Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

АФРИКА В ТИСКАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Р.ИСМАГИЛОВА,
доктор исторических наук,
профессор

ЮАР

Этнический состав ЮАР крайне сложен. Это - многорасовое общество, в котором живут представители всех рас: негроидной, европеоидной, монголоидной. По данным Центрального статистического бюро ЮАР, численность населения в 1992 г. составляла около 37,7 млн.чел, Из них африканцев - 28,3 млн.чел. (75%); белых - 5,7; "цветных" - 3,2; выходцев из Азии - 0,98. Из африканских народов - зулу, коса, тсвана, педи (северные суто), суто, тсонга, свази, венда, ндебеле и др. - наиболее многочисленные зулу (примерно 25% чернокожего населения) и коса (около 22%). Имеется небольшое число бушменов и готтентотов. Европейцы (около 80% всего европейского населения Африки} представлены африканерами, англоафриканцами, англичанами, евреями и др. Из азиатских народов наиболее значительный процент составляют индийцы и пакистанцы, кроме того, имеется небольшое число китайцев.

Государственные языки -африкаанс и английский. Из африканских языков наиболее распространены исизулу, исикоса, сесото.

Расизм крайне обострил национальные проблемы. Политика апартеида, т.е. раздельного "развития" рас, создание бантустанов не только до предела осложнили межэтнические отношения, но и нанесли серьезный удар по самобытной культуре африканских народов, их менталитету. Сложные отношения существуют не только между белыми и черными, белыми и азиатскими народами, но и внутри каждой группы. Особенно сильны межэтнические конфликты между зулу, составляющими костяк "Инката фридом парта", и коса, на которых опирается Африканский национальный конгресс (АНК). Случаи насилия между коса и зулу, продолжающиеся много лет, унесли тысячи жизней.

Основное внимание в переговорах между представителями разных политических сил было уделено вопросам будущего конституционного устройства. При этом каждая из сторон переговорного процесса опиралась на собственную трактовку принципа самоопределения. АНК настаивал на унитарной форме государственного устройства с сильным центром, на ликвидации искусственно созданных бантустанов и включении их в состав Южной Африки. Впоследствии АНК выразил готовность смягчить свою позицию по вопросам унитаризма.

Правительство во главе с президентом ф. де Клерком и правящая Националистическая партия выступили за федерацию и передачу значительной части полномочий регионам. Их поддержали "Инката фридом парти", правительства Бопутатсваны и Сискея, наиболее популярная среди индийского населения ЮАР партия "Солидарность", Лейбористская партия, выражающая интересы более чем 2 млн. южноафриканских "цветных", и некоторые другие.

"Инката фридом парти" высказалась за федерацию с сильной властью в регионах. Лидер "Инкаты" Бутелези и другие традиционные вожди опасаются, что в противном случае они утратят самостоятельность и станут лишь придатком центрального правительства.

Бутелези предложил собственный проект конституционного устройства для формально независимого бантустана Квазулу и провинции Наталь, этническую основу которых составляют зулу. Проект предусматривает предоставление широкой федеральной автономии этому региону, что создает условия для отделения от ЮАР в будущем.

На состоявшейся в январе 1994 г. специальной конференции "Инката фридом парти" было принято решение добиваться превращения Южной Африки в федерацию автономий и внесения соответствующих поправок в Конституцию.

Консервативная партия Южной Африки требовала создания Южноафриканской конфедерации полностью независимых 13 государств, созданных на этнической основе, которые добровольно согласились войти в ее состав.

В целом правые силы добиваются предоставления широкой автономии для этнических меньшинств.

В результате многомесячных острых дискуссий Переговорный совет согласился с предложением о создании в новой Южной Африке 9 административно-экономических регионов. Предусматривается также полное объединение ныне "независимых и самоуправляемых бантустанов с Южной Африкой. Однако против этого решительно выступают правительства Бопутатсваны, Сискея и Кваква. Нынешний режим Бопутатсваны вынашивает идеи отделения от ЮАР и создания "конфедерации тсвана" в союзе с соседним государством Ботсвана.

Переговорный совет в феврале 1994 г. принял очень важное дополнение к 126-й статье временной Конституции. Оно расширяет права и полномочия девяти новых регионов, провозглашая приоритет принятых регионами законов над общегосударственными, а также лишает центральное правительство возможности урезать полномочия администрации регионов.

Ситуация в Южной Африке остается очень сложной. Продолжаются случаи насилия между представителями разных этнических групп, прежде всего между зулу и коса. Активизируются правые силы, прежде всего выражающие интересы белого меньшинства - африканеров, требующих создания собственного государства "фолькстаат".

Оживились сепаратистские тенденции и в некоторых бантустанах. Король зулу Гудвил Звелетхини провозгласил 18 марта 1994 г. суверенитет своего королевства в рамках провинции Наталь и бантустана Квазулу. Он заявил, что временная Конституция не дает права на самоопределение зулусскому народу.

Национальный вопрос в Южной Африке имеет множество аспектов и касается не только чернокожих африканцев, но и всего населения страны. Помимо налаживания межэтнических отношений сюда входят проблемы административно-государственного устройства в условиях полиэтничности, языка, отношения к бантустанам, ликвидации неравенства в уровне социально-экономического и культурного развития различных этнических групп и многое другое.

Что же касается формирования единой южноафриканской этносоциальной общности (нации), включающей все расы, или двух наций - чернокожих и белых, анализ этнических процессов свидетельствует о том, что это едва ли достижимо в обозримом будущем.

НИГЕРИЯ


В Нигерии национальный вопрос всегда играл значительную роль. Нигерия - самая крупная страна на Африканском континенте по численности населения (по некоторым данным, более 115 млн.чел. в 1993 г.). По официальным данным, в ней имеется более 200 этнических групп, по другим - только в одном районе Адамауа живут 230 различных народов, наконец, третьи насчитывают почти 317 народов в небольшом районе Огоджи. к востоку от р.Кросс.

Помимо таких крупных народов, как хауса, игбо, йоруба, насчитывающих по 20 млн.чел., в Нигерии живут фульбе, канури, тив, ибибио и другие численностью от 1 до 10 млн.чел. Кроме того, имеется большое число этнических меньшинств.

Значительно обострились межэтнические отношения в годы гражданской войны 1966-1970 гг., когда федеральная Нигерия вела борьбу против попытки отделения так называемой Биафры, основное население которой составляли игбо. Ан-тиигбовские настроения привели к массовым погромам, особенно на севере страны.

По Конституции 1989 г. Нигерия является федерацией, состоящей из штатов и федеральной столичной территории. Число штатов ныне 30. В их основу положен этнолингвистический принцип. Во многих штатах один из народов составляет большинство населения. Однако большая часть штатов полиэтнична по своей структуре. Согласно Конституции "состав правительства федерации или любого из его органов, а также ведение в них дел должны отражать федеративный характер Нигерии и способствовать национальному единству, гарантируя отсутствие привилегий лицам из отдельных штатов, из определенных этнических или других особых групп". В Конституции не дается определение понятия субъектов федерации, не говорится, каким требованиям должен отвечать штат как субъект федерации. Не решена проблема "коренного" населения.

Нерешенность социально-экономических проблем, коррупция, непотизм, рост безработицы усугубляются сложными межэтническими отношениями. Социальные противоречия нередко облекаются в этническую форму.

Случаи межэтнической вражды караются законом. Так, например, военные трибуналы в штате Кадуна в феврале 1993 г. приговорили к смертной казни через повешение пятнадцать жителей г. Занго, обвиненных в провоцирова-нии столкновений на этнической и религиозной почве между христианами катаф и мусульманами хауса в мае 1992 г. В апреле 1993 г. специальный трибунал г. Баучи приговорил к такой же мере наказания трех человек за убийство, совершенное ими во время религиозно-этнических беспорядков в апреле 1991 г.

Борьба за власть в федерации между политическими деятелями Севера (мусульмане хауса-фульбе) и Юга (христиане йоруба, игбо) всегда осложняла внутриполитическое положение в стране.

С I960 г. из 10 глав государства 7 были выходцами с Севера. В августе 1993 г. после проведения президентских выборов военные должны были уступить место гражданскому правительству. Однако результаты президентских выборов от 12 июня 1993 г., на которых большинство мест получил Мошуд Абиола (иоруба), представитель Социал-демократической партии, были аннулированы правительством. Отмена результатов выборов вызвала волну протеста, и прежде всего иоруба. Распространят ись слухи о готовящемся выходе иоруба из состава федерации. Опасаясь вспышки межэтнических столкновений, часть проживающих в Лагосе выходцев из северных штатов начала отправлять свои семьи на родину.

Высшим органом исполнительной и законодательной власти страны является Временный правящий совет (ВПС) во главе с генералом Сани Абача. Шесть из 11 постов в совете занимают уроженцы северных районов, три - запада, один - представитель четырех восточных, населенных игбо, штатов, один - из небольшого юго-западного штата.

Совсем не представлены этнические меньшинства, проживающие в штатах Аква Ибом, Кросс Ривер и Риверс, на территории которых добывается до 90% нигерийской нефти. Это противоречит Конституции Нигерии.

Особое недовольство вызывает крайне слабое представительство в ВПС игбо - одного из крупнейших и наиболее развитых народов страны. В заявлении, подготовленном группой "Обеспокоенные игбо", говорится об усилившейся дискриминации игбо после прихода к власти военной администрации во главе с генералом Сани Абача. Ни один игбо не представлен в ВПС. "Хотя по окончании гражданской войны прошло 23 года, - говорится в заявлении, - руководящие должности во всех службах безопасности остаются недоступными для игбо". Игбо заявили, что не намерены больше соглашаться с подобным отношением к себе, и требуют равенства и справедливости в "дележе власти и распределении жизненных благ". До сих пор игбо редко назначаются в качестве руководителей важных государственных и смешанных компаний и на ответственные дипломатические посты.

Недовольство игбо настолько велико, что известный нигерийский юрист правозащитник Гани Фавехинми подал иск в Верховный суд Нигерии по поводу "неконституционности" состава временного военного правительства.

В начале октября 1994 г. в столице Нигерии г. Абурже состоялась национальная конституционная конференция. Она высказалась за включение в Конституцию страны принципа обязательной очередности занятия поста президента представителями Севера (хауса) и Юга (йоруба, игбо).

* * *


Основной причиной межэтнических противоречий в африканских государствах является нерешенность социально-экономических проблем. Однако в Африке, в силу ряда специфических особенностей, существует не только тесное переплетение этнических и социальных факторов, но социальные антагонизмы нередко облекаются в этническую форму. Протест широких масс, недовольных эксплуатацией, коррупцией, взяточничеством, нередко выливается в форму вражды к определенной этнической группе, большинство представителей которой занимает ключевые позиции в руководстве тем или иным государством. Социальный по своему существу протест, таким образом, принимает форму межэтнической вражды.

Среди множества причин межэтнических противоречий и конфликтов следует отметить сохранение во многих странах Африки традиционных структур и институтов: каст, религиозно-магических обществ, пережитков домашнего рабства, этнической иерархии, этнических предрассудков и предубеждений.

Известный французский этнограф Ж.Маке, анализируя ситуацию в Руанде, пишет о существовании устойчивых этнических стереотипов: "...о тутси говорят, что они умны... способны руководить, утонченны, храбры и жестоки; хуту - хорошие работники, не очень умны, вспыльчивы, грубы, послушны, сильны физически; тва - прожорливы, лояльны по отношению к хозяевам, ленивы, очень храбрые охотники". По традиции продолжают считать, что эти качества даны от природы, и человек не властен что-либо изменить. Разумеется, у хуту и тва есть своя оценка тутси и других соседей.

В повседневной жизни этнические предубеждения чаще всего основываются на личном общении с представителями какой-либо этнической группы. Со временем отрицательные эмоции, возникшие из неблагоприятных контактов с отдельным индивидом, принимают характер предвзятости и уже распространяются на всех членов этой этнической группы. Конфликтная ситуация, таким образом, обобщается и закрепляется, вырабатывается враждебная установка, подчиненная общему эмоционально враждебному настрою.

Нередко межэтнические конфликты (например, между хуту и тутси) объясняют извечной исторически сложившейся враждой. Но, как показывают собственные наблюдения автора, конфликты в подавляющем большинстве случаев инспирируются теми или иными политическими силами, стремящимися захватить власть или удержать ее. При этом успешно прибегают к манипулированию этничностью, созданием образа врага и нагнетанием страха. В повседневной жизни, особенно в сельской местности, представители разных этнических групп уживаются мирно, о чем свидетельствует увеличивающееся в разных странах число смешанных браков (в том числе между хуту и тутси в Руанде и Бурунди). Конечно, бывают локальные стычки и столкновения, но они, как правило, нс носят массового характера.

Особая проблема, также связанная с этнич-ностью, - борьба за самоопределение и создание автономий (оромо - в Эфиопии, динка, нуэр, шиллук - в Южном Судане, возникавшие время от времени проблемы отделения са-ра и других южан - в Чаде, требования создания Великого Сомали, государства Баконго, государства туарегов, требование лози автономии Баротселенда в Замбии и др.).

Этнический плюрализм ставит перед правительствами много сложных проблем. Поэтому борьба с этнической и этноконфессиональной дискриминацией, задача интеграции полиэтнического населения, изживания племенной замкнутости и разобщенности, преодоления трибализма и сепаратизма рассматриваются во всех африканских государствах как первостепенная задача.

Большие споры среди ученых, африканских политических и общественных деятелей вызывает вопрос о том, как ускорить интеграцию этнически разнородного населения. Остро дебатируется вопрос об этнической принадлежности. Существуют две прямо противоположные точки зрения.

Сторонники одной из них утверждают, что следует решительно отказаться от этнических самоназваний. По их мнению, это ускорит интеграцию разных этнических групп и создаст национальное единство. В некоторых "странах даже запрещено употреблять этнические наименования и предлагается называть себя только по названию государства.

Представители другой точки зрения полагают, что не следует отрицать существование многих народов в рамках одного государства, что каждый человек принадлежит к определенному этносу.

Этническая принадлежность - не абстракция и не выдумка ученых. В каждой стране живут конкретные народы со своими языками, культурой, обычаями, этническими интересами. Этнический нигилизм и пренебрежение к нуждам отдельных народов при определении и проведении в жизнь программы экономического и культурного строительства, равно как и реакционные формы национализма и шовинизма, могут принести огромный вред межэтническим отношениям.

Теория "плавильного котла", выдвинутая американскими социологами, обанкротилась. Воспринятая с восторгом африканскими правительствами в первые годы после достижения политической независимости и являвшаяся теоретическим обоснованием концепции единой нации в борьбе против трибализма и сепаратизма, эта теория доказала свою несостоятельность. Все более популярной становится концепция культурного плюрализма.

Основные принципы решения этнических проблем в африканских государствах закреплены в конституциях. В них провозглашается равенство народов независимо от их этнического происхождения и вероисповедания, запрещается расовая и этническая дискриминация. Уголовные кодексы законодательным путем запрещают дискриминацию людей различного этнического происхождения.

Несмотря на полиэтничность большинства африканских государств, в них провозглашена унитарная форма государственного устройства. Исключение составляет лишь Нигерия.

Хотя в конституциях и иных нормативных актах африканских государств не содержатся положения о порядке представительства национальностей в органах власти и управления, о распределении постов в правительстве с учетом этнического фактора, на практике этническая арифметика принимается во внимание. Тем не менее этнические меньшинства недостаточно представлены или вовсе не представлены в органах высшей власти. Механизмы урегулирования межэтнических конфликтов на уровне нормативных актов практически отсутствуют, оставаясь в сфере действия обычного права.

Единственной формой культурно-национальной автономии, получившей распространение в африканских государствах, являются этнические союзы и землячества. Возникнув, как правило, в колониальный период, во время массового притока представителей разных этнических групп в города, они и сегодня продолжают выполнять социально-экономические (финансовая помощь, содействие в устройстве на работу и в получении жилья и др.) и культурно-психологические функции (психологическая адаптация в городе, удовлетворение культурных потребностей и т.д.).

Законодательство практически всех африканских государств оговаривает незаконность ассоциаций, способных послужить разжиганию расовой, этнической или религиозной розни. Правовых актов, защищающих специфические интересы тех или иных народов, не существует, однако в некоторых странах в документах правительств и партий подчеркивается необходимость оказания помощи в социально-экономическом и культурном развитии некоторым наиболее отсталым этническим группам (пигмеи в Конго и др.).

Анализ нормативных актов и их применения на практике дает основание считать, что в большинстве случаев принятые законы остаются на бумаге. Статьи уголовных кодексов, предусматривающие наказание за проявление этнической дискриминации, в большинстве стран Африки не применяются. Даже в тех случаях, когда происходят массовые убийства (Руанда, Бурунди, Заир, Уганда и др.).

Решение различных аспектов национального вопроса в Африке находится лишь в начальной стадии. Многие планы и программы остаются нереализованными по разным причинам - нехватки финансовых средств, политической нестабильности, экономической отсталости и т.д. 
 

Окончание. Начало см. в № 10.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]