Обозреватель - Observer
Экономика


 

Статистика

ЭКСПОРТ ЛЕСА

H.ПИСЬМЕННЫЙ,
кандидат сельскохозяйственных наук

 

Стартовые условия развития российского лесного экспорта

Структура мирового экспорта в 1991 г. дана в табл. 1.

В экспорте страны доля продукции химической и химико-механической переработки древесины за последние 10-15 лет составляла 29% (США-53-55%, Канаде - 73%, Швеции и Финляндии - 77-78%), а промышленной древесины - 15-19 млн. куб. м/год. По этому виду продукции страна была на третьем месте после США (22-27 млн. куб. м) и Малайзии (21 млн. куб.м).
 


Таблица 1


 
ПРОДУКЦИЯ
Доля в мировом экспорте. %
ПРОДУКЦИЯ
Доля в мировом экспорте, %
Древесное сырье
1%
Изделия из дерева
4%
Пиломатериалы
13%
Изделия из бумаги и картона
9%
Фанера и плиты
6%
Деревянная мебель
15%
Бумага, картон, целлюлоза
46%

В табл. 2 приведены данные о динамике российского экспорта по важнейшим видам лесобумажной продукции.
 


Таблица 2


 
ПОКАЗАТЕЛИ
1975 г.
1980 г.
1985г.
1990 г.
1993г.
Деловая древесина, тыс. куб.м
16900
13800
15400
14800
10980
Пиломатериалы, тыс.куб.м
7700
7100
7800
6200
2980
Фанера, тыс.куб.м
302
326
410
383
290
Целлюлоза, тыс.т
515
821
965
600
712
Бумага, картон, тыс.т
925
1018
1100
967'
471
Валютная выручка, млн. долл.
2370
2600
2762
1262

Экспорт пиловочника (в составе деловой древесины) в 1975-1990 гг. колебался от 7.3 до 8,4 млн. куб. м в год, балансов в среднем - по 6 млн. куб. м в год. i ^

При затоваренности в 1993 г. многих нижних складов деловой древесиной ее экспорт уменьшился даже по сравнению с 1990 г. на 4 млн. куб. м. Вдвое сократился экспорт пиломатериалов. Среди основных причин - резкое повышение тарифов железнодорожных перевозок. Экспорт деловой древесины из Республики Коми. Тюменской, Свердловской, Вологодской, Иркутской областей был практически прекращен.

Из-за отсталой товарной структуры лесного экспорта по сравнению с конкурентами на мировом рынке страна несет большие валютные потери в расчете на кубометр древесного сырья с разной степенью его переработки, вовлекаемого во внешнеторговый оборот. В условиях нарастающего дефицита в древесине западные лесоэкспортеры с целью получения наибольшей валютной выручки в расчете на кубометр заготавливаемой или импортируемой древесины уделяют все больше внимания облагораживанию производимых товаров, повышению качества продукции. При этом крупные импортеры древесного сырья находят способы жесткой регламентации лесного рынка в целях максимально возможного достижения своих национальных и корпоративных интересов. Не случайно намерение увеличить валютную выручку путем некоторого увеличения объемов экспорта деловой древесины в течение последних 10-15 лет к желаемым результатам не приводило- Рынок не платит дорого за то, что можно купить дешево.

Слабая конкурентоспособность наших лесобумажных товаров на мировом рынке обусловлена также слабым развитием целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

В России имеются 6 предприятий, производящих беленую крафтцеллюлозу для рынка, мощностью 1560 тыс. т в год; 8 предприятий, выпускающих небеленую крафтмассу, общей мощностью лишь 420 тыс. т. Имеются мощности по производству 650 тыс. т беленой и небеленой сульфитной целлюлозы и 700 тыс.т растворимой целлюлозы, используемой для выпуска вискозного штапеля (42%), вискозного и специальных видов шелка( 40%) целлофана, предметов гигиены. 200-250 тыс. т растворимой целлюлозы импортируется в Россию, хотя в мире потребности в ней сокращаются. По международным стандартам только несколько целлюлозно-бумажных предприятий являются конкурентоспособными на мировом рынке. Модернизация предприятий целлюлозно-бумажной промышленности чрезвычайно затрудняется тем, что в структуре их основных производственных фондов очень высок удельный вес машин и оборудования зарубежного производства.

Так, около 85% установок непрерывной варки целлюлозы и полуцеллюлозы, свыше 60% варочных котлов периодического действия, 80% бумагоделательных машин и 60% картоноделательных машин поставлены в разное время 67. фирмами из 12 разных зарубежных стран.

Большинство этих установок уже не отвечает современному мировому уровню по требованиям экологии, эргономики, технико-экономическим показателям. По этим причинам в стране ощущается острый дефицит бумажных мешков, потребителями которых являются промышленность минеральных удобрений (28-, 30%), сельскохозяйственное производство (24%), строительная промышленность (18%), химическая промышленность (18%). Не хватает мощностей для удовлетворения быстро растущего спроса на картонную упаковку, что приводит к огромным потерям выпускаемой продукции при ее транспортировке и хранении, а также к неэкономичному расходованию древесины на тару.

Очень невелики возможности выхода на мировой рынок небеленой крафтцеллюлозы, несмотря на предполагаемое увеличение объема производства к 2005 г. на 320 тыс. т в год, тем более что за последние годы потребление рыночной небеленой крафтцеллюлозы в мире постепенно сокращается.
 

Прогнозы развития экспорта России

Практически всеми имеющимися научными разработками в качестве высшего приоритета в развитии лесного комплекса России признано всемерное развитие целлюлозно-бумажной промышленности. Успешное достижение этой, казалось бы, ограниченной цели, сыграло бы существенную роль в изменении положения дел к лучшему: в структуре производства и потребления лесопродукции, в использовании и улучшении породного состава лесосырьевых ресурсов благодаря вовлечению в переработку малоценной древесины мягколиственных пород, в том числе получаемой при рубках ухода за лесом, а также использованию громадных объемов древесных отходов. Значительно повысилась бы эффективность лесного экспорта и увеличилась валютная выручка.

Признание приоритетной необходимости развития целлюлозно-бумажной промышленности предполагает, что в условиях крайне ограниченных возможностей инвестирования даже вполне конкретных проектов придется потесниться с решением других задач.

Первый. Имеются два взгляда на перспективы развития лесохимического комплекса. В недавно подготовленном проекте программы развития лесопромышленного комплекса России к 2005 г. намечается увеличение по сравнению с 1993 г. лесозаготовок и лесопиления в 1,6-1,7 раза, выпуск целлюлозно-бумажной продукции в 2 раза, древесных плит - в 1,9 раза. Считается, что вследствие ускоренного развития и улучшения структуры лесного экспорта валютная выручка к 2005 г. увеличится более чем в 3 раза. При этом основные средства для крупных инвестиций в промышленность (около 80%) предполагается получить через банковские кредиты, инвестиционные фонды, а около 20% - из федерального и местного бюджетов.

Второй. Финская проектно-консультативная фирма Яакко Пеурю и научно-исследовательский центр "Зарубежсхема" в своих прогнозах пришли к менее оптимистичному заключению. Сегодняшние экономические реформы в России, страны с крупнейшим лесосырьевым потенциалом, еще не означают возможность быстрого наращивания экспорта лесобумажной продукции. Существуют фундаментальные причины, которые не позволяют обеспечить высокий процент на вложенный в лесной комплекс капитал: несовершенство инфраструктуры (шоссейные, железные дороги, морские порты), увеличивающаяся потребность в капитальных вложениях в непроизводственную сферу (жилье, меры по охране окружающей среды, улучшение условий труда). Лесной комплекс не сможет развиваться без соответствующего машиностроения, обеспечения транспортной доступности вновь осваиваемых лесных массивов, усиления кадрового обеспечения отрасли. По этим причинам, главной среди которых является недостаток инвестиций, достижение названных выше рубежей является весьма проблематичным.

Предполагается, что до конца 1995 г. динамика экономики, в том числе лесного комплекса, будет отрицательной. Экспертная оценка роста производства на период до 2005 г. определяется в 1,4 % ежегодно. Потребление бумаги и картона за этот период будет возрастать на 0,9% в год, в том числе газетной бумаги - на 1,5%. Ожидается быстрый рост спроса на тонкую бумагу и картон. Спрос на пиломатериалы будет возрастать на 0,5% в год, в основном на высокосортные, высушенные сортаменты. Потребность в древесных плитах будет увеличиваться в среднем на 1,5% ежегодно, а фанеры в натуральном выражении- на 300 тыс. куб. м в год.

При этом многие мелкие целлюлозно-бумажные предприятия в силу их полной неконкурентоспособности и изношенности оборудования будут закрыты.

По всем этим причинам масштабные и структурные сдвиги экспорта российских лесоматериалов, прогнозируемые отечественными научными учреждениями и финскими специалистами, значительно отличаются между собой (табл. 3).
 


Таблица 3

Чистый экспорт (экспорт - импорт) лесобумажной продукции из России
(прогнозы отечественных научно-исследовательских учреждений
и финских специалистов)


 

ПОКАЗАТЕЛИ

1990 г.
2000 г.
2005 г.
Отечествен-
ные
мастер-план
Отечествен-
ные
мастер-план
Круглый лес, млн. куб. м
15
12
15,8
12
18
Пиломатериалы, млн. куб. м
10,8
11,7
7,0
13,7
7,0
Фанера, тыс. куб. м
450
650
520
780
600
ДСП, тыс. куб. м
500
660
400
1400
460
ДВП, тыс. куб. м
343
520
400
1060
440
Целлюлоза, тыс. т.
1000
1200
1100
1400
1300
Бумага и картон, тыс. т
900
1200
520
1300
750
Валютная выручка, млн. долл.
2726
2650
3150

Российская бумажная и картонная промышленность по альтернативному прогнозу не сможет к 2005 г. по названным выше причинам играть большую роль на мировом рынке бумаги и картона, так как основная масса прироста производства этой продукции будет использоваться для удовлетворения внутренних потребностей и частично для сокращения импорта дефицитных видов бумажной продукции. Но появятся благоприятные условия для увеличения экспорта фанеры как в связи с возможностью применения новой клеящей смолы, отвечающей жестким стандартам на количество формальдегидов, так и возможным сокращением производству фанеры в Финляндии из-за трудностей с получением фанерного кряжа по импорту. Могут быть созданы предпосылки для некоторого расширения экспорта крафтцеллюлозы, газетной и упаковочной бумаги.

Экспорт пиломатериалов из России будет постепенно снижаться (примерно на 0,9% в год) главным образом из-за нехватки пиловочника и возрастающих потребностей внутреннего рынка (сельскохозяйственный сектор, жилищное строительство, ремонтное дело, деревообработка, тара, упаковка, продажа населению).

В Западной Европе и Японии спрос и цена на продукцию лесопиления очень чувствительны к ее качеству. Поэтому, если в России будут приняты меры по увеличению количества типоразмеров пиломатериалов, повышению их качества, максимальному удовлетворению конкретных пожеланий заказчиков, валютная выручка за пилопродукцию может быть даже увеличена при сокращении объема экспорта.

Спрос на пиломатериалы в России до конца прогнозируемого периода будет превышать возможные объемы их производства. Все труднее становится обеспечить сырьем лесопильную промышленность, особенно крупномерным пиловочником для производства железнодорожных шпал и производства экспортных пиломатериалов. Пока его еще можно заготавливать в лесах Красноярского края, Иркутской. Тюменской областей, а на лесопильные предприятия Архангельской области потребуется завозить из соседних регионов около 3,5 млн. куб. м пиловочника, в Ленинградскую область - около 0,7 млн. куб. м.

Даже на Дальнем Востоке сложившаяся сырьевая специализация лесного. экспорта (на продукцию высокой степени переработки приходится не более 11%, начиная уже с середины 70-х годов вступила в противоречие с характером и территориальным размещением лесосырьевых ресурсов. Постоянно нарастала напряженность с обеспечением экспортных поставок пиловочника высококачественным лесосечным фондом.

В 1976 и в последующие годы на огромной площади Хабаровского и Приморского краев лес был уничтожен пожарами. В 1989 г. выгорели леса Сахалина. Огромные лесные пожары ежегодно обесценивают леса Амурской, Читинской, Иркутской областей, Якутии. В условиях крайне неудовлетворительного развития транспортной сети резко увеличились затраты на заготовку и вывозку нередко обесцененной огнем древесины из отдаленных, разрозненных участков леса. Все это в сочетании с резким удорожанием лесозаготовительной техники предопределяет невозможность прироста объемов лесозаготовок к 2005 г. по сравнению с, 1985-1990 гг. и нерентабельность экспорта многих сортиментов древесины.

В то же время, по оценкам специалистов, в перспективе в Тихоокеанском регионе для стран-экспортеров следует ожидать благоприятную конъюнктуру мирового рынка целлюлозно-бумажных товаров, который будет характеризоваться весьма устойчивым спросом и ростом цен. Будет расти в этом регионе производство и потребление фанеры. На ценные пиломатериалы, строганый шпон, паркет, мебельные заготовки спрос будет опережать предложения, но по этим видам лесопродукции мы пока не сможем конкурировать с Канадой, Индонезией, другими лесоэкспортерами в Тихоокеанском регионе.

Лесной комплекс Дальнего Востока сможет выйти из кризиса, если региональные управленческие структуры, акционерные общества, научные учреждения, объединения и предприятия сконцентрируют усилия на повышении технического уровня производства существующих предприятий, перестройке структуры производства с у четом имеющихся лесосырьевых ресурсов и устойчивого спроса на лесные товары на внутреннем и внешнем рынках, и прежде всего на целлюлозно-бумажную продукцию. Не обойтись без разработки и реализации программы лесовосстановления, улучшения состояния лесов, сбережения их от огня, повышения культуры лесопользования.
 

Возможности улучшения структуры лесного экспорта

В мире набирает силу тенденция к так называемой "свобод ной торговле", глобализации рынка, переходу к унифицированным стандартам на продукцию, укреплению межнациональных корпораций по производству новейших технологий и консолидации усилий по направлениям, требующим непрерывных научных поисков.

В "Обозревателе-Observer" (№ 30 за 1993 г.) отмечалась заинтересованность западных стран в сохранении в лесном деле ситуации, когда значительное количество древесного сырья добывается в России, первичная его переработка, скажем, на целлюлозу, осуществляется в другой стране, а конечный продукт нередко производится в третьей стране. Выгода от такого разделения труда, чаще всего непомерно высокая, будет получена страной, где сконцентрированы научные и технологические достижения в данной отрасли. Отсюда стремление обеспечить высокую производительность, высокое качество продукции.

Без ощутимой для национальных интересов выгоды скандинавские страны не ориентировали бы уже осуществляемую программу дальнейшего увеличения производства целлюлозы, бумаги и картона в значительной мере на российское древесное сырье. В Швеции с учетом новых производственных мощностей в ближайшие 5-10 лет годовой дефицит древесины достигнет 12-15 млн. куб. м. Финляндия должна будет закупать не меньше 6 млн. куб. м древесины.

Конкурентоспособность лесобумажной продукции в странах Запада обеспечивается достигнутым уровнем научно-технического развития всех отраслей лесного комплекса, включая лесозаготовки и лесовосстановление. Наибольший же эффект достигается максимально возможным (при современной технологии) использованием древесного сырья, энергии, воды.

Без преодоления технологической отсталости отраслей лесного комплекса мы будем обречены на длительное его прозябание. Разница в уровнях технологий перечеркивает такие преимущества, как относительно менее дорогое древесное сырье, возможная экономия на транспортных издержках за счет рационального размещения производств, более дешевая рабочая сила и т.п. Можно дойти до того, что при отсутствии всяких барьеров между Россией и Западом мы постепенно начнем импортировать все большее количество разных видов бумаги, картона, целлюлозы, деревянной мебели.

Ясно, что изменение сырьевой направленности лесного экспорта России будет происходить в условиях жесткой конкуренции со стороны стран Скандинавии, США, Канады. Перевес в этой конкуренции будут обеспечивать новые технологии. В этой связи разрушение существующей слабой базы лесного машиностроения - залог того, что мы будем приобретать машины для лесного комплекса (от мотопилы до бумагоделательного оборудования) за Западе за доллары. Не дать разрушить специализацию цехов и предприятий, связанных с производством техники, - значит уберечь фундамент для предстоящего лесного машиностроения.

Ясно и то, что дорогостоящую модернизацию целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих предприятий России просто вынуждена будет ориентировать преимущественно на собственные силы. Западу не нужен конкурент на лесобумажном рынке, конкурент столь серьезный, каким может стать Россия.

Предстоят трудные годы собирания денег, валюты. Лесной сектор смог бы сам создать крупные источники финансирования на свои инвестиции при соответствующем стимулировании существенно более высоком уровне государственной поддержки.

В печати нередко проскальзывают гневные статьи против экспорта необработанного леса. Мы богатая лесом страна. Вопрос в доступе к этим богатствам и разумном их использовании в качестве существенного фактора повышения благосостояния людей. Если две трети лесов средней и южной тайги, зоны смешанных лесов привести в состояние, близкое к лесному фонду скандинавских стран, то полученной при их эксплуатации в пределах научно обоснованных размеров древесины хватило бы для полного удовлетворения внутренней потребностей крупномасштабного экспорта лесобумажной продукции. Но мы не сможем полностью обработать или переработать всю древесину по условиям экономической целесообразности и экологическим причинам. Поэтому экспорт круглого леса в страны СНГ и дальнее зарубежье будет целесообразен даже при наличии хорошо развитой деревоперерабатывающей промышленности. Пока же такой экспорт просто необходим для получения валюты на развитие лесного комплекса. Примечательно, что США вывозят 22 млн. куб. м сырого леса (Россия в 1990 г. экспортировала около 15 млн. куб- м), а там достаточно капиталов для инвестирования производств по расширению объемов глубокой переработки древесины. Немало круглого леса экспортирует Канада. Помимо прямой выгоды учитывается и то, что производство древесины экологически самое чистое дело и что девять десятых этого производства обеспечивает сама природа.

В силу географического положения лесосырьевого и производственного потенциалов Архангельская, Ленинградская, Новгородская, Вологодская области, Республика Карелия и некоторые другие регионы имеют самые благоприятные условия для развития экспорта в первую очередь лиственной древесины, в том числе той, какая может быть получена при рубках ухода за лесом. В последующие годы совершенствование структуры внутреннего потребления лесоматериалов может высвободить для внешнего рынка лесопродукции по стоимости не меньше современного лесного экспорта.

Украина, Казахстан, страны Центральной Азии и Закавказья покрывали свои потребности в лесоматериалах на основе общесоюзного разделения труда. Они поступали туда только из России. Сложившаяся ситуация с обеспечением этих стран лесоматериалами сохранится и в будущем. Необходима, однако, четкая политика по установлению длительных взаимовыгодных рыночных связей между клиентами в решении проблемы жизнеобеспечения и обновления предприятий лесного комплекса, в строительстве новых целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих предприятий.

Пока Россия не в состоянии добиться сколько-нибудь заметного увеличения валютной выручки от продажи лесобумажной продукции на внешнем рынке, стоило бы обратить внимание на всемерное развитие внутреннего рынка этой продукции. Сравнения с западной экономикой демонстрируют крайнюю неразвитость сфер розничной торговли любыми видами лесоматериалов. Между тем тысячи предприятий лесного хозяйства и лесной промышленности практически напрочь отключились от насыщения внутреннего рынка, от производства широкой номенклатуры конкурентных товаров народного потребления.

Рано или поздно российское Правительство должно будет уделить больше внимания потребительскому рынку, который станет серьезной движущей силой развития лесного комплекса.

Серьезным барьером на пути модернизации существующих и строительства новых предприятий лесного комплекса является разобщенность малых и крупных товаропроизводителей, их незаинтересованность и даже невозможность в объединении усилий по решению крупномасштабных долговременных программ. Нередко это не под силу даже отдельно взятым регионам, располагающим значительными лесосырьевыми ресурсами. Напрашивается необходимость создания на правительственном уровне механизма перераспределения и концентрации части валютной выручки от экспорта лесопродукции для финансирования импортных закупок новейшего оборудования для модернизации и строительства новых предприятий лесного комплекса. Пока же распыление такой выручки на второстепенные нужды идет в ущерб инвестициям. Речь идет о крупномасштабных долговременных инвестициях, недостаточно привлекательных для зарубежных инвесторов, но важных для интересов России.

Не должны остаться в стороне от этого дела многочисленные коммерческие структуры, созданные на базе бывшего Минлеспрома, безбедно существующие за счет промышленных предприятий, но пока ничего не сделавшие для улучшения производства и оживления капитального строительства в отрасли.

С учетом общих интересов государства экспорт древесного сырья сотнями экспортеров нуждается в четкой регламентации, в целях предотвращения недобросовестной конкуренции и демпинга со стороны этих экспортеров. Возникает необходимость создания механизма государственных поощрений, нацеленных на переход от сырьевого экспорта к прогрессивной его структуре.

Лесные ресурсы нашей страны, расположенные преимущественно в экстремальных природных условиях, таковы, что задача по их освоению не может быть решена на уровне областей, краев, республик. Нужна концентрация сил всего государства на уровне централизованной стратегической программы.

Абсолютно необходим единый координирующий, а по раду направлений и организующий деятельность лесного комплекса орган из нового поколения профессионалов. который будет способен:

  • провести в жизнь реформу лесного комплекса, нацеленную на сохранение и улучшение состояния и использования лесов;
  • преодолеть практически полную технологическую зависимость лесопере-рабатывагощей индустрии от Запада;
  • преодолеть вошедшую в привычку недооценку собственных возможностей и ориентацию на импортные закупки оборудования.
Этот государственный орган будет призван обеспечить интеграцию промышленных структур лесного комплекса, финансового и технологического капитала, включая сюда прежде всего соответствующие предприятия оборонного и машиностроительного комплексов, материальную базу и персонал частных корпораций для решения подлинно государственной задачи по созданию машиностроительной базы для лесной индустрии.

Он мог бы определять основные рубежи, которые желательно достичь, изыскивать способы преодоления возникающих в отрасли трудностей и диспропорций, поддерживать при необходимости сильные предприятия капиталом для ускорения их рывка в освоении новых технологий, находить способы привлечения средств, в том числе и государственных, в виде катализатора при создании крупных производственных структур.

Этим самым государство признало бы, наконец, стратегическую значимость для России всемерного развития лесного комплекса, необходимость защиты интересов этого комплекса на мировом рынке.

В нормальной конкурентной борьбе только Россия заинтересована в перспективе выхода российских фирм на рынок высокотехнологичной лесобумажной продукции, в обретении независимости от технологического превосходства в производстве комплексного оборудования для целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]