Статьи
Обозреватель - Observer

 

ИРАН – РОССИЯ: 
ЧТО ОБЩЕГО?


Л.Гусев,
кандидат исторических наук

 

                  В последнее время официальные иранские лица дают понять, что сближение с Москвой является основным внешнеполитическим приоритетом Тегерана. Это, несмотря на то, что товарооборот как с Евросоюзом, так и с США (интересы американских компаний в Иране обеспечивают британцы) значительно превышает объёмы российско-иранского сотрудничества.
         Центральным событием в российско-иранских отношениях за последнее время стал состоявшийся в марте 2001 г. визит в Россию президента Ирана г-на Хатами, в ходе которого были подписаны  Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между РФ И ИРИ и совместное заявление по Каспийскому морю.
         А совсем недавно в Нью-Йорке Президент России В.В.Путин встретился с новоизбранным президентом Ирана г-ном Махмудом Ахмадинежадом. На этой встрече иранский президент заявил о том, что Россия является лучшим другом его страны. 
         Российско-иранский политический диалог охватывает широкий спектр двусторонних, региональных и международных вопросов, включая проблемы Афганистана, Центральной Азии, Закавказья, Каспийского моря, ситуации вокруг Ирака. В последние несколько лет состоялось несколько раундов российско-иранских межмидовских консультаций.
         Довольно активно развиваются межпарламентские связи.
         Ещё в 2001 г. в Иране находилась делегация во главе с заместителем председателя Государственной думы В.В.Жириновским. В апреле 2001 г. Иран посетила делегация фракции ОВР, которую на тот момент возглавлял Е.М.Примаков.
         Также необходимо отметить, что в современном мире стратегическое партнерство держав, таких крупных и столь близких друг к другу географически, каковыми являются сегодня Иран и Россия, играет значительную роль в сфере обеспечения региональной стабильности и безопасности с целью создания благоприятной обстановки для развития взаимовыгодного экономического и культурного партнерства. Кроме того, оно имеет целью ограничить влияние других крупных политических блоков, географически более удаленных, но преследующих свои собственные интересы в данном регионе (особенно если эти интересы не согласуются с интересами двух сотрудничающих государств).
         Именно в этом заключаются предпосылки для развития российско-иранского стратегического партнерства.
         Сегодня Иран и Россия являются государствами, занимающими важное геополитическое положение, обладающими большими запасами стратегически значимых полезных ископаемых, большими человеческими ресурсами и имеющими мощный военный и экономический потенциал.
         Так, площадь Ирана составляет 1648 тыс. кв. км, это самое большое по территории государство на Ближнем и Среднем Востоке, (более чем в два раза превышающее площадь Турции), имеющее выходы к морям (1/3 границ Ирана – морские). Это облегчает экономические связи Ирана со многими странами мира.
         По запасам нефти, разведанные запасы которой составляют 8 млрд. т, Иран занимает одно из первых мест в мире.
         Богат Иран и природным газом, а также таким стратегически важным сырьем, как медные руды, хромиты, никель и кобальт.
         По населению Иран – одно из самых крупных государств Среднего и Ближнего Востока (свыше 65 млн. чел.).
         Иран можно назвать многонациональным и поликонфессиональным государством. Кроме собственно персов и ираноязычных народностей, значительный процент составляют тюркские народности, арабы.
         В конфессиональном плане большинство иранского населения – мусульмане-шииты, но значительная часть населения, курды, туркмены, а также арабы исповедует суннизм. Данное обстоятельство очень важно для Ирана с точки зрения поддержания региональной стабильности, особенно на “постсоветском” пространстве (в республиках Закавказья и Средней Азии), а также в Афганистане.
         Любая дестабилизация обстановки в данных регионах может негативно сказаться на этноконфессиональной ситуации в самом Иране и создать угрозу территориальной целостности страны. Именно поэтому Ирану необходимо сегодня сотрудничество с другой крупной региональной силой – Россией, ещё сохранившей свое влияние на постсоветском пространстве.
         Необходимо отметить, что и для России Иран является важным партнером в деле поддержания стабильности на Северном Кавказе и в Средней Азии. Тегеран, по мнению некоторых зарубежных обозревателей, играет ведущую роль в “уменьшении негативного отношения мусульманского мира к Москве за ее военные кампании в Чечне”.
         Тегеран, несмотря на высказывания официальных лиц Ирана относительно недопустимости военного решения чеченского конфликта, тем не менее признает, что проблема Северного Кавказа и, в частности, Чечни – это внутреннее дело России, и не оказывает поддержку сепаратистским движениям. 
         Для Ирана важна позиция России в урегулировании внутриафганского конфликта. И для России, и для Ирана, и для среднеазиатских государств важны совместные действия в борьбе с трансграничным этническим и религиозным экстремизмом и незаконной транспортировкой наркотиков. Сотрудничество России с Ираном призвано внести свой вклад в противодействие международному терроризму.
         Большие возможности и перспективы имеет сотрудничество Ирана и России в военно-технической, экономической и торговой сферах.
         Это было отмечено президентом Ирана М.Хатами на встречах ещё в 1999 г. с некоторыми официальными российскими лицами в Тегеране.
         Сегодня Иран – это широкий рынок для российской промышленности, особенно в сфере вооружения.
         По оценкам западных экспертов, “объем потенциальных новых сделок по продаже оружия Ирану составляет от 1 до 7 млрд. долл.”, с конца же 80-х годов Россия уже поставила в Иран вооружений на сумму 2,5 млрд. долл.
         Имеются также и возможности для сотрудничества в сфере ядерной энергетики, разработок нефтяных и газовых месторождений, транспортной сфере. Иран также заинтересован в российском рынке для сбыта своих товаров, прежде всего изделий текстильной, пищевой промышленности, морепродуктов.
         Необходимо упомянуть и о сходстве российских и иранских концепций развития мировой цивилизации в ХХI в., выявленном на российско-иранских переговорах в Москве по вопросам стратегической стабильности в 2000 г. Российская идея многополярности мира сопрягается с иранской концепцией “диалога цивилизаций”.
         В 90-е годы после образования СНГ и возникновением новой геополитической реальности появилась еще одна важная сфера сотрудничества Ирана и России – региональная. Нестабильность ситуации в Закавказье и Средней Азии беспокоят и российскую и иранскую стороны. Близки позиции Ирана и России относительно конфликта в Таджикистане, афганской проблемы. 
         Объективно Иран является соперником политики Турции и Пакистана в Средней Азии, что отчасти, отвечает интересам России.
         Позиция Ирана по проблеме Северного Кавказа соответствует российским интересам. Комиссия ОИК, председателем которой до ноября 2000 г. являлся Иран, возглавляемая официальными лицами Ирана, в 1999–2000 гг. дважды посетила Москву и Северный Кавказ (Дагестан, Ингушетию, Северную Осетию).
         Высокие должностные лица ИРИ, выезжавшие с миссией на Северный Кавказ, заявляли, что они убедились в стремлении России к урегулированию ситуации в Чечне, хотя и сделали акцент на необходимости поиска мирного разрешения конфликта. Насколько известно, в Иране сегодня не ведется вербовка наемников для войны в Чечне, нет каких-либо независимых чеченских представительств.
          Таковы же могут быть перспективы стратегического партнерства России и Ирана?
         Зонами (регионами) согласованной политики Ирана и России сегодня, очевидно, можно считать Закавказье, Среднюю Азию, Афганистан и собственно Каспийское море. Через Закавказье (через территорию Азербайджана, Грузии и Турции) должен пройти нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, а также газопровод из Туркмении и дальше по маршруту Баку – Тбилиси – Эрзрум,  по которому осуществлялись бы поставки туркменского газа в Турцию.
         В отношении данных трубопроводов был принят соответствующий международный протокол о намерениях на саммите ОБСЕ в Стамбуле (ноябрь 1999 г.). Трубопроводы, согласно этим проектам, пойдут в обход территории России и Ирана. Хотя оба государства преследует свои, независимые друг от друга интересы и цели в отношении транспортировки нефти и газа, сооружение трубопроводов не соответствует интересам ни России, ни Ирана, так как они в итоге приведут к усилению позиций  третьих стран в Закавказье и на Каспии. Именно поэтому возникает основание для стратегического партнерства Ирана и России для отстаивания в Закавказье своих интересов с возможным привлечением Армении в качестве естественного союзника России и Ирана в регионе,
         Необходимо отметить также договоренность с Азербайджаном, соответствующую российско-иранским интересами. Азербайджан дал согласие на строительство 355-километрового участка железной дороги между Астарой и Казвином, что позволит соединить железные дороги Ирана, России и Азербайджана в единую транспортную сеть.
         По данным МПС РФ, “ожидающаяся прибыль от транзита грузов по этому участку предполагается в размере примерно 260 млн. долл. в год”.
         Роль среднеазиатского региона в развитии российско-иранского сотрудничества достаточно высока. Конечно, нельзя не сказать и о том, что здесь Иран стремится преследовать свои собственные интересы, особенно в отношении транспортировки среднеазиатских ресурсов через свою территорию к Персидскому заливу. Напрашивается вывод, что Иран в данном регионе является скорее конкурентом России. Но, по справедливому замечанию иранского исследователя, “это относится не только к Ирану, но и ко всем государствам, которые стремятся оказать свое влияние в Средней Азии”.
         К тому же государства Средней Азии, сталкиваясь сегодня с массой экономических, этнических, социальных проблем, могут и не справиться со своими трудностями самостоятельно, что создаст угрозу стабильности и безопасности в регионе. Именно в сфере обеспечения региональной безопасности у российско-иранского сотрудничества в Средней Азии имеются перспективы. Рост националистических настроений в Средней Азии не может устроить ни Иран, ни Россию. В этой связи полезно вспомнить, что титульные нации новых государств Средней Азии (исключая Таджикистан) – тюркские. Любая дестабилизация обстановки и вспышка национализма может распространиться и на северный Иран, где значительную часть населения составляют туркмены и другие выходцы из Средней Азии. Немаловажно и то, что в пограничных районах Ирана со Средней Азии проживает значительная часть иранских суннитов. Для России также представляет опасность подобное развитие событий.
         Русское население в среднеазиатских республиках насчитывает сегодня около 10 млн. чел. Их безопасность также не может не волновать Россию. Основой для российско-иранского сотрудничества в этом регионе могла бы стать некая совместная программа помощи среднеазиатским государствам в решении их локальных проблем. Укрепление же российских позиций в Средней Азии может гарантировать и обеспечение сугубо иранских интересов в регионе.
         Важное место в развитии российско-иранского сотрудничества занимает и решение афганской проблемы.
         От ситуации в Афганистане зависит стабильность и безопасность как на территории Ирана, так и на территории Средней Азии (как сферы российско-иранских интересов). Иран, в частности, беспокоит судьба афганских шиитов, проблемы наркотрафика, приток беженцев на территорию Ирана, возможность дестабилизации обстановки в Белуджистане, юго-восточной провинции Ирана.
         Россию афганская проблема затрагивает прежде всего из-за возможной дестабилизации обстановки в Узбекистане и Таджикистане, где Российские вооруженные силы осуществляют содействие в пограничной охране.
         Российские и иранские высшие должностные лица неоднократно обсуждали также меры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков из Афганистана.
         Существует и проблема в российско-иранских отношениях. Это – недостаточная активность сегодняшней политики России в отношении Ирана.
         Однако, несмотря на проблемы, Россия и Иран потенциально являются сегодня государствами-партнерами, как в плане двусторонних экономических и торговых отношений, так и в плане регионального сотрудничества. Взаимовыгодность сотрудничества государств в перечисленных сферах не вызывает сомнений. При дальнейшей активизации внешней политики России на этом направлении сотрудничество России и Ирана как стратегических союзников имеет большие перспективы.

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]