Экономика |
Обозреватель - Observer
|
Современные формы
А.МАКЛАКОВ,
доцент кафедры ВАВТ МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (INТЕКNАТЮNАI ТКАВЕ) - сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. В понятие мировой торговли входит торговля товарами, работами и услугами. МИРОВОЙ ТОВАРООБОРОТ- это суммарный объем экспорта всех стран мира, который определяется в долларах США, в ценах РОВ (в 1991 г. он составлял 3,486 млрд.долл.). Суммарный объем импорта в ценовом выражении обычно превышает экспорт на 1/10, т.к. импорт считают в ценах СIF. Наибольший объем международной торговли имеют развитые капиталистические страны, на которые в 1991 году приходилось 71% мирового экспорта товаров, в том числе доля стран ЕС составляла 38%, США - 11%, Японии - 9% мирового товарооборота. Соответственно доля развивающихся стран составляла 24%, а бывшего СССР и стран Восточной Европы - 5%. В настоящее время, подавляющая часть мировой торговли приходится на продукцию обрабатывающей промышленности, которая занимает до 3/4 мирового товарооборота в общем объеме и только около 114 мирового товарооборота приходится на продовольствие, топливо и сырье. Современная международная торговля использует различные формы экспорта и импорта товаров. Предметом настоящего рассмотрения являются наиболее распространенные из этих форм:
Готовая продукция, (в отличие от сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий) предназначается для конечного потребления. Формы и методы торговли готовой продукцией также значительно отличаются, например, от биржевой, аукционной и других видов торговли. К готовой продукции относится вся номенклатура машинотехнического производства, электроники, электроэнергия, тепловыделяющие элементы для атомных станций (ТВЭЛ'ы) и гл. Чем выше степень обработки готовой продукции, тем выше ее эффективность и конкурентоспособность. На международном рынке торговля готовой продукцией осуществляется либо непосредственно между экспортерами и импортерами, либо через посредников: комиссионеров, консигнаторов, поверенных, дистрибьюторов или торговых агентов. Низкий технический уровень многих видов отечественной готовой продукции, не отвечающий уровню мирового рынка, отсутствие прямых связей российских продуцентов с иностранными партнерами, длительные сроки выполнения экспортных заказов, отсутствие обязательности, неуважение к желаниям потребителей, т.е. обычная практика внутренней торговли резко снижает конкурентоспособность ваших товаров и нашего положения на международном рынке. Для продуцентов и экспортеров существует два пути выхода из этой ситуации:
Все экспортно-импортные операции, связанные с торговлей готовой продукцией, оформляются контрактами купли-продажи, в которых с требованиями современного рынка, должны быть оговорены порядок и условия проведения дополнительных работ, связанных с предпродажным сервисом, предпродажной доработкой, а для машин о технических товаров также с техническим обслуживанием (ТО) и поставками запасных частей. Предпродажный сервис - комплекс работ, связанный с расконсервацией товара, с приведением его в состояние полной готовности к потреблению, имеющей целью "показать товар лицом". Эти операции осуществляются, как правило, на территории покупателя (импортера) в специально оборудованных складских помещениях силами квалифицированных специалистов поставщика. Непосредственным исполнителем предпродажного сервиса, в соответствии с подписанным между продавцом и покупателем контрактом, может быть один из участников данной сделки. В современной практике исполнителем, преимущественно, является продавец, который обычно поручает эту работу, своему агенту я стране покупателя (в соответствии с агентским соглашением). В процессе этой работы не создается дополнительной стоимости, а затраты поставщиков или их агентов на предпродажный сервис покрываются за счет части стоимости, созданной в процессе производства товаров. Тем не менее, в условиях жесткой конкуренции на международном рынке предпродажный сервис является обязательным атрибутом современной торговли. Предпродажная доработка товаров. Осуществляется торговыми посредниками или Смешанными обществами в стране покупателя (русско-финскими, русско-бельгийскими и т.д.), с целью повышения конкурентоспособности товаров, а также для удовлетворения индивидуальных запросов потребителей. В предпродажную лоретку могут входить различные работы, в том числе:
Такая продукция обладает меньшей потребительской стоимостью, чем соответствующая мировому уровню аналогичная продукция конкурентов, а доведение ее до определенной кондиции требует дополнительных затрат, которые вынужден нести поставщик. В результате предпродажной доработки создается повышенная стоимость товара, и прибавляется стоимость комплектующих узлов и деталей иностранного производства, однако дополнительные стоимости работ, которые не были выполнены в основном производстве поставщика, а также затраты на повторные работы, некачественно выполненные изготовителем, являются прямыми потерями для экспортера. Поэтому основным условием повышения эффективности нашего экспорта является совершенствование технологии производства продукции, а также удовлетворение требований заказчика по ее комплектации и дизайну. Все эти операции должны выполняться непосредственно в условиях основного производства изготовителя товара. Важнейшим направлением производственной деятельности в сфере обращения является техническое обслуживание машин и оборудования (ТО), представляющее собой производственный процесс, обеспечивающий надежную работу машинотехнической продукции; этот процесс может осуществляться в гарантийный и послегарантийный периоды. В современных условиях международного рынка, когда предложения на машиннотехнические изделия на мировом рынке постоянно превышают спрос, уровень предлагаемого потребителям ТО является одним из основных факторов конкурентоспособности сделки. При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:
Основным документом, определяющим взаимные обязательства сторон (контрагентов) при экспорте готовой продукции, является контракт купли-продажи, в котором оговаривается весь перечень поставляемых товаров, гарантии их качества, объем предоставляемых услуг, а для машин и оборудования оговариваются также условия поставок запасных частей и организация их технического обслуживания как в гарантийный, так и послегарантийный периоды. Торговля продукцией в разобранном виде. Представляет собой своеобразный способ торговли машинотехнической продукцией, который осуществляется на международном рынке для повышения ее конкурентоспособности, увеличения объемов поставок и получения экспортерами дополнительной прибыли. По законодательству ряда развивающихся стран, с целью защиты национальных отраслей экономики от конкуренции иностранных поставщиков, вводятся количественные ограничения иле повышенные таможенные пошлины на импорт готовой машинотехнической продукции. Однако отдается приоритет на импорт продукции в разобранном виде потому, что организация сборки продукции на предприятиях импортера содействует становлению и развитию национальной промышленности и повышению занятости местной рабочей силы, а также способствует научно-техническому прогрессу в стране импортера. На ввоз продукции в разобранном виде обычно устанавливаются пониженные пошлины. Примера ми такого сотрудничества являются поставки японскими фирмами деталей элементной базы для сборки аудио, видео аппаратуры и персональных компьютеров в развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. Кроме того при поставках продукции в разобранном виде значительно сокращаются транспортные расходы, по сравнению с расходами, связанными с перевозками, например, крупногабаритной готовой продукции. Торговля продукцией в разобранном виде требует от экспортеров неукоснительного выполнения, согласованных между партнерами обязательств, к числу которых относятся:
Прогрессивная сборка. В отличим от поставки продукции в разобранном виде, при прогрессивной сборке экспортер принимает на себя дополнительное обязательство содействовать импортеру в поэтапной организации собственного производства отдельных деталей и целых узлов с таким расчетом, чтобы импортер мог постепенно перейти к самостоятельному выпуску готовой продукции. Контракт на прогрессивную сборку машин и оборудования, в отличие от упомянутого выше контракта купли-продажи, может представлять собой комплексный договор, в котором экспортер, одновременно с поставкой изделий в разобранном виде, дополнительно (по просьбе импортера) принимает на себя:
ВОЗМОЖНАЯ ПРОФОРМА ПРОЕКТА КОНТРАКТА
После предварительных переговоров, по запросу турецкой фирмы, о создании в Турции за вода прогрессивной сборки настольных широкоуниверсальных станков, российским объединением "Станкин" было да но согласие в течение месяцев подготовить проект Письма-намерения, которое должно было включать взаимные обязательства партнеров, в том числе обязанность экспортера (продавца) выполнить следующий объем работ, поставок и услуг:
|
|