Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer


 

ВМЕШАТЕЛЬСТВО АРМИИ:
чей опыт мы перенимаем?

С.ПЕЧУРОВ,
полковник, кандидат военных наук

 

На страницах как зарубежных, так и отечественных печатных изданий продолжается дискуссия относительно того, правомочно ли применение вооруженных сил (ВС) для решения различного рода внутригосударственных проблем или их функция должна быть однозначно направлена вовне, т. е. единственным предназначением вооруженных сил должна быть борьба с внешним противником. Это особенно стало актуальным в связи с нашей новой военной доктриной, в которой предусматривается использование армии во внутренних конфликтах. Посмотрим, как эти вопросы решаются в "главном оплоте демократии" - США.

Военная теория США трактует, что использование вооруженных сил во внутригосударственных операциях означает официальное задействование материальных и людских ресурсов армии для оказания содействия в обеспечении внутренних потребностей государства. Причем американские военные специалисты подчеркивают "традиционно значительную роль вооруженных сил в государственном строительстве" США. В качестве примеров обычно приводится участие армейских формирований в освоении западных районов страны, строительстве железных дорог, морских и речных портов, развитии телефонной и телеграфной сетей, научных изысканиях и экспериментах, географических открытиях, борьбе с эпидемиями и даже управлении в определенные периоды отдельными регионами страны (Аляска - в течение десяти лет) и др. Отмечается факт подготовки за тридцатилетний период в стенах военного училища Уэст-Пойнт инженерных кадров для нужд гражданских отраслей экономики.

Вопросы внутригосударственного задействования ВС регламентированы американским законодательством и нашли отражение в целом ряде уставов и наставлений, в частности, в опубликованном в прошлом году специальном уставе FM 100-19, FMFM 7-10 "Внутригосударственные операции", разработанном Командованием учебных и научных исследований по строительству сухопутных войск США (TRADOC), Форт-Монро, шт. Вирджиния, при участии соответствующего управления командования морской пехоты.

В соответствии с американским законодательством Президент США, олицетворяющий исполнительную власть и одновременно являющийся верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, вправе использовать все федеральные ресурсы и инструменты, в том числе ВС, для решения внутригосударственных проблем. В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств американский Президент, если сочтет необходимым прибегнуть к помощи вооруженных сил в проведении внутригосударственной операции, осуществляет управление ими через министра обороны.

Проведение внутригосударственных операций в основном возлагается на сухопутные войска, включающие регулярные части, формирования национальной гвардии (НГ) и резерв сухопутных войск (СВ). По мнению американских специалистов, из всех перечисленных компонентов в наибольшей степени для такого рода операций подходят формирования национальной гвардии, в мирное время непосредственно подчиняющиеся губернаторам штатов.

Для этого существует ряд причин. Во-первых, американским законодательством в соответствии, например, с законом от 1878 г., Титулом 32 Свода федеральных законоположений, законодательными актами штатов налагаются определенные ограничения на использование регулярных войск внутри страны. Но положения этого закона и некоторых подзаконных актов в данной области не распространяются на национальную гвардию, имеющую статус территориальных войск. Во-вторых, особенности обучения, оснащения и организации соединений и частей национальной гвардии позволяют им успешно проводить практически все виды возможных государственных операций. В-третьих, если возникнет необходимость привлечения для решения каких-либо внутригосударственных задач регулярных войск, офицеры НГ, специально подготовленные и имеющие опыт действий в подобного рода операциях, могут быть использованы в формированиях регулярных сухопутных войск в качестве советников-консультантов.

Данные обстоятельства, по мнению американских специалистов, могут снять остроту проблемы выделения дополнительных средств, необходимых для специальной подготовки и оснащения регулярных войск с целью проведения подобного рода операций, и в то же время обеспечат их высокую гибкость при оперативных действиях внутри страны в случае возникновения в этом необходимости.

Американскими уставами предписывается: в том случае, если ресурсов местных властей и национальной гвардии будет недостаточно для решения возникших проблем и губернатор штата обратится за содействием к федеральным властям, в помощь могут быть направлены регулярные войска, которые на всем протяжении операции будут оставаться под командованием ВС, а не национальной гвардии или местных (гражданских) властей.

К внутригосударственным операциям, помимо формирования сухопутных войск, могут также привлекаться морская пехота, части и соединения других видов ВС. В последние годы имели место факты создания так называемых объединенных оперативных формирований, включающих в свой состав контингента различных видов вооруженных сил (например, так было при ликвидации последствий тайфунов на о.Гуам и Гавайских островах в августе и октябре 1992г. соответственно).

Американские специалисты подразделяют внутригосударственные операции на четыре группы: ликвидация последствий стихийных бедствий, содействие в охране окружающей среды, обеспечение законности и правопорядка, помощь местным властям.

Ликвидация последствий стихийных бедствий. Участие ВС в подобного рода операциях отмечается с первых лет их формирования. В последние годы на федеральном уровне и уровне штатов разработаны и осуществляются программы помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий, имеющих как естественные причины для возникновения, так и искусственные: ураганы, наводнения, землетрясения, взрывы, пожары и т.п. Предусматривается широкое привлечение к этим операциям формирований ВС. В частности, значительную помощь местным властям в Калифорнии в 1993 г. оказали подразделения и части национальной гвардии в ходе ликвидации последствий мощного землетрясения.

Содействие в охране окружающей среды. В данного рода операции формирования ВС стали активно привлекаться с 60-х годов нынешнего столетия. Администрация Б.Клинтона рассматривает охрану окружающей среды в качестве одной из приоритетных задач. В докладе министра обороны США Президенту и конгрессу (январь 1994 г.) подчеркивается, что продолжающееся загрязнение окружающей среды создает угрозу национальной безопасности США и качеству жизни американского народа. В рамках МО США создана новая управленческая структура - помощник заместителя министра обороны по вопросам безопасности окружающей среды со своим штатом сотрудников. В соответствии с упомянутым уставом действия в данной области включают в себя операции по предупреждению загрязнения, сохранению и восстановлению окружающей среды. В целом следует подчеркнуть, что части и подразделения ВС в основном занимаются ликвидацией последствий загрязнения прежде всего своей же деятельности или деятельности своих предшественников. В настоящее время МО вовлечено в мероприятия по ликвидации загрязнения окружающей среды на около 2 тыс. военных баз и более 8 тыс. других ранее использовавшихся в военных целях объектах США и других регионах мира. В 1994г. МО намерено выделить более 2 млрд. долл. на операции в данной области. В связи с продолжающимся процессом закрытия военных баз и объектов министерство обороны США в этом году предполагает израсходовать 617 млн. долл. на восстановление/очистку их территории с последующей передачей инфраструктуры этих баз и объектов для гражданских нужд.

Обеспечение законности и правопорядка. Данные операции объединяют действия ВС по ликвидации беспорядков, включающих в себя целый спектр акций - от неуправляемых демонстраций до бунтов, сопровождаемых убийствами, грабежами и поджогами. В соответствии с конституцией США (ст. 1, разд. 8) конгресс вправе санкционировать использование регулярных вооруженных сил и национальной гвардии для подавления мятежей, восстаний и других "незаконных" выступлений внутри страны.

Основную же ответственность за поддержание правопорядка американская конституция возлагает на законодательные органы и губернаторов штатов. В Титуле 32 Свода федеральных законоположений дается кодекс нормативных актов, определяющих общие положения применения ВС. В нем указывается на то, что для поддержания правопорядка вооруженные силы США могут быть привлечены только после того, как все возможности местных властей, направленные на нормализацию обстановки, будут исчерпаны. Закон предусматривает минимально необходимое участие войск в действиях против населения собственной страны, которые должны быть ограничены и при первой же возможности прекращены.

Положения конституции об участии ВС в действиях по ликвидации гражданских беспорядков находят отражение и в нормах военного законодательства. Согласно военной присяге, личный состав вооруженных сил США обязуется "защищать конституцию Соединенных Штатов от всех внешних и внутренних врагов". Основным документом, регламентирующим порядок применения ВС, является устав FM 19-15 "Гражданские беспорядки".

Помимо этого каждый штат имеет собственные законодательные акты, направленные на поддержание законности и правопорядка, которые обязывают местные власти прибегать к помощи войск лишь в исключительных случаях.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в последние годы значительно расширены полномочия ВС в проведении операций по борьбе с терроризмом и наркобизнесом как за рубежом, так и внутри страны.

К наиболее значительным операциям по наведению порядка за последнее время следует отнести участие частей национальной гвардии в ликвидации весной 1992 г. бунта черного населения Лос-Анджелеса.

Помощь местным властям. Американскими уставами и наставлениями предписывается командирам и начальникам всех степеней поддерживать тесные контакты с гражданскими властями штатов, округов, муниципалитетов, населенных пунктов, в которых дислоцируются контингента ВС. Оказание содействия местным властям реализуется в виде различных программ, разработанных на федеральном уровне и уровне штатов и в местных масштабах. Суть этих программ сводится к участию военнослужащих в общественных работах, в осуществлении небольших по масштабам местных хозяйственных проектов, оказании содействия в обучении гражданских лиц, рекламе здорового образа жизни, помощи в проведении праздничных церемоний, всякого рода патриотических мероприятий и т.п. Помимо всего прочего это должно содействовать укреплению связей между вооруженными силами и американским народом, генерировать общественную поддержку ВС.

Несмотря на активную теоретическую проработку аспектов внутригосударственных операций с привлечением ВС, закрепление ее результатов в ряде законодательных актов и директивных документов вооруженных сил, в США продолжает отмечаться негативное отношение к подобного рода операциям со стороны многих представителей как армейских, так и властных структур. В целом их аргументация сводится к тому, что наблюдаемое в последнее время возрастание объема "несвойственных вооруженным силам нетрадиционных внутригосударственных задач" неизбежно приведет к подрыву их боеготовности, утрате "боевых" навыков.

В свою очередь, это явится причиной дальнейшего сокращения военного бюджета, урезания программ перевооружения.

На состоявшемся в конце 1992 г. в Национальном университете обороны (Вашингтон) симпозиуме, посвященном проблемам задействования американских ВС в "нетрадиционных" операциях,было высказано опасение, что копирование "искусственно расширенного" диапазона задач ВС Соединенных Штатов Америки может привести в ряде случаев к гипертрофированной роли вооруженных сил во внутриполитической жизни некоторых государств с "неокрепшей" демократией, утрате в них контроля за военными со стороны гражданских властей, со всеми вытекающими из этого последствиями.

В то же время следует подчеркнуть, что нынешнее военно-политическое руководство США в целом не разделяет этих опасений и взяло курс на активное подключение потенциала ВС к решению внутригосударственных задач. Более того, под предлогом расширения ответственности США за судьбы мира в эпоху после "холодной войны" американское руководство склонно возложить на себя бремя "нетрадиционных" задач за пределами национальной территории. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]