Обозреватель - Observer
Экономика

Энергетическая стратегия России до 2010г.

Топливно-энергетический комплекс

Ю.КОРСУН,
заместитель министра Министерства топлива и энергетики Российской Федерации

Совершенствование производственной структуры топливно-энергетического комплекса

В Энергетической стратегии России до 2010 г. говорится, что стремление к экономической эффективности и конкурентоспособности энергетических предприятии России на внутреннем и внешнем рынках неизбежно привезет к крупным перестройкам производственной структуры ТЭК. При этом рассматривались:

  • газовый; 
  • угольный;
  • гидроатомный;
  • другие варианты развития ТЭК.
Оптимизировались их сочетания моделированием конкуренции действующих и новых топливно-энергетических баз на внутренних рынках (по районам страны), на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

Мировая энергетика находится в ожидании технологического прорыва. В этих условиям Энергетическая стратегия России исходит из целесообразности воздержаться в краткосрочной перспективе от массового строительства новых крупных энергетических объектов, требующих к тому же непосильных объемов инвестиций. Основное внимание должно быть сконцентрировано на

  • коренной реконструкции существующих энергообъектов, 
  • энергосбережении, 
  • подготовке к использованию новейших технологий.
Продолжающийся в стране спад производства, опережающий по темпам снижение энергопроизводства, и огромный потенциал экономии энергоносителей благоприятствуют выполнению этой задачи.

Однако чтобы не упустить преимущества очередного технологического прорыва, необходимо существенно усилить (в том числе за счет федерального бюджета) научные исследования и разработки в области новейших энергетических технологий и оборудования, особенно в электроэнергетике и энергосбережении. 

В то же время, учитывая высокую инерционность отраслей ТЭК, необходимо обеспечить достаточные заделы в строительстве производственных мощностей, чтобы обеспечить надежное и эффективное энергоснабжение страны при будущем экономическом подъеме. Однако гарантировать это можно только при коренной структурной перестройке экономики, поскольку ее сложившуюся производственную и технологическую базу непосильно обеспечить энергией при реальных возможностях развития ТЭК.

В перестройке производственной структуры-энергетики Стратегия выделяет два этапа.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ (ближайшие 3-5 лет) конкурентоспособность российских энергоресурсов определяется не столько новыми инвестиционными проектами, сколько способностью предприятий адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внутри России и получить возможности выхода на внешние рынки. В этот период главным является выживание энергопредприятий в условиях нарастающих неплатежей, острого недостатка оборотных средств и прогрессирующего старения основных фондов. По-видимому, эти трудности выдержат крупные объединения типа РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России", но судьба более мелких объединений и самостоятельных предприятий будет во многом зависеть от эффективности правительственных мер по стабилизации положения в ТЭК, от инициативы местных органов власти и самих предприятий.

Такие меры должны включать:

  • смягчение кризиса неплатежей путем выплаты государственных задолженностей бюджетным предприятиям-потребителям энергоресурсов, совершенствование вексельной системы расплаты за энергоресурсы, в частности, путем их принудительного погашения акциями предприятий-должников;
  • проведение государственной политики цен в сфере энергоносителей, обеспечивающей самофинансирование отраслей ТЭК и достаточное влияние на повышение эффективности энергоиспользования, имея в виду, что динамика приближения цен на энергоносители к мировому их уровню должна осуществляться с учетом адаптации всех ведущих секторов российской экономики;
  • создание в распоряжении федеральных и региональных органов власти и самих акционерных обществ специализированных инвестиционных фондов за счет отчислений из себестоимости продукции с правом их использования только для капитальных вложений в энергетику и энергосбережение;
  • создание из рентных платежей ТЭК страхового фонда социальной поддержки работников стагнируемых или закрываемых топливно-энергетических предприятий.
Успешное действие названных и других антикризисных мер позволит на рассматриваемом этапе:
  • приостановить начавшийся спад добычи газа, восстановить в 1995-1996гг. ее докризисный уровень и наращивать добычу газа в освоенных регионах с расширением пропускной способности действующих газопроводов и сооружением нового экспортного газопровода через Белоруссию и Польшу в Центральную Европу;
  • замедлить и в 1996-1997 гг. остановить (на уровне 270-300 млн. т в год) спад добычи нефти и конденсата, продолжить реконструкцию нефтеперерабатывающей промышленности с увеличением глубины переработки нефти до 67% в 1997 г. и повышением качества нефтепродуктов;
  • остановить к концу этапа общий спад добычи угля на уровне 260-270 млн. т в год при продолжении структурной перестройки отрасли в пользу увеличения открытой добычи угля в восточных районах страны, при постепенном контролируемом сокращении его шахтной добычи и закрытии нерентабельных предприятий; 
  • существенно повысить энергетическую и экономическую эффективность электроэнергетики путем вывода из эксплуатации и реконструкции устаревшего и изношенного оборудования с увеличением доли комбинированной выработки электроэнергии и тепла и сокращением при спаде электропотребления в основном конденсационной выработки электроэнергии;
  • сохранить выработку электроэнергии АЭС в районах их экономической эффективности с уменьшением ее в остальных районах соответственно снижению электропотребления;
  • стимулировать интерес потребителей к использованию альтернативных, в том числе нетрадиционных, возобновляемых источников энергии.
Предлагаемая в Энергетической стратегии динамика производства энергоресурсов позволит не только полностью обеспечить внутреннее энергопотребление России, но и несколько увеличить к концу этого этапа экспорт энергоресурсов с улучшением его структуры в пользу преобразованных энергоносителей.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (до конца рассматриваемого периода) совершенствование производственной структуры ТЭК будет обеспечиваться условиями конкурентоспособности российских энергоресурсов на рынках дальнего и ближнего зарубежья с энергоресурсами других районов мира и на внутренних рынках (по районам страны), исходя из конкуренции крупных федеральных энергетических компаний между собой и с местными топливно-энергетическими предприятиями.

Важной задачей ТЭК на этом этапе является восстановление своих позиций на мировом энергетическом рынке в объемах, отвечающих объективной эффективности российских энергоресурсов и задачам подъема экономики страны и благосостояния населения. Однако анализ и прогноз энергетических рынков Европы и Дальнего Востока показывают, что в обозримой перспективе экспорт энергоресурсов из России не превысит 60-70% от максимального уровня 1988 г.

С учетом рассмотренных прогнозов конъюнктуры внутреннего и внешних рынков в Энергетической стратегии разработаны необходимый и максимальный сценарии развития ТЭК и его отраслей, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Сценарии производства первичных энергетических ресурсов

Необходимое развитие ТЭК определено так, чтобы гарантированно обеспечить энергетические нужды России при пониженном энергопотреблении (т. е. максимальном энергосбережении) и умеренном экспорте энергоресурсов. Максимальное развитие ТЭК потребуется, если при повышении энергопотребления (т. е. при вероятных объемах энергосбережения и развития экономики) сложатся благоприятные условия для высокого экспорта российских энергоресурсов.

Оба сценария производства энергоресурсов реализуют по сути одну стратегию развития ТЭК, но различаются сроками, масштабами и в некоторых случаях очередностью освоения отдельных топливно-энергетических баз.

Состояние сырьевой базы является одним из важнейших факторов, определяющих перспективы развития и эффективность ТЭК России.

К настоящему времени

  • разведанность европейских районов России и Западной Сибири достигает 65-70% по нефти и 40-45% по газу;
  • Восточная Сибирь и Дальний Восток разведаны только на 6-8%;
  • шельфы морей - лишь на 1 %.
Но именно на эти труднодоступные регионы (включая север Тюменской и Архангельской областей) приходитсяоколо46% перспективных и более 50% прогнозных ресурсов нефти и около 80% природного газа. Это настоятельно требует увеличения масштабов геологоразведочных работ по нефти и газу для создания прочной сырьевой базы экономики страны.

Главным приоритетом в добыче топлива во всей рассматриваемой перспективе будет природный газ, обеспечивающий свыше половины всего производства первичных энергоресурсов в стране.

В сценарии необходимого развития ТЭК газовая промышленность до 2003-2005 гг. сможет развиваться без освоения крупных новых топливных баз, максимально используя средние и даже малые месторождения в освоенных газодобывающих районах или в непосредственной близости от потребителей.

В максимальном же сценарии уже к 2000 г. потребуется первая очередь нового Ямальского газодобывающего района, то есть уже в 1995 г. необходимо начать крупнейшую инвестиционную программу (рис. 1).

При всех сценариях потребуется:

  • выполнить коренную реконструкцию Единой системы газоснабжения с целью улучшения ее энергетической и экономической эффективности;
  • развить систему подземных газохранилищ для повышения надежности и маневренности газоснабжения народного хозяйства;
  • кратно увеличить извлечение полезных компонентов из добываемого газа (прежде всего конденсата, этана и других углеводородов);
  • ускорить газификацию сельских районов и использование газа в качестве моторного топлива.
Другой важнейший приоритет в развитии нефтегазового комплекса - модернизация и коренная реконструкция нефтеперерабатывающей промышленности, чтобы вывести эту отрасль на современный мировой уровень и на этой основе удовлетворить потребность России в моторных топливах, провести полноценную реформу цен на энергоносители, расширить емкость внутреннего рынка природного газа за счет замены им мазута в электроэнергетике и повысить эффективность экспорта жидкого топлива.

Программа коренной реконструкции нефтеперерабатывающей промышленности рассчитана на 12-14 лет и будет осуществляться поэтапно. Для стабильного обеспечения народного хозяйства моторным топливом необходимо удержать объемы нефтепереработки на уровне не менее 200-220 млн. т в год с увеличением глубины переработки нефти до 75% в 2000 г. и до 83-84% в 2010 г. (рис. 2).

Важнейшей задачей остается улучшение снабжения потребителей нефтепродуктами. В кратчайшие сроки необходимо существенно расширить сеть автозаправочных станций, увеличить их число примерно в два раза уже к 2000 г. Развитие сети автозаправочных станций в целях создания конкурентной рыночной среды целесообразно осуществлять как за счет средств нефтяных компаний и их дочерних фирм, так за счет более широкого привлечения частного капитала.

Как показывают оптимизационные расчеты, при имеющихся и прогнозных характеристиках запасов нефти экономически оправданный уровень ее добычи в России составляет 310-320 млн.т в год при низких протезах мировых цен на нефть и до, 350 млн. тв год - при высоких (рис. 3). Эти дополнительные объемы добычи нефти целесообразно ориентировать на экспорт в дальнее и ближнее зарубежье преимущественно в виде нефтепродуктов.

Энергетическая стратегия исходит из того, что угольная промышленность по-прежнему будет играть важную роль в топливном энергообеспечении России, хотя реструктуризация отрасли является трудоемкой задачей, требующей максимальной осторожности и всестороннего учета социальных факторов.

Главной задачей угольной промышленности является удовлетворение перспективного рыночного спроса на этот энергоноситель при минимально возможном вмешательстве государства в функционирование предприятий отрасли и приемлемых социальных, а также экологических последствиях ее производ-ственной и экономической деятельности.

В сценарии необходимого развития ТЭК добыча угля снижается вплоть до 2005 г., причем особенно быстро - в европейских районах страны (рис. 4). Рис. 3. Добыча нефти Рис. 4. Добыча угля 

Увеличение добычи в этих условиях ожидается на разрезах Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов для снабжения районов Сибири и отчасти Урала при все большем замыкании остальных бассейнов и месторождений на обеспечении углем преимущественно местных потребителей.

В максимальном сценарии подъем добычи угля в стране прогнозируется уже к 2000 г. с ускорением его в последующий период при преимущественном развитии Кузбасса и КАТЭКа, главным образом для топливоснабжения электростанций.

Для повышения конкурентоспособности угля и минимизации размеров государственной поддержки развития и функционирования угольной промышленности необходимо существенное повышение экономической эффективности предприятий и отраслей в целом, в частности, резкое улучшение качества продукции путем сортировки, переработки и обогащения углей. Нои при этом, исходя из складывающихся мировых и внутренних цен на уголь, а также требований к качеству угля на зарубежных рынках, нет оснований прогнозировать существенное увеличение экспорта российских углей.

Государственная поддержка отрасли будет оказываться как непосредственно через федеральный бюджет, так и через специальный федеральный фонд поддержки угольной промышленности, формируемый на налоговых началах.

При максимальном энергосбережении (сценарий необходимого развития ТЭК) в электроэнергетике можно будет обойтись почти без строительства новых электростанций за счет коренной реконструкции действующих.

В этих условиях можно не строить новые конденсационные электростанции, обеспечивать вводы новых блоков АЭС в основном в темпе вывода из эксплуатации реакторов ВВЭР первых поколений и РБМК, а развитие электроэнергетики вести путем строительства ТЭЦ малой и средней мощности и реконструкции электростанций преимущественно на газотурбинные и парогазовые установки. Более того, при этих условиях не составит особой проблемы и снижение мощности АЭС в случае задержки освоения атомных реакторов нового поколения. 

Исключение составит строительство ряда малых АЭС в удаленных северных и восточных районах (в том числе, возможно, и подземных на базе судовых реакторов) (рис. 5). Рис. 5. Потребление органического топлива электростанциями 

В отличие от этого, при максимальном развитии ТЭК потребуются значительные усилия не только по реконструкции, но и наращиванию мощности всех типов электростанций с ориентацией их на разные виды энергетических ресурсов.

Этот гораздо более дорогой сценарий развития электроэнергетики потребует наряду с реконструкцией действующих и строительством новых ТЭЦ на газе увеличения мощности АЭС в районах дорогого топлива и строительства нескольких мощных конденсационных электростанций на Канско-Ачинском и кузнецком угле в Сибири, на Урале и, возможно, в Поволжье.

Мощность гидроэнергетики в отдельных районах страны, в частности на Дальнем Востоке, может значительно вырасти за счет более полного использования энергетического потенциала рек и строительства каскада средней по мощности ГЭС (рис. 6). Рис. 6. Производство электроэнергии 

Во всех сценариях потребуется дальнейшее развитие электронного транспорта энергии, в том числе усиление единой электроэнергетической системы России путем сооружения ЛЭП сверхвысоких напряжений, для чего потребуются меры государственной поддержки.

При всех условиях развития электроэнергетики первостепенное значение приобретает задача демонополизации энергетического рынка путем создания независимых производителей электроэнергии на базе установок газотурбинного цикла, оборудования, использующего перепад давления природного газа в газораспределительных системах и на газоредукционных установках и др. с привлечением финансовых ресурсов коммерческих структур наряду с региональными, общероссийскими и международными ресурсами.

Особое внимание в Стратегии уделено коренному преобразованию теплового хозяйства России как одной из самых запущенных сфер ТЭК, обладающей большим потенциалом энергосбережения. Главным направлением здесь будет развитие централизованного теплоснабжения преимущественно за счет источников средней и небольшой мощности с комбинированием выработки электроэнергии и тепла при ориентации главным образом на использование газового топлива. Большое внимание в Энергетической стратегии уделяется также развитию на передовой технологической основе малой энергетики и использование местных видов топлива и нетрадиционных возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов. Суммарная доля этих источников энергии в энергобалансе отдельных регионов со значительной долей децентрализованных потребителей может стать значительной.

За счет их массового использования к 2010 г. наполовину может быть сокращен завоз топлива в удаленные районы Крайнего Севера, а для большинства районов с малой плотностью распределительных сетей использование возобновляемых энергоресурсов обеспечит повышение надежности энергоснабжения за счет дублирования традиционных энергоисточников.

Недостаточный технический уровень производственной базы ряда звеньев ТЭК обусловливает необходимость скорейшего ее перевооружения на новой технической основе В связи с этим повышаются требования к отраслям машиностроения, обеспечивающим научно-технический прогресс и эффективность в топливно-энер-гетическом комплексе.

Предприятия тяжелого, нефтяного, энергетического, электротехнического машиностроения обладают существенным производственным и научно-техническим потенциалом.

Номенклатура выпускавшегося до последнего времени оборудования для нефтяной, газовой и угольной промышленности, электро- и теплоэнергетики в основном удовлетворяла потребности указанных отраслей. Вместе с тем технический уровень некоторых видов продукции и объемы производства не полностью соответствовали требованиям заказчиков. Многие виды продукции для отраслей ТЭК уступают по своим техническим и экономическим параметрам и конструктивным характеристикам лучшим зарубежным аналогам, особенно по таким показателям, как надежность, безопасность, экологичность и энергетическая эффективность.

В современных условиях при спаде производства в отраслях ТЭК и уменьшении спроса на машиностроительную продукцию, для сохранения производственного потенциала машиностроения представляется необходимым проведение государственными органами управления, органами управления ТЭК, его крупными предприятиями и объединениями политики. Поддержка машиностроительного комплекса может быть реализована путем

  • создания совместных предприятии и акционерных обществ, учредителями которых должны быть как потребители, так и создатели продукции, осуществляющие совместное финансирование создания новой техники, а также сервисное обслуживание и ремонт эксплуатируемых в отраслях ТЭК технических средств;
  • введения законодательных актов, стимулирующих инвестиции в техническое перевооружение и развитие производства, разработку и создание новой техники и технологии;
  • введения льготного налогообложения и льготной кредитной политики в этой области.
Необходимо повышение заинтересованности территорий в развитии предприятий ТЭК и обеспечение их современной машиностроительной продукцией для сохранения надлежащего технического уровня систем местного энергоснабжения.

С учетом мер по конверсии оборонных предприятий и при создании государством необходимых условий отечественное машиностроение в предстоящие 5-7 лет может в основном обеспечить отрасли ТЭК необходимыми видами машин и оборудования, конкурентоспособными с зарубежными аналогами. 

Энергетическая стратегия ориентирует строительно-монтажный комплекс страны на обеспечение прогнозируемых объемов развития отраслей ТЭК.

Основной объем строительно-монтажных работ ожидается после 2000 г., а на ближайший период в связи с минимальными инвестиционными возможностями главная задача - сохранить и переоснастить имеющиеся строительные базы и строительно-монтажные организации. При этом, исходя из основных направлений Стратегии, следует ориентироваться на техническое перевооружение и строительство малых и средних энергетических объектов.

В первую очередь речь идет о сооружении распределительных сетей для сельской газификации и электрификации. В то же время необходимо обеспечить строительство крупных нефтяных терминалов, новых газопроводов, особенно в экологически ранимых районах Севера, новых крупных подземных хранилищ газа в европейских регионах России.

Энергетическая стратегия предусматривает устранение территориальных диспропорций в размещении объектов энергетики, рационализацию схемы перевозок топлива разными видами транс порта. В условиях быстро растущих тарифов на железнодорожные перевозки потребуется предварительная подготовка грузов (в частности, обогащение угля), а также расширение сети продуктопроводов для транспорта высококачественных энергоносителей.

Особое значение приобретают вопросы надежности и живучести систем топливо- и энергоснабжения в условиях чрезвычайных ситуаций, провоцируемых техногенными, природными и политическими катаклизмами.

Новые экономические условия, снижение централизующей роли государства, возможное банкротство предприятий требуют нового подхода к формированию кадровой политики. Необходима подготовка специалистов более широкого профиля, легче адаптирующихся к изменению профессии, а также подготовка кадров новых специальностей: менеджеров, экономистов, юристов и экологов, хорошо ориентирующихся в энергетике и энергоснабжении. Необходима психологическая подготовка кадров к условиям вахтовой работы, а также большая регионализация в размещении вузов и учебных центров.

Региональная энергетическая политика

Среди важнейших приоритетов Энергетической стратегии особое место занимает региональная энергетическая политика, отражающая те принципиальные изменения, которые происходят в экономическом укладе и в государственном устройстве России.

Большинство регионов России не обеспечено в достаточном объеме собственными энергоресурсами и со временем их дефицитность будет возрастать.

Энергоизбыточными на рубеже второго и третьего тысячелетий останутся только несколько регионов:

  • Тюменская нефтегазоносная провинция,
  • КАТЭК,
  • Кузбасс,
  • ряд районов Восточной Сибири,
  • в более отдаленной перспективе - Север Европейской части России, включая Тимано-Печорский бассейн и шельф арктических морей.
Таким образом, объективной материальной основой региональной энергетической политики выступает единение интересов энергоизбыточных и энергодефицитных регионов. Но при этом региональная политика должна учитывать принципиальные различия условий энергообеспечения и структуры топливно-энергетических балансов таких макрорегионов (зон) страны, как северные, южные и центральные районы Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток и районы Крайнего Севера.

Энергетическая стратегия предусматривает индивидуальный подход к развитию топливных баз и энергообеспечению основных регионов страны. Основой для этого, естественно, являются размеры и структура спроса на энергетические ресурсы.

В рассматриваемой перспективе не ожидается крупных изменений в размещении энергопотребления по территории страны, хотя уже и обозначится тенденция его перемещения в районы более дешевого топлива. В результате доля энергопотребления в районах наиболее дорогого топлива - Северо-Кавказском и Дальневосточном - несколько уменьшится, а в районах Сибири - возрастет. В связи с конверсией оборонных отраслей промышленности значительно снизится удельный вес в суммарном энергопотреблении Центрального района и Урала (табл. 2).

Таблица 2

Доля энерго- и электропотребления районов в общем энергопотреблении России

Сохранится также значительная дифференциация регионов России по удельному потреблению первичных энергоресурсов и электроэнергии, обусловленная различием климатических условий и, главное, размещением и структурой производства. Процесс совершенствования производственной структуры народного хозяйства в рассматриваемой перспективе уже обозначился, но еще не сможет внести существенный вклад в выравнивание душевых показателей энергопотребления по районам страны.

Различия регионов по размерам и структуре энергопотребления не идут в сравнение с их дифференциацией по возможностям производства энергоресурсов.

Безусловным лидером в этом отношении является Сибирь, заслуживающая разработки целостной региональной энергетической стратегии. Большие диспропорции в размещении потребителей и производства энергоресурсов порождают во всей рассматриваемой перспективе огромные межрегиональные (на дальность до 4000 км) перетоки топлива.

Основным поставщиком нефти во всей рассматриваемой перспективе остается Западно-Сибирский регион, несмотря на снижение здесь уровней добычи, традиционно вывоз нефти будет осуществляться по двум направлениям: восточному и западному.

Интенсивность передачи нефти в восточном направлении (Восточная Сибирь и Дальний Восток) достигнет максимума в 2000- 2005гг., после чего начнет снижаться. Это связано с ожидаемым ростом добычи нефти в этих регионах: начиная с 2000 г. появляется возможность организации поставок собственной нефти Восточной Сибири на НПЗ Дальнего Востока. Такая ситуация, а также рост добычи дальневосточной нефти обеспечит экспортные поставки нефти с Дальнего Востока к 2010 г. в объеме 4-4,5 млн. т при удовлетворении внутренних потребностей региона.

На западном направлении выделяются Уральский, Поволжский и Северо-Кавказский районы, потребности которых в нефти и нефтепродуктах стабильно увеличиваются. Здесь имеется собственная добыча нефти, но она недостаточна для удовлетворения потребностей. Тем не менее нефть из Уральского и Поволжского, а также Северного регионов будет продолжать играть активную, но все убывающую роль на общероссийском рынке, а также в вывозе за рубеж.

Стратегия размещения переработки нефти направлена на самообеспечение регионов моторными топливами и, по возможности, другими нефтепродуктами. Для этого необходима коренная реконструкция действующих и сооружение новых нефтеперерабатывающих нефтезаводов преимущественно малой мощности.

Основным поставщиком природного газа на межрегиональный рынок также является Западно-Сибирский экономический район. В отличие от нефти в схеме потоков газа отсутствует восточное направление. Обеспечение перспективных потребностей Восточной Сибири и Дальнего Востока зависит от возможностей собственной добычи. По оценкам, после 2000 г. появится возможность экспорта природного газа с Дальнего Востока.

Западное направление поставок газа на внутри российские нужды и экспорт обеспечивается единой системой газоснабжения. Помимо Западной Сибири важную роль в обеспечении газоснабжения будут играть Уральский (оренбургский газ) и Поволжский (астраханский и саратовский газ) регионы.

Интенсивность потоков газа и углей по территории страны в основном зависит от их конкуренции на электростанциях. Анализ технико-экономических показателей АЭС и электростанций на газе, кузнецком и канско-ачинском углях показал конкурентоспособность электростанций на кузнецком угле в Поволжье и восточной части Центрального района и канско-ачинского угля на Урале, в Волго-Вятском районе и на Дальнем Востоке.

Межрегиональные потоки углей формируют в основном перевозки кузнецкого угля. Таким образом, главным источником твердого топлива для районов Европейской части России (как и в случае с нефтью и газом) является Сибирь.

Потребности в твердом топливе Восточной Сибири и Дальнего Востока будут обеспечиваться в основном собственной добычей. Такую же роль будет играть Печорский угольный бассейн для Севера Европейской части России.

Другим объективным фактором, отражающим необходимость региональной энергетической политики, является федеративное устройство России, предполагающее разделение властных функций, прав собственности и ответственности за топливо и энергообеспечение регионов между федеральными органами и субъектами Федерации. Заинтересованность регионов в устойчивом и эффективном энергоснабжении с целью обеспечения своих социальных, экономических и экологических задач должна стать основой оптимизации системы энергоснабжения всей страны.

Необходимость действенной региональной энергетической политики обусловлена также особой ролью топливно-энергетического комплекса как важнейшего фактора хозяйственной и политической интеграции страны через дальнейшее развитие технологически единых федеральных энергетических систем (электроэнергетических, газо- и нефтеснабжаюших) и создание условий (механизмов экономического взаимодействия) для взаимовыгодного сотрудничества энергоизбыточных и энергодефицитных районов России, а также Федерации в целом. 

При этом должны быть учтены региональные особенности демографической политики, наличие трудовых ресурсов необходимой квалификации и меры по обеспечению социальных условий и соответствующему повышению производительности труда. Энергетическая стратегия разграничивает порядок управления энергетикой в Центре и на местах.

Федеральные государственные органы в директивном порядке 

  • осуществляют контроль за деятельностью федеральных энергетических систем и атомной энергетикой;
  • управляют стратегическими запасами энергетических ресурсов;
  • разрабатывают стандарты и нормативы безопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок;
  • организацию государственного надзора за их соблюдением;
  • ведут лицензировавшие экономической деятельности субъектов ТЭК.
К совместному ведению федеральных органов и субъектов Российской Федерации относятся: 
  • лицензирование деятельности предприятий по освоению месторождений природных ресурсов, предприятий, действующих в составе федеральных энергетических систем, а также объектов атомной энергетики;
  • определение условий лицензирования деятельности энергетических предприятий, ответственных за надежное топливо- и энергоснабжение потребителей и контроль за соблюдением выданных лицензий; 
  • организация энергоснабжения в условиях чрезвычайных обстоятельств. В исключительном ведении субъектов Российской Федерации находятся;
  • порядок функционирования объектов, не входящих в состав федеральных энергетических систем;
  • выдача лицензий на строительство новых и расширение действующих топливно-энергетических объектов и отвод земель для них;
  • принятие дополнительных требований к экологической безопасности и энергоэффективности объектов, расположенных на подведомственной территории.
Федеральные органы не вмешиваются в хозяйственную деятельность энергетических предприятий в регионах за исключением чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Основные цели формирования региональной энергетической политики:

  • Достижение консенсуса между интерес амифедеральных и региональных органов власти, предприятий топливно-энергетического комплекса и потребителями энергоресурсов в отношении путей и темпов развития триады: экономика - энергетика - среда обитания (экология) - путем сочетания естественного стремления регионов к самообеспечению конечными энергоносителями, самоуправлению энергоснабжением потребителей с сохранением органического единства топливно-энергетического комплекса России; 
  • Четкое разделение обязанностей, прав и ответственности по управлению энергетикой между федеральными и региональными органами власти, передача из Центра в регионы всех тех полномочий, которые необходимы им для обеспечения надежного и бесперебойного энерго- и топливо обеспечения своей территории. За снабжение регионов топливом и энергией в первую очередь отвечают региональные органы исполнительной власти. Задачи федеральных органов, в первую очередь Минтопэнерго России, - создать в регионах такие условия, которые бы обеспечивали выполнение этих функций, и осуществить координацию межрегиональных энергетических связей внутри России;
  • Рациональное (максимально эффективное) использование местных и поставляемых в регионы топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающих повышение эффективности отраслей и предприятий народного хозяйства, и как следствие этого подъем жизненного уровня населения;
  • Счетание рационального использования местных энергоресурсов с участием вместе с другими субъектами Федерации и федеральными структурами в создании межрегиональных топливно-энергетических баз и систем транспорта энергоносителей на долевых началах.
Необходимым условием для успешной реализации региональной энергетической политики является законодательное разграничение хозяйственно-политической компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации.

Для достижения основных целей региональной энергетической политики Энергетическая стратегия предусматривает наделение региональных органов управления энергетическим хозяйством следующими функциями:

  • разработка и реализация региональных энергетических программ (комплексных программ топливо- и энергообеспечения регионов) с формированием в этих целях необходимых инвестиционных фондов, органов управления программами и соответствующих научно-консалтинговых структур;
  • проведение активной энергосберегающей политики на основе создания региональных программ, фондов и центров энергосбережения;
  • формирование регионального рынка энергоресурсов, создание конку рентной среды на нем путем приоритетной поддержки "малой энергетики", независимых производителей топлива и энергии, в первую очередь использующих местные энергоресурсы, создающих новые генерирующие мощности в энергетике и освоение источников возобновляемой энергии с привлечением финансовых ресурсов коммерческих структур и потенциальных потребителей топлива и энергии;

  • проведение региональной политики налогообложения как производителей, так и потребителей энергоресурсов, в том числе предоставление налоговых льгот по местным налогам и субсидий, применение штрафных санкций за неэффективное расходование энергоресурсов и нарушение местных экологических требований;

  • государственное регулирование на своей территории тарифов на электроэнергию и тепло; участие региональных органов в управлении акционерными предприятиями, государственные пакеты акций которых закреплены в федеральной собственности;
  • участие в разработке и реализации программ санации убыточных и бесперспективных предприятий ТЭК;
  • создание, при необходимости, специальных региональных органов управления ТЭК, ответственных за разработку и реализацию региональной энергетической политики.
Новый организационно-экономический механизм управления развитием энергетики в регионе должен опираться на: 
  • экономические методы управления
  • правовые и нормативные акты государственного регулирования с учетом расширения самостоятельности субъектов Федерации и приватизации хозяйственных объектов топливно-энергетического комплекса
Научно-техническая и экологическая политика

Исходя из задач структурной перестройки отраслей ТЭК и новых экономических условий, научно-технический прогресс в энергетике должен пойти по трем основным проявлениям:

  • освоение новых энергетических технологий межотраслевого характера;
  • создание нового, более эффективного оборудования для отдельных отраслей;
  • усовершенствование действующей техники на предприятиях ТЭК. К первому направлению, нуждающемуся в наибольшей государственной поддержке, относятся:
  • технологии комплексной добычи и переработки углеводородного сырья из трудноизвлекаемых запасов; . .
  • экологически чистые технологии использования угля;
  • газотурбинные установки для газоперекачки большой и особенно малой электроэнергетики;
  • регулируемый электропривод;
  • новые, в том числе синтетические, виды топлива и др. Необходимы фундаментальные исследования и научно-исследовательские разработки с ориентацией на технологические проекты в области термоядерной и космической энергетики, использования сверхпроводимости, аэрогеофизики, изучения строения недр и условий образования углеводородов.
Работы второго и третьего направлений должны проводиться при поддержке государства, нов основном силами энергетических компаний. Их спектр весьма широк и достаточно представлен в Стратегии. Общим требованием к ним является экономическая эффективность при высокой степени использования природных ресурсов, сырья и материалов. Осуществление их должно одновременно давать комплексное решение экологических проблем отраслей ТЭК, их надежности и живучести.

Реализация этих направлений требует новой организации и финансирования научно-технической деятельности. В Стратегии предусматривается создание аналитических центров, оценивающих мировые тенденции развития техники и технологий будущего для формирования прогнозов и научно-технического прогресса в энергетике и планов его государственной поддержки.

На базе существующих организаций необходимо создание межотраслевых и региональных научных центров и консорциумов для разработки комплексных проблем энергетики.

Эти центры, а также центры, выполняющие преимущественно межотраслевые работы, должны финансироваться на средства внебюджетного фонда НИОКР, аккумулируемого преимущественно в Минтопэнерго России.

Узкоотраслевые научные организации должны войти в состав акционерных компаний и формировать свои планы и бюджеты на основе конкретных заказов и договоров.

Для успешной реализации новых научных разработок должны развиваться венчурные фирмы с долевым участием самих разработчиков и потенциальных изготовителей и потребителей новой продукции, формироваться демонстрационные зоны, техно-парки и технополисы. Экологическая политика направлена на сокращение техногенного воздействия ТЭК на окружающую природу. Сегодня на долю предприятий ТЭК приходится:

  • около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу; 
  • до 36% сточных вод;
  • свыше 30% твердых отходов.
Значительная роль в снижении загрязнений окружающей среды отводится оптимизации топливно-энергетического баланса с максимально возможным энергосбережением и рационализацией состава и размещения производств с учетом экологических ресурсов регионов. Необходим постоянно действующий мониторинг экологической обстановки в основных районах добычи энергоресурсов (Западная Сибирь, Кузбасс и др.) и переход от нормирования предельно допустимых выбросов к предельно допустимой устойчивости природной среды к техногенным воздействиям ТЭК.

При формировании технологической политики необходим переход от техники улавливания выбросов вредных веществ к предотвращению образования этих веществ по всей цепочке преобразований энергии.

Должен стимулироваться переход к безотходным производствам путем утилизации попутного газа на нефтяных месторождениях и в шахтах, использования шлама бурения и золошлаковых отходов электростанций (как вновь образуемых, так и находящихся в золоотвалах) для строительства.

Для создания правовой базы экологической политики предусматривается в ближайшие годы утвердить необходимую нормативную документацию на основе системы оценки воздействия на окружающую среду. Реализация этих мероприятий должна обеспечить к 2010 г. сокращение на 30-40% выбросов в атмосферу вредных веществ и уже к середине 90-х годов стабилизацию выбросов в атмосферу парниковых газов для уменьшения воздействия на климат Земли. 

Необходим постоянно действующий мониторинг экологической обстановки в основных районах добычи энергоресурсов (Западная Сибирь, Кузбасс и др.) и переход от нормирования предельно допустимых выбросов к предельно допустимой устойчивости природной среды к техногенным воздействиям ТЭК.

Внешнеэкономическое сотрудничество и энергетическая дипломатия

Энергетическая стратегия России исходит из того, что внешнеэкономическое сотрудничество может стать важным дополнительным фактором стабилизации положения в ТЭК страны и его дальнейшего эффективного развития, одновременно обеспечивая России важную роль в удовлетворении потребностей в энергоресурсах (особенно в природном газе) большинства европейских стран и ряда других регионов мира. 

Стратегической целью внешнеэкономического сотрудничества в ТЭК является значительное повышение его эффективности путем изменения структуры присутствия России на зарубежных энергетических рынках и создания необходимых условий по привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций для становления и повышения конкурентоспособности добычи и производства энергоносителей в Российской Федерации.

Для достижения этой цели необходимо:

  • создание условий для реализации эффективной ценовой политики;
  • продвижение на новые платежеспособные рынки;
  • переход от экспорта первичных энергоносителей к экспорту продуктов их переработки;
  • совершенствование контрактно-договорной базы межгосударственных отношений, включая систему гарантий платежей, принятую в международной практике;
  • расширение участия российских производителей энергоресурсов в розничной торговле ими в странах-импортерах;
  • создание стабильной законодательно-правовой среды, привлекательной для экономических интересов зарубежных инвесторов на приемлемых для России условиях;
  • урегулирование валютно-финансовых проблем в долгосрочном плане с кредиторами и должниками;
  • обеспечение эффективной защиты внешнеэкономических интересов России путем создания действенного валютного, экспортного, таможенного контроля, разумной налоговой политики и др.
В отличие от СССР, бывшего крупнейшим в мире экспортером энергоресурсов, но использовавшим огромные валютные поступления для поддержания военного противостояния в условиях "закрытой" экономики, экспортная политика России будет максимально содействовать интеграции отечественной экономики в мирохозяйственные отношения.

Это означает, с одной стороны, необходимость сближения внутренних и мировых цен на энергоресурсы и другие виды продукции (и, конечно же, уровней оплаты труда), а с другой - возможности широкого доступа иностранных инвестиций (вместе с технологиями и методами организации работ) к освоению наших энергетических ресурсов, в том числе для нужд экспорта.

Обе эти особенности в корне изменят отношение к оценке эффективности экспортных проектов, заменив прежнюю практику "получения валюты любой ценой" тщательным экономическим обоснованием каждого проекта независимо от того, в какой мере его продукция пойдет на экспорт. 

Основными принципами взаимоотношений с зарубежными партнерами Энергетическая стратегия провозглашает следующие: отношения со всеми зарубежными государствами, организациями и фирмами строятся, исходя из национальных интересов Российской Федерации, на взаимовыгодных началах. Признавая равные возможности отечественных и зарубежных структур, государство сохраняет за собой право оказывать протекционистскую поддержку национальным предприятиям; особое значение имеют отношения со странами СНГ. Допускаются любые формы участия иностранного капитала в топливно-энергетическом комплексе России: 

  • иностранные кредиты, в том числе под залог месторождений топливно-энергетических ресурсов;
  • создание совместных предприятий с расчетом за внесенный капитал частью добытых, произведенных и сэкономленных энергоносителей; 
  • сдача месторождения в концессию и иные формы за исключением ограничений, предусмотренных законодательством России и субъектов Федерации;
  • участие национального капитала в предприятиях топливно-энергетического комплекса зарубежных стран, направленного на повышение эффективности и надежности энергообеспечения отечественных потребителей.
В целях контроля со стороны государства за внешнеэкономической деятельностью субъектов ТЭК и процессами ценообразования на топливо и энергию на внутреннем рынке Правительство Российской Федерации устанавливает экспортные пошлины на продукцию ТЭК. Исходя из этих целей и принципов в Энергетической стратегии, предусматривается в течение всей рассматриваемой перспективы сохранение значительных объемов экспорта энергоресурсов, особенно природного газа и жидкого топлива как в страны ближнего, так и дальнего зарубежья.

Особо следует сказать о возможностях поставок природного газа. Обеспечивая уже сейчас 35% его мирового экспорта, Россия может и должна играть активную роль на внешних рынках газа, в частности, существенно влияя на конъюнктуру европевского рынка и формируя дальневосточный рынок сетевого газа (рис. 10). Не исключена возможность выхода России на мировой рынок сжиженного природного газа. Для обеспечения прогнозируемого экспорта газа понадобится освоение уникальных газовых месторождений полуострова Ямал и шельфа Баренцева моря. Это интернациональные проекты как по масштабам, так и по значимости, и успешность их реализации будет зависеть от всех участвующих в них сторон.

В перспективе возрастут межсистемные перетоки электроэнергии между Россией и зарубежными государствами, потребуется организация совместной работы энергосистем России, стран СНГ и Восточной Европы с межгосударственными энергетическими объединениями Западной Европы. 

Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также объективно влиятельное положение российского ТЭК в мировой энергетической системе выдвигают энергетический фактор в число основных элементов, на которые опираете я российская дипломатия в стремлении усилить реальное участие России в мировых делах.

Одним из инструментов такого участия является Европейская энергетическая хартия и соответствующие протоколы к ней. Энергетика и различные аспекты международного обращения энергоносителей. включая экспорт, импорт, транзит, двусторонние и многосторонние льготы и ограничения, договоренности о взаимодействии двух или группы стран в общих интересах или в целях давления на третьи страны или группы стран, - все эти факторы приобретают возрастающую значимость в международной политике, в том числе и во внешней политике России. Особо важное значение они имеют во взаимоотношениях между бывшими республиками СССР, где состояние сотрудничества в области энергетики зачастую определяет общее социально-политическое положение отдельных стран, в том числе и России.

В отношениях с дальним зарубежьем внешнеполитическое обеспечение Энергетической стратегии России строится с учетом того, что наши западные партнеры, прежде всего европейские страны, разрабатывая свою собственную стратегию отношений с Россией и другими государствами СНГ, стремятся в первую очередь обеспечить надежность и увеличение поставок энергоресурсов в качестве альтернативы арабской нефти и газу, добиваясь при этом соответствующих гарантий и выгодных условий для своих инвесторов и потребителей. Между тем основным ориентиром энергетической дипломатии России в отношении этой категории стран является тезис о том, что наша долгосрочная политика в области энергетики не может ориентироваться на сохранение роли России исключительно как крупнейшего в международном сообществе поставщика энергетического сырья.

По мере структурной перестройки российской экономики для ее топливно-энергетического комплекса открываются новые потенциальные возможности на мировом рынке и в системе международного сотрудничества.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]