Культура
Обозреватель - Observer


 

К 100-ЛЕТИЮ КИНЕМАТОГРАФА

(беседа с Х.Зеендером)



В Москве 2-4 июля с.г. проходил круглый стол по проблемам массовой культуры, организованный Советом Европы совместно с Российским институтом культурологии и Конфедерацией Союзов Кинематографистов.

В работе круглого стола принимал участие специальный советник Департамента образования, культуры и спорта Совета Европы Христиан Зеендер.

С ним встретился ведущий научный работник Международного Института Гуманитарных программ РАУ-Корпорации В.Нестеров и попросил его рассказать, как будет отмечаться 100-летняя годовщина кинематографа - 28 декабря 1995 г.

Рассказывает ХРИСТИАН ЗЕЕНДЕР.

Совет Европы ведет активную подготовку к празднованию 100-летия кинематографа. Объединяя вокруг Европейской культурной конвенции тридцать семь европейских государств, этот общеевропейский институт много делает для того, чтобы вызвать общественный резонанс, который заслуживает эта годовщина. Но поскольку конкуренция других зрелищных форм, таких как телевидение, мощный поток стандартизированной продукции, которой хлынул в Европу, в частности, из-за Атлантического океана, создают все большие трудности для содержательного и оригинального кинотворчества на нашем континенте, то только общеевропейское сотрудничество позволит достойным образом отпраздновать 100-летие кино.

Ставя своей целью объединить в совместных усилиях страны-члены Культурной конвенции, Совет Европы стремится организовать свою деятельность по следующим основным направлениям:

    - привлечь внимание широкой публики к богатствам европейского кино, побуждая к свершению новых открытий в сокровищнице его творческого наследия;

    - способствовать тому, чтобы это кино смогло вновь занять достойное место в будущем;

    - подготовить проведение мероприятий, которые охватили бы всю Европу.

Если мы хотим отметить эту годовщину с необходимой торжественностью, то не следует, видимо, ограничиваться лишь одним разовым, так сказать, фейерверком, каким бы ярким он ни был сам по себе. Этот праздник должен обязательно оставить значительный след в истории кино и породить предложения, реализация которых была бы направлена на укрепление европейского кинематографа.

Редко случается так, чтобы какая-то сфера художественного творчества могла бы отметить годовщину своего рождения. Нельзя точно установить дату начала изобразительного или литературного творчества. Даже дата изобретения фотографии до сих пор вызывает споры. Что же касается кино, или кинематографа, как его называли ранее, то время его возникновения совершенно очевидно. Это - дата первой платной публичной демонстрации киноленты, организованной братьями Люмьер на Бульваре Капуцинов в Париже 28 декабря 1895 года.

На наш взгляд, эта дата позволяет избежать одной стороны, бесплодных дискуссий относительно предшественников кинематографа (праксиноскопа, волшебного фонаря и т.д.), а с другой - четко ориентироваться на саму сущность кино, т.е. публичную демонстрацию в зале.

Однако, сама дата 28 декабря, т.е. время между рождеством и новым годом, является весьма неудачной для серьезных размышлений по поводу юбиляра. Только Чаплин мог позволить себе попрощаться с нами 25 декабря. Поэтому, вместо того, чтобы сконцентрировать празднование на каком-то коротком отрезке времени, нам кажется более предпочтительным воспользоваться всем периодом классического кинематографического сезона и, таким образом, начать праздничные мероприятия в сентябре 1995 года и закончить их в конце мая 1996 года.

Совет Европы создал в Страсбурге специальный отдел по организации праздничных мероприятий. Он занимается разработкой различных программ, направленных на осуществление общеевропейских проектов, и, в то же время, осуществляет связь между различными национальными программами. С этой целью в ближайшее время планируется введение в действие информационной телесистемы.

Осенью текущего года состоится заседание Исполнительного комитета по празднованию годовщины, в который войдут представители национальных комитетов и крупных профессиональных организаций. Исполнительный комитет образует Исполнительное бюро, которое будет действовать совместно с отделом по празднованию 100-летия.

Объявив вековой юбилей кинематографа одним из приоритетных направлений своей деятельности в области культуры, Совет Европы взял на себя финансирование Отдела по празднованию 100-летия, а также деятельности Исполнительного комитета и Исполнительного бюро. Совет примет также участие в финансировании различных программ. Однако для гарантии успеха необходимо, чтобы в работе Совета Европы приняли участие различные государства-члены, а также крупные международные организации.

Задача сохранения аудиовизуального наследия наталкивается не только на финансовые трудности, но и на юридические проблемы, связанные как с обязательством сохранения кинопроизведения, так и с определением юридического статуса документов, находящихся в архивах. Совет Европы в настоящее время разрабатывает проект конвенции, предусматривающей учреждение правового депозитария и предлагающей уточнение статуса хранящихся фильмов, а также процедуры допуска к ним, при полном сохранении и уважении авторских прав.

Чтобы проиллюстрировать необходимость сохранения европейского аудиовизуального наследия и с целью возвращения зрителям шедевров, которые вошли в историю кинематографа, каждой стране предлагается предоставить один или два (если речь идет о стране с крупной кинопродукцией) фильма, которые будут предназначены для возможно более широкого проката. Копии с субтитрами должны быть предназначены для проката по всему континенту. Таким образом, кинозал, являющийся одним из важных элементов кинематографа, будет связан самым тесным образом с празднованием 100-летия. На следующем этапе эти копии могут быть использованы для показа и за пределами Европы.

В программе праздников - европейский кинопоезд-выставка. Он отправится из Лиона по направлению к центру страны, следуя по одному из маршрутов, пройденных операторами Люмьер. Затем поезд-выставка отправится на север и восток Европы, следуя по мифическому маршруту в Стамбул, и возвратится через юг к началу своего пути. В каждой столице будет организована символическая встреча братьев Люмьер с участием деятелей кино и широким освещением аудиовизуальными средствами. После этого материалы выставки будут помещены в другой поезд, который, отправившись из Риги во Владивосток, проиллюстрирует еще один таинственный маршрут - транссибирский.

Передвижная выставка "Великий Иллюзион" завершится в Будапеште, где в 1996 году состоится Всемирная выставка, которая соединит кинематограф с другими визуальными видами искусства. Организация этой выставки поручена известному искусствоведу Геральду Шееману - бывшему руководителю "Документа" и автору концепций большого количества различных выставок.

Празднование 100-летия кинематографа не могло бы состояться без участия его основного распространителя - телевидения. Роль телевидения будет, в частности, состоять в расширении масштабов самого празднования. Уже сегодня Европейский Союз Радио - Телевещания проявил особый интерес к проекту, предусматривающему передачу европейским школам кинематографии короткометражных фильмов по истории европейского кино. Предусматривается также распространение работ, опубликованных по случаю 100-летия, за пределами страны, где они созданы, и их переводы на другие языки.

Уже сегодня такие страны, как Германия, Франция и Великобритания готовят крупные национальные мероприятия. Большое место 100-летию будет, несомненно, отведено и на кинофестивалях. Очевидно, речь пойдет о координации этих различных мероприятий и обеспечения им того широкого отклика, которого они заслуживают.

ЮНЕСКО намерен предпринять шаги в направлении развития кинематографии Юга. Изучаются проекты, иллюстрирующие взаимный вклад европейского и американского кино.

Уделяя особое внимание защите аудиовизуального наследия и кинозалов, праздник 100-летия имеет своей целью привлечь также особое внимание к будущему европейского кинематографа. Эту проблему следует подвергнуть самому внимательному изучению. Необходимо привлечь к этой деятельности авторов, продюсеров, технических работников, прокатчиков и представителей общественных властей. Важно, чтобы эта сфера деятельности способствовала увеличению европейского кинопроизводства, максимально используя в этих целях национальные и европейские общественные фонды, а также созданию такой системы проката, которая бы давала возможность показа европейских фильмов на всех континентах. Первой такой попыткой могла бы стать практика показа фильмов-маяков.

100-летие должно быть активно использовано для развития кинематографий Центральной и Восточной Европы и их окончательного вхождения в европейское кино. С этой целью Совет Европы изучает возможность создания фонда в поддержку производства и создания инфраструктур в кинематографиях этих стран.

В дальнейшем речь неизбежно пойдет об освоении новых технологий, которые, возможно, ознаменуют собой серьезные революционные преобразования в области визуального искусства. Каким образом эти технические преобразования смогут интегрироваться в художественный и творческий процесс - это один из вопросов, возникающих в конце первого 100-летия существования кино.

Празднование 100-летия является отражением нашей веры в седьмое искусство. Воздавая должное подчас великолепным произведениям еще недавнего прошлого, следует думать о втором 100-летии кинематографа, богатство которого не должно ни в чем уступать первому. В прошлом европейские кинематографисты часто великолепно защищали и иллюстрировали наши общие ценности. В цивилизованном обществе, где все более возрастает роль аудиовизуальных средств, такое искусство как кино должно прочно занять свое достойное место.

Для установления контактов относительно участия в праздновании 100-летия кинематографа, проводимого Отделом Совета Европы, следует обращаться по следующему адресу:

Christian Zeender

Conseiller special delegue au Centenaire du cinema

Direction de l'Enseignement, de la Culture et du Sport

Conseil de l'Europe F - 667075 Strasbourg

Tel. 33-88 41 28 72 Telecopieur: 33-88 41 27 88 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]