Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

Беларусь в контексте глобализации

М.МЯСНИКОВИЧ,
Глава Администрации
Президента Республики Беларусь,
доктор экономических наук

 
    Императивы глобализации. Глобализация - закономерность или необходимость, итог или процесс? Национальные интересы и общемировые тенденции: свобода выбора или диктат? Проблемы глобализации на экономическом, политическом и ментальном уровнях. Модернизационные процессы в Беларуси: цели и задачи ее участия в глобализации. Национальные ресурсы трансформационных процессов.
Человечество на всем протяжении своего существования сталкивалось с вызовами времени, отвечая на них трудом, силой интеллекта, развитием научно-технического прогресса. От паровой машины Уайта до расщепления атома шел непрерывный процесс развития мира в направлении к единой и универсальной модели. Сегодня можно с уверенностью говорить, что Интернет символически завершил процессы интеграции мирового сообщества, начавшиеся изобретением печатного станка Иоганном Гуттенбергом 500 лет назад. Но печатный станок стал достоянием каждого человека и народа, Интернет же аккумулирует все информационные потоки в одной стране - США.

Пять веков процессы объединения стран шли с разной степенью интенсивности. В последнее десятилетие XX в. этот процесс отлился в устойчивые формы, которые поддаются описанию, и получили свое новое определение - глобализация. В итоге общность судеб стран и групп государств стала в ядерный век неоспоримым фактом. Вступая в новый век и в новое тысячелетие, мир в целом должен быть готов к новым вызовам времени в плане глобализации мирового эволюционного процесса. Вероятно, время обрело иные качества, все процессы в мировом развитии убыстряются, протекают и в иных форматах, и в более ускоренных темпах. XXI в. уже называют веком глобальных процессов.

Философы сходятся в едином мнении, что современные процессы развития в мире все более превращают историю человечества в глобальную и единую: все, что происходит в жизни отдельных стран, резонирует на весь земной шар. Однако же в рамках глобализации не менее активно проявляются процессы, связанные с локализацией - стремлением народов сохранить свой национальный путь развития, свои культурные традиции, свое мировидение.

Существуют два вида основных цивилизаций: традиционные общества и техногенная цивилизация. Традиционным обществам, особенности которых во многом присущи и Беларуси, наряду с происходящими в них трансформационными процессами, свойственны и устойчивые тенденции к сохранению и воспроизводству социальных отношений и привычного образа жизни. И это объективная закономерность, которую сегодня ни один политик не может игнорировать. Руководство Беларуси стремится определить воздействие сил глобализации и локализации в нашем регионе, в нашей стране, найти пути к установлению между ними гармоничных отношений.

После распада Советского Союза - как второй супердержавы мира - новые задачи возникли и перед мировым сообществом, и перед каждым государством в отдельности. Сейчас на смену лидерам с революционными идеями о всеобщем благосостоянии пришли другие лидеры, правительства, могущественные экономические структуры, финансовые элиты, которые формируют общественно-политические процессы и диктуют моду в планетарном и региональном масштабах.

В новом международном контексте оказалась и Беларусь. Остаться в стороне от глобализационных процессов, стремясь сохранить принципы самодостаточного развития традиционалистского общества, вряд ли кому удастся без существенных последствий для судеб нации и государства. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на Съезде Советов депутатов (29 сентября 2000 г.), говоря о процессах глобализации, подчеркивал, что "мы просто не можем быть в стороне, если не хотим оказаться на обочине исторического процесса"1.

Однако же немало вопросов вызывают и последствия принятия идеи глобализации в том американском формате, в котором она обозначилась в последние годы. Двойственное и неоднозначное отношение к проблемам глобализации и к ее последствиям существует во всех странах мира. Едва ли какой другой процесс мирового масштаба породил такой шлейф дискуссий, книг, статей, как глобализация. Все авторы, пишущие о ней, признают, что она связана с расширением экономической активности через границы наций, повышением зависимости от общемировых тенденций и определенным ограничением экономического суверенитета.

Беларусь, как и многие восточноевропейские государства, не может не опасаться, что со временем может оказаться в положении пользователя, но не производителя тех или иных технологий и ей будет определено место лишь как сырьевого и трудового (прежде всего интеллектуального) ресурса. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступая 2 июля 1999 г. на ХII сессии Парламентского cобрания Союза Беларуси и России, говорил о возможных последствиях закрепления моноцентристской структуры мира, превращающей многие страны в "сырьевые придатки"2 высокоразвитых постиндустриальных государств.

Многие транснациональные корпорации (ТНК) все активнее производят твердую продукцию в центрально и восточноевропейских государствах, используя дешевую и квалифицированную рабочую силу этих стран и их емкие рынки. Страны СНГ притягивают многих производителей, и единственным, пожалуй, препятствием является нестабильный правовой и деловой климат.

Белорусская геоэкономическая политика, ориентированная на создание полицентричного мира, не означает разрыва с Западом и с другими странами. "Отсюда и наша политика партнерских отношений с западными странами как признание именно многополюсной интеграции, ориентированной на равноправие и взаимное сотрудничество всех государств международного сообщества"3. Что касается опасений, то они связаны в первую очередь с тем, что основные признаки глобализации сегодня в большинстве своем выявляются по степени их сходства с американской моделью ее приложения к остальному миру. Процессы и последствия глобализации, прилагаемые к национальным моделям развития, которые в большинстве своем ориентированы на сохранение традиционных устоев, сформировавших ментальность, этику, культуру народа воспринимаются, неоднозначно. Универсальная глобализация общества не может не ставить ряд проблем в области прав человека: сохранения культурной самобытности и нации, и каждой личности. Итог этих выводов: без всестороннего подхода и без должной оценки последствий глобализация подрывает развитие национальных экономик, усиливает социальное неравенство, стремится унифицировать культуру и образование по американскому стандарту. Большинство стран осознает угрозу однополюсного мира. Беларусь поддерживает и развивает тесные связи с Российской Федерацией, другими странами Содружества, рядом государств Европы, Арабского Востока, Китая и многими другими. Мы, естественно, против того, чтобы глобализация навязывала нам иные подходы и влияла на наш выбор. В основе нашей современной внешней политики заложен принцип партнерства, взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, при сохранении национального суверенитета.

Что касается роли транснациональных корпораций, то они стали базой глобальной экономики, а управляют ею такие же глобальные мировые финансовые центры, как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Всемирная торговая организация. Можно говорить о сложившейся суперсистеме, обладающей единым информационно-коммуникационным пространством управления финансовыми потоками, функционированием глобальных рынков, едиными торговыми правилами и тарифами, использованием высоких технологий, распространением масс и квазикультуры и т. п. Новые свободы глобальных рынков выгодны прежде всего ТНК, определяющим размещения инвестиций и развитие технологий. Из двухсот самых весомых ТНК в мире в 1998 г. 74 были под американским флагом.

Естественно, что ТНК одновременно участвуют в развитии национальных экономик, и этот факт нельзя недооценивать. Во взаимоотношениях с ТНК необходимо находить "золотую середину", основанную на разумном паритете, закрепленном в законах, которые бы ограничивали их узкоэгоистические, сугубо корпоративные цели, не позволяли бы игнорировать национальные интересы. Мудрость политиков, руководителей государств полнее всего может проявиться в законодательном оформлении отношений национальных государств с этими транснациональными объединениями на основе взаимных интересов, учитывающих как национальные законы, так и много- и двусторонние соглашения. Следует улучшать связи между ТНК и местными компаниями. Для этого не надо жалеть ни времени, ни сил. Особое внимание необходимо уделять качеству товаров, производимых национальными фирмами, повышать оперативность принятых на себя обязательств. На создание такого баланса интересов и направлена политика руководства Беларуси.

В Европе справедливо ставится под сомнение курс на форсирование процессов глобализации. Многие политики отдают себе отчет в том, что глобальная интеграция способствует утверждению США в качестве доминирующей силы в мире. Не случайно в большинстве стран глобализация воспринимается как продукт американской политики.

И в Беларуси также не могут согласиться с изменением вектора нашего национального развития. Мы за рыночные реформы, но против распространения принципов рыночного общества. Возникший в первые годы реформ рыночный организм определялся олигархичностью, монополизмом и, самое главное, паразитизмом. Мы сформировали убедительную программу, противостоящую мутной стихии мошенничества и коррупции, и реализуем ее на практике.

Глобализация, ориентированная на смену векторов национального развития других стран, отрицающая их этику, национальные традиции неизбежно порождает противостояние, рост напряженности в обществе тех государств, которые не принадлежат к странам с постиндустриальной экономикой. Последствия глобализации неизбежно приведут к разрушению традиционных государственных и социальных структур, социальному неравенству и необратимым разрушениям в окружающей среде. Что ожидает страны, ставшие лишь источниками сырья, можно видеть на следующем примере: Венесуэла за четверть века поставила нефти за рубеж на 300 млрд. долл., но более половины населения живет в нищете, растет безработица. Из Доклада о мировом развитии 1999/2000 г. следует, что из почти 4,5 млрд. населения развивающихся стран свыше 60% живут в антисанитарных условиях, 25% не имеет нормального жилища, пятая часть не получает услуг здравоохранения. Проблему можно иллюстрировать и опытом некоторых наших партнеров по СНГ, имеющих общую структуру: небольшая группа олигархов и массы живущих в бедности. Все это не может не порождать хронический стресс у части населения, положение которого ухудшается. Многие в таких условиях теряют интерес к ра-боте, к повышению квалификации. В последние 15-20 лет сближения развитых и развивающихся стран не произошло. Наоборот, свыше 50% населения развивающихся государств еще большими темпами отстают по жизненному уровню от "золотого миллиарда" Западной Европы, Северной Америки и Японии. Качество человеческого капитала, интеллектуальный потенциал общества в этих условиях неизбежно будет снижаться.

Руководству Беларуси, прилагая немалые усилия, прежде всего благодаря государственному финансированию, удалось избежать этих последствий. Очевидно и другое: в интересах будущего развития нашего государства мы не можем ограничиваться одним лишь выявлением и суммированием негативных последствий глобализации на национальном уровне. Беларусь планирует активно расширять свои позиции в нынешних процессах глобализации, предлагая более конструктивную модель своего многоуровневого участия в этих процессах, обеспечивать проведение на системной основе институциональных преобразований, включающих развитие рыночных институтов, формирование адекватной правовой системы, реструктуризацию и приватизацию средних и крупных предприятий, активное развитие малого и среднего предпринимательства. Задача также состоит в формировании новой философии национальной мироориентации, в поисках своего места в глобальных процессах и в определении своего вклада в установление нового общемирового порядка, в определении своего отношения к процессам глобализации на ментальном, идеологическом и экономическом уровнях.

Настоящая статья, во-первых, призвана очертить общие контуры стратегии "глобализационного сотрудничества" Беларуси, обеспечивающей сохранение суверенитета, национальной безопасности, национальных этических и культурных традиций; во-вторых, определить интересы и возможности Беларуси, стратегию ее развития в контексте основных процессов глобализации экономики и политики4. Присутствие Беларуси как суверенного и демократического государства на мировой арене неоспоримо, и никакие попытки ее изоляции не будут иметь успеха.

Базисный интерес Беларуси - создание современной рыночной постиндустриальной экономики, устойчивой системы политической демократии, подлинно гражданского общества, сохраняющего и приумножающего лучшие культурные традиции нашего народа. Беларусь, как отмечал Президент А.Г. Лукашенко, завершает "постиндустриальный период своего развития, входит в совершенно новые экономические, технологические и общественные отношения"5. Этим определена задача модернизации нашего государства и формирования динамичной современной рыночной экономики. Для реализации этой программы необходимо проникновение на мировые рынки белорусских товаров и услуг, целенаправленная государственная поддержка инноваций, важнейших систем производственной и социальной сфер, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности национальной экономики. Это важнейшая задача стратегии нашей национальной безопасности и внешней политики.

Трудность нашего нынешнего развития в том, что наше подключение к мировой экономике поставило перед Беларусью решение двух задач одновременно: индустриального и постиндустриального периодов. Нам не хватает как экономических возможностей (сказывается "историческое опоздание", обусловленное неудачным процессом либеральной реформы, захватившей все страны бывшего Союза), так и политических, что во многом обусловлено ограниченными возможностями Беларуси на европейской арене.

Однако же нельзя не видеть и не признавать того факта, что именно политическая стабильность в нашей стране, предсказуемость во внутренней и внешней политике может быть основным гарантом привлечения новых инвестиций. Отсутствие коррупции при сохранении умеренного государственного контроля над финансовыми потоками также является привлекательным фактором для потенциальных внешних инвесторов. Предусматривается стимулирование инвестиционной активности за счет налоговых и таможенных льгот как для отечественных, так и зарубежных субъектов. В первоочередном порядке ресурсы направляются в наукоемкие и ресурсосберегающие производства экспортной и импортозамещающей направленности.

Осуществление комплекса мер по созданию благоприятных экономических, организационных и правовых условий деятельности инвесторов позволит резко увеличивать объемы инвестиций. Намечается активизировать отношения с международными финансовыми организациями, с правительствами и банками западных государств по оказанию поддержки зарубежных инвесторов. Достаточно сослаться на пример Китая, политическая стабильность и последовательность в проводимом курсе которого позволила ему занять лидирующие позиции среди развивающихся стран по привлечению иностранных инвестиций.

В Беларуси в достаточной мере осознают роль финансово-промышленных групп (ФПГ) в переходных экономиках6 как одного из проявлений динамизма мировой экономики, модификации ее структур на разных уровнях, чтобы не проявлять необходимую гибкость в решении вопросов внешнего инвестирования. Идеи интеграции, создания ФПГ, безусловно, должны быть подчинены достижению чрезвычайно важной цели - обеспечению кооперирования сырьевых, обрабатывающих отраслей и финансового капитала.

В глобализирующейся экономике мировой рынок труда становится важным фактором ее развития. Перспективы долгосрочного экономического развития многих постиндустриальных стран и их демографическое старение объективно диктуют необходимость притока "свежей крови". Рабочая сила в Восточной Европе образованна и квалифицированна и при этом все еще дешевая. Беларусь, обладающая значительными ресурсами высокообразованных квалифицированных кадров для науко- и капиталоемких отраслей, естественно, стремится сохранить их прежде всего для своего развития. Именно человеческий капитал - высокий образовательный, научный и культурный потенциал нации - является в настоящее время тем важнейшим вкладом Беларуси, который она может реально внести в мировые интеграционные процессы, развивая высокотехнологические и наукоемкие производства. Этим интеллектуальным капиталом Беларусь отличается от развивающихся стран. Мы не только сохранили научный потенциал, но и обеспечиваем его развитие, что позволяет создавать наукоемкие технологии, которые становятся сегодня существенным фактором укрепления национальной экономики. Усилия науки, как фундаментальной, так и прикладной, в приоритетном порядке направляются на развитие лазерных технологий в металлообрабатывающей промышленности, медицине, диагностике состояния окружающей среды, на получение новых материалов на основе специализированных металлов, керамических и полимерных композитов, лекарственных препаратов, совершенствование производств химического профиля, новых биотехнологий. Систематизация и концентрация сил и средств, использование программно-целевых подходов позволяет обеспечить повышение конкурентоспособности белорусских инновационных идей и проектов.

Наше государство, сохраняя и развивая высокий научный потенциал, создает условия для равного участия в различных международных наукоемких проектах по созданию новых технологий и метатехнологий. Имея уникальный опыт минимизации последствий чернобыльской катастрофы, мы, несомненно, можем расширять сотрудничество в экологической сфере. Беларусь, наряду с Японией, может быть лидером в развитии ряда наукоемких проектов, имеющих принципиальное значение для развития радиологической медицины.

Фундаментальная наука рассматривается как один из важнейших ресурсов национальной безопасности Беларуси. Отсюда и необходимость концентрации финансовых и научных усилий на совершенствование тех областей, в которых мы уже имеем ведущее положение в мире, закрепляя международное признание наших приоритетов в области военных технологий, биологии, порошковой металлургии, фундаментальной физики и химии. Это завтрашние конкурентоспособные технологии, которые обеспечат стране постиндустриальное развитие.

Для современного мира характерно бурное развитие экономики. Занятие конкурентоспособных позиций на мировом рынке сегодня и в будущем невозможно без развития образования, способного обеспечить принятие идеи постоянной модернизации как главной константы нашей жизни. Этот фактор (при известной ограниченности наших природных ресурсов) во многом позволит ряду белорусских государственных и частных компаний обрести статус полноценных субъектов мировой экономики.

Естественно, что мы хотели бы максимально использовать свои технологические возможности и прежде всего интеллектуальный потенциал для участия в международных проектах. Примером такого равноправного и взаимовыгодного сотрудничества могут служить созданные в последние годы совместные белорусско-германские предприятия с целью реализации крупнейших проектов по выпуску автобусов, грузовых автомобилей, обуви, медицинской продукции.

Расширяя свои позиции в нынешних интеграционных процессах, работая в различных международных организациях, участвуя в геоэкономических форумах, мы в то же время предлагаем свои идеи, вносим свои коррективы, выдвигаем и более справедливые принципы глобализации, которые бы не отводили нам роль некоей подсистемы, неспособной реагировать на узкоэгоистические и гегемонистские цели отдельных государств, групп государств или ТНК. Неизбежно на смену конкуренции предприятий приходит конкуренция национальных государств как носителей "единого пространства". Определяется круг стран, с которыми мы можем эффективно проводить совместную политику и программу глобализации. В первую очередь - это восточноевропейские государства и страны Содружества, сохраняющие экономический, технологический, научный потенциал недавней супердержавы.

Очевидно, что само геополитическое положение страны подсказывает ее участие в глобализации коммуникационных систем. Беларусь может быть важным звеном между европейским и восточным экономическими регионами. Такой геоэкономический шаг позволит, во-первых, использовать на полную мощность наши возможности, а во-вторых, сдерживать глобальную инерцию, толкающую в русло моноцентризма. Сохранение полицентризма в мировом пространстве - это и наш моральный долг перед будущими поколениями.

Первые годы реформ показали, что экономика сильнейшим образом зависит от культурных и институциональных предпосылок и ограничений. Ни один политик не может игнорировать фактор "сопротивления материала" новым либеральным экономическим реформам. В нашем обществе еще сильны патерналистские тенденции, стремление большинства людей видеть в государстве фактор гарантии их благополучия. Роль и место нашего государства в будущем планетарном устройстве будет во многом зависеть от состояния ее ментальной сферы, от того, насколько мы будем готовы к восприятию новой системы ценностей и к новому мышлению в целом.

Очевидно, что игнорирование принципов социальной справедливости, отрицание активной роли государства, ориентация лишь на достижение западноевропейского уровня благосостояния (через то или иное время) являются самыми непривлекательными сторонами современной модели трансформации нашего общества. Ее уроки и последствия в ряде стран Содружества не вызывают энтузиазма среди белорусов. Идея устойчивого развития государства, не ограниченная во времени, должна стать основой формирования новой идеологии, которая обусловит и устойчивое развитие экономики.

В контексте межэтнической глобализации особую роль должна сыграть и наша естественная интеграция в межконфессиональную систему отношений, которая во многом обеспечивается веками формировавшейся толерантностью белорусского народа. Это позволит на качественно новом уровне строить отношения как с христианским (европейским), так и с восточным (исламским, буддистским) миром, от получения инвестиционных ресурсов до поддержки в международных организациях. Еще раз подчеркнем, что принцип сотрудничества, а не вступления в блоки является определяющим в многовекторной внешней политике нашей страны.

Беларусь прилагает равные усилия по развитию интеграционных процессов как с западными странами, в первую очередь традиционными партнерами, каким является Германия, так и со странами Содружества, в том числе и восточного региона. Мы установили прочные контакты в политической, экономической, культурной сферах с большинством стран мира, международными организациями. В своей политике мы исходим из того, что Беларусь является полноправным членом мирового и европейского сообществ. Попытки определенных сил в мире изолировать наше государство обречены на провал, и ничего, кроме вреда всем, принести не могут.

Любое государство стремится привлечь иностранные инвестиции, а для Беларуси, как страны с переходной экономикой, в которой развита в основном перерабатывающая промышленность, это наиболее актуальная проблема. Наши усилия направлены на создание привлекательного в законодательном и культурном отношении общества, открытого к международному сотрудничеству, безопасного для иностранных инвестиций и бизнеса, расширения свободных экономических зон, - вот та цель, к которой мы должны стремиться, участвуя в интеграционных процессах XXI в. Многое в этом направлении сделано и делается для расширения позиций Беларуси в нынешних процессах глобализации. Нашим безусловным приоритетом остается экспорт, открытая экономика, льготы для зарубежных инвестиций.

Подводя итоги, можно констатировать, что глобализация - еще одно проявление динамизма мировой экономики, модификации ее структур как на мировом, так и национальном уровня. Неравномерность и неоднозначность изменений, протекающих в разных странах, затрудняет четкий анализ процессов глобализации, протекающих в каждой стране. Нам, еще недавно части бывшей супердержавы мира с ее мощным экономическим, военным и политическим потенциалом, это очевидно может быть яснее, чем другим. При этом мы не мыслим только с позиции регионального развития. Это тупиковый путь. Из-за такой позиции можно оказаться не готовыми к восприятию основных мировых тенденций или, что еще опаснее, втянутыми в инерционные процессы глобализации, следуя им неосознанно и безальтернативно.

Признавая или нет глобализацию в качестве главной доминирующей тенденции нашего времени, мы ясно отдаем себе отчет в том, что отказ от интегрирования в мировую экономику может иметь катастрофические последствия для будущего нашей страны. Найти в глобальной мировой экономике свое место, достойное нашего экономического, научного и культурного потенциала, -- вот главная задача, которая стоит сегодня перед руководством Республики Беларусь. Наш путь к вхождению в мировое экономическое пространство лежит через активную и тесную экономическую интеграцию в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества и СНГ. Такой подход позволит нам находить полноценное экономическое сотрудничество с крупными региональными коалициями, в которые объединились сильные и богатые государства для защиты своих интересов и которые играют ведущую роль в мировой системе экономических отношений: Евразийский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и Организация Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
 

1 Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. - 2000. № 10 (53). С. 14.
2 Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Информационный бюллетень. - 1999. № 2. С. 8.
3 Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на Сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь II созыва 21 ноября 2000 года.
4 Здесь продолжается развитие и углубление темы моей статьи "Глобализация: императив экономического развития на пороге третьего тысячелетия". Белорусский экономический журнал. 2000. №. 2. С. 25-27.
5 Доклад Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко "О роли Советов депутатов и общественности в решении актуальных задач социально-экономического и политического строительства" 29 сентября 2000 г. Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2000. № 10 (53). С. 13.
6 См.: Мясникович М.В. Формирование финансово-промышленных групп в переходных экономиках (на примере Республики Беларусь и Российской Федерации). СПб., 1997.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]