Обозреватель - Observer
Эксклюзив

«Повесть о настоящем человеке»
(Рассказ о встрече двух героев)

Т.Толчанова, участник Великой Отечественной войны, заслуженный работник культуры России
 
Как тревожно кончается это
столетье,
Перенесшее две мировые войны.
.........................................................
Мертвым вечная слава
И слава живым.

Е.Долматовский
Зашла в библиотеку подобрать материал для книги, над которой работаю. Рука перебирает книгу за книгой, и вдруг пальцы коснулись одной очень потрепанной обложки. Книжка небольшого формата. Беру в руки — «Повесть о настоящем человеке». Листаю пожелтевшие, зачитанные страницы, бумага стала серой, с шершавыми потертыми углами. Листаю дальше: едва заметные прочерки карандашом. Читаю: «Чтобы заглушить боль, которую причинял ему каждый шаг, он стал отвлекать себя, обдумывая и рассчитывая свой путь».

Подчеркнуто дальше: «Но как тяжко далась ему первая тысяча шагов!.. Не имея уже сил присесть, он упал лицом в снег и стал жадно лизать наст. Прижался к нему лбом, висками, в которых стучала кровь, и испытывая несказанное блаженство от леденящего прикосновения...»

Читая эти строчки, вспомнила, как в первые дни войны на фронте, не умея правильно накручивать портянки, я стерла до пузырей пятки. Это только стерла пятки, а какую нужно иметь силу воли и мужество, чтобы идти восемнадцать суток с поломанными ногами одному в лесу...

Забыв обо всем, вновь перечитывала страницы когда-то давно читаной книги.

Мысли мои перескочили от страниц зачитанной книги к забытым прошедшим дням. Я вспомнила, что с героем книги Алексеем Петровичем Маресьевым мне судьба предоставила возможность встретиться в 1965 г. в Кисловодске.

Сколько прошло лет?! Звоню в Российский комитет ветеранов ВОВ. Навожу справку. Мне дают номер служебного телефона. Непреодолимо желание вновь увидеть его. Звоню.

— Маресьев слушает.

Испытываю странное волнение, услышав голос, напоминаю о прошлом знакомстве и желании поговорить. Алексей Петрович без лишних вопросов, по-деловому, сообщает день и время, когда мы можем встретиться.

В назначенное время еду на Гоголевский бульвар. Вхожу. За столом Маресьев. Узнаю. Его глаза пытливо всматриваются в мое лицо. Конечно, он не узнает. Говорю о причине визита. Задаю вопросы. Он отвечает коротко, твердо. Фразы построены сжато, без лишних слов и междометий.

— Скажите, где Вы впервые встретились с Борисом Николаевичем Полевым?
— На Курской дуге, в 1943 г.
— Как Вы приняли появление книги «Повесть о настоящем человеке», когда она вышла?
— Сначала повесть была напечатана в журнале «Октябрь». Я узнал это от знакомых, а потом вышла книгой в 1946 г. Воспринял нормально.
— Как Вы восприняли обрушившуюся на Вас популярность, любовь и славу?
Маресьев пожимает плечами. Помолчав, говорит:
— Сложно было. Столько было просьб о встречах. Отказываться было невозможно. Пришлось уволиться из армии. Нашелся человек, который взял организацию в свои руки. Мы вместе с женой, Галиной Викторовной, выезжали на встречи. Она была моим наставником и критиком. Так было приблизительно полтора года. Жена стала убеждать меня в необходимости учиться. Да я и сам это понял.
Я рассказал о своем желании Борису Полевому и решил поступать в Высшую партийную школу. Сложно было туда поступить с имеющимся у меня образованием. Упорно готовился к экзаменам. В 1949 г. поступил, а в 1953 г. окончил с отличием.
— Дальше пошли работать?
— Нет. Поступил в аспирантуру Академии общест-венных наук. Поднапрягся, одолел, получил ученую степень кандидата исторических наук.
Я слушала и восхищалась этим человеком и вновь спросила:
— А дальше?
— В 1958 г. состоялась первая учредительная конференция, которая положила начало существованию в Советском Союзе организации ветеранов войны. Председателем был избран маршал А.М.Василевский, а первым заместителем выбрали меня. С тех пор я бессменно на этом посту.
Я перевела разговор на создание кинофильма и на исполнителя главной роли Павла Кадочникова. Как он находит интерпретацию образа главного героя книги?
— В основном доволен, но только он много стонет. Я так много не стонал. Но, может, это актерский прием — все преувеличивать?
И тут я спросила, помнит ли Алексей Петрович эпизод, связанный с нашим знакомством в Кисловодске?
Он честно признался:
— Нет.
Меня это не удивило, и я начала рассказывать, как это произошло.

Это было в конце августа 1965 г. С выступлениями на Кавказские Минеральные Воды приехал Павел Петрович Кадочников с программой «Шкатулка артиста».
 
Он рассказывал о работе в кино. В основном как он снимался в кинофильмах «Подвиг разведчика» и «Повесть о настоящем человеке», снятом в 1948 г., где он играл роль Алексея Мересьева. В его рассказе есть такая фраза: «Я очень волновался играть героя: не вымышленный автором персонаж, а живого человека, живого героя». Дальше он рассказывает, как произошла его первая встреча с Маресьевым. У артиста было несколько встреч со зрителями, и я знала содержание выступлений.

Совсем случайно я узнаю, что в санатории «Красные камни» отдыхает сам Алексей Петрович, и у меня родилась мысль сделать сюрприз артисту — пригласить самого Маресьева выйти на сцену. Мы договорились.

Через день заключительное выступление П.Кадочникова в Кисловодском театре. Зал на тысячу мест переполнен. В тот момент, когда Павел Петрович произносит: «Я очень волновался, ожидая первой встречи с Героем, и вот вижу, мне навстречу идет...» — и в это время из правой кулисы на сцену медленными шагами выходит Маресьев. В зрительном зале гром аплодисментов. Кадочников в недоумении останавливается и, услышав твердые шаги, поворачивает голову в сторону шагов. Неподдельное изумление. Два героя — живой, подлинный герой и артист, играющий героя, — встретились, обнялись. Аплодисменты перешли в овацию, зал встал.

По окончании овации Маресьев рассказал публике, как его уговорили сделать артисту сюрприз. Павел Петрович поблагодарил за сюрприз и предложил посмотреть фрагменты из фильма.

Слушая мой рассказ, Маресьев вспомнил этот эпизод. Мне же хочется продолжить рассказ о Павеле Петровиче Кадочникове.

29 июня 1915 г. в Петрограде в семье рабочего родился мальчик с большими светлыми глазами. С 14 лет он начинает свой трудовой путь — учеником слесаря завода «Красный Путиловец». Но творческая натура рвется в иной мир, и не знающий азов начальной школы, неотесанный, застенчивый голубоглазый юноша в 1931 г. был принят в Ленинградский театральный техникум. С успехом окончив его, он становится артистом созданного в 1935 г. Нового ТЮЗ.

В первой роли Леля в спектакле «Снегурочка», его увидел известный кинорежиссер Сергей Юткевич. Вот как он говорил: «Запахнулся занавес, окончилась волшебная сказка о Снегурочке, а в памяти остался Лель — худощавый, стройный, с удивительно широко раскрытыми глазами, подкупающий своей правдивостью, верностью интонации, отсутствием развязности и лирическим строем дарования».

С 1935 г. начинается творческий путь Кадочникова-киноартиста — сначала в эпизодических ролях. Это в фильмах — «Совершеннолетие», «Человек с ружьем», а в к/ф «Яков Свердлов» — уже две роли — Леньки и М.Горького — какое перевоплощение.

В 1941 г. в фильме «Разгром Юденича» он играет роль Сенюшкина, в 1942 г. в «Обороне Царицына» — роль Руднева и, наконец, в 1947 г. в фильме «Подвиг разведчика» — главную роль, принесшую ему известность. В фильме «Повесть о настоящем человеке» — роль Мересьева, принесшую славу и ошеломляющий успех. Все студии приглашают его на главные роли. Кадочников становится самым популярным, любимым артистом Советского Союза.

Какая отождествленность судеб — слава двух человек: героя войны Маресьева и артиста Кадочникова.

Павел Петрович снялся в 66 кинофильмах, сыграв более 70 ролей. Судьба многих артистов складывается порой так: недолгий успех, слава и уход в неизвестность. Но у Кадочникова любовь зрителей и слава сопровождали его всю жизнь.

Узнав о моих «проказах» с приглашением Маресьева на сцену, у меня с Кадочниковым сложились не только сугубо служебные, но и доброжелательные дружеские отношения. Однажды, зайдя в мой кабинет (я работала заведующей концертным отделом), Павел Петрович с восхищением рассказал мне о крупных кремовых розах, растущих в кисловодском парке: «Таких я никогда и нигде не видел».


На съемках фильма «Повесть о настоящем человеке». Слева направо: Т.Макарова в роли медсестры, А.Маресьев, П.Кадочников. На переднем плане Н.Охлопков, исполнивший роль комиссара. Слева от П.Кадочникова В.Ефремов
 
Я знала, что этот сорт вывел главный садовод г. Кисловодска Аболин после Победы и назвал их «Роза Мира». Когда Павел Петрович уезжал, я передала ему сверток с пятью клубнями «Роз Мира» с инструкцией садовода. Примерно через год раздался телефонный звонок. Артист с восторгом рассказал: «Все розы прижились, и теперь утром, открывая окно на даче, я вспоминаю того, кто мне их подарил». Я была рада.

Были еще две случайные встречи с Павлом Петровичем. Это был декабрь 1973 г. в Москве. Мела метель. На углу улицы Горького и Большой Грузинской я столкнулась с спешившим человеком. Одновременно сказали:

— Извините.
— Это Вы? — воскликнул артист. — Вы в Москве?
— Да, я переехала в Москву. А Вы?
— Я спешу в Министерство культуры выбивать деньги для съемок кинофильма «Снегурочка».
— Павел Петрович! Возьмите меня на Роль Бабы Яги, — пошутила я.
Он обнял меня и ответил, смеясь:
— На Бабу Ягу Вы не подходите, спешу к бабам ягам в министерство».
Мы рассмеялись.

И вот последняя встреча. Декабрь, 1986 г. В Москве в Кремлевском Дворце Съездов состоялся Учредительный съезд театральных деятелей СССР.

После окончания совещания, спускаясь по лестнице в нижнее фойе, я увидела стоящую слева одинокую знакомую фигуру. Неужели это Кадочников? Подошла поближе. Да, это он стоит, грустно опустив голову.

— Здравствуйте, Павел Петрович! — Он поднял голову. Я не увидела тех веселых, широко распахнутых, с искринкой, глаз. На меня смотрели страдальческие глаза. Я не знала, что сказать.
Павел Петрович пожал мои руки и поделился своим горем. У него погибли оба сына. Я не стала расспрашивать подробности. Да, горе никого не красит. Мне искренне было жаль этого талантливого, умного, красивого человека. Что можно сказать?
— Крепитесь, дорогой Павел Петрович, — сказала я, — вспомните, как мужественно переносил случившееся Алексей Петрович Маресьев. Вы так прекрасно это передали в кинофильме.
Вероятно, артист не ожидал таких слов. Он как-то изменился в лице, как бы окреп духом и уже более спокойно произнес:
— Да, да, надо крепиться. Вы правы. Спасибо.
Мы расстались, и уже навсегда.
Я долго не могла забыть грустное-грустное лицо любимого артиста и думала:
— Неужели горе убьет его, и он не сможет сниматься в кино?
Жизнь продолжалась.

Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке».
П.Кадочников в роли А.Мересьева, Л.Целиковская в роли Зиночки
 
В 1985 г. Кадочников снялся в роли Поливанова в телевизионном фильме «Картина» и в роли Хлебникова в кинофильме «Три центнера риска». И в этом же году в фильме «Серебряные струны» снялся в роли Антипа, а в фильме «Очи черные» — Столопаева, «Я вожатый форпоста» — Николая Ивановича Чудакова, в последнем фильме «Пора жизни» — роль Галицына.

2 мая 1988 г. он ушел из жизни, оставив о себе яркое, светлое воспоминание кумира, любимца зрителей. Еще в 1979 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За участие в фильмах «Подвиг разведчика», «Далеко от Москвы» и «Повесть о настоящем человеке» П.П.Кадочников удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

А.П.Маресьеву — не за роль, а за проявленное мужество и героическое сражение на Курской дуге в Великую Отечественную войну, когда летчик на протезах сбил три немецких боевых самолета и спас жизнь своего друга, молодого летчика, — было присвоено звание Героя Советского Союза.

В истории России немало сложено легенд, сказок, баллад о русских богатырях. Кто не читал баллады об Илье Муромце, Иване Кожемяке, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче — героях, живущих в памяти народной многие столетия!

А подвиги, совершенные в наши дни, разве менее значительны подвигов наших предков?
Не скудеет Русская Земля.

За время Великой Отечественной войны 11 600 чел. получили звание Героя Советского союза, 115 чел. — звание дважды Героя Советского Союза. Звание трижды Героя Советского Союза получили Георгий Константинович Жуков, летчики Иван Никитович Кожедуб и Александр Иванович Покрышкин.

Я уверена — их легендарные имена будут жить в столетиях. Мертвым вечная слава и слава живым!
 
При подготовке статьи использованы фото из архива Н.Ларина.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]