Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

НАТО не намерено уходить со сцены


ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ
заместителя Госсекретаря США по делом Европы и Канады
СТИВЕНА ОКСМАНА
12 августа 1993 г. в Атлантическом совете Соединенных Штатов


Я с глубоким удовлетворением принял ваше предложение выступить сегодня на этом форуме и обсудить взгляды нынешней администрации на роль НАТО в обеспечении европейской безопасности.

Беспокойное время настало для тех из нас, кто имеет отношение к вопросам европейской безопасности. Два масштабных явления встают на повестке дня Трансатлантического сообщества - окончание "холодной войны" и начало глубокого экономического кризиса в странах, участвовавших в этой войне.

Эти тектонические перемены и бойня в бывшей Югославии породили опасения, что в настоящее время НАТО и другие институты безопасности, созданные в период "холодной войны" утратили свою действенность. По мнению некоторых, например сенатора Лугара, НАТО следует пойти на глубокие перемены либо "уйти со сцены".

Как утверждает наша администрация, НАТО остается краеугольным камнем американской и европейской безопасности. НАТО уже определило природу новой угрозы безопасности и приступило к трансформациям, необходимым для того, чтобы с этой угрозой совладать. Эти трансформации помогут и в XXI веке защитить мир и процветание в Европе и тем самым в нашей собственной стране. Важной задачей встречи в верхах, которая состоится на этой неделе, будет продолжение этих трансформаций.

Хотелось бы для начала дать обзор сложной обстановки, в которой мы сегодня оказались. После этого я перейду к шагам, которые НАТО уже предприняло, чтобы справиться с этими трудностями, а также к повестке дня, которую администрация предложила на будущее. Наконец хотелось бы коснуться двух вопросов, в последнее время оказавшихся в центре внимания, - возможности предоставления членства НАТО странам Восточной Европы и роли НАТО в конфликте в Югославии.

I
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ


За свою историю НАТО добилось впечатляющих достижений. В течение 45 лет, пока Варшавский Договор не рухнул вместе с коммунистической системой, НАТО успешно сдерживало советскую агрессию. Однако как раз тогда, когда НАТО одержало полную победу, стала ощущаться необходимость перемен.

Когда в 1949 г. был подписан договор о создании НАТО, страны Западной Европы все еще боролись с последствиями шестилетней мировой войны, смерчем прошедшей по ним, - последнего из конфликтов, в течение веков сотрясавших Европу. Одновременно эти страны столкнулись с новой реальной угрозой с Востока. В рамках НАТО европейцы и американцы соединили свои политические усилия и действия военного характера, чтобы предотвратить еще одну войну в Европе, сдерживая советскую угрозу и примиряя издавна враждовавшие между собой страны Западной Европы.

Достижения НАТО в этом направлении беспрецедентны. После окончания "холодной войны" перед Европой уже не стоит колоссальная военная угроза. Однако нам не стоит самонадеянно полагать, что наступил конец истории и в будущем нам никогда и никто больше не будет угрожать. Поэтому НАТО следует сохранить лежащий в его основе потенциал коллективной обороны. Но сегодня угроза европейской безопасности исходит с разных сторон и определяется рядом факторов. Как поняли при прорыве линии Мажино, крепость, построенная, чтобы отразить угрозу миру в Европе, вполне возможно, окажется беззащитной перед другими опасностями. В настоящее время перед нами стоит задача - приспособить НАТО к отражению новых угроз, не растеряв в процессе действительных достижений Североатлантического блока.

В настоящее время самой очевидной угрозой для Европы являются этнические и территориальные конфликты. С падением коммунизма вновь всплыли на поверхность антагонизм и соперничество, подавлявшиеся в течение полувека. С особой остротой это проявилось в жестоких боях между сербами, хорватами и мусульманами в бывшей Югославии. Однако этническая чересполосица в Центральной и Восточной Европе и бывшем Советском Союзе таит в себе возможность взрывов этнической напряженности на широком пространстве от Балтики (из-за проживающих там русских) до Румынии, часть населения которой венгры. Каждая из этих многочисленных зон нестабильности является препятствием на пути достижения цели НАТО - сохранить безопасность в Европе.

Однако со снижением безопасности изменился и экономический ландшафт Европы. В настоящее время Правительства стран НАТО уже не уверены, что их страны в будущем ждет устойчивый рост экономики и процветание. Напротив, явственно встает перспектива экономической стагнации, безработицы и низкого экономического роста, а также больших бюджетных дефицитов, стоящих на пути экономического роста в будущем. Даже мощная экономика Германии испытывает значительные затруднения в связи с бременем воссоединения страны, которое обошлось уже в 300 млрд. долл. и будет продолжать поглощать значительные средства.

Поэтому правительства стран Запада ищут пути снижения расходов. Естественно, что с окончанием "холодной войны" взгляды обращаются на вооруженные силы НАТО. В соответствии с существующими планами силы НАТО в Европе сократятся с трех миллионов человек в 1993 г. до двух в 1997 г. В период "холодной войны" в странах НАТО существовали значительные регулярные силы, которые, к счастью, нам так и не пришлось использовать. Теперь, как раз тогда, когда обстоятельства могут потребовать использование сил НАТО, эти силы сокращаются. Однако США и впредь будут поддерживать свое значительное присутствие в Европе. Как вам известно, к 1997 г. у нас в Европе все еще останется 100 000 войск.

Без мощного НАТО невозможно обеспечить интересы Америки в области безопасности. Как заявил Клинтон, после окончания "холодной войны" безопасность Америки покоится на трех китах - глобальном росте экономики, модернизации вооруженных сил и распространении принципов демократии и свободного рынка. Участие НАТО важно в каждом из этих направлений:

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИКИ: членами НАТО являются многие из крупнейших торговых и инвестиционных партнеров США. Их политическая безопасность зависит от нашей экономической безопасности.

В ВОЕННОМ ОТНОШЕНИИ: силы НАТО-лучшие в мире. Ее единая командная структура и международные органы руководства прекрасно приспособлены для выполнения сложных и разнообразных задач по поддержанию мира и миротворчеству, а также достаточно гибки и могут использоваться для решения различных непредвиденных задач и включения в деятельность НАТО стран, не являющихся официально членами этой организации, например, Франции или Испании.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЛИТИКИ; страны НАТО являют собой пример преимуществ демократии и свободного рынка. Страны-члены НАТО являются моделью, которой следует остальной мир, и НАТО обеспечивает их безопасность.

Поэтому Соединенные Штаты и в дальнейшем будут играть роль в обеспечении европейской безопасности в рамках НАТО. К тому же европейские страны хотят, чтобы мы участвовали в обеспечении их безопасности, и приветствуют наше участие. Они понимают, что мы обладаем уникальными возможностями, чтобы помочь европейцам поддержать мир в Европе: ведь мы единственная сверхдержава в мире и никак не связаны с внутренним соперничеством европейских стран.

Еще один аспект исторической задачи, стоящей перед нами, - помочь новым демократическим странам Востока. Прежде угроза НАТО исходила с Востока, но и теперь источник нестабильности, связанной с напряженностью на этнической почве и пограничными спорами, находится на Востоке. НАТО нужно справиться с этими угрозами безопасности, не подрывая свои достижения и преимущества.

II
ТРАНСФОРМАЦИЯ НАТО


Как мне кажется, комментаторы, оценивающие нынешнее положение НАТО, не учитывают в достаточной мере ни признание в самом НАТО произошедших изменений в обстановке, ни шаги, уже предпринятые НАТО в ответ на эти изменения. На встречах в верхах в Лондоне в 1990 г. и Риме в 1991 г. главы государств НАТО заложили новый курс, которому будет следовать Североатлантический союз. В течение трех лет со времени Лондонской встречи в верхах мы с союзниками следовали этим курсом, трансформируя НАТО.

Во-первых, НАТО приняло на вооружение новую военную стратегию, перестроив свои силы и командные структуры с учетом опасностей, появившихся после окончания "холодной войны". Оно отошло от использования сил передового базирования, оснащенных тяжелым вооружением и готовых к отражению агрессии, и резко сократило арсенал ядерного оружия в Европе. Неядерные силы расширяют гибкость и мобильность. Эта перестройка позволяет НАТО оперативно и эффективно реагировать на многие кризисные явления, одновременно поддерживая возможность отражения любого нападения на страну-члена НАТО.

Во-вторых, НАТО протянуло руку дружбы восточным странам, учредив Совет по североатлантическому сотрудничеству в качестве средства для проведения консультаций, координации действий и укрепления доверия с Востоком в области безопасности. С благословения НАТО

Совет по североатлантическому сотрудничеству начинает играть более активную и оперативную роль, включая возможность совместных учений по отработке действий по поддержанию мира и совместных операций подобного характера со странами Центральной и Восточной Европы или бывшего Советского Союза. Более того, уже предприняты и практические шаги - Венгрия и Албания оказывают значительное содействие операциям НАТО в бывшей Югославии.

В-третьих, НАТО практически разрешило споры о том, может ли эта организация действовать за пределами стран-членов Североатлантического блока, признав, что новые угрозы безопасности исходят из стран за пределами НАТО. Более того, НАТО уже играет важную роль в операциях ООН по поддержанию мира в бывшей Югославии, и этого аспекта я вскоре коснусь более подробно. Кроме того, НАТО предложило СБСЕ сотрудничество для проведения операции по поддержанию мира. Эти акции показывают, что НАТО готово выйти за пределы своей территории, когда страны-члены этой организации полагают, что это необходимо для сохранения их безопасности.

Подобные достижения обеспечивают прочный фундамент для трансформации НАТО с целью отражения новых угроз безопасности. Хотелось бы вкратце обрисовать ряд положений программы, которую мы разработали для того, чтобы в ближайшем будущем ускорить темпы этой трансформации, - программы, обсуждению которой будет посвящена встреча в верхах стран НАТО, запланированная на будущую зиму. В соответствии с этой программой границы зоны безопасности НАТО сдвинутся на восток при одновременном укреплении трансатлантических уз.

Наша основная задача - и далее развивать связи в области безопасности с Востоком. Совет по североатлантическому сотрудничеству - основной мостик, перекинутый НАТО к своим бывшим противникам по Варшавскому Договору, а также средство, с помощью которого мы постараемся включить их в общеконтинентальную систему безопасности. С появлением НАТО после окончания второй мировой войны никому и в голову не могло прийти, что страны Восточной Европы могут двинуть друг против друга свои вооруженные силы. Следует распространить этот принцип на всю Европу, и важной частью подобных усилий является сотрудничество в рамках Совета, особенно в области миротворчества. Поэтому мы будем стремиться к укреплению Совета по североатлантическому сотрудничеству и расширению его мандата.

Одновременно НАТО возьмется за разработку средства повышения эффективности своего сотрудничества с другими организациями, преследующими те же цели. НАТО не будет в одиночку бороться со сложными нынешними задачами; его деятельность будет дополняться, особенно в области предотвращения кризисных ситуаций и борьбы с ними, усилиями ООН, СБСЕ, Европейского сообщества, Западноевропейского союза и Совета Европы. Однако НАТО играет уникальную роль в этой взаимосвязанной системе и заменить ее нечем. Лишь НАТО обладает вооруженными силами, международным штатом и навыками политического и военного сотрудничества, чтобы гибко и мощно реагировать на угрозы безопасности. Чтобы максимально эффективно использовать эти неповторимые качества НАТО, мы будем стремиться укрепить его отношения с другими институтами европейской безопасности.

В-третьих, НАТО и впредь будет укреплять свой механизм миротворческих операций и акций по поддержанию мира. Как я отметил, НАТО уже выразило желание принять участие в подобных операциях. Используя опыт, накопленный в бывшей Югославии, НАТО следует регламентировать миротворческие акции и акции по поддержанию мира, чтобы не пришлось каждый раз в случае необходимости "вновь изобретать колесо".

В-четвертых, нам следует и в дальнейшем настаивать на том, чтобы союзники в большей мере взяли на себя бремя обеспечения европейской безопасности. Мы приветствуем содержащийся в Маастрихтском договоре призыв к разработке Европейской программы безопасности и обороны, которая может лечь в основу европейской организации НАТО. Однако создание в будущем европейских вооруженных сил не должно становиться препятствием для единой командной структуры, одного из основных достижений НАТО. Европейские силы должны состоять в НАТО, им следует выполнять задачи НАТО и сохранять свою идентичность в рамках НАТО, но не выходить из него.

И на этом фронте достигнуты определенные успехи. Мы удовлетворены заключенным в прошлом году соглашением, связывающим франко-германский корпус НАТО, а также тем, что французы, наши союзники, играют полномасштабную роль в военной операции НАТО в бывшей Югославии. Кроме того, мы довольны развитием событий в последнее время, которое позволяет надеяться, что Германия близится к снятию конституционного запрета на участие ее войск в операциях. Взятие на себя ответственности, соизмеримой с размерами и важностью этой страны в сегодняшней Европе, может лишь укрепить европейскую безопасность.

Наконец, Соединенным Штатам следует быть готовыми поддержать свое участие в НАТО, даже невзирая на растущие бюджетные проблемы. Мы обращаемся к союзникам с просьбой взять на свои плечи большую долю бремени содержания НАТО, однако и нам следует продемонстрировать, что мы будем нести свою. Американское лидерство в НАТО должно идти дальше слов, дальше убеждений - оно должно быть осязаемым.

Безусловно, одним из наших обязательств перед НАТО является содержание американских сил в Европе. Силы НАТО должны обладать достаточной мощью как для того, чтобы выполнять свои задачи по коллективной обороне, так и для того, чтобы играть новую роль в поддержании мира и миротворчестве. Эти взгляды лежат в основе нашего обязательства держать в Европе приблизительно 100 000 войск.

Одновременно Соединенным Штатам следует внести достаточный вклад в финансирование программ НАТО. Как и стратегия, силы и командная структура НАТО, ее инфраструктура также подлежат перестройке с учетом новых угроз безопасности. Администрация намерена добиваться одобрения Конгрессом в полном объеме нашего запроса по финансированию инфраструктуры.

III
РАСШИРЕНИЕ НАТО?


Вы, видимо, обратили внимание, что, перечисляя шаги, которые предпринимает НАТО, сталкиваясь с новыми явлениями действительности, я не коснулся расширения численного состава НАТО. В своем выступлении в Клубе зарубежных писателей сенатор Лугар убедительно настаивал на предоставлении членства в НАТО Польше, Венгрии и Чехии, а позднее, возможно, и другим странам. Лугар привел следующие доводы:

Сегодня европейская безопасность зависит от безопасности и стабильности на периферии континента. Особое беспокойство вызывают две "кризисные дуги" на восточном и южном флангах Европы. Чтобы поддержать безопасность на Востоке, в вакууме влияния, сложившемся на территории между Россией и Германией, нам следует обеспечить стабильную систему безопасности в странах Центральной и Восточной Европы. Этого нельзя сделать, если не объединить эти страны в системе НАТО, получившей новый импульс к жизни.

Можно привести немало доводов в пользу этого аргумента. Из сказанного выше следует, что действия НАТО соответствуют значительной части предложений сенатора Лугара. Нельзя сомневаться в необходимости решить задачи в области безопасности, стоящие перед странами Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза, чтобы обеспечить безопасность в Восточной Европе. Однако существуют важные вопросы, и их необходимо решить, прежде чем мы подойдем к вопросу принятия бывших членов Варшавского Договора в НАТО, которому они столь недавно противостояли. Не хочу подсказывать вам ответы - разрешите мне лишь задать ряд вопросов.

Во-первых, нам следует помнить, что в основе членства в НАТО лежит соглашение о взаимной коллективной обороне, зафиксированное в статье 5 Вашингтонского Договора. Готовы ли союзники расширить эту гарантию безопасности и выделить войска для защиты стран Центральной и Восточной Европы?

Есть и обратная сторона этого вопроса: способны ли страны Центральной и Восточной Европы в настоящее время или обретут ли они способность в будущем взвалить на себя бремя, которое налагает на страну членство в НАТО? Могут ли они обеспечить вооруженные силы, которые внесут вклад в общую оборону НАТО?

Если предоставить им членство в НАТО, не расширит ли это границы региона, который НАТО обязано защищать, не увеличив соответственно ресурсы этой организации?

Есть и более общий вопрос: нам следует рассмотреть, как повлияет расширение состава НАТО на эффективность данной организации. Если рост отрицательно скажется на эффективности организации, конечные результаты для нас были бы отрицательными.

Последний, но, безусловно, не менее важный пункт: нам следует тщательно рассмотреть вопрос России и Украины. С одной стороны, все мы разделяем мнение, что членство России в НАТО существенно изменило бы природу этой организации. Но если, принимая в НАТО страны Восточной Европы, мы закроем дверь перед Россией, не изолирует ли это Россию от новой системы безопасности, которую мы пытаемся создать? Не нанесет ли это удар по нашим попыткам создания отношений сотрудничества и партнерства с Москвой, и не изменит ли это в худшую сторону соотношение сил в России между реформаторами и реакционерами? Подобные соображения, вероятно, применимы и к Украине - захочет ли она остаться буфером между Россией и НАТО, границы которого будут совпадать с границами Польши?

Простых ответов на эти вопросы не существует. Однако прежде, чем мы расширим ряды НАТО, на них необходимо дать ответ. Если мы найдем удовлетворительные ответы, мы сможем рассмотреть и расширение членства в НАТО. Хотя уже сейчас мы можем предпринять определенные шаги по достижению поставленной сенатором Лугаром цели - создать чувство безопасности у стран Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза, и мы эту цель всем сердцем разделяем.

Диалог и сотрудничество в рамках Совета по североатлантическому сотрудничеству, а также стремление НАТО принимать участие в миротворческих операциях и действиях по поддержанию мира помогут обеспечить безопасность Востоку, еще теснее связав эти страны с НАТО. Одновременно наши программы помощи этим странам на трудном пути к демократии и свободному рынку, программы расширения торговли и капиталовложений и открытия рынков для их товаров помогут им добиться преуспевания и стабильности.

IV
ЮГОСЛАВСКИЙ КОНФЛИКТ


Наконец, мне хотелось бы коснуться утверждения, что НАТО так или иначе не сумело сыграть свою роль в конфликте в Югославии. Полагаю, что данный довод не соответствует действительности.

Более того, НАТО выполнило, и хорошо выполнило, все поставленные задачи на Балканах:

    - Обеспечило авиацию и личный состав для наблюдения на первом этапе с последующим принудительным введением зоны запрета на полеты над Боснией.

    - Координируя свои действия с Западноевропейским союзом, НАТО патрулирует Адриатику для проведения санкций против Сербии и Черногории. НАТО готово обеспечить непосредственную авиационную поддержку войскам ООН, охраняющим зоны безопасности, и разработало планы вооруженной помощи для реализации политического урегулирования.

    - На этой неделе НАТО одобрило планы ударов с воздуха по боснийским сербам в случае продолжения попыток удушить Сербию и другие регионы.

Более того, как я отметил, реакция НАТО на конфликт в Югославии дала ответ на вопрос о готовности этой организации действовать за границами НАТО. Более того, на двух последних встречах Североатлантического совета, одобрившего инициативу Президента Клинтона по проведению ударов с воздуха, меня поразило, что ни одна из стран не протестовала, ссылаясь на то, что акция проводилась за пределами границ НАТО. Этот рубеж мы уже перешли.

Сегодня сетуют не на то, что НАТО не удалось выполнить поставленных задач, а на узость этих задач. И в связи с этим мне хотелось бы перейти к последнему пункту моего выступления - американскому лидерству в НАТО. На первом этапе конфликта администрация Буша предпочла держаться в стороне, оставив решение проблемы европейцам. Поэтому НАТО осталось в тени, а основную роль в разрешении кризиса взяли на себя ЕС и, со временем, ООН. К моменту, когда к власти пришел Президент Клинтон, обстановка ухудшилась и выбор доступных нам вариантов был резко ограничен.

Отнюдь не секрет, что весной этого года администрация пыталась добиться снятия эмбарго на поставки оружия боснийскому правительству и поддержать снятие эмбарго ударами с воздуха. Подобная политика потребовала бы соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН, потому что эмбарго было введено Советом Безопасности. Несмотря на усиленные попытки, нам не удалось добиться от других стран согласия на этот подход.

Общеизвестно, что в июле ситуация в Боснии резко ухудшилась. Администрация чрезвычайно обеспокоена ужесточением сербской блокады Сараево и других районов и судьбой, которая ожидает население в зимние месяцы. Мы опасаемся, что падение боснийской столицы уничтожило бы любые возможности урегулирования за столом переговоров. Поэтому Президент Клинтон решил, что настало время подкрепить дипломатические усилия использованием авиации.

На этот раз наши союзники дали единодушное согласие на подобные действия. Консенсуса удалось достичь в результате тщательного обсуждения широкого круга вопросов на заседании Североатлантического совета 2 и 3 августа. Многие из наших союзников, особенно пославших войска в Боснию, высказали законные опасения в связи с опасностью для их войск в случае ударов с воздуха по боснийским сербам. Однако, действуя в лучших традициях НАТО, нам удалось снять озабоченность союзников, и в начале недели Североатлантический совет единодушно одобрил военный план проведения воздушных ударов. В настоящее время НАТО вправе незамедлительно предпринять военные действия, если сербы не снимут осады с Сараево и других регионов.

Это исторический шаг. Своими конкретными действиями союзники по НАТО признали, что обеспечение безопасности - не только защита от прямого нападения. НАТО продемонстрировало, что находится в процессе трансформации из оборонительного союза, противостоящего армии противника по другую сторону четко установленной границы, в союз на службе мира, способный использовать силу за своими границами. В соответствии с принятым решением Североатлантического совета мы будем регулярно следить за развитием обстановки в Боснии и за ходом женевских переговоров. Тем, кто душит Сараево, следует понять: НАТО, в случае соответствующего развития обстановки, полностью готово к действиям.

НАТО удалось в данном случае добиться положительных результатов с помощью твердого лидерства со стороны Америки. Хотя время от времени наши союзники и будут высказывать несогласие с нами, без американского лидерства НАТО не сможет справиться с угрозами безопасности после окончания "холодной войны". Администрация Клинтона намерена осуществлять это лидерство, чтобы, перестроившись, НАТО и впредь являлось воплощением ценностей демократии и свободного рынка, защищая безопасность Европы и свою собственную безопасность от новых будущих угроз.
 


(United States information agency, 17.08.93 г.)

Сообщение Госдепартамента США


Государственный секретарь назначил ДЖЕЙМСА КОЛЛИНСА координатором усилий Соединенных Штатов, направленных на поиск мирных решений конфликтов в новых независимых государствах бывшего Советского Союза. Коллинс приступит к работе на новом посту по окончании его работы в качестве заместителя посла США в России и возвращении его из Москвы в Вашингтон. Он будет подчиняться послу Талботту.

(Бюллетень новостей ЮСИА, 12 августа 1993 г.).

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]