Статьи
Обозреватель - Observer



 АНТИКРИЗИСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ - НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ


Е.Ведута,
доктор экономических наук, профессор

 

Борьба с терроризмом, законотворческий процесс, социальные и экономические реформы, привлечение иностранных инвестиций, продолжение приватизации и т.д. Много слов и суеты, а корабль под названием "Россия" продолжает устойчиво плыть в "никуда".

Конечно, кто-то возразит, что цены на нефть все выше и выше, никакого кризиса нет, и через 30-50 лет Россия, благодаря институциональным преобразованиям экономики, станет процветающим государством. Мечтать всегда не вредно, особенно если "присосался" к нефтяной трубе, банкам, к системе власти. Но чуда не будет. Именно благодаря затянувшемуся нефтяному шоку, создающему видимость благополучия, можно и дальше, вопреки всякому разуму и общественному мнению, навязывать законодательный хаос, уничтожающий единый народнохозяйственный комплекс страны во имя баланса конъюнктурных интересов тех, кто попал в число "избранных".

Что делать?

Извечный русский вопрос, на который после трагедии в Беслане Президент России четко ответил, что нужна антикризисная система управления и гражданский контроль.

Не в этом ли и есть национальная идея России?

Однако "избранных" еще так много, а продолжать перераспределять производимые доходы и национальное богатство так выгодно, что можно путать причину, кроющуюся в дезорганизации экономики, со следствием в форме террора. Поэтому широко пропагандируемая СМИ реакция "избранных" на события в Беслане сводится к обвинениям во всех бедах терроризма и к призывам бороться с ним.

Однако цена за примат права над экономикой становится слишком высокой. Пора переходить от перераспределительных процессов к восстановлению управления развитием экономики. Если для разрушения управления экономисты, действительно, были не нужны, то для его восстановления страна остро нуждается именно в экономистах, способных сконструировать эффективную систему управления для обеспечения устойчивых темпов роста качества жизни в стране.

 У России нет будущего
без антикризисного управления экономикой

После первой мировой войны и разрушения золотомонетного стандарта хроническая и всеобщая инфляция становится важнейшим инструментом корпоративной стратегии государств на протяжении всего XX в., обеспечивающим перераспределение доходов и национальных богатств в пользу транснациональных корпораций (ТНК). Обогащая монополистов за счет сокращения потребления и сбережений немонополистов, инфляция ведет к перманентному кризису перепроизводства с обострением социальной ситуации.

Стремительная инфляция вносит резкие изменения в структуру национальной экономики. Она может быть оправдана в случае чрезвычайных ситуаций, вызванных военной угрозой, стихийным бедствием или необходимостью оживления экономики для выхода из кризисной спирали. Поскольку инфляция обеспечивает высокие темпы роста приоритетных отраслей экономики за счет сокращения платежеспособности других отраслей и населения, то ее положительный эффект не может продолжаться долго. Диспропорциональность развития национальной экономики, ведущая к кризису перепроизводства, проявляется в том, что часть отраслей обнаруживает тенденцию к гипертрофированному развитию, а другие отрасли быстро деградируют. Легкость получения прибыли способствует капиталистической концентрации, но не стимулирует процесс обновления основных фондов, так как быстрые изменения в стоимости денег ослабляют необходимость учета действительных затрат, а более быстрый рост цен на средства производства и сырье увеличивает начальную сумму для их приобретения.

При резком обострении социальной ситуации монополисты требуют финансовой стабилизации, что предполагает дефляцию, означающую изъятие из обращения излишней денежной массы, выпущенной в период стремительной инфляции. При этом создаются стимулы к экспорту капитала для захвата новых рынков в государствах, импортирующих капитал, и сокращения за их счет затрат на рабочую силу и оплату сырья, что обеспечивает диспропорциональность в развитии мировой экономики и делает кризис перепроизводства всеобщим. Рост безработицы в странах-экспортерах капиталов заставляет их для оживления национальной экономики вновь прибегнуть к расширению денежной массы в обращении, то есть к более высоким темпам инфляции. Если же потом не будут созданы условия для финансовой стабилизации, то стремительная инфляция будет сопровождаться ростом протекционизма. В конце концов, когда кризис перепроизводства начнет угрожать безопасности ТНК, то для переноса его бремени на других используются военные авантюры.

Существенным в циклическом развитии является то, что отсутствие автоматических механизмов, восстанавливающих пропорциональность (равновесие) мировой экономики, делает неизбежным перманентное кризисное развитие цивилизации до полного ее разрушения. При этом допускается за счет ухудшения жизни в других регионах мира временное создание отдельных оазисов благополучия, так называемого "золотого миллиарда", в состав которого входят государства, валюты которых признаны в качестве ключевых (резервных). Рост помощи бедным странам и крупные инвестиционные проекты не могут преодолеть корневые причины глобального кризиса, кроющиеся в цикличности развития "инфляция - дефляция", задаваемой ТНК.

Корпоративная стратегия, обеспечивающая всемирное перераспределение доходов и собственности в пользу ТНК, является национальной для США, где в основном базируется финансовая олигархия. Ее реализация обеспечивается скоординированными действиями международных финансовых организаций и стран "семерки", эффективно использующих основанную на долларе США международную финансовую систему и рынок ссудных капиталов в перераспределительных (спекулятивных) процессах. Импульсами к качественно новой роли международных финансов служили организованные "нефтяные шоки".

Так, после первого "нефтяного шока" был узаконен режим плавающих валютных курсов и усилено межгосударственное валютное регулирование. После второго "нефтяного шока" произошло резкое повышение процентных ставок на мировом рынке ссудных капиталов, приведшее к росту долгов всех государств, включая США, и усилению их зависимости от ТНК.

Третий "нефтяной шок" сопровождается девальвацией доллара и эскалацией действий международного терроризма, обслуживающего кризисное развитие мировой экономики.

Однако кризисное управление всемирным переделом доходов и собственности улучшает благополучие США лишь в краткосрочной перспективе. Диспропорциональное развитие экономики США и возвращение спекулятивного капитала на родину в виде огромного избытка спекулятивных долларов неизбежно ведет к репатриации эпицентра кризиса в США. Его отсрочке в 80-х годах помогла либерализация экономики в СССР и других странах Восточной Европы. В 90-х годах США для недопущения кризиса на своей территории проводили дефляцию, что способствовало свертыванию у них производства, росту безработицы и дефицита платежного баланса по текущим операциям. Дефляция не могла быть долговременной. После пика фондового бума стагнация промышленного производства в США сменилась его спадом. Для оживления производства США нужна инфляция. С этой целью США значительно снизили ставку рефинансирования ФРС и увеличили военные расходы на создание НПРО. Война с Ираком вызвала еще больший рост цен на нефть и запуск инфляции в мировом масштабе.

Как правило, запуск инфляции сопровождается протекционизмом. Коррекция курса доллара и протекционизм ведут к "взрыву" сложившейся международной финансовой системы. Оттяжку кризиса дает "согласие" других государств (ЕС, России и др.) продолжать дефляцию, что будет означать свертывание производства в этих странах, рост безработицы и применение к ним валютного демпинга со стороны США, и, следовательно, не может длиться бесконечно. Поэтому США вынуждены основывать новые военные базы, либо подталкивать государства к военным конфликтам. Однако кризисное управление, разрушая глобальную стратегическую стабильность, снижает возможности ТНК регулировать социальные процессы в зависимых государствах. Поэтому "мирным" разрешением кризиса для США станет трансформация корпоративной стратегии в социально эффективную стратегию, обеспечивающую устойчивый рост качества жизни за счет эффективного развития производства и справедливого распределения доходов. Если реализация корпоративной стратегии предполагает кризисное управление, то реализация социально эффективной стратегии - антикризисное управление экономикой.

Сегодня корпоративная стратегия прямо угрожает безопасности России. В отсутствии идеологии, адекватной требованиям для выхода из кризиса, правительство обречено быть в роли диспетчера с опозданием реагирования на случившееся. Одновременно с усилением угроз безопасности государству власть будет вынуждена осуществить трансформацию кризисной стратегии из фазы дефляции в фазу инфляции с хорошо известными последствиями. Однако Россия, несмотря на потерю в хаосе многих конкурентных преимуществ, продолжает сохранять свои важнейшие стратегические преимущества - огромный ресурсный потенциал, опыт разработок планирования народного хозяйства и самый высокий в мире уровень образования.

Поэтому именно она несет ответственность перед мировым сообществом за внедрение антикризисного управления развитием национальной экономики для выхода на социально эффективную стратегию. Совместная трансформация стратегий стран СНГ, ЕС и Азиатско-Тихоокеанского региона в социально эффективную стратегию развития уменьшит потери нового евразийского блока от глобального кризиса и предотвратит катастрофу.

 Антикризисное управление национальной экономикой
как система

Уже в рамках любой кооперации возникает необходимость управления, обеспечивающего согласование индивидуальных работ для эффективного развития кооперации в целом. При этом управленческая деятельность четко делится на два вида:

    - координацию, отвечающую на вопрос, что производить управляемому звену для эффективного выполнения цели управления;

    - стимулирование (материальное и моральное), отвечающее на вопрос, как воздействовать на управляемое звено, чтобы оно эффективно выполнило возложенные на него функции.

Управление как координация действий управляемых звеньев во времени и в пространстве предполагает составление плана (траектории движения) в форме балансов, увязывающих плановые задания по производству работ с ограничениями по ресурсам.

План составляется на основе учета и анализа состояния объекта, законов его поведения и правил управления.

Регулирование есть тот же информационный комплекс, что и управление (учет, анализ, планирование, регулирование), но осуществляется на более низкой ступени иерархии (во времени и в пространстве) при наличии установленных сверху плановых заданий и ограничений. Оно представляет собой уточнение внутри планового отрезка времени заданий и ограничений на основе учета и анализа результатов производства за истекшую часть времени с целью полного выполнения объемного планового задания.

Учет и анализ для регулирования называют контролем хода производства.

Таким образом, управление как координация действий управляемых звеньев для достижения цели системы в целом представляет собой единство информационных процессов - учет, анализ, планирование, регулирование. Поскольку учет, анализ и регулирование, а также стимулирование осуществляются исходя из задачи составления и реализации плана, то именно планирование является ядром управления производством.

Для организации антикризисного управления развитием национальной экономики требуется рассмотрение происходящих в нем информационных процессов в качестве единой кибернетической системы. Могут возразить, что наличие разных форм собственности делает невозможным рассмотрение национальной экономики в качестве системы. Действительно, любой хозяйствующий субъект, в том числе государство, прямо управляет производством лишь в рамках своей собственности. Однако принципиальное отличие экономической деятельности государства состоит в том, что устанавливаемых им законов обязаны придерживаться все резиденты, действующие на его экономической территории. Установление этих законов, исходя из необходимости разработки и реализации стратегического плана социально эффективного развития национальной экономики, является необходимой составляющей антикризисного управления.

Бюджет государства, увязывающий его расходы с доходами, является планом деятельности государства. Такое планирование, известное еще древним государствам, всегда является прогнозным, но не всегда стратегическим. Планирование становится стратегическим, когда в самом расчете плана его показатели увязываются с управляющими воздействиями государства для обеспечения развития экономики в желаемом направлении. Управляющим параметром стратегического плана являются, прежде всего, инвестиции, направляющие темпы и пропорции развития экономики в русло стратегических интересов государства. Если государство не имеет собственных инвестиций, то стратегию его развития определяют другие инвесторы и, следовательно, бюджет такого государства не является стратегическим планом.

Ведущим противоречием второй половины XX в. было соперничество двух супердержав США и СССР.

Для завоевания мирового господства стратегией США становится рост государственных инвестиций в другие страны с превращением доллара, как главного экспортного продукта, в мировые деньги.

В свою очередь СССР стремился стать общемировым лидером в развитии науки и техники за счет централизованного распоряжения инвестициями, обеспечивающего первоочередное развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс.

Разные цели стратегий и возможности их реализации определили принципиальные отличия систем стратегического планирования, но в обеих системах управляющим параметром стратегического планирования развития мировой экономики (стратегия США) и национальной экономики (стратегия СССР) являлись инвестиции.

Для реализации корпоративной стратегии США, нацеленной на перераспределительные процессы, были созданы международные координирующие организации.

Функция краткосрочного кредитования государств под условие проведения должниками рекомендуемой экономической политики была закреплена за Международным валютным фондом (МВФ), а функция долгосрочного кредитования - за Международным банком реконструкции и развития (МБРР).

Для межгосударственного регулирования движения товаров было подписано Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ).

В 40-х и 50-х годах приоритетным направлением экспорта капиталов из США становятся страны Западной Европы и Япония, как стратегические союзники в конкуренции со странами, выбравшими стратегию СССР.

С середины 50-х годов, в 60-х и 70-х годах в центре внимания США оказываются страны Азии, Африки и Латинской Америки, а в 80-х годах массированный экспорт капиталов устремился в социалистические страны.

Кризисное управление перераспределительными процессами не ставит задачу управления развитием национальной экономики. При таком подходе она развивается по принципу "процесс пошел" под идеологическим прикрытием экономической теории и аналитиков, разрабатывающих возможные сценарии развития с пассивной ролью государства.

Метод экономической кибернетики был необходим СССР для постановки антикризисного управления экономикой, гибко реагирующего на инновации производителей в направлении, задаваемом динамикой спроса конечных потребителей. Поддержка военного паритета с США была явно недостаточна для стратегической победы СССР в "холодной" войне.

Критики модели хозяйствования СССР справедливо отмечают, что модель централизованного управления экономикой, отлично приспособленная к чрезвычайным ситуациям с преимущественным развитием отраслей, определяющих технический прогресс, подчиняет развитие экономики не спросу конечных потребителей, а корпоративным интересам, в частности партийного аппарата. В самой постановке стратегического планирования народного хозяйства в СССР, ориентированного на ускоренное развитие отраслей военно-промышленного комплекса за счет других отраслей были нарушены принципы социально эффективной стратегии, что и выразилось в снижении реальной платежеспособности национальной валюты и, в конечном счете, ее "проигрыша" доллару.

Кризисное управление развитием национальной экономики явилось причиной проигрыша СССР в "холодной" войне.

Сложность управления огромной страной заставляла вновь и вновь возвращаться к теоретическому обсуждению экономических проблем социализма. В ходе дискуссий 50-х годов были сделаны выводы о товарном характере производства в централизованной экономике, то есть об относительной независимости работающих в ней хозяйствующих субъектов, ориентирующихся не на принятие напряженных планов, а на статический показатель - прибыль. По рекомендациям официальной теории товарного производства при социализме в 50-80-х годах проводились институциональные преобразования централизованной экономики в направлении увеличения доли финансовых средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и соответственно уменьшения этой доли у Центра.

Отказ от стратегического планирования народного хозяйства в 1991 г. знаменовал развал супердержавы по принципу "конуса", у которого высота стала значительно больше диаметра.

В обмен на иностранные инвестиции стратегиями государств СНГ стали перераспределительные процессы, направляемые МВФ и МБРР в пользу ТНК. Этой стратегии служат все институциональные преобразования национальной экономики в этих странах (организация банковской и бюджетной систем, правил банкротства предприятий, форм бухгалтерского учета, статистической и финансовой отчетности и т.д.).

Как показал XX в., "гулять" по фазам циклического развития "инфляция - дефляция" можно сколь угодно долго, оплачивая при этом потери за счет экономически неграмотного населения.

Для того, чтобы дольше продержать его в неведении, экономическую науку подменили экономической теорией.

Так, кейнсианская теория доказывает необходимость умеренной инфляции с расширением расходов государственного бюджета и понижением нормы процента для компенсации нехватки частных капиталовложений и создания рабочих мест.

Наоборот, монетаристская теория доказывает необходимость проведения государством политики финансовой стабилизации или дефляции, ведущей к снижению темпов экономического роста и росту безработицы.

Современные социал-демократические теории базируются на кейнсианстве, предполагающем запуск инфляции с новой волной протекционизма и удорожанием жизни для трудящихся. Далее вновь придут монетаристы, чтобы обслужить возвращение к дефляции, либо "националисты" для идеологического обеспечения перехода к мобилизационной экономике с военным разрешением кризисных проблем и т.д.

Диктат политики над экономической наукой оказался ахиллесовой пятой СССР и может оказаться ею для современной России. Отказ страны от управления развитием национальной экономики (даже кризисного) сопровождается нарастанием угроз национальной безопасности с ускоренным ростом непроизводительных затрат общества на содержание чиновников, банкиров, иностранных и отечественных олигархов, рынка консалтинговых услуг, обслуживающего перераспределительные процессы.

Элитными экономистами стали считаться аналитики-монетаристы из Института переходной экономики, Высшей школы экономики и др., являющиеся идеологами и менеджерами перераспределения, не знающие экономику.

Если "проповедуемая" в государстве экономическая теория используется для оправдания экономической политики, ведущей к ухудшению жизни масс, то она служит корпоративным интересам господствующего социального слоя, стремящегося сохранить действующий порядок вопреки требованиям прогресса цивилизации, и потому ее можно считать реакционной. Задача экономической науки, как говорил Л.Н.Толстой - прямо служить улучшению жизни масс. Ее задача - восстановить управляемость развития национальной экономики, используя метод экономической кибернетики.

 Система национального счетоводства
для антикризисного управления

Во всех областях знаний наука изучает объективно действующие законы, выражающие необходимую и существенную связь между явлениями.

Их знание позволяет человеку конструировать необходимые условия, в которых действуют или не действуют те или иные объективные законы, то есть управлять.

Так политическая экономия изучает объективные экономические законы развития отношений между людьми по поводу производства, распределения, перераспределения и использования произведенных продуктов и доходов, а законы использования объективных экономических законов для разработки и практической реализации социально эффективной стратегии развития общества должны изучаться в науке "управление экономикой". Создание информационной системы управления, реализующей закономерности развития экономики, для оптимизации управленческих воздействий на развитие экономики в конкретных условиях, составляет предмет экономической кибернетики.

"Техникой" экономики является Система национального счетоводства (СНС), в которой изучаются информационные процессы, связанные с формированием, взаимосвязями и взаимодействием обобщающих показателей экономики на различных стадиях воспроизводства (производства, распределения, перераспределения и использования продуктов и доходов).

Сущность СНС определяется стратегией развития государства. Если информация СНС используется в корпоративных интересах, то сущность СНС является корпоративной. В этом случае можно ограничиться постановкой исключительно для аналитических целей. Если информация СНС используется для разработки антикризисного управления, то сущность СНС является социально эффективной. Цели использования СНС определяют требования к выбору лежащей в их основе концепции и инструментария для определения и расчета показателей, а также к организации сбора и упорядочивания экономической информации (табл. 1).

Таблица 1


Принципиальные отличия построения СНС
в зависимости от целей их использования

Примечания: 1. МОБ - межотраслевой баланс.
                           2. МСБ - межсекторальный баланс.
                           3. ЭММ - экономико-математическая модель.


Для целей антикризисного управления экономикой требуется достоверная информация, содержащаяся в СНС. Достоверность показателей СНС зависит от качества текущих цен, используемых при агрегировании множества разных продуктов в объемные показатели, и исключения возникающего при этом повторного счета.

Эти проблемы можно решить на основе использования методологии политической экономии, согласно которой материальное производство, где создается национальный доход, отделяется от непроизводственной сферы, входящей в расходы, а труд является единственным внешним ресурсом, определяющим цены воспроизводства в текущем периоде.

Современный международный стандарт СНС, принятый ООН в 1993 г., базируется на концепции полезности, по которой возникает субъективизм при определении набора услуг, включаемых в состав национального продукта, что увеличивает повторный счет, а также их оценок. В основе оценки национального дохода лежит теория факторов производства, предполагающая равноправное участие всех факторов в процессе производства благ, что исключает возможность достоверного расчета цен затрачиваемых ресурсов в соответствии с условиями их воспроизводства в данной системе хозяйствования. Поскольку продолжается дискуссия по поводу того, что понимать под факторами производства (в частности, является ли фактором производства государственная деятельность), то в современной СНС избегают в явной форме ссылаться на факторы производства. Вместо этого используют понятие "первичных доходов".

Ретроспективная СНС, подводя итоги ситуаций прошлого, служит исходной информационной базой для составления прогнозных СНС. Она может составляться в двух формах: на основе учета запасов (на определенный момент времени), либо на основе учета потоков выпуска продуктов и затрат ресурсов в течение данного периода времени.

В масштабах государства СНС на основе учета запасов составляется с целью определения национального богатства, состоящего из совокупности созданных к настоящему моменту времени благ, вовлеченных в процесс производства природных ресурсов и превышения финансовых активов страны над ее финансовыми обязательствами. Эта задача практически неразрешима, так как трудно соизмерить созданные в разные периоды времени основные производственные фонды и тем более оценить потенциал природных ресурсов.

Поэтому для антикризисного управления развитием национальной экономики требуется составление ретроспективной и прогнозной СНС на основе учета потоков.

По степени детализации используемой экономической информации СНС можно классифицировать на скалярные и матричные. Первые служат лишь аналитическим целям. Для целей антикризисного управления требуется матричная СНС, обеспечивающая согласование финансовых и материально-вещественных потоков. Однако, если в основу составления матричной СНС положен отраслевой принцип, разрушающий существующую организацию управления экономикой, то такой межотраслевой баланс (МОБ) служит только целям анализа. Более того, таблица МОБ, построенная по концепции современного международного стандарта национального счетоводства, включает огромный повторный счет, полностью искажающий экономические реалии.

Для целей антикризисного управления требуется межсекторный баланс (МСБ), увязывающей доходы и расходы всех секторов экономики в разрезе ее институционных единиц: нефинансовых и финансовых корпораций (предприятий), государства, домашних хозяйств и обслуживающих их некоммерческих организаций. Агрегирование и дезагрегирование экономической информации в разрезе существующей организации управления с применением системного подхода к определению показателей таблицы позволяет избежать повторного счета в расчетах ВВП.

Отображая информационные процессы в экономике, СНС является сложной системой. В соответствии с классификацией систем СНС может быть статической, кинематической и динамической.

Информация статической и кинематической СНС служит целям анализа состояния экономики и изменения ее показателей. Для целей антикризисного управления экономикой нужна динамическая СНС, показатели которой взаимоувязаны с управленческими мероприятиями.

Динамическая СНС и есть стратегический план развития национальной экономики.

Если государству отводится пассивная роль созерцателя складывающихся тенденций развития ("процесс пошел") и, следовательно, отсутствуют управляющие параметры, с помощью которых государство может изменять неблагоприятные тенденции развития, то для составления экономико-математической модели (ЭММ) прогнозной СНС используется метод эконометрики*.

Все применяемые сегодня в прогнозных расчетах показателей СНС макроэкономические модели (как скалярные, так и матричные) являются по сути эконометрическими. Манипулируя условными оценками факторов производства, они служат приданию наукообразия неправдоподобным расчетам возможных сценариев развития национальной экономики.

Для решения задачи организации антикризисного управления развитием национальной экономики требуется разработка динамического МСБ на основе применения метода экономической кибернетики.

К фундаментальным принципам кибернетики, используемым при конструировании сложных систем управления в условиях неполноты информации о количественной связи явлений, обычно относят обратную связь, гомеостазис и "черный ящик". Исследуем возможности их применения для разработки антикризисного управления.

Принцип обратной связи используется для целей управления в случаях, когда при отсутствии количественной меры взаимосвязей между управляющими воздействиями (прямая связь) и управляемыми процессами (обратная связь) известны лишь направления развития процессов. Обратная связь является положительной, если результаты управляемого процесса усиливают управляющее воздействие, что может вести систему в "разнос". В случае отрицательной обратной связи результаты управляемого процесса ослабляют или изменяют по направлению управляющее воздействие, что позволяет поддерживать параметры управляемого объекта на заданном уровне.

Обратной связью для органов управления производством служат цены равновесия потребительского рынка. Посредством их установления рынок информирует производителей о направлениях оптимизации структуры производства, определяемых соотношениями между ценами равновесия и ценами производства продуктов. Если же в процессе моделирования динамического МСБ не учитывать обратное влияние цен равновесия потребительского рынка на изменение структуры производства, то разрабатываемый на его основе стратегический план будет обслуживать кризисное развитие производства ради производства с падающей платежеспособностью национальной валюты.

Под гомеостазисом понимается способность системы противостоять нарушению важных для нее функций и параметров под воздействием внешней среды и поддерживать их в допустимых пределах для сохранения системы. Учет этого принципа при конструировании динамического МСБ означает рассмотрение этого процесса как имитационного, включающего процедуры итеративной корректировки показателей выпуска и затрат низших звеньев экономики для выполнения заданий и ограничений высшего уровня управления в пределах заданной точности расчетов. В случае выхода значений переменных за допустимые границы применяется процедура корректировки заданий и ограничений высшего уровня управления в направлении восстановления нарушенного равновесия.

Суть кибернетического принципа "черного ящика" заключается в том, чтобы при изучении взаимодействия системы с внешней средой абстрагироваться от внутренних процессов, происходящих в системе. Рассматривая эти процессы в качестве "черного ящика", этот принцип отражает диалектику познания вширь (обобщение и отвлечение от деталей) и вглубь (переход от внешних признаков к их внутренней связи). Его применение при разработке динамического МСБ позволяет абстрагироваться от процессов принятия решений на более низких уровнях управления производством и ограничиться знанием вероятностных связей между входными и выходными величинами системы управления производством на макроуровне. В свою очередь "черные ящики" также могут быть рассмотрены как кибернетические системы.

Если фундаментальные принципы кибернетики конкретизируют диалектический материализм применительно к изучению кибернетических систем, то специфика ее метода состоит в использовании системного подхода, конкретности, математизации и автоматизации.

Системный подход выражается в выделении частей системы, при котором они могут исследоваться локально, то есть как подсистемы, имеющие четкие границы и внешние связи с системой, и в которых протекают информационные процессы преобразования входной информации в выходную информацию, а в случае "черного ящика" - непосредственные связи между входными и выходными величинами. Применение системного подхода к построению динамической СНС предполагает системное определение показателей выпуска и затрат для всех подразделений национальной экономики, а также их координацию на низших уровнях в зависимости от управляющих воздействий высшего уровня и уточнения его требований в зависимости от результатов функционирования всех подсистем.

Внедрение динамического МСБ** в практику государственного управления означает, по сути, начало становления в стране антикризисного управления, обеспечивающего социально эффективное развитие национальной экономики и, следовательно, национальную безопасность России.

Для координации усилий ученых и специалистов заинтересованных ведомств в решении задач национальной безопасности в кратчайшие сроки требуется создание научно-практического Центра, ответственного за широкую экспертизу научно-технических предложений и внедрение в практику государства динамической модели МСБ, со следующими основными задачами:

    - анализ тенденций экономического и социального развития регионов России и других стран для определения стратегических приоритетов России и концепций взаимодействия ее резидентов с государственными и международными структурами;

    - разработка алгоритма стратегического планирования для устойчивого наращивания производства доходов конечных потребителей России и расчет вариантов планов;

    - разработка предложений по корректировке экономической политики РФ и организации антикризисного управления экономикой для практической реализации национальной стратегии государства;

    - корректировка стратегических планов социально эффективного развития России с учетом их практической реализации;

    - подготовка кадров стратегических управляющих.

Программа подготовки стратегических управляющих разработана под руководством академика Н.Я.Петракова и доктора экономических наук, профессора Е.Н.Ведута под названием "экономическая политика" и уже функционирует в МГУ им. М.В.Ломоносова. Ее основные экономические дисциплины прошли успешную апробацию в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ в рамках программы "национальная экономика".

 Резюме

1. Современная стратегия глобализации, направленная на перераспределение доходов и собственности в пользу ТНК, является корпоративной и ведет к тотальному разрушению цивилизации. Альтернативой ей является социально эффективная стратегия, обеспечивающая устойчивый рост качества жизни, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов.

2. Практика XX в. показывает, что корпоративная стратегия, развиваясь по фазам цикла "инфляция - дефляция", ведет к несбалансированности экономики и уменьшению платежеспособного спроса, то есть является, по сути, стратегией перманентного кризисного развития. Инструментами ее реализации служат международная финансовая система и мировой рынок ссудных капиталов, базирующиеся на ключевых (резервных) валютах и, прежде всего, долларе США, а также военные конфликты. В краткосрочном периоде для государств, валюты которых включены в число "избранных", корпоративную стратегию можно считать национальной. Для других государств, включая Россию, она - антинациональная.

Национальной стратегией для России является социально эффективная стратегия, обеспечивающая устойчивый рост реальной платежеспособности национальной валюты с учетом социальной составляющей.

3. Для безопасности всех государств, включая США, требуется выход из кризисного циклического развития на социально эффективную стратегию. Ее инструмент - антикризисное управление, ядром которого является стратегическое планирование социально эффективного развития национальной экономики. Поскольку Россия продолжает сохранять свои важнейшие стратегические преимущества - огромный ресурсный потенциал, опыт разработок планирования народного хозяйства и самый высокий в мире уровень образования, то именно она несет ответственность за практическую реализацию антикризисного управления национальной экономикой для восстановления глобальной стратегической стабильности.

4. Планирование всегда является прогнозным, но не всегда стратегическим. Оно становится стратегическим, когда в самом расчете плана его показатели увязываются с управляющими воздействиями государства (корпорации или фирмы) для обеспечения развития экономики в желаемом направлении. Управляющим параметром плана являются, прежде всего, государственные инве-стиции, направляющие темпы и пропорции развития национальной экономики в русло стратегических интересов государства.

6. Для постановки в стране антикризисного управления развитием национальной экономики требуется применение динамического межсекторного баланса, который может служить инструментом принятия решений органов государственной власти для повышения конкурентоспособности реального сектора на базе активизации его инновационной деятельности.

Примечания
*  Согласно эконометрике количественное выражение взаимосвязей макроэкономических показателей определяется на основе сочетания экономической теории, экономической статистики и математики. Поскольку при использовании этого метода концепцию причинности часто путают с коэффициентами корреляции, то метод является по существу математико-статистическим. Построенные методом эконометрики ЭММ МОБ часто оказываются несостоятельными с точки зрения подтверждения результатов расчета статистическими данными.
**  Динамический МСБ разработан советским ученым Н.Ведута методом экономической кибернетики. Аналогов подобного рода разработок нет ни в России, ни за рубежом. Модель имитирует мультипликативную связь секторов экономики по образцу механизма свободной конкуренции с включением воздействия государственных приоритетов и рынка в направлении устойчивого роста реальной платежеспособности национальной валюты с учетом социальной составляющей.



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]