Обозреватель - Observer
Ближнее зарубежье

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ СНГ 

Б.ПЛЫШЕВСКИЙ,
доктор экономических наук, профессор

Проведение экономических реформ в государствах СНГ определяется прежде всего их состоянием в странах европейской зоны, в первую очередь - в России, на Украине и в Белоруссии. Россия в этом перечне занимает особое место как государство не только наиболее крупное, с самым мощным производственным и научно-техническим потенциалом, но и евроазиатское, значительная часть которого расположена в Азиатском регионе.

Однако главное влияние на особенности развития реформ оказывает то, что Россия в конце 1991 г. заявила об отходе от плановой экономики и предпочтение было отдано неолиберальной (монетаристской) концепции реформ (методом "шокотерапии"), Действия России предопределили в конечном итоге общие направления и темпы реформ во всех странах СНГ.

Одновременно сразу же выявилась их специфика в регионе. В отличие от прошлого, когда политика союзных республик в основном воспроизводила курс coюзного Центра, руководство Новых Независимых Государств стремилось выработать свою национальную политику реформ, отличающуюся по многим принципиальным вопросам от программы, реализуемой российским Правительством.

Эти отличиянеограничилисьаодходамикреформированиювнут-ригосударственных экономических отношений и распространились также на сферу межгосударственных хозяйственных связей, и в частности, на формирование ННГ. Межреспубликанские экономические связи, представлявшие прежде элемент внутренней экономической политики, во многих случаях стали при этом доминирующим фактором.

Особенности реформ

Россия. Реформы проходят при неприятии преобладающей частью населения навязываемой обществу модели ускоренной капитализации. Выделим следующие основные этапы.

Первый - с января 1992г. -начало либерализации российской экономики, связанное с приходом к руководству Правительства Е.Гайдара. Эта политика продолжалась в основном в неизменной форме до конца года.

Второй - с начала 1993 г., - когда Правительство возглавил В.Черномырдин: проведение прежнего курса жесткой финансово-кредитной политики было дополнено некоторыми мерами по усилению поддержки отдельных отраслей и регионов, социальной защиты населения. Кульминационная политическая точка этого периода - октябрьские события 1993 г., когда Президент распустил Верховный Совет и к руководству реформами в Правительстве вновь вернулся Е.Гайдар. Проведенные 12декабря референдум о принятии новой Конституции и парламентские выборы принесли поражение радикалам либерального толка; большинство избирателей проголосовали против политики "шокотерапии". Итоги выборов показали необходимость уточнения курса реформ, за что и ранее выступала прежняя парламентская оппозиция в Верховном Совете.

Третий - может быть обозначен отставкой Е.Гайдара, уходом из Правительства большинства его сторонников и посланием Президента Федеральному Собранию, в котором изложен скорректированный курс реформ. Этот курс открывает возможность большего согласия основных сил общества в продолжении реформ, но его еще предстоит реализовать, что по прошлому опыту является задачей весьма сложной. 

В докладе В.Черномырдина на расширенном заседании Правительства отмечена тревожная "асимметричность реакции народного хозяйства на меры жесткой монетарной политики". С одной стороны, увеличение денежной массы сильно подталкивало инфляцию, но вопреки ожиданиям не приводило к стабилизации производства, сдерживало столь необходимые процессы его структурной перестройки. В то же время снижение темпов роста денежной массы, существенно не влияя на динамику цен, вызывало резкий спад производства, усиливало напряженность финансового состояния предприятий. Спад производства оказался больше, чем ожидалось по прогнозам, представленным Правительству экономическими ведомствами.

Главные направления объявленного Правительством уточнения политики реформ сводятся к следующему: 

  • отказу от установки на скачкообразный, быстрый (в течение одного-двух лет) переход к рынку и понимание необходимости поэтапной реализации требующихся для этого мер в течение длительного периода; 
  • осознанию неоправданной линии на максимальное освобождение государства от прямого управления экономикой, особенно деятельностью остающихся" его собственности предприятий и организаций, и процессами реформ, восстановлению ряда инструментов государственного регулирования в целях и повышения эффективности антикризисных, стабилизационных мероприятий и ускорения структурной перестройки народного хозяйства. По заявлению В.Черномырдина в начале мая. Правительству потребовалось полтора года, чтобы научиться работать в труднейших условиях реформ как единому организму;

  • усилению социальной направленности реформ в смысле учета интересов основной части населения, минимизации для трудящихся издержек, связанных с переходом к рыночной экономике;

  • сосредоточению усилий на использование внутренних резервов реформ, имеющихся ресурсов вместо не оправдавшихся надежд на получение крупной помощи извне и более трезвому учету возможностей поступления кредитов иностранных государств, международных организаций, а также привлечения частного капитала.
Из обещанной помощи (в 1992 г. называлась цифра 24 млрд. долл., в 1993 г. даже 40 млрд. долл.) поступило 3 млрд. долл., такая же сумма кредитов может быть получена и в 1994 г.

В послании Президента подтвержден курс Правительства на продолжение рыночных преобразовании. Соответствующие заявления важны потому, что снимают критику Правительства со стороны радикальных либералов о его намерении свернуть реформы. Отмечается, что "уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений - экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Но говорить о том, что экономика живет по законам рынка, еще рано. Мы имеем сейчас сочетание новых, еще слабых рыночных механизмов, и старых командных рычагов". Административно-распределительная система не исчезла бесследно, а переродилась в процессе ее разрушения. Приведенные высказывания очевидно отличаются от прежних заявлений о намерении быстро разрушить прежнюю советскую экономическую систему и в короткие сроки создать механизмы рыночных отношений.

"Самая большая ошибка, - как отмечает Президент, - предложить обществу ложную альтернативу: или прежняя государственно-директивная экономика, или так называемый "чистый", абсолютно независимый от государства рынок. И тот и другой вариант губителен. Это, несомненно, верное положение примечательно тем, что впервые им высказана критика политики "шокотерапии", проводившейся последние два года либеральным крылом Правительства от его имени.

Не менее поучительна формулировка целей корректировки правительственного курса реформ: "Задача состоит в том, чтобы найти разумное соотношение между скоростью реформ и реальной социальной платой за нее; подключить мощные, пока плохо используемые резервные формы; отыскать оптимальные способы участия государства в экономических процессах". В качестве важного направления современного этапа реформ называется налаживание "эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами". Подчеркивается необходимость восстановления хозяйского от ношения государства к государственному сектору экономики. 

Цель корректировки политики реформ, как подчеркивается в послании, состоит в том, чтобы, не сбавляя темпа реформы и даже наращивая его, сделать рыночные преобразования менее обременительными для общества. 

БЕЛОРУССИЯ. Первая правительственная программа реформ была подготовлена в мае 1992 г., или даже раньше, чем соответствующая российская программа. Называлась она "Основные направления политики производства и формирования условий выхода из кризиса". 

Программа направлена на создание принципиально нового народнохозяйственного комплекса республики, гарантирующего ее экономический суверенитет и удовлетворение потребностей населения. Центральное место в ней принадлежало мерам, обеспечивающим недопущение обвального снижения производства, проведение которых позволило заметно приостановить начавшееся в 1991 г. снижение выпуска продукции. Приоритет в программе явно отдан структурной перестройке народного хозяйства, тогда как в аналогичной российской-либерализации цен, финансово-кредитной политике, приватизации.

Характер структурной перестройки определен исходя из учета таких факторов, как сочетание созданных в республике современных производственных мощностей и квалифицированной рабочей силы, зависимости от импортных поставок, прежде всего топлива и сырья из России, с одной стороны, и необходимость поиска новых рынков сбыта - с другой. На ближайший период усилия намечалось сосредоточить на подъеме отраслей, способных дать быстрый эффект в сельском хозяйстве, производстве товаров народного потребления, конверсии предприятий оборонной промышленности. Соответственно этому предполагалось принимать решения о выделении бюджетных средств на цели структурной перестройки, социальной поддержки населения, финансовой поддержки отдельных отраслей, политике доходов и налогообложения.

Конечная цель реформ заключается в создании в республике экономики социально ориентированного типа, в которой центральной фигурой является товаропроизводитель, обеспечивается благополучие граждан и государство гарантирует всем членам общества равные стартовые возможности. В белорусской программе, следовательно, более четко, чем в российской, обозначены социальные приоритеты рыночной экономики, защита интересов граждан. Другое важное отличие состоит в том, что в ней принят поэтапный, эволюционный путь перехода к рынку, признаны нежелательными методы "шокотерапии".

В качестве ключевых в программе выделены три проблемы: государственное регулирование, привлечение инвестиционных ресурсов, создание и использование стимулов реализации долговременных интересов. Переход к рынку осуществляется при активном государственном регулировании экономики. До марта 1994 г. в республике существовал Государственный комитет по экономике и планированию (Госэкономплан), функции которого в настоящее время переданы Министерству экономики. При этом расширялось применение индикативных методов планирования, рыночных регуляторов деятельности предприятий, но вместе с тем большое внимание уделялось общеэкономическому планированию и регулированию, разработке и организации выполнения краткосрочных (годовых) и среднесрочных планов и программ.

В мае 1993 г. в основном одобрена программа структурной перестройки промышленности республики на 90-е годы, предусматривающая закрытие ряда бесперспективных убыточных предприятий, поддержку 140 потенциально эффективных машиностроительных, химических и нефтеперерабатывающих заводов и комбинатов, участие государства в финансировании 32 особо важных инвестиционных и научно-технических программ.

Международные финансовые организации, как было заявлено на встрече экспертов их консультативной группы в октябре 1993 г., оценивают главные составляющие экономической политики правительства как приемлемые на данном этапе. Было признано, что Белоруссия движется по пути рыночных реформ, но отстали темпы приватизации. По оценке международных экспертов, при следовании избранному курсу с 1995 г. возможен прирост объемов производства.

Основные направления действий правительства по выходу республики из кризисной социально-экономической ситуации и ускорению рыночных реформ, конкретизирующие программу реформ с учетом реально сложившейся обстановки, утверждены Президиумом Совета Министров в ноябре 1993 г. В них поставлена задача на основе структурной перестройки экономики и государственной поддержки жизненно важных и наиболее эффективных отраслей материального производства, осуществления жесткой экономии материальных и энергетических ресурсов, ускорения рыночных реформ выйти в 1995-1997 гг. на восстановление производственно-экономического потенциала на уровне 1990г. Исходя из этого определены взаимосвязанные мероприятия по важнейшим сферам преобразований. На первое место в их системе поставлено проведение антиинфляционной политики в денежно-кредитной сфере.

Принципиальный курс реформ, несмотря на осложнение экономического потенциала в республике, не изменен и поддерживается основными политическими партиями и движениями. В практическом проведении реформ упор в настоящее время делается на усиление интеграции белорусской экономики с российской, объединение денежных систем обоих государств.

Отличительная особенность современного этапа реформы в Белоруссии заключается, следовательно, в том, что дальнейшее ее продолжение в первую очередь связано с решением в СНГ задач экономической интеграции, образования экономического союза. В этом смысле реформа в республике в гораздо большей степени, чем в других странах СНГ, повернута во вне и зависит от реинтеграции белорусской экономики с российской, восстановления общего экономического пространства двух государств. 

Очевидно, Президент Белоруссии А.Лукашенко внесет ряд корректив в этот процесс. Так по крайней мере следует из его последних заявлений. Однако, нам думается, речь будет идти скорее о тактике, а не о стратегии. 

УКРАИНА. Разработка республиканской программы реформ по содержанию и принципам с самого начала отличалась от российской. Подготовка и реализация излагающих эту программу правительственных документов проходили и продолжаются в обстановке политической борьбы, часто в формах, даже более острых, чем в России. Это подтверждается, в частности, тем, что с конца 1991 г. сменилось три правительства, а сами реформы продолжаются, по существу, в режиме чрезвычайного экономического положения. За три года, которые истекли со времени провозглашения государственной независимости, правительством было подготовлено и представлено в Верховный Совет несколько проектов программ реформ, ни один из которых к настоящему времени официально не одобрен. Реформы фактически осуществляются методами, значительно отличающимися от первоначально объявленных. Вопреки замыслам, руководству республики не удалось избежать ценовой "шокотерапни" в условиях еще меньшей, чем в России, конкурентной среды.

Концепция новой экономической политики Украины по многим сходным положениям ближе к белорусской программе. От российской она отличалась прежде всего тем, что отвергала методы "шокотерапии", пыталась наметить более постепенный эволюционный переход к рынку с широким использованием мер государственного регулирования экономики, предусматривала сохранение" больших социальных гарантий населению со стороны государства.

В качестве конечной стратегической цели реформы лягалось формирование социально ориентированной рыночной экономики, опирающейся на различные формы собственности, поощрение частного предпринимательства. Но в сравнении с первоначальной российской программой в ней не столь явно подчеркивались задачи капитализации общества.

Концепции и разработанным на ее основе проектам первых правительственных программ была присуща "эйфория независимости". Республиканское руководство считало, что экономический потенциал Украины позволит ей в основном самостоятельно и довольно быстро решить сложные проблемы перехода к рынку, проводя одновременно политику обособления своего народного хозяйства от российской экономики. При этом предполагалось избежать высокой социальной цены реформ, обнаружившейся с первых шагов либерализации российской экономики.

Концепция основывалась, по существу, на разъединении экономики Украины и России, фактически означала отказ от многих положений, принятых при образовании СНГ. Предполагалось начать политику структурных преобразований, предусматривающую постепенное сокращение ввоза продукции из стран рублевой зоны, переориентацию на новые рынки сбыта, сокращение производства убыточной и малорентабельной продукции, использование преимуществ монопольного положения республики в производстве отдельных видов продукции. Структурная перестройка промышленности была начата с перепрофилирования перешедших в собственность республики ряда крупных и многих узкоспециализированных предприятий союзного подчинения для обеспечения собственных нужд. Тем самым был дан толчок к разрыву сложившихся в течение многих лет производственных связей с бывшими союзными республиками.

Провозглашался полный выход из рублевого пространства, введение собственных денег и переход к взаимным расчетам с государствами Содружества на базе мировых цен. В феврале 1992 г. Украина первой в СНГ ввела национальный рубль в безналичный оборот, в марте стала использовать купоны в розничной торговле и при оплате услуг, в 1993 г. прежние советские рубли были полностью заменены в денежном обращении и расчетах карбованцем. Продолжалась подготовка к выпуску в обращение полноценной национальной денежной единицы - гривны, переход к которой был задержан ухудшением экономического положения.

Вскоре, однако, выяснилось, что республика не в состоянии закупать в необходимых объемах топливо и сырье по мировым ценам и выйти на международные рынки для реализации товаров собственного производства. Поэтому уже правительство Л.Кучмы предприняло значительные усилия для исправления сложившегося положения, восстановления разорванных или ослабленных хозяйственных связей с предприятиями России и других стран СНГ. Соответствующие положения концепции на практике были пересмотрены, хотя отношение к развитию хозяйственных связей с Россией в различных областях республики остается неодинаковым.

Постепенно вырабатывалось и более взвешенное отношение к участию в СНГ, реализации выработанных в его рамках многосторонних соглашений. В апреле 1994 г. Украина присоединилась к Экономическому союзу в качестве ассоциированного члена; руководство республики подчеркивает, что оно фактически в полном объеме участвует в выполнении всех подписанных государствами Содружества соглашений по вопросам экономического сотрудничества.

Одна из существенных особенностей украинской политики реформ заключается в сохранении системы государственного регулирования экономики, которое применяется в больших масштабах, чем в России и ряде других госу1арств Содружества. Современное состояние управления народным хозяйством республики часто оценивают формулой "ни плана, ни рынка". С этим можно согласиться в том смысле, что их нет в полном объеме и существует переходное соотношение отдельных элементов того и другого. В рынок экономика республики еще не вступила и делает первые шаги к нему, но планирование все заметнее приобретает индикативный (рекомендательный) характер с упором на применение экономических регуляторов деятельности предприятий. Нужно, однако, заметить, что международные экономические организации, в частности комиссия Европейского Союза, по-прежнему характеризуют украинскую экономику как "госсистему" и пока не признают ее статуса как страны с переходной экономикой, на чем настаивает правительство.

Украинская экономика остается чрезвычайно монополизированной - в промышленности 75-80% валовой продукции производят предприятия-монополисты. Быстро изменить ситуацию в направлении формирования конкурентной рыночной среды не удалось. Принципиально ошибочными и противоречивыми оказались как сам курс, так и последовательность экономических реформ. Из двух известных альтернатив перехода от централизованно плановой, директивной к рыночной экономике- "либерализационной" по западным образцам, связанной с монетаристским подходом и ориентированной на жесткие средства финансовой стабилизации, и "интеграционной", соединяющей исторические условия республики и наиболее перспективные тенденции мирового общественного прогресса, Украина выбрала первую. Но принятые подходы не оправдались.

Партии и движения, находящиеся в оппозиции к правительству, критикуют его за "нерыночный" характер реформ, неоправданную, по их мнению, поддержку крупной государственной промышленности за счет средств государственного бюджета и льготных кредитов, недостаточное внимание к развитию частного сектора и проведению приватизации государственной собственности.

Какими бы внешне убедительными ни казались объяснения кризиса украинской экономики, они при более внимательном рассмотрении исчерпывающими не являются. Достаточно сравнить положение на Украине с результатами реформ в ряде Центрально-азиатских государств (Узбекистан, Туркмения), правительства которых осуществляют еще более жесткий контроль за деятельностью государственных предприятий, также довольно осторожно осуществляют либерализацию экономических отношений и приватизацию, и в гораздо большей степени сохранили многие элементы планового управления. Тем не менее народное хозяйство этих двух республик затронуто кризисом в гораздо меньшей степени, чем российское и украинское, и вплотную подошло к стадии подъема, возобновления расширенного воспроизводства. Не срабатывает приводимый довод при сравнении результатов реформ на Украине и в Казахстане, где рыночные преобразования также осуществляются при активном их государственном регулировании по схеме, во многом аналогичной украинской. В настоящее время влияет прежде всего слабость собственной топливно-энергетической базы и необходимость приобретения значительной части ТЭР по мировым ценам.

После двухлетней реформаторской практики Президент Л.Кравчук был вынужден заявить в начале 1994 г. о том, что модель реформ еще необходимо найти, изменив направленность и содержание экономических преобразований. Либерализационная модель, по его мнению, должна уступить место социально ориентированной модели рыночной экономики, реализацию которой следует начать с формирован и я таких основ, как трансформация отношений собственности через последовательную демонополизацию и приватизацию. Создание рыночных начал предполагается перенести из области распределения, финансовых и банковских структур в сферу производства.

Начата разработка программы государственного регулирования экономики, и прежде всего в отношении государственного сектора, чтобы в конечном счете превратить его в полноценный элемент рынка. При этом в выступлениях руководителей правительства подчеркивается, что речь не идет о возврате к старой системе хозяйствования, поскольку государство не будет вмешиваться непосредственно в производство. Регулирование государством принадлежащего ему сектора экономики должно осуществляться в направлении перехода к рынку, преобразования его на рыночных началах, но не обвально и стихийно, а последовательно, с учетом опыта других стран, руководствуясь критерием реальных возможностей и экономической целесообразности. Усилия государства в переходный период предполагается концентрировать на контроле и помощи в сохранении ключевых производственных мощностей, наиболее ценного и технически передового оборудования; стимулирования инвестиций; минимизации социальных жертв со стороны населения.

Ведущее звено предложенных правительством стабилизационных мер-регулирование цен на топливо, основные продукты питания и условия обмена закупаемого государством продовольствия на энергоресурсы. Им практически реализованы многие рекомендации, которые были предложены российскому Правительству академиками Л.Абалкиным и С.Шаталиным. Для сдерживания стихийных элементов рынка взяты под контроль посредническая деятельность, возможности проведения крупных спекулятивных операций с топливом, продовольствием, валютой. 

Так, в 1994 г. вместо обесценивающихся денежных кредитов селу выдается своего рода товарный кредит под урожай. Для нормализации работы колхозов и совхозов, создаваемых фермерских хозяйств зафиксированы цены на пшеницу, сахарную свеклу и подсолнечник, и поставляемые селу нефтепродукты, минеральные удо6рения, средства защиты растений. Принимаются также меры к ограничению вывоза из страны дефицитных материальных ресурсов и валютной выручки. Хотя многие из этих действий формально не могут быть отнесены к чисто рыночным методам регулирования, в реально сложившейся обстановке они предотвращают еще больший развал экономики, и, как свидетельствуют первые результаты их применения, открывают возможность возврата к нормальному функционированию народного хозяйства.

Четвертым правительством независимой Украины предложен, следовательно, более реалистический, чем прежде, эволюционный путь продолжения реформ при активном использовании мер государственного регулирования, которые в отличие от предшествующей практики должны вес больше смещаться от прим с нения административных рычагов управления к использованию экономических регуляторов рынка, включая весь инструментарий финансово-кредитной и денежной политики. Этот подход отражен в подготовленном правительством плане-прогнозе на 1994 г., цели которого предполагается достичь при помощи более жесткой, чем прежде, финансово-кредитном политики. Заявлено, например, о намерении не ДОПУСТИТЬ дефицита государственного бюджет. Как и в России, центральной является задача борьбы с инфляцией, обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, Несомненно, что реализация правительственной политики будет происходить с немалыми трудностями. 

Новый Президент Украины Леонид Кучма выдвинул свою программу реформ, свое видение стабилизации экономики. Не все ее приняли однозначно. Теперь важно посмотреть, как это будет выглядеть на практике.

МОЛДАВИЯ. В 1993 г. благодаря некоторой стабилизации внутриполитического положения (отношений с Приднепровской республикой, снятия обсуждения вопроса о присоединении к Румынии, замене правительства, проведении в конце года выборов в Beрховный Совет, на которых победили центристские и левы с партии) в республике в более широк их масштабах развернулось осуществлен йена меченных ран ее рыночных преобразований. В целом они развивались по схеме, peализуемой в России и государствах Балтии. В конце года появились признаки улучшения экономического положения-было существенно приостановлено снижение производства и жизненного уровня населении, хотя инфляция оставалась высокой.

Правительство, сформированное новым Верховным Советом, как заявил председатель парламента республики П.Лучинский, не намерено вносить существенные корректировки в программу экономических реформ. При этом он сослался на мнение экспертов авторитетных международных организаций о прогрессивности принятой в 1993 г. программы pеформ. В центр ее поставлены приватизация, привлечение инвестиций, денежная реформа с женкой финансовой политикой для дальнейшего снижения инфляции. До конца 1994г. правительство намечает довести ее до 3-4% Б месяц, или до уровня развитых с ран Европы. По мнению председателя парламента, и республике в настоящее время имеются условия для проведения курса на продолжение реформ и ускорение их темпов. Однако в квартале 1994 г. положение в народном хозяйстве вновь ухудшилось.

В середине мая 1994 г правительство приняло за основу программу деятельности на 1994 -1995 гг. которая включает 9 направлений, сочетающих государственное регулирование и создание условий для развития рыночных отношений. Предполагаются существенные изменения во внешнеэкономической деятельности, структурные изменения в производстве с привлечением иностранных инвестиций, поправки в проведении приватизации, механизме социальной зашиты населения.

Экономические результаты реформ

Общим для государств европейского региона СНГ являлось углубление охватившего их экономического кризиса в результате проводимых реформ. Россия в сравнении с другими крупными государствами этой зоны находится посредине между Белоруссией и Украиной - уступает по основным показателям первой и выглядит в целом лучше второй (на старте реформ в 1992г. их положение, наоборот, было предпочтительным).

В России темпы снижения объема произведенного национального дохода в 1993 г. замедлились по отношению к 1992 г. на треть (с 19 до 12%). В Белоруссии этот показатель в минувшем году практически не изменился; на Украине его падение ускорилось на четверть- до 18% против 14% в 1992г. Ресурсы, которыми располагали эти государства, продолжали сокращаться. Соответственно снижались и объемы предложения, - реальная масса товаров, непосредственно поступающих на рынок, либо еще распределяемых в той или иной форме органами государственного управления. Из этой общей тенденции несколько выпадает Молдавия, которая закончила прошлый год без уменьшения национального дохода.

Экономическое положение государств характеризуется ускорившимся ростом денежных доходов, при падении реальных доходов населения, что при снижении объемов производства отражает оставшуюся несбалансированность рынка и, в частности. усиление инфляционных процессов. В России увеличение денежных доходов ускорилось по отношению к 1992 г. в 1,3 раза, в Белоруссии - более чем в 1,5 раза, на Украине - в 3,2 раза. Но реальная емкость рынка, с учетом продолжающегося повышения цен, не увеличилась (как в России) или еще больше сократилась (Белоруссия, Украина). (См. табл.)

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ**

в % к предшествующему году

Стабильность внутренних рынков стран подрывается непрекращающейся инфляцией. В отличие от России, Правительство которой в прошлом году смогло несколько ужать "инфляционную спираль" (среднемесячные темпы инфляции снижены по сравнению с 1992 г. примерно на треть), на Украине они возросли более чем в 1,5 раза, в Белоруссии - в 1,1 раза. Наиболее поражена инфляцией экономика Украины, где ее среднемесячные темпы в 1993 г, были в 2,3 раза выше, чем в России; в Белоруссии она выше почти в 1,5 раза, хотя в 1992 г. была по отношению к российской умереннее.

Наиболее резкое обострение трудностей видно в финансово-кредитной сфере, реформирование которой занимало центральное место в осуществляемых странами мерах по развитию рыночных отношений. Монетаристские в своей основе программы реформ смещают их проведение прежде всего в область денежной политики и показательно, что именно здесь особенно проявились их провалы.

Выше приводились данные об инфляции, перешедшей на Украине в состояние гиперинфляции. В числе ее причин нужно назвать прежде всего увеличение дефицита государственного бюджета. Во всех трех государствах величина дефицита их консолидированных бюджетов по отношению к ВВП в 1993 г. возросла в 2-3 раза. Первое место по его размерам занимает Украина (17%), далее следуют Россия и Белоруссия.

Первое место принадлежит Украине и по хозяйству банковских кредитов: их сумма в 1993 г. достигла 47% ВВП, что больше, чем в России, в 2,8 раза, и в Белоруссии в 1,6 раза. Россия среди трех указанных государств проводила более жесткую кредитную политику.

Как видно из приведенных данных, определяющая черта современного экономического положения заключалась в высоких темпах инфляции, которые в большинстве стран СНГ в 1993 г. повысились, а в европейских государствах (на Украине, в Белоруссии) поднялись до уровня гиперинфляционных. Скачок инфляции, по существу, был запрограммирован самим содержанием реформ, которые сместили их центр в область институциональных преобразований и финансово-кредитную сферу. Диспропорции дореформенной экономики, дополненные ломкой сложившихся связей в ходе реформ, проявились в ней все менее контролируемым ростом цен, резким ухудшением финансового положения предприятий, растущими трудностями в формировании и исполнении государственных бюджетов, катастрофическим по своим последствиям падением покупательной способности денег.

Проблема инфляции излагается в официальных документах и публикациях довольно односторонне. Инфляция и финансовые трудности подаются, чаще всего как побочное и нежелательное следствие реформ, а не их составной и запрограммированный элемент (последнее не упоминается либо затушевывается). Обходится, например, то обстоятельство, что бюджетные дефициты объективно предопределены проведением реформ, процессами либерализации - сокращением доходов государства из-за снижения объемов производства, внешней торговли, передачей все большей части доходов предприятиям, новым коммерческим структурам, местным органам власти для поддержки и стимулирования их деятельности. Об отказе от использования инфляции как одного из инструментов реформ и очагов формирования рынка ни в одной из программ не говорится. Это вызвано не только сложностью решения задачи, но и тем обстоятельством, что реформы изначально были инфляционно запрограммированы.

Многие акценты смещены и в самой финансовой политике. Основное место в ней по значимости уделяется сокращению государственных расходов, налогообложению и предоставлению разного рода льгот, и фактически отходят на второй план задачи полноты сбора налогов. Так, в России в 1993 г. в бюджет не поступило, по официальным данным, 30% прогнозировавшихся доходов. В других государствах с еще менее налаженной налоговой службой занижение предприятиями своих доходов и уклонение от налогов приобрели еще большие масштабы. Высокие же ставки налогов подрывают заинтересованность предприятий в увеличении объемов производства, доходную базу бюджетов.

Но особенно пагубные последствия имели просчеты реформ во внешнеэкономической политике, вызвавшие отток из стран дефицитных экспортных товаров и валютной выручки. Предоставление предприятиям права самостоятельного выхода на внешние рынки при ослаблении государственного контроля за расчетами и валютными операциями привело к отвлечению из народного хозяйства крупных материальных ресурсов (топлива, сырья и материалов) и конвертируемой валюты, которая осела на их счетах в иностранных банках.

Сведения о размерах подобного кредитования иностранных государств в официальных материалах, как правило, отсутствуют. Такой же пробел имеется и в намечаемых правительствами мерах по финансовому оздоровлению экономики, относимых к так называемым "резервам реформ". В ряде публикаций отмечается, что это упущение не случайно, ибо отражает в косвенной форме поощрение правящими структурами "первоначального накопления капитала" и поддержку образования "нового среднего класса". Согласно имеющимся экспертным оценкам, в России отток капитала сопоставим по абсолютным размерам с суммой обещанной иностранной помощи (включая кредиты международных организаций), в несколько раз превышает объем фактически полученных иностранных кредитов и приближается по своей величине к публикуемым цифрам бюджетного дефицита. Что касается внешнеэкономических связей, то Россия и Украина завершили 1993г. с положительным торговым балансом, причем в России его актив, как следует из превышения экспорта над импортом, увеличился. В Белоруссии объемы вывоза и ввоза в целом совпадали. Эти данные, учитывая сохраняющееся снижение объемов производства, отражают изменение структуры взаимного товарооборота стран Содружества, усиление связи национальных рынков с мировым. При их оценке важно иметь ввиду, что объемы внешней торговли сокращаются. Так, товарооборот России с государствами СНГ уменьшился в 1993 г. на 35-40%.

В начале 1994 г. экономическое положение государств региона продолжало ухудшаться, что прежде всего выразилось в ускорении в большинстве из них снижения уровня промышленного производства и объема розничного товарооборота.

Так, в России выпуск продукции промышленности в январе-марте сократился в сравнении с тем же периодом прошлого года на 24,9% (завесь 1993 г.-на 16%), в Белоруссии -на 34,7% (1993г. -на 11%), на Украине- ua3S,4% (f 993 г-на 12%) , в Молдавии - на 28% (в 1993 г. - имел место рост на4%). Особенно значительным, снижение промышленного производства было на Украине и в Белоруссии, а в России темпы снижения увеличились более чем в 1,5 раза.

Аналогичная тенденция имела место в жизненном уровне населения. Розничный товарооборот за первые три месяца 1994 г. сократился к тому же периоду прошлого года в сопоставимой оценке в Белоруссии на 47.3% (за 1993г.- на21%), на Украине- на 47,6% (1993 г. - на 35%), в Молдавии - более чем в 2 раза (1993 г. - на 33%); в России снижение было сравнительно умеренным - на 2,1 % против 2% роста за прошлый год. В рассматриваемых государствах размер товарных ресурсов сократился одновременно со снижением покупательной способности населения. Наиболее неблагоприятная ситуация в этой области сохранялась в Белоруссии и на Украине.

Как особенность рассматриваемого периода нужно отметить тенденцию к снижению в ряде стран месячных темпов инфляции. В России это снижение было довольно умеренным; более ощутимые результаты в этой области достигну ты на Украине и в Молдавии, где с 40% и выше в конце прошлого года инфляция в марте 1994 г. сведена до 8-5%, т.е. до уровня даже более низкого, чем в России.

Различия в экономическом положении отдельных стран отражают не только достоинства и преимущества осуществляемой их правительствами политики реформ; не менее важными являются в данном случае различия в обеспеченности собственными топливно-энергетическими ресурсами и сырьем, степени включенности народного хозяйства стран в систему общесоюзного разделения труда, а соответственно и неодинаковое влияние на устойчивость их экономики, ослабления и разрыва хозяйственных связей между бывшими союзными республиками В преимущественном положении оказались те из них, которые в значительных объемах осуществляют добычу и экспорт топлива и сырья, где и прежде промышленность и сельское хозяйство сильнее были ориентированы на обеспечение республиканских потребностей.

Факторы, связанные с обоснованностью самих концепций реформ, по Значимости пока находятся, по нашему мнению, на втором месте; их роль объективно может усилиться лишь после того, как будут осуществлены стабилизационные антикризисные мероприятия. 
 
 

__________________

*Социально-экономические преобразования в России: современная ситуация и новые подходы. Совместный доклад отделения экономики Российской Академии наук и международного фонда "Реформа", январь 1994 г.

**Январь-март к тому же периоду 1993 г.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]