Рецензия
Обозреватель - Observer

 США И РОССИЯ:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ


Валерий Котилко,
доктор экономических наук

 
 
 

В связи с развернувшейся войной в Ираке и попыткой США силой насадить свои представления о демократии интерес вызывают книги, в которых авторы пытаются разобраться в стратегических интересах Америки в различных регионах мира.

Среди них - книги Зонна И.С. и Жильцова С.С. "Стратегия США в Каспийском регионе" ("Большая игра - 2") и книгу "Геополитика Каспийского региона", которые продолжают серию публикаций, начатых главным редактором журнала "Вестник Каспия", доктором географических наук, академиком РАЕН Зонном Игорем Сергеевичем. Отправной позицией для этих книг являются слова генерал-лейтенанта Л.В.Шебаршина: "Нынешняя политика США в Каспийском регионе не только не отвечает российским интересам, но и во многом вступает с ними в противоречие". 

Каспийский регион - важный стратегический полигон между Севером и Югом - Россией и Персидским заливом. Он находится в центре "стратегического энергетического эллипса", являющегося источником снабжения нефтью и газом рынков Европы и юго-восточных стран. Этот регион расположен на стыке сфер господствующего влияния трех мировых религий: христианства, ислама и буддизма. Поэтому США нацеливает ныне свои усилия на военно-политическую переориентацию стран Каспийского региона, рассматривая их в качестве объекта "геополитического манипулирования", а не как равноправных партнеров.

В связи с этим в последнее время предпринимаются усиленные попытки установить контроль над основными транспортными и энергетическими объектами в районе Каспия (поддерживая проект TRACECA, минуя Россию); делается все, чтобы "балканизировать" центральную часть Евразии (попытка дробления государств, препятствие интересам России, поддержка "геополитического плюрализма", пристальное внимание к конфликтным очагам в Карабахе, Абхазии, Афганистане, Чечне и Ираке - вот те шаги, которые, по мнению З.Бжезинского, создают условия для создания "Евразийских Балкан").

Планы США по освоению Каспия вписываются в новую национальную энергетическую стратегию Дж.Буша-младшего, которая предполагает установление контроля за основными районами нефтедобычи в мире, что называется "контроля над глобальным энергетическим равновесием".

Цели американской политики в этом регионе ориентированы на:

    - обеспечение независимости и суверенитета закавказско-каспийских государств, их дистанцирование от России и зависимость от США;

    - создание условий для максимального управления мировыми источниками энергии и контроля над ними.

Поскольку объективно сложилось так, что Россия и Китай доминируют на Каспии в силу выгодного географического положения и наличия у них развитой системы трубопроводов, то США рассматривают оба государства в качестве главных источников угроз американским интересам.

К сожалению, Россия оказалась слабо подготовленной к масштабным геополитическим изменениям, в результате чего она была вытеснена из традиционной зоны своего влияния. Активную роль, по мнению авторов книги, в этих процессах сыграли США, которые были заинтересованы в обособлении стран Закавказья и Центральной Азии от России.

До военного вмешательства США в урегулировании конфликтов на постсовестком пространстве дело не дошло, но часть стран Закавказья и Центральной Азии заинтересованы в активном участии западных стран в разрешении конфликтов.

Стратегия США в регионе состояла и состоит в обеспечении лидирующих позиций в освоении региональных ресурсов и сведении к минимуму влияния России и Ирана в области разработки нефтяных месторождений и строительства экспортных трубопроводов. Проблема каспийской нефти заключается в том, что она могла бы рассматриваться как потенциальный мировой резерв, который может быть задействован в случае истощения запасов в других регионах мира. 

В книге "Стратегия США в Каспийском регионе" в главе "Каспий: от Буша-старшего до Буша-младшего" объясняется, почему США выступили на стороне Кувейта, когда Ирак начал войну в 1990 г. Возникла опасность, что, в случае победы Саддама Хуссейна, Ирак будет контролировать 20% добычи стран ОПЕК и 25% мировых запасов нефти.

В то время Россия, по мнению З.Бжезинского, считала себя страной западного мира, она пыталась подражать Западу в своем развитии. Американские компании воспользовались ситуацией, начали теснить Россию, захватив ее экономические связи в этом регионе. Дж.Бейкер отмечал, что "нефтекомпании активно искали в правительствах стран, среди специалистов, группы лоббистов, которые помогли бы обеспечить быстрое проникновение в эту отрасль экономики".

Ныне на долю США приходится 24% мирового потребления энергии, что на 28% больше их национального производства. При этом более 50% своих потребностей США обеспечивают за счет импорта. Вот почему любые нарушения стабильности в регионах добычи энергоносителей заметно задевают интересы США и вынуждают расходовать гигантские средства на военное присутствие в них.

Отсюда интерес США в создании новой архитектуры трубопроводов, минуя Россию. С этой целью идет переориентация внешнеторговых и кооперационных связей Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, которых убеждают в необходимости освободиться от российской "зависимости" в области доставки природного газа нефти.

В частности, США на протяжении 90-х годов проявляли повышенный интерес к трансевразийским транспортным артериям, т.е. к проекту ТРАСЕКА. В книге "Геополитика Каспийского региона" подробно раскрывается цель этого проекта, заключающегося в распределении транспортных потоков южнокавказского коридора через порты Черного и Каспийского морей: Поти и Батуми (Грузия) - к Восточной и Центральной Европе через порты европейских стран Черноморского бассейна и Средиземного моря; Баку (Азербайджан) - к Центральной и Дальневосточной Азии через порты Актау (Казахстан) и Туркменбаши (Туркменистан). По расчетам специалистов, ежегодный грузооборот стран региона может достичь 20 млн. т к 2005 г.

Россия, США, Китай, Иран, новые прикаспийские государства пытаются проводить собственную энергетическую политику. Россия не изменила линии на отстаивание своих интересов и усиление позиций в регионе. Она намерена в несколько раз увеличить перегрузочные мощности портов Оля в Астраханской области, а также Махачкалинского по перевалке нефтеналивных грузов посредством строительства контейнерного терминала.

Россия и Казахстан подписали Соглашение о транзите казахстанской нефти через российские нефтепроводы сроком на 15 лет. Для Казахстана это означает возможность прокачки до 15 млн. т нефти в год через нефтепровод Атырау-Самара и не менее 2,5 млн. т в год - по системе нефтепроводов Махачкала-Тихорецк-Новороссийск. Для России подписание данного документа позволило закрепить статус транзитной страны.

Россия - единственная из прикаспийских стран, осуществляющая в регионе политику, направленную на защиту и сохранение осетровых. Ежегодно Россия выпускает в Каспийское море, в Волгу и друге реки около 50 млн. мальков осетровых рыб. Таким образом, Россия продолжает уделять повышенное внимание вопросам сохранения экологии и биоразнообразия, которыми никто из прикаспийских государств не занимается.

После событий 11 сентября 2001 г. США заложили основы новой экономической политики в этом регионе. Они стали включать в сферу своих интересов не только страны прикаспийского региона, но и остальные страны Центральной Азии и Кавказа (Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Грузию), перешли к возрастанию военной составляющей в американской стратегии на Каспии, переориентировались с поддержки своего частного капитала на активное доминирование государственных структур. Произошло слияние геополитических, военных и экономических интересов, что возможно приведет в будущем к политике так называемого "агрессивного предпринимательства". 

Долгосрочной целью Вашингтона является, по мнению авторов книги, включение в нефтяной коридор не только прикаспийских государств, но и таких стран, как Ирак и Саудовская Аравия. Создание подконтрольной энергетической дуги на огромном евразийском пространстве: Каспийский регион - Центральная Азия - Средний Восток - вот видимо основная цель нынешней администрации Дж.Буша-младшего.

А что же делает Россия? Она приступила к наращиванию в каспийском регионе своего военного присутствия. Осуществив в 2002 г. сбор-поход на Каспии, Россия подтвердила свои притязания на статус ведущей региональной державы, который несколько пошатнулся за последнее десятилетие. Россия напомнила прикаспийским странам и внерегиональным государствам, что у нее не только стратегические интересы, но и рычаги, с помощью которых она может их отстаивать.
 

Зонн И.С., Жильцов С.С. Стратегия США в Каспийском регионе. (Большая игра - 2). М., Эдель - М, 2003. 197 с.; Жильцов С.С., Зонн И.С., Ушков А.М. Геополитика Каспийского региона. М.: Международные отношения, 2003. 280 с. 

[ СОДЕРЖАНИЕ