Военно-политические проблемы |
Обозреватель - Observer
|
ТЕРРОРИЗМ
Андрей Олейник,
кандидат юридических наук История терроризма в России:
Борьба с терроризмом приобретает новый облик События последних лет показывают, что терроризм распространяется словно страшная, неотвратимая эпидемия. Россия, как и все международное сообщество, испытывает на себе все возрастающий натиск терроризма. В настоящее время фиксируются даже скачкообразные изменения к худшему. Например, в России в 2002 г. по сравнению с предыдущими годами прошлого столетия прослеживалось увеличение учтенных преступлений, связанных с терроризмом, в 2,5 раза, совершенными в том числе и с позиций вооруженного подполья. Среди них можно выделить: увеличение посягательств на жизнь и здоровье людей при уменьшении доли посягательств на материальные объекты; рост масштабности, для которой характерны большие человеческие жертвы; усиление жестокости и безоглядности действий террористов. Расширяется также информационная и ресурсная поддержка террористических сообществ и групп как в каждой отдельно взятой стране, так и в международном масштабе. Происходит сращивание политического и уголовного терроризма на фоне слияния и сотрудничества нелегальных и легальных структур эксo?aienoneiai oieea n iaoeiiaeenoe?aneeie, ?aeeaeicii-naeoaioneeie, ooiaaiaioaeenoneeie e a?oaeie niiauanoaaie ia iniiaa acaeiiauaiaiuo eioa?ania, ?oi iaeaieaa io?aoeeai i?inea?eaaaony nae?an a ?a?ia. Террористическая деятельность усиливается при обострении социально-политической обстановки, когда террористы активно подключаются к акциям массового насилия, и, наоборот, при сокращении социальной базы происходит распад легальных организаций и переход фанатичных приверженцев идей национализма (прежде всего религиозного) и правоэкстремистских (неофашистских) элементов к конспиративной террористической деятельности, прежде всего с позиций вооруженного подполья. Исторический опыт показывает, что в периоды кардинальных перемен в обществе возникающие противоречия в его политической, экономической, социальной и духовной сферах приводят к противостоянию социальных сил, которое может приобрести резко конфликтный характер и сопровождаться ростом противоправных, насильственных посягательств, затрагивающих конституционные основы государства, и представлять угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. Нерешенные и нарастающие проблемы в
жизни общества вызывают острые социальные конфликты, разрешение которых
переходит с государственно-правового на силовые методы воздействия. Насилие
становится основным средством разрешения конфликтов и наиболее эффективным
способом достижения целей (в первую очередь политических), что является
хорошей питательной средой для деятельности террористов, действующих, в
том числе и с позиций вооруженного подполья, прежде всего на территории
Чеченской Республики.
Борьба с вооруженным подпольем - категория историческая Во времена Великой французской революции известны исторические примеры, когда та или иная политическая элита для достижения своих целей уходила с политической арены в оппозицию и продолжала свою деятельность на конспиративной основе с позиций подполья (в том числе и вооруженного). Не стали исключением подобные процессы и на территории молодой Советской республики, а в последующем Советского Союза, в 20-30-е годы прошлого столетия, где подобные проявления политического национал-экстремизма имели свои специфические особенности, обусловленные различиями исторических условий формирования наций, особенностями национального характера и культуры, исторических традиций (антоновщина, махновщина, басмачество). В то же время пресловутые сталинские репрессии показали железную силу государства, способного подавлять не только робкие зачатки оппозиции, но и своих бывших сторонников, не говоря уже о протесте народа, энергия которого была сконцентрирована на строительстве "великого будущего". В очередной виток по борьбе с националистическим сепаратистским движением и его вооруженным подпольем советское государство вступило в 1939-1941 гг. в западных областях Украины, Белоруссии и республиках Советской Прибалтики после вхождения этих территорий в состав Советского Союза. В период оккупации западных регионов СССР фашистскими войсками лидерам украинских и прибалтийских националистов удалось при поддержке оккупантов создать собственные вооруженные формирования и многочисленные подпольные организации в населенных пунктах, которые были заблаговременно подготовлены к длительной борьбе с советскими правоохранительными органами. Сразу же после освобождения западных районов Украины, Белоруссии, а также республик Советской Прибалтики советскими войсками националистические организации ("Организация украинских националистов" (ОУН), "Союз литовских партизан" и "Армия свободы Литвы" в Литве, "Объединение защитников отечества - партизан Латвии" и "Лесная кошка" в Латвии, "Омакайтсе" в Эстонии) начали активную деятельность по противодействию новой власти. Помимо открытых вооруженных нападений на небольшие подразделения и отдельных военнослужащих Красной Армии, сотрудников органов НКВД - НКГБ СССР националисты совершали диверсии на железных и шоссейных дорогах, нарушали линии связи, организовывали ограбления различных складов, магазинов, других учреждений. Для достижения своих целей националисты не гнушались и террором в отношении своих граждан. Ими были совершены многочисленные убийства не только активистов, официальных сотрудников советских учреждений, но и членов их семей. Подобные акции были призваны запугать местное население, вынудить его сотрудничать с бандитскими вооруженными формированиями из-за страха за свою жизнь и жизнь своих близких. Растянувшуюся более чем на десятилетие борьбу советского государства с националистическим подпольем и его вооруженными формированиями исследователи условно подразделяют на три этапа:
- разгром организованного, управляемого с единого центра националистического подполья - уничтожение остатков националистического вооруженного подполья в виде небольших разрозненных бандгрупп и отдельных экстремистов. Для первого этапа борьбы с националистами (конец 1945 - начало 1946 гг.) наиболее характерными были политические и экономические мероприятия государства, а также чекистско-войсковые операции органов безопасности по очистке тылов действующей армии, которые нередко перерастали в ожесточенные бои с хорошо вооруженными и многочисленными отрядами сепаратистов. Потерпев поражение в открытых столкновениях с чекистскими и армейскими подразделениями, националисты изменили свою тактику и ушли в глубокое подполье, скрываясь преимущественно в лесных массивах, в бункерах и других укрытиях, что было характерно для второго этапа борьбы с националистическим подпольем, который принял затяжной характер. Главными субъектами в этой борьбе стали органы НКГБ и НКВД СССР (с 1946 г. соответственно МГБ и МВД СССР). Весной 1947 г. на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и на Северном Кавказе были созданы специальные подразделения по борьбе с националистическим подпольем. Начиная с этого времени, государство возложило основную задачу борьбы с вооруженным подпольем на органы безопасности, которые стали играть основную роль в ликвидации националистического подполья и его незаконных вооруженных формирований. В то время органы безопасности боролись с подпольными националистическими организациями и бандами не методом прямого увеличения количества проводимых чекистско-войсковых операций, а за счет усиления разъяснительной работы среди населения и коренного улучшения качества агентурно-оперативной и следственной работы. Кроме того, усилия органов безопасности направлялись на ликвидацию в кратчайшие сроки центральных и местных органов подполья. Против каждой выявленной банды направлялись подвижные чекистско-войсковые группы, силами которых банды преследовались до полного их уничтожения. Одновременно активизировалась работа органов безопасности по выявлению и перехвату связей вооруженного подполья со спецслужбами иностранных государств, а также захвату эмиссаров, курьеров и связников, перебрасываемых из-за границы. Широко стали практиковаться органами безопасности мероприятия по разложению банд и склонению их к явке с повинной. Организуя борьбу с вооруженным подпольем, органы безопасности опирались на помощь милиции, внутренних войск, которые в целях улучшения координации действий были переданы в состав министерства госбезопасности, а также так называемых "истребительных отрядов". Последние формировались из числа местного партийно-советского актива и возглавлялись подготовленными оперативными работниками или офицерами запаса вооруженных сил. Бойцы истребительных отрядов участвовали в операциях по поимке и ликвидации бандитов, использовались для конвоирования арестованных, охраны партийных, советских учреждений, складов и т.п. В борьбе с вооруженным подпольем органы безопасности в тот период широко использовали своих добровольных помощников, сотрудничавших с ними на негласной основе. На своих помощников органы безопасности возлагали задачи по сбору данных о планах и намерениях главарей подполья, местах расположения участников подполья, их количественном составе, вооружении, пособниках из числа местного населения. Через своих помощников органы безопасности проводили также оперативные мероприятия по выводу участников подполья в места устройства органами безопасности засад, разложению подполья, распространению листовок, созданию в среде подпольщиков атмосферы недоверия, подозрительности, склонению участников банд к явке с повинной. Следует отметить, что работа органов безопасности со своими помощниками в процессе борьбы с вооруженным подпольем была нередко связана с большими трудностями и с риском для жизни. Вооруженное подполье имело собственную службу безопасности, которая тщательно проверяла всех новых участников подполья, проводила собственные расследования происходивших провалов и арестов националистов органами безопасности. При малейшем подозрении со стороны националистов агенту грозило физическое уничтожение. Наиболее сложным делом для органов безопасности при борьбе с вооруженным подпольем было внедрение в него своих помощников. В качестве своих помощников органы безопасности привлекали в основном явившихся с повинной участников подполья, давших откровенные и правдивые показания о силах подполья и местных жителях, которые имели родственные или иные связи среди участников подполья. Достаточно активно использовались органами безопасности в борьбе с вооруженным подпольем лжебандитские группы, которые действовали под видом участников подполья из других регионов, устанавливали действующих участников подполья и способствовали последующей их ликвидации. В борьбе с вооруженным подпольем не последнее место занимали и мероприятия по компрометации его лидеров, используя документы, утерянные главарями, факты их поведения, а также СМИ. Важную роль в окончательной ликвидации
вооруженного подполья, наряду с войсковыми и оперативно-розыскными мерами,
играли и агитационно-пропагандистские мероприятия органов власти и безопасности.
Периодическое объявление амнистий, широкое оповещение населения, а, следовательно,
и участников подполья о мерах правительства по улучшению материального
положения населения и развитию экономики того или иного региона, умелая
компрометация всего вооруженного подполья в целом, его целей и методов
действий приводили к массовым явкам участников подполья с повинной или
их отходу от активной деятельности, лишали подполье опоры среди местного
населения.
От прямого вооруженного противоборства с властью - к вооруженному подполью Анализ практики борьбы органов власти и безопасности в борьбе с вооруженным националистическим подпольем показывает, что этот опыт вполне применим для борьбы с незаконными вооруженными формированиями (НВФ), действующими на территории Чеченской Республики. В Чечне, где сохранились нравы и обычаи родоплеменного строя и военно-феодальные традиции, проявления антироссийского сепаратизма носят более острый и противоречивый характер. Пережитки обычаев кровной мести, решение противоречий между родами и кланами (тейпами) усиливают насильственные тенденции. Возникающие противоречия, по сути дела, отражают ведущуюся внутри кланов и между ними борьбу за власть. Если экстраполировать имеющийся исторический опыт, то в настоящее время мы можем говорить о таком этапе борьбы, когда власть и органы безопасности решают задачи по борьбе с НВФ, действующими с позиций вооруженного подполья и управляемых единым центром. Так, до настоящего времени основной формой борьбы НВФ с органами федеральной власти была и остается бандитско-террористическая деятельность. Наиболее одиозные главари чеченских НВФ, являющиеся организаторами преступлений террористического характера в Москве, Буйнакске, Владикавказе, Волгодонске, Каспийске и других городах до сих пор не разысканы и не привлечены к уголовной ответственности. Не без их активного участия в ряде субъектов Российской Федерации проявляются факты политического и религиозного экстремизма, направленного, прежде всего, на разжигание национальных, расовых и религиозных противоречий, конечной целью которых является насильственное изменение Конституционного строя Российской Федерации. В ряде регионов страны, особенно ярко это выражено на Северном Кавказе, лидеры националистических группировок, в том числе ваххабитской направленности, активно используют национальный и религиозный факторы для достижения своих политических целей. Говоря о специфике террористической деятельности НВФ в Чеченской Республике, которые в настоящее время действует с позиций вооруженного подполья, необходимо отметить, что она является локально-региональным ответвлением исламско-фундаменталистского терроризма, который после образования в апреле 1998 г. в Пакистане "Мирового фронта джихада" (МФД, другое название - "Всемирный фронт священной борьбы против иудеев и крестоносцев"), также стал феноменом современной политической жизни и международных отношений. При этом известная террористическая организация "Аль-Каида", насчитывающая десятки тысяч прошедших специальную подготовку боевиков (моджахедов), последователей и сторонников, является "исполнительным" органом решений МФД. Если провозглашенными целями МФД являются распространение "правильного" ислама и создание на его основе теократического государства (или ряда государств), то для террористических организаций, базирующихся в Чечне, они конкретизируются как распространение своего влияния на сопредельные территории Северного Кавказа, прежде всего Дагестан, а также Приволжские республики традиционного распространения ислама и Центрально-азиатские республики СНГ (Узбекистан, Таджикистан, Киргизию). В действительности же основной геополитической целью МФД является установление в XXI в. реального исламского контроля над регионами, богатыми нефте- и газоресурсами, или являющимися важными транзитными транспортными путями. Для чеченских экстремистов - это контроль над экспортом азербайджанской и центрально-азиатской нефти и газа, доминирование в Северо-Кавказском регионе, расширение влияния ваххабизма и МФД в Средней Азии с чеченского плацдарма, участие в реализации планов образования "единого исламского государства". Эти геополитические цели маскируются "исполнением воли Аллаха" под идеологическим прикрытием ваххабизма. Одной из особенностей деятельности чеченских сепаратистов является наличие, с одной стороны, многочисленных политико-пропагандистских заявлений руководителей непризнанной "Республики Ичкерия" о готовности вести "священную войну против "неверных", не признавая "никаких пределов", и открытые угрозы в адрес гражданского населения, и, с другой стороны, непризнание своей ответственности за эскалацию преступных действий. К политико-организационным особенностям чеченского сепаратизма можно отнести наличие:
- значительных материально-финансовых ресурсов; - учебных центров военно-диверсионной подготовки, финансируемых МФД и его лидером У. бен Ладеном, обучение в которых проходили граждане многих государств, в том числе и наемники из немусульманских стран; - тесных связей с зарубежными спецслужбами и радикальными фундаменталистскими организациями; - связей с чеченскими и северокавказскими диаспорами (общинами), а также этническими организованными преступными группами как во многих областях России, так и в других государствах мира. Это обстоятельство обеспечивает как определенную материальную и социально-политическую поддержку экстремистским и сепаратистским притязаниям нелегитимного руководства "Республики Ичкерия", так и возможность создания баз и опорных пунктов за рубежом; - возможности использования иностранных наемников как из арабо-мусульманских стран, так и из государств СНГ и Европы. К числу социально-психологических особенностей чеченского сепаратизма можно отнести:
- наличие практически беспрепятственной возможности перемещения сепаратистов по территории России и других стран СНГ; - возможность установления и развития контактов на основе панисламизма. При этом зарубежный опыт показывает, что при наличии сложившихся и сплоченных, даже гораздо более малочисленных террористических субъектов как, например, Баскская "ЭТА", северо-ирландская "ИРА" или итальянские "Красные бригады", органам безопасности и силам поддержания правопорядка требуется не менее 3-7 лет для их ликвидации или нанесения по ним существенных ударов, значительно снижающих их активность. Причем "ЭТА", "ИРА", также как и западногерманская "РАФ", заявившие в 1998 г. о прекращении своей террористической деятельности, так и не были окончательно разгромлены правоохранительными органами стран, где они действовали. С учетом вышесказанного, характерные черты чеченского сепаратизма позволяют говорить о появлении на территории Российской Федерации еще в 1991-1994 гг. достаточно специфического субъекта террористической деятельности, противодействие которому стало не только одним из основных направлений деятельности органов ФСБ России, но и правоохранительных структур страны в целом, актуальность борьбы с которым вряд ли уменьшиться в ближайшее время. Контртеррористическая операция в Чечне, начиная с августа 1999 г. до настоящего времени, по уничтожению НВФ чеченских экстремистов позволила разгромить их основные силы, заставила их уйти в подполье, значительно ослабила их влияние в регионе. Однако она вряд ли сможет полностью уничтожить сложившейся субъект террористических действий, который, по-видимому, по сути перешел на нелегальное положение на территории Чечни и других регионов. При этом возможна активизация на территории России и других стран СНГ боевиков МФД с привлечением наемников из-за рубежа, а также скрывшихся чеченских экстремистов. Новым тактическим приемом в настоящее время стал переход чеченских экстремистов к тактике "жертвенного" терроризма с применением мощных взрывных устройств, которая десятки лет использовалась террористами в разных странах (Ливан, Израиль, Пакистан, Индия, Турция и др.) Как подчеркивают израильские эксперты, исламский "жертвенный" (самоубийственный) терроризм порожден специфической религиозно-идеологической атмосферой региона, которая позволяет превращать его в повседневное явление. Объектами осуществления акций "возмездия" являются места скопления людей: здания государственных и иных учреждений, стоянки (вокзалы), автобусы, магазины, рынки, пешеходные зоны, армейские и милицейские автомашины, патрули и т.д. Исходя из международного опыта борьбы с терроризмом, побудительным мотивом камикадзе является отчаяние и стремление участвовать "в общей борьбе". В этих целях исламские фундаменталисты, являющиеся вдохновителями акций террора, создали целую систему идеологического обоснования "смерти мучеников" в "священной борьбе", ведущую к постоянному пополнению и функционированию групп камикадзе. Для этого изобретен специальный термин: "исташахед" - акт самопожертвования террориста-подрывника, не признающийся самоубийством в силу "высшей целесообразности". В тех же целях используется и понятие "шахаде" - "смерть мученика", которое используется для обозначения смерти террориста во время операции, но не запланированной заранее, а явившейся следствием стечения обстоятельств. Такого рода обработка мусульманских общин ведется как членами террористических (боевых) организаций и групп, так и некоторыми мусульманскими духовными лицами. "Самоубийственный" терроризм, преимущественно исламских фанатиков, получил широкое освещение в СМИ, вследствие чего этот метод борьбы хорошо известен в России, в частности, он активно применяется чеченскими сепаратистами не только в Чеченской Республике, но и на территории всего Северо-Кавказского региона. Наибольшую опасность представляют подпольные экстремистские организации, которые поддерживают связи и финансируются спецслужбами иностранных государств и используются ими для проведения разведывательной и иной подрывной деятельности. Наличие в СССР определенного иммунитета по отношению к экстремистской (террористической) идеологии и практике объясняется некоторыми политологами во-первых, господствовавшей концепцией "морально-политического единства советского народа", и, во-вторых, действенным функционированием административно-правовых режимов. Система последних и начала особенно активно разрушаться в конце 80-х годов прошлого столетия. В этой связи на территории первоначально союзных республик, а в начале 90-х годов XX в. и на территории субъектов Российской Федерации стали возникать экстремистские организации, при которых, в некоторых случаях, шло формирование незаконных вооруженных формирований. Причем, организация НВФ и участие в нем были криминализированы, то есть стали считаться преступными только с введением в действие 1 января 1997 г. нового Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 208). По своим основным характеристикам терроризм на территории СССР вполне вписывался в параметры, характеризующие современный этап мирового развития данного феномена. Это прежде всего наличие основных направлений (социального - "левого" и "правого", националистического, религиозного и т.д.), реализация достижений технической мысли в преступных целях, постоянно расширяющийся круг объектов покушений, особое внимание СМИ к освещению террористических актов, переход от индивидуальных покушений одиночек и небольших групп ко все более систематическому и массовому террору, осуществляемому хорошо организованными и экипированными группировками, тесно связанными с определенными политическими силами. В этой связи представляется достаточно обоснованным вывод о том, что сейчас в странах СНГ терроризм стал долговременным фактором современной политической жизни, относительно устойчивым явлением в развитии общества. Это стало следствием углубления межнациональных, межконфессиональных, социально-экономических, идеологических и собственно политических противоречий в стране и обществе. Причем в практике экстремизма, в том числе политического, просматриваются две тенденции. Первая связана с борьбой политических организаций и движений между собой за влияние в обществе, другая - с борьбой этих сил за влияние на государственную власть и ее политику, а в итоге - за приход к власти. С учетом этого можно выделить следующие структурные элементы, характеризующие функциональную сторону противодействия экстремистам (террористам), действующим с позиций вооруженного подполья в современных условиях. 1. Информационно-аналитическое обеспечение противодействия экстремизму, является важнейшим составным элементом управления государственной системой. 2. Принятие решения о мерах противодействия экстремизму, планирование и организация реализации намеченного плана. По существу, это решение об управлении процессами противодействия экстремизму. 3. Слежение за обстановкой в сфере противодействия экстремизму (мониторинг). По существу, это метод социально-политической и специальной оперативной диагностики состояния общества. Многие западные государства имеют опыт проведения политического мониторинга, в том числе и в интересах противодействия политическому экстремизму. Этот опыт может быть использован с поправками применительно к специфическим условиям России. 4. Регулятивные меры, применяемые в интересах противодействия политическому экстремизму. Это меры несилового воздействия на причины и условия, способствующие возникновению и развитию политического экстремизма. К ним относятся политические и иные управленческие решения, совершенствование законодательства, ведение переговоров и достижение соглашений с оппозиционными организациями, различные формы разрешения противоречий дипломатическими средствами, использование агентов влияния и активные мероприятия разведки. К регулятивным мерам относятся также меры информационно-пропагандистского и психологического воздействия, которые направлены на удержание носителя угрозы от насильственных и иных противоправных деяний и отказа от их совершения. Регулятивные меры - это, в конечном счете, меры профилактического воздействия, оказывающие несиловое сдерживающее воздействие на развитие кризисных тенденций. 5. Меры непосредственного, прямого противодействия экстремизму включают административно-правовое и уголовно-правовое принуждение. Например, такое, как объявление чрезвычайного положения, с соответствующими мерами ограничения, вытекающими из закона "О чрезвычайном положении". Меры непосредственного и прямого противодействия применяются, когда нарушен закон и правопорядок, и восстановить его несиловым путем невозможно, когда акции экстремизма носят насильственный характер. Несколько слов о необходимости борьбы правоохранительных органов и спецслужб государства с молодежными экстремистскими подпольными организациями, которые представляют определенную угрозу для общества. Для России и других стран СНГ в настоящее время характерно широкое распространение взглядов и концепций политического экстремизма, основанных на националистической, религиозной, ультрареволюционной, неофашистской и других идейно-политических платформах. Наряду с вооруженным подпольем террористической направленности в России существуют различные экстремистски настроенные молодежные группы, которые преследуют определенные социально-политические цели. Они не вооружены, и их выступления не носят террористического характера. Они ограничиваются лишь социальными протестами по поводу тех или иных мероприятий государства. Так, например их "первая волна" родилась в начале 90-х годов прошлого столетия и тщательно копировала западные образцы экстремистских выступлений. "Новые левые" "первой волны" не смотрели даже те американские фильмы, которые им предлагало российское TV. Примерами для подражания у них были "Студенты за демократическое общество" (СДО), "Черные пантеры", "хиппи", "Уэзермены" в США, "Движение 22 марта" и Даниель Кон-Бендит во Франции, "Социалистический союз немецких студентов" в Германии. Общим знаменем был Эрнесто Че Гевара. Мельчайшие подробности жизни Че, лидера западногерманских "новых левых" Руди Дучке или колумбийского "священника-партизана" Камило Торреса они знали наизусть. В крупнейшей организации российских "новых левых" "первой волны" - 25-тысячном (в момент наивысшего расцвета) профсоюзе "Студенческая защита" - в провинциальных группах считали обязательным изучать историю, идеологию и опыт СДО. "Студенческая защита" творчески использовала опыт своих духовных отцов. В середине 90-х годов она дважды организовывала массовые студенческие беспорядки в Москве и по одному разу - в Твери, Краснодаре и Ульяновске. Столичные СМИ эти беспорядки старательно замалчивали. "Первая волна" российских "новых левых" сошла на нет к началу третьего тысячелетия. Некоторые ее организации распались из-за внутренних противоречий, а некоторые под воздействием правоохранительных структур. Наученная горьким опытом "первой волны", "вторая волна" российских "новых левых" действует полу- подпольно или вообще в подполье. Данные течения при соответствующих условиях могут использовать как иностранные спецслужбы, так и экстремистски настроенные силы для решения своих задач. Подводя итоги, следует сказать, что
вооруженное подполье, являясь исторической категорией, представляет серьезную
угрозу как для личности, так и для всего общества и государства, поэтому
и борьбу с ним должны вести не только спецслужбы и правоохранительные органы,
а и все государство в целом.
|
|