Внешняя политика |
Обозреватель - Observer
|
Планы США и НАТО
В.МИХАЙЛОВ,
кандидат военных наук, генерал-майор запаса Военно-политическая обстановка в мире в предстоящее десятилетие, по-прежнему, будет оставаться весьма динамичной и сложной, а в отдельных регионах и взрывоопасной. Можно полагать, что в этот период завершится переход от военно-силового противостояния двух социально-политических систем к формированию "нового мирового порядка" при лидирующей роли США, а существующая ныне тенденция к сведению до минимума вероятности всеобщей ядерной или обычной войны, в которой США, НАТО и Россия участвовали бы в качестве противников, может получить законодательное оформление. Вместе с тем, несомненно, что США, став единственной супердержавой, будут проводить военно-политический курс на силовое закрепление их "неоспоримого мирового лидерства" и обеспечение возможностей оказывать воздействие на выгодное для них развитие событий как в отдельных государствах и регионах, так и в мире в целом. Что же касается западно-европейских стран, то несмотря на их настойчивые усилия к экономической интеграции и первые шаги к созданию системы т.н. "европейской безопасности" с ее силовыми атрибутами, намерены и впредь опираться на Североатлантический союз и стратегическое партнерство с США в решении крупных национальных и региональных проблем. Восточная политика блока НАТО, как показывают последние годы и особенно период после роспуска Организации Варшавского Договора и распада СССР, направлена на сближение со странами Восточной Европы и Прибалтики, а также развитие отношений с Россией и другими государствами СНГ на основе сочетания методов партнерства и силового давления. Пересматривая взгляды на возможные способы развязывания и характер будущей войны, военно-политическое руководство НАТО и эксперты США считают, что при существующих изменениях военно-политической и военно-стратегической обстановки в Европе крупномасштабные военные действия против России до 2000 года маловероятны, хотя и не исключены как следствие эскалации локальных кризисных ситуаций и перерастания "миротворческих акций" в открытые вооруженные столкновения между НАТО и Россией (СНГ). Резкое обострение противоречий между ними может обусловить ускоренный переход к важным действиям боеготовными группировками войск мирного времени или же более крупными силами после их полномасштабного развертывания в относительно непродолжительные сроки (30 суток и более). В качестве миротворческих акций, санкционированных ООН, СБСЕ или руководством НАТО и в которых Вашингтону отводится главная роль, рассматривается, например, вмешательство в гражданские войны в отдельных странах Восточной Европы, Балкан и даже на территории России с целью стабилизации обстановки в них. В подобных случаях США могут обеспечивать переброску войск союзных и дружественных им государств в районы конфликтов по воздуху и морем, устанавливать там контроль над ключевыми объектами, направлять своих военнослужащих для непосредственного участия в боевых операциях. Их вклад в "многонациональные силы" может состоять из одной-двух дивизий, поддержанных действиями двух-трех крыльев тактической авиации и бригадой ударных вертолетов, самолетов, разведывательной авиации и боевых кораблей ВМС. Некоторые составляющие такого склада задействованы, например, в Югославии. В случае развязывания конфликта между двумя европейскими, в том числе балканскими странами, не членами НАТО, США совместно с другими государствами (с согласия СБСЕ или ООН) могут также принять активное участие в "операции по умиротворению". Их важная помощь стороне, подвергшейся нападению, по мнению американских экспертов, должна быть более масштабной, чем при гражданских войнах в одной стране. Они могут задействовать до одного армейского корпуса, трех-четырех крыльев тактической авиации и, возможно, авианосную группу. Одной из разновидностей "операций по умиротворению" считается сдерживание или устрашение агрессора. Допускается, что в случае нападения России, например, на какое-либо из государств Восточной Европы, Балкан или Балтии, когда оно окажется не в состоянии "дать необходимый отпор", США и другие страны НАТО способны в ограниченные сроки (до 30 суток) привести в боеготовность и развернуть в качестве "заслона" или "ударной группировки" не менее пяти армейских корпусов и девяти авиакрыльев тактической авиации. Характер действий в подобных "операциях по умиротворению" может быть схож с действиями союзников по блоку в районе Персидского залива (операция "Буря в пустыне"). В качестве одного из возможных вариантов развития военно-политической обстановки в Европейском стратегическом районе, полагают многие европейские специалисты, может стать конфликт между Эстонией, Латвией и Литвой при поддержке США и НАТО, с одной стороны, и Россией - с другой (при поддержке или нейтрализации Беларуси). Сходный по замыслу вариант боевого использования ограниченной группировки объединенных вооруженных сил Н АТО в Прибалтийском регионе отрабатывался осенью 1992 года на учениях американских сухопутных войск и ВВС "Сергеи караван-92". Политическая основа конфликта заключается в изменении геополитического характера Прибалтийского региона, его постепенном переходе в сферу влияния США и НАТО. Другими факторами, которые есть основания рассматривать в качестве причин возникновения данного ("Прибалтийского") конфликта, являются неурегулированность территориальных проблем между сторонами, политика ущемления прав и свобод русскоязычного населения в государствах Балтии, причинение ущерба экономическим интересам Российской Федерации за счет скрытого вывоза с ее территории сырья, энергоносителей и других ценных материалов. Провоцируя конфликт, руководство, например Эстонии и Латвии, по замыслу сценария, будут добиваться удовлетворения территориальных притязаний к России, требований полного вывода российских войск из региона и "демилитаризации" Калининградской области. Военно-политическое руководство США и НАТО, оказывая помощь странам Балтии, будет стремиться использовать конфликт для размещения в этом регионе на постоянной основе своих войск в качестве "миротворческих" разъединительных сил, предварительно объявив регион "зоной жизненных интересов". Действия сторон в конфликте, судя по логике прогнозирования экспертов США, могут развиваться следующим образом. Попытки российского руководства урегулировать разногласия со странами Балтии политическими средствами наталкиваются на открытое неприятие с их стороны. Нагнетая напряженность, они обращаются за помощью к США и другим членам НАТО. Одновременно начинают скрытно проводить частичную мобилизацию и доукомплектацию кадрированных частей до штатов военного времени и развертывание дополнительных территориальных формирований. По расчетам упомянутых выше экспертов, выполнявших работу в интересах Пентагона, через десять суток (М 10) на территорию Латвии и Эстонии перебрасывается три батальона и две авиаэскадрильи из состава сил немедленного реагирования НАТО, а в готовности к переброске находятся еще две дивизии корпуса быстрого реагирования блока. Опираясь на поддержку Запада, прибалтийские государства прибегают к блокированию коммуникаций и воспрещению доступа Российских вооруженных сил в Калининградскую область с суши. Латвийские подразделения территориальных войск в составе до двух батальонов, вторгшихся на территорию Псковской области, создают реальную угрозу захвата Печор. Военизированные подразделения Эстонии, поддержанные вертолетами, захватывают и разрушают несколько пограничных пунктов и таможенных постов на границе с Ленинградской областью. Через две-три недели (М 15-20) в Балтию начнется переброска основных сил быстрого реагирования НАТО. (Авторы сценария не указывают, каким образом она будет осуществляться. Однако можно догадаться, что войска будут перебрасываться по воздуху и через территорию Польши.) В случае дальнейшей эскалации конфликта эта группировка может быть усилена дополнительно двумя-тремя дивизиями из состава главных сил и поддержана с воздуха действиями объединенного тактического авиационного командования ОВВС НАТО, а с моря - одной авианосной ударной группой. Таким образом, к началу военных действий в локальном конфликте через тридцать-пятьдесят суток (М 30-50) противостоящая России сторона может иметь собственные вооруженные силы в составе нескольких бригад 'л десятков батальонов территориальной обороны, поддерживаемых пятью-шестью дивизиями сухопутных войск, возможно, бригадой морской пехоты и десятью авиакрыльями тактической авиации объединенных сил НАТО. По опыту учений "Сертен караван-92", создаваемая на М 30-50 в Прибалтийском регионе группировка войск стран Балтии и ОВС НАТО может рассматриваться не только как средство устрашения и "заслона" от вторжения туда российской армии, но и блокады Калининградской области. Читатель может задаться вопросом, насколько реален "прибалтийский" сценарий возможного конфликта. Разумеется, это лишь предположение, в основе которого более или менее четко просматривается ряд предпосылок развития событий в регионе. Однако некоторые элементы данного сценария уже проигрывались в в наши дни не только на учениях "Сертен караван-92", но и в военных играх в отдельных странах Балтии. Потенциальным гипотетическим вариантом "большой войны" в Европе, по мнению западных аналитиков, может быть т.н. "центрально-европейский" вариант - переход к военным действиям группировками ОВС НАТО мирного времени после их стратегического развертывания. Как подчеркивалось выше, "внезапное" развязывание крупномасштабного конфликта в Европе с участием России (СНГ) в ближайшей перспективе маловероятно. ВО-ПЕРВЫХ, потому, что отношения между странами НАТО и СНГ (Россией) приобретают характер партнерства, а не конфронтации, в том числе в военной области, и ВО-ВТОРЫХ, потому, что в вооруженных силах западноевропейских государств и США осуществляется процесс их сокращения и модернизации. В соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе страны блока, по оценке экспертов США, могут иметь следующее количество дивизий. Указанные в табл. 1 силы могут использоваться, по прогнозу западных экспертов, следующим образом:
- при резких обострениях обстановки в непродолжительных малых и средних конфликтах в Европе и на границах "зоны ответственности" НАТО - силы быстрого развертывания (три-четыре дивизии), две дивизии США, тактическая авиация (три-четыре авиакрыла), отдельные части ВМС; - в случае кризисных ситуаций типа "Щит/Буря в пустыне" - силы быстрого реагирования и соединения боеготовых главных сил, дислоцирующихся в Европе и на континенте США. Всего от 13 до 16 дивизий - около 1100 боевых самолетов тактической авиации, 3-4 авиационные ударные группы; - при крупномасштабном обострении обстановки в Центральной Европе. В течение нескольких дней страны блока "поднимают" от 12 до 14 дивизий и 750-1000 боевых самолетов тактической авиации (включая французские войска), через месяц (М 30) отмобилизовывают резервы и получают усиление из США, доводя объединенные силы до 31-33 дивизий и 2400 боевых самолетов. Затем, за счет резервов первой очереди дополнительного усиления из США и Канады, наращивают группировку до 40-45 дивизий и 2800 боевых самолетов. В-ТРЕТЬИХ, после вывода российских войск из Германии и полного интегрирования бывшей ГДР в состав ФРГ, на что может потребоваться еще пять-семь лет, сколько-нибудь серьезных угроз реваншистского характера для безопасности России (СНГ), видимо, не следует ожидать. В-ЧЕТВЕРТЫХ, республики бывшего СССР, в том числе и Россия, переживают тяжелый экономический и политический кризис, период становления новой государственности, занимаясь в основном внутренними проблемами. Поэтому реальные угрозы безопасности России вплоть до 2000 года будут складываться, скорее всего, внутри страны и на ее границах. Вместе с тем, по нашей оценке, в современной военно-политической и военно-стратегической обстановке в Европе имеется ряд факторов, игнорирование которых могло бы привести к непредсказуемым последствиям. В частности, в объединенных и национальных вооруженных силах стран НАТО активно и целенаправленно осуществляются рассчитанные на 10-15 лет военно-технические программы, реализация которых может обеспечить им не только сохранение на прежнем уровне, но и дальнейшее качественное наращивание военного потенциала, способного сыграть решающую роль в кризисных ситуациях в Европе и за пределами "зоны ответственности" блока. Более того, после выполнения условий Договора об обычных вооруженных силах в Европе объединенные вооруженные силы НАТО будут иметь значительное превосходство над вооруженными силами России в данном стратегическом районе по оружию и военной технике. Так, странам блока к 2 000 году разрешается содержать в Евразийской зоне около 13 100 танков, свыше 20600 ББМ и 10 400 единиц артиллерии, 3450 боевых самолетов, до 900 боевых вертолетов, а России после раздела вооружений между семью республиками бывшего СССР согласно Ташкентским договоренностям (май 1992 г.) - соответственно 6 400; 11480; 6415; 3450 и 890 единиц. Целесообразно напомнить и о том, что будут представлять из себя объединенные вооруженные силы Североатлантического союза в Европе. В 1995-2000 гг. их структура будет представлена тремя компонентами: силами реагирования в составе сил немедленного реагирования (СНР) и сил быстрого развертывания (СБР); главными оборонительными силами (ГОС) и силами (войсками) усиления. Силы немедленного реагирования, создаваемые на основе нынешних мобильных сил НАТО (восемь батальонов сухопутных и воздушно-десантных войск, пятъ-шесть авиаэскадрилий), будут располагать также собственным военно-морским компонентом. Насчитывая около 15 тыс. человек, они могут через 72 часа перебрасываться в районы оперативного предназначения и вести там боевые действия в течение одних-двух суток или же сдерживать "агрессию" путем демонстрации силы и внутриблоковой солидарности в течение довольно длительного периода. Силы быстрого развертывания - новый элемент объединенных вооруженных сил НАТО, предназначенный для действий как на европейских ТВД, так и за пределами зоны ответственности блока. СБР (4-5 дивизий) многонационального состава численностью до 100 тыс. человек будут дислоцироваться в центральной части ФРГ. Главные оборонительные силы - основной компонент, составляющий около 65% общей численности ОВС НАТО. В них планируется иметь семь армейских корпусов - шесть многонациональных и один германский в составе двенадцати дивизий и четырех отдельных бригад. Кроме того, в составе ГОС предполагается иметь до 18 отдельных бригад, а к 2000 году сформировать смешанный франко-германский армейский корпус как прообраз будущих европейских вооруженных сил под юрисдикцией Западноевропейского союза (ЗЕС). Начало его созданию уже положено. Войска усиления - в основном силы, прибывающие из США и Канады, а также выделяемые Францией, Испанией и Португалией в качестве второго оперативно-стратегического эшелона. Таким образом, группировка мирного времени сухопутных войск стран НАТО к 2000 году в Центральной Европе может насчитывать 28-29 дивизий и до 53 отдельных бригад. Учитывая, что современные дивизии и бригады, особенно бронетанковые и механизированные, по своей мобильности, ударной и огневой мощи в десятки раз превосходят однотипные соединения периода второй мировой войны, то армии стран блока будут представлять собой сильную группировку, способную вести как оборонительные, так и крупные наступательные операции. Поскольку военно-политическое руководство США и НАТО не исключает возможности крупномасштабного конфликта с участием в нем России (СНГ), хотя он и маловероятен, то в соответствующих научно-исследовательских центрах Запада проведен за последние два года ряд исследований на данную тему. Подобный конфликт, по их оценке, может быть вызван несколькими причинами в совокупности или же одной-двумя из них:
- приходом к власти в России и, возможно, в Беларуси и на Украине крайне правых, националистических (национал-патриотических) или ультралевых сил, внешняя политика которых будет характеризоваться грубыми имперскими проявлениями, вплоть до нападения на восточноевропейские или прибалтийские страны и созданием угрозы, например, ФРГ; - ростом и активизацией в Германии влиятельных реваншистских сил, выступающих за восстановление границ 1937 года, организацией ими, в случае прихода к власти, провокаций на границах с Польшей и Чехией, захвата отдельных территорий бывшего рейха, отошедших к другим странам после поражения гитлеровского фашизма. (Характерно, что данные факторы, касающиеся возможного образа действий Германии, пока не находят места в аналитических работах американских и западноевропейских исследователей. Предлагается, что и в отдаленной перспективе ФРГ, видимо, будет выступать единым фронтом со своими нынешними союзниками по НАТО. - Авт.) Понятно, что в этой ситуации Российская Федерация и ее союзники из числа некоторых государств СНГ вынуждены будут принимать дополнительные меры оборонительного характера, в том числе, возможно, проводить частичную мобилизацию. Дальнейшие события могут развиваться по следующей схеме. Командование ОВС НАТО решает упредить стратегическое развертывание вооруженных сил противоборствующей стороны, создавая мощную группировку своих войск в предположении, как считают разработчики из американской научно-исследовательской корпорации Ренд (Rend), что вооруженные силы России (СНГ) не смогут перейти в наступление ранее, чем через три недели после начала мобилизации в странах блока. В зависимости от целей войны (военного конфликта) оно может действовать по двум вариантам: 1. Если имеется в виду устрашение "потенциального противника", ввод на территорию Польши сил быстрого реагирования, вытеснение российских войск из прибалтийского региона, то, по мнению экспертов CULA, командование НАТО, в соответствии с новой коалиционной стратегией, будет развертывать главную группировку войск вначале в качестве "заслона" на германо-польской границе, на рубеже р. Одер-Нейсе. В ее составе согласно данным Лондонского института стратегических исследований уже через месяц (М 30) может быть развернуто 46-47 дивизий и свыше 60 отдельных бригад. Предполагается, что из общей группировки войск в первом оперативном эшелоне может находиться 35-40% соединений, что считается недостаточным для ведения активных военных действий против сильного противника. В связи с этим рекомендуется начинать крупные операции сухопутных войск через 50-60 суток, когда будет развернуто и боеготово не менее 60 дивизий. 2. Если потенциальный противник (подразумевается Россия (СНГ). - Авт.), по оценке тех же экспертов, упреждает в развертывании своих войск, вклинивается на территорию Польши и создает угрозу нападения на ФРГ, то командование блока осуществляет полномасштабное развертывание объединенных вооруженных сил и через 30-60 суток создает группировку в составе 55-60 дивизий и до 80 отдельных бригад. США, как известно, намерены держать в Европе в мирное время две-три эквивалентных дивизии, а также хранить здесь запасы вооружения еще на две-три дивизии. При обострении обстановки и возможном развязывании крупномасштабного конфликта с Россией (СНГ) они планируют перебросить в Центральную Европу сначала семь-восемь, а затем десять-пятнадцать дивизий. Это, по их расчетам, потребует формирования четырех армейских корпусов (АК): корпуса, находящегося в Европе в мирное время (5 АК); "тяжелого" корпуса, который будет ориентирован для действий на этом же театре войны (предположительно 3 АК); "легкого" корпуса (нынешний 18 воздушно-десантный корпус) и четвертого корпуса стратегических резервов. В интересах НАТО могут быть задействованы также одна-две экспедиционно-десантные дивизии морской пехоты ВМС США и четыре авиационных группы. Динамика наращивания американских войск представляется в следующем порядке (рис. 1).
Для обеспечения мобилизационных мероприятий, выхода боеготовых соединений ОВС НАТО в районы их оперативного предназначения, проведения воздушной операции на театре военных действий может быть привлечено 2700-3000 боевых самолетов тактической авиации. Из них от США - 1000-1300, от союзников - 1700 самолетов. Оптимальным сроком ("идеальным вариантом") начала воздушной операции рекомендуется М 10-20. Здесь необходимо подчеркнуть два момента. Во-первых, военные действия могут быть развязаны еще за две-три недели до выхода сухопутных войск в районы их оперативного предназначения. Во-вторых, крупномасштабный конфликт в Европе в соответствии с коалиционной стратегией НАТО возможен лишь при активном участии США. По мнению американских военных аналитиков, ссылающихся на опыт войны в Персидском заливе, было бы "целесообразно нанести удары по противнику еще до его возможного вторжения в Польшу", поразить его глубокие резервы, средства прикрытия и РЭБ, нарушить управление и связь. В результате противник может оказаться настолько ослабленным, что уже не будет способен к активным действиям. Правда, авторы подобных рекомендаций тут же оговариваются, что "вооруженные силы России это не армия Ирака". ПВО России может, в свою очередь, причинить неприемлемый ущерб ВВС НАТО. Кроме того, их все-таки смущает и такой фактор, как "нападение и развязывание войны со страной, если она еще не нарушила границы государств-членов блока". Предлагается тщательно и детально "доизучить" этот вопрос. Здесь необходимо затронуть и еще один очень важный аспект. Прогнозируя развитие событий по так называемому "центрально-европейскому" варианту возможного военного конфликта, американские аналитики рассматривают проблему как бы в ее "чистом", автономном виде. Они почему-то уходят от вопросов, связанных с характером действий стран буферной зоны в центре и государств на северном и южном флангах предполагаемого конфликта. В связи с этим представляется целесообразным, хотя бы в общей ретроспективе, затронуть некоторые моменты из области внешней политики этих государств. Прежде всего, при крупномасштабном столкновении между НАТО и Россией (СНГ) особое значение приобретает позиция государств Вишеградской группы (Польши, Чехии, Словакии и Венгрии). Останутся ли они "нейтральными", разрешая выдвижение соединений НАТО через их территории к границам России (СНГ) или же окажутся в лагере одной из противоборствующих сторон. Все, видимо, будет зависеть от того, насколько затрагиваются их интересы и какими будут главные причины возникновения конфликта. Если в его основе будет лежать, например, стремление Германии вернуть утраченные в годы второй мировой войны земли, то и Польша, и Чехия вряд ли ограничатся только апелляцией к ООН. Они вынуждены будут искать помощи у других государств, в том числе у России (СНГ). В других случаях их позиция может быть и пронатовской. В нынешней ситуации государства Вишеградской группы, кроме, может быть, Венгрии, а также стран Балтии, пита ют не слишком реальные надежды на их принятие в действительные члены Североатлантического союза в ближайшей перспективе. Она не могут не понимать, что наличие буферной зоны в центре Европы в определенной степени устраивает военно-политическое руководство НАТО (да и России), так как ликвидируется непосредственное соприкосновение вооруженных сил страны и, следовательно, почти полностью исключается угроза внезапного развертывания войны, вернее, внезапного нападения. Однако для того, чтобы выступать в роли прочного моста и своеобразного кордона между Востоком и Западом, буферная зона должна обладать соответствующим военным и экономическим потенциалом. В связи с этим обстоятельством, видимо, и вызрела идея создания Черноморско-Балтийского пояса или союза в составе государств Балтии, Вишеградской группы, Беларуси, Украины, Молдовы, Румынии и, возможно, Болгарии с мощным ядром из Беларуси, Украины и Польши. Даже по условиям Договора об обычных вооруженных силах в Европе в распоряжении замышляемого союза могло бы быть сосредоточено внушительное количество оружия и военной техники: танков - окаю 13000; ББМ - почти 17900; артиллерии - свыше 12700; боевых самолетов - до 3500; ударных вертолетов - до 1000 единиц. Это в два раза больше по первым трем и заметно выше по двум другим видам вооружений, чем у России, в ее европейской зоне. Какой может быть направленность военно-политического курса Чсрноморско-Балтийского альянса, будь он создан, однозначно утверждать пока трудно. Однако заявление польского президента Леха Валенсы во время его недавнего визита в Киев о том, что в Чсрноморско-Балтийском союзе, "этом НАТО-2, не должно быть места России", заставляет не только задумываться, но и внимательно следить за развитием возможного военно-политического и экономического эмбриона на западных границах Российской Федерации. По нашей оценке, идея НАТО-2 или НАТО-бис вряд ли выйдет за рамки переговорного процесса в ближайшие годы. Слишком различны интересы у возможных участников этого буфера-кордона. Республики бывшего Советского Союза, как и страны Балтии, лихорадят прежде всего внутренние проблемы, а отход Беларуси и Украины от России может привести их л экономической катастрофе. Короче говоря, в случае возникновения конфликта по "централ внеевропейскому "варианту прямая опасность для России на флангах может проистекать лишь на северном фланге, со стороны Балтии, все противоречия в отношениях со странами которой вряд ли будут разрешимы в обозримой перспективе. Государства же южного фланга могут остаться в положении неустойчивого нейтралитета. Таким образом, особенности развития современной обстановки в Европе, наличие предпосылок для обострения региональных проблем будут и в дальнейшем порождать кризисы и конфликты как низкого, так и более высокого уровня, приводить к нарушению сложившегося баланса сил, в результате чего могут прямо или косвенно затрагиваться интересы России (СНГ). Один из таких региональных конфликтов ("прибалтийский"), видимо, не случайно отрабатывался на учениях американских сухопутных войск и ВВС "Сергеи караван-92". Однако в работах западных научно-исследовательских центров и в прессе наиболее опасным гипотетическим вариантом [развязывания] войны в Европе считается, хотя и маловероятный, широкомасштабный конфликт с участием ОВС НАТО и вооруженных сил России (СНГ). В этом случае, с учетом преодоления буферной зоны и начала создания ударных группировок в составе войск (сил) блока, продолжительность угрожаемого периода для Российской Федерации может составить до 30 суток. В случае же начала военных действий с проведения командованием НАТО воздушной операции еще до завершения оперативного развертывания основных группировок сухопутных войск, как рекомендуют американские эксперты, продолжительность угрожаемого периода может быть не более 10-20 суток. Несомненно, что в предстоящем десятилетии руководству России (СНГ) придется внимательно следить и учитывать как положительные, так и отрицательные, с их точки зрения, тенденции в развитии военно-политической обстановки в Европе. Вместе с тем, складывающееся положение в самой России и ближнем зарубежье, особенно в Закавказье и Средней Азии, в несравненно большей степени чревато различного рода конфликтами, угрожающими не только ее национальным интересам, но и государственной целостности. Однако эти проблемы в силу их безусловной важности и актуальности являются предметом отдельного рассмотрения. |
|