Статьи
Обозреватель - Observer

 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ


ТЭК – заложник экономических проблем
Е.Завьялова,
кандидат экономических наук


        Особое значение, которое имеет топливно-энергетический комплекс (ТЭК) в России, дает все основания включить вопросы энергетической безопасности в ранг наиболее приоритетных. Для страны, зависящей от энергетического фактора, энергетическая безопасность становится условием обеспечения экономической и национальной безопасности. Поэтому в системе национальной и экономической безопасности РФ энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства.

        Что такое энергетическая безопасность? За основу анализа можно взять определение, данное Мировым энергетически советом - это "уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях" 1. Добавим - по экономически приемлемым ценам.

        В последнее время произошел значительный пересмотр подходов к обеспечению энергетической безопасности. После окончания "холодной войны" уменьшилась политизированность мирового энергорынка, исчез избыточный спрос на энергоносители. Укрепляются тенденции либерализации рынков энергосырья, которые становятся "рынками покупателя", то есть предложение несколько превышает спрос. Поэтому в значительной степени изменилась энергополитика стран-производителей и потребителей энергоносителей. Снизилась дисциплина поставок в ОПЕК. В государствах ОЭСР практически достигнуты пределы рентабельности экономии энергии, меры по дальнейшему повышению этого показателя становятся дороже конкурентоспособного импорта.

        В результате меняется само понятие "энергетической безопасности" в мире. В частности, наблюдается переход стран-импортеров энергоресурсов от политики всесторонней защиты национальной экономики от возможных перебоев в поставках энергоносителей к формированию каждым из государств или их союзов комбинированных гарантий получения зарубежных источников энергии в обмен на предоставление экспортерам доступа на свои рынки. 

        Для стран-экспортеров энергоносителей, включая РФ, энергетическая безопасность, как правило, предполагает обеспечение устойчивого функционирования ТЭК и снабжение его продукцией национального хозяйства, достижение стабильности экспортных поставок (но не в ущерб потребностям своей экономики в энергоносителях), а также создание условий для успешной конкуренции собственных энергетических компаний на внешних рынках.

        Согласно тексту документа "Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года", в нашей стране под энергетической безопасностью понимается "состояние защищенности страны от внутренних и внешних угроз, связанных с функционированием энергетического сектора".

        Указанное состояние защищенности соответствует в повседневных (нормальных) условиях обеспечению в полном объеме потребностей в топливно-энергетических ресурсах требуемого качества и по экономически приемлемым ценам, а при чрезвычайных ситуациях - гарантированному обеспечению минимально необходимых потребностей. Для России, как крупного экспортера энергоресурсов, энергетическая безопасность включает также условия недискриминационного доступа на внешние энергетические рынки.

        Таким образом, энергетическая безопасность РФ определяет такое состояние общества, которое позволяет при наличии угроз внешнего и внутреннего характера, действий дестабилизирующих факторов экономического, социально-политического, природного и техногенного происхождения поддерживать на основе эффективного использования топливно-энергетического потенциала необходимый уровень национальной безопасности страны, устраняя и компенсируя их негативное влияние. Обеспечение энергетической безопасности России является необходимым условием поддержания требуемого уровня национальной и экономической безопасности на основе использования топливно-энергетического потенциала страны.

        На состояние энергетической безопасности оказывают влияние три главных фактора:

            - способность ТЭК обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос достаточным количеством энергоносителей соответствующего качества;

            - способность потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;

        - устойчивость энергетического сектора к внешним экономическим, политическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением этих факторов (неблагоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть, неплатежами, инвестиционным спадом, стихийными бедствиями и крупными авариями, внешними военными, политическими и экономическими акциями) 2.

        Рассмотрим состояние энергетической безопасности России по этим направлениям.

        Для анализа состояния энергетической безопасности России необходимо определить и оценить основные угрозы в этой сфере. Угрозы энергетической безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих экстремальные ситуации в системах топливо- и энергоснабжения потребителей, представляющих опасность для нормального функционирования этих систем, а значит и жизненно важным интересам личности, общества и государства 1. Основными угрозами энергетической безопасности России и ее регионов на практике являются негативные процессы в функционировании ТЭК страны.

        Начнем с анализа способности потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы. 

        В последние годы много говорят об успехах энергосберегающей политики на Западе и о высокой эффективности использования энергоресурсов. Это действительно так.

        В расчете на единицу ВВП потребление электроэнергии систематически снижается и сейчас составляет 272 кг (в пересчете на нефть) против 295 кг в 1985 г. Хотя надо помнить что это средний показатель - в северных странах он будет в два раза выше, чем в южных. 

        Однако, несмотря на все успехи, спрос на топливные ресурсы растет. Причем, согласно оценкам Международного энергетического агентства, спрос на стационарные виды услуг (отопление, вентиляция, технологические процессы) стабилизирован в связи с насыщением этого рынка, тогда как спрос на энергоресурсы для производства электроэнергии и особенно на нефтепродукты для транспорта в ближайшие 10-15 лет возрастет в 1,5 раза. 

        Таким образом, в странах ОЭСР при снижении удельных расходов топлива и энергии, при снижении энергоемкости экономики продолжается рост энергопотребления как такового: и в целом, и на душу населения. 

        А как обстоит дело с потреблением нефти, нефтепродуктов и других энергетических ресурсов в России?

        Эффективность использования энергоресурсов в России существенно ниже, чем в странах ОЭСР, а энергоемкость ВВП у нас в 3,3 раза выше, чем в этих государствах. К сожалению, наше отставание не сокращается, а увеличивается, в том числе за счет роста нерационального расходования энергоресурсов: энергоемкость российского ВВП увеличилась за эти годы почти на треть.

        Но у России еще остается шанс. По оценке экспертов, потенциал энергосбережения в России просто огромен - от 30 до 45% всего объема энергопотребления. Здесь кроется основной резерв снижения издержек производства, роста конкурентоспособности отечественных производителей, снижения экологических рисков и роста качества жизни. К тому же, по оценкам специалистов, в ТЭК ежегодно требуется около 40-45 млрд. долл. При благоприятном развитии экономической конъюнктуры запущенные в России инвестиционные проекты вполне могли бы обеспечить большую часть этой суммы. 

        На этом фоне рассмотрим способность ТЭК обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос. Традиционно принято считать, что Россия великая энергетическая держава. Основания для этого вполне внушительны - лидирующие места в мире по основным запасам энергоносителей.

        На территории России сосредоточено 1/3 мировых запасов природного газа, 1/10 нефти, 1/5 угля и 14% урана.

        За многие годы создан уникальный топливно-энергетический потенциал. Именно огромный природный топливно-энергетический потенциал России является базой ее экономического развития.

        При численности населения страны менее 2,5% от населения Земного шара, геологические запасы ее энергоресурсов оцениваются величиной около 30% от суммарных мировых запасов. Однако это лишь создает иллюзию безграничности российских энергетических возможностей. 

        Для опровержения достаточно сказать, что вследствие нарушения воспроизводственных процессов в отраслях комплекса допущено крупное отставание в развитии производственного потенциала на всех стадиях инвестиционного процесса: подготовка сырьевой базы, строительство новых производственных мощностей, ремонт и реконструкция действующих объектов. Приросты запасов угля, нефти и газа за последние годы не покрывают даже текущих их отборов из недр. Причем важно отметить, что Россия - северная страна, растянувшаяся с востока на запад на10 тыс. км, следовательно затраты в России объективно выше, чем в других странах.

        В современной науке существует теория, согласно которой основным критерием могущества страны является не только уровень ВВП и не прирост производства, а именно уровень энерговооруженности и энергоэффективности страны.

        Практика подтверждает эту теорию.

        Так, потребление нефти и нефтепродуктов на душу населения в странах ОЭСР за последние 12 лет выросло на 10,4% - с 1742,5 кг до 1923,8 кг. Потребление энергоресурсов в целом росло еще быстрее: за 12 лет с 4,1 т (в пересчете на нефть) - до 4,6.

        В России же потребление нефти снизилось по сравнению с 1990 г. вдвое.

        В сравнении с северными странами среднестатистический россиянин потребляет топлива и энергии существенно меньше: житель Швеции на 42% больше, Финляндии на 47%, Канады - в 1,9 раза.

        Другими словами, россиянин сейчас потребляет ресурсов столько, сколько их потребляли жители Скандинавии в конце 60-х - начале 70-х годов 3.

        При этом экономика как бы не ощущает нехватки энергоресурсов, особенно нефти, лишь потому, что промышленное производство за эти годы сократилось вдвое, грузооборот транспорта уменьшился кратно, а вооруженные силы находятся на голодном пайке. 

        Как же на этом фоне выглядит энергетическая политика России?

        Россия остается крупнейшим экспортером энергоресурсов, ежегодно продавая на мировых рынках 34-35% добываемого в стране газа и около 50% всей добываемой в стране нефти. При сохранении такого положения можно однозначно ожидать дальнейшего спада энергопотребления, особенно нефти. В то время как другие страны наращивают энергопотребление и повышают эффективность использования энергоресурсов, Россия катастрофически отстает и ухудшает эти показатели. Энергопотребление, особенно нефти, падает, а энергоемкость ВВП растет. 

        Анализ действующих тенденций и возможных прогнозных показателей ТЭК России говорит о том, что в случае сохранения сложившихся макроэкономических условий в стране (ценовой и налоговой политики, неплатежей, слабости и неэффективности государственного регулирования и др.) с учетом старения и вывода из эксплуатации производственных фондов в ТЭК потребление энергоресурсов в России снизится еще больше. 

        Кроме того, продолжающийся последние годы рост добычи нефти не может компенсировать увеличение объемов экспорта. А поскольку существенно снизить объемы экспорта энергоресурсов практически нельзя, так как необходимо выполнять контрактные обязательства, расплачиваться за полученные кредиты, просто получать "живые деньги", то для внутреннего потребления энергоресурсов физически не останется. 

        Горькая правда в том, что Россия приблизилась к той грани, за которой - потеря энергетической независимости и угроза энергетической безопасности России. 

        У рассмотренной проблемы есть и обратная сторона. Последние три года в России идет уверенный рост производства нефти, и, соответственно, растут экспорт и переработка, что дает основание оптимистам полностью опровергать предложенный выше сценарий. Однако увеличение объемов добычи нефти влечет за собой другие, не менее сложные проблемы.

        Так, внутреннее потребление стабилизировалось и предпосылок для его роста пока не наблюдается, а трубопроводная инфраструктура, обеспечивающая экспорт энергоносителей уже работает на пределе своих возможностей 4. В таких условиях нефтяным компаниям, возможно, придется скорректировать свои программы добычи.

        Таким образом, в современных условиях увеличение экспорта становиться практически единственным вариантом развития нашего энергетического рынка. Анализируя эту возможность, оценим третий фактор энергетической безопасности России - устойчивость энергетического сектора к внешним угрозам. 

        Принято считать, что Россия является одним из крупнейших поставщиков сырья в мире. На практике, однако, российское топливо занимает весьма скромное место на международных рынках. Анализ следует начинать с общей характеристики состояния мирового энергетического рынка в контексте необходимости для мировой экономики увеличения российского нефте- и газоэкспорта. 

Мировой рынок нефти
        По прогнозам западных экспертов, ожидаемый прирост производства нефти в ближайшие 5 лет в мире составит порядка 22,6 бар. в сутки. При этом максимальное увеличение производственных мощностей будет достигнуто странами ОПЕК, лидерами станут - Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Венесуэла. 

        Таким образом, становится очевидно, что, по крайней мере, в ближайшие 10 лет потребности мирового рынка нефти могут закрываться за счет указанных выше источников без дополнительного развития ТЭК России. 

        Кроме того, оценка рентабельности инвестиций в ТЭК стран Ближнего и Среднего Востока, а также Азербайджана кратно выше, чем в ТЭК России. Так, общий объем инвестиций на развитие сопоставимых мощностей и извлекаемому запасу нефтяных месторождений в Ираке в 5 раз ниже, чем в России.

        При этом надо учитывать разветвленную сеть нефтепроводов в Ираке, которая географически обеспечивает отгрузки нефти как в США и Западную Европу, так и в АТР и Южную Африку, возможность Ирака свободно маневрировать тарифами за прокачку нефти. Говоря же о проблемах транспортировки нефти из РФ, необходимо учитывать осложняющиеся факторы вывоза нефти из РФ: чрезмерная удаленность месторождений от терминалов, изношенность нефтепроводов, климатические условия, односторонняя направленность российского трубопроводного транспорта на Запад, а также политическая уязвимость российского нефтеэкспорта (неурегулированные отношения с Украиной, странами Балтии и др.). В то же время Россия не располагает какими-либо значимыми экспортными возможностями на Дальнем Востоке, хотя это чрезвычайно необходимо, так как АТР и Китай - наиболее динамично развивающийся регион.

        Считается, что наиболее эффективная в экономическом смысле схема предполагает обладание компанией всеми этапами операций с нефтью, а именно: производством, транспортировкой, переработкой и размещением по распределительной сети. Что же касается российского нефтеэкспорта, то в традиционных странах-потребителях российской нефти в ЦВЕ подспудно идут приватизационные процессы в ТЭК, где российское участие минимально. Это означает, что новые владельцы нефтеперерабатывающих заводов и распределительных сетей будут самостоятельно принимать решения о том, где и у кого закупать сырую нефть (у России, Казахстана или Азербайджана.).

        Один из важнейших факторов, негативно влияющих на приток западных инвестиций в российский ТЭК, является неурегулированность соответствующего российского законодательства. В настоящее время иностранные компании ведут переговоры об условиях работы в России, но воздерживаются от конкретной деятельности, ожидая момента, когда инвестиционный климат в российском ТЭК станет более благоприятным, а рынок будет нуждаться в большем объеме российской нефти. Реальная деятельность происходит только в сфере скупки акций наиболее надежных российских компаний. 

        Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Россия сегодня представляет собой некий нефтяной резервуар, который может быть задействован в необходимое развитым западным странам время. 

Газовый рынок
        В целом состояние газового экспорта России определяет политика Евросоюза как крупнейшего покупателя. Политику, проводимую им в последние годы, можно охарактеризовать в основном как попытку ограничения прямого влияния РАО "Газпром" на основных потребителей газа. Для этого в ЕС была издана специальная директива, предусматривающая работу традиционных поставщиков газа с многочисленными мелкими и средними дистрибьюторскими фирмами. Предполагается, что это усилит конкуренцию между экспортерами газа, прежде всего из России и Норвегии, и, как следствие, приведет к снижению цен на углеводород.

        На практике это обернулось исключительно антигазпромовскими действиями, так как норвежские фирмы часто действуют совместно с немецким "Рургаз", который даже предоставил им свои транзитные магистрали, чего он не делает в отношении "Газпрома". Все это мешает "Газпрому" развивать дальнейшее сотрудничество с уже имеющимися или потенциальными поставщиками.

        Одной из проблем является также приобретение крупными европейскими фирмами акций зарубежных газораспределительных фирм, особенно в странах Балтии. В свою очередь, страны Балтии изучают возможность диверсифицировать импорт газа в целях обеспечения меньшей зависимости от России, при этом сохраняя за собой роль диспетчерского центра по транзиту газа из России.

        Все изложенное приводит к выводу о том, что в настоящее время политическими и экономическими кругами Запада проводится скоординированная политика, направленная на ограничение самостоятельного развития энергетики РФ. Она выражается, в частности, в попытках западных компаний взять под свой контроль реализацию крупных инвестиционных программ в области разведки, добычи, транспортировки, переработки и размещения энергоресурсов, в том числе по экспортному варианту. Это, в свою очередь, приводит к тому, что российский бюджет недополучает значительные валютные средства, которые могли бы использоваться для финансирования ключевых отраслей промышленности, регионов, армии и т.д.

        Другим аспектом, который необходимо рассмотреть при анализе влияния внешнего фактора на российскую энергобезопасность, являются транспортные возможности России.

        Для того чтобы разобраться в реальном положении дел, необходимо рассмотреть работу трубопроводного транспорта. В самом общем плане экспортные потоки складываются из трех составляющих: трубопроводной системы "Транснефти", перевалки через морские порты, не связанные с нефтепроводами "Транснефти", и железнодорожных перевозок. Причем более 90% приходится на долю "Транснефти".

        По мнению независимых экспертов, пропускные возможности "Транснефти" практически не оставляют резерва для наращивания пропускной способности труб, то есть если предел по транспортировке нефти не достигнут еще, то до него осталось совсем немного.

        Вместе с тем, существует реальная возможность увеличить экспортный трубопроводный потенциал, правда, при условии крупных инвестиций. Существует несколько перспективных направлений, разработка которых могла бы увеличить объемы российского экспорта. 

        Наиболее яркий и удачный пример - ввод в строй КТК (Каспийский трубопроводный консорциум). Южное направление (на Новороссийск) традиционно было ограничено двумя факторами: мощностью собственного порта, а также конечным участком нефтепровода (Грушевая - Шесхарис), где трубопровод шел через горы. Соединительный отрезок в 40 км, проложенный до трубопроводного консорциума, значительно повысил пропускную способность.

        Северное направление традиционно менее загружено и если искать существующие резервы, то только здесь. Правда, и здесь рост экспорта будет скорее всего незначительным из-за возможностей НПЗ.

        Другой перспективный участок - новый транспортный коридор Балтийская трубопроводная система (БТС). Пока введена только первая очередь, а это значит, что, несмотря на увеличение пропускной способности, суммарный показатель - экспорт плюс переработка - остался на прежнем уровне. Для реального увеличения экспорта нефти при сохранении на текущем уровне объемов переработки необходима реализация проекта БТС в полном объеме.

        Последнее время активно разрабатывается восточный вектор, в частности, направление Ангарск - Находка. 

        Также есть ряд других весьма интересных и перспективных направлений. Гипотетически резерв увеличения пропускной способности российских нефтепроводов - это удаление из трубы "Транснефти" стран СНГ. В частности, речь идет о Казахстане. На практике же пока объем транзитной нефти растет 5.

        Определенные возможности предлагает также железнодорожный и морской транспорт. Однако следует напомнить, что варианты наращивания экспортной инфраструктуры не были бы так актуальны, если бы внутренний рынок нефтепродуктов в России рос теми же темпами, что и нефтедобыча.

        Итак, в годы реформ ТЭК явился "донором" бюджета и многих отраслей экономики. В последнее десятилетие ТЭК обеспечивал потребности страны в топливе и энергии, однако инерционный потенциал его развития к настоящему времени практически исчерпан. Имеющиеся ресурсы используются крайне неэффективно. Отсутствует действенный механизм, обеспечивающий заинтересованность предприятий комплекса в эффективном функционировании. 

        За годы реформ ТЭК обеспечил не только выживаемость страны, но и существенно снизил показатели своего функционирования. В долгосрочной перспективе сам ТЭК может не выдержать своей ведущей роли "локомотива" и "донора" российской экономики. ТЭК сегодня сам оказался "заложником" экономических проблем, вызывающих в совокупности угрозу энергетической безопасности страны. Это обусловлено как отставанием развития и качественным ухудшением сырьевой базы добывающих отраслей ТЭК, так и рядом технологических и финансовых ограничений, сдерживающих не только расширенное, но зачастую и простое воспроизводство энергетического потенциала. Кроме того, длительная ориентация страны лишь на сырьевую специализацию в современных условиях становится экономически несостоятельной и экологически неприемлемой, поэтому требуется переосмысление роли энергетического сектора в жизни общества, пересмотр системы взаимоотношений ТЭК и государства.

        В этой связи особое значение приобретает тщательная разработка вопросов энергетической безопасности Российской Федерации, как на теоретическом, так и на практическом уровне. 

Примечания

        1 Энергетическая политика России на рубеже веков. В 2-х т. М.: "Папирус ПРО". 2001. Т. 2. Приоритеты энергетической политики: от энергетической безопасности - к энергетической дипломатии. 2001. С. 23, 90.
         2 Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2020 года.
         3 Шафраник Ю. России грозит потеря энергетической независимости // Независимая газета - НГ-политэкономия. 1999. № 2. Февраль. С. 3.
         4 Внутренний рынок не готов к росту нефтедобычи // Нефть и капитал. 2001. № 6.
         5 Сержантов С. 1.000.000 тонн нефти в сутки и что с ними делать // Нефть и капитал. 2002. № 2. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]