В "горячих точках"
Обозреватель - Observer



НУЖНО ЛИ СПЕШИТЬ С ВЫБОРАМИ В ЧЕЧНЕ?
 
Е.АНДРЮЩЕНКО,
профессор


В заявлении вице-премьера Российской Федерации С.Шахрая, опубликованном в "Российской газете", говорилось о готовящейся уже в апреле 1995 г. мирной конференции в Грозном, сообщалось и нечто особенно важное: о подготовке к выборам, которые, утверждалось, планируется провести осенью текущего года, и что к выборам в местные органы власти уже готовы 8 из 11 районов республики. Вслед за этим, со слов руководителя Правительства национального возрождения Чеченской республики Саламбека Хаджиева ("Россия", 19-25 апреля 1995 г.), можно было узнать, что "в ближайшие пять месяцев будут проведены выборы глав администрации на местах, а к кощу года - республиканские". Позже и до сегодняшнего дня эта идея вынашивается постоянно как якобы лекарство от общероссийской беды, случившейся в Чечне.

Если задуматься, то нетрудно понять, что данное решение не учитывает (либо, напротив, для решения антироссийских геополитических задач скрыто имеет в виду) имевшую место за время дудаевского режима грандиозную этническую чистку, которая вполне сопоставима по своему масштабу с депортацией чеченцев и ингушей, организованной Джугашвили - Берия.

Результатом дудаевского террора был массовый исход русских из Чечни. С начала перестройки полумиллионное русскоязычное население Чечни сократилось до ста тысяч, а когда начались военные действия, поток русских беженцев возрос еще стремительней. Сейчас обстановка такова, что и последние стараются любым способом уехать из Чечни. А на что они могут рассчитывать? Например, из вновь созданной части МВД в составе 1100 человек русских - только два человека. Выборы в подобных условиях являются предательством интересов России.

Проведение выборов в Чечне уже в этом году будет в глазах Запада выглядеть очень красиво и "демократично", но заложит термоядерный заряд на Кавказе. Международная борьба за нефтепроводы показала значимость этого региона. В свое время трусость председателя избирательной комиссии Советского Союза, "не увидевшего" пятикратного неравенства в избирательных округах Прибалтики в пользу "титульных", якобы "коренных", национальностей, сделала Россию плательщиком за использование портов, ею же со времен Петра построенных.

Особого внимания требует обстановка в Шелковском и Наурском районах (русских, бывших казачьих), переданных в свое время Чечено-Ингушетии Н.Хрущевым.

Выборы в Чечне не могут быть справедливыми до тех пор, пока большая часть вынужденно покинувших свои дома не вернется. Они должны проходить по старым, а не "обновленным" избирательным спискам, в том числе и в местах массовой миграции русскоязычного населения. А по срокам - не ранее 1996 г., что вполне логично исходя из обстановки морально-психологического террора дудаевцев.

Что же из этого следует?

1. Оценка обстановки, на основании которой принимаются решения о сроках выборов в Чечне, неадекватна реальности, сделана без учета исхода огромной массы населения, права которого в случае поспешного проведения выборов будут нарушены, что окажет вред геополитическим, оборонным, экономическим и другим интересам всех народов Российской Федерации.

2. Представительный орган власти в Чечне должен иметь такую структуру (типа Совета национальностей), которая бы давала возможность любой этнической группе, проживающей на территории этой многонациональной республики, наложить вето на решение, несовместимое с правами человека.

3. В ближайшее время выборы могут быть проведены только в районах, не затронутых мощным оттоком населения, и лишь на уровне местного самоуправления.

4. Предвыборная кампания обострит борьбу тейпов (родов), сместит администраиию, которой было оказано доверие российским Правительством, резко ущемит права русскоязычного населения, внесет хаос в хозяйственное строительство.

5. Выборы осенью нынешнего года недопустимы в силу противоречия Закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" по срокам и по сути, а возможны лишь после стабилизации обстановки, возвращения большей части населения в свои дома.

6. Вопрос о выборах в Чечне (нормативная база и организация) решается как в субъекте Федерации в самой Чечне, но Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" тем не менее ставит их под контроль федеральных органов, в том числе и Центральной избирательной комиссии Российской федерации.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]