Обозреватель - Observer 
Военно-политические проблемы 

О договоренностях по разграничению систем ПРО

Документы о разграничении стратегических и нестратегических систем противоракетной обороны подписаны министром иностранных дел РФ и госсекретарем США в Нью-Йорке 26 сентября с.г. В дальнейшем они подлежат ратификации.  

Переговоры по разграничению систем ПРО велись с 1993 г. и проходили трудно. В конечном итоге Стороны согласились, что основными факторами, от которых зависят возможности средств ПРО являются: 

  • максимальная скорость ракеты-перехватчика; 
  • максимальная скорость и дальность полета БР-мишени, а также участки траектории ее полета, на которых осуществляется перехват; 
  • дальность обнаружения цели (зависит от потенциала РЛС). 
Договоренность по этим параметрам достигнута как для низкоскорос тных, так и для высокоскоростных нестратегических систем ПРО.  

НИЗКОСКОРОСТНЫЕ СИСТЕМЫ. Максимальная скорость ракеты-перехватчика до 3 км/сек. Максималь ная скорость и дальность БР-мишени — соответственно 5 км/сек. и 3500 км. Потенциал РЛС принимается не более 3 млн. Вт. м2 

Решение по ВЫСОКОСКОРОСТ НЫМ СИСТЕМАМ (после того как переговоры зашли в тупик) было найдено в Хельсинки на встрече президентов России и США 21 марта с.г.  

Стороны зафиксировали отсутствие у них планов создания ракет-перехватчиков со скоростью более 5,5 км/сек. — для систем наземного и воздушного базирования и 4,5 км/сек. для систем морского базирования, а также проведения испытаний таких систем по БР-мишеням, оснащенным разделяющимися головными частями с боеголовками индивидуального наведения и по боеголовкам стратегических БР.  

В документах зафиксировано понимание, что поскольку технологии нестратегической ПРО находятся на ранних этапах своего развития и продолжают развиваться, то наряду с установленными мерами доверия (консультации, обмен информацией, уведомления) потребуются дальнейшие усилия в целях урегулирования возможных озабоченностей.  

Важно отметить, что никакая из Сторон не будет развертывать системы, подпадающие под действие Соглашения, в количествах и местах так, чтобы они создавали реальную угрозу СЯС другой Стороне.  

В документах зафиксирован многосторонний характер Договора по ПРО (1972 г.), т.е. наряду с Россией и США его сторонами после вступления в силу Меморандума о договоренности станут Белоруссия, Казахстан и Украина, что облегчает размещение российских РЛС СПРН на территории государств СНГ.  

Таким образом, можно согласиться с тем, что достигнутые договоренности сегодня лишают США аргументов о несоответствии Договора по ПРО современным реалиям, и на этой основе заявлять о выходе из этого Договора. Есть мнение, что в нынешних условиях предотвращается обход Договора по ПРО и, более того, снимаются препятствия для ратификации Договора СНВ-2.  

Но наряду с этим имеют место и другие мнения: критерии, определяющие нестратегические системы ПРО при определенных условиях (космические датчики целеуказания, размещение систем вблизи территории России) позволят этим системам бороться со стратегическими БР. На нестратегических системах ПРО США могут отрабатывать принципы построения стратегических систем, и по мере решения этой задачи они приступят к созданию соответствующих средств ПРО.  

Одним словом, депутатам Государственной Думы предстоит тщательно разобраться в достоинствах и недостатках условий разграничения стратегических и нестратегических систем ПРО прежде чем воплотить в жизнь договоренности по этой проблеме.



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]