Экономика
Обозреватель - Observer


 

ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ЗАПАДА
политических и экономических
преобразований в России

Б.ЗАМЛРАЕВ

 

В середине апреля 1993 г. в Токио состоялась двухдневная встреча министров иностранных дел и финансов "большой семерки". На ней было достигнуто соглашение между развитыми странами Запада, Россией и ведущими международными финансовыми организациями, включая МВФ (Международный валютный фонд). Всемирный банк и ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), о новом крупном многостороннем пакете экономической поддержки российских реформ. Семь западных индустриально развитых стран мира договорились о предоставлении России пакета помощи на сумму в 28,4 млрд. доля. Учитывая достигнутое в Париже 2 апреля соглашение о переносе выплат по долгам и предполагающее отсрочку России по истекающим в 1993 г. долговым платежам на сумму в 15 млрд. долл., общий размер намечаемой помощи составит 43,4 млрд. долл.

Итак, уже второй год подряд" большой семеркой" объявляется о программе крупномасштабной поддержки политических и экономических преобразований в России. Тем не менее, пока реальная помощь западных держав остается весьма ограниченной. Одобренная в прошлом году "семеркой" помощь в размере 24 млрд. долл. США была предоставлена лишь частично. Основной причиной этого явилась неспособность российского руководства предпринять действенные меры по установлению контроля над экономической ситуацией в стране.

АМЕРИКАНСКАЯ ПОМОЩЬ РОССИИ


В январе 1992 г. на Международной Координационной конференции в Вашингтоне было объявлено об американской помощи России. Она включает в себя гуманитарную и техническую помощь, а также предоставление администрацией США правительственных кредитов и финансовых гарантий. Так, например, поставки оборудования и материалов для здравоохранения относятся к гуманитарной помощи, а обеспечение надежной здравоохранительной практикой - к технической. Что касается сельского хозяйства и пищевой промышленности, то поставка основных продуктов питания и транспорта считается гуманитарной помощью, а к технической относится поддержка частного фермерства и двух элементов свободного рынка в сельскохозяйственном производстве.

Целью гуманитарной помощи являлось поддержание системы социальной защиты России путем предоставления основных, остро необходимых продуктов питания. Для предотвращения болезней, голода в угрозы жизни людей направлялись медикаменты и медицинское оборудование.

Техническая помощь обеспечивала пропаганду понятий и принципов рыночной экономики, развивала у получающих ее понимание функционирования западной политической системы. Она включала советников и консультантов, оборудование и учебные материалы, семинары в совещания; центры информационных ресурсов и библиотек; обмен профессиональными группами, а также публикации и передачи в средствах массовой информации, предназначенные для просвещения населения в целом.

В качестве примера американское гуманитарной помощи можно привести операцию "Надежда", которая была официально начата в январе 1992 года. Она состояла из трех этапов, включавших доставку продовольствия, медикаментов и медицинского оборудования министерством обороны США в Россию и иные регионы. Эти поставки осуществлялись самолетами американских ВВС. По имеющимся оценкам, в рамках операции "Надежда" США поставили продовольствия на сумму 48,8 млн. долл., а также медикаментов и медицинского оборудования на сумму 32,9 млн. долл.

Общий объем выделенных в 1992г. финансовых ресурсов для России как частными ляпами, так и государственными органами США составил, по оценкам американской администрации, около 2,15 млрд. долл. Из этой суммы, по существу, реальной помощью можно считать только около 0,5 млрд. долл., т. е. несколько более 20%. Это поставки в виде гуманитарной помощи в размере 455 млн. долл. и техническая помощь на сумму в 67 млн. долл. Большая часть из этих 2,15 млрд. долл., предоставляемых в виде товарных кредитов, способствовала экономическому развитию США (табл. 1).
 


Таблица 1

Американская помощь России


млн.долл.

 
1992 г.
I кв. 1993 г.
ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ    
Поставки продовольствия
372,4
41,5
Поставки медикаментов и медицинского оборудования
82,9
6
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ    
Сельское хозяйство
66,6
 
Здравоохранение
0,3
 
ГАРАНТИИ КРЕДИТОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОГЛАШЕНИЙ
1625,7
275
ДРУГИЕ ПРОГРАММЫ
2,1
 
ВСЕГО
2150
322,5

Это видно на примере экономической помощи в размере 1,6 млрд. долл., о которой Президент Клинтон объявил в Ванкувере. В основном это товарный кредит в виде гарантий займов и экономических соглашений для России. Естественно, они не в состоянии оказать серьезного воздействия на российскую экономику. Более того, это очень выгодная сделка для американских фермеров. Она позволяет возобновить экспорт продуктов питания в Россию. Из общей суммы в 1,6 млрд. долл. американские фермеры получат 700 млн. долл., которые выделяются России в виде кредитов на закупку зерна и прочей сельхозпродукции в США. Зерно затем будет направлено в Россию и, естественно, в будущем должно быть ею оплачено.

ПАКЕТ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ СТРАН "БОЛЬШОЙ СЕМЕРКИ"


Объявленный в апреле "большой семеркой" в Токио пакет финансовой помощи в размере 43,4 млрд. долл. является ясно выраженной поддержкой политических и экономических реформ в России и самих реформаторов. Страны "группы семи" обязались оказать помощь России в перестройке основных отраслей ее экономики, ликвидации неэффективных государственных предприятий, финансировании основных видов импорта и стабилизации валюты.

Как и прежде, эта поддержка обусловлена конкретными условиями МВФ. Учитывая прошлогодний опыт, когда требования о достижении предварительных целей в сфере контроля над инфляцией или сокращении бюджетного дефицита оказались практически невыполненными, средства поступят, если реально начнет проводиться определенная политика. Она должна содержать следующие ключевые условия, выполнение которых позволит начать выделение денежных фондов для России: жесткое ограничение кредитов, значительное сокращение всех субсидий, повышение процентных ставок и формирование жизнеспособного бюджета в условиях инфляции.

Общий размер пакета помощи "группы семи" стран России составляет 28,4 млрд. долл. США. Большая часть этой суммы состоит из займов Всемирного банка и Международного фонда, поскольку большинство правительств Запада не захотело выделить напрямую деньги российскому правительству, учитывая его практически неэффективную экономическую политику, проводившуюся в 1992 г.

Каждый компонент программы имеет строгую целевую направленность, и средства могут быть предоставлены только при выполнении определенных условий. В случае успешного начала реализации российских реформ все эти средства могут быть выделены, и подавляющая их часть может быть распределена уже в течение будущего года (табл. 2).
 


Таблица 2

Смета финансовой помощи России

млрд.долл.

ПАКЕТ "ГРУППЫ СЕМИ"
Первоначальная поддержка
4,1
Полная программа стабилизации рубля
10,1
Структурные реформы и импорт товаров первой необходи-мости
14,2
Всего
28,4
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
Отсрочка выплат внешнего долга
15,0
Помощь США
1,8

На первоначальную поддержку стабилизации экономики намечено ассигновать 4,1 млрд. долл. Они состоят из 3 млрд. долл., выделяемых Международным валютным фондом на создание так называемого "фонда системных преобразований", и 1,1 млрд. долл. в качестве помощи Всемирного банка. Договоренность о первых 1,5 млрд. долл. из трехмиллиардной суммы, выделенной на поддержку бюджета, может быть достигнута в ближайшее время после того, как российское правительство и Центральный банк однозначно подтвердят МВФ свой политический выбор курса и предпримут первые шаги по стабилизации экономики. Эти средства помогут России закупить необходимые импортные товары, чтобы замедлить падение производства, в позволят российскому правительству предпринять ряд политически сложных мер. Выделение других 1,5 млрд. долл. Будет зависеть от появления реальных результатов контроля над инфляцией.

Второй компонент помощи включает в себя 10,1 млрд. долл. и предназначен для поддержки полной программы экономической стабилизации России. Он состоит из стандартного резервного кредита в 4,1 млрд. долл., который МВФ предоставляет странам, разработавшим планы стабилизации своих экономик, а также из 6 млрд. долл., предназначенных для стабилизации валютного курса рубля после осуществления экономических реформ. Сумма в 4,1 млрд. долл. предоставляется по частям в зависимости от прогресса в выполнении определенных экономических задач и условий. О резервном кредитом фонде рубля МВФ уже было объявлено в прошлом году в рамках помощи в 24 млрд. долл. Но эти средства не были задействованы в 1992 г. из-за разногласий между Россией я МВФ по темпам и направлениям экономических реформ.

И наконец, третий компонент оказания крупномасштабной помощи предполагает ассигнование 14,2 млрд. долл. для поддержки структурных изменений в экономике и укрепления импортных возможностей России. Эта сумма складывается из:

    3,4 млрд. долл. в виде кредитов Всемирного банка на финансирование программ в области энергетики и сельского хозяйства, а также политических реформ в сфере приватизации государственных предприятий;

    500 млн. долл., предназначенных для энергетического комплекса и выделяемых Европейским банком реконструкции и развития для поддержки кредитов Всемирного банка;

    330 млн. долл. на создание фонда поддержки малого и среднего предпринимательства;

    10 млрд. долл. в виде прямых кредитов и гарантий от агентств по экспортным кредитам в странах "группы семи".

Экспортно-импортный банк США уже объявил, что, в принципе, имеется договоренность с Россией о заключении сделки в размере 2 млрд. долл. На эту сумму банк предоставит - как бы под залог - средства на закупку Россией в США нефтяного и газового оборудования, а также технологии Американское оборудование и услуги будут использованы для приведения в рабочее состояние уже существующих нефтяных и газовых месторождений. Эти месторождения являются важным потенциальным источником твердой валюты, которой России предстоит расплачиваться за импорт жизненно необходимых ей товаров, в первую очередь сельхозпродукции

Следует на помнить, что общая задолженность России США по сельскохозяйственным кредитам составляет в настоящее время 4,2 млрд. долл. Поэтому администрация Клинтона уделяет особое внимание помощи России, как и другим бывшим республикам Союза, в преодолении их трудностей с закупкой продовольствия.

Прекращение этих поставок негативно скажется на американском сельском хозяйстве. Это объясняется тем, что в течение последних пяти лет импорт зерновых в страны бывшего Советского Союза составлял около 20% мирового и американского экспорта зерновых и 7% вывоза сои и соевой муки. Если Соединенные Штаты на длительный период лишатся рынков России и стран СНГ, то снизятся цены на зерновые и масличные культуры и соответственно доходы американских фермеров. Это также приведет к повышению выплат по дефициту государственного бюджета США, поскольку придется увеличить размер субсидий американским фермерам.

Поэтому предоставляя товарные кредиты на закупку Россией зерна, США одновременно способствуют и наращиванию добычи российской нефти и газа. Таким образом они создают для себя надежный источник финансирования российскими энергоносителями американских фермеров в части ценовых субсидий, выплачиваемых им.

По словам Государственного секретаря США Уоррена Кристофера, усилия Соединенных Штатов по оказанию помощи реформам в России ни в коей мере не являются благотворительной программой, а обеспечивают надежное вложение средств американских налогоплательщиков. Это, во-первых, приведет к сокращению будущих расходов на оборону я, во-вторых, укрепит американский экспорт и создаст в США новые рабочие места. Так, например, по оценке Экспортно-импортного банка США, выделение на первой стадии 500 млн. долл. на финансирование поставок нефте- и газодобывающего оборудования из общей суммы в 2 млрд. долл. должно обеспечить соответствующим американским компаниям от 8 до 9 тысяч рабочих мест. Поэтому госсекретарь Уоррен Кристофер заявил: "Если реформаторские силы, возглавляемые Президентом Ельциным, потерпят поражение, мы окажемся лицом к лицу с возрастающей нестабильностью, потерей больших потенциальных рынков для наших предприятий и необходимостью продолжить капиталовложения в оборону, а не в обеспечение насущных потребностей нашего народа".

Дополнительная поддержка политических и экономических преобразований в России со стороны "группы семи" состоит из двух различных частей.

Во-первых, это соглашение стран так называемого Парижского клуба об отсрочке выплат oвешнего долга, которое было достигнуто в начале апреля текущего года. Оно не требует от Запада дополнительных финансовых ресурсов, поскольку предполагает отсрочку для России по истекающим в 1993 г. долговым платежам на сумму в 15 млрд. долл. Следует напомнить, что Парижский клуб-это организация, объединяющая 15 стран, правительствам, банкам и корпорациям которых Россия должна около 80 млрд. долл.

В то же время за прошлый гол, по данным платежного баланса Российской Федерации, разработанного Центральным Банком и Госкомстатом, внешний долг России возрос на 15,2 млрд. долл. (по основному долгу на 11,4 млрд. долл. и по процентам - на 4,8). При этом за счет неэквивалентных внешнеторговых операций и нелегального "бегства капитала" Россия в 1992 г. имела безвозвратные потери экономических ценностей на сумму в 6,4 млрд. долл.

Во-вторых, это дополнительный пакет двустороннее американское помощи России в 1,8 млрд. долл., об ассигновании которых будет просить Конгресс правительство США. Эта американская помощь включает примерно 1,55 млрд. долл. безвозмездной помощи, из которых 300 млн. будут направлены бывшим республикам Советского Союза, а остальное - России. Эта сумма должна быть выделена сверх тех целевых 1,6 млрд. долл., о которых Президент Клинтон пообещал в Ванкувере.

Из этой суммы o1,8 млрд. долл. намечается направить 1,2 млрд. долл. на укрепление безопасности ядерных станций, защиту окружающей среды (в том числе на работы по устранению утечки метана из газопроводов), строительство жилья для военных, здравоохранение (особенно на Дальнем Востоке, Урале и в других регионах за пределами европейской части России), а также на развитие торговли и инвестиций. Остальные 500 млн. долл. предполагается использовать на создание многостороннего фонда помощи приватизации различных отраслей российской промышленности. Его характерной особенностью является безвозмездная форма предоставления.

Широко разрекламированная в прошлом году помощь западных стран России в 24 млрд. долл. была обусловлена требованиями о достижении предварительных целей в области контроля над инфляцией или сокращение бюджетного дефицита. Это оказалось практически невыполнимым. Поэтому "группа семи" теперь обещает начать выделять средства российскому правительству, если станет ясно, что реально осуществляются соответствующие действия. Только в этом случае начнут поступать финансовые средства из обещанных 28,4 млрд. долл. Так, к концу года темпы инфляции должны быть снижены до 5,5% в месяц, а бюджетный дефицит - до 5%. Поэтому, по мнению Льюиса Престона, президента Всемирного банка, "обещания помощи - это еще не сама помощь... Преодоление политического и конституционного кризиса будет иметь очень существенное воздействие на то, какой именно будет фактическая помощь России... Некоторые из обещанных займов не будут предоставлены, если не улучшится макроэкономическая ситуация.

В настоящее время нет сколько-нибудь убедительных признаков, подтверждающих намерения российского руководства проводить болезненные экономические преобразования, и в первую очередь жесткую денежно-кредитную политику. Сохраняются основные факторы, вызывающие серьезные макроэкономические лис-балансы, высокую инфляцию и продолжающийся спад производства товаров и услуг. Все это приводит к падению курса рубля н расстройству финансовой системы. Нет ясного плана стимулирования экономики. Растущая бедность широких слоев населения начинает приобретать политически угрожающие размеры.

Для реальной борьбы с инфляцией и оздоровлением государственного бюджета необходимо принятие ряда политически непопулярных мер. Так, по словам Б. Федорова, вице-премьера и Министра финансов России, во избежание бюджетной катастрофы требуется отложить выполнение ряда недавно принятых решений об увеличении денежных доходов населения. Необходимо сократить заявленные бюджетные расходы на примерно 40% и продолжить дальнейшую либерализацию цен. Только эти шаги позволяют снизить нагрузку на государственный бюджет, резко снизить уровень дотаций, которые, например, по углю составляют 20% бюджета.

Конкретные действия российского руководства по реализации программы стабилизации экономики в ближайшие месяцы лета и осени текущего года помогут дать ответ на следующий вопрос: получат ли российские власти обещанные Западом миллиарды долларов или же, как и в прошлом году, из-за провала их экономической политики все ограничится в основном политическими декларациями и заявлениями? 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]