ПРАВОВОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
Т.Мухаметшин
Вопрос о взаимосвязи
развития финансового сектора с экономическим ростом находится сегодня в
центре оживленных дискуссий. Большинство мнений сходятся в том, что именно
финансовое развитие способствует экономическому росту особенно в странах
с развивающимися экономиками, то есть таких, как Россия. Умелое же использование
возможностей финансового рынка при соответствующем его государственно-правовом
регулировании может стать важным стимулом в осуществлении преобразований
во многих областях государственной и общественной деятельности.
Так, проводимая в
России реформа банковского сектора и внедрение соответствующих правовых
основ призваны сыграть важную роль в обеспечении устойчивого роста инвестиций,
объема производства, мобилизации внутренних сбережений и эффективного посредничества
в этом процессе. Однако по мере своего развития банковская система сталкивается
с определенными трудностями в виде недостатка функциональных возможностей,
отсутствия необходимой инфраструктуры, нехватки ресурсов и правового сопровождения
указанных факторов. Поэтому составной и неотъемлемой, частью банковской
реформы является совершенствование российских финансовых рынков*.
Выполняя пока незначительную функцию в распределении инвестиционных ресурсов,
последние достаточно быстро развиваются и нуждаются в адекватном законодательном
обеспечении.
Финансы традиционно
являются основой системы прямых и обратных связей в государстве, которые
обеспечивают прозрачность деятельности последнего, и позволяют осуществлять
постоянный мониторинг, своего рода слежение рублем за всеми процессами
в государстве и обществе. Особое значение эффективное функционирование
отечественного финансового рынка приобретает в свете происходящих процессов
глобализации. В связи с чем развитие и повышение его конкурентоспособности,
обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных
рынков капиталов являются важнейшими задачами.
Президент России В.В.Путин
еще в 2004 г. в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации
поставил задачу по созданию в ближайшие годы необходимых условий для обеспечения
полной конвертируемости рубля, что должно предопределить меры, которые
необходимо принять Правительству и Банку России в области денежно-кредитной
и валютной политики в краткосрочной перспективе.
Важным этапом в ее
решении стало вступление в силу в том же году нового Федерального закона
“О валютном регулировании и валютном контроле”1, предусматривающего
к 2007 г. окончательную либерализацию трансграничных операций с капиталом,
как на территории России, так и за ее пределами. Достижение фактической
конвертируемости рубля должно будет определяться не только снятием ограничений
на операции с ним, но и его востребованностью, масштабами использования
в международных экономических отношениях.
Определяющее же значение
будет иметь степень доверия к проводимой государством денежно-кредитной
политики, направленной на обеспечение внутренней и внешней стабильности
национальной валюты.
Низкий уровень инфляции
станет условием достижения устойчивого экономического роста, который позволит
значительно повысить уровень жизни населения.
В осуществлении поставленной
цели первостепенным условием является уровень национального финансового
рынка. Указанные стратегические подходы должны предопределять также направления
и принципы развития его нормативно-правового обеспечения.
Российский финансовый
рынок, по мнению профессора Горбуновой О.Н., является одним из наиболее
регламентированных в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность,
интересы безопасности его участников обуславливают необходимость внедрения
детальных стандартов и правил работы на рынке2. Принимая
во внимание, что законодательная база требует постоянного обновления, на
первый план сегодня должны выйти осуществление органами законодательной
и исполнительной власти мер по совершенствованию инфраструктуры и механизма
регулирования финансового рынка. Представляется, что работа должна вестись
по следующим основным направлениям.
Во-первых, в целях
создания новых возможностей для участников финансового рынка необходимо
принятие законодательства о секьюритизации. Отметим, что за рубежом рынок
так называемых “инструментов, обеспеченных активами”, или рынок секьюритизационных
ценных бумаг особенно бурно развивается в последние десятилетия**.
Для российского финансового
рынка развитие данного направления деятельности является новым, в связи
с чем потребуется кропотливая законодательная работа.
Пока сделан только
первый шаг: год назад был принят закон “Об ипотечных ценных бумагах”1.
Для дальнейшего продвижения потребуется принятие как общего федерального
закона “О секьюритизации”, так и внесение изменений в уже действующие нормативные
правовые акты: в закон “О рынке ценных бумаг”3, закон “О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)”4 и другие.
Во-вторых, принятие
проекта федерального закона о производных финансовых инструментах, необходимость
в котором назрела давно, позволит российскому рынку также приблизиться
к мировому уровню.
Предметом регулирования
этого законопроекта должны стать сделки, обязательством по которым является
передача определенных в них активов в определенный срок в будущем или расчеты
сторон в зависимости от изменений стоимости определенных в них базовых
активов. Для обеспечения полноценной юридической защиты участников рынка
производных инструментов необходимо, прежде всего внести изменения в Гражданский
кодекс РФ3, чтобы исключить возможность отнесения таких инструментов
к “сделкам пари” (требования из которых, в соответствии со ст. 1062 ГК
РФ, не подлежат судебной защите).
В-третьих, для развития
срочных рынков реального товара и закрепления возможности осуществления
кредитными организациями операций со складскими и залоговыми свидетельствами
(варрантами) необходимо внести изменения в банковское законодательство
и прежде всего в закон “О банках и банковской деятельности”3,
принять федеральный закон “О складских свидетельствах и товарных складах”,
который будет регламентировать операции с реальным товаром посредством
совершения сделок с товарно-распорядительными ценными бумагами.
В-четвертых, при создании
независимой, эффективной и конкурентоспособной учетной (депозитарной) системы
необходимо законодательно закрепить правовые основы деятельности центрального
депозитария. Появление такого института рыночной инфраструктуры позволит
решить целый ряд проблем:
– обеспечит лучшую защищенность прав собственности на ценные
бумаги по сравнению с ныне существующей системой,
– снизит риск нарушения прав инвесторов,
– ускорятся и упростятся расчеты по сделкам с ценными бумагами.
В-пятых, в целях создания
единого правового поля необходимо принятие мер по унификации биржевого
законодательства, в том числе деятельности валютных и срочных товарных
бирж.
Подготовка и принятие
нового федерального закона “О биржах и биржевой деятельности” позволит
определить правовой статус самих бирж, установить требования к составу
и структуре их акционеров, к системе корпоративного управления, чтобы обеспечить
инвестиционную привлекательность бирж и прозрачность их деятельности. В
законопроекте необходимо предусмотреть требования по капитализации и по
системе разделения рисков к учетно-расчетной инфраструктуре, используемой
при биржевой торговле (клиринговые системы, расчетные депозитарии). Повышение
требований к капитализации биржевых посредников и введение пруденциального
надзора за ними сделает возможным переход от менее выгодной системы клиринга
с полным предварительным депонированием к более эффективной системе с частичным
предварительным депонированием.
Отметим и то, что
в настоящее время требуют своего правового закрепления:
– положения об инсайдерской информации и манипулировании рынком;
– упрощение процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
– совершенствование условий допуска на организованный рынок ценных
бумаг иностранных эмитентов.
Неотъемлемой составляющей
проводимой в указанных направлениях политики должно стать соблюдение основных
принципов развития правового обеспечения финансового рынка, из которых
необходимо выделить:
– преемственность и эволюционный характер указанного процесса;
– приверженность полноценной защиты законных прав и интересов инвесторов;
– информационная открытость в проводимой государством политике по совершенствованию
законодательных основ финансового рынка;
– использование гражданского права в сочетании со смежными отраслями
права, в частности, финансовым и административным правом, как основы формирования
особой нормативной правовой базы рынка;
– применения юридической ответственности за наиболее опасные правонарушения
в данной области и др.
Эти и аналогичные вопросы
должны найти ответ в нормотворческой деятельности государственных органов
власти в лице, прежде всего Банка России, Минфина, Федеральной службы по
финансовым рынкам, и законодательной – Госдумы.
Принятие указанных
законодательных инициатив, соблюдение отмеченных принципов повысит эффективность
реализуемой государством единой денежно-кредитной политики, укрепит конкурентоспособность
российского финансового рынка по отноше- нию к международным рынкам, а
значит – будет способствовать повышению конкурентоспособности российской
экономики в целом.
Необходимо еще раз
отметить, что мы рассматриваем правовое совершенствование российского финансового
рынка в совокупности с проводимыми государством другими структурными преобразованиями,
и прежде всего в банковской сфере. Однако это не означает формирование
российской финансовой системы, основанной исключительно на банках, взамен
рынков капитала.
Как подчеркивает профессор
А.М.Тавасиев, банки – главное и исходное звено финансового рынка,
только они способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных
денежных отношений (операций). Являясь по определению финансовыми организациями,
банки ориентированы на универсальность деятельности в своей сфере5.
Поэтому формирование
полноценного банковского сектора, должно предшествовать развитию финансовых
рынков.
Характерные пока для
России нестабильные договорные правоотношения могут сделать посредничество
на основе банковской деятельности более успешным, поскольку банки в большей
степени способны защитить права кредиторов. А институциональные потребности
банковской системы гораздо меньше хорошо функционирующего фондового рынка.
Конечно, российская банковская система пока не в состоянии в полной мере
выполнять отведенные ей функции, но уже способна оказывать существенную
поддержку в экономических процессах.
У властей пока нет
единого представления о порядке формирования и развития финансовых рынков,
что делает последние более уязвимыми к политической конъюнктуре и нестабильными
как к внешним, так и внутренним факторам. Российский финансовый рынок в
его текущем состоянии не может решить стоящие перед ним проблемы одними
только рыночными механизмами – конкурентность, общедоступность и др. Необходимо
определиться с собственной моделью финансового рынка, при создании которой
можно использовать опыт уже успешно функционирующих зарубежных рынков,
однако, на основе национальных интересов и традиций.
В то же время, у финансовых
властей есть уже определенная программа действий по реформированию российского
банковского сектора, процесс которого идет полным ходом начиная с 2002
г., то есть с момента утверждения Правительством и Банком России Стратегии
развития банковского сектора РФ. Многое из запланированного Стратегией
уже осуществлено:
– приняты ряд нормативных правовых актов,
– усовершенствован контроль за деятельностью кредитных организаций,
– внедрены современные стандарты банковской деятельности.
В настоящее время действует
уже уточненная, с учетом проделанной ранее работы, Стратегия развития банковского
сектора на период до 2008 г.6.
Представляется, что
на данном этапе развитие банковского финансового рынка и его правовое
совершенствование будет важным стимулом в становлении полноценной банковской
системы. Более того, “принимая во внимание масштабы задач, которые предстоит
решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не сможет полагаться
только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования
реконструкции экономики”1. Создание же качественной инфраструктуры
рынка с широким кругом инструментов непосредственно повлияют на ход осуществления
преобразований в финансовом секторе.
Проведение банковской
реформы и реформы финансовых рынков при соответствующем законодательном
сопровождении будет иметь общие цели – развитие двух взаимодополняющих
секторов экономики, способствующих проведению единой государственной денежно-кредитной
политики и обеспечивающих трансформацию сбережений в инвестиции, ускорения
экономического роста в стране за счет превращения финансового рынка и банковского
сектора в важнейшие факторы социально-экономического развития.
Примечания
1 СЗ РФ.
2003. № 50. Ст. 4859; № 46 (ч. 2). Ст. 4448.
2 Финансовое
право / Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 2005. С. 577–583.
3 СЗ РФ.
1996. № 17. Ст. 1918; № 5. Ст. 410; № 6 Ст. 492.
4 СЗ РФ.
2002. № 28. Ст. 2790.
5 Банковское
дело / Под ред. А.М. Тавасиева. М., 2005. С.11.
6 Вестник
Банка России. 2005. № 19.
* Под
финансовым рынком понимается, во-первых, часть денежного рынка, рынка ссудных
капиталов, на которых происходит перераспределение капитала между кредиторами
и заемщиками в форме эмиссии и купли-продажи ценных бумаг, во-вторых, совокупность
кредитно-финансовых институтов, через которые происходит перелив финансовых
потоков от собственников к заемщикам и обратно // Финансово-кредитный энциклопедический
словарь / Под. обш. ред. А.Г. Грязновой. М., 2002. С. 866.
** Смысл
подобных операций в рефинансировании деятельности банков. Например, банк
выдает ряд кредитов клиентам и имеет в своих активах права требования к
третьим лицам. Чтобы рефинансировать выданные кредиты, он выпускает ценные
бумаги, обеспеченные этими правами требования, и продает их, а вырученные
деньги может использовать для выдачи новых кредитов.
|