Экономика
Обозреватель - Observer


 

ЭНЕРГЕТИКА И РЕФОРМА


А.ТРОИЦКИЙ,
советник министра экономики России

Эволюция человеческого общества на всех ее этапах имела в качестве материального фундамента соответствующую энергетическую базу - от костра до ядерной энергии и лазера. И сегодня уровень энерговооруженности общества и эффективности использования им энергии является одной из интегрирующих характеристик потенциала этою общества, а сами энергетические ресурсы оказывают важное влияние на уровень жизни, экономические и политические взаимоотношения.

Энергетический потенциал России уникален. Имея около 3% населения Земли, Россия располагает более чем 13% мировых запасов нефти, почти 42% запасов газа, 43% запасов угля и производит почти седьмую часть всех первичных энергоресурсов планеты. Казалось, жить бы да радоваться! Однако пока нам явно не до радостей. Не будем ставить диагнозы и прописывать рецепты всей экономике России - для этого в стране и без того очень много "докторов". Но попытаемся оценить и проанализировать процессы, происходящие в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) страны, и необходимые программные подходы для создания надежного энергетического фундамента дальнейшего развития в реальных условиях, сложившихся в России.

ТЭК ЗА ТРИ ГОДА РЕФОРМЫ


Сегодня уже можно оценивать производственные результаты деятельности топливно-энергетического комплекса за три года реформы, хотя третей ее год еще пока в пути. Эти оценки позволят утверждать (табл.1), что производство топлива и энергии в стране сократится примерно на 330 млн. т условного топлива, что соответствует более чем четверти всего внутреннего потребления Россией первичных топливно-энергетических ресурсов базисного 1990 г.
 


Таблица 1

ЭНЕРГОРЕСУРСЫ
1990 г.
1991 г.
1992 г.
1993 г. (прогноз)
Добыча нефти и газового конденсата, млн.т
515,8
461,1
398,8
350
% к предыдущему году
89,4
86,5
87,8
Добыча угля, млн.т
396,3
354,3
337,2
300
% к предыдущему году
89,4
95,1
89
Добыча газа, млн.т
640,2
643
640,4
632
% к предыдущему году
100,4
99,5
98,7
Производство электроэнергии, млрд.кВт.ч
1082,2
1068,2
1008,5
945
% к предыдущему году
98,7
94,4
93,7
в том числе: 
АЭС, млрд. кВт.ч
118,3
120
119,7
117
% к предыдущему году
101,4
99,7
97,7
ГЭС. млрд.кВт.ч
166,8
168,1
172,4
168
% к предыдущему году
100,8
102,6
97,4
Производство первичных энергоресурсов, млн.т.усл. топл.
1877
1755
1634
1550
% к предыдущему году
93,5
93,1
94,8

* Прогноз уточнен с учетом результате работы ТЭК за 7 месяцев 1993 г.

В том числе добыча нефти уменьшится более чем на треть, угля - на четверть. Добыча газа, которая до 1991 г. продолжала увеличиваться, также начала, хотя и медленно, снижаться. Почти на 13% уменьшилось в стране производство электроэнергий. Как видно из табл. 1, эти процессы практически пока не начали замедляться. Более того, есть опасения, что они могут несколько усугубиться, если не будут приняты меры но смягчению неплатежеспособности потребителей ТЭР и возможных последствий отпуска цен на уголь.

Сами по себе эти цифры еще не позволяют дать однозначного анализа топливной-энергетической ситуации. Ведь за тот же трехлетний период промышленное производство в стране сократится, видимо, не менее чем на 40%. Это позволяет некоторым аналитикам считать, что положение в ТЭК относительно благополучно и устойчиво, поскольку спад производства топлива и энергии идет более медленными темпами и связан с сокращением потребности в этих ресурсах из-за уменьшения промышленного производства в целом. И действительно, несмотря на изложенную выше динамику производства в ТЭК) страна, за исключением некоторых локальных районов, в основном обеспечивала свои потребности в котельно-печном топливе. Из-за падения добычи нефти обострились лишь трудности снабжения моторными топливами, что связано с вынужденным уменьшением поставок нефти на переработку более чем на 20%, несмотря на значительное сокращение экспорта нефти.

Однако эта нынешняя конъюнктурная ситуация была бы не так опасна, если бы она не несла в себе огромного негативного потенциала, Чреватого для перспективных судеб реформы и всей экономики страны. Дело в том, что природа спада производства в ТЭК принципиально отличается от спада в остальной промышленности.

При падении производства в гражданском машиностроении, металлургии, химии, легкой промышленности и других отраслях их производственные мощности сохраняются и могут быть с небольшими затратами востребованы после того, как рыночный потенциал и спрос начнут набирать силу. В топливном-энергетическом комплексе (кроме нефтепереработки) спад производства связан с необратимой потерей действующих мощностей, поскольку резкое снижение инвестиционных возможностей в последние годы не позволило вводить в действие новые мощности с тем, чтобы компенсировать естественно выбывающие. Так, в нефтедобывающей промышленности мощности ежегодно уменьшаются более чем на 40 млн.т, в угольной промышленности потеряно ухе более 60 млн. т добычных мощностей, а в электроэнергетике вводы новых мощностей в несколько раз меньше, чем темпы исчерпания проектного ресурса работы действующих электростанций. В газовой отрасли пока удалось не допустить падения производственных мощностей, однако, сделано это ценой утраты имевшегося необходимого инвестиционного задела, для восстановления которого потребуются годы.

Все это привело к распаду и потере строительных коллективов, технической оснащенности их, упадку строй индустрии, потерям буровых бригад. Такое положение явилось следствием главным образом сложившегося неудовлетворительного финансового состояния предприятий отраслей ТЭК, работавших в условиях, когда они удовлетворяли свои ресурсные потребности по быстро растущим рыночным ценам, а продавали свою продукцию по ценам, регулируемым (ограниченным) государством. В последнее время, когда это государственное регулирование ослаблено, положение усугубляется большими финансовыми неплатежами покупателей ТЭР, задолженность которых превысила по состоянию на 1 августа 1993 г. 4 трлн. руб., что парализовало инвестиционную деятельность в ТЭК. В основном по этим же причинам не обеспечивается поддержание в надлежащем состоянии действующих мощностей. Так, фонд простаивающих нефтяных скважин увеличился в 1992 г. на 5800 шт. и достиг 32 тыс. ед. Только за счет сверхнормативного простоя скважин не было добыто в 1992 г. более 35 тыс.т нефти.

Кстати сказать, такая финансовая ситуация в ТЭК приводит к раскручиванию инфляции, поскольку заставляет предприятия комплекса прибегать к кредитам с непомерными процентами, компенсация которых ложится в конечном счете на цену топливно-энергетических ресурсов и далее транслируется на всю экономику.

Основным выводом из анализа кризисной ситуации в топливно-энергетическом комплексе является то, что сложившееся в нем положение в силу высокой инвестиционной инерционности и большой капиталоемкости отраслей ТЭКа не сможет быть быстро исправлено. Поэтому существует реальная опасность того, что если не принять срочных и действенных мер, то топливно-энергетические факторы могут выступить жесткими ограничителями возможностей подъема всей экономики и серьезным препятствием в реализации плодов реформы, как только наконец созреет соответствующий рыночный потенциал.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ


В этих условиях необходима четкая концепция развития топливно-энергетического комплекса России, которая позволила бы обеспечить потребности страны в топливе и энергии наиболее целесообразными экономическими и экологически приемлемыми путями с учетом дальнейшей эволюции всей ее экономики. Основой такой энергетической политики является одобренная Правительством России в конце 1992 г. энергетическая Концепция, хотя определенные уточнения в этой Концепции необходимы под воздействием происходящих экономических процессов. Это касается не только количественных оценок, отслеживающих реальную экономическую динамику жизни нашего общества, но и путей реализации энергетической стратегии, в том числе в сфере государственного воздействия на функционирование ТЭК в рыночных условиях. 

Ключевым стратегическим направлением энергетической политики, приоритетным вне зависимости от конъюнктурных факторов, является ее энергосберегающая направленность. Резервы повышения эффективности использования энергетических ресурсов оцениваются почти третьей частью потребляемых в стране первичных топлива и энергии. Еще в 1990 г. энергоемкость национального дохода России была почти в 1,5 раза выше, чем в США. и вдвое превышала соответствующий показатель ведущих стран Западной Европы.

За последние годы энергоемкость экономики России дополнительно резко возросла, чему способствовали падение национального дохода (при стабильности энергопотреблении коммунально-бытовой сферы на селе) и рост удельного энергопотребления в промышленности из-за недогрузки производственных мощностей. Можно ожидать, что в 1993 г. энергоемкость национального дохода в России увеличится против 1990 г. не менее чем на 40%. Следовательно, решение проблем энергосбережения и связанного с ним экологического совершенствования органически вписывается в стратегические направления программы структурной перестройки экономики. Однако реализация столь масштабных структурных трансформаций экономики требует крупных инвестиций и времени. В то же время на первом этапе (2-4 года) процессы структурной перестройки будут, по существу, определяться межотраслевыми соотношениями темпов спада производства и ограниченной государственной поддержкой основных систем жизнеобеспечения. Прогнозные оценки динамики структуры промышленного производства на ближайшие годы показывают, что до 1995 г. доля основных энергоемких отраслей практически не снижается, равно как, по существу, не повышается и доля малоэнергоемких комплексов.

Поэтому межотраслевой структурный энергосберегающий эффект в этот период будет невелик и лишь в некоторой степени начнет сказываться позитивный внутриотраслевой структурный эффект под воздействием платежеспособного спроса. Главное, чего можно ожидать к 1995 г., - это приостановления негативного воздействия структурного фактора и начала перелома предшествовавшей негативной динамики при стабилизации энергоемкости национального дохода.

Основной энергосберегающий эффект можно ожидать в последующий период. Прогнозные оценки его согласно Концепции энергетической политики приведены в табл.2.
 


Таблица 2

ПОКАЗАТЕЛИ
Оценки экономического топлива и энергии к уровню 1990 г.
2000 г.
2010 г.
Всего, млн.т.усл.топл.
250
500—600
в том числе за счет: 
совершенствования структуры экономики
120
240—270
технологических организационных и других мер
130
260—330
Снижение энергоемкости национального продукта, %
3—5
20—25

Однако для достижения такого эффекта необходимо обеспечить более активное вмешательство государства уже на первом этапе. Это касается как формирования источников финансирования основных программ структурной перестройки и федерального фонда энергосбережения для помощи в реализации энергосберегающих мероприятий, так и налоговых и кредитных привилегий, а также принятия соответствующих законодательных и других нормативных актов, регулирующих взаимоотношения в сфере использования и производства энергоресурсов, которые в совокупности сделали бы выгодным для потребителей энергии ее эффективное использование.

Для выработки прежде всего экономических методов управления этими процессами, по нашему мнению, совершенно необходимо создание в стране федерального вневедомственного органа по вопросам энергосбережения, который бы ведал фондом энергосбережения, координировал деятельность федеральных ведомств в сфере энергосбережения (в том числе в сфере разработки федеральных программ, стандартизации и сертификации в области эффективности энергоиспользования), разрабатывал предложения по созданию и совершенствованию экономических механизмов и законодательному регулированию энергосбережения, осуществлял бы координирующую взаимосвязь с региональными энергетическими органами и, наконец, осуществлял бы вневедомственный энергетический надзор в стране.

ЧТО ЖЕ НАС ЖДЕТ ЗАВТРА?


Выработка энергетической перспективной стратегии требует концептуальной оценки предстоящего спроса на топливо и энергию. Прогноз возможного энергосбережения является необходимой, но недостаточной составляющей для такой оценки. Спрос на энергоресурсы будет определяться темпами развития экономики, направлением и ходом ее структурной перестройки в реальных условиях продолжения экономической реформы.

Прогнозные оценки суммарных внутренних потребностей России в первичных топливно-энергетических ресурсах при социальной переориентации экономики показали, что эти потребности будут несколько снижаться примерно до 1995 г., а затем после некоторого периода стабилизации начнут возрастать и достигнут в 2000-2002 гг. уровня 1990 г., а затем будут продолжать увеличиваться с темпом 0,9-1,6% в год в зависимости от темпов развития экономики.

Суммарная потребность России в ТЭР для внутреннего потребления оценивается в 1995 Р. в объеме 1185-210 млн.т условного топлива, в 2000 г. - 1230-1285 млн.т условного топлива и в 2010 г. - 1340-1470 млн.т условного топлива. при фактическом потреблении в 1990 г. равном 1270 млн.т условного топлива ив 1992 г. - 1205 млн.т условного топлива. При этом приоритетной является проблема удовлетворения потребностей населенна всех регионов страны в качественных топливно-энергетических ресурсах.

Ключевой проблемой перспективы топливно-энергетического хозяйства России является вопрос о том, какими путями наиболее целесообразно удовлетворить внутренние и экспортные энергетические потребности страны.

Геологические запасы газа, нефти и угля обеспечивают надежное длительное удовлетворение потребностей России в энергоносителях, но структура и экономические параметры этих запасов, особенно нефти, будут прогрессивно и далее ухудшаться, и для подготовки их к промышленному освоению потребуется большой объем геологоразведочных работ, а для освоения этих запасов - все возрастающие удельные затраты финансовых, материальных, трудовых ресурсов.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ НУЖНА НАДЕЖНАЯ БАЗА


Стратегия энергетического обеспечения России предусматривает рациональное сочетание добычи и производства всех основных энергоносителей с преимущественной ориентацией в рассматриваемый двадцатилетний период на прирост производства в газовом промышленности, способной обеспечить страну наиболее экономически эффективным и экологически чистым энергоносителем. Прогнозируется неуклонное увеличение добычи газа с расширением сфер его использования, прежде всего взамен нефтепродуктов. Наряду с доведением до полного проектного развития основного газодобывающего Надым-Пур Газовского района Тюменской области, важнейшим и перспективным районом добычи природного газа должен стать полуостров Ямал. Определенное значение будет иметь уже в рассматриваемый период и добыча газа на шельфах северных и восточных морей. Задача освоения Ямальского месторождения требует неотложных мер, чтобы успеть с ее решением к 1997-1998 гг. Региональные особенности Дальнего Востока и Сахалина требуют также неотложного освоения месторождений Сахалинского шельфа.

Выполненный комплексный инженерно-экономический прогноз добычи нефти покатал, что в период до 1995-1997 гг. эта добыча будет продолжать снижаться и может достигнуть уровня порядка 300-310 млн.т/год. Причина такого положения, как было указано выше, кроется главным образом в отсутствии необходимых инвестиционных ресурсов при резком ухудшении структуры запасов нефти, подлежащих разработке. Достаточно сказать, что за последние 7 лет средний дебит новых скважин упал почти на 50%, средняя обводненность добываемой нефти выросла на 10%, средняя глубина скважин увеличилась на 15%, а удельные капитальные вложения в сопоставимых ценах удвоились. Этот процесс будет иметь место и впоследствии.

Для преодоления спада добычи нефти необходимо резко увеличить объемы инвестиций, буровых работ, закупки оборудования. Оценки показывают, что после преодоления спада добычи нефти можно ожидать некоторого ее увеличения до уровня 350-380 млн.т в зависимости от темпов обновления основных фондов отрасли, освоения наиболее совершенных технологий и наращивания объемов бурения, которые необходимой будет увеличить в этом случае почти вдвое против уровня 1992 г. В таких очень сложных условиях для удовлетворения потребностей страны в моторных топливах и повышения эффективности использования нефтяного сырья необходимо обеспечить коренную реконструкцию нефтеперерабатывающей промышленности с углублением переработки нефти до 74-76% в 2000 г., 84-87% в 2010 г. (вместо 63% в настоящее время).

Исходя из реального состояния мощностей по добыче угля и строительного задела в отрасли, в период до 1995 г. прогнозируется практическая стабилизация его добычи с последующим ее умеренным ростом примерно на 20% за пятнадцатилетний период. Необходима коренная реконструкция действующих мощностей по добыче, обогащению и переработке угля- Основными угледобывающими районами России в рассматриваемой перспективе будут Кузнецкий и Канско-Ачинский бассейны.

Можно прогнозировать, что производство электроэнергии, после некоторого спада, начнет стабилизироваться уже в 1994-1995 гг., и затем потребуется его планомерное увеличение с темпами, обусловленными динамикой трансформаций в экономике и уровнем жизни населения Должна быть осуществлена коренная реконструкция действующих производственных фондов и ввод новых мощностей с использованием в европейской части страны азотурбинного и парогазового оборудования, расширение применения газового топлива и угля, особенно канско-ачинского, при одновременном сокращении до технического минимума использования мазутного топлива. Развитие гидроэнергетики ориентируется на умеренные вводы новых мощностей без существенного затопления земельных угодий.

Необходимо осуществить программу создания нового поколения атомных электростанций с реакторами повышенной безопасности, на базе которых после 2000 г. должны вводиться новые мощности АЭС.

При этом до 2000 г. могут быть введены в действие лишь недостроенные мощности на сооружаемых АЭС в размере 4-б млн.кВт с одновременной реализацией на этих энергоблоках мероприятий по обеспечению их безопасности. Учитывая, что ряд агрегатов в период до 2010 г. уже исчерпает свой проектный срок работы, предстоит вывести из эксплуатации в указанный период 12-14 энергоблоков на общую мощность 7-8 млн.кВт. С учетом этого установленную мощность атомных электростанций России возможно будет увеличить в целом с 20 млн.кВт в 1992 г. до 24-25 млн.кВт в 2000 г. и до 30-37 млн.кВт в 2010 г., а долю выработки электроэнергии на АЭС нарастить с Ч до 13-14% от ее суммарного производства.

Наконец, необходимо больше внимания уделить использованию нетрадиционных возобновляемых источников энергии - солнечной, геотермальной, ветровой, биологической. Конечно, в ближайшее двадцатилетие эти источники первичных энерго ресурсов еще не будут играть существенной роли в топливно-энергетическом балансе страны, хотя в некоторых локальных районах, особенно со слабыми транспортными и энергетическими коммуникациями, их влияние может быть ощутимым. Однако как задел на перспективу это направление энергетики имеет свое место и требует соответствующей экономической и программно-организационной поддержки со стороны государства.

Выполненные исходя из всего изложенного прогнозные оценки масштабов добычи и производства топлива и энергии на рассматриваемую перспективу приведены в табл.3.


Необходимо подчеркнуть, что в отличие от энергетической программы недавнего прошлого эти прогнозные оценки не могут

рассматриваться как некая самоцель или тем более как задание. Напротив, в условиях формирующейся рыночной экономики эти прогнозные оценки играют роль лишь предварительных ориентиров, которые будут впоследствии уточняться в увязке с эволюцией экономики страны.

ТРАНСПОРТ В ТЭК


Важное значение для нормального функционирования топливно- энергетической сферы экономики имеет транспорт, более половины всего объема работы которого осуществляется в той или иной связи с деятельностью ТЭК и для обеспечения которое потребуется не только реконструировать существующую мощную сеть магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, но в построить новые газопроводы из районов добычи и продуктопроводы для рационализации транспорта нефтепродуктов и разгрузки железнодорожной сети.

Дальнейшее развитие информирование единой электроэнергетической системы потребует сооружения новых высоковольтных линий элек-тропередач. Не обойтись и без наращивания возможностей железнодорожной сети, особенно для транспортировки углей восточных месторождений.

ТЭК С ПОЗИЦИИ ЭКОЛОГИИ


Одним из Самых острых вопросов, связанных с функционированием топливно-энергетического хозяйства России, является проблема охраны окружающей среды, тем более что объекты ТЭК являются основными источниками загрязнение воздушного и водного бассейнов, нарушения природных ландшафтов и земель.

Решение этой проблемы требует глубокого технологического совершенствования процессов добычи и переработки топлива и особенно процессов топливоиспользования. Большие позитивные сдвиги должны иметь место в состоянии экологии в связи с изменением структуры топливно-энергетического баланса страны, где предусматривается в рассматриваемый период обеспечить существенное увеличение доли экологически чистого энергоносителя - газа в производстве первичных ТЭР с 39% в 1990 г. до 49% в 1995 г. и до 52% в 2010 г. Одновременно прогнозируется сокращение доли нефтяного

сырья соответственно с 39 до 29 и 28% при практической стабилизации на этом этапе доли угля.

Выполненные оценки показывают, что в 2010 г. (примерно на 10% к уровню 1990 г.) будет обеспечена позитивная динамика влияния топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и, в частности, стабилизация выбросов в атмосферу "парниковых" газов, вызывающих повышенную обеспокоенность мировой общественности из-за опасностей необратимого изменения климата планеты, а также сокращение на 30-40% выбросов в атмосферу кислотных газов и золы.

Ключевым вопросом обеспечения функционирования и развития ТЭК является создание практического механизма реализации этой разработанной энергетической политики в новых экономических условиях. В основу такого механизма следует, очевидно, положить концепцию создания регулируемого энергетического рынка с различными формами собственности на основные фонды и продукцию предприятий при широком их акционировании и создании реальной конкуренции, несмотря на технологическую необходимость монополий, "естественных" в условиях функционирования единых электроэнергетической и газоснабжающей систем и систем централизованного теплоснабжения.

Формирование такого рынка энергоносителей должно осуществляться путем перехода на принципиально новую систему формирования цен на них, обеспечивающую самофинансирование отраслей ТЭК (за исключением ряда предприятий угольной промышленности, для которых потребуется сохранение бюджетной дотации). Эта система предусматривает применение свободных цен на немонополизированные энергоносители с их косвенным регулированием посредством контроля за уровнем рентабельности предприятий-монополистов. таможенных налогов на экспорт, а также акцизов и рентных платежей для выравнивания различных горно-геологических условий и проведения сбалансированной политики спроса на различные энергоносители. Для так называемых "естественных" монополий, очевидно, целесообразно, по крайней мере пока, сохранить государственное регулирование цен, сделав их, по существу, скользящими в зависимости от рыночных условий функционирования ТЭК.

Инструментом регулирования развитого энергетического рынка должна стать налоговая и кредитная политика посредством установления соответствующих размеров рентных платежей, процентных ставок кредитов, налогов. Эти инструменты будут важными составляющими и в экономическом механизме энергосбережения, который предлагается базировать в основном на законодательно установленной системе стандартов и нормативов эффективности энергоиспользования в сочетании с системой экономических санкций и льгот за соблюдение этих стандартов. Имеется в виду создать в комплексе с реализацией ценовой политики экономическую заинтересованность потребителей энергоресурсов в эффективном их использовании и энергосбережении.

Не следует исключать из арсенала государственного влияния на систему цен на топливно-энергетические ресурсы и такую возможность, когда при общем увеличении доли энергетической составляющей в себестоимости продукции и работ (по аналогии с мировой практикой) государство может получить дополнительные возможности финансовых поступлений в бюджет за счет акцизных платежей ТЭК, что может позволить снизить налоги на прибыль производителей в других отраслях и стимулировать развитие производства в стране.

Предусматривается осуществление и ряда других мер по формированию регулируемого рынка энергоносителей и я том числе: законодательная и экономическая поддержка независимых производителей энергоресурсов с обязанностью "естественных" монополий покупать на льготных условиях и распределять по своим транспортным сетям их продукцию, организация государственного рыночного фонда (запаса) топлива для стабилизации рыночных цен на него и др.

ИНВЕСТИЦИИ И БУДУЩЕЕ ТЭК


Известно, что главной причиной кризиса в отраслях ТЭК явилось резкое сокращение инвестиций. Поэтому в комплексе мер по выводу ТЭК из кризиса и созданию механизма реализации разработанной энергетической стратегии важную роль и грает инвестиционная политика в ТЭК, формирование надежных инвестиционных источников в его отраслях. Положение усложняется тем, что для экономически целесообразного решения межрегиональных, общеотраслевых и общефедеральных топливно-энергетических проблем необходимы гарантированные крупные централизованные инвестиции, которые адресовать федеральному бюджету просто не реально.

Очевидно, необходимо и далее осуществлять создание централизованных внебюджетных инвестиционных отраслевых фондов. В качестве источников образования этих фондов наиболее целесообразно использовать обязательные отчисления за счет предприятий соответствующих топливно-энергетических отраслей, имея в виду, что правовая сторона этого акта должна быть оформлена законодательно или указом,, Президента. Представляет интерес рассмотрение варианта инвестирования федеральных и межрегиональных программ на основе государственного акционирования с покупкой акций предприятиями за счет отнесения этих затрат на себестоимость их продукции в объемах, определяемых федеральными органами и под контролем государства. Это могло бы позволить не прибегать к обязательности отчислений средств предприятиями во внебюджетные фонды и одновременно заинтересовать их в инвестиционной деятельности, необходимой для решения государственных программ.

Можно полагать, что впоследствии, по мере накопления дивидендов крупными государственными акционерными обществами ТЭК, они могут выступать заказчиками и инвесторами федеральных и межрегиональных программ за счет в основном собственных средств при соответствующей государственной поддержке,

Учитывая остроту ситуации в ТЭК, имеется в виду также осуществить меры по стимулированию привлечения иностранных инвесторов в эти отрасли, особенно в нефтедобывающую, и законодательного обеспечения их интересов в России. Вряд ли правильно остерегаться создания на территории России иностранной собственности в сфере ТЭК. Важно, чтобы страна и трудящиеся России, занятые на этих предприятиях, получали свою долю дохода и чтобы государство разумно и взаимовыгодно регулировало функционирование на своей территории предприятий с иностранной собственностью и капиталом. Крупными пионерными примерами такой деятельности явятся освоение шельфа Сахалина, ряда нефтяных и Ямальского-газового месторождений.

Топливно-энергетический комплекс является важнейшим межрегиональным интегрирующим фактором в развитии экономики страны. В этой связи систему управления топливно-энергетическим комплексом, энергопотреблением и энергосбережением необходимо формировать на основе баланса полномочий и разграничения функций управления между федеральными и региональными органами, отраслевыми и межотраслевыми структурами.

Анализ состояния и предварительные оценки развития энергетики экономических районов России показали, что большинство из них не обеспечено в достаточном объеме собственными топливно-энергетическими ресурсами. Со временем их дефицитность будет возрастать, предопределяя необходимость дальнейшего роста энергетических потоков из избыточных в слабо обеспеченные районы. Наряду с федеральным регулированием общегосударственных и межрегиональных энергетических программ в целях воздействия на политику оптимального формирования единых энергетических систем страны, необходимо повышение роли местных органов власти с осуществлением ими непосредственного руководства разработкой и реализацией региональных энергетических программ, которые бы обеспечили региональную сбалансированность с учетом принципов общероссийской энергетической стратегии, сочетая возможности использования местных энергоисточников с экономически обоснованным участием в создании межрегиональных топливно-энергетических баз и комплексов. Межрегиональные связи в этой сфере могут базироваться на взаимной заинтересованности, широком применении рыночных механизмов, межрегионального акционирования, использовании системы платы за природные ресурсы, отчуждаемую землю и за лицензирование размещения энергообъектов в энергоизбыточных регионах, а также использование природно-климатических преимуществ, производственного и культурного потенциала энергодефицитных территорий. 

РОССИЯ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ТОЛЬКО ПОСТАВЩИКОМ ТЭР


Разработка Концепции показала необходимость внесения изменений в традиционные международные аспекты энергетической политики России. Анализ выявил, что долгосрочная энергетическая стратегия страны не может ориентироваться на сохранение ее роли крупнейшего в мире поставщика энергоресурсов. Поэтому в рассматриваемой перспективе не предусматривается достижение объемов их экспорта не только до рекордного уровня 1988 г., но и до значительно более умеренного уровня 1990 г. Особенно это касается нефти и нефтепродуктов. Оценки показывают, что даже при прогнозируемом углублении нефтепереработки для обеспечения внутренних потребностей России в моторных топливах объемы поставок нефти на переработку потребуется увеличить, что приведет, с учетом прогнозируемого уменьшения размеров ее добычи, к дальнейшему сокращению возможностей экспорта нефти и нефтепродуктов.

Вместе с тем задачи выхода экономики России из кризиса требуют максимального использования всех ресурсов общества, в том числе экспортных энергетических ресурсов. Поэтому в прогнозах развития топливно-энергетического комплекса предусматриваются возможность восстановления до 2000 г. уровня экспорта ТЭР 1992 г. и даже несколько увеличивающиеся к 2010 г. объемы экспорта топлива за счет в основном газа, хотя доля экспорта в общем производстве энергоресурсов в стране сократится.

Для реализации всей совокупности выработанных концептуальных направлений наиболее оптимального для экономики функционирования и развития топливно-энергетического комплекса России требуется принятие актов и мер, а именно комплекса законов в сфере воспроизводства сырьевой базы, добычи, производства и использования топливно-энергетических ресурсов. Это прежде всего закон об энергетической политике как основа для всего законодательства в данной сфере, законы о энергосбережении, о нефти и газе, об атомной энергетике, об электроэнергетике. В этих законах должны быть уточнены права и обязанности предприятий ТЭК, государства и потребителей топлива и энергии с тем, чтобы создать юридическую базу для реализации Концепции энергетической политики. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]