Обозреватель - Observer |
Экономика
|
ТАЙВАНЬ*
30 ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕ
1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 1.1. Экспортные операции: лицензирование, расчеты по экспорту, основные меры стимулирования. Стремительное наращивание экспорта стало одним из главных факторов экономического подъема Тайваня в 70-80-е годы. В настоящее время административные ограничения на вывоз товаров сведены к минимуму. Хотя экспорт ряда продуктов запрещен, а поставки за рубеж некоторых других "контролируются", (по ним сохраняются количественные ограничения), однако, подавляющее большинство товаров могут вывозиться свободно при условии получения соответствующей лицензии. В случае, если товар относится к числу "контролируемых", экспортную лицензию выдает Совет по внешней торговле, по большинству же "разрешенных" продуктов - уполномоченные внешнеторговые банки (лишь в отдельных случаях - Совет). Лицензия действительна в течение 30 дней с момента ее предоставления. Если в течение этого срока поставщик не успел отгрузить товар, он обязан получить новое разрешение на экспорт. На Тайване используются следующие формы расчета по экспорту:
К настоящему времени вся товарная номенклатура импорта делится на три основные категории:
Доля разрешенных к импорту всех товаров составляет около 98 %. Для того, чтобы осуществлять импортные операции, компания должна получить генеральную лицензию, однако по некоторым наименованиям товаров необходима специальная лицензия. На ввоз "контролируемых" товаров лицензия выдается Советом по внешней торговле, "разрешенных" - непосредственно уполномоченным внешнеторговым банком. Причем в 1989г. Совет по внешней торговле отменил лицензирование почти по 50% "разрешенных" товаров - для совершения импортной операции необходимо просто подать заявление в уполномоченный банк. Компании-импортеры на Тайване используют следующие виды платежа:
Общая сумма кредита на импорт оборудования составляет 85% его стоимости, в то время как на закупки запчастей и сырья она может быть различной. Процентная ставка по кредитам также варьируется, однако по высокотехнологичным видам товаров, прецизионному оборудованию она значительно ниже. 1.3. Импортные таможенные пошлины и сборы. В 1985-1988гг. были снижены таможенные пошлины почти на 6,8 тыс. наименований товаров, освобождены от обложения 232 наименования. По импорту промышленных изделий фактические таможенные ставки упали наиболее резко - до 5 %, однако, их уровень по сельскохозяйственным товарам остается достаточно высоким - 17%. В 1989 г. правительство разработало новую программу либерализации таможенного обложения в соответствии со стандартами, установленными Организацией экономического сотрудничества и развития. К 1992 г. должны быть понижены пошлины на ввоз 4,8 тыс. сельскохозяйственных, потребительских товаров, а также продукции производственного назначения. Таможенное обложение на Тайване осуществляется в соответствии с таможенным кодексом, импортным тарифом, а также рядом других документов (перечень в разделе 3). Применяются следующие виды пошлин на импорт:
Таможенная стоимость товаров, на базе которой производится начисление пошлин, определяется как цена, фактически уплаченная за них в момент пересечения границы (цена СИФ). В нее включается цена товара, указанная в счете-фактуре, а также такие фактические расходы, как комиссионные и брокерские затраты, по транспортировке, погрузке и разгрузке, перегрузке и страхованию груза до места пересечения таможенной границы, роялти и другие виды платы за использование интеллектуальной собственности которые относятся к импортируемым товарам. В том случае, если стоимость товара, заявленная в счете-фактуре явно не соответствует фактической, соответствующие органы определяют таможенную стоимость последовательно на основе цены на идентичные товары, продажной цены данных или аналогичных товаров на внутреннем рынке, а также на базе расчетной стоимости, т.е. оценки издержек производства и реализации данных предметов. Таможенный тариф Тайваня построен в соответствии с Брюссельской тарифной номенклатурой, включает 21 параграф, 99 глав, 1011 рубрик и 4090 наименований товаров. Номенклатура разделена на две колонки: в первой дается максимальный уровень ставок, во второй - ставки, по которым облагается импорт из стран, заключивших с Тайванем Соглашение о взаимных преференциях в торговле. Сейчас действует около 130 таких соглашений. В ряде случаев импорт может освобождаться от обложения таможенными пошлинами:
Помимо таможенной пошлины с груза, в том случае, если он перевозится судоходной компанией, импортер обязан уплатить специальный сбор на строительство и реконструкцию морских портов - 0.5% от заявленной стоимости импорта. При доставке товара воздушным путем взимается сбор равный 9 % платы за перевозку. Наконец, груз может облагаться и налогом на товары- от 2 до 60% от его таможенной стоимости. 1.4. Реэкспортные операции. При прибытии груза на Тайвань его получатель может обратиться к таможенным властям с просьбой о помещении товара на специальный таможенный склад. В течение установленного времени товар может быть экспортирован, при этом он освобождается от обложения таможенной пошлиной. Таможенные склады, на которых товар освобождается от обложения квалифицируются как:
Обычные и специальные склады создаются в форме акционерных компаний, а распределительные центры - компаний с оплаченным капиталом не менее 100 млн. н. т. долл. Компания должна получить специальную лицензию (сроком на год), и внести в форме депозита 300 тыс. н. т. долл., а при создании центра - 3 млн. н. т. долл. Для получения груза со склада с целью его последующего реэкспорта владелец должен подать в таможенные органы соответствующее заявление с приложением импортной и экспортной лицензии, ряда других документов. Таможня проверяет соответствие представленных документов наличному товару и после погашения обеих лицензий выдает разрешение на отпуск товара со склада. Владелец склада, получив разрешение на отпуск, в присутствии служащего таможни передает груз его владельцу. Таможня выделяет своего представителя, который сопровождает товар до судна-перевозчика и следит за тем, чтобы он был внесен в декларацию судового груза. За время нахождения на таможенном складе товары могут быть подвергнуты следующим операциям:
Перед началом обработки владелец груза (или доверенное лицо последнего) должен сообщить таможенным властям его наименование, количество и дату поступления на склад, характер и масштабы предпринимаемых работ, представить список занятых в них лиц. Таможня направляет своего представителя следить за ходом выполнения работ. В том случае, если владельцу реэкспортируемого товара необходимо приобрести на внутреннем рынке сырье, полуфабрикаты или готовые товары, используемые затем в операциях по обработке груза, он совместно с продавцом этих товаров подает заявление в таможенные органы с просьбой разрешить закупки. Для получения груза со склада после завершения его переработки необходимо подать в таможенные органы соответствующее заявление, в котором указать наименование и количество товара до и после произведенных операций, дату поступления на склад. В том случае, если при обработке были использованы местные материалы, заявитель указывает также их наименование, количество, называет поставщиков, номер подписанного ранее заявления с просьбой о выдаче разрешения на их закупку. Разрешив отпуск товара со склада, таможенные органы должны погасить счета, составленные при его поступлении, т. е. до обработки. Если в обработке были использованы местное сырье и материалы, то гасится также и разрешение на экспорт последних. Подавая заявление с просьбой разрешить реэкспорт, владелец товара может приложить к нему прошение о возмещении таможенных пошлин, уплаченных за использованные местные материалы и сырье. 1.5. Инфраструктура содействия внешней торговле, торговые представительства. Основной официальной организацией, призванной оказывать содействие участникам внешнеэкономической деятельности на Тайване, является Совет развития внешней торговли Китая - СЕТРА. Созданный в 1970 г. при участии ряда деловых ассоциаций и компаний-экспортеров, Совет оказывает ныне широкий круг услуг тайваньским и зарубежным бизнесменам. Штат - 400 человек, главным образом, специалистов, работающих как в штаб-квартире на самом Тайване, так и за рубежом. Представительства СЕТРА аккредитованы на взаимной основе в Нью-Йорке, Чикаго и Сан-Франциско, Монреале и Торонто, Вене, Брюсселе, Париже, Милане, Лондоне, Гамбурге и Франкфурте, Буэнос-Айресе, Мельбурне и Сиднее, Токио и Осаке, Сингапуре и других городах - всего более чем в 70 крупнейших центрах мировой торговли. С 1990 г. представитель СЕТРА работает также и в Москве. СЕТРА (штаб-квартира, зарубежные представительства) оказывает своим клиентам следующие виды содействия:
1.6. Импортные потребности и экспортный потенциал. Специфика импортных потребностей Тайваня определяется тем, что с одной стороны, его быстроразвивающиеся экспортные отрасли предъявляют растущий спрос на многие виды сырьевых ресурсов - хлопок, химикаты, сырую нефть, черные и цветные металлы, древесину и т.п. Однако, с другой стороны, высокотехнологичные отрасли закупают сложнейшее оборудование - аэрокосмическую технику, системы связи, прецизионные измерительные приборы, очистные установки и другие виды техники. Быстро расширяется также рынок импортных потребительских товаров. Ядром правительственной инвестиционной программы стали 14 крупнейших инфраструктурных проектов - строительство или расширение предприятий электроэнергетики, металлургии, нефтеперерабатывающей индустрии, сооружение шоссейных и железных дорог, модернизация телекоммуникационной системы страны. Кроме того, реализуются многочисленные проекты локального значения - программы лесонасаждений, восстановления почвенного покрова, жилищного и городского строительства, развития промышленных зон, сооружения дамб и прочих объектов по защите береговой линии, морских аэропортов. Естественно, что в рамках перечисленных и других программ государственные агентства и предприятия проводят закупку машин и оборудования различных видов, сырья и материалов, что открывает новые возможности для зарубежных фирм, стремящихся развивать свой бизнес на Тайване. Однако, еще большие перспективы для экспортеров имеет сотрудничество с частными компаниями этой страны. Так, несмотря на то, что на Тайване создана мощная химическая индустрия, он постоянно увеличивает закупки очищенных нефтепродуктов, красителей, фармацевтических препаратов, пестицидов, инженерных пластмасс и др. Причем в конце 80-х годов правительство резко снизило барьеры на ввоз химпродуктов, сейчас ставки таможенных пошлин не превышают 5%. Среди продукции электронной промышленности повышенным спросом пользуются запоминающие устройства с произвольной выборкой, транзисторы, линейные интегральные схемы, катодные лучевые трубки. В ближайшие годы в связи с планами расширения производства компьютерной техники, а также бытовой электроники потребность в этих и ряде других товаров будет по-прежнему расти. В различных отраслях промышленности Тайваня все более активно используется автоматическое оборудование. По данным ряда опросов, до 45 % компаний в электронной и электротехнической индустрии, текстильной, пищевой промышленности выражают заинтересованность в его приобретении. Основная часть импорта по данной группе приходится на станки с ЧПУ, автоматическое промышленное оборудование, погрузочно-разгрузочные машины, сварочные и красящие аппараты, гибкие обрабатывающие центры, автоматические измерительные системы, гибкие производственные системы, управляемые транспортные средства, системы складирования. Спрос на аналитические приборы, электронные измерительные инструменты, оптические приборы, вакуумные инструменты и оборудование, стандартные калибровальные приборы, клиническое оборудование и т. п. постоянно растет и лишь несколько фирм на Тайване производят подобное оборудование. Стабильный спрос предъявляется также на очистное оборудование, предназначенное для защиты воздушного пространства, водной среды, переработки промышленных и бытовых отходов, осуществления контроля за уровнем шума: оборудование для обессеривания, регенерации органического газа, пылеулавливатели, измерительные приборы, приборы по очистке воды, транспортные средства для перевозки мусора и мусоросжигательные печи. Тайвань завозит значительную часть медицинского оборудования: технику общего назначения, рентгеновские аппараты, рентгеновскую пленку, терапевтические инструменты, шприцы, ультразвуковую технику, зубоврачебные инструменты. В свою очередь тайваньские компании-экспортеры предлагают зарубежным партнерам широкий выбор потребительских товаров и продукции производственного назначения. Так. страна занимает 5-е место в мире по выпуску электронных компонентов, причем до 80% их вывозится: телевизионные механизмы настройки и рамы, компоненты для аудио- и визуальной аппаратуры, антенны, микрофоны, динамики, конденсаторы, резисторы, трансформаторы, переключатели, микромоторы, печатные платы, линейные и цифровые интегральные схемы, транзисторы, диоды, устройства на кварцевых кристаллах и оптические электронные устройства, компоненты для компьютеров, телекоммуникационного оборудования. На острове действуют также многочисленные предприятия по выпуску конечной электронной продукции: микро ЭВМ совместимых с ИБМ ПС различных модификаций, терминалов, цветных и чернобелых мониторов, точечно-матричных и лазерных принтеров, дисководов на гибких и жестких дисках, интерфейсов, телексов, факсов и т.п. Тайвань является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров станочного оборудования: гибких производственных систем, станков с ЧПУ, фрезерных станков, вертикальных и горизонтальных обрабатывающих центров, прессов, бурильных станков, а также запасных частей к ним. Причем, солидная научная и технологическая база станкостроения обеспечивает соответствие качества продукции международным стандартам. Местные компании быстро наращивают экспорт текстильного оборудования правительство относит данную отрасль к числу стратегических. Здесь производится как сравнительно простая. так и самая передовая техника: бесшумные швейные машины, компьютеризированные бытовые швейные машины, вязальное оборудование на базе микропроцессоров, безвозвратные ткацкие станки. Наконец, Тайвань остается крупнейшим поставщиком на мировой рынок многих потребительских товаров. Так, он занимает 5-е место в мире по экспорту текстиля и одежды, тканей из искусственных волокон и хлопка, трикотажных изделий, швейной фурнитуры. Местные компания как выпускают продукцию для массового спроса, так и ведут разработку новых моделей одежды, соответствующей самым высоким стандартам. Большим спросом за рубежом пользуется также продукция обувной промышленности: повседневная и спортивная обувь, детская, сандалии, обувь для дома и ар. Тайвань входит в тройку ведущих мировых экспортеров мебели: из дерева, ротанга, бамбука, металла, пластмасс. Он также хорошо известен как экспортер высококачественных товаров спортивного назначения, в частности клюшек для гольфа, теннисных ракеток, столов и прочих принадлежностей для биллиарда, спортивных мячей и т.п. 2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 2.1. Институциональная структура валютного регулирования. Министерство финансов Тайваня разрабатывает правила, регламентирующие операции с иностранной валютой - заключение сделок, осуществление платежей за нетоварные трансакции, капитальных операций, трансфертов. Центральный банк осуществляет денежную эмиссию, реализует валютную политику правительства. Уполномоченные банки непосредственно осуществляют сделки с иностранной валютой. 2.2. Порядок установления курса национальной валюты. Денежная единица Тайваня -новый тайваньский доллар (1 н. т. долл. -100 центам). До апреля 1989г. его отношение к доллару США останавливалось представителями ведущих уполномоченных банков на базе средневзвешенных курсов по межбанковским операциям за предыдущий день. Причем отклонения от этого уровня не должны были превышать 2,25%. В новой системе эти ограничения сняты. Представители 9 банков ежедневно устанавливают базовый курс лишь для сделок не более чем на 10 тыс.долл. США, курс же по более крупным операциям как между уполномоченными банками, так и между ними и их клиентами определяется на основе соотношения спроса и предложения. Помимо доллара США. ежедневно определяется отношение тайваньской валюты к австралийскому доллару, австрийскому шиллингу, бельгийскому франку, канадскому доллару, немецкой марке, голландскому гульдену, экю, французскому франку, гонконгскому доллару, японской йене, фунту стерлингов, сингапурскому доллару, южноафриканскому ранду, шведской кроне и швейцарскому франку. Другие валюты могут быть конвертированы в перечисленные. Банки, стремящиеся вести операции с иностранными валютами, должны получить от Центрального банка Тайваня статус уполномоченных банков. Сфера их компетенции:
2.3. Валютные ограничения. Основным законодательным актом, регламентирующим операции с иностранной валютой, остается Устав для валютного регулирования. Изменения, внесенные в данный документ 15 июля 1987г., положили начало резкому ослаблению валютных ограничений. Ранее ключевыми статьями Устава были следующие:
В указанных рамках (5 и 2 млн. долл. США) переводы осуществляются автоматически, хотя при этом необходимо заполнять соответствующую декларацию. Разрешение Центрального байка необходимо лишь в случае более крупных операций, что в принципе также возможно. 3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ 3.1. Основные виды налогов. В соответствии с Законом, определяющим структуру правительственных доходов и расходов, измененным и дополненным в 1981 г., на Тайване применяются следующие виды налогообложения:
3.2. Законодательные основы налоговой системы. Порядок, условия обложения и взимания каждого вида налога определяются соответствующим законом, а также нормативными актами о его применении. Для подоходного налога это:
3.3. Подоходный налог. Налог на прибыли коммерческих предприятий. В целях налогообложения все коммерческие предприятия на Тайване классифицируются как местные и иностранные. Прибыль местных предприятий облагается подоходным налогом полностью, вне зависимости от того, получена она на Тайване или за рубежом. С иностранных компаний, имеющих предприятия или деловых агентов на Тайване, налог взимается лишь с той части прибыли, которая получена в данной стране. Наконец, иностранные компании, не имеющие здесь постоянного представительства или агента, однако получающие прибыль, платят налог у источника". Предприятия иностранных фирм, зарегистрированные на Тайване по Закону о компаниях, рассматриваются как местные и к ним применимы соответствующие правила. Законом установлены следующие ставки налога:
По Акту о стимулировании инвестиций, максимальный уровень налогообложения производственных предприятий - 25%. но для венчурных фирм, крупных торговых компании, металлургических и нефтехимических предприятий, а также для предприятий, выпускающих тяжелые машины и оборудование, высокотехнологичные товары ставка не должна превышать 20%. Предприятия производят также платежи "у источника":
Налогооблагаемая чистая прибыль предприятия равна валовому доходу за минусом всех издержек, установленных вычетов и скидок. Согласно закону, в налогооблагаемую прибыль не включается доход от продажи земле, а также акций, выпущенных в течение гола в публичную продажу. Из нее вычитается сумма, равная затратам компании в данном голу по следующим статьям: выплаты процентов за кредиты, расходы на НИОКР в целях совершенствования технологического процесса, зарплата работникам. которая должна быть выплачена вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности, отчисления в пенсионный фонд (от 4 до 18% от общего фонда зарплаты), добровольные взносы и пожертвования на цели национальной обороны, правительству (вычитаются полностью), на благотворительные цели, а также учреждениям культуры и образования (до 15% от налогооблагаемой прибыли), ограниченные расходы на отдых и развлечения. Наконец, компания может вычесть из облагаемого дохода убытки, понесенные ею в течение трех предыдущих лет в том случае, если они признаны соответствующим налоговым органом. Прибыль производственных предприятий освобождается от налога на сумму, равную 7% их задолженности по иностранным кредитам (по курсу года), полученным в целях закупки за рубежом машин и оборудования. Коммерческие предприятия получают также многочисленные фискальные льготы и скидки. Так. из подоходного налога акционерных компаний вычитается до 15% от стоимости их публичных акций и зарегистрированных акционерных сертификатов с момента выпуска этих бумаг на рынок. Производственные предприятия, создаваемые в отраслях с особым режимом стимулирования могут либо провести ускоренную амортизацию основного капитала, либо воспользоваться 5-летними "налоговыми каникулами". В том случае, если предприятие осуществляет дополнительный выпуск акций, а полученные от него средства вкладывает в машины и оборудование, то оно также получает право выбора - освобождение от подоходного налога на 4 года с момента начала работы или ускоренная амортизация нового капитала. Как новые, так и расширяющиеся предприятия, в том случае, если они относятся к категории капиталоемких или высокотехнологичных, могут отсрочить начало своих "налоговых каникул" на срок до 4 лет. В целях поощрения обновления основного капитала производственным предприятиям предоставляется также налоговый кредит на инвестиции в машины и оборудование (от 5 до 25% от стоимости новой техники). Причем, если данное оборудование не выпускается на Тайване, они освобождаются от импортных пошлин. В дополнение к перечисленным льготам - производственные предприятия с иностранным участием, крупные торговые компании и венчурные фирмы могут воспользоваться следующими фискальными преференциями:
Личный подоходный налог. Личным подоходным налогом облагаются доходы как резидентов, так и нерезидентов, полученные на Тайване. При этом резидент должен представить налоговую декларацию, взимание платежей с нерезидентов производится "у источника". Налог взимается с суммарного (консолидированного) дохода, полученного в течение года, причем налоговая декларация главы семьи включает также доход его жены и других членов семьи. Резидентами законодательство считает лиц, либо постоянно проживающих на Тайване, либо находящихся здесь в течение со крайней мере 183 дней, К числу нерезидентов относятся все остальные лица, имеющие на Тайване источник доходов. Консолидированный доход подразделяется на следующие основные группы:
Многочисленные вычеты из консолидированного дохода производятся по каждой из его девяти статей. Так, по предпринимательскому доходу, налог не взимается с дивидендов, полученных от акций публичных компаний на сумму до 360 тыс.н.т.долл., а также со всех дивидендов, распределяемых в форме акций в течение года. Из суммы заработка наемных рабочих, подлежащей налогообложению, полностью исключаются:
Наконец, из совокупного дохода вычитается сумма затрат и потерь плательщика по следующим статьям:
Кроме того, от налогов освобождается 20% заработка наемных работников, однако, не более 36 тыс.н.т.долл. на 1 человека. В том случае, если оба супруга работают по найму, налог не взимается с 30% заработка жены (не более, чем 72 тыс.н.т.долл.), при этом муж уплачивает налог полностью. Налогом не облагаются проценты по депозитам, государственным н корпоративным облигациям, но не более, чем на 360 тыс.н.т.долл. Личный подоходный налог уплачивается
по следующей шкале ставок:
Ставки подоходного налога, уплачиваемого
"у источника":
Законодательством установлены следующие налоговые стимулы:
До 31 декабря предприятие должно скорректировать оцененный ранее доход (за весь год или за первую половину) и произвести, если необходимо дополнительные платежи. При расчете по первому варианту опять представляется налоговая декларация. Корректировка оправдана лишь в том случае, если прирост прибыли произошел в результате действия тех факторов, которые плательщик не мог предвидеть. Если до конца года такие дополнительные выплаты произведены не были, а фактический доход превысил расчетный более, чем на 30%, то суммы превышения сверх 30% платится специальный 50% дополнительный налог, помимо обычного подоходного. Итоговая годовая налоговая декларация представляется (и соответственно, производится уплата налога) до 1 апреля, с разрешения налоговых властей - до 15 мая (предприятия, у которых фискальный год не совпадает с календарным, должны сделать соответствующую поправку). Предусмотрены следующие виды декларации:
После получения налоговой декларации и взыскания суммы налога соответствующие органы получают право проверить соответствие представленных данных фактическим, затребовав для этого дополнительную информацию, и в случае необходимости применяют к нарушителю предусмотренные законом санкции. Порядок уплаты личного налога во многом схож с описанным выше. С 1 июля в течение месяца налогоплательщик должен представить декларацию предварительно рассчитанного дохода и с приложенной к ней квитанцией об уплате налога. Расчет дохода к оплате производится по тем же вариантам, что и в случае с налогообложением коммерческих предприятий. От представления предварительной налоговой декларации освобождаются нерезиденты, а также лица, более половины от обшей суммы доходов которых облагается "у источника". До 31 декабря плательщик корректирует представленную ранее декларацию и производит в случае необходимости доплату. Если этого не сделано, а фактический доход превышает расчетный более, чем на треть, то с суммы превышения вносятся специальные дополнительные платежи помимо обычного личного налога. Годовая декларация представляется до 1 апреля с разрешения соответствующего налогового органа - до 31 апреля. В том случае, если консолидированный доход плательщика ниже предусмотренных законом вычетов и скидок, то он освобождается от декларирования. Иностранцы-нерезиденты , получившие на Тайване доход необлагаемый налогом у источника обязаны произвести соответствующие платежи до отъезда из страны. Используются следующие формы декларации:
Естественно, что при несоответствии декларации фактическим данным налоговые органы применяют к плательщику предусмотренные законом санкции. 3.4. Прочие налоги. Налог на добавленную стоимость. Этот вид налога взимается с цены продаваемых товаров и услуг. Им облагаются также импортные товары, хотя и с некоторыми исключениями. Налог уплачивают хозяйственные субъекты, реализующие товары и услуги, получатели импортных грузов, местные потребители услуг зарубежных экономических субъектов, не имеющих постоянного представительства на Тайване. Ставка-5%. Но по ряду операций налог взимается по нулевой ставке, например, с экспортных товаров, услуг, оказываемых вместе с экспортом, товаров, продаваемых транзитным пассажирам в беспошлинных магазинах, с машин и оборудования, материалов, топлива, полуфабрикатов, покупаемых предприятиями в специальных экспортных зонах, парке науки, "беспошлинных фабриках". Этот налогне взимается при продаже земли, воды, используемой в сельском хозяйстве, оказании медицинских услуг, при продаже учебников, газет, журналов и в ряде других случаев. Отличие нулевой ставки от освобождения состоит в том, что в первом случае продавец может потребовать возмещения всей суммы налога, вошедшего в цену приобретаемого им товара, во втором же случае это не предусмотрено. Налог на товары. Взимается на адвалорной основе с товаров, перечисленных в соответствующем законе вне зависимости от того, произведены данные продукты на Тайване или импортированы, уплачивается либо производителем, либо импортером. От него освобождается сырье, используемое для производства других, облагаемых этим налогом товаров, экспортные товары, выставочные товары, продукция военного назначения. Поземельный налог. Уплачивается со стоимости земельного участка. Платежи производятся ежегодно владельцами. Земля используемая в промышленных целях облагается 1.5% налогом. В прочих случаях ставка колеблется от 1.5 до 7%. В ряде случаев земля, находящаяся как в общественной, так и в частной собственности может освобождаться от обложения. 3.5. Международные соглашения в области налогообложения. Тайвань заключил соглашение об освобождении от налогообложения доходов, полученных от международных транспортных операций с США, Южной Кореей, Сингапуром, Японией, а также с ЮАР. Кроме того, действует соглашение с Сингапуром об устранении двойного налогообложения и борьбе с уклонением от налогов. Согласно последнему, доходы облагаются по месту их получения. 4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 4.1. Инвестиционная политика государства. В течение всех последних 40 лет правительство Тайваня проводит последовательную политику привлечения иностранного предпринимательства. Стабильность хозяйственной и политической ситуации, многочисленные стимулы, помощь, оказываемая зарубежному бизнесу, привели к тому, что в экономику этой страны охотно вкладывают свой капитал как всемирно известные транснациональные корпорации, так и мелкие и средние фирмы. Если на начальном этапе послевоенного развития средства инвестировались в узкий круг технологически простых отраслей обрабатывающей промышленности, то сейчас вознежности для выбора значительно расширились за счет капиталоемких, высокотехнологичных производств, а также сервисного сектора. Деятельность иностранных юридических и физических лиц регулируется следующими законодательными актами:
Напротив, в следующих пяти группах отраслей для зарубежных вкладчиков создан особо благоприятный хозяйственный режим:
Техническое сотрудничество. Данная форма обычно применяется теми зарубежными предпринимателями и компаниями, которые недостаточно хорошо знакомы с особенностями ведения бизнеса на Тайване и в то же время стремятся как можно быстрее получить доступ на местный рынок. Лицензии на использование ноу-хау, торговых марок, патентов могут быть проданы местным юридическим и физическим лицам даже в том случае, если продавец создает на острове собственную фирму. Обычно для совершения лицензионной сделки необходимо получить специальное разрешение инвестиционной комиссии. Роялти, получаемые иностранным лицензиаром, облагаются 20% налогом "у источника". Однако лицензиар может быть освобожден от его уплаты в том случае, если патент уже зарегистрирован на Тайване, а также если передаваемое ноу-хау имеет стратегическое значение для экономики страны. Представительство. Создается в целях организации устойчивого снабжения и других видов обслуживания предприятий, действующих за пределами Тайваня. Представительство не должно заниматься собственной коммерческой деятельностью, поэтому оно не может выступать субъектом купли-продажи. Вместе с тем представительство наделено правом координировать деловые операции от имени зарубежного субъекта и может быть организовано без одобрения инвестиционной комиссии, однако в этом случае оно должно быть зарегистрировано коммерческий отделом Министерства экономики. Представительство также обязано зарегистрироваться в налоговом органе по месту своего нахождения. Коммерческое агентство или сбытовая контора. Иностранная компания может заключать соглашение с местной фирмой об агентских отношениях (сбыте ее продукции на Тайване). В той случае, если она не зарегистрирована на острове. их отношения будут регламентироваться соответствующими статьями Гражданского кодекса. Агентство, как и представительство, создается без обязательного одобрения Инвестиционной КОМИССИИ. Отделение. Обычно открывается компанией. стремящейся вести на Тайване широкомасштабную коммерческую деятельность. Отделение является подразделением зарубежной фирмы, поэтому последняя должна получить регистрационный сертификат в соответствии с Законом о компаниях. Головная компания отвечает по обязательствам отделения на сумму своего оплаченного капитала. Оно также подпадает под законы о налогообложении как местная компания. Заявление на получение регистрационного сертификата подается в коммерческий отдел Министерства экономики, если же отделение создается в обрабатывающей промышленности, необходимо также разрешение Инвестиционной комиссии. После регистрации инвестор должен получить лицензию в одной из следующих организаций в зависимости от местоположения создаваемого отделения: Бюро реконструкции при муниципалитетах Тайбея и Гаосюна или Департамент реконструкции центрального правительства. Совместное предприятие. Законом о компаниях предусмотрена возможность создания следующих типов компаний:
В заявке, подготовленной на утверждение капиталовложений в соответствии с Уставом об инвестициях иностранных граждан, должен содержаться инвестиционный план проекта (сумма вкладываемого капитала, планируемое число занятых. наименование и объем продукции и т.п.), список местных и зарубежных участников, структура капиталовложений, план производства и сбыта, строительная программа, список импортируемых машин и оборудования, сырья и материалов, а также оборудования, приобретаемого из местных источников, ряд других документов. Обычно заявка рассматривается Инвестиционной комиссией в течение 2 месяцев. Помощь иностранным инвесторам в подготовке указанных документов, а также в поиске тайваньских партнеров оказывается специально созданным государственным Центром промышленного развития и инвестиции. Предприятие может быть зарегистрировано также в соответствии с Законом о компаниях, однако в этом случае оно лишается льгот, предусмотренных только для иностранных вкладчиков. 4.2. Льготный режим для различных видов капиталовложений. Иностранный инвестор, зарегистрировавший компанию в инвестиционной комиссии Министерства экономики, может воспользоваться широким набором специальных льгот, в частности:
В настоящее время действуют три экспортные зоны. Первая из них создана в 1966 году в Южном порту Гаосюн, вторая и третья в 1968 г. -в Нантзе (также рядом с Гаосюном) и в Тайчжуне. В 1990 г. в ЗЭП действовало уже 240 предприятий с общим числом занятых 75,6 тыс. человек, их суммарные инвестиции достигали 695 млндолл. США. От общего числа предприятий 43% приходится на электронную индустрию, примерно по 10% - на швейную, металлообрабатывающую промышленность, 4% -производство оптических приборов и т.п. Среди них было более 100 совместных компаний, 723 фирмы, находящиеся в полной собственности иностранных инвесторов - японских, американских, гонконгских и др. Общее руководство ЗЭП возложено на специальную администрацию при Министерстве экономики. Она дает разрешение на инвестиции и регистрирует компании, выдает импортные и экспортные лицензии, осуществляет валютное регулирование, следит за соблюдением трудового законодательства, осуществляет ряд других функции. В зонах инвесторам оказывается широкий набор услуг - сдаются в аренду стандартные производственные здания и сооружения, по сниженным тарифам ведется снабжение электроэнергией и водой, предоставляются транспортные услуги. Предприятия, создаваемые ЗЭП, должны удовлетворять ряду специальных требований, в частности, не загрязнять окружающую среду, экспортировать всю выпускаемую продукцию, ннвестироватьсвыше20млн.н.т.долл- (около 700 ТЫС.ДОЛЛ.США) . Кроме того, они покупают или арендуют земельные участки площадью не менее 1-2 тыс.кв.м (ежемесячная арендная плата за 1 кв.м составляет 7-12 Н.Т.ДОЛЛ.). Доля стоимости, добавленная обработкой, должна составлять по крайней мере 25% от экспорта. В зонах разрешено инвестировать производство следующих товаров: прецизионные машины и приборы, электронные и электротехнические товары, оптические приборы, пластмассы, металлоизделия, машины и оборудование, мебель, ремесленные изделия, резинотехнические и кожевенные изделия, химические продукты, полиграфическая продукция, косметика, бумажная тара, игрушки, яхты и передвижные дома, текстильные изделия, одежда, медицинские приборы, спорттовары, музыкальные инструменты, учебные пособия, оборудование и приборы связи. Естественно, что зонные предприятия пользуются значительными фискальными и прочими преференциями:
4.5. Промышленный парк науки. Промышленный парк науки создан в 1980 г. в 70 км к Югу от Тайбея. Его главная задача - стимулирование как иностранных, так и местных компаний к ведению НИОКР, развитию высокотехнологичных производств. Общая площадь парка 2,1 тыс.га, включая производственную, исследовательскую и жилую зону. В настоящее время здесь действуют 104 фирмы, занятые выпуском полупроводников, компьютеров и периферийных устройств, программного обеспечения, высокопрецизионных приборов, роботов, биоэнергетических продуктов и др. К 1996 г. общее число фирм должно достигнуть 200, а суммарные инвестиции составят 6 млрд.долл. США. Основное преимущество парка - возможность использовать мощный интеллектуальный потенциал расположенных рядом с ним многочисленных научно-исследовательских институтов и колледжей. Как и в ЗЭП, инвесторы освобождаются от таможенного обложения, пользуются всеми привилегиями, предусмотренными для компании, утвержденных инвестиционной комиссией. Однако им предоставляются также значительные дополнительные фискальные и кредитные льготы:
____________________ *Материал продолжает серию публикаций. В помощь предпринимателю". См. "Обозреватель" N1(5). N3(7) 1993 г Китай. N10(14)1993 г. -Малайзия. N11 (15) 1993г. - Королевство Тайланд. |
|