ИРАН – РОССИЯ:
ЧТО ОБЩЕГО?
Л.Гусев,
кандидат исторических наук
В последнее время официальные иранские лица дают понять, что сближение
с Москвой является основным внешнеполитическим приоритетом Тегерана. Это,
несмотря на то, что товарооборот как с Евросоюзом, так и с США (интересы
американских компаний в Иране обеспечивают британцы) значительно превышает
объёмы российско-иранского сотрудничества.
Центральным событием
в российско-иранских отношениях за последнее время стал состоявшийся в
марте 2001 г. визит в Россию президента Ирана г-на Хатами, в ходе которого
были подписаны Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества
между РФ И ИРИ и совместное заявление по Каспийскому морю.
А совсем недавно в
Нью-Йорке Президент России В.В.Путин встретился с новоизбранным президентом
Ирана г-ном Махмудом Ахмадинежадом. На этой встрече иранский президент
заявил о том, что Россия является лучшим другом его страны.
Российско-иранский
политический диалог охватывает широкий спектр двусторонних, региональных
и международных вопросов, включая проблемы Афганистана, Центральной Азии,
Закавказья, Каспийского моря, ситуации вокруг Ирака. В последние несколько
лет состоялось несколько раундов российско-иранских межмидовских консультаций.
Довольно активно развиваются
межпарламентские связи.
Ещё в 2001 г. в Иране
находилась делегация во главе с заместителем председателя Государственной
думы В.В.Жириновским. В апреле 2001 г. Иран посетила делегация фракции
ОВР, которую на тот момент возглавлял Е.М.Примаков.
Также необходимо отметить,
что в современном мире стратегическое партнерство держав, таких крупных
и столь близких друг к другу географически, каковыми являются сегодня Иран
и Россия, играет значительную роль в сфере обеспечения региональной стабильности
и безопасности с целью создания благоприятной обстановки для развития взаимовыгодного
экономического и культурного партнерства. Кроме того, оно имеет целью ограничить
влияние других крупных политических блоков, географически более удаленных,
но преследующих свои собственные интересы в данном регионе (особенно если
эти интересы не согласуются с интересами двух сотрудничающих государств).
Именно в этом заключаются
предпосылки для развития российско-иранского стратегического партнерства.
Сегодня Иран и Россия
являются государствами, занимающими важное геополитическое положение, обладающими
большими запасами стратегически значимых полезных ископаемых, большими
человеческими ресурсами и имеющими мощный военный и экономический потенциал.
Так, площадь Ирана
составляет 1648 тыс. кв. км, это самое большое по территории государство
на Ближнем и Среднем Востоке, (более чем в два раза превышающее площадь
Турции), имеющее выходы к морям (1/3 границ Ирана – морские). Это облегчает
экономические связи Ирана со многими странами мира.
По запасам нефти,
разведанные запасы которой составляют 8 млрд. т, Иран занимает одно из
первых мест в мире.
Богат Иран и природным
газом, а также таким стратегически важным сырьем, как медные руды, хромиты,
никель и кобальт.
По населению Иран
– одно из самых крупных государств Среднего и Ближнего Востока (свыше 65
млн. чел.).
Иран можно назвать
многонациональным и поликонфессиональным государством. Кроме собственно
персов и ираноязычных народностей, значительный процент составляют тюркские
народности, арабы.
В конфессиональном
плане большинство иранского населения – мусульмане-шииты, но значительная
часть населения, курды, туркмены, а также арабы исповедует суннизм. Данное
обстоятельство очень важно для Ирана с точки зрения поддержания региональной
стабильности, особенно на “постсоветском” пространстве (в республиках Закавказья
и Средней Азии), а также в Афганистане.
Любая дестабилизация
обстановки в данных регионах может негативно сказаться на этноконфессиональной
ситуации в самом Иране и создать угрозу территориальной целостности страны.
Именно поэтому Ирану необходимо сегодня сотрудничество с другой крупной
региональной силой – Россией, ещё сохранившей свое влияние на постсоветском
пространстве.
Необходимо отметить,
что и для России Иран является важным партнером в деле поддержания стабильности
на Северном Кавказе и в Средней Азии. Тегеран, по мнению некоторых зарубежных
обозревателей, играет ведущую роль в “уменьшении негативного отношения
мусульманского мира к Москве за ее военные кампании в Чечне”.
Тегеран, несмотря
на высказывания официальных лиц Ирана относительно недопустимости военного
решения чеченского конфликта, тем не менее признает, что проблема Северного
Кавказа и, в частности, Чечни – это внутреннее дело России, и не оказывает
поддержку сепаратистским движениям.
Для Ирана важна позиция
России в урегулировании внутриафганского конфликта. И для России, и для
Ирана, и для среднеазиатских государств важны совместные действия в борьбе
с трансграничным этническим и религиозным экстремизмом и незаконной транспортировкой
наркотиков. Сотрудничество России с Ираном призвано внести свой вклад в
противодействие международному терроризму.
Большие возможности
и перспективы имеет сотрудничество Ирана и России в военно-технической,
экономической и торговой сферах.
Это было отмечено
президентом Ирана М.Хатами на встречах ещё в 1999 г. с некоторыми официальными
российскими лицами в Тегеране.
Сегодня Иран – это
широкий рынок для российской промышленности, особенно в сфере вооружения.
По оценкам западных
экспертов, “объем потенциальных новых сделок по продаже оружия Ирану составляет
от 1 до 7 млрд. долл.”, с конца же 80-х годов Россия уже поставила в Иран
вооружений на сумму 2,5 млрд. долл.
Имеются также и возможности
для сотрудничества в сфере ядерной энергетики, разработок нефтяных и газовых
месторождений, транспортной сфере. Иран также заинтересован в российском
рынке для сбыта своих товаров, прежде всего изделий текстильной, пищевой
промышленности, морепродуктов.
Необходимо упомянуть
и о сходстве российских и иранских концепций развития мировой цивилизации
в ХХI в., выявленном на российско-иранских переговорах в Москве по вопросам
стратегической стабильности в 2000 г. Российская идея многополярности мира
сопрягается с иранской концепцией “диалога цивилизаций”.
В 90-е годы после
образования СНГ и возникновением новой геополитической реальности появилась
еще одна важная сфера сотрудничества Ирана и России – региональная. Нестабильность
ситуации в Закавказье и Средней Азии беспокоят и российскую и иранскую
стороны. Близки позиции Ирана и России относительно конфликта в Таджикистане,
афганской проблемы.
Объективно Иран является
соперником политики Турции и Пакистана в Средней Азии, что отчасти, отвечает
интересам России.
Позиция Ирана по проблеме
Северного Кавказа соответствует российским интересам. Комиссия ОИК, председателем
которой до ноября 2000 г. являлся Иран, возглавляемая официальными лицами
Ирана, в 1999–2000 гг. дважды посетила Москву и Северный Кавказ (Дагестан,
Ингушетию, Северную Осетию).
Высокие должностные
лица ИРИ, выезжавшие с миссией на Северный Кавказ, заявляли, что они убедились
в стремлении России к урегулированию ситуации в Чечне, хотя и сделали акцент
на необходимости поиска мирного разрешения конфликта. Насколько известно,
в Иране сегодня не ведется вербовка наемников для войны в Чечне, нет каких-либо
независимых чеченских представительств.
Таковы же могут
быть перспективы стратегического партнерства России и Ирана?
Зонами (регионами)
согласованной политики Ирана и России сегодня, очевидно, можно считать
Закавказье, Среднюю Азию, Афганистан и собственно Каспийское море. Через
Закавказье (через территорию Азербайджана, Грузии и Турции) должен пройти
нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, а также газопровод из Туркмении и
дальше по маршруту Баку – Тбилиси – Эрзрум, по которому осуществлялись
бы поставки туркменского газа в Турцию.
В отношении данных
трубопроводов был принят соответствующий международный протокол о намерениях
на саммите ОБСЕ в Стамбуле (ноябрь 1999 г.). Трубопроводы, согласно этим
проектам, пойдут в обход территории России и Ирана. Хотя оба государства
преследует свои, независимые друг от друга интересы и цели в отношении
транспортировки нефти и газа, сооружение трубопроводов не соответствует
интересам ни России, ни Ирана, так как они в итоге приведут к усилению
позиций третьих стран в Закавказье и на Каспии. Именно поэтому возникает
основание для стратегического партнерства Ирана и России для отстаивания
в Закавказье своих интересов с возможным привлечением Армении в качестве
естественного союзника России и Ирана в регионе,
Необходимо отметить
также договоренность с Азербайджаном, соответствующую российско-иранским
интересами. Азербайджан дал согласие на строительство 355-километрового
участка железной дороги между Астарой и Казвином, что позволит соединить
железные дороги Ирана, России и Азербайджана в единую транспортную сеть.
По данным МПС РФ,
“ожидающаяся прибыль от транзита грузов по этому участку предполагается
в размере примерно 260 млн. долл. в год”.
Роль среднеазиатского
региона в развитии российско-иранского сотрудничества достаточно высока.
Конечно, нельзя не сказать и о том, что здесь Иран стремится преследовать
свои собственные интересы, особенно в отношении транспортировки среднеазиатских
ресурсов через свою территорию к Персидскому заливу. Напрашивается вывод,
что Иран в данном регионе является скорее конкурентом России. Но, по справедливому
замечанию иранского исследователя, “это относится не только к Ирану, но
и ко всем государствам, которые стремятся оказать свое влияние в Средней
Азии”.
К тому же государства
Средней Азии, сталкиваясь сегодня с массой экономических, этнических, социальных
проблем, могут и не справиться со своими трудностями самостоятельно, что
создаст угрозу стабильности и безопасности в регионе. Именно в сфере обеспечения
региональной безопасности у российско-иранского сотрудничества в Средней
Азии имеются перспективы. Рост националистических настроений в Средней
Азии не может устроить ни Иран, ни Россию. В этой связи полезно вспомнить,
что титульные нации новых государств Средней Азии (исключая Таджикистан)
– тюркские. Любая дестабилизация обстановки и вспышка национализма может
распространиться и на северный Иран, где значительную часть населения составляют
туркмены и другие выходцы из Средней Азии. Немаловажно и то, что в пограничных
районах Ирана со Средней Азии проживает значительная часть иранских суннитов.
Для России также представляет опасность подобное развитие событий.
Русское население
в среднеазиатских республиках насчитывает сегодня около 10 млн. чел. Их
безопасность также не может не волновать Россию. Основой для российско-иранского
сотрудничества в этом регионе могла бы стать некая совместная программа
помощи среднеазиатским государствам в решении их локальных проблем. Укрепление
же российских позиций в Средней Азии может гарантировать и обеспечение
сугубо иранских интересов в регионе.
Важное место в развитии
российско-иранского сотрудничества занимает и решение афганской проблемы.
От ситуации в Афганистане
зависит стабильность и безопасность как на территории Ирана, так и на территории
Средней Азии (как сферы российско-иранских интересов). Иран, в частности,
беспокоит судьба афганских шиитов, проблемы наркотрафика, приток беженцев
на территорию Ирана, возможность дестабилизации обстановки в Белуджистане,
юго-восточной провинции Ирана.
Россию афганская проблема
затрагивает прежде всего из-за возможной дестабилизации обстановки в Узбекистане
и Таджикистане, где Российские вооруженные силы осуществляют содействие
в пограничной охране.
Российские и иранские
высшие должностные лица неоднократно обсуждали также меры по борьбе с незаконным
оборотом наркотиков из Афганистана.
Существует и проблема
в российско-иранских отношениях. Это – недостаточная активность сегодняшней
политики России в отношении Ирана.
Однако, несмотря на
проблемы, Россия и Иран потенциально являются сегодня государствами-партнерами,
как в плане двусторонних экономических и торговых отношений, так и в плане
регионального сотрудничества. Взаимовыгодность сотрудничества государств
в перечисленных сферах не вызывает сомнений. При дальнейшей активизации
внешней политики России на этом направлении сотрудничество России и Ирана
как стратегических союзников имеет большие перспективы.
|