Обозреватель - Observer 
Наши интервью 

   
ДЕРЯБИН Юрий Степанович, 
заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ, Чрезвычайный и Полномочный Посол, действительный государственный советник РФ I класса, родился 3 января 1932 г. в с. Карачелка Шумихинского района Курганской области. В 1954 г. окончил международно-правовой факультет МГИМО. С 1954 по 1996 гг. работал в системе МИД СССР, а затем России: был на дипломатической работе в Норвегии и Финляндии, принимал участие в подготовке и проведении Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (1975). Возглавлял советские делегации на конференциях и форумах СБСЕ в 1986—1992 гг. В сентябре 1991 г. был назначен заместителем министра иностранных дел СССР. С 1992 по 1996 гг. был послом РФ в Финляндской Республике. Награжден орденами и медалями СССР и Финляндии. Опубликовал ряд книг по проблемам европейской безопасности и отношений со странами Северной Европы. 
 
 
Юрий Степанович, Вы год работаете в Совете Безопасности. Каковы Ваши впечатления?  
    Да, распоряжением Президента Российской Федерации 5 декабря 1996 г. я был назначен заместителем Секретаря Совета Безопасности. Мне поручено заниматься вопросами международной безопасности. Определенный опыт в этой сфере у меня был — я проработал в Министерстве иностранных дел СССР, а затем России более сорока лет. В 1992—1996 гг. был первым послом России в Финляндии. Приходилось заниматься и общеевропейскими делами. Участвовал в подготовке Хельсинкского Заключительного акта 1975 г. и Парижской Хартии для новой Европы 1990 г. Став заместителем министра ино-странных дел СССР после августовс ких событий 1991 г., возглавлял (вместе с известным правозащитником С.Ковалевым) нашу делегацию на Московской конференции по человеческому измерению СБСЕ в сентябре того же года. Но все же в нынешней работе для меня много нового, проблемы ставятся более широко, и международные дела рассматриваются нами прежде всего через обеспечение интересов национальной безопасности России во внешней сфере. В концепции национальной безопасности Российской Федерации, одобренной Президентом 7 мая 1997 г., международная безопасность занимает должное место.
А как конкретно занимается Совет Безопасности вопросами международной безопасности?  
    Напомню, что Совет Безопасности является конституционным органом и не только подчиняется, но и возглавляет ся Президентом. Международное направление, которое я курирую в аппарате Совета Безопасности, анализирует и дает оценки внешних угроз и вызовов национальной безопасности России, разрабатывает предложения по их парированию и в целом по обеспечению интересов России в сфере международ ной безопасности. Мои коллеги по другим направлениям (оборонная, информационная, экономическая, федеральная и обещественная безопасность) проводят такую же работу "на своем поле", где нередко доминируют угрозы, вытекающие из нынешнего внутреннего состояния страны. Необходимые решения принимаются Советом Безопасности и Президентом страны, будучи обязательными для исполнения всеми органами федеральной власти. Соответственно Совет Безопасности и его аппарат контролируют принимаемые решения и обеспечивают координацию деятельности федеральных органов в сфере национальной безопасности. 
Но ведь аппарат СБ невелик?  
    Да, там всего около 200 человек. Но это восполняется существованием таких важных инструментов, как межведомственные комиссии (их десять, в том числе Комиссия по международ ным вопросам, возглавляемая Е.Примаковым), а также Научный совет, в который входят около 90 видных представителей академических институтов и исследователей. 
Не можете ли Вы назвать несколько примеров того, чем занималось Ваше направление в последний год?  
    Спектр весьма широк. Конечно, мы работали и работаем над вопросами, связанными с расширением НАТО на Восток. В поле нашего зрения региональная безопасность — например, в районе Балтики. Возросшего внимания требуют проблемы Азиатско-Тихоокеанского региона, более активного подключения России к процессам, происходящим там (см. статью — Ред.). Сейчас работаем над проблемами, связанными с обеспечением интересов национальной безопасности в Кавказском регионе. Причем это не только Чечня, не только Северный Кавказ, но все обширное кавказское пространство. Среди совершенно новых, непознанных тем (во всяком случае, для меня) — исламский фактор в международной политике, его влияние на нашу внешнюю и внутреннюю безопасность. Скажу сразу, что вижу угрозу не в самом исламе — это великая религия, не (как часто считают) в исламском фундаментализме, а в его крайних, экстремистских проявлени ях — таких, как ваххабизм. Пример тому — Чечня. Из наших регионов естественно привлекают особое внимание приграничные. Мы много работаем над проблемами, связанными с Калининград ской областью, ее особым, эксклавным положением и немалыми экономическими и социальными трудностями. Калининград в мае посетил Секретарь СБ И.Рыбкин, по итогам подготовили информацию Президенту и предложения правительству, многие из которых приняты. 
Другими словами, Вы удовлетворены годом работы в Совете Безопасности?  
    Во всяком случае, думаю, что можно сказать: выделение международного направления деятельности аппарата СБ в качестве одной из отдельных составляющих себя оправдало .
Спасибо за интервью. 


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]