Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ

О ПРОЕКТЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Накануне всероссийского референдума 25 апреля я как Президент Российской Федерации представляю народу проект новой российской Конституции, который стал результатом кропотливой работы по соединению лучшего, что было представлено в проектах Конституционной комиссии, Президента Российской Федерации и многочисленных инициативных рабочих групп. Предлагаемый проект - это. с одной стороны, плод длительной коллективной работы, а с другой стороны -принципиальная позиция Президента.

Почему я считаю важным обнародовать основные положения этого проекта накануне столь важного государственного события? Мне представляется, что голосование за доверие Президенту - это голосование не за абстрактное светлое будущее, а за конкретные правовые гарантии, гражданские права и ценности человека, носящего высокое звание Гражданина Российской Федерации. Мы должны избавиться от логики противостояния, логики разрушения и продолжить созидательную работу по строительству нашего общего государственного дома, новой политической и правовой системы. Такое строительство возможно только цивилизованным путем, на конституционных принципах, установить которые должен сам народ Российской Федерации.

Иначе и не может быть, ибо Конституция - это правовой Паспорт государства. Конституция-это Основной Закон развития многонациональной, федеративной и демократической России. Конституция - это наш гражданский выбор в пользу Народовластия и Федерализма. Это - наша свободная воля и осознанная возможность сказать свое "ДА" правам человека, демократии и эффективной государственной власти. Это- наше решительное "НЕТ' идеологической зашоренности, монополии на истину, внеправовому беспределу и управленческому хаосу.

Представляя проект Конституции Российской Федерации, предлагаю свою концепцию дальнейшего развития нашего федеративного государства, свое видение будущего многонациональной России, свое представление о цивилизованной, полнокровной и свободной судьбе каждого российского гражданина. И в этой работе должны участвовать все народы и национальности Российской Федерации, все ее политические и общественные силы, каждый конкретный человек, связавший свою судьбу с судьбой Российского государства.

Вот почему я обращаюсь к Вам, дорогие соотечественники, и надеюсь найти понимание и помощь с вашей стороны в этом трудном и столь важном для всех нас общегосударственном деле.

Основу проекта Конституции Российской Федерации, предлагаемого Президентом, составляют семь незыблемых принципов, посягнуть на которые впредь будет не вправе ни один из органов, ни одно должностное лицо, какой бы высокой властью они ни обладали. Только НАРОД России должен установить их, только НАРОД России вправе раз и навсегда совершить свой исторический выбор и только НАРОД России может изменить его.

Борис Ельцин

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ -ЭТО КОНСТИТУЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Признавая незыблемую ценность и уникальность каждой человеческой жизни, основываясь обеспечивает высокое достоинство, права и свободы человека, защищаемые законом и независимым судом. государственности и достижениях мировой цивилизации. Конституция Российской Федерации на лучших исторических традициях российской Приоритеты состоят в том. чтобы нормы, зафиксированные Всеобщей Декларацией прав человека и общепризнанными принципами международного права, перестали быть в России просто словами. Чтобы правопорядок и гражданский мир стали основным делом государства, главной заботой его правоохранительных органов и конкретных должностных лиц, которые отвечают за них по своему служебному положению и обязанностям.

Каждый гражданин России должен быть спокоен за свою жизнь, неприкосновенность собственности, жилища, за мир, покой и будущее своих детей, родных и близких ему людей. Конституционная формула "Каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу и безопасность" должна стать работающей. Подчеркивая незыблемость прав и свобод человека в России, в проекте Конституции говорится: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека". 

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ -ЭТО КОНСТИТУЦИЯ ПОЛНОКРОВНОГО ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

Основной Закон обеспечивает полноту конституционных прав субъектов в составе Российской Федерации. Конституция гарантирует каждой нации и народности свободную реализацию своего национального суверенитета, национально-культурной самобытности и развития в соответствии с их историческими традициями. Государство гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Конституция гарантирует субъектам Федерации достойное место в составе федеративного государства, полноценное представительство в федеральном управлении и решении общероссийских вопросов. Каждый член Федерации избирает своих депутатов в одну из палат парламента -Совет Федерации. В соответствии с Конституцией система государственной власти устанавливается в субъектах Федерации на основе положений о народовластии, республиканской форме правления, разделении властей и других положений о демократическом правовом светском государстве.

И, наконец, главное - Федеративный договор является составной частью российской Конституции. 

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ -ЭТО КОНСТИТУЦИЯ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В проекте Конституции главой государства признается всенародно избираемый Президент Российской Федерации. Он является главным гарантом неделимости и целостности государства, единства государственной власти Российской Федерации, осуществления конституционных прав человека и гражданина.

Вместе с тем в Конституции строго очерчены пределы президентских правомочий, предусмотрены гарантии, обеспечивающие их осуществление в рамках Конституции и закона. В случае обвинения Президента в государственной измене или умышленном нарушении Конституции, подрывающем государственный строй или ущемляющем права и свободы человека, он в установленном Конституцией порядке может быть отрешен от власти.

Президент является гарантом действенности власти. Он ответствен за эффективность и слаженность работы исполнительной системы, за дисциплину и порядок во вверенном ему государственном аппарате. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства и федеральных министров. 

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ - это конституция сильной ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Наличие президентской власти никак не отрицает, а, напротив, обеспечивает осуществление последовательного парламентаризма и принципа разделения властей. Конституцией гарантируется высокий статус представительных органов - двухпалатного Федерального собрания (парламента) я муниципальных органов. В одну из палат парламента - Совет Федерации - избираются представители субъектов Федерации, а в другую - Государственную думу - депутаты, избираемые по территориальным округам на основе единых норм представительства.

Законодательная деятельность является исключительным правом Федерального собрания. 

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ -ЭТО КОНСТИТУЦИЯ НЕЗАВИСИМОГО И ПОЛНОПРАВНОГО ПРАВОСУДИЯ

Признавая незыблемость закона, Конституция обеспечивает независимость суда - конституционного, общегражданского и арбитражного. Она гарантирует все необходимые УСЛОВИЯ и возможности для осуществления ими действительного, эффективного и доступного для каждого гражданина правосудия. Судебная система Российской Федерации стоит за защите прав и свобод человека, гарантирует его от произвола государства, чиновника, политических и иных организаций. 

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ -ЭТО ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Проведение согласованной федеральной политики дополняется и подкрепляется принципом обеспечения свободного регионального развития: местное самоуправление является исключительным правом муниципальных органов. Муниципальное самоуправление действует за пределами государственной власти и автономно от нее. Это дает возможность для нормального социального и экономического развития всех частей и регионов России, которые сильно отличаются друг от друга по своим хозяйственным, географическим и историческим условиям. 

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ -ЭТОКОНСТИТУЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА

Мы все от рождения - патриоты своей Родины. В КОНСТИТУЦИИ под патриотизмом понимается не только необходимость защиты экономических и внешнеполитических интересов России, не только необходимость отстоять ее в случаях угрозы внешней агрессии, но и сохранение мира и стабильности внутри самой Российской Федерации. Патриотом является тот, кто стоит на страже интересов каждого российского гражданина, независимо от его социального и национального происхождения. религиозных и политических убеждений. А потому в проекте Конституции говорится, что "Каждый родившийся или постоянно проживающий в России имеет право на российское гражданство". Представленная Президентом Конституция -конституция стабильная, исключающая возможность ее произвольного изменения. В ней отработаны механизмы, обеспечивающие решение конституционных конфликтов.

Новая Конституция Российской Федерации -это наше будущее, это наш выбор, это наша общая гражданская и политическая судьба. 

Публикуем краткие выдержки из проекта конституции Российской Федерации

Статья 1 

Российская Федерация - есть демократическое, правовое, федеративное государство. Единственным источником государственной власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 

Статья 8 

В Российской Федерации признаются и гарантируются основные права и свободы согласно Всеобщей декларации прав человека и общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека принадлежат каждому в России от рождения. 

Статья 21 

Каждый вправе иметь имущество в собственности. владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества. Право частной собственности является естественным правом человека. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю и любое другое имущество, приобретенное в соответствии с законом, продавать, дарить, завешать, распоряжаться этим имуществом иным образом по своему усмотрению. 

Статья 26 

Никто не может быть признан совершившим преступление и подвергнут наказанию, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда. Заключение под стражу и лишение свободы допускаются исключительно на основании закона и по решению суда. 

Статья 39 

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен ни своего гражданства, ни права изменить его. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы России. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. 

Статья 46 

Граждане имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы. 

Статья 63 

Продукция, товары, услуги и финансовые средства обращаются на всей территории Российской Федерации свободно без установления каких-либо препятствий для любого лица и независимо от существующих в Российской Федерации границ между субъектами Федерации и территориями.

Не допускается установление каких-либо пошлин и сборов за перемещение продукции, товаров, услуг и финансовых средств через границы субъектов федерации и территорий. Отдельные и временные ограничения обращения продукции, товаров, услуг, финансовых средств могут вводиться законом, если это требуется для обеспечения безопасности. защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. 

Статья 70 

Президент Российской Федерации является главой государства. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов. Президент как глава государства является его высшим должностным лицом, представляющим Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. 

Статья 73 

Президент российской Федерации непосредственно производит назначение на высшие государственные должности или представляет Федеральному собранию кандидатов для выборов и назначения на такие должности. Президент Российской Федерации:

  • представляет Федеральному собранию кандидатуру для назначения Председателя Правительства Российской Федерации;
  • ставит перед Федеральным собранием вопрос о доверии Правительству Российской Федерации либо о его отставке;
  • представляет Федеральному собранию кандидатуру для назначения председателя Банка России;
  • по представлению Председателя Правительства Российской Федерации после консультации с Советом Федерации, назначает федеральных министров и руководителей федеральных ведомств, входящих в состав Правительства, и освобождает их от должности; 
  • представляет Совету Федерации кандидатуры судей Конституционного суда Федерации, Верховного Суда Федерации. Высшего арбитражного суда Федерации и федеральных судей в Высшее судебное присутствие Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначает и освобождает от должности руководителя Администрации Президента Российской Федерации и иных должностных лиц Администрации;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах;
  • назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент Российской Федерации:
  • нюры Федерального собрания;
  • осуществляет после консультаций с председателями Совета Федерации и Государственной думы досрочный роспуск Федерального собрания в случае, когда Федеральное собрание не примет решение, необходимое в соответствии с Конституцией для образования Правительства Российской Федерации, и в других случаях, когда кризис государственной власти не может быть разрешен на основании процедур, установленных Конституцией;
  • назначает общенародный референдум; вносит по своей инициативе законопроекты в Федеральное собрание;
  • направляет ежегодное послание Федеральному собранию об осуществлении внутренней и внешней политики России;
  • подписывает и обнародует федеральные законы после их принятия.
Статья 84 

Федеральное собрание является высшим представительным федеральным органом Российской Федерации, принимающим федеральные законы и осуществляющим предусмотренные Конституцией контрольные функции. 

Статья 85 

Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Палаты Федерального собрания избираются одновременно сроком на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов депутатов федерального собрания устанавливается федеральным конституционным законом. 

Статья 105 

Систему исполнительной власти в Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства и федеральных министерств. 

Статья 108 

Председатель Правительства Российской Федерации на основании Конституции и законов определяет основные направления политики и деятельности Правительства, несет за них ответственность. федеральные министерства ответственны за осуществление политики Правительства в соответствующей области государственного управления. 

Статья 109 

Правительство Российской федерации наряду с другими общими функциями федеральной исполнительной власти:

  • разрабатывает федеральный бюджет, представляет его Федеральному собранию и обеспечивает исполнение;
  • обеспечивает проведение на территории Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение на территории Российской Федерации государственной политики в области культуры, науки, образования и здравоохранения;
  • организует и осуществляет управление федеральной собственностью;
  • принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской федерации; осуществляет согласованные субъектами Федерации меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Статья 113 

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судоустройство в Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральными конституционными законами. 

Статья 121 

Конституционный суд федерации рассматривает вопросы о соответствии Конституции законов и постановлений Федерального собрания, указов Президента Российской Федерации, актов иных федеральных органов, конституций республик и уставов краев, областей, иных правовых актов субъектов Федерации, внутрифедеральных и международных договоров. Конституционный суд разрешает также споры о компетенции между федеральными государственными органами; между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Федерации; между государственными органами субъектов Федерации. 

Статья 122 

Верховный суд Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и принимает судебные установления, обязательные при разрешении этих дел. 

Статья 123 

Высший арбитражный суд Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров или иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и принимает судебные установления, обязательные при разрешении этих дел. 

Статья 125 

Высшее судебное Присутствие Федерации образуют председатель Конституционного суда Федерации, председатель Верховного Суда Федерации, Председатель Высшего арбитражного суда Федерации, первые заместители (заместители) председателей каждого из этих судов, а также трое федеральных судей, назначенных в Присутствие Советом Федерации по представлению Президента Российской федерации. Председательствуют на заседаниях Присутствия поочередно председатели Конституционного суда. Верховного Суда, Высшего арбитражного суда.

Высшее судебное Присутствие: дает толкование Конституции Российской Федерации; дает заключение о наличии оснований для отрешения Президента Российской Федерации от должности; отстраняет от должности федеральных судей, назначенных Советом Федерации, при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом. 

Статья 127 

Местное самоуправление в городах, районах, селах и других территориальных единицах гарантируется. Местное самоуправление осуществляется в границах территориальных единиц, установленных в республиках, краях, области, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах.

Местное самоуправление отделено от государственной власти и осуществляет свою деятельность независимо и самостоятельно. 

Переходные положения включают: 

  • жесткие рамки применения смертной казни до внесения изменений в Уголовный кодекс РФ;
  • порядок прохождения альтернативной (воинской) службы до принятия соответствующего закона;
  • продление полномочий Верховного Совета Российской Федерации в нынешнем составе на момент вступления Конституции в силу до созыва федерального парламента, избранного по новой Конституции, а также проект Закона о выборах;
  • продление соответственно полномочий Совета Министров - Правительства Российской Федерации;
  • подтверждение полномочий Конституционного суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской федерации Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]