Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer


 

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ!

Л.ЗОЛОТОВ,
генерал-полковник,
начальник Общевойсковой академии
Вооруженных Сил РФ,
кандидат исторических наук

 

Мировая практика свидетельствует, что любое государство, стремившееся стать сильным, независимым и процветающим, в первую очередь думало о защите своих достижений, территории, народа. Россия в периоды своего интенсивного развития шла именно по такому пути. Один из первых и великих русских государственников - Петр I - начал подъем величия России с создания мощной регулярной армии. На этапе становления российской армии он сначала опирался на иностранных офицеров, ввиду отсутствия своих подготовленных кадров. Однако, четко понимая, что независимость достигается только при полной самостоятельности действий руководства страны во всех областях деятельности, Петр I организовал подготовку командных кадров на базе российских учебных заведений. Созданная им система совершенствовалась на протяжении всего развития страны. К началу ХХ в. она зарекомендовала себя довольно эффективной и вполне отвечающей требованиям времени. Конечно, были и недостатки - большие и малые, не без этого. Но над ними работали, их устраняли. Это правда жизни. Но всегда видна была главная цель: обеспечить целостность и независимость государства за счет создания костяка армии - офицерского корпуса.

В советский период подготовка военных кадров была одним из основных вопросов в деятельности руководства страны. Он, собственно, был краеугольным камнем в деле выживания государства, строя. Надо отметить, что созданная система работала довольно эффективно, обеспечивая высокоподготовленными военными специалистами не только Советскую Армию, но и армии многих стран мира. Сегодня мы во многом обязаны именно ей. Однако эта система серьезно расшатана в годы непрерывных преобразований последнего времени. Непрекращающееся реформирование ставит сегодня сложные вопросы в деле подготовки военных кадров. Не избежала этих проблем Общевойсковая академия ВС РФ, недавно созданная на базе трех элитных военно-учебных заведений России - Военной академии им. М.В. Фрунзе, Военной академии бронетанковых войск им. Р.Я. Малиновского, курсов "Выстрел" - путем их слияния.

В настоящее время Общевойсковая академия готовит офицеров командного, командно-инженерного и инженерного профилей как для Министерства обороны, так и для других министерств и ведомств. В академии проходят подготовку офицеры Российских Вооруженных Сил и армий зарубежных государств по пяти специальностям и более десяти специализациям. На базе академии проводится переподготовка и повышение квалификации офицерского состава различного уровня по более чем 40 специализациям.

Академия является ведущим научным центром Сухопутных войск, проводит исследования по проблемам строительства и применения войск в современном бою и операции, совершенствования вооружения и военной техники, повышения эффективности их применения, а также развития системы военного образования. В адъюнктуре и докторантуре готовятся научно-педагогические кадры для российской армии и зарубежных государств.

Высокий уровень подготовки в нашей академии обеспечивается ее большим научным потенциалом. Сегодня в ней работает более 400 ученых, из которых 38 - доктора наук, около 200 имеют ученые звания: профессор, доцент, старший научный сотрудник.

Организационно академия состоит из командования с аппаратом управления, 5 факультетов (командный, родов войск и специальных войск, пограничных и внутренних войск, инженерный и специальный по подготовке иностранных военнослужащих), академических курсов, 30 кафедр, 6 научно-исследовательских групп и лабораторий, докторантуры, адъюнктуры, Учебного центра по переподготовке и повышению квалификации офицерского состава, подразделений и служб обеспечения учебного процесса.

На всех факультетах в течение 2 лет обучения готовятся специалисты в управлении воинскими формированиями тактического уровня. В ходе учебного процесса слушатели осваивают теорию и практику подготовки и ведения современных операций (боя). В этих целях с ними проводятся лекции, семинары, практические занятия в поле и на технике, отрабатываются оперативно-тактические задачи, организуются командно-штабные учения. Весь срок обучения разделен на 4 семестра, по два на каждом курсе. Каждый семестр завершается экзаменационной сессией, на которой оцениваются знания и умения слушателей. Четвертый семестр завершается государственной аттестацией в виде комплексного экзамена по специальности или защиты выпускной квалификационной работы.

На инженерном факультете проводится подготовка заместителей командиров полков и дивизий по вооружению, инженеров-исследователей, руководителей предприятий по ремонту вооружения и техники и др.

На академических курсах и в учебном центре проходят подготовку и повышение квалификации офицеры командно-штабной специальности оперативно-тактического уровня, начальники военных училищ и кафедр, военные представители на заводах Министерства оборонной промышленности, руководители научных подразделений учреждений Министерства обороны и другие специалисты.

На специальном факультете обучается более 200 офицеров иностранных армий из 11 стран мира. Обучение осуществляется на русском языке, поэтому некоторые иностранные военнослужащие предварительно на подготовительном курсе в течение года изучают русский язык. В дальнейшем они обучаются практически по тем же программам, что и российские военнослужащие, но с некоторыми ограничениями, обусловленными особенностями региона, а также исходя из требований национальных командований иностранных государств. На академических курсах при факультете в некоторых группах обучение ведется на национальных языках с участием переводчика.

В докторантуре и адъюнктуре ведется подготовка научно-педагогических и научных кадров. В течение 3 лет адъюнкты и докторанты проводят исследования в выбранной области и разрабатывают диссертации на соискание ученой степени. По завершении учебы они, как правило, на специализированном совете защищают диссертации, и им присваивается ученая степень кандидата или доктора военных (исторических, технических) наук. В основном все отечественные выпускники адъюнктуры и докторантуры остаются преподавателями академии.

Академия располагает стационарной и полевой учебно-материальной базой, позволяющей готовить всех слушателей на самом высоком уровне. Ценнейшим достоянием академии является ее библиотека. За два столетия в ней собрано более полутора миллионов едениц хранения. Здесь есть книги, изданные еще Петром I в 1716 г. Все это богатство находится в полном распоряжении педагогов и слушателей.

Недавно академия отмечала свой двухлетний юбилей. За это время произведено два выпуска Общевойсковой академией ВС РФ. Страна, Вооруженные Силы получили немалое количество достаточно хорошо подготовленных военных специалистов различного профиля. Помимо учебной работы, в академии проведена колоссальная научная работа, которая осуществлялась по четырем основным направлениям: выполнение научно-исследовательских работ, подготовка научно-педагогических кадров, военно-научная работа слушателей, изобретательская и рационализаторская работа. Только в 2000 г. академия приняла участие в выполнении 82 заданных и 64 инициативных научно-исследовательских работ по таким основным разделам военной науки, как теория строительства Сухопутных войск, совершенствование теории военного искусства, развитие техники и вооружения, анализ истории военного искусства, развитие теории воинского обучения и воспитания и др. В развитии военной науки руководство академии видит настоящее и будущее величие нашей армии, страны.

Подведение итогов проделанной работы показало, что наряду с имеющимися достижениями в деле подготовки военных кадров, развития военной науки имеются слабые места, накопились проблемы, которые требуют решения. Их, к сожалению, в нашей работе много больше, чем этого хотелось бы иметь с учетом сохранения качества решаемых задач, возложенных на академию. Первые сложности возникли уже при объединении. Прежде всего, это приведение к единому знаменателю взглядов и систем подготовки военных кадров каждого вуза. В настоящее время этот процесс в основном завершен.

Следующая серьезная проблема связана с переходом академии на двухгодичное обучение. В этом году был произведен первый выпуск слушателей, обучавшихся по новым программам два года. Результаты, прямо скажем, неважные. Снизилось количество выпускников, удостоенных золотой медали и дипломов с отличием, почти в полтора раза (с 28% до 19%). Одновременно возросло число выпускников командного профиля, удовлетворительно освоивших программы оперативно-тактической подготовки, с 12% в прошлом году до 35% в настоящем.

Причин много. Первая из них обусловлена сокращением продолжительности обучения на один год, которое было проведено без сокращения объема квалификационных требований к выпускникам, что привело к дисбалансу между теоретическими и практическими составляющими процесса обучения. В результате многие выпускники не только не получили твердых навыков практического управления в тактическом звене, но и не смогли глубоко освоить теорию общевойскового боя. Государственная аттестационная комиссия, а мы с ней полностью согласны, в этом году отметила, что за два года весьма проблематично качественно подготовить высококлассного специалиста и переход на двухлетний срок обучения является ошибочным и вредным. Последствия этих решений могут негативно сказаться в дальнейшей подготовке главной фигуры Вооруженных Сил - командира полка.

Вторая причина заключается в существующем способе отбора кандидатов для обучения в академии, когда решающий голос в этом вопросе принадлежит военным округам. Анализ показал, что, как правило, низкий уровень знаний и умений, а также наивысший процент отчисленных принадлежит офицерам, имевшим низкие результаты за время обучения в училищах и слабую практическую подготовку в войсках. Тем не менее такие офицеры не редкость в стенах академии. Несомненно, управление академии оперативно отреагировало бы на принципы набора слушателей, однако мы не имеем реального влияния на подбор кандидатов для обучения в академии. На мой взгляд, необходимо возобновить порядок, когда окончательный отбор кандидатов на учебу осуществлялся приемными комиссиями академии.

Снижение результатов обучения обусловлено также и самим отношением к офицерам. Бедственное материальное положение слушателей и преподавателей вынуждает часть из них или искать дополнительный заработок за счет работы по ночам и в выходные дни, или голодать вместе со своими семьями. А тут еще налоги с военных собираются брать. Ведь испокон века в России считалось, что военные платят Родине налоги своей верной службой, кровью и жизнью. Сегодняшний день в этом не исключение. Пример - Чечня, Югославия и др. Армия честно выполняет свой долг перед Отечеством. А погоня за западными порядками в России далеко не всегда приводила к положительному результату. Не решается, а загоняется в угол вопрос обеспечения преподавательского состава жильем. Некоторые уже более 12 лет стоят на очереди и не видят перспективы решения этого вопроса. А командование академии не имеет возможности достигнуть существенного прорыва в этом вопросе. Да и как его сделать, если в этом году академии квартир практически выделено не было.

Очередным ударом по академии было снижение должностного ранга преподавателей и старших преподавателей до подполковника. Такое нововведение привело к уходу из академии и Вооруженных Сил вообще определенного числа преподавателей, причем в основном молодых и перспективных. Это сегодня. А завтра? Какая категория офицеров будет стремиться преподавать в академии? Командиры рот, батальонов будут учить таких же, как они, - без опыта командования полками, бригадами... Представляется это мероприятие совершенно непродуманным и наносящим вред делу подготовки военных кадров. К тому же с штатной должности "подполковник" педагоги будут увольняться не в 50, а в 45 лет, что существенно снизит долю ученых в академии и может создать проблему в выполнении требований по укомплектованию вуза учеными (не менее 60% от всего числа преподавателей).

Одним из основных проблемных вопросов является слабое финансирование академии. Такое положение дел не позволяет нам должным образом совершенствовать свою учебно-материальную базу, привести в соответствие с требованием времени электронно-вычислительную технику академии и т.д. Несколько лет не выписываются необходимые для развития науки и педагогики газеты и журналы, военно-научная литература.

Как видно, проблем очень много. Решаются они сегодня в основном за счет людей - добросовестных, трудолюбивых офицеров и гражданского персонала, энтузиастов, фанатов своего дела. Хотелось, чтобы и оценивалось это соответственно. Да и руководство не должно забывать, что на энтузиазме долго не протянешь, нужна забота, продуманные решения.

Имея в подчинении слаженный, хорошо подготовленный коллектив преподавателей, ученых, можно смело смотреть в будущее. А оно проглядывается в комплексной информатизации. Это требование времени, отставать от которого никак нельзя. У нас имеются определенные наработки по формированию целевых комплексных программ по разработке перспективного облика Вооруженных Сил в целом, системы образования и места в ней Общевойсковой академии ВС РФ. Академия должна соответствовать своему главному предназначению - готовить военных специалистов оперативно-тактического уровня, опираясь при этом на достижения ученых академии и других учебных заведений, центров и учреждений. В целях повышения эффективности обучения нами внедряются в практику новейшие системы обучения. Одна из наиболее распространенных в академии - система интенсивного обучения. Она позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся. Большое внимание нами уделяется Концепции информатизации ВС РФ. В этом вопросе у нас имеются большие наработки. Создаются компьютерные учебники, аналитические уроки, проводятся командно-штабные учения, проводится тестирование слушателей с использованием электронных средств и т.д. Сдерживающим фактором здесь служат недостаточно развитая материально-техническая база и некоторый дефицит специалистов. Общевойсковая академия ВС РФ в будущем - это высоконаучный центр подготовки военных специалистов мирового уровня.

Таким образом, хорошо подготовленные военные кадры всегда были и остаются тем фундаментом, на который опирались умные, прозорливые, талантливые руководители страны. Это воздавалось им сторицей. Все намеченные цели, как правило, достигались, и Россия занимала достойное место в мировом сообществе. В настоящее время, как, собственно, и раньше, подготовка высококлассных военных специалистов в стенах академии является важным государственным делом, и хотелось бы рассчитывать на государственное отношение к ней и на соответствующую помощь в решении насущных проблем в процессе организации и осуществления научно-педагогического процесса. Подготовленные сегодня кадры завтра будут решать судьбу России! 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]