Экономика
Обозреватель - Observer


 

Реформа за рубежом

КУБА: КРИЗИС И ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ*

Поль КОЛЛИНЗ

 

ДОСТИЖЕНИЯ РЕВОЛЮЦИИ

Социализм на Кубе начал строиться в январе 1959 г. Новое правительство предприняло серьезные усилия, направленные на повышение общего уровня жизни людей, значительно увеличив расходы на здравоохранение, образование, обеспечение всех жильем, а также на ускорение научно-технического прогресса.

Правительство Кастро получило тяжелое наследство. В 1958 г. на Кубе на 960 жителей насчитывался только один врач, продолжительность жизни составляла 62 года, детская смертность достигала 40 чел. на 1000 новорожденных, 40% работоспособного населения были больны туберкулезом, 13% - тифом, 31% - малярией. В 1975 г. на каждых 272 жителя приходился один врач, продолжительность жизни возросла до 75 лет (такая же, как и в США), а уровень детской смертности сократился до 10,7 на 1000 новорожденных, что составило четверть от уровня 1958 г. В 1958 г. 23% населения старше 10 лет были неграмотны. В 1992 г.

уровень грамотности среди детей составил 100%, среди взрослого населения-90%.

В 1958 г. в промышленном секторе были заняты 279 тыс. чел. Промышленный сектор на 90% состоял из мелких предприятий, на которых работало 25 и менее человек. В 1992 г. в промышленном производстве, не считая сахарную промышленность, было занято 750 тыс. чел. Около 1,1% ВНП выделялось на проведение исследований и разработок. В стране насчитывалось 143 научно-исследовательских центра, в которых работали 28 тыс. ИТР. В 1991 г. доход от экспорта биотехнологий, в разработку которых было вложено 200 млн. долл. США, превысил доход от экспорта табака. И наконец, в 1958 г. две трети всех земель были отданы под сахарный тростник. В настоящее время количество земель, на которых выращивается сахарный тростник, сократилось до 40%, тогда как производство сахара возросло с 5,6 до 7,6 т ежегодно. В сахарной промышленности насчитывается 300 предприятий. 
 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Установление социализма на Кубе послужило причиной серьезных изменений в ее отношениях с другими странами. США в I960 г. разорвали отношения с Кубой и ввели эмбарго на торговлю с ней. США были самым важным партнером Кубы не только в области внешней торговли, но и в области иностранных инвестиций, кредитов и поставок технологий.

Структура внешней торговли Кубы в 60 -80-е годы говорит о том, что к середине 70-х годов объем торговли со странами социалистического содружества составил 60% общего объема внешней торговли Кубы, а их доля достигла 85%, выше, чем в любой другой социалистической стране.

Куба поставляла в эти страны сахар, табак, никель и цитрусовые. В обмен Советский Союз и другие социалистические страны поставляли на Кубу нефть, сырье, промышленное и транспортное оборудование и некоторые виды ноу-хау.

Кубинская экономика все в большей степени интегрировалась в экономику стран социалистического блока. Фактически она наряду с другими республиками Советского Союза стала частью его долгосрочных производственных планов, особенно, что касается производства сельскохозяйственной продукции и машиностроения. При этом расчеты производились по ценам, весьма благоприятным для Кубы, часто устанавливаемым без учета цен на мировом рынке. Например, Советский Союз поставлял на Кубу нефть по очень низким ценам в обмен на дорогостоящий сахар. Это было очень важно для Кубы, принимая во внимание тот факт, что нефть Кубе была абсолютно необходима для производства энергии. 
 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ

Фидель Кастро считал, что программа экономического развития может быть успешно осуществлена, только если будет создана система централизованного планирования и установлена коллективная собственность на средства производства.

В 1977 г. Куба, используя опыт советских реформ 1965 г., ввела у себя несколько модифицированную систему планирования, в основу которой были положены такие принципы, как самофинансирование предприятий, рентабельность, стимулирование труда (материальное и моральное), некоторая децентрализация управления, организационное единство. Рабочие стали принимать большее участие в управлении предприятием. Однако цены на продукцию определялись централизованно, так же, как и объемы капиталовложений, основной целью производства по-прежнему было выполнение плана по выпуску продукции.

За последние 30 лет система государственного планирования на Кубе позволила достичь колоссальных успехов в области социального обеспечения населения: в этой небольшой стране самый высокий уровень продолжительности жизни из всех развивающихся стран. В настоящее время в системе общественного бесплатного здравоохранения работает врачей в 8 раз больше, чем 30 лет назад, медсестер в 65 раз больше, технических работников в 113 раз больше. Расходы на здравоохранение возросли за эти годы в 36 раз, тогда как население выросло на 50%.

На Кубе действует прекрасная система народного образования. С 1958 по 1988 гг. количество университетов возросло с 3 до 47, количество профессоров с 203 до 23 487 чел., количество выпускников колледжей с 31 до 29 982 чел. Кроме того, почти все население было обеспечено жильем.

Экономические достижения также весьма впечатляющи. В течение 60-х годов были заложены основы быстрого экономического роста. В первую половину 70-х общий объем выпуска товаров и услуг возрастал на 7,5% ежегодно, а во второй половине 70-х ежегодный рост составил 4%. В период с 1981 по 1985 г. годовой прирост общего объема товаров и услуг составлял 7,3%, правда, большую долю этого объема составлял импорт. Для сравнения ежегодный рост населения за этот период составлял 1,5%.

Однако к 1986 г. ситуация ухудшилась. Темпы роста замедлились, а в некоторых областях наблюдалось прекращение роста. 
 

КРИЗИС ЭКОНОМИКИ

Итак, до недавнего времени жизненный уровень 10,5 млн. кубинцев постоянно увеличивался. Однако начиная с первой половины 80-х годов и особенно во второй половине стала складываться неблагоприятная для Кубы международная ситуация. Большой внешний долг и рост курса доллара в начале 80-х диктовали необходимость более тесных связей со странами социалистического блока, но Советский Союз в это время стал отходить от системы государственного планирования.

В конце 1985 г. для того чтобы поднять эффективность производства, избавиться от нехватки товаров, Куба приняла программу "устранения ошибок". Были предложены меры по совершенствованию системы управления экономикой, урезаны субсидии и повышены цены на электроэнергию.

В 1986 г. СССР начал перестройку. Так как стало ясно, что отношение Советского Союза к Кубе непременно изменится, процесс "устранения ошибок" еще более ускорился. Куба начала поиск путей к расширению внешнего рынка и экспорта товаров, а также возможностей привлечения иностранного капитала. На некоторых предприятиях вводились экспериментальные системы стимулов, ставящие размер заработной платы рабочих в зависимость от производительности их труда.

Дезинтеграция СССР и события в Восточной Европе 1989-1990 гг. стали последним ударом. В конце 1989 г. Президент Кастро объявил, что разработанная в начале десятилетия в военных целях программа "Особого положения в мирное время" будет распространена на сферу экономики. Усилились попытки усовершенствовать работу государственных и партийных учреждений. Например, был сокращен на 50% аппарат ЦК Компартии Кубы. Сюда же можно отнести попытки поиска новых торговых партнеров и новых источников иностранных инвестиций.

К декабрю 1991 г. торговый оборот между Кубой и Советским Союзом сократился на 50%. После развала СССР и создания СНГ восстановление торговых отношений с Кубой весьма маловероятно. В результате всего этого Куба потеряла доступ к необходимому сырью, особенно необходимой для ее промышленности нефти, а также прекратились поставки многих видов готовой продукции.

Неудивительно, что Куба пыталась разработать такую стратегию развития, которая бы снизила до минимума ее зависимость от иностранных партнеров.

На этот раз, однако, Куба столкнулась с ситуацией, гораздо боле трудной, чем в начале 60-х. События в Восточной Европе привели к тому, что страна осталась без своих основных иностранных партнеров на международной арене. Пока не видно признаков и восстановления в обозримом будущем отношений с США. Более ожесточенной по сравнению с периодом 60-х годов стала конкуренция на мировом рынке, в области международной торговли и инвестиций. Куба предприняла попытки наладить более тесные экономические связи с другими странами, в частности, со странами Латинской Америки, но результаты пока весьма скромные. Очевидно, ни одна страна не в состоянии заполнить пустоту, которая образовалась после разрыва отношений с США в 60-х и с СССР - в 80-х годах.

Что касается внутреннего положения страны, то здесь в ближайшем будущем можно ожидать роста социальной напряженности в связи с ростом безработицы и ухудшением экономического положения. Однако возможность такого развития событий минимальна, так как большинство состоятельных людей, настроенных против режима, уехали из страны сразу после января 1959 г.

Кубинские официальные лица в беседах с автором так высказали свое видение правительственной стратегии: "Мы на Кубе 30 лет назад поняли, что такое капитализм. Мы не заинтересованы в таком капитализме". И еще: "Мы хотим совершенствовать нашу систему, а не менять ее".

Правительство понимает, что уровень жизни, достигнутый после революции, не может быть в ближайшее время значительно увеличен.

Правительство предпринимает попытки усовершенствовать работу государственного аппарата, сократив количество государственных чиновников. Осуществляется переподготовка кадров и направление их в приоритетные на сегодняшний день отрасли экономики. Основной упор делается на сбережение ресурсов. Свернуто инвестирование социальных программ, кроме тех, которые приносят стране необходимую валюту. Соответственно сокращается строительство жилья, больниц, учреждений дошкольного воспитания, но продолжается возведение новых отелей и других объектов туристической индустрии, а также создаются новые лаборатории, занимающиеся разработкой биотехнологий. Пересматривается государственный бюджет. Власти сокращают субсидии и устанавливают цены в соответствии с производственными затратами. Однако производственные планы остаются прерогативой Государственного комитета по планированию. Вместе с тем продолжаются эксперименты по внедрению систем стимулов, предусматривающих распределение прибыли предприятий между всеми его работниками. Также разрешены элементы частного предпринимательства: получили право на существование столярные мастерские, мастерские по ремонту телевизоров и радиоприемников и т.д., где работает только один человек.

Чрезвычайные меры, предпринимаемые кубинским правительством, направлены как на выживание, так и на развитие экономики. Основные ресурсы сосредоточиваются на приоритетных отраслях, таких как биотехнология и туризм. Туризм сейчас приносит государству годовой доход в размере 400 млн.долл. и является основным источником валютных поступлений. В сельском хозяйстве, успешно внедряются и приносят плоды многие научные исследования. Увеличение производительности достигается через ирригацию земель, применение производимых в этой же местности удобрений, использование высокопродуктивных сортов семян. Сокращаются посевные площади под сахарный тростник, вместо него выращиваются зерновые культуры. 
 

СОЕДИНЕНИЕ ОЦИАЛИЗМА И ЦЕНТРАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ РЫНКА

Основы социалистической идеологии на Кубе остаются неизменными. В противоположность странам бывшего советского блока идеологические и методологические подходы по-прежнему связываются с социализмом и централизованным планированием. При этом секторы экономики, строго ориентированные на внутренние нужды, как и прежде управляются из центра, а для управления же секторами, ориентированными на внешний рынок, используется более гибкая система, позволяющая им быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка и получать таким образом доступ к капиталам и продукции, необходимым для внутреннего развития.

Вместо "шоковой терапии" правительство избрало путь постепенных преобразований в системе планирования, осуществляемых очень гибко по мере появления условий внутри страны. Кубинское руководство считает, что на этом этапе централизованное планирование приобретает большую важность, чем когда-либо. По их мнению, возврат к капитализму и свободному рынку приведет к менее эффективному распределению ресурсов: возрастет производство не очень существенных потребительских товаров за счет производств, необходимых для выживания и развития экономики, а также страны в целом. Другим результатом этого станет несправедливое распределение доходов в обществе и, как показал опыт стран Восточной Европы и бывшего СССР, хаос. Как объяснил один из правительственных чиновников, "введение элементов рыночной экономики на данном этапе означало бы и привнесение в нашу экономику его тенденций и непостоянства, что имело бы катастрофические последствия для страны".

В октябре 1991 г. были определены новые приоритетные задачи нового экономического плана, целью которых является "спасение страны, революции и социализма". Централизованное планирование должно осуществляться гибко, обеспечивая возможность учета внутренних нужд и потребностей государства. Эти приоритетные задачи включают:

  • Увеличение производства продуктов питания до уровня, необходимого для самообеспечения ими страны через внедрение новых технологий и более эффективное использование ресурсов.
  • Максимально возможное увеличение экспорта продукции медицинской промышленности, включая фармакологическую промышленность, биотехнологию и генную инженерию.
  • Всемерное развитие туризма.
  • Переориентацию научных исследований и разработок на устранение недостатков в экономике.
  • Изменение баланса внешней торговли в пользу экспорта. Для этого необходимо найти новые рынки сбыта традиционных экспортных товаров (сахар, табак, цитрусовые, никель, кофе, рыбные продукты), а также создавать новые производства и сферы услуг, которые могут в короткий срок принести стране валюту.
  • Обеспечение притока иностранных инвестиций (через создание совместных предприятий, заключение договоров о совместном производстве и сбыте продукции), что будет способствовать поступлению в страну капиталов, откроет доступ к новым. технологиям и рынкам.
  • Увеличение эффективности производства и совершенствование системы контроля за качеством. Предприятия должны сами заботиться о ремонте оборудования и необходимых для этого запасных частях, а также об экономном расходовании сырья.
  • Децентрализацию управления мелкими предприятиями сферы обслуживания (столярные мастерские, мастерские по ремонту радио- и телевизионной аппаратуры). Это означает разрешение частного предпринимательства.
  • Сокращение правительственных расходов через увеличение продуктивности работы и уменьшение субсидий.
  • Реорганизацию государственного центрального и местного аппарата и совершенствование работы внешнеторговых организаций таким образом, чтобы добиться более эффективного использования финансовых и трудовых ресурсов.
В официальных заявлениях главное внимание уделяется вопросу накопления твердой валюты путем улучшения баланса внешней торговли и притока инвестиций, производства достаточного количества продуктов питания и повышение эффективности производства и управления.

Наиболее значительные изменения на макроэкономическом уровне происходят в области внешней торговли и политике инвестирования, а на микроэкономическом уровне - в области управления предприятиями.

В области внешней торговли целью этих изменений является восстановление докризисного уровня торговли, расширение рынков сбыта традиционной экспортной продукции, расширение ассортимента экспортной продукции и поиск новых рынков.

Куба начинает поставлять на внешний рынок новые виды товаров и услуг, включая туризм, медицинские и транспортные услуги, подготовку спортсменов, продукцию фармакологии, биотехнологии и генной инженерии.

Куба намерена продолжать развивать торговлю с бывшими странами советского блока, хотя все расчеты придется вести в твердой валюте. С этой целью Куба ведет переговоры о заключении торговых соглашений с Эстонией, Казахстаном, Украиной и Россией. Куба пошла на это, так как она уже имеет установившиеся связи с этими странами, а также учитывая свои потребности в запасных частях к оборудованию, закупленному в этих странах.

Кроме того, Куба делает попытки расширить свой внешний рынок. Помимо стран, с которыми Куба уже наладила торговые отношения (Испания, Канада, Китай), предпринимаются попытки установить и расширить торговые связи со странами Латинской Америки.

Одним из самых радикальных изменений в системе управления является децентрализация управления внешней торговли.

В настоящее время предприятиям, производящим экспортные товары, предоставлено право осуществлять прямые экспортные поставки, и фактически им была предоставлена самостоятельность в распоряжении заработанной валютой. Они будут использовать свои валютные счета для закупки необходимой стране продукции, такой как нефть и другие виды сырья. Как объяснил один из официальных представителей Кубы, "компании-экспортеры получили финансовую автономию". Тем не менее государство может оказать финансовую поддержку этим предприятиям в приобретении ими оборудования, необходимого для производства экспортной продукции.

Наряду с этими процессами происходит децентрализация управления производством. Например, занимавшиеся ранее исследованиями и разработками новых технологий научные центры получили право на производство и продажу за рубеж своей продукции с разрешения

правительства. Например, предприятия фармацевтической и медицинской промышленности.

В ответ на новые реальности компании-экспортеры пересматривают свои действующие структуры, делая их более гибкими, способными более быстро и эффективно реагировать на возможности, предлагаемые рынком.

Инвестирование иностранного капитала в кубинскую промышленность регулируется Декретом-50 (1982 г.). Утверждение, разрешение и распределение иностранных инвестиций находятся в ведении Государственного комитета по экономическому сотрудничеству.

Согласно Декрету-50 иностранное инвестирование осуществляется через совместные предприятия, создаваемые с предприятиями госсектора с долей иностранной собственности не более 49%, за исключением особых случаев, когда Исполнительный комитет Совета Министров дает санкцию на увеличение этой доли. Не устанавливается ограничений на перевод прибылей, суммы дивидендов владельцам акций, и личные доходы руководителей не облагаются налогами. Эти предприятия могут освобождаться от уплаты 30%-ного налога на прибыль и таможенных пошлин. Труд кубинского персонала на этих предприятиях должен оплачиваться исходя из официально установленных ставок.

Хотя этот Декрет был принят в 1982 г., активно привлекать иностранных инвесторов кубинское правительство начало только в 1987 г., и преимущественно в сфере туризма. В результате индустрия туризма получила хорошее развитие. Иностранные инвестиции в туризм осуществляются через организацию совместного предприятия с государственной компанией "Кубанакан", соотношение долей собственности в которой составляет 50/50% и которая действует как любая зарубежная компания, руководствующаяся интересами рынка и законами конкуренции. Фактически, это самая быстрорастущая отрасль в кубинской экономике: в 1989 г. Кубу посетило 326 тыс. туристов, что на 32% больше, чем в 1988 г. Эта тенденция будет набирать силу по мере строительства новых отелей на побережье к востоку от Гаваны.

В последний год правительство настойчиво предлагает иностранным фирмам вкладывать капитал в кубинскую экономику, наладить производство товаров и услуг, которые бы принесли стране твердую валюту. Правительство подписало соглашение о проведении разведки месторождений нефти с французской компанией Тотал. Итальянская телекоммуникационная компания осуществляет поставки оборудования, необходимого для улучшения работы телефонной связи. Активно ведутся поиски инвесторов, которые помогли бы наладить выпуск товаров, импортируемых в настоящее время в страну, например текстиль.

Хотя Декрет-50 не претерпел никаких изменений, официальные попытки привлечь иностранные инвестиции часто делаются по особым разрешениям, что позволяется законом, а не в соответствии с узаконенной процедурой. Например, доля иностранной собственности иногда может доходить до 100%. В официальных заявлениях странам Латинской Америки делаются предложения воспользоваться возможностью вкладывать капитал в эти предприятия. Компании с иностранным участием могут применять особые системы стимулов, чтобы поощрять рабочих за высоко производительный труд и платить им соответствующее вознаграждение.

Руководители предприятий, производящих продукцию на экспорт, в общем-то, согласны с приверженностью правительства к постепенным, а не радикальным изменениям экономической структуры государства. По словам одного из членов правительства, "нам необходимо быстро развивать умение понимать и вести переговоры с иностранными инвесторами, производить продукцию и выходить с ней на мировой рынок".

В то же самое время еще больший успех на рынке потенциально прибыльной биотехнологической индустрии будет, например, зависеть от дальнейших более широких экономических изменений в стране или получения индустрией особых разрешений действовать как исключение из существующей практики.

Дальнейший успех рыночных реформ на Кубе связан с развитием рекламы и торговли. Отсутствие понимания рыночной стратегии ясно проявляется в незнании законов маркетинга, умении оценить конъюнктуру рынка, защитить интеллектуальную собственность.

Для биотехнологической индустрии корнем проблем является отсутствие скоординированных действий по сбыту продукции и более гибкому реагированию на требования мирового рынка.

Как и фармакология, биотехнология на Кубе развивалась в рамках программ улучшения системы здравоохранения. Однако, чтобы выдержать конкуренцию с иностранными фирмами, необходимо перестроить промышленность на рыночные взаимоотношения. Это позволит биотехнологической промышленности более быстро и эффективно решать проблемы в условиях конкуренции с иностранными фирмами.

Основной проблемой, по-видимому, будет подготовка нового аппарата, способного работать в рыночных условиях.

Правительство Кубы предприняло ряд новых шагов по организации системы обучения менеджеров и расширению их функций, включив в их число следующие:

  • обучение и подготовка менеджеров государственных предприятий;
  • подготовка преподавателей и инструкторов по обучению менеджеров;
  • расширение сферы деятельности менеджеров госпредприятий на внешнеторговую деятельность, рынок и иностранное инвестирование.
Правительство полагает, что расширение сферы деятельности и функций управленческого аппарата может координироваться Объединенной системой развития и подготовки менеджеров госпредприятий (ОСРПМ), созданной в 1988 г. для того, чтобы "планировать, координировать, разрабатывать и контролировать организацию процесса подготовки и совершенствования государственных служащих на Кубе".

Упор делается на разработку и распространение материалов по экономической политике и стратегии.

Первоначально ОСРПМ рассматривала в качестве своей первостепенной задачи только обучение и подготовку менеджеров. В настоящее время появилось желание связать обучение с реальными изменениями в производственной системе и повышением конкурентоспособности предприятий.

В контексте заявленных целей правительства, которые состоят в увеличении экспорта продукции и повышении ее конкурентоспособности на мировом рынке, участие Кубы в Программе развития менеджмента в рамках Программы развития ООН направлено на формирование новой культуры управления, что способствовало бы решению задачи быстрой адаптации кубинской экономики к изменениям в мировой экономической системе. 
 

ВЫВОДЫ

    1. В отличие от почти всех бывших социалистических стран, кроме Северной Кореи и, возможно, Туркмении, Куба пытается приспособиться к новым экономическим условиям, не отказываясь от основных социальных завоеваний революции. Хотя государственная собственность по-прежнему играет главенствующую роль, происходит значительная децентрализация управления экономикой и появляется ряд предприятий, самостоятельно экспортирующих свою продукцию на внешний рынок.

    2. Куба имеет достаточные возможности, чтобы проводить селективную политику в ряде областей, например:

    • осуществлять большие капиталовложения в научно-технические исследования и разработки, особенно в биотехнологии, фармакологию и медицинскую промышленность;
    • эффективное использование природных ресурсов (например, никель);
    • развитие туризма.
    К числу отрицательных факторов можно отнести нежелание населения слишком долго переносить трудности, связанные с перестройкой.

    3. В реализации своей стратегии выживания Куба сталкивается с трудностями на международной арене. Ей приходится конкурировать с целым рядом стран за получение иностранных инвестиций, хотя некоторые виды ее продукции (например, фармацевтика) высоко конкурентны на мировом рынке.

    4. Есть и весьма рискованные моменты: трудно сказать, сможет ли Куба с ее постепенным подходом к перестройке экономики провести экономическую реформу в сроки, которые позволят ей выжить без помощи извне.

    5. Так как Куба все-таки пытается сделать это, то встает вопрос, как сможет она, опираясь на плановую экономику, разрешить нарождающиеся в ее стратегии противоречия и особенно противоречия между функционирующим в рамках централизованного планирования и государственного контроля внутреннего рынка и обладающими гораздо большей степенью свободы секторами экономики, экспортирующими продукцию и приносящими государству доход в валюте. Как быть с теми видами продукции, которые продаются как на внешнем, так и на внутреннем рынке?

    Если события будут развиваться по оптимистическому сценарию и Куба сможет защитить свою интеллектуальную собственность и вести жесткую экономическую борьбу, то в этом случае она, возможно, станет моделью других, не очень высокоразвитых в промышленном отношении стран.

* Издательством Routledge, London and New York в 1993 г. выпущен сборник по вопросам экономических реформ. Редакция предлагает вниманию читателей продолжение публикаций в журнальном варианте. Начало см. в № 10, 1994 г.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]