Рецензии
Обозреватель - Observer

ПОНЯТЬ АМЕРИКУ – ПОНЯТЬ РОССИЮ
 
А.Задохин,
доктор политических наук, профессор

         Любое отражение окружающего нас мира преломляется через особенности национального сознания.
         В этой связи особый интерес представляет очередная книга известного ученого Е.П.Бажанова “Америка вчера и сегодня”.
         Монография любопытна уже тем, что выбранный автором метод освещения жизни и деятельности Америки сочетает личные воспоминания Бажанова как дипломата и анализ как ученого. Последнее уберегает его от свойственного некоторым мемуарам больших дипломатов эгоцентризма – изложения их вклада в успехи внешней политики страны, проигравшей “холодную” войну. А с другой стороны – неизбежно абстрактный анализ политолога уравновешен зарисовками повседневности американского общества. Поэтому-то в книге речь идет непосредственно о Соединенных Штатах Америки и об американцах.
         Именно под этим углом зрения предлагается прочитать весьма большую по объему страниц и многообразную по затронутым темам книгу.
         Сам автор приехал в Штаты в качестве дипломата советского генерального консульства в Сан-Франциско в 70-е годы прошлого столетия. 
         Записанные им первичные восприятия американского общества и восприятия 90-х годов, когда ему пришлось посетить США уже как ученому, и легли в основу книги.
         Несмотря на то, что современное восприятие США могло бы определяться официальными заявлениями Кремля о стратегическом партнерстве России и США, по-прежнему в России доминирует тот негативный образ Америки, который сформировался во времена холодной войны. Хотя вряд ли большинство советских людей и современных россиян могут ответить на простой вопрос: чем же так насолила им Америка. Ведь, до прихода к власти большевиков эта страна воспринималась Россией положительно. От себя добавим, что многие видели в ней “страну необъятных возможностей” и “желанный берег свободы”.
         Краткий экскурс автора в историю российско-американских отношений на- поминает нам об этом. Но Россия становится Советским Союзом и меняется восприятие заокеанской страны.
         Анализ внешней политики Соединенных Штатов на важнейших направлениях – от Китая до Европы дает нам понимание причин антиамериканских настроений нашими согражданами.
         И здесь позволим не согласиться с автором, что Вашингтон склонен к геополитической гегемонии.
         Здесь нечто иное из области психологии и культуры.
         Общество США складывается из иммигрантов, основной причиной переселения за океан большинства которых явилась неудачно сложившаяся судьба на своей родине. С точки зрения социальной стратификации эти группы надо отнести к маргинальным, которым свойственны комплексы неполноценности и одновременно сильная внутренняя потребность к самоутверждению.
         Успехи переселенцев в Новом Свете в борьбе за выживание и со своей судьбой дают им основания считать себя людьми, избранными богом, а свою новую родину – “Израилем нашего времени”*.
         Самоутверждаясь, американцы начали искренне верить, что они самая свободная и демократичная нация, желающая свободы и демократии всем другим народам, и не заметили, как стали строить еще одну мировую империю – Четвертый Рим. И даже придумали новую религию Церковь Иисуса Христа Святых последнего дня. Известную больше, как Мормонская церковь, с представителями которой, как видно из отдельного очерка, автору книги удалось близко познакомиться и общаться.
         Таким образом, процесс формирования внешней политика США можно лучше понять, если обратиться к анализу культуры и национального сознания американцев, что, собственно говоря, и делает автор.
         Как раз на страницах книги мы найдем интересные описания различных сторон политической и повседневной жизни американского общества.
         От международных отношений и внешней политики автор переходит к внутриполитическим процессам в США. Начинает с различий между республиканцами и демократами, возвращается к истокам американского государства – к пуританам, Декларации Независимости, Конституции. Углубляется в нюансы избирательных процедур в современной Америке. Подмечает особенности в восприятии американцами своих лидеров, трактует принцип разделения властей в США.
         Описание жизни американской глубинки является предметом отдельного очерка. В нем отображено разнообразие Америки, соперничество штатов, округов, городов, социальных групп.
         В книге, в частности говорится о разнообразных религиях, практикуемых за океаном, от аскетичного протестантизма до экстравагантного “Народного храма”, члены которого поклонялись СССР.
         Несколько глав в книге посвящены описанию жизни представителей различных этнических групп. Перед нами проходят картины из жизни евреев, китайцев, корейцев, японцев, негров и индейцев, а также бывших граждан СССР и России.
         Как можно судить, политика “плавильного тигля” не дает желаемого результата. То ли топлива не хватает, то ли постоянно обновляется материал за счет постоянно прибывающих из других стран. Другими словами, каждая община живет своей жизнью.
         Очевидно, что для США как полиэтнического государства вопрос межэтнического общения и проблема консолидации общества всегда являлся одним из главных в истории страны и современной политике.
         В то же время внутренние проблемы Америки выходят далеко за рамки этой страны в том смысле, что опять же наблюдается преодоление комплексов нации и ее консолидация через агрессию внешней политики.
         Не все американцы нашли свое счастье в Америке и самоутвердились. Автор раскрывает негативные стороны жизни американского общества. Это безработица, бедность, преступность, насилие в семье, наркомания, самоубийства, дискриминация женщин, проституция.
         Следует сказать, что в настоящее время США доступны гражданам России для посещения.
         Многие побывали в этой, когда-то закрытой для них стране, не однократно. Российское телевидение так же предоставляет нам возможность познакомиться с жизнью американцев. Но в 70-е годы было совсем по-другому. “Холодная война” оказывала свое влияние на то, как советские люди и американцы воспринимали друг друга.
         Автор вспоминает о “культурном шоке” советских граждан, испытанном при первом соприкосновении с заокеанской цивилизацией. Это ведь 70-е годы – времена разгара “холодной войны, когда советская пропаганда с шести утра до двенадцати ночи убеждала советских людей, что завтра они проснутся, если не при коммунизме, то, по крайней мере, к вечеру увидят крах мирового капитализма. Посещение русскими Соединенных Штатов вызывало у них сомнение в том, как описывали советское радио и черно-белое центральное телевидение “загнивание” американского капитализма. Знакомство с реальной действительностью у одних вызывало потаенную зависть, а у других усиливало ненависть.
         В заключение надо сказать, что книга читается легко и свободна от каких-либо штампов.
 
 
 

         Е.П.Бажанов. Америка: вчера и сегодня. В 2-х томах. 
М.: Издательство “Известия”, 2005. 1184 с.

Примечание

         * Шлезингер-мл. А. Циклы американской истории. М., 1992. С. 31. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]