются более 8 100 чел.

На основе интенсивного внедрения инновационных средств дистанционного обучения происходит создание конкурирующего рынка образовательных услуг. Это очень важно, ибо одной из задач дистанционного образования является обеспечение учебным продуктом высочайшего качества потребителей образовательной сферы в периферийных регионах.

Все более актуальной становится проблема экспорта отечественной системы дистанционного обучения в страны — традиционные потребители российских образовательных услуг.

Все это влечет за собой необходимость непрерывно расширять и улучшать качество дистанционного образования. Его формы и содержание должны отвечать главным требованиям: доступности и демократичности обучения, исключению различных форм дискриминации в образовательной сфере. При этом должно соблюдаться другое очень важное требование современного общества: непрерывность обучения граждан, т.е. «образование — всю жизнь».

Для проведения масштабных экспериментов и широкого распространения системы дистанционного образования в современных условиях необходимо учитывать мировоззренческие, теоретико-методологические, технологические, правовые, социальные и другие аспекты этой новой формы обучения.

Социальный аспект развития дистанционного образования отражает потребности современной цивилизации в массовой форме обучения. Вопрос «быть или не быть» дистанционному образованию уже не актуален. Во всем мире дистанционное обучение заняло свою нишу в образовательной сфере, вовлекло в свою систему широкие слои населения.

Современное общество требует дальнейшего возрастания массовости образования и повышения его качественного уровня ввиду значительного увеличения доли интеллектуального труда и возросших требований к потребителю и производителю материальных и духовных благ. Тем не менее, в РФ студенты составляют около 2% населения страны против 3—3,5% в большинстве цивилизованных стран мира и 5,5% в США.

Результат внедрения дистанционной образовательной технологии для России и стран СНГ очевидны:
в первую очередь, это — положительное влияние на решение комплекса социально-экономических проблем различных регионов (стабилизации, искоренения безработицы, преступности, наркомании и т.д.) средствами дистанционно-виртуального образования;

во-вторых, обучение населения на месте проживания и профессиональной деятельности закономерно приводит к ликвидации отставания периферийных районов от столичных центров в плане свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям.

Мировоззренческий аспект развития дистанционной формы обучения связан с необходимостью смены взглядов на образование как на устоявшуюся и вечно неизменную систему. Смена парадигмального взгляда на образование и его формы, как и науку в целом, процесс очень болезненный. Тем не менее, утверждение гуманистического мировоззрения должно объективно проявляться во всех сферах жизни человека, в том числе гуманистически ориентированных подходах и средствах обучения, которые в конце второго — начале третьего тысячелетий должны стать господствующими и массовыми.

Роль педагогического сообщества здесь очевидна. Сейчас в современной школе идет процесс распространения в современной школе идей демократизма, плюрализма, автономности и академической свободы, которые для российского образовании — уже не плод фантазии, поскольку они закреплены в «Законе об образовании». Эти мировоззренческие идеи четко и однозначно отражают объективные потребности в применении разнообразных форм обучения.

Теоретико-методологический аспект внедрения и утверждения дистанционного образования обусловлен необходимостью концептуального обоснования этой пока еще новой формы обучения. Здесь особенно важна научная, теоретико-методологическая обоснованность применяемых средств. Речь идет не столько о технологической стороне вопроса, сколько о системном обосновании психологических, педагогических и социологических основ реализации различных методик и программ дистанционного обучения. Научное обеспечение было и остается главным критерием и требованием в разработке и внедрении новых дистанционных технологий в образовательном процессе.

Юридический аспект дистанционного обучения отражает необходимость адекватного правового сопровождения данной формы образования в России и странах СНГ. Дело в том, что современное российское образовательное законодательство довольно жестким образом ориентировано на классно-урочную систему, практически не учитывающую передовые информационные технологии. Для примера можно обратиться к условиям лицензирования и аккредитации российских образовательных учреждений, нормативам учебных площадей, требованиям к составу преподавательского состава и обеспеченности дидактическими средствами.
 
Отечественным законодательством практически запрещены инновации в технологиях и методах образовательных процессов, а государственными стандартами — в содержании образовательных программ, предлагаемых школами и вузами. Очень важно, чтобы дистанционное обучение не рассматривалось как полулегальный и постоянно оправдывающийся «довесок» существующей образовательной системе, а имел соответствующий его роли и положению в обществе правовой статус. Речь здесь не должна идти об альтернативности существующих схем образования. Дистанционное образование органически вписывается в образовательную сферу и ее инфраструктуру, выступая неотъемлемым компонентом системы обучения и воспитания молодого поколения и граждан страны. Такой подход должен быть юридически обоснован.

Финансово-экономический аспект развития дистанционного образования является одним из наиболее актуальных в современной социально-экономической ситуации. Особенно важным представляется вопрос финансирования инновационных технологий. Речь идет не о дополнительных бюджетных средствах, а о доступных кредитах, гарантиях и т.д. Как показал практический опыт, новые информационные технологии дистанционного обучения вполне способны к самофинансированию за счет оплаты образовательных услуг. В поощрении и поддержке нуждаются лишь эксперименты и первоначальные капитальные вложения. В этой связи, государство обязано оказывать реальную поддержку в форме льготного налогообложения и грантов тем образовательным учреждениям, которые вкладывают финансовые средства в развитие передовых дистанционных технологий.

Дидактический аспект развития дистанционного образования отражает педагогические основы этой формы обучения. Особенно важными здесь представляются вопросы подготовки педагогических кадров, которые способны плодотворно и с высоким качеством реализовать концепцию дистанционного обучения в регионах — вдали от базового образовательного центра. Базисом дидактического процесса в условиях дистанционного обучения может явиться целый комплекс компонентов. Существующие дидактические формы дистанционного обучения очень разнообразны: от «кейсовой» технологии (МЭСИ) до Спутникового образовательного телевидения (СГУ). Дальнейшая разработка и совершенствование педагогических форм обучения с применением последних достижений информационных технологии были и остаются важнейшими задачами дистанционного образования.

Технологический аспект развития дистанционного образования обусловлен прорывом в коммуникационных средствах, позволяющих реализовать передовые методы обучения на индивидуально-вариативной основе. Современные средства информатики и телекоммуникации уже сегодня позволяют учащимся осуществлять выбор степени сложности каждого из изучаемых предметов, а также их совокупности в соответствии со своими жизненными интересами, планами и профессиональными перспективами.

Несомненно, данные аспекты должны быть учтены в процессе разработки и реализации образовательной политики стран СНГ, внедрения в них передовых дистанционных образовательных технологий. В этой связи к основным направлениям деятельности по развитию дистанционных форм обучения в странах СНГ можно отнести:

  • координацию усилий по взаимному признанию государствами ближнего зарубежья дипломов о высшем и среднем образовании;
  • согласование деятельности государственных органов управления образованием стран СНГ по лицензированию и аккредитации учебных заведений;
  • создание нормативно-правовой базы для открытия совместных учебных структур стран СНГ;
  • согласование стандартов дидактического и материально-технического обеспечения процесса внедрения дистанционных образовательных технологий на территории СНГ;
  • совместное внедрение высшими учебными заведениями стран СНГ инновационных дидактических форм и передовых образовательных дистанционных технологий;
  • разрешение проблемы языков преподавания на территории стран СНГ;
  • координацию нормативных документов, учебных программ и тематических планов по направлениям обучения с учетом национально-государственной специфики стран СНГ.
Развитие дистанционного обучения должно рассматриваться не как самоцель в системе современного образования, а как мощное средство решения актуальных цивилизационных проблем России и стран Содружества. За такой технологией, на наш взгляд, будущее нашего единого образовательного пространства.
Вопрос не стоит, будут или не будут внедряться в России и СНГ современные образовательные технологии: положительный ответ однозначен. Если мы не разовьем их сами, не займем лидирующего положения, они придут в Россию и страны СНГ извне, как пришли из-за рубежа современные компьютеры, телевизоры, автомобили и товары народного потребления .

Россия получает исторический шанс — реализовать свой богатейший интеллектуальный потенциал высокотехнологичными средствами образования. Любые ссылки на экономическую и технологическую бедность современной отечественной школы грядущее поколение нам не простит. Система образования должна быть высокоэффективной и доступной каждому жителю России и стран СНГ, без каких-либо дискриминационных уточнений и ограничений.

Это должен быть непрерывный процесс обучения и воспитания всего населения страны, причем, не только с импортом, но и с экспортом образования, его высокой мобильностью и вариативностью, с использованием дистанционных, в том числе виртуальных, компьютерных, информационных и других современных коммуникационных технологий. Речь идет о формировании системы отечественного дистанционного образования, претендующей на передовую роль в мире. Ее основу должны составить научно обоснованные средства обучения, качественные дидактические продукты, последние достижения информационных технологий.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]