Обозреватель - Observer
Экономика

ТАЙВАНЬ*

30 ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕ

  1. Площадь: З6тыс.кв.км.
  2. Климат: субтропический 
  3. Температура: +22 - +24.5 С
  4. Население; 20.4 млн. чел.
  5. Официальный язык: китайский
  6. Язык делового общения: китайский, японский .английский
  7. Религия: буддизм, таоизм, христианство
  8. Государственное устройство: республика
  9. Административно-территориальное деление: 16 Административных единиц - округов, 5 городов выделены в отдельные административные единицы Столица - город Тайбей
  10. Поясное время: + 6 часов к 
  11. Лидеры: Президент - ЛиДэунхэй,
    • Премьер-министр - Хао Бэицзюнь, Министр иностранных дел - Фредерик Чень, Министр обороны - Чэнь Лиань, Министр финансов - Ван Чэныпэнь, Министр экономики - Винсент Сю, Министр связи - Клемент Чан
  12. Объем ВВП, млрд. дол. США: 1990г.- 162.4; 1991г.- 171.3
  13. Темп прироста ВВП, %:1990г. - 5.1; 1991г.- 5.5
  14. ВВП на душу населения, долл. США: 1990г. - 7990 
  15. Темп инфляции, % в год: 1990г. - 5; 1991г.- 5
  16. Курс валюты, новый тайваньский доллар (н.т.д.): 27.4н.тдолл.- 1 долл. США на 29 апреля 1990г.
  17. Длина дорог, тыс.км.: автомобильных шоссейных - 20, железных - 4.6
  18. Главные морские порты : Цзилун, Гаосюн, Тайдун, Хуалянь
  19. Аэропорты: во всех городах с числом жителей свыше 100 тыс. чел., в том числе международные -Тайбэй (Чан Кашли), Гаосюн 
  20. Экспорт, млрд. долл. США: 1990г. - 72.82; 1991г. - 78.4
  21. Основные статьи экспорта в 1989г., машины и оборудование -33; чугун и сталь -7.8; Обувь-6, 8; текстиль - 15.6; пластмассы и изделия из них - 6.5
  22. Основные экспортные рынки, %; США- 36.2; Япония - 13.7; Гонконг - 10.6; ФРГ - 3.9; Великобритания - 3.2
  23. Импорт, млрд. долл. США; 1990г.- 58; 1991г. - 67.4
  24. Основные статьи импорта, %: машины и оборудование - 28.6; чугун и сталь- 13; продукция химической промышленности - 11.1; минеральное сырье и топливо - 9.7; транспортное оборудование - 7.6
  25. Основные источники импорта, %: Япония - 30,7; США- 23; ФРГ - 4.5; Великобритания - 4.2; Австралия -3.1
  26. Инвалютные резервы, млрд. долл. США: 70.3 (ноябрь 1990г
  27. Внешний долг: чистый кредитор
  28. Прямые иностранные инвестиции, млрд. долл. США: 1980-1989ГГ. - 8.7; 1989г. - 2.4; январь-август 1990г. - 1,6
  29. Основные иностранные инвесторы, % (1980-1989гг.): Япония - 32,8; США - 31,6; страны Западной Европы - 19.1
  30. Иностранный туризм: число туристов - 2.2 млн. чел.; доходы от туризма - 3.14 млрд. долл. США
ВНЕШНЕТОРГОВОЕ, ВАЛЮТНОЕ, НАЛОГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТАЙВАНЯ 

1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 

1.1. Экспортные операции: лицензирование, расчеты по экспорту, основные меры стимулирования. Стремительное наращивание экспорта стало одним из главных факторов экономического подъема Тайваня в 70-80-е годы. В настоящее время административные ограничения на вывоз товаров сведены к минимуму. Хотя экспорт ряда продуктов запрещен, а поставки за рубеж некоторых других "контролируются", (по ним сохраняются количественные ограничения), однако, подавляющее большинство товаров могут вывозиться свободно при условии получения соответствующей лицензии.

В случае, если товар относится к числу "контролируемых", экспортную лицензию выдает Совет по внешней торговле, по большинству же "разрешенных" продуктов - уполномоченные внешнеторговые банки (лишь в отдельных случаях - Совет). Лицензия действительна в течение 30 дней с момента ее предоставления. Если в течение этого срока поставщик не успел отгрузить товар, он обязан получить новое разрешение на экспорт.

На Тайване используются следующие формы расчета по экспорту:

  • документарный аккредитив;
  • внесение аванса телеграфным переводом, тратта, подлежащая оплате немедленно по предъявлению или почтовый перевод;
  • документы за наличный расчет (выдача покупателю грузовых документов только при уплате счета наличными);
  • документы против акцепта (выдача покупателю грузовых документов после акцептования или тратты), не более, чем через 30 дней после отгрузки;
  • средне- или долгосрочный перенесенный платеж;
  • консигнация.
В целях форсирования экспорта государство представляет поставщикам специальные экспортные кредиты, страхование по частным кредитам. Так, Экспортно-импортный банк Тайваня предлагает пять видов экспортного страхования от политического и коммерческого риска за рубежом:
  • страхование платежей по форме "документы за наличный расчет" и "документы против акцепта";
  • страхование отсроченных платежей;
  • страхование экспортных кредитов;
  • страхование инвестиций за рубежом для местных компаний;
  • страхование от валютного риска.
Экспортеры также получают следующие кредиты от уполномоченных банков:
  • обыкновенный экспортный кредит, когда экспортер должен подать заявку на его получение еще до отгрузки товара, представив при этом документы, подтверждающие заказ на поставку и указывающие на то, по какой форме покупатель будет оплачивать товар-аккредитив, платежи против документа, акцепт против документов; после отгрузки экспортер выписывает банку простой вексель, тратту или переводной вексель на определенный процент от получаемого им кредита - гарантируя тем самым, что кредит будет погашен в установленный срок;
  • средне- и долгосрочные (от 2 до 7 лет) экспортные кредиты, которые предоставляются поставщикам машин и оборудования, других капиталоемких товаров. Действенными инструментами стимулирования предпринимателей-экспортеров стало предоставление им различных налоговых льгот (см. раздел 4).
1.2. Импортные операции: ограничения, лицензирование, расчеты за импорт. Либерализация системы внешнеторгового регулирования на Тайване была начата еще в 60-е годы, однако, особенно активно она стала проводиться с середины 80-х годов, в условиях резко возросшего положительного сальдо торгового баланса. Правительство страны предпринимало шаги по двум направлениям: во-первых, снимало количественные ограничения на ввоз растущего числа товаров, все чаще используя в качестве главного инструмента регулирования таможенные пошлины, и во-вторых, постепенно снижало уровень последних.

К настоящему времени вся товарная номенклатура импорта делится на три основные категории:

  • товары, запрещенные к ввозу (наркотические вещества, оружие, ряд предметов роскоши);
  • продукты, импорт которых контролируется (продукция военного назначения, оборудование национальных систем обороны и связи, морские суда, алкогольные напитки, табак и табачные изделия, предметы антиквариата, ювелирные изделия, ядовитые химические препараты, прочие продукты, часто ввозимые правительственными агентствами и частными фирмами для своих собственных нужд);
  • товары, на ввоз которых ограничения сняты полностью (большинство видов сырьевых материалов, машины и оборудование, запчасти к ним, потребительские товары).
В 1978 году правительство впервые отменило запрет на ввоз 95 видов продуктов, позднее делало это неоднократно. В результате, сейчас группа товаров, импорт которых запрещен абсолютно, включает лишь 9 наименований, временно - 18, в группу контролируемых товаров входит 257 наименований.

Доля разрешенных к импорту всех товаров составляет около 98 %. Для того, чтобы осуществлять импортные операции, компания должна получить генеральную лицензию, однако по некоторым наименованиям товаров необходима специальная лицензия. На ввоз "контролируемых" товаров лицензия выдается Советом по внешней торговле, "разрешенных" - непосредственно уполномоченным внешнеторговым банком. Причем в 1989г. Совет по внешней торговле отменил лицензирование почти по 50% "разрешенных" товаров - для совершения импортной операции необходимо просто подать заявление в уполномоченный банк.

Компании-импортеры на Тайване используют следующие виды платежа:

  • аккредитив в иностранной валюте;
  • наличный расчет за документы (уплата счета при получении грузовых документов);
  • акцепт против документов;
  • консигнация;
  • платежи в рассрочку;
  • контокоррент.
Экспортно-импортный банк Тайваня предоставляет кредиты на импорт сложных видов машин и оборудования, а также запчастей к ним, высокотехнологичных изделий и ценных видов сырья, особенно, если закупка осуществляется предприятием-экспортером.

Общая сумма кредита на импорт оборудования составляет 85% его стоимости, в то время как на закупки запчастей и сырья она может быть различной. Процентная ставка по кредитам также варьируется, однако по высокотехнологичным видам товаров, прецизионному оборудованию она значительно ниже.

1.3. Импортные таможенные пошлины и сборы. В 1985-1988гг. были снижены таможенные пошлины почти на 6,8 тыс. наименований товаров, освобождены от обложения 232 наименования. По импорту промышленных изделий фактические таможенные ставки упали наиболее резко - до 5 %, однако, их уровень по сельскохозяйственным товарам остается достаточно высоким - 17%. В 1989 г. правительство разработало новую программу либерализации таможенного обложения в соответствии со стандартами, установленными Организацией экономического сотрудничества и развития. К 1992 г. должны быть понижены пошлины на ввоз 4,8 тыс. сельскохозяйственных, потребительских товаров, а также продукции производственного назначения.

Таможенное обложение на Тайване осуществляется в соответствии с таможенным кодексом, импортным тарифом, а также рядом других документов (перечень в разделе 3). Применяются следующие виды пошлин на импорт:

  • Адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.
  • Специфические, начисляемые в установленном размере на единицу объема облагаемых товаров.
  • Селективные, сочетающие оба предыдущих вида обложения. При обложении селективными пошлинами товар облагается по максимальной ставке - либо адвалорной, либо специфической пошлиной.
В исключительных случаях в целях защиты местных производителей от несправедливой торговой конкуренции законодательство предусматривает использование так называемых специальных пошлин в дополнение к названным выше: компенсационных - в случае импорта товаров, при производстве которых прямо или косвенно применялась субсидия; антидемпинговых - при ввозе товаров по ценам значительно более низким, чем их обычная цена в стране-экспортере. При этом ставка компенсационной пошлины не должна превышать размеры субсидий, а антидемпинговой - разницы между ценой ввоза и обычной ценой в стране-экспортере. К специальным относятся также карательная (если экспортируемые Тайванем товары подвергаются дискриминации) и структурная (для регулирования импорта товаров при особых обстоятельствах).

Таможенная стоимость товаров, на базе которой производится начисление пошлин, определяется как цена, фактически уплаченная за них в момент пересечения границы (цена СИФ). В нее включается цена товара, указанная в счете-фактуре, а также такие фактические расходы, как комиссионные и брокерские затраты, по транспортировке, погрузке и разгрузке, перегрузке и страхованию груза до места пересечения таможенной границы, роялти и другие виды платы за использование интеллектуальной собственности которые относятся к импортируемым товарам. В том случае, если стоимость товара, заявленная в счете-фактуре явно не соответствует фактической, соответствующие органы определяют таможенную стоимость последовательно на основе цены на идентичные товары, продажной цены данных или аналогичных товаров на внутреннем рынке, а также на базе расчетной стоимости, т.е. оценки издержек производства и реализации данных предметов.

Таможенный тариф Тайваня построен в соответствии с Брюссельской тарифной номенклатурой, включает 21 параграф, 99 глав, 1011 рубрик и 4090 наименований товаров. Номенклатура разделена на две колонки: в первой дается максимальный уровень ставок, во второй - ставки, по которым облагается импорт из стран, заключивших с Тайванем Соглашение о взаимных преференциях в торговле. Сейчас действует около 130 таких соглашений.

В ряде случаев импорт может освобождаться от обложения таможенными пошлинами:

  • 18 видов товаров, специально определенных в статье 26 Таможенного кодекса, например, рекламные материалы и образцы, ввозимые для бесплатного распространения, а также вещи въезжающих в страну лиц, предназначенные для их личного пользования.
  • Машины и оборудование, а также компоненты и запчасти к ним, ввозимые предприятиями обрабатывающей и добывающей промышленности, других отраслей, на которые распространяется особый режим экономического стимулирования (см. раздел 3).
  • Если производственное предприятие с разрешения соответствующих государственных органов ввозит оборудование и приборы, предназначенные исключительно для ведения научно-исследовательских работ, а также для разработки новых видов товаров, совершенствования технологического процесса, повышения качества продукции, в целях энергосбережения, утилизации отходов, предотвращения загрязнения окружающей среды.
  • Машины и оборудование, сырьевые материалы и полуфабрикаты, импортируемые предприятиями, расположенными в специальных экспортных зонах, а также в научном промышленном парке (см. раздел 4) и предназначенные для собственного использования этими предприятиями. Кроме того, иностранным инвесторам, зарегистрировавшим свои предприятия на Тайване в соответствии с Уставом об инвестициях иностранных граждан (см. раздел 4), предоставляется дополнительная льгота - они в любом случае освобождаются от уплаты пошлин на импорт машин и оборудования.
Экспорториентированное предприятие может получить статус "беспошлинной фабрики". В этом случае импортные пошлины не взимаются с сырья, предназначенного для выпуска товаров на экспорт. Наконец, уже уплаченная пошлина на сырье и материалы возмещается предприятию, если это сырье было использовано для производства экспортных товаров.

Помимо таможенной пошлины с груза, в том случае, если он перевозится судоходной компанией, импортер обязан уплатить специальный сбор на строительство и реконструкцию морских портов - 0.5% от заявленной стоимости импорта. При доставке товара воздушным путем взимается сбор равный 9 % платы за перевозку. Наконец, груз может облагаться и налогом на товары- от 2 до 60% от его таможенной стоимости.

1.4. Реэкспортные операции. При прибытии груза на Тайвань его получатель может обратиться к таможенным властям с просьбой о помещении товара на специальный таможенный склад. В течение установленного времени товар может быть экспортирован, при этом он освобождается от обложения таможенной пошлиной.

Таможенные склады, на которых товар освобождается от обложения квалифицируются как:

  • Обычные - хранение товаров общего назначения.
  • Специальные - хранение топлива для транспортных средств, используемых в международных торговых операциях, материалов, необходимых для ремонта и обслуживания судов и самолетов, нефтепродуктов, опасных предметов, товаров, предназначенных для проверки, сортировки, разделения, сборки или упаковки выставочных материалов, прочих товаров, определенных таможенными властями.
  • Распределительные центры.
На таможенных складах нельзя размешать контрабандные, запрещенные к импорту товары, а также товары, опасные для хранения и способные нанести ущерб окружающей среде.

Обычные и специальные склады создаются в форме акционерных компаний, а распределительные центры - компаний с оплаченным капиталом не менее 100 млн. н. т. долл. Компания должна получить специальную лицензию (сроком на год), и внести в форме депозита 300 тыс. н. т. долл., а при создании центра - 3 млн. н. т. долл.

Для получения груза со склада с целью его последующего реэкспорта владелец должен подать в таможенные органы соответствующее заявление с приложением импортной и экспортной лицензии, ряда других документов.

Таможня проверяет соответствие представленных документов наличному товару и после погашения обеих лицензий выдает разрешение на отпуск товара со склада. Владелец склада, получив разрешение на отпуск, в присутствии служащего таможни передает груз его владельцу. Таможня выделяет своего представителя, который сопровождает товар до судна-перевозчика и следит за тем, чтобы он был внесен в декларацию судового груза.

За время нахождения на таможенном складе товары могут быть подвергнуты следующим операциям:

  • восстановление, ремонт, пересортица поврежденных товаров;
  • сортировка и дробление партии товара на отдельные группы в зависимости от формы, размера, цвета и т.д.;
  • сборка (осуществляется или вручную, или с применением простых инструментов);
  • переупаковка (изменение первоначальной упаковки или новая упаковка).
Однако при проведении перечисленных операций не должны измениться основные характеристики или форма груза, происходить его уменьшение или потеря, при его переработке нельзя использовать сложные и крупные машины и оборудование.

Перед началом обработки владелец груза (или доверенное лицо последнего) должен сообщить таможенным властям его наименование, количество и дату поступления на склад, характер и масштабы предпринимаемых работ, представить список занятых в них лиц. Таможня направляет своего представителя следить за ходом выполнения работ.

В том случае, если владельцу реэкспортируемого товара необходимо приобрести на внутреннем рынке сырье, полуфабрикаты или готовые товары, используемые затем в операциях по обработке груза, он совместно с продавцом этих товаров подает заявление в таможенные органы с просьбой разрешить закупки.

Для получения груза со склада после завершения его переработки необходимо подать в таможенные органы соответствующее заявление, в котором указать наименование и количество товара до и после произведенных операций, дату поступления на склад. В том случае, если при обработке были использованы местные материалы, заявитель указывает также их наименование, количество, называет поставщиков, номер подписанного ранее заявления с просьбой о выдаче разрешения на их закупку.

Разрешив отпуск товара со склада, таможенные органы должны погасить счета, составленные при его поступлении, т. е. до обработки. Если в обработке были использованы местное сырье и материалы, то гасится также и разрешение на экспорт последних. Подавая заявление с просьбой разрешить реэкспорт, владелец товара может приложить к нему прошение о возмещении таможенных пошлин, уплаченных за использованные местные материалы и сырье.

1.5. Инфраструктура содействия внешней торговле, торговые представительства. Основной официальной организацией, призванной оказывать содействие участникам внешнеэкономической деятельности на Тайване, является Совет развития внешней торговли Китая - СЕТРА. Созданный в 1970 г. при участии ряда деловых ассоциаций и компаний-экспортеров, Совет оказывает ныне широкий круг услуг тайваньским и зарубежным бизнесменам. Штат - 400 человек, главным образом, специалистов, работающих как в штаб-квартире на самом Тайване, так и за рубежом. Представительства СЕТРА аккредитованы на взаимной основе в Нью-Йорке, Чикаго и Сан-Франциско, Монреале и Торонто, Вене, Брюсселе, Париже, Милане, Лондоне, Гамбурге и Франкфурте, Буэнос-Айресе, Мельбурне и Сиднее, Токио и Осаке, Сингапуре и других городах - всего более чем в 70 крупнейших центрах мировой торговли. С 1990 г. представитель СЕТРА работает также и в Москве.

СЕТРА (штаб-квартира, зарубежные представительства) оказывает своим клиентам следующие виды содействия:

  • информационные и консультационные услуги по основным международным рынкам и маркетингу (оперативные сведения по тайваньским и зарубежным компаниям - экспортерам и импортерам, внешнеторговая статистика, информация о таможенных правилах различных стран и т.п.); Совет издает ряд еженедельных бюллетеней и журналов;
  • прямая помощь в ведении внешнеторговых операций, содействие тайваньским и иностранным предпринимателям в организации выставок и ярмарок как на самом Тайване, так и за рубежом, организация поездок бизнесменов и специалистов с целью продвижения своих товаров.;
  • содействие в разработке новых видов продуктов и их внешнем оформлении, проведение конкурсов дизайна, публикации по соответствующей проблематике, организация семинаров и лекций для бизнесменов и специалистов;
  • помощь участникам внешней торговли в решении других проблем (от организации деловых поездок, встреч, до ведения рекламной деятельности на Тайване и за рубежом).
Родственными организациями для СЕТРА стали Дальневосточная торговая служба и Тайбейский центр мировой торговли. Служба учреждена в 1971 г. внешнеторговыми ассоциациями Тайваня как независимая некоммерческая организация, оказывающая помощь СЕТРА в продвижении тайваньских товаров за рубежом и предоставлении соответствующих услуг. Центр создан позднее - в 1980 г., является членом Ассоциации центров мировой торговли (штаб-квартира в Нью-Йорке).

1.6. Импортные потребности и экспортный потенциал. Специфика импортных потребностей Тайваня определяется тем, что с одной стороны, его быстроразвивающиеся экспортные отрасли предъявляют растущий спрос на многие виды сырьевых ресурсов - хлопок, химикаты, сырую нефть, черные и цветные металлы, древесину и т.п. Однако, с другой стороны, высокотехнологичные отрасли закупают сложнейшее оборудование - аэрокосмическую технику, системы связи, прецизионные измерительные приборы, очистные установки и другие виды техники. Быстро расширяется также рынок импортных потребительских товаров.

Ядром правительственной инвестиционной программы стали 14 крупнейших инфраструктурных проектов - строительство или расширение предприятий электроэнергетики, металлургии, нефтеперерабатывающей индустрии, сооружение шоссейных и железных дорог, модернизация телекоммуникационной системы страны. Кроме того, реализуются многочисленные проекты локального значения - программы лесонасаждений, восстановления почвенного покрова, жилищного и городского строительства, развития промышленных зон, сооружения дамб и прочих объектов по защите береговой линии, морских аэропортов. Естественно, что в рамках перечисленных и других программ государственные агентства и предприятия проводят закупку машин и оборудования различных видов, сырья и материалов, что открывает новые возможности для зарубежных фирм, стремящихся развивать свой бизнес на Тайване. Однако, еще большие перспективы для экспортеров имеет сотрудничество с частными компаниями этой страны. Так, несмотря на то, что на 

Тайване создана мощная химическая индустрия, он постоянно увеличивает закупки очищенных нефтепродуктов, красителей, фармацевтических препаратов, пестицидов, инженерных пластмасс и др. Причем в конце 80-х годов правительство резко снизило барьеры на ввоз химпродуктов, сейчас ставки таможенных пошлин не превышают 5%. Среди продукции электронной промышленности повышенным спросом пользуются запоминающие устройства с произвольной выборкой, транзисторы, линейные интегральные схемы, катодные лучевые трубки. В ближайшие годы в связи с планами расширения производства компьютерной техники, а также бытовой электроники потребность в этих и ряде других товаров будет по-прежнему расти.

В различных отраслях промышленности Тайваня все более активно используется автоматическое оборудование. По данным ряда опросов, до 45 % компаний в электронной и электротехнической индустрии, текстильной, пищевой промышленности выражают заинтересованность в его приобретении. Основная часть импорта по данной группе приходится на станки с ЧПУ, автоматическое промышленное оборудование, погрузочно-разгрузочные машины, сварочные и красящие аппараты, гибкие обрабатывающие центры, автоматические измерительные системы, гибкие производственные системы, управляемые транспортные средства, системы складирования.

Спрос на аналитические приборы, электронные измерительные инструменты, оптические приборы, вакуумные инструменты и оборудование, стандартные калибровальные приборы, клиническое оборудование и т. п. постоянно растет и лишь несколько фирм на Тайване производят подобное оборудование.

Стабильный спрос предъявляется также на очистное оборудование, предназначенное для защиты воздушного пространства, водной среды, переработки промышленных и бытовых отходов, осуществления контроля за уровнем шума: оборудование для обессеривания, регенерации органического газа, пылеулавливатели, измерительные приборы, приборы по очистке воды, транспортные средства для перевозки мусора и мусоросжигательные печи.

Тайвань завозит значительную часть медицинского оборудования: технику общего назначения, рентгеновские аппараты, рентгеновскую пленку, терапевтические инструменты, шприцы, ультразвуковую технику, зубоврачебные инструменты. 

В свою очередь тайваньские компании-экспортеры предлагают зарубежным партнерам широкий выбор потребительских товаров и продукции производственного назначения. Так. страна занимает 5-е место в мире по выпуску электронных компонентов, причем до 80% их вывозится: телевизионные механизмы настройки и рамы, компоненты для аудио- и визуальной аппаратуры, антенны, микрофоны, динамики, конденсаторы, резисторы, трансформаторы, переключатели, микромоторы, печатные платы, линейные и цифровые интегральные схемы, транзисторы, диоды, устройства на кварцевых кристаллах и оптические электронные устройства, компоненты для компьютеров, телекоммуникационного оборудования.

На острове действуют также многочисленные предприятия по выпуску конечной электронной продукции: микро ЭВМ совместимых с ИБМ ПС различных модификаций, терминалов, цветных и чернобелых мониторов, точечно-матричных и лазерных принтеров, дисководов на гибких и жестких дисках, интерфейсов, телексов, факсов и т.п.

Тайвань является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров станочного оборудования: гибких производственных систем, станков с ЧПУ, фрезерных станков, вертикальных и горизонтальных обрабатывающих центров, прессов, бурильных станков, а также запасных частей к ним. Причем, солидная научная и технологическая база станкостроения обеспечивает соответствие качества продукции международным стандартам.

Местные компании быстро наращивают экспорт текстильного оборудования правительство относит данную отрасль к числу стратегических. Здесь производится как сравнительно простая. так и самая передовая техника: бесшумные швейные машины, компьютеризированные бытовые швейные машины, вязальное оборудование на базе микропроцессоров, безвозвратные ткацкие станки. Наконец, Тайвань остается крупнейшим поставщиком на мировой рынок многих потребительских товаров. Так, он занимает 5-е место в мире по экспорту текстиля и одежды, тканей из искусственных волокон и хлопка, трикотажных изделий, швейной фурнитуры. Местные компания как выпускают продукцию для массового спроса, так и ведут разработку новых моделей одежды, соответствующей самым высоким стандартам. Большим спросом за рубежом пользуется также продукция обувной промышленности: повседневная и спортивная обувь, детская, сандалии, обувь для дома и ар. Тайвань входит в тройку ведущих мировых экспортеров мебели: из дерева, ротанга, бамбука, металла, пластмасс. Он также хорошо известен как экспортер высококачественных товаров спортивного назначения, в частности клюшек для гольфа, теннисных ракеток, столов и прочих принадлежностей для биллиарда, спортивных мячей и т.п. 

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 

2.1. Институциональная структура валютного регулирования. Министерство финансов Тайваня разрабатывает правила, регламентирующие операции с иностранной валютой - заключение сделок, осуществление платежей за нетоварные трансакции, капитальных операций, трансфертов. Центральный банк осуществляет денежную эмиссию, реализует валютную политику правительства. Уполномоченные банки непосредственно осуществляют сделки с иностранной валютой.

2.2. Порядок установления курса национальной валюты. Денежная единица Тайваня -новый тайваньский доллар (1 н. т. долл. -100 центам). До апреля 1989г. его отношение к доллару США останавливалось представителями ведущих уполномоченных банков на базе средневзвешенных курсов по межбанковским операциям за предыдущий день. Причем отклонения от этого уровня не должны были превышать 2,25%.

В новой системе эти ограничения сняты. Представители 9 банков ежедневно устанавливают базовый курс лишь для сделок не более чем на 10 тыс.долл. США, курс же по более крупным операциям как между уполномоченными банками, так и между ними и их клиентами определяется на основе соотношения спроса и предложения. Помимо доллара США. ежедневно определяется отношение тайваньской валюты к австралийскому доллару, австрийскому шиллингу, бельгийскому франку, канадскому доллару, немецкой марке, голландскому гульдену, экю, французскому франку, гонконгскому доллару, японской йене, фунту стерлингов, сингапурскому доллару, южноафриканскому ранду, шведской кроне и швейцарскому франку. Другие валюты могут быть конвертированы в перечисленные. Банки, стремящиеся вести операции с иностранными валютами, должны получить от Центрального банка Тайваня статус уполномоченных банков. Сфера их компетенции: 

  • обменные операции, связанные с движением капитала;
  • валютные сделки, связанные с обслуживанием экспорта и импорта;
  • открытие инвалютных депозитных счетов;
  • кредитование в иностранной валюте;
  • гарантирование валютных кредитов;
  • другие операции, связанные с иностранной валютой и разрешенные Центральным банком (выдача разрешений на экспорт и импорт и т.п.).
Не предусмотрено каких-либо ограничений по условиям межбанковских операций, однако сделки в финансовых целях должны совершаться в соответствии с правилами осуществления переводов как из-за рубежа на Тайвань, так и наоборот. Уполномоченные банки должны ежедневно представлять в Центральный банк доклады о проведенных ими валютных сделках. С одной стороны, установленная часть полученной банками иностранной валюты удерживается ими, продается на местном валютном рынке, реализуется Центральному банку, с другой стороны, они сами приобретают валюту на рынке или у Центрального банка. Ограничения на сумму удержания или продажи сверх запаса устанавливаются Центральным банком. Последний в случае, если уполномоченный банк нарушает правила ведения валютных операций, может лишить его данного статуса.

2.3. Валютные ограничения. Основным законодательным актом, регламентирующим операции с иностранной валютой, остается Устав для валютного регулирования. Изменения, внесенные в данный документ 15 июля 1987г., положили начало резкому ослаблению валютных ограничений. Ранее ключевыми статьями Устава были следующие:

  • Ст.7: определяла, что вся иностранная валюта, полученная от экспорта товаров и услуг, страхования, от капиталовложений за рубежом, в форме процентов, роялти и т.п. должна быть продана Центральному банку или уполномоченным банкам, реализовываться на рынке валюты через уполномоченные банки, помешаться на депозитные счета в уполномоченных банках;
  • Ст.13.; предусматривала, что вся иностранная валюта, необходимая для осуществления платежей по импорту товаров и услуг, погашения кредита, выплаты процентов, роялти, осуществления зарубежных инвестиций, предоставления кредитов и др.. должна была сниматься с валютного счета вкладчика (ст.7). покупаться на валютном рынке через уполномоченный банк, в Центральном банке или уполномоченном банке.
Основные же положения новых правил валютного регулирования состоят в том, что:
  • Тайваньским резидентам (частным лицам и компаниям) предоставлено право свободного владения, распоряжения и использования иностранной валюты.
  • Сняты все ограничения на использование иностранной валюты при расчетах по экспортным и импортным операциям.
  • Значительно ослаблены также ограничения по операциям, связанным с движением капитала. В тех случаях, когда переводы не предусматривают прямое или обратное конвертирование нового тайваньского доллара, они вообще сняты. При осуществлении же зарубежных инвестиций тайваньскими резидентами, выплате роялти или зарплаты ежегодный предел обмена тайваньской валюты на иностранную установлен в сумме 5 млндолл. США. Частным лицам разрешено вести счета в любой валюте без ограничений, за исключением предоставления обеспечения по ссуде в тайваньских долларах.
Однако на перевод иностранной валюты на Тайвань наложены жесткие ограничения - 2 млн. долл. США. что стало следствием стремления сбить волну валютных спекуляций.

В указанных рамках (5 и 2 млн. долл. США) переводы осуществляются автоматически, хотя при этом необходимо заполнять соответствующую декларацию. Разрешение Центрального байка необходимо лишь в случае более крупных операций, что в принципе также возможно. 

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ 

3.1. Основные виды налогов. В соответствии с Законом, определяющим структуру правительственных доходов и расходов, измененным и дополненным в 1981 г., на Тайване применяются следующие виды налогообложения:

  • Национальные налоги (выплачиваются центральному правительству), а именно, подоходный (налог на прибыль коммерческих предприятии и личные доходы), на недвижимость и дарение, таможенные пошлины, налог на товары. перевод ценных бумаг, на земельные участки, используемые для разведки и добычи минеральных ресурсов.
  • Префектурные и муниципальные налоги, а именно, земельный (на стоимость земельного участка, на сельскохозяйственную землю, на прирост стоимости участка), на жилище, на операции с недвижимостью, на развлечения.
  • Провинциальные и городские налоги, а именно, на предпринимательство (на добавленную стоимость), гербовый сбор, налог на получение автомобильной лицензии.
Финансовыми органами используется также иная группировка налогов: подоходный налог (на прибыль коммерческих предприятий, личные доходы), налоги на собственность (на жилье, землю), налоги на продажи (на добавленную стоимость, гербовый сбор, на товары, таможенные пошлины).

3.2. Законодательные основы налоговой системы. Порядок, условия обложения и взимания каждого вида налога определяются соответствующим законом, а также нормативными актами о его применении.

Для подоходного налога это:

  • Закон о подоходном налоге и Правила его применения;
  • Таблица налоговых скидок по всем видам дохода и Правила применения налоговых скидок с заработной платы;
  • Акт о ставках подоходного налога (1987г.);
  • Акт о стимулировании инвестиций и Правила его применения;
  • Категории и критерии производственных предприятий, к которым применяются меры стимулирования или специального стимулирования.
Таможенные пошлины и сборы:
  • Таможенный кодекс и Порядок его применения;
  • Импортный таможенный тариф;
  • Правила компенсации и возмещения таможенных пошлин и налогов на импорт сырья для производства экспортной продукции. Порядок их применения;
  • Правила, регламентирующие деятельность "беспошлинных фабрик". Порядок создания беспошлинных таможенных складов и фабрик;
  • Правила представления рассрочки или освобождения от таможенного обложения импорта машин и оборудования производственными предприятиями.
Налог на добавленную стоимость:
  • Закон о предпринимательском налоге;
  • Правила взимания предпринимательского налога и т.п.
Функция совершенствования налоговой системы, разработки новых законов и подзаконных актов, внесения изменении в уже действующие возложена на Налоговую и тарифную комиссию при Министерстве финансов. Общее руководство налоговыми службами осуществляет Департамент налогов Минфина, наконец, взимание фискальных платежей осуществляется Национальной налоговой администрацией и налоговыми конторами в префектурах и муниципалитетах.

3.3. Подоходный налог. Налог на прибыли коммерческих предприятий. В целях налогообложения все коммерческие предприятия на Тайване классифицируются как местные и иностранные. Прибыль местных предприятий облагается подоходным налогом полностью, вне зависимости от того, получена она на Тайване или за рубежом. С иностранных компаний, имеющих предприятия или деловых агентов на Тайване, налог взимается лишь с той части прибыли, которая получена в данной стране. Наконец, иностранные компании, не имеющие здесь постоянного представительства или агента, однако получающие прибыль, платят налог у источника". Предприятия иностранных фирм, зарегистрированные на Тайване по Закону о компаниях, рассматриваются как местные и к ним применимы соответствующие правила. Законом установлены следующие ставки налога: 

По Акту о стимулировании инвестиций, максимальный уровень налогообложения производственных предприятий - 25%. но для венчурных фирм, крупных торговых компании, металлургических и нефтехимических предприятий, а также для предприятий, выпускающих тяжелые машины и оборудование, высокотехнологичные товары ставка не должна превышать 20%.

Предприятия производят также платежи "у источника": 

Налогооблагаемая чистая прибыль предприятия равна валовому доходу за минусом всех издержек, установленных вычетов и скидок. Согласно закону, в налогооблагаемую прибыль не включается доход от продажи земле, а также акций, выпущенных в течение гола в публичную продажу. Из нее вычитается сумма, равная затратам компании в данном голу по следующим статьям: выплаты процентов за кредиты, расходы на НИОКР в целях совершенствования технологического процесса, зарплата работникам. которая должна быть выплачена вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности, отчисления в пенсионный фонд (от 4 до 18% от общего фонда зарплаты), добровольные взносы и пожертвования на цели национальной обороны, правительству (вычитаются полностью), на благотворительные цели, а также учреждениям культуры и образования (до 15% от налогооблагаемой прибыли), ограниченные расходы на отдых и развлечения. 

Наконец, компания может вычесть из облагаемого дохода убытки, понесенные ею в течение трех предыдущих лет в том случае, если они признаны соответствующим налоговым органом. Прибыль производственных предприятий освобождается от налога на сумму, равную 7% их задолженности по иностранным кредитам (по курсу года), полученным в целях закупки за рубежом машин и оборудования.

Коммерческие предприятия получают также многочисленные фискальные льготы и скидки. Так. из подоходного налога акционерных компаний вычитается до 15% от стоимости их публичных акций и зарегистрированных акционерных сертификатов с момента выпуска этих бумаг на рынок. Производственные предприятия, создаваемые в отраслях с особым режимом стимулирования могут либо провести ускоренную амортизацию основного капитала, либо воспользоваться 5-летними "налоговыми каникулами". В том случае, если предприятие осуществляет дополнительный выпуск акций, а полученные от него средства вкладывает в машины и оборудование, то оно также получает право выбора - освобождение от подоходного налога на 4 года с момента начала работы или ускоренная амортизация нового капитала. Как новые, так и расширяющиеся предприятия, в том случае, если они относятся к категории капиталоемких или высокотехнологичных, могут отсрочить начало своих "налоговых каникул" на срок до 4 лет.

В целях поощрения обновления основного капитала производственным предприятиям предоставляется также налоговый кредит на инвестиции в машины и оборудование (от 5 до 25% от стоимости новой техники). Причем, если данное оборудование не выпускается на Тайване, они освобождаются от импортных пошлин.

В дополнение к перечисленным льготам - производственные предприятия с иностранным участием, крупные торговые компании и венчурные фирмы могут воспользоваться следующими фискальными преференциями:

  • облагаются ставкой подоходного налога не выше 20% капиталоемкие и высокотехнологичные предприятия (в то время как обычная став-ка-25%);
  • получают право ускоренной амортизации оборудования (только производственные предприятия) ;
  • освобождаются от взимания налога на оплаченный в течение года акционерный капитал;
  • получают разрешение капитализировать нераспределенную прибыль через выпуск дополнительных акций, стоимость которых должна быть равна стоимости вновь установленного оборудования.
Специальные преференции нацелены на поощрение НИОКР:
  • проводится ускоренная амортизация оборудования. используемого в научно-исследовательской работе;
  • в том случае, если затраты на НИОКР в данном году превышают аналогичные среднегодовые затраты в течение предыдущих 5 лет, то 20% суммы превышения обычно вычитается из подоходного налога (этот вычет не может быть более 50% от суммы налога).
Коммерческим предприятиям может предоставляться и ряд других льгот. Так. от подоходного налога освобождается до 80% дивидендов, полученных теми зарегистрированными на Тайване компаниями, которые приобретают акции других местных фирм, не освобождаемых однако от налогообложения, а также инвестируют свой капитал в венчурные предприятия. Пятилетние "налоговые каникулы" предоставляются местным акционерным компаниям и венчурным фирмам, создающим за рубежом предприятия в целях разведки, добычи, переработки сырьевых ресурсов, и последующего ввоза этой продукции на Тайвань, а также импортирующие определенные виды передовой технологии.

Личный подоходный налог. Личным подоходным налогом облагаются доходы как резидентов, так и нерезидентов, полученные на Тайване. При этом резидент должен представить налоговую декларацию, взимание платежей с нерезидентов производится "у источника". Налог взимается с суммарного (консолидированного) дохода, полученного в течение года, причем налоговая декларация главы семьи включает также доход его жены и других членов семьи.

Резидентами законодательство считает лиц, либо постоянно проживающих на Тайване, либо находящихся здесь в течение со крайней мере 183 дней, К числу нерезидентов относятся все остальные лица, имеющие на Тайване источник доходов.

Консолидированный доход подразделяется на следующие основные группы:

  • Предпринимательский доход (дивиденды, прибыль, распределяемая среди членов кооперативов, товариществ, а также от единоличной собственности. от разовых коммерческих сделок).
  • Доход от оказания профессиональных услуг (доходы инженеров, адвокатов, архитекторов, врачей, брокеров и т.п. Предварительно из него вычитаются затраты этих лиц на оказание услуг).
  • Заработки наемных работников (зарплата, прибавив к ней, прем ни. аннуитеты, пенсии и т.п).
  • Проценты по государственным и корпоративным облигациям, займам, краткосрочным коммерческим бумагам, сберегательным и иным вкладам.
  • Арендные доходы и роялти от сдачи в аренду имущества, продажи патентов, торговых марок, авторских прав и т.д.
  • Доход от самостоятельной занятости в земледелии и животноводстве, рыболовстве, лесном хозяйстве и горнодобывающем секторе, за вычетом затрат на его получение.
  • Доход от продажи, обмена и других операций с имуществом и ценными бумагами.
  • Призы и премии, полученные в конкурсах, лотереях.
  • Прочие виды доходов.
Налогооблагаемый чистый консолидированный доход равен совокупному доходу, полученному в течение года, за минусом установленных вычетов и скидок. Для холостого налогоплательщика минимальный доход, освобождаемый от налога - 36 тыс.н.т долл., для состоящего в браке - 72 тыс.н.т.долл. Налогом не облагаются также 37 тыс.н.т.долл. в расчете на каждого иждивенца.

Многочисленные вычеты из консолидированного дохода производятся по каждой из его девяти статей. Так, по предпринимательскому доходу, налог не взимается с дивидендов, полученных от акций публичных компаний на сумму до 360 тыс.н.т.долл., а также со всех дивидендов, распределяемых в форме акций в течение года.

Из суммы заработка наемных рабочих, подлежащей налогообложению, полностью исключаются:

  • зарплата военнослужащих, учителей, персонала дошкольных учреждений. частных и публичных школ первой ступени, пенсии по старости, инвалидности, выходные пособия;
  • денежные пособия, стипендии, премии, выплачиваемые тайваньским и другими представительствами. международными институтами, учебными, культурными и научно-исследовательскими организациями, частными или публичными ассоциациями в целях стимулирования передовых исследований и подготовки научных и профессиональных кадров;
  • доход иностранных дипломатов;
  • зарплата, выплачиваемая иностранными правительственными агентствами, ассоциациями, учебными институтами зарубежным ученым и инженерам, участвующим в совместных программах с аналогичными организациями Тайваня.
Предусмотрен также ряд ограниченных вычетов из зарплаты:
  • транспортные расходы, а также компенсация прочих затрат, произведенных при выполнении служебных обязанностей;
  • компенсация иностранным инженерам, работающим на Тайване в государственных агентствах или частных фирмах, затрат на питание, жилье и т.п. (до 2 тыс.н.т.долл. в день);
  • зарплата, полученная за сверхурочные работы в государственном агентстве, на предприятии или частной фирме (причем на предприятиях, подпадающих под действие закона о труде, продолжительность сверхурочных работ не должна превышать установленной нормы);
  • компенсация затрат на питание, выплачиваемая ежемесячно работодателем (до 1.8 тыс. н.тдолл);
  • транспортные затраты иностранных работников, а также членов их семей на поездку в отпуск домой, если это предусмотрено соответствующим контрактом.
Законодательством установлены также необлагаемые налогом скидки с личных доходов от оказания профессиональных услуг, с процентов, доходов от аренды, от операций с имуществом в ценными бумагами и других видов поступлений.

Наконец, из совокупного дохода вычитается сумма затрат и потерь плательщика по следующим статьям: 

  • налоги на стоимость земельных участков, на сельскохозяйственную землю, на жилище в тех случаях, коша земля и жилье не используются в предпринимательских целях;
  • добровольные взносы и пожертвования на образование, культуру, общественное благосостояние и в благотворительных целях (до 20% от совокупного консолидированного дохода), а также на цели национальной обороны и правительству (вычитаются полностью)
  • взносы по личному страхованию налогоплательщика, его супруги (супруга), членов семьи (не более 12 тыс.н.т.долл. на лицо);
  • расходы на медицинское обслуживание и материнство плательщика (за исключением затрат, покрываемых за счет медицинской страховки);
  • потери от операций с недвижимостью в пределах доходов от них в течение года, остальные потери могут быть погашены по тому же принципу в течение следующих трех лет;
  • потери, вызванные естественными (природными) причинами за исключением тех. которые покрываются за счет страховки или других компенсаций.
В том случае, если налогоплательщик не воспользуется перечисленными льготами, он может не платить налог с суммы, равной 10% его консолидированного совокупного дохода, но не более чем с 27 тыс.н.т.долл. (минимальная сумма, освобождаемая от налога - 21 тыс.долл.).

Кроме того, от налогов освобождается 20% заработка наемных работников, однако, не более 36 тыс.н.т.долл. на 1 человека. В том случае, если оба супруга работают по найму, налог не взимается с 30% заработка жены (не более, чем 72 тыс.н.т.долл.), при этом муж уплачивает налог полностью. Налогом не облагаются проценты по депозитам, государственным н корпоративным облигациям, но не более, чем на 360 тыс.н.т.долл. 

Личный подоходный налог уплачивается по следующей шкале ставок: 
 

Ставки подоходного налога, уплачиваемого "у источника":
 

Законодательством установлены следующие налоговые стимулы:

  • В том случае, если производственное предприятие реинвестирует нераспределенную прибыль в машины, оборудование и транспортные средства в целях увеличения выпуска товаров и услуг или расширения НИОКР, стоимость новых акций, передаваемых акционерам, не включается в их консолидированный доход, облагаемый налогом.
  • Если налогоплательщик продает зарегистрированные акционерные сертификаты, облигации акционерной компании, государственные облигации, долговые обязательства банков, выпушенные с разрешения правительства, причем перечисленными ценными бумагами он владел более года, то лишь половина выручки от данной операции включается в налогооблагаемый доход плательщика.
  • Если частное лицо приобрело по подписке зарегистрированный акционерный сертификат. выпущенный при создании или расширении предприятия обрабатывающей или добывающей промышленности или другой отрасли, определенной парламентом, то на третий год после приобретения сертификата до 15% суммы, выплаченной за него, может быть вычтено из подоходного налога.
  • Если лицо китайской национальности с разрешения соответствующего государственного органа продает производственному предприятию патентные права в целях их использования для производств товаров и услуг, то роялти, полученные от этой суммы, должны вычитаться из консолидированного подоходного налога.
  • Заработная плата членов Совета директоров, управляющих и инженеров иностранных компаний, инвестировавших свой капитал на Тайване в соответствии с законами об инвестициях иностранных граждан и зарубежных лиц китайской национальности, освобождается от уплаты подоходного налога, если они проживали на Тайване в течение года не более 183 дней.
Механизм взимания подоходного налога с компаний и физических лиц. Ежегодно в течение июля коммерческое предприятие должно представить в налоговые органы декларацию предварительно рассчитанного дохода вместе с квитанцией об уплате налога. Оплата производится по двум вариантам:
  • Прогнозируется прибыль на весь текущий год и соответственно с этой суммы уплачивается половина налога.
  • Оценивается прибыль за прошедшую половину года. При уплате налога с этой суммы все установленные скидки и вычеты из налога осуществляются в 50%-ном размере.
Однако от представлений полугодовой декларации и предварительного взыскания налога освобождаются все коммерческие предприятия, не имеющие на Тайване постоянного представительства и платящие налог через своего делового агента, мелкие предприятия, предприятия, освобожденные от уплаты налога, учебные и культурные учреждения, благотворительные организации, отделения международных финансовых учреждений.

До 31 декабря предприятие должно скорректировать оцененный ранее доход (за весь год или за первую половину) и произвести, если необходимо дополнительные платежи. При расчете по первому варианту опять представляется налоговая декларация. Корректировка оправдана лишь в том случае, если прирост прибыли произошел в результате действия тех факторов, которые плательщик не мог предвидеть. Если до конца года такие дополнительные выплаты произведены не были, а фактический доход превысил расчетный более, чем на 30%, то суммы превышения сверх 30% платится специальный 50% дополнительный налог, помимо обычного подоходного.

Итоговая годовая налоговая декларация представляется (и соответственно, производится уплата налога) до 1 апреля, с разрешения налоговых властей - до 15 мая (предприятия, у которых фискальный год не совпадает с календарным, должны сделать соответствующую поправку). Предусмотрены следующие виды декларации:

  • обычная декларация, представляется основной массой предприятий;
  • "голубая" декларация, более подробная, представляется по требованию налоговых властей;
  • упрощенная (для мелких предприятий со среднемесячным доходом менее 300 тыс.н.т.додл.);
  • окончательный отчет (для учебных заведений, культурных и общественных организаций).
Если плательщик в соответствии со своими предварительными оценками выплатил лишнюю сумму налога, он может получить ее обратно в течение 5 лет.

После получения налоговой декларации и взыскания суммы налога соответствующие органы получают право проверить соответствие представленных данных фактическим, затребовав для этого дополнительную информацию, и в случае необходимости применяют к нарушителю предусмотренные законом санкции.

Порядок уплаты личного налога во многом схож с описанным выше. С 1 июля в течение месяца налогоплательщик должен представить декларацию предварительно рассчитанного дохода и с приложенной к ней квитанцией об уплате налога. Расчет дохода к оплате производится по тем же вариантам, что и в случае с налогообложением коммерческих предприятий. От представления предварительной налоговой декларации освобождаются нерезиденты, а также лица, более половины от обшей суммы доходов которых облагается "у источника".

До 31 декабря плательщик корректирует представленную ранее декларацию и производит в случае необходимости доплату. Если этого не сделано, а фактический доход превышает расчетный более, чем на треть, то с суммы превышения вносятся специальные дополнительные платежи помимо обычного личного налога.

Годовая декларация представляется до 1 апреля с разрешения соответствующего налогового органа - до 31 апреля. В том случае, если консолидированный доход плательщика ниже предусмотренных законом вычетов и скидок, то он освобождается от декларирования. Иностранцы-нерезиденты , получившие на Тайване доход необлагаемый налогом у источника обязаны произвести соответствующие платежи до отъезда из страны.

Используются следующие формы декларации:

  • форма А: заполняется теми плательщиками, в консолидированном доходе которых доля предпринимательского дохода, процентов, дохода от аренды, от профессиональной деятельности превышает 50%;
  • форма Б: заполняется остальными плательщиками.
В случае, если налог взыскивается "у источника", уполномоченный агент обязан производить платежи ежемесячно (по итогам предыдущего года). Годовая дакларация вместе с квитанцией об уплате налога представляется в течение января При взимании налогов с иностранцев-нерезидентов декларация представляется в течение 10 дней после выплаты дохода.

Естественно, что при несоответствии декларации фактическим данным налоговые органы применяют к плательщику предусмотренные законом санкции.

3.4. Прочие налоги. Налог на добавленную стоимость. Этот вид налога взимается с цены продаваемых товаров и услуг. Им облагаются также импортные товары, хотя и с некоторыми исключениями. Налог уплачивают хозяйственные субъекты, реализующие товары и услуги, получатели импортных грузов, местные потребители услуг зарубежных экономических субъектов, не имеющих постоянного представительства на Тайване. Ставка-5%. Но по ряду операций налог взимается по нулевой ставке, например, с экспортных товаров, услуг, оказываемых вместе с экспортом, товаров, продаваемых транзитным пассажирам в беспошлинных магазинах, с машин и оборудования, материалов, топлива, полуфабрикатов, покупаемых предприятиями в специальных экспортных зонах, парке науки, "беспошлинных фабриках". Этот налогне взимается при продаже земли, воды, используемой в сельском хозяйстве, оказании медицинских услуг, при продаже учебников, газет, журналов и в ряде других случаев. Отличие нулевой ставки от освобождения состоит в том, что в первом случае продавец может потребовать возмещения всей суммы налога, вошедшего в цену приобретаемого им товара, во втором же случае это не предусмотрено. Налог на товары. Взимается на адвалорной основе с товаров, перечисленных в соответствующем законе вне зависимости от того, произведены данные продукты на Тайване или импортированы, уплачивается либо производителем, либо импортером. От него освобождается сырье, используемое для производства других, облагаемых этим налогом товаров, экспортные товары, выставочные товары, продукция военного назначения.

Поземельный налог. Уплачивается со стоимости земельного участка. Платежи производятся ежегодно владельцами. Земля используемая в промышленных целях облагается 1.5% налогом. В прочих случаях ставка колеблется от 1.5 до 7%. В ряде случаев земля, находящаяся как в общественной, так и в частной собственности может освобождаться от обложения.

3.5. Международные соглашения в области налогообложения. Тайвань заключил соглашение об освобождении от налогообложения доходов, полученных от международных транспортных операций с США, Южной Кореей, Сингапуром, Японией, а также с ЮАР. Кроме того, действует соглашение с Сингапуром об устранении двойного налогообложения и борьбе с уклонением от налогов. Согласно последнему, доходы облагаются по месту их получения. 

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 

4.1. Инвестиционная политика государства. В течение всех последних 40 лет правительство Тайваня проводит последовательную политику привлечения иностранного предпринимательства. Стабильность хозяйственной и политической ситуации, многочисленные стимулы, помощь, оказываемая зарубежному бизнесу, привели к тому, что в экономику этой страны охотно вкладывают свой капитал как всемирно известные транснациональные корпорации, так и мелкие и средние фирмы. Если на начальном этапе послевоенного развития средства инвестировались в узкий круг технологически простых отраслей обрабатывающей промышленности, то сейчас вознежности для выбора значительно расширились за счет капиталоемких, высокотехнологичных производств, а также сервисного сектора.

Деятельность иностранных юридических и физических лиц регулируется следующими законодательными актами:

  • Устав о поощрении инвестиций. Устанавливает широкий набор льгот как для местных, так и для иностранных компаний.
  • Устав об инвестициях иностранных граждан. Определяет основные критерии, согласно которым допускаются иностранные капиталовложения в экономику Тайваня, порядок рассмотрения соответствующих заявок, основные льготы, предоставляемые предприятиям с иностранным участием. Согласно закону, для того чтобы инвестор мог воспользоваться льготами, проект должен быть одобрен Инвестиционной комиссией Министерства экономики.
  • Устав об инвестициях зарубежных китайцев. В основных своих положениях схож с предыдущим законом.
  • Закон о валютном контроле.
  • Устав о техническом сотрудничестве.
Иностранные капиталовложения запрещены в тех случаях, когда они могут угрожать общественной и государственной безопасности, противоречат нормам морали, могут нанести ущерб окружающей среде, а также способны привести к формированию монопольных экономических структур. Для осуществления инвестиций в ряде отраслей требуется получить разрешение соответствующих министерств, в том числе, оказание коммунальных услуг, финансы и страхование, средства массовой информации и издательское дело. а также некоторые другие сферы деятельности, определяемые законодательством.

Напротив, в следующих пяти группах отраслей для зарубежных вкладчиков создан особо благоприятный хозяйственный режим:

  • машиностроение (высоко прецизионные станки, автомобильные компоненты и запчасти, прокатное оборудование для сталелитейной промышленности, высокоточные прессы, промышленные роботы, автоматические машины и оборудование);
  • электронная промышленность и информатика (компьютерная техника и программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование) ;
  • химическая индустрия (специальные химические препараты, используемые в фармацевтической промышленности, катализаторы, стабилизаторы. специальные покрытия, другие продукты промышленного назначения);
  • оказание технических услуг (техническое ноу-хау и лицензирование патентных прав, техническое содействие в промышленном строительстве, дизайн и выполнение проектных работ);
  • прочие высокотехнологичные, капиталоемкие отрасли (производства с высокой долей стоимости. добавленной обработкой, энергосберегающие производства, предприятия, выпускающие высококонкурентную продукцию, пользующуюся устойчивым спросом).
Зарубежные предприниматели и компании, стремящиеся вести бизнес на Тайване, могут делать это в различных формах благодаря достаточно гибкой инвестиционной политике правительства:
  • техническое сотрудничество (например, продажа лицензий);
  • открытие представительства;
  • организация коммерческого агентства или сбытовой конторы;
  • создание отделения;
  • учреждение компании в форме совместного предприятия с участием тайваньских партнеров;
  • учреждение компании, целиком принадлежащей иностранному инвестору.
На практике зарубежный вкладчик чаще всего либо создает акционерную компанию - резидент, либо открывает отделение. На базе отделения может быть создано производственное предприятие. Что немаловажно, компании, одобренные инвестиционной комиссией, в большинстве случаев могут находиться в полной иностранной собственности.

Техническое сотрудничество. Данная форма обычно применяется теми зарубежными предпринимателями и компаниями, которые недостаточно хорошо знакомы с особенностями ведения бизнеса на Тайване и в то же время стремятся как можно быстрее получить доступ на местный рынок. Лицензии на использование ноу-хау, торговых марок, патентов могут быть проданы местным юридическим и физическим лицам даже в том случае, если продавец создает на острове собственную фирму. Обычно для совершения лицензионной сделки необходимо получить специальное разрешение инвестиционной комиссии. Роялти, получаемые иностранным лицензиаром, облагаются 20% налогом "у источника". Однако лицензиар может быть освобожден от его уплаты в том случае, если патент уже зарегистрирован на Тайване, а также если передаваемое ноу-хау имеет стратегическое значение для экономики страны.

Представительство. Создается в целях организации устойчивого снабжения и других видов обслуживания предприятий, действующих за пределами Тайваня. Представительство не должно заниматься собственной коммерческой деятельностью, поэтому оно не может выступать субъектом купли-продажи. Вместе с тем представительство наделено правом координировать деловые операции от имени зарубежного субъекта и может быть организовано без одобрения инвестиционной комиссии, однако в этом случае оно должно быть зарегистрировано коммерческий отделом Министерства экономики. Представительство также обязано зарегистрироваться в налоговом органе по месту своего нахождения.

Коммерческое агентство или сбытовая контора. Иностранная компания может заключать соглашение с местной фирмой об агентских отношениях (сбыте ее продукции на Тайване). В той случае, если она не зарегистрирована на острове. их отношения будут регламентироваться соответствующими статьями Гражданского кодекса. Агентство, как и представительство, создается без обязательного одобрения Инвестиционной КОМИССИИ.

Отделение. Обычно открывается компанией. стремящейся вести на Тайване широкомасштабную коммерческую деятельность. Отделение является подразделением зарубежной фирмы, поэтому последняя должна получить регистрационный сертификат в соответствии с Законом о компаниях. Головная компания отвечает по обязательствам отделения на сумму своего оплаченного капитала. Оно также подпадает под законы о налогообложении как местная компания.

Заявление на получение регистрационного сертификата подается в коммерческий отдел Министерства экономики, если же отделение создается в обрабатывающей промышленности, необходимо также разрешение Инвестиционной комиссии. После регистрации инвестор должен получить лицензию в одной из следующих организаций в зависимости от местоположения создаваемого отделения: Бюро реконструкции при муниципалитетах Тайбея и Гаосюна или Департамент реконструкции центрального правительства.

Совместное предприятие. Законом о компаниях предусмотрена возможность создания следующих типов компаний:

  • компания с неограниченной ответственностью (полное товарищество);
  • компания с ограниченной ответственностью;
  • компания с ограниченной ответственностью закрытого типа (товарищество с ограниченной ответственностью);
  • акционерное общество.
Филиал иностранной компании. Обычно создается инвестором, стремящимся сохранить полный контроль над предприятием и снять ограничения. связанные с участием в партнерствах. Естественно, что в данном случае разрешение Инвестиционной комиссии становится обязательным.

В заявке, подготовленной на утверждение капиталовложений в соответствии с Уставом об инвестициях иностранных граждан, должен содержаться инвестиционный план проекта (сумма вкладываемого капитала, планируемое число занятых. наименование и объем продукции и т.п.), список местных и зарубежных участников, структура капиталовложений, план производства и сбыта, строительная программа, список импортируемых машин и оборудования, сырья и материалов, а также оборудования, приобретаемого из местных источников, ряд других документов. Обычно заявка рассматривается Инвестиционной комиссией в течение 2 месяцев.

Помощь иностранным инвесторам в подготовке указанных документов, а также в поиске тайваньских партнеров оказывается специально созданным государственным Центром промышленного развития и инвестиции. Предприятие может быть зарегистрировано также в соответствии с Законом о компаниях, однако в этом случае оно лишается льгот, предусмотренных только для иностранных вкладчиков.

4.2. Льготный режим для различных видов капиталовложений. Иностранный инвестор, зарегистрировавший компанию в инвестиционной комиссии Министерства экономики, может воспользоваться широким набором специальных льгот, в частности:

  • создать предприятие, находящееся в его полной собственности;
  • осуществлять репатриацию в инвалюте своей чистой прибыли, процентов, полученных на акционерный капитал и по кредитам;
  • перевести за рубеж через 1 год после начала функционирования сумму в инвалюте, равную инвестированному капиталу, а также доходы от прироста капитала (за исключением доходов от продажи земли);
  • получить 20% скидку с налога на дивиденды, взимаемого "у источника"; Данное предприятие также освобождается от выполнения ряда обязательных требований, предусмотренных Законом о компаниях:
  • не менее чем 50% доля тайваньцев в акционерном капитале и общем числе акционеров, их преимущественное право на получение новых акций, назначение тайваньца на пост председателя Совета Директоров;
  • выпуск части акции в свободную продажу или передача их работникам предприятия (в том случае, если иностранному партнеру принадлежит менее 45% акционерного капитала);
  • обязательная передача предприятия местным партнерам в течение 20 лет после начала деятельности.
Помимо специальных льгот компании с иностранным участием пользуются всеми теми преференциями. которые предусмотрены для любых местных фирм, действующих в той или иной сфере:
  • производительные предприятия, вновь создаваемые в отраслях с особым экономическим режимом, получают 5-летние "налоговые каникулы" с начала своего функционирования;
  • уже существующие производительные предприятия, расширяющие свои мощности, могут получить либо 4-летние "налоговые каникулы" на прирост прибыли, либо воспользоваться правом на ускоренную амортизацию основного капитала;
  • венчурные компании, крупные торговые фирмы, производительные предприятия в черной металлургии, тяжелом машиностроении, нефтехимии, а также высокотехнологичные предприятия выплачивают подоходный налог не более чем по 20% ставке (обычная ставка-25%). Предприятия, полностью освобождаемые от уплаты подоходного налога или платящие его по 20% ставке, обязаны расходовать на НИОКР 0,125-1,5% своей ежегодной прибыли, в противном случае им может быть отказано в получении указанных льгот;
  • венчурные фирмы, инвестирующие за рубежом и удовлетворяющие ряду специальных требований. освобождаются от уплаты подоходного налога на 4-5 лет;
  • производительные предприятия могут создавать специальный резервный фонд, освобождаемый от подоходного налога, для возмещения потерь, связанных с погашением инвалютных кредитов на покупку машин и оборудования (в пределах 7-8% задолженности);
  • производительные предприятия могут удерживать из нераспределенной прибыли до 100% суммы оплаченного капитала, а в стратегических отраслях - до 200%;
  • производительные предприятия освобождаются от уплаты таможенных пошлин на оборудование, импортируемое с одобрения правительства и предназначенного для ведения НИОКР, разработки новых видов продуктов, повышения качества продукции;
  • международные отели получают 50% скидку с налога на домовладение.
4.3. Льготы для компаний-экспортеров. Законодательство Тайваня предусматривает ряд специальных льгот фискального характера для компаний-экспортеров:
  1. В том случае, когда компания с ограниченной ответственностью признается правительством Тайваня имеющей большое значение для экономики страны или если она использует высокосложную технологию, производя при этом товары исключительно на экспорт, выплата ею таможенных пошлин на импорт машин и оборудования, сырья может быть отсрочена на 5 лет. В данную группу включены предприятия следующих отраслей: черной металлургии, алюминиевой и медной промышленности, электротехнического в общего машиностроения, электроники, автомобиле- и судостроения, химической индустрии, нефтехимии, добывающей промышленности. точном машиностроении, металлообработки, деревообрабатывающей и резинотехнической промышленности.
  2. С одобрения таможенных властей экспортное предприятие может быть зарегистрировано как "беспошлинная фабрика". В этом случае все сырье и материалы, используемые ею для производства. освобождаются от таможенного обложения (за исключением тех видов сырья, по которым, согласно совместному решению Министерств финансов и экономики, пошлины взыскиваются в любом случае". Компания, которая создана и зарегистрирована как акционерная в соответствии с Законом о компаниях, с оплаченным капиталом более 20 млн.н.т.долл., может получить данный статус при соблюдении следующих условий:
    • сырье и материалы, используемые ею, не попадают в группу товаров, подлежащих обязательному таможенному обложению;
    • ферма не имеет накопленных долгов или не имеет задолженности по результатам работы за последние 3 года, предшествующие моменту подачи заявления;
    • компания не имеет задолженности по любому виду налогов и в течение 3 последних лет ее уклонения от уплаты налогов не превысили 500 ТЫС.Н.Т.ДОЛЛ.;
    • территория предприятия находится под контролем таможенных служб, на ней установлена пропускная система;
    • продукция фабрики предназначена исключительно на экспорт (в отдельных случаях, по разрешению Генеральной таможенной инспекции. часть товаров может продаваться внутри страны);
    • машины и оборудование, необходимые для производства экспортной продукции, были осмотрены и освидетельствованы таможенными органами как соответствующие установленным стандартам;
    • предприятие имеет специальный склад для хранения сырья и конечной продукции, утвержденный таможенными властями.
  3. Наконец, уже уплаченная таможенная пошлина на импорт сырья и материалов возмещается любому предприятию, если последнее документально доказывает, что данное сырье было использовано для производства товаров на экспорт.
4.4. Экспортные производственные зоны. (ЗЭП). Правительство Тайваня было одним из пионеров организации свободных торговых зон. Они использовались в целях стимулирования как местных, так и иностранных инвестиции в промышленные отрасли, создания новых рабочих мест, наращивание экспортного потенциала, ускорение технического прогресса. Опыт Тайваня был настолько успешным, что его зоны стали своеобразной моделью для других развивающихся стран, а также для созданных на самом острове промышленных парков. 

В настоящее время действуют три экспортные зоны. Первая из них создана в 1966 году в Южном порту Гаосюн, вторая и третья в 1968 г. -в Нантзе (также рядом с Гаосюном) и в Тайчжуне. В 1990 г. в ЗЭП действовало уже 240 предприятий с общим числом занятых 75,6 тыс. человек, их суммарные инвестиции достигали 695 млндолл. США. От общего числа предприятий 43% приходится на электронную индустрию, примерно по 10% - на швейную, металлообрабатывающую промышленность, 4% -производство оптических приборов и т.п. Среди них было более 100 совместных компаний, 723 фирмы, находящиеся в полной собственности иностранных инвесторов - японских, американских, гонконгских и др.

Общее руководство ЗЭП возложено на специальную администрацию при Министерстве экономики. Она дает разрешение на инвестиции и регистрирует компании, выдает импортные и экспортные лицензии, осуществляет валютное регулирование, следит за соблюдением трудового законодательства, осуществляет ряд других функции. В зонах инвесторам оказывается широкий набор услуг - сдаются в аренду стандартные производственные здания и сооружения, по сниженным тарифам ведется снабжение электроэнергией и водой, предоставляются транспортные услуги.

Предприятия, создаваемые ЗЭП, должны удовлетворять ряду специальных требований, в частности, не загрязнять окружающую среду, экспортировать всю выпускаемую продукцию, ннвестироватьсвыше20млн.н.т.долл- (около 700 ТЫС.ДОЛЛ.США) . Кроме того, они покупают или арендуют земельные участки площадью не менее 1-2 тыс.кв.м (ежемесячная арендная плата за 1 кв.м составляет 7-12 Н.Т.ДОЛЛ.). Доля стоимости, добавленная обработкой, должна составлять по крайней мере 25% от экспорта.

В зонах разрешено инвестировать производство следующих товаров: прецизионные машины и приборы, электронные и электротехнические товары, оптические приборы, пластмассы, металлоизделия, машины и оборудование, мебель, ремесленные изделия, резинотехнические и кожевенные изделия, химические продукты, полиграфическая продукция, косметика, бумажная тара, игрушки, яхты и передвижные дома, текстильные изделия, одежда, медицинские приборы, спорттовары, музыкальные инструменты, учебные пособия, оборудование и приборы связи.

Естественно, что зонные предприятия пользуются значительными фискальными и прочими преференциями:

  • освобождаются от таможенных пошлин на импорт сырья, запчастей, а также новых машин и оборудования;
  • освобождаются от таможенных пошлин на экспортируемую готовую продукцию "однако в любом случае взимаются специальные портовые платежи - 0,5% от экспортной или импортной цены);
  • освобождаются от налогов на добавленную стоимость и на товары;
  • могут получить 5-летние "налоговые каникулы" по корпоративному подоходному налогу либо разрешение на ускоренную амортизацию основного капитала.
При покупке стандартного производственного здания предприятию предоставляется кредит на 10 лет объемом до 70% цены приобретаемого объекта; кредитуется также строительство новых зданий. Кредитование же экспортных операций ведется в обычном порядке (см. раздел 1).

4.5. Промышленный парк науки. Промышленный парк науки создан в 1980 г. в 70 км к Югу от Тайбея. Его главная задача - стимулирование как иностранных, так и местных компаний к ведению НИОКР, развитию высокотехнологичных производств. Общая площадь парка 2,1 тыс.га, включая производственную, исследовательскую и жилую зону. В настоящее время здесь действуют 104 фирмы, занятые выпуском полупроводников, компьютеров и периферийных устройств, программного обеспечения, высокопрецизионных приборов, роботов, биоэнергетических продуктов и др. К 1996 г. общее число фирм должно достигнуть 200, а суммарные инвестиции составят 6 млрд.долл. США.

Основное преимущество парка - возможность использовать мощный интеллектуальный потенциал расположенных рядом с ним многочисленных научно-исследовательских институтов и колледжей. Как и в ЗЭП, инвесторы освобождаются от таможенного обложения, пользуются всеми привилегиями, предусмотренными для компании, утвержденных инвестиционной комиссией. Однако им предоставляются также значительные дополнительные фискальные и кредитные льготы:

  • специальные низкопроцентные кредиты;
  • содействие в первоначальном финансировании;
  • государственное венчурное инвестирование и дотации;
  • 5-летние "налоговые каникулы" (с отсрочкой на 4 года) или ускоренная амортизация оборудования;
  • 4-летние" налоговые каникулы" (также с возможной отсрочкой) на прирост мощностей или 15-летний инвестиционный кредит на расширение;
  • право участвовать в акционерном капитале патентами или ноу-хау.

 

____________________

*Материал продолжает серию публикаций. В помощь предпринимателю". См. "Обозреватель" N1(5). N3(7) 1993 г Китай. N10(14)1993 г. -Малайзия. N11 (15) 1993г. - Королевство Тайланд.

[ СОДЕРЖАНИЕ