Обозреватель - Observer 
Образование 
 

 

Л.КОЛЕСНИКОВ,  
доктор  
педагогических наук,  
профессор

 


СТРАТЕГИЯ
образования
в России: 
кризис
и
перспективы

   
В.ТУРЧЕНКО, 
доктор
философских наук,
профессор 
 

Продолжение. Начало см.: "Обозреватель - Observer", № 9, 10, 1997 г.  
 
 

III.  
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  
В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ  

Глобальный аспект 

Для реалистичности эффективной и оптимальной стратегии образования, она должна строиться на основе учета наиболее существенных, дальнодействующих обстоятельств и причин на глобальном и национальном уровнях. 

Придерживающиеся гуманистических и демократических принципов ученые, общественные и политические деятели с трибун ООН и других международных организаций требуют, чтобы развитые страны во имя сохранения природы и мира на Земле передали безвозмездно часть своих материально-технических ресурсов и технологий другим странам, помогли создать высокоэффективные, экологичес ки чистые производства. Они считают необходимым обеспечивать наряду с устойчивой экологической ситуацией устойчивые процессы преодоления противоположности между богатством и бедностью, устойчивые тенденции повышения благосостояния масс, сокращения разрыва в уровне обеспеченности населения развитых и развивающихся стран. 

Однако этой гуманистической парадигме противостоит антигуманистическая парадигма устойчивого развития, предполагающая обеспечить в мире равновесное природопользование при сохранении или увеличении потребления "благополучной" 1/5 населения за счет физичесого сокращения остальных 4/5 землян в 3—4 раза. Принципы этой глобальной стратегии выживания меньшинства за счет геноцида большинства не рекламируются, но довольно явно и все жестче реализуются практически в мондиалистской политике блока стран во главе США. Суть их состоит в разделении человечества на утопающую в роскоши элиту (куда допускаются политические коллабора ционисты и компрадорская буржуазия всех стран) — "пастухов", контролирующих и регулирующих в соответствии со своими интересами численность и уровень потребления "стада" — основной массы населения мира. 

Поскольку прямое военное подавление большинства населения Земли не только сложно, но крайне опасно для самих подавляющих, применяется тактика опосредованного геноцида. Предполагается: 

  • не сокращать, а всемерно увеличивать разрыв в научно-тех ническом, экономическом, военном и культурном потенциалах привилегированных стран и остальных государств; 
  • установить тотальный контроль мондиалистского центра за использованием природных ресурсов во всем мире, обеспечив их приоритетное потребление привилегированными странами путем навязывания неравноправных договоров, так называемой "помощи", кабальных займов, "совместных" предприятий и т.п.; 
  • сократить население "непривилеги рованных" стран в перспективе до 1,5—2 млрд., главным образом за счет неявно организованного самогеноцида (утверждение паразитической спекулятивно-мафи озной экономики, дорогостоящих медицинских услуг и лекарств, неограниченное распространение алкоголя, табака и более сильных наркотиков, сексуальных извращений, разрушение семей, дошкольных учреждений, провоцирование гражданских войн и т.п.); 
  • ограничить потребление населения до минимума, достаточного для его использования как рабочей силы; 
  • всемерно увеличивать социальную дифференциацию, противоположность между богатым меньшинством и нищающей массой населения, формировать с помощью своих "агентов влияния" ком-прадорскую мафиозно-бюрократическую элиту, обладающую абсолютной экономической и политической властью, чтобы ее руками осуществлять геноцид народа и, опираясь на нее, бесконтрольно хозяйничать во всех непривилегированных странах; 
  • охватить весь мир одним рынком и единой финансовой системой, ввергнув непривилегированные страны в неограни ченную рыночную стихию, взять ее под контроль и осуществить валютную оккупацию этих стран; 
  • установить тотальный контроль за средствами массовой информации и психологического прессинга, используя их для управления умами и душами людей в интересах элиты привилегированных стран. 
При этом не исключается, а предполагается использование и самых жестких методов прямого военного подавления. "Очевидно, — признает Дж.Шелл, — война против Ирака в 1991 г. была войной за американскую гегемонию и сохранение существующего американского образа и уровня жизни". Другой вариант — провоцирование и разжигание "вялотекущих", самоистребительных гражданских войн, как, например, в Анголе и в особенности на территориях разрушенных в итоге «холодной войны» социалистических государств — СССР и Югославии, которые до недавнего времени служили, несмотря на известные негативные стороны, весьма притягательным примером для огромной части человечества, а потому представля ли особую политическую опасность для капитализма в целом. 

Cегодня сталкиваются две стратегии глобального выживания, основанные на диаметрально противоположных парадигмах устойчивого развития (табл.). 

Парадигмы устойчивого развития
 
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ 
АНТИГУМАНИСТИЧЕСКАЯ 
Сокращение разрыва в уровне развития привилегированных и непривилегированных стран Всемерное увеличение этого разрыва
Суверенное распоряжение государств природными ресурсами на своей территории Тотальный контроль привилегированных стран над ресурсами всех государств
Стабилизация или рост населения непривилегированных стран Сокращение численности населения непривилегированных стран с 5 до 1,5—2 млрд. 
Рост потребления в непривилегированных странах  Сокращение потребления до физиологического минимума 
Уменьшение социальной дифференциации Увеличение ее в непривилегированных странах в пользу спекулятивной буржуазии 
Приоритет собственных интересов каждой страны в международной торговле и валютных операциях  Приоритет привилегированных стран на едином мировом рынке, валютная оккупация непривилегированных стран 
Развитие своеобразия национальных культур, духовный суверенитет каждой страны  Стандартизация, американизация всех культур, тотальный контроль над духовной жизнью всех людей планеты
Реализация гуманистической парадигмы связана с необходимо стью коренной переориентации всей системы ценностей: вместо установки на максимально возможное накопление материальных богатств и постоянно растущее потребление — утверждение идеалов умеренности материальных потребностей, ограничения их до минимально необходимого уровня, но вполне достаточного для неограниченного постоянно го роста духовного богатства и духовных потребнос тей, для неограниченного развития творческих способностей, физического, интеллектуального и нравственного совершенствования каждой личности; вместо установки на максимально возможное количество благ, получаемых от общества для своего личного потребления, установка на максимальную самоотдачу своих творческих созидательных сил на благо общества — для "ближних" и "дальних". Не отрицая ценности удовольствий, связанных с потреблением материальных и духовных благ, с получением их от других людей, необходимо утверждать высшую радость сотворения блага для других людей. Способность и потребность испытывать высшую радость такого рода выражает самую глубокую сущность понятия "духовность". 

Возможность позитивного решения всех глобальных проблем современности, спасения человечества от физического самоуничтожения зависит прежде всего от его духовности — от отношения каждого к другому человеку не как к средству, а как к высшей цели и высшей самоценности. Христианская заповедь — возлюби ближнего своего, как самого себя — стала категорическим императивом современности и даже усиливается: возлюби не только "ближнего", но и "дальнего" больше, чем самого себя, а следование ей — необходимым условием не только личного духовного спасения, но и физическо го выживания людей на планете Земля. То же самое следует сказать по поводу буддийских и христианских принципов нестяжательства, бескорыстия, соборности, миротворчества, социального равенства и справедливости, милосердия и правдолюбия. 

Религиозные люди приходят к постижению этих истин опосредованно, через "небо" — веру в Бога, а атеистически мыслящие люди — непосредственно идя "от земли", через непредвзятое научное познание объективных реалий нашего времени с помощью образования. Нетрудно заметить, эти идеи и принципы прямо противоположны моральным нормам, реально действующим (а не фарисейски декларируе мым) в современном буржуазном обществе и заложенным в иудаизме и протестантстве: разделению людей на "избранных" ("пастухов") и прочих — обделенных божьей милостью ("стадо"); освящению стяжательства как богоугодного дела, материального богатства как свидетельства божьей благодати "избранному" человеку; освящению жестокости, коварства и вероломства "избранных" по отношению ко всем прочим и т.п. Не случайно претендующая на мировое господство транснациональная финансовая элита бросила огромные силы и средства, чтобы внедрять миф о единых "иудо-христианских" ценностях, чтобы, пользуясь попустительством государственных (особенно российских) властей, насаждать повсюду протестантские варианты христианства, наиболее приспособленные к ее экономическим интересам и политическим целям, препятствующие духовной консолидации народов. 

Стратегия современного образования в первую очередь должна четко определить: на какую модель глобального социума следует ориентироваться — на обеспечение братского сотрудничества народов каждой страны и всего человечества в деле равновесно го природопользования на нашей планете либо на решение глобальных проблем современности за счет разделения человечества на "пастухов" и "стадо". Затем необходимо заложить в стратегии образования задачу преодоления в массовом сознании традицион ной вульгарно-материалистической парадигмы "покорения" и господства над природой, утилитарно-потре бительского отношения к ней, которая культивирова лась в иудаизме, христианстве, исламе и получила рациональное обоснование в бэконовском философском материализме. Она была эффективной в течение десятков и сотен тысячелетий — с того момента, когда первобытный дикарь, впервые изготовив каменный топор, вступил на тропу войны с природой, но к концу XX в. уже полностью исчерпала свои прогрессивные возможности. Новая парадигма связана с признанием природы, разнообразия ее форм в качестве абсолютной ценности, независимой от утилитарной полезности. Необходимо возрождение языческого священно-трепетного отношения к природе как Великой Матери на чувственно-эмоциональном уровне, соединенного с рациональным научным познанием экологических закономерностей. 

В связи с этим приобретает более широкий смысл понятие гуманизма, означающего человеческое любовно-бережное отношение не только к людям, но и к природе. Гуманизация есть процесс совершенствования жизни или ее отдельных сторон (например, производства, образования, медицины, отношений между людьми и людей к природе), связанных с расширением условий всестороннего гармонично го и свободного развития всех членов общества. Применительно к образованию он включает две стороны: 

  • социальную, предполагающую всемерное расширение доступности, бесплатности всех ступеней обучения, возможности получения любого образования независимо от экономического и социального статуса семей учащихся, создание условий, максимально благоприятствующих обучению, воспитанию и развитию каждого, гарантию трудоустройства в соответствии с полученным образованием; 
  • педагогическую, предусматривающую гуманистическую направленность содержания образования, совершенствование его форм и методов, учитывающих индивидуальные особенности, потребности и интересы каждой личности. 
Максимальное развитие способностей критическо го, творческого мышления, а следовательно, способностей противостоять массовому оскотиниванию и зобмированию — важнейшая стратегическая задача любой, действительно гуманной и демократической системы образования. Ради спасения жизни на Земле и общих гуманных целей должны быть объединены все силы доброй воли — науки и церкви, образования и культуры, литературы и искусства, привержен цев разных религий и атеистов, экологических, политических и этических движений, согласных по крайней мере в значимости и истинности трех принципов: 
  • человек — высшая ценность, и все формы его подавления, унижения и угнетения должны быть устранены; 
  • природа есть первостепенная общечеловечес кая ценность, и спасение ее — долг человечества; 
  • несмотря на все расхождения в своих мировоззренческих представлениях, идеалах и ценностях, люди могут и обязаны сотрудничать во имя торжества этих принципов. 
Институт образования в силу своего универсально го, "сквозного" характера охватывает практически все группы населения. Его функционирование направлено как на физическое, так и на духовное развитие людей, на развитие рациональной и эмоциональной сторон сознания, способностей к возвышенному, абстрактному теоретизированию и к утилитарно необходимой практической деятельности. Поэтому образование, принявшее три сформулированных выше принципа, становится глубоко гуманизированным и способно более, чем какой-либо другой социальный институт, осуществлять миссию интеграции усилий всех людей планеты во имя реализации гуманистической альтернативы устойчивого развития в глобальном масштабе и в рамках каждой страны с учетом ее исторических и национальных особенностей. 

Следует учитывать и возможность использования института образования в обратном для его сущности направлении — не для просвещения, а для затемнения сознания народов в целях претворения антигуманистического варианта концепции устойчивого развития, соответствующего мондиалистско-тоталитарной, а не плюралистско-демократической модели нового мирового порядка. Поэтому необходимо создать социальные механизмы, предотвращающие подобные злоупотребления. 

"Реализация принципа "золотого миллиарда" явно не декларируется, а уже осуществляется, хотя эта тенденция, может быть, наиболее опасна для рода человеческого. Утверждение подобного порядка диктуется самой логикой жизни, ее современными тенденциями, миром ТНК (транснациональных корпораций) и законами рынка. И в рамках современного глобального рынка — мира транснациональных корпораций — никаких альтернатив этому порядку не просматривается", — делает вывод академик Н.Моисеев. Следовательно, стратегия устойчивого развития России и связанная с ней стратегия образования должны строиться в расчете на независимую от Запада, мирового рынка и диктата Международного Валютного Фонда линию поведения. 

Российский аспект  

При разработке стратегии российского образования необходимо исходить из учета реальной социально-экономической и политической ситуации в стране, создавшейся в результате курса реформ: за 1991—1996 гг. материальное производство сократилось более чем вдвое, а реальный уровень жизни населения упал в 3,5—5 раз. Этот факт объясняется тем, что около 10% населения присвоили более половины национального богатства страны, подвергнув беспрецедентному в мировой истории ограблению остальные 90%, причем 3% россиян стали богатыми и сверхбогатыми даже по западным меркам, а 40% оказались отброшенными в нищету, 10—15% из которых стали нищими в самом жестоком смысле этого слова. 

Причем три верхних процента в 1996 г., по экспертным оценкам, имели ежемесячный доход более 60 млн. на одного члена семьи, а самые верхние 0,03% — около 270 млн. руб., превосходя своим личным состоянием крупнейших миллиардеров мира. Особенность происхождения их капиталов (гусинских, березовских, боровых и большинства других "новых русских") — непроизводительный характер. По оценкам специалистов, ими вывезено от 300 до 600 млрд. долл. 

В научном докладе Института экономики и организации промышленного производства СО РАН сделаны выводы: "На протяжении 6 лет, и особенно последние 4 года, в нашей стране развертывается социально-экономическая катастрофа.., невиданная по глубине и продолжительности. Производство сократилось более чем на половину... Со всей остротой развернулись негативные социальные процессы: ...ограбление населения, коррупция государственного аппарата и т.п. Сокращается население, в массовом масштабе происходит его физическая, интеллектуальная и нравственная деградация. Общий итог: разрушается весь исторически накопленный потенциал цивилизации и даже первичные условия существования населения". Следует обратить внимание также на вывод заместителя директора этого института С.Казанцева: " Причины катастрофы, начавшейся в 1991—1992 гг. не в том, что столь плоха была исходная база и не в динамике прошлого экономического развития, а в том, что она "следствие сознательного осуществления политики". 

В то время как Президент России, глава и члены Кабинета министров из года в год, вопреки фактам, уверяют, что идет стабилизация, обещают скорый подъем экономики, аналитики "мозгового центра" Администрации Президента в закрытых документах прямо заявляют, что экономику России якобы может спасти только катастрофа, и бессмысленно пытаться ее предотвращать. Такая постановка вполне отвечает предписаниям МВФ, но не соответствует истине и для нашей страны равносильна призыву к самоубийству. В этих условиях бессмысленно стремиться обеспечивать соответствие образования формулиру емым государством высшим целям и ценностям, поскольку: 

  • они явно не сформулированы, 
  • российская государственная политика фактически противоположна объективным требованиям общественного прогресса. 
Второй факт — преобладание в российской экономике "теневого" сектора — спекулятивно-мафиозных структур, в результате чего в госбюджет поступает только треть доходов от возможных. Этот сектор — главный природоразрушительный и социально-разлага ющий фактор. 

Население России потребляет теперь продуктов в 1,5 раза больше, чем производит — это третий факт. Такое превышение (примерно на треть) происходит за счет недовозмещения основных производственных фондов и на 2/3 — за счет потребления невозобнов ляемых природных ресурсов, в возрастающей мере продаваемых за границу по демпинговым ценам. В экономике страны абсолютно преобладает не производительный, а спекулятивно-посреднический капитал, в результате чего наукоемкие, наиболее прогрессив ные отрасли снизили производство в 5 раз и находятся на грани полного разрушения. Следовательно, наше общество основано на проедании природных и накопленных предыдущими поколениями богатств, т.е. на паразитарной экономике, абсолютно бесперспективной и несовместимой с устойчивым развитием. 

Из этого обстоятельства вытекает четвертый факт: ограбленное большинство народа в своей массе еще не голодает и пока активно не протестует против своего угнетения. Дело в том, что сейчас большинство россиян прямо или косвенно соучаству ют в разворовывании общественного достояния, чаще всего не догадываясь даже об этом. Именно тут коренится "секрет" пассивности "молчаливого большинства". 

С 1991 г. население России ежегодно стало сокращаться почти на миллион. Депопуляция страны в мирное время без больших эпидемий — пятый факт, необходимый для учета в стратегии образования. Он обусловлен общим резким ухудшением социально -экономического положения подавляющего большинства семей, и не в последнюю очередь разрушением системы образования, особенно ее дошкольной ступени. 

Развитие общедоступной, бесплатной и качествен ной сети дошкольных, внешкольных детских учреждений, государственное обеспечение учащихся средней и высшей школы, бесплатная и качественная система государственного здравоохранения, как показывает практика социализма, может положительно влиять на поддержание достаточного уровня рождаемости и особенно на укрепление физического, психического и нравственного здоровья народа. Советские педагоги давно разработали и практически применили учебно-воспитательные системы, распространение которых позволило бы полностью избавить подрастающие поколения от алкоголизма, курения и наркотиков — самого коварного оружия самогеноцида народа. Однако государственная политика российских "реформаторов" направлена в противоположную сторону, в результате система образования постепенно превращается в фактор деградации подрастающего поколения и ухудшения демографической ситуации в стране, в связи с чем воспитание и обучение детей оказывается непосильным бременем для подавляющего большинства семей. 

Шестой факт, вытекающий из паразитического характера современной российской экономики, состоит в том, что аксиома необходимости максимального учета системой образования спроса экономики применительно к современной российской действительно сти существенно нарушается. Антихозяйственная система, которую даже небезызвестный Сорос называет "грабительским капитализмом", требует банкиров, торговцев, чиновников, риэлтеров, менеджеров, экономистов, юристов, охранников, рекламных служащих, полицейских и сыщиков в несколько раз больше, чем "нормальный" капитализм и тем более социализм. Ее неотъемлемой стороной являются огромные армии рэкетиров, киллеров, проституток, дельцов наркобизнеса, содержателей притонов, публичных домов и т.п. В этих условиях ориентировать систему образования на удовлетворение "спроса" рынка, а не на действительные коренные потребности нации, означает предопределить гибель страны в ближайшие десятилетия. 

Политика правительства усиленно толкает Россию на исторически исчерпавший себя путь рыночного капитализма, который объективно ведет к превращению страны в колониально-сырьевой придаток западного капитала и мировую свалку отбросов. Причем она поддерживает не производительный, а спекулятивно -мафиозный компрадорский капитал, опираясь на который транснациональные корпорации осуществляют финансово-экономическую и культурную оккупацию нашей Родины, геноцид народа и геноцид природы. Следовательно, государственная политика российских властей защищает чуждые народу интересы стран Запада и небольшой группы новоявленных "господ", стремительно обогащающихся за счет ограбления большинства населения, за счет разрушения материальных и духовных основ его жизнедеятельности. Это — седьмой факт современной российской действительности, из которого следует главный методологический вывод: стратегия образования, отвечающая коренным, перспективным интересам российской нации, должна быть противоположной политике государства и государственной политике образования, проводимым современной "демократической" властью. 

Насколько такая стратегия реалистична, когда система образования находится практически в полной финансовой и административной зависимости от государственных органов? Как последовательная программа открытого противодействия системы учебно-воспи тательных учреждений официальной государственной политике — такая стратегия практически не осуществи ма в современной России. Тем не менее ее теоретическая разработка крайне необходима по целому ряду причин. 

1. Она необходима как программа альтернатив ной образовательной политики для оппозиционных, борющихся за государственную власть сил, стремящихся к радикальному оздоровлению и духовному возрождению нашего общества. 

2. Глубокое понимание стратегических альтернатив поможет всем творческим работникам учебно-воспи тательных учреждений выбирать наиболее правильную тактику образования, чтобы в меру своих возможностей противодействовать официальной политике дегуманизации и разрушения народного образования. 

3. Разработка основ и общих принципов стратегии чрезвычайно важна в научном отношении для определения путей преодоления кризиса образовательных систем в разных странах и в мировом масштабе, для использования образования как фактора, инструмен та разрешения всего комплекса глобальных проблем современности. 

История образования в нашей стране, по-видимому, как ни в какой другой, богата опередившими свое время идеями и поражающими воображение экспериментальными достижениями, опрокидывающими незыблемые представления обыденного и теоретического сознания, и не менее богата заблуждения ми, неудачами и трагедиями. Небывалый взлет и признание системы образования в СССР лучшей в мире в конце 50-х—начале 60-х годов сменился стремительным падением в пучину жесточайшего кризиса, разрушением этой системы на фоне полного развала государства и загнивания общества к концу XX в. Огромный опыт экстремальных (как позитивных, так и негативных) ситуаций, накопленный в отечественной системе образования, представляет уникальные возможности для проникновения в сущность протекающих сегодня в этой области процессов, а следовательно — и для наиболее основательных стратегичес ких разработок, предлагающих адекватный ответ на категорический императив устойчивого развития. 



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]