Экономика
Обозреватель - Observer


 
 

В помощь предпринимателю
 

ГОСУДАРСТВО КАМБОДЖА*

ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Площадь
181 тыс.кв.км
Климат
тропический муссонный
Температура
от +25° С до +35° С
Население
8,7 млн.чел.
Официальный язык
кхмерский
Языки делового общения
английский, французский
Государственная религия
буддизм
Государственное устройство
республика
Административно-территориальное деление
19 провинций, столица — г.Пномпень
Поясное время
плюс 4 часа к московскому •
Объем ВНП, то г.
1753млн.долл. США
Темп прироста ВНП, WO г.
7,0%
ВВП на душу населения, 1990 г.
127 долл. США 
Темп инфляции, %, 1990 г.
около 300
Национальная валюта
риель
Длина дорог
автомобильных — около 9 тыс.км, железных — 647 км
Основной глубоководный порт
Кампонгсаом
Аэропорты
международный — Почентонг (Пномпень), местные — Сиемриап, Баттамбанг, Кампонгсаом
Экспорт млн-долл-США, 1990 г.
62 (По камбоджийской статистической методологии 1 долл. США -1 руб.)
Основные статьи экспорта, 1990 г.
каучук —18,5 тыс.т; древесина — 115 тыс.куб.м; кукуруза—9,7тыс.т; соя — 14,5 тыс.т; табак листовой — 600 т
Основные экспортные рынки, 1990 г.
СССР — 13,1 млн.руб.; страны-члены бывшего СЭВ и ЛВДР — 6 млн.руб., кал.страны — 40 млн .долл.
Импорт, млн-долл-США, 1990 г.
212,1
Основные статьи импорта, 1990 г., тыс. т
нефтепродукты — 180; прокат — 11; машины и оборудование; хлопок — 2; товары народного потребления
Основные источники импорта
Россия и страны СНГ, Таиланд, Вьетнам
Золотовалютные резервы
данные отсутствуют
Внешний долг
около 1,5 млрд.долл.
Иностранные капиталовложения
незначительные (несколько миллионов долларов)
Основные иностранные инвесторы
Россия и страны СНГ, Франция, Таиланд, Гонконг
Иностранный туризм
несколько тыс. чел. в год; доходы от туризма, 1990 г. — 1,5 млн.долл.

* Материал продолжает серию публикаций "В помощь предпринимателю". См. "Обозреватель" 1993 г.: №1(5), № 3(7) - Китай, № 10(14) - Малайзия, № 11(15) - Королевство Таиланд, № 13(17) - Тайвань, № 14(18) - Япония, № 15(19) - Сингапур, № 19(23) - Филиппины, № 20(24) - Корея, № 21(25) - Вьетнам.

ВНЕШНЕТОРГОВОЕ, ВАЛЮТНОЕ, НАЛОГОВОЕ
И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


1.1. Организация внешнеторговых операций

1.2. Особенности экономических связей с Таиландом

1.3. Таможенные пошлины и сборы

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


2.1. Национальная денежная единица

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ


4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


4.1. Инвестиционная политика государства

4.2. Льготный режим для различных видов капиталовложений

4.3. Экспортно-производственные зоны

1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


1.1. Организация внешнеторговых операций


Ведущими торговыми партнерами Камбоджи остаются страны-члены бывшего СЭВ и ЛНДР. Их доля в общем объеме товарооборота Государства Камбоджа в 1990 г. составила 78,3%. Значительный удельный вес во внешнеторговом обороте страны сохранил Советский Союз (71,4%), который остается основным поставщиком товаров и услуг, а также донором Камбоджи. В то же время экономические трудности в СССР, необходимость перехода на новый механизм взаимных торговых экономических связей в значительной мере сдерживают развитие взаимной торговли.

Продолжающаяся политическая изоляция Камбоджи и экономическое эмбарго со стороны западных государств по-прежнему определяют весьма ограниченный характер торгово-экономических связей страны с капиталистическими и развивающимися странами. Деловые отношения с Камбоджей поддерживают ряд фирм Сингапура, Гонконга, Таиланда, Франции, Японии, Индии, Австралии. Доля этой группы стран в общем объеме товарооборота Камбоджи в 1990 году составила 22%. Необходимо, однако, отметить, что значительные потоки товаров перемещаются через границу Камбоджи контрабандным путем, а также по линии децентрализованных торговых связей провинций с фирмами капиталистических стран, и эти объемы не учитываются центральными экономическими органами страны.

Важным законодательным актом по управлению внешнеэкономической деятельностью в Камбодже явилось постановление Совета Министров об установлении государственной монополии на экспортные операции по 6 товарным позициям: рису, каучуку, древесине, сое-бобам, листовому табаку и кукурузе.

Одновременно Советом Министров Камбоджи был издан циркуляр, регламентирующий порядок осуществления экспортно-импортных операций провинциальными, смешанными и частными фирмами. Указанные фирмы получили право экспортировать и импортировать любые виды товаров, за исключением указанных 6 товаров. Поскольку стоимость указанных товаров в последние годы составляет 90-95% общей стоимости экспорта страны, возможности частного камбоджийского капитала в развитии экспорта значительно ограничиваются.

Импорт любых товаров провинциальными, смешанными и частными фирмами осуществляется с разрешения Министерства торговли. Оплата за импортные товары производится только через банк. Импорт товаров за счет предоставленных иностранным партнером займов и кредитов требует предварительного согласования с Министерством торговли.

Вслед за принятием этого постановления последовали мероприятия по изъятию всех ранее выданных лицензий на экспорт товаров, входящих в государственную монополию, запрет на выдачу генеральных лицензий, резкое повышение платы на выдаваемые лицензии, введение разрешительного порядка на выдачу лицензий.

Основными проблемами, стоящими перед Камбоджей в сфере внешней торговли, остаются недостаточная эффективность контроля со стороны центральных органов за деятельностью провинциальных организаций, нерегулируемая конкуренция между государственными и частными экспортно-импортными компаниями, отсутствие действенных нормативных актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность.

Планом экономического и социального развития Камбоджи предусматривалось дальнейшее укрепление роли Министерства торговли в осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью, четкое соблюдение государственной монополии на 6 видов товаров, принятие ряда нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления экспортно-импортных операций частными, смешанными и провинциальными фирмами, обязательную регистрацию всех участников внешнеэкономических связей в Министерстве торговли, ужесточение порядка выдачи лицензий.

В настоящее время в сферу внешнеэкономической деятельности вовлечены три группы субъектов: государственные компании ("Кампексим","Кампримекс", "Камагроэкспорт", "Камфоэксим" и созданные в 1990 году "Камфимэкс" и "Карубексим"), смешанные государственно-частные фирмы ("Сикимэкс", "Камфаримэкс") и 34 частные фирмы, зарегистрированные в государственных органах и получившие патенты на осуществление внешнеторговых операций. Следует отметить, что частный сектор во внешней торговле Камбоджи развивается наиболее динамично.

В 1990 году в Пномпене между Правительствами СССР и Камбоджи подписано соглашение о переходе на новый механизм взаимных торгово-экономических связей.

Ст.1. Соглашения определяет переход с 1 января 1991 года по всему комплексу внешнеэкономических связей между этими странами на расчеты и платежи в свободно-конвертируемой валюте и торговлю по текущим ценам мировых рынков. Предусматривается (ст.2), что в переходный период (1991 год) часть общего объема и номенклатуры товаров и услуг будет осуществляться в централизованном порядке (индикативные списки), оформляемом соответствующим межправительственным документом. Такой принцип регулирования части товарооборота может применяться и в последующие годы. Стороны будут создавать необходимые условия, способствующие сохранению и развитию различных форм торгово-экономических связей между участниками ВЭС, включая прямые связи, совместные предприятия, специализацию и кооперацию в производстве, товарообменные операции и т.д., а также заключение между собой различных ежегодных и долгосрочных соглашений, договоров на поставку товаров и услуг под собственную ответственность с учетом имеющейся международной практики (ст.З).

Задолженность камбоджийской стороны по ранее предоставленным кредитам будет пересчитана в доллары США по согласованному сторонами коэффициенту.

1.2. Особенности экономических связей с Таиландом


Практически единственной страной несоциалистического мира, поддерживавшей традиционные торговые связи с Камбоджей, являлся Таиланд. Торговля с этой страной практически не прекращалась с первых месяцев после освобождения. На начальном этапе торговые операции осуществлялись частными предпринимателями на полулегальной основе. Однако, поскольку государство не имеет возможности полностью насытить рынок необходимыми населению товарами, руководство Камбоджи пошло на легализацию торговых отношений с Таиландом. Из Таиланда осуществляются закупки некоторых видов продовольствия, товаров ширпотреба, нефтепродуктов, легковых автомобилей, запасных частей и т.д. Камбоджийская сторона поставляет древесину, соя-бобы, перец, рыбу, креветки, ювелирные изделия. Центр камбоджийско-таиландской торговли находится в провинции Кохконг и одноименном острове в Сиамском заливе. Товарооборот осуществляется через государственно-частные компании и активизирующихся в последние годы частных предпринимателей. Общий объем поступающих в провинцию Кохконг товаров ежемесячно составляет порядка 15 миллионов долларов. Значительные партии потребительских товаров в дальнейшем контрабандным путем доставляются в соседний Вьетнам.

Ряд капиталистических стран во главе с США сохраняют официальное эмбарго на торгово-экономические связи с Камбоджей и отказывают камбоджийскому Правительству в дипломатическом признании.

1.3. Таможенные пошлины и сборы


В июле 1989 года в Камбодже был принят закон об экспортно-импортных пошлинах. В законе, приложениях к нему и в принятых в дальнейшем инструкциях предусматриваются обычные и льготные ставки таможенных пошлин, которые применяются в соответствии с камбоджийским законодательством. При импорте товаров наибольшие ставки пошлин установлены на предметы роскоши, наименьшие - на сырье, материалы и оборудование. Существуют ограничения или требуется специальное разрешение на ввоз в страну взрывчатых веществ, некоторых видов химических товаров, печатной продукции, животных и т.д.

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


2.1. Национальная денежная единица


В период 1975-1978 гг. финансовая система Камбоджи была полностью дезорганизована, деньги были отменены. С 1979 года было начато ее поэтапное восстановление на всех уровнях. 20 марта 1980 года государство выпустило в оборот новую денежную единицу - риель. Вместе с этим были установлены цены на наиболее важные товары (рис, продовольствие), а также введена денежная оплата труда рабочих и служащих государственного сектора экономики. В течение 1980-1981гг. деньги обращались лишь в Пномпене и др. крупных городах. Лишь в конце 1981 года денежный оборот охватил всю территорию страны. Официальный курс риеля в то время составлял 4 риеля за 1 доллар. Курс доллара в начале 1984 года составлял 7 риелей, в январе 1986 года - 3 риеля, октябре 1987 г. - 100 риелей и в октябре 1988 г. - 142 риеля. Проведение ряда официальных девальваций риеля к доллару в 1988-1989 гг. не привело к восстановлению его стабильности. Для национальной денежной единицы Камбоджи - риеля и в последующие годы были характерны высокие темпы инфляции.

В Камбодже пока еще медленно идет процесс разработки и принятия законодательных актов в рамках экономической реформы, в т.ч. и по вопросам валютного регулирования.

В сентябре 1990 года Совмином Камбоджи был утвержден декрет "О порядке обмена иностранной валюты и организации сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями". В соответствии с этим декретом проведение любых операций с валютными ценностями на территории Государства Камбоджи возможно только при наличии разрешения Национального банка и Минфина, предусматривается организация ежедневной отчетности о ведении операции с указанными ценностями, а также запрещен свободный их вывоз из страны.

В соответствии с камбоджийским законодательством 50% валютных средств, получаемых от экспорта, должны быть проданы Национальному банку по рыночному курсу, оставшиеся 50% могут быть израсходованы на импорт товаров в соответствии с решением государственных органов.

В целях привлечения денежных средств в госбюджет, сокращения денежной массы в обращении, в середине 1990 года были повышены процентные ставки по вкладам до 28,5% годовых и кредитам для негосударственных предприятий и частных лиц до 28,8% годовых.

В связи с распространением антиправительственными группировками слухов об отмене риеля после проведения в стране свободных выборов под эгидой ООН, определенная часть населения старается избавиться от национальной валюты, приобрести золото и иностранную валюту.

Совместные и иностранные предприятия могут вести операции в риелях и в иностранной валюте через Национальный банк Камбоджи или филиалы иностранных банков, расположенных на территории страны. Министерство финансов Камбоджи осуществляет контроль за всеми бухгалтерскими документами этих предприятий. Обмен валюты на риели осуществляется по официальному курсу Национального банка Камбоджи.

Иностранная валюта покупается и продается (определенным в законодательстве местным клиентам) по курсу, близкому к сложившемуся рыночному обменному курсу. Камбоджийские эмигранты за рубежом могут переводить иностранную валюту в Банк для внешней торговли, которая затем будет обменена на риели по близкому к рыночному официальному курсу и выдана их родственникам.

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ


В 1990 году в Камбодже не было принято ни одного из намеченных к принятию законов (о торговле, о налогообложении, о земле, о принципах ценовой политики). Законодательная деятельность ограничивалась лишь отдельными постановлениями Совета Министров и инструкциями министерств и ведомств, регламентирующих деятельность предприятий, организаций и частных лиц в некоторых отраслях экономики.

В соответствии с Законом об иностранных инвестициях предприятия с участием иностранного капитала выплачивают налог на прибыль в размере 15-25% общей суммы прибыли. Кроме того, иностранные и совместные предприятия должны платить за аренду участков земли, за использование водных и морских ресурсов, разработку природных богатств страны. Смешанные и иностранные предприятия обязаны вносить определенную часть средств в фонд социального обеспечения камбоджийского персонала.

В настоящее время государственные органы далеко не всегда имеют возможность установить действенный контроль за порядком взимания налогов. В частности, в среде частных предпринимателей, занимающихся внешней торговлей, широко распространена практика уклонения от уплаты налогов и сборов. Для снижения таможенных сборов ими занижаются объемы переправленных через границу партий товаров. Торговля осуществляется на условиях бартера, чтобы избежать ведения операций через Внешторгбанк. Такое положение приводит к тому, что частные предприниматели оказываются более конкурентоспособны по сравнению с государственными внешнеторговыми организациями, которые выплачивают все налоги и сборы полностью. 

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


4.1. Инвестиционная политика государства


Утвержденный на сессии Национального собрания в июле 1989 года Закон об иностранных инвестициях определяет режим иностранных инвестиций в экономику страны и обеспечивает правовую защиту инвестиций.

Ряд фирм Японии, Сингапура, Южной Кореи, Франции, Австрии проявляют интерес к сотрудничеству с Камбоджей в таких областях, как производство натурального каучука, переработка древесины и продукции сельского хозяйства, рыболовный промысел, сфера обслуживания и туризм. Однако этот интерес соседствует с настороженностью и неуверенностью в надежности вложения капиталов в связи с неурегулированностью камбоджийской проблемы, несовершенством законодательства по экономическим вопросам, сложностью и противоречивостью внутриполитической обстановки.

В соответствии с законодательством об иностранных инвестициях государство обязуется защищать права иностранных инвесторов и гарантирует, что весь их капитал и все имущество не могут быть национализированы. Владельцы капитала могут вкладывать его в камбоджийскую экономику, создавая совместные предприятия, предприятия, полностью принадлежащие иностранному капиталу, а также осуществлять совместное производство с местными организациями и компаниями на договорной основе. Доля иностранного партнера в совместных предприятиях должна быть не менее 30%. В законе предусматривается, что вклад инвестора в совместное предприятие может быть как в форме денежных средств в иностранной валюте, так и в виде различного оборудования и материалов.

Камбоджийская сторона предоставляет в распоряжение совместных предприятий денежные средства в местной валюте, сырье, материалы и оборудование, право на пользование землей, водой и морским пространством, а также берет на себя строительство и обслуживание предприятий.

При переводе прибыли за рубеж инвесторы отчисляют государству 5-10% общей суммы. Выплаты по кредитам, взятым за рубежом, налогами не облагаются.

В случае нарушения законов страны совместными и иностранными предприятиями Совет Министров Камбоджи имеет право их закрыть. При ликвидации предприятия иностранная сторона может получить свою часть капитала либо в деньгах, либо в виде товаров (после выплаты всех налогов и погашения всех долгов). Иностранная валюта и имущество, которые являются собственностью инвестора, могут быть переведены им за рубеж без взимания налогов.

Руководящим органом совместного предприятия является правление, избираемое в соответствии с долей участия каждой из сторон. На предприятиях, созданных без участия камбоджийской стороны, руководство полностью осуществляется иностранным инвестором. При найме на работу местного персонала должно соблюдаться трудовое законодательство Камбоджи.

Приоритетными сферами привлечения иностранного капитала являются инвестиции в производство экспортной или импорт замещающей продукции, сфера обслуживания и туризм, строительство объектов инфраструктуры, использование современных производственных технологий.

Руководство страны придает также большое значение привлечению в страну капиталов камбоджийских эмигрантов, проживающих за рубежом, с условием предоставления им дополнительных льгот по сравнению с другими инвесторами.

В Камбодже делается акцент на необходимость создания подробной нормативно-правовой базы для расширения привлечения в страну иностранных инвестиций и увеличения иностранной помощи.

Намечено разработать перечень первоочередных народнохозяйственных объектов для привлечения к их восстановлению иностранных инвестиций, а также комплекс специальных мер, стимулирующих участие иностранных инвесторов в строительстве объектов на территории страны. К настоящему моменту количество проектов, созданных в рамках закона об иностранных инвестициях, незначительно. В качестве примера можно привести предприятие по переработке древесины в г.Кампонгсаоме (с участием фирм Таиланда), в пригороде Пномпеня (с участием фирмы "Окада", Япония); цех по замораживанию морепродуктов в г.Пномпень (с участием французских инвесторов). Несколько гостиниц в г.Пномпень арендованы иностранными компаниями.

4.2. Льготный режим для различных видов капиталовложений


Предприятия с участием иностранного капитала должны выплачивать налог на прибыль в размере 15-25% от общей суммы прибыли. Законодательством предусматривается, что предприятия, занятые добычей полезных ископаемых, выплачивают более высокий налог.

В целях стимулирования развития некоторых видов производства для части предприятий налог на прибыль может быть снижен или полностью отменен на срок до двух лет и более. Льготы распространяются также на ввоз сырья и оборудования для производства товаров широкого потребления. Налогами не облагается ввоз оборудования, стройматериалов и сырья для выпуска экспортной продукции. Государством также поощряется использование части полученной прибыли для развития экономики Камбоджи, которая в данном случае не облагается налогами. Если же налоги на эту часть прибыли уже выплачены, финансовые органы обязаны полностью их вернуть.

4.3. Экспортно-производственные зоны


Директивными органами страны изучался вопрос о создании свободной экономической зоны в г.Кампонгсаом с привлечением капиталов местных и зарубежных частных предпринимателей. Однако, в связи с напряженным внутриполитическим и экономическим положением, пока не существует реальных проектов создания в ближайшие годы специальных экономических зон на территории Камбоджи. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]