Обозреватель - Observer
Экономика

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА в Свердловской области 

Промышленное производство

Основа экономического потенциала Свердловской области - металлургический и машиностроительный комплексы, которые вместе дают не менее чем 70% всего промышленного производства.

В условиях постоянно увеличивающегося дефицита оборотных средств и все нарастающей волны взаимных неплатежей предприятия этих отраслей, как и в целом по России, оказались сегодня в чрезвычайно сложной ситуации.

По итогам первых месяцев 1993 г. объемы производства в металлургической промышленности сократились на 25% (ниже в области были показатели только у предприятий легкой промышленности - 36%), а в машиностроении - на 15%.

Быстрый рост цен на энергоносители и природные ресурсы создает дополнительные сложности по реализации выпускаемой продукции. В машиностроительном комплексе по-настоящему тяжелая ситуация сложилась на средних и мелких предприятиях, где. по данным специалистов, объем производства сократился в 1992г. на 40-50% и продолжает стремительно падать в этом году. Ряд заводов (Карпинский машиностроительный, Буланашский машиностроительный, 'Уралбурмаш", Кувшинский завод деревообрабатывающих станков) находится на грани остановки.

Из-за истощения сырьевой базы и разрыва межреспубликанской связан в критическом положении находятся сегодня и многие предприятия цветной металлургии. Так, например, в прошлом вполне благополучное объединение Кировоградский медеплавильный комбинат снизило объем производства в 1992 г. на 75 %, а Кировоградский завод твердых сплавов вынужден был на несколько месяцев вообще приостановить работу.

Что касается предприятий черной металлургии, то их проблемы усугубляются катастрофическим износом основных фондов (по разным оценкам, от 40 до 70%). Большинство металлургических заводов Урала были построены еще до войны. В 70-е годы, когда подошло время для реконструкции и переоборудования, было решено, исходя из стратегии экономического развития в рамках Союза, направить имеющиеся средства на строительство новых металлургических комплексов в республиках Средней Азии и Казахстане Сегодня они работают на независимые государства, а Урал и Россия вынуждены довольствоваться морально устаревшим и физически изношенным оборудованием Совершенно ясно, что решение столь сложных проблем, как воссоздание сырьевой базы (для цветной металлургии) и обновление основных фондов (черная металлургия и машиностроение) . потребует значительных долгосрочных инвестиций.

В условиях галопирующей инфляции, когда ее темпы значительно опережают рост процентов по кредитам, можно предположить, что в ближайшем будущем инвесторы ограничатся поддержкой отдельных объектов металлургического и машиностроительного комплексов, выпускающих относительно конкурентоспособную продукцию и обладающих достаточно стабильным рынком сбыта как в странах СНГ, так и особенно за рубежом. 

Приватизация

Малая приватизация

Предварительные итоги "малой приватизации" в Екатеринбурге показывают, что из более 1200 муниципальных объектов фактически приватизировать удалось 136 предприятий торговли и сферы обеспечивания а по плану в 1992 г. частными должны были стать 629 Планируется сделать частными еще по меньшей мере 400 объектов. По оценкам экспертов, наибольшим спросом у покупателей пользуются магазины (продовольственные промтоварные), а наименьшим -предприятия бытового обслуживания, в частности мастерские и парикмахерские. Данные за 1992 г. приведены на рисунке. 

Но главный интерес. по большому счету, проявляется не столько к профилю объекта, сколько к месту его расположения. В среднем продажная цена на муниципальные объекты Екатеринбурга в семь раз превышала стартовую. Однако в ряде случаев наблюдалась обратная картина, когда весьма привлекательные предприятия реализовывались на конкурсах и аукционах по цене на 30% ниже заявленной фондом имущества. Чтобы каким-то образом воспрепятствовать сознательной игре на понижение. Екатеринбургский фонд имущества, с согласия Малого совета, принял решение, по которому все претенденты обязаны открывать торг. начиная с цены не ниже стартовой.

С проблемой "договорных махинаций" тесно связана и проблема противодействия теневым структурам, которые проявляют значительную активность на рынке "малой приватизации". По информации из компетентных источников. 36% муниципальных предприятий Екатеринбурга (и можно предположить, не самых плохих) были проданы коммерческим объединениям, тесно связанным с теневой экономикой. 

Пытаясь уменьшить риск для честных предпринимателей, Екатеринбургский фонд разработал собственную систему, когда заявки на участие в конкурсе подаются анонимно в запечатанном конверте (все претенденты выступают под номерами, и неизвестно, на какой объект этот человек претендует). Конверты вскрываются непосредственно в день конкурса специальной комиссией, члены которой работают изолированно от "внешнего мира".

К июлю в городе должно быть приватизировано 50% муниципальной собственности, а к концу года - 90%. Оставшиеся 10% ("социально значимые объекты", занимающиеся обслуживанием определенных категорий населения: малоимущих, пенсионеров и инвалидов) решено пока оставить под государственной опекой.

Акционирование

В Свердловской области процесс акционирования крупных и средних предприятий стал весной этого года массовым. Первый чековый "конвейер" был запущен 10 марта в 16 городах области, когда на приемных пунктах начался прием заявок на акции десяти уральских предприятий, чья номинальная стоимость составляла 1,5 млрд. рублей.

Сегодня в областном фонде имущества, который выступает продавцом государственной собственности, готовятся к проведению второго массового чекового аукциона, на котором предполагается выставить акции уже более 40 предприятий, в т.ч. таких крупных объединений, как Нижне-Тагильский металлургический комбинат, Северский трубный завод, "Пневмострой-машина". Красноуральский медеплавильный комбинат. Первоуральский динасовый завод, Екатеринбургский турбомоторный завод по производству газовых и теплофикационных турбин. а также "Уралмаш".

Интересен план приватизации "Уралмаша". Он разработан в соответствии с действующим сегодня законодательством: 35% акций (25 - привилегированных и 10 -обыкновенных) получает трудовой коллектив. 5% o администрация. 70% идет в Фонд акционирования работников предприятия и 30% обыкновенных акций выносится на чековый аукцион (из них 1,5% будет реализовано за деньги Фондом имущества, чтобы покрыть расходы на проведение аукциона). Единственное новшество в плане - это реализация оставшихся 20% акций по их рыночной стоимости (т.е. уже после завершения чекового аукциона) потенциальным инвесторам и коммерческим партнерам "Уралмаша".

Речь в первую очередь идет о металлургических комбинатах Магнитогорска. Нижнего Тагила и Череповца, а также нефтедобывающих предприятиях Тюмени, которые являются основными потребителями продукции "Уралмаша" на российском рынке. Одновременно "Уралмаш" планирует приобрести ценные бумаги своих партнеров. В перспективе такое перекрестное владение акциями друг друга может привести к созданию мощных финансово-промышленных групп на Урале.

Рассчитывая на широкую продажу акций, руководство "Уральского машиностроительного завода" намерено, тем не менее, осуществлять тщательный контроль за тем, какие коммерческие и финансовые структуры будут покупать ценные бумаги их предприятия. Основная причина столь пристального внимания - не только в стремлении не упустить управление АО из своих рук, но и попытка контроля в случае участия в акционировании представителей "теневой экономики", имеющих достаточно прочные позиции в Уральском регионе.

Более реальной для "Уралмаша" видится проблема спада производства, связанная с резким подъемом цен на энергоносители и соответственно уменьшением спроса на продукцию машиностроительного завода.

Нельзя не отметить и то, что износ основных фондов на предприятии составляет в среднем 35%. Особенно неблагоприятное положение по этому показателю имеется на производстве оборудования для металлургической промышленности.

Решение этих проблем потребует значительных инвестиций. Первая эмиссия лишь чисто номинально подтвердит новый акционерный статус бывшего государственного предприятия. Поэтому основные надежды возлагаются на вторичную эмиссию, когда акции "Уралмаша" будут реализовываться на фондовом рынке и уже не за чеки, а за реальные деньги.

Как полагают эксперты, надежды эти далеко не беспочвенны. Сегодня к АО "Уралмаш" проявляют интерес иностранные инвесторы, в частности ряд американских фирм, рассматривающих возможность совместного производства буровой установки (по своим эксплуатационным характеристикам буровые установки с глубиной бурения до 15 тыс. м не уступают западным аналогам).

Достаточно конкурентоспособными, по крайней мере на рынке стран СНГ, специалисты считают шагающие, а также карьерные экскаваторы "Уралмаша".

Однако проблема состоит в том, что по некоторым позициям ^ ралмаш" является монополистом. а следовательно, попадает под действие антимонопольного законодательства, в том числе по ограничению рентабельности.

Чековый фонд РИКАП

По оценке экспертов, только пять процентов чеков, приобретенных инвестиционными фондами России у населения, были направлены на приобретение акции приватизируемых предприятий. Подавляющее большинство фондов предпочитает заниматься сегодня более выгодными для них операциями, в частности куплей-продажей ваучеров.

Однако в Свердловской области создан АО "РИКАП-фонд", который в ущерб своим краткосрочным интересам отвергает подобную практику. Его уставной капитал около I млрд. рублей, а учредителями являются страховая компания "АСКО". Горнопромышленная ассоциация, Уральский торговый дом, объединение "Урал-Золото" и др.

Фонд не занимается спекуляциями с приватизационными чеками. что занесено в эмиссионный проспект АО. Стратегия фонда состоит в том, чтобы вкладывать полученные от населения ваучеры в акции перспективных промышленных предприятий Среднего Урала, и прежде всего металлургические и горнорудные. Что кажется торговых операций с ценными бумагами, то их он будь проводить не с чеками, а с акциями. 

ТПП Уральского региона и экономические связи

С началом конверсии а предоставлением статуса открытых городов таким крупнейшим Уральским центрам, как Екатеринбург, Пермь и Челябинск, стали быстро развиваться хозяйственные и научно-технические связи региона с зарубежными партнерами. Весьма способствует этому деятельность торгово-промышленных палат. Только в последние годы они стали выполнять функции, присущие в современной экономике именно торговым и промышленным палатам, - быть организатором и координатором хозяйственной. в том числе внешнеэкономической, деятельности предприятии всех форм собственности независимо от их масштабов, величины дохода и числа занятых. При этом в наибольшей помощи нуждаются малые и средние предприятия. которых на Урале становится все больше.

Открытие регионов показало почти полное отсутствие нужной бизнесменам конкретной информации о регионе и его предприятиях. Создание информационно-справочных и рекламных материалов, необходимых для налаживания коммерческих связей с партнерами дальнего и ближнего зарубежья, - ныне одна из важнейших задач ТПП.

Информационная деятельность палат способствовала оживлению интереса к региону у иностранных фирм и банков.

Кроме того, для региональных палат исключительно важным сейчас стал контроль за качеством поступающих в регион импортных, особенно продовольственных, товаров. Так, например, правительство Свердловской области предписало проводить все виды экспертиз товаров и продуктов, поступающих в область. при обязательном участии специалистов Уральской ТПП. Эта работа проводится вместе с санэпидем с чужбой и Госстандартом. В целях повышения ответственности товаропроизводителей перед потребителями осуществляется регистрация предприятий в ТПП, проверяется их продукция и товарные знаки на соответствие законным требованиям. 

Обзор сделан по заказу редакции


 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]