Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 

ТАДЖИКИСТАН: ТРАГЕДИЯ XX ВЕКА


В.ЧЕБОТАРЕВА,
доктор исторических наук,
профессор

СВОБОДА И СМЕРТЬ


Независимая Республика Таджикистан, получившая широкое международное признание, была провозглашена 9 сентября 1991 г. Республика вошла в состав Содружества Независимых Государств, стала членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, членом Организации Объединенных Наций, ее признали более 100 стран мира. Но статус независимого, суверенного государства не стал тем основанием, на котором могли бы развернуться демократические преобразования. Избавившись от диктатуры пресловутого Центра, республика оказалась во власти стихийного сепаратизма, региональных амбиций. На общественно-политической арене развернулась трагедия шекспировского масштаба - произошел раскол нации.

Лидеры Исламской партии возрождения, Демократической партии Таджикистана, общественно-политических организаций "Растохез" и "Лали Бадохшон", забыв о лозунгах демократии, которыми они поднимали население на борьбу с коммунистическим режимом, придя к власти, развернули жестокую, бескомпромиссную кампанию по уничтожению своих идейных противников. И на этом этапе борьбы лозунги демократии были заменены лозунгами джихада. Политическое противостояние перешло в гражданскую войну, которая в условиях восточной республики обрела форму масштабных чисток по политическим мотивам и этническим признакам. Каждая региональная общность в Таджикистане отличается этническим своеобразием и специфическими особенностями; осознавая себя таджиками, памирцы, гармцы, каратегинцы, кулябцы, кургантюбинцы и др. в условиях острой политической конфронтации оказались по разные стороны баррикад. На древней таджикской земле вновь подтвердилась истинность афоризма: "Революция пожирает своих детей".

В дни исламской революции в Душанбе и южных районах республики десятки военных формирований, полувоенных штабов чинили расправу без суда и следствия; за лояльность к той или иной политической группировке, принадлежность к определенной этнической общности расстреливались и сжигались целые кишлаки, ни в чем не повинные деятели науки, культуры, журналисты. За шесть месяцев гражданской войны погибли 50 тыс. чел. (На фронтах Великой Отечественной войны отдали жизнь за Родину 60 тыс. граждан Таджикистана. Но там гибли мужчины - защитники Отечества, а здесь подвергнуты мученичеству - пыткам и издевательствам - тысячи женщин, детей и стариков). Спасая свою жизнь, 600 тыс. таджиков были вынуждены бежать в Ленинабадскую область, Узбекистан, в Россию. Около 100 тыс. чел. нашли убежище в Афганистане. Теперь над каждой таджикской семьей навис Домоклов меч неминуемой расправы - кровной мести. Лидер республики А.Абдулладжанов, говоря об этой национальной трагедии, сказал: "С той и другой стороны грабили и убивали. Практически все семьи в Таджикистане затронуты конфликтом, у всех есть убитые и раненые родственники".

Гражданская война принесла не только человеческие жертвы, но и разруху в экономике: вышло из строя 80% промышленного потенциала, ликвидированы горизонтальные и вертикальные связи внутри республики и с другими государствами, дезорганизована финансово-хозяйственная система. Стихия безвластия, террор боевиков, открытые угрозы радикально настроенных националистов вызвали массовую эмиграцию этнических россиян, составлявших наиболее квалифицированную часть промышленного и инженерно-технического персонала. Несмотря на неоднократные обращения правительства Таджикистана к специалистам и квалифицированным рабочим - русским, украинцам, белорусам и др. - не уезжать, республику в 1989-1992 гг. покинуло около 300 тыс. чел., эмигрировавших в Россию и на Украину.

Тотальный политический кризис в Таджикистане, сокрушительная национальная катастрофа - результат действия не только социально-экономических факторов, слабой политической воли правительства, не сумевшего власть употребить, но и результат внедрения в сознание отсталых слоев населения идей ваххабизма - одного из радикальных толков ислама.

ВАХХАБИЗМ - РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА


Фундаментализм - как фанатичная вера в святость и незыблемость традиционных канонов, твердая убежденность в необходимости сохранения догматов в их первоначальном виде - характерная черта всех религий. Активизация фундаменталистских идей наблюдается в определенные кризисные периоды общественного развития. Арабский историк Ибн-Халдун пришел к выводу, что стремление мусульман возродить ценности ислама, утвержденные при жизни Пророка Мухаммада и первых правоверных халифов, носит циклический характер: один цикл равен жизни четырех поколений. Всплеск фундаменталистских идей происходит в странах, где нововведения в области политики, экономики, культуры подрывают традиционные устои исламского образа жизни. В этом случае адепты религии вступают в бескомпромиссную борьбу с модернизацией, объявляется джихад, и святые для мусульман фундаменталистские ценности утверждаются огнем и мечом.

На бытовом уровне приверженность к фундаментализму проявляется в строгом исполнении предписаний ислама, склонности к аскетизму, отрицании богатства и роскоши, стяжательства.

В целях возрождения фундаментализма используется мощный идеологический фактор - культ Пророка Мухаммада, который с момента возникновения исламской религии остается непревзойденным нравственным идеалом для мусульман всего мира.

Хадисы (предания о высказываниях и действиях Пророка) свидетельствуют, что гениально одаренный Мухаммад вел достойный образ жизни: презирал наружное великолепие, считая это утехой ограниченных людей, жил в скромном жилище, носил простую одежду, которую сам и чинил, когда она приходила в ветхость, тщательно соблюдал посты; щепетильный относительно гигиены, часто совершал омовения. Безупречный по отношению к окружающим, добрый и отзывчивый к бедным и слабым, Пророк остался в памяти поколений как человек долга и чести: Мухаммад никогда не изменял своим убеждениям.

Верность канонам религии, чистота помыслов, скромность в образе жизни Пророка на протяжении всей истории исламского мира вдохновляли мусульман на возрождение основ раннего ислама. В начале XI в. халиф ал-Хаким решил возродить эпоху раннего ислама и вознамерился изгнать из религии все мирское. Он отменил "все царские регалии, титулы и все неканонические поборы, возвратил конфискованные им или его дедом имущества... дал волю всем своим рабам мужского и женского пола, снабдив их всем необходимым, бросил своих фавориток в Нил в забитых гвоздями и нагруженных камнями ящиках - это чтобы отречься от сладострастия! Его наследник выезжал на коне в полном царском блеске, а халиф рядом с ним - верхом на осле... одетый в одежды... из черной шерсти, на голове голубой платок (фута) с черной повязкой"1.

Этот краткий исторический экскурс показывает, что Фундаментализм - традиция ислама, которую нельзя отождествлять с экстремизмом, в чем так поднаторели некоторые российские публицисты. На уровне массового сознания Фундаментализм - это стремление к строгой, нравственной жизни на основе Корана и Сунны, законодательных норм шариата, с учетом региональных исторических особенностей.

Джихад - основная доктрина ваххабизма2. Под знаменем джихада ваххабиты разгромили священные для всех мусульман города: Неджеф, Мекку и Медину. В Мекке они разбили священную реликвию - Черный камень - Каабу, разрушили и разграбили богатые часовни над местом рождения Пророка, его жены Хадиджи, внуков Хасана и Хусейна, дяди Абу-Талиба. В Медине стерли с лица земли могилу Пророка. Их святотатственный вандализм вызвал негодование всех правоверных.

Стремясь возродить первоначальный ислам, Абдал-Ваххаб насаждал пуританский образ жизни, чем и привлек к себе сторонников среди беднейших слоев населения. Он осуждал роскошь, стяжательство, запретил ростовщичество. Проповедуя единство и братство мусульман, обосновал теорию социальной гармонии.

"Каждый из вас, - обращался он к адептам своего учения, - пастух, и каждый отвечает за свое стадо... Имам заботится о подданных, мужчина заботится о своем семействе и стаде, женщина... о доме своего мужа и его сыне... слуга... об имуществе своего господина". Эта проповедь возвышала человека в собственных глазах, зарождала чувство ответственности за окружающих, укрепляла чувство долга перед семьей. Верующим особенно импонировали нравственные постулаты ваххабизма: будь добрым и осмотрительным, не лги, не клевещи, не сплетничай, не допускай в свое сердце зависти и скупости, остерегайся быть болтливым, помогай слепым и другим увечным.

Основатель учения призывал мусульман вести скромный образ жизни: запретил ношение шелковой одежды, использование одурманивающих средств, например гашиша, а также табака, считая, что они имеют сатанинское происхождение, резко возражал против изучения изящных искусств, кроме архитектуры, предлагал строить мечети без куполов и украшений.

Как уже отмечалось выше, в ваххабизме важное место занимает идея джихада против многобожников и мусульман, отступивших от принципов раннего ислама: такие мусульмане - многобожники в большей степени, чем язычники. Для раннего ваххабизма характерны крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическими противниками. Представляется, - что современный ваххабизм отличается этими же особенностями, о чем свидетельствуют события в Таджикистане.

Возрождение фундаментализма в XX в. обусловлено секуляристскими тенденциями в реформаторской деятельности лидеров восточных стран, получивших европейское образование. Кемаль Ататюрк, Гамаль Абдель Насер, Анвар Садат, Шах Мухаммад Реза Пехлеви, король Хасан II и др., стремившиеся модернизировать общество по лучшим западным образцам, встретили мощное сопротивление клерикальных кругов. Везде, где правительство становилось на путь реформ (Турция, Иран, Египет, Ливан, Бахрейн, Судан и т.д.), оно сталкивалось с яростным, гневным протестом.

Многотысячные толпы верующих, возбужденные призывами мулл к джихаду, выражали страстное стремление стать мучениками веры, погибнуть во имя торжества ислама. В последние десятилетия опубликовано множество трудов теоретиков фундаментализма, в том числе теологические сочинения Мухаммада Ибн ал-Ваххаба, оказывающие сильное идеологическое воздействие на верующих во всем мире.

В концептуальном смысле суть современного фундаментализма как религиозно-политического учения сводится к следующему:

- Неразделенность религии и общества. Крупный теоретик фундаментализма, основатель влиятельной организации "Братья-мусульмане" Хасан ал-Банна (1906-1949 гг.) писал: "Те, кто полагает, что приобщение к исламу есть лишь приобщение к его духовным и культовым ценностям, ошибаются. Ибо ислам - это служение и руководство, религия и государство, духовность и практичность, молитва и джихад, повиновение и власть. Коран и меч, и ничто в нем не отделимо одно от другого"3.

    - Возрождение ислама в первозданной чистоте, очищение его от многочисленных наслоений и нововведений последующих веков.

    - Приоритет идеологии и духа панисламизма: "Каждый клочок земли, на котором взошли всходы ислама, всяким мусульманином должен почитаться родиной; его следует беречь, холить и отстаивать. В той же мере, как имам является верой и служением, он несет в себе родину и национальность. Все мусульмане являют собой единую нацию, а исламское общество - это единое отечество".

    - Возрождение халифата.

    - Утверждение во всех мусульманских странах истинно исламского правления, ибо ислам, говорится в послании V съезда организации "Братья-мусульмане", "есть власть и ее осуществление, законодательство и образование, закон и суд, и ничто не отделено одно от другого".


ЦЕЛЬ - ВСЕМИРНОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО


Если стратегической целью фундаментализма является построение истинно исламского государства - установление мирными или насильственными методами общественного устройства на принципах шариата (в странах, где преобладает мусульманское население), то конечная его цель - создание всемирного исламского государства.

В соответствии с программными установками "Братьев-мусульман" организация, поставившая целью создать исламское государство со всеми его атрибутами, должна пройти три стадии:

    - стадия ознакомления - мархалят ат таариф - время полулегальной деятельности, когда организация, не привлекая к себе внимания, ведет в народе просветительскую работу, занимается благотворительностью вдали от городских центров, в глубокой провинции;

    - стадия структурализации - мархалят ат таквин - период отбора наиболее преданных братьев, способных без сомнения и страха, во имя религиозных убеждений участвовать в священной войне против неверных - в джихаде;

    - стадия реализации - мархалят ат тан-физ - когда пропаганда священной войны за веру переходит в фазу "джихада без уступок и снисхождения".


ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ


В Таджикистане возрождение идей фундаментализма проходило в соответствии с теоретическими установками "Братьев-мусульман".

Первая стадия движения приходится на конец 50-х-60-е гг., когда так называемые незарегистрированные муллы (под этим бюрократическим определением скрывались ваххабиты), ведя полуподпольное существование, проводили в районах, отдаленных от столицы, просветительскую работу, распространяя религиозные знания, по которым истосковался народ, насаждая строгие нормы шариата в семейно-бытовой сфере. По жестким законам шариата испытывали острую ностальгию мужчины, не всегда справлявшиеся со своими семейными проблемами.

При почти полном отсутствии мечетей пропаганда догматов ислама успешно велась не в одиозных клубах, а в махалле - во время проведения ритуалов, связанных с религиозными праздниками, а также с поминальным циклом. Собрания эти носили семейный характер, не афишировались, представители европейских национальностей на них не приглашались. Одновременно исподволь готовили кадры: в семьях с прочными традиционными устоями отбирались мальчики, которых в глубокой тайне обучали арабскому языку, основам религиозных знаний, чтению Корана.

Вторая стадия возрождения фундаментализма в Таджикистане приходится на 70-80-е гг. Под воздействием общих процессов демократизации, развернувшейся в СССР, в ходе декларированной КПСС перестройки исламское духовенство выходит на широкую общественно-политическую арену. И если официальные муллы занимали традиционную, лояльную по отношению к властям позицию, в строгом соответствии с Законом о свободе совести, то незарегистрированное духовенство открыто приступило к разрушению основ ненавистного атеизма. Находившиеся в глухой оппозиции к правящим кругам муллы действовали смело и решительно: инициировали массовое строительство новых и восстановление старых мечетей, при которых формировались ячейки убежденных борцов за веру - в основном из молодежи; организовали сбор средств - верующие финансировали охотно и щедро; позаботились и о военном снаряжении.

Третья стадия - стадия реализации - наступила в начале 1990 г. На конспиративной квартире собрались лидеры фундаменталистов, главари мафии, представители высших эшелонов власти. Был сформирован штаб восстания: приняли решение - поднять народ на свержение конституционного строя, создать исламское государство.

Наступил час "джихада без уступок и снисхождения"! Но почему без уступок и снисхождения? В этой формуле скрыта причина тех жестокостей, которые поразили мировую общественность, вызвали шок у самих таджиков.

В соответствии с догматикой ислама человечество состоит из "своих" и "чужих". Чужие делятся на три категории:

    - ал-ахьяр - мусульмане, искренне заблуждающиеся; они достойны того, чтобы правоверные оказали им помощь в преодолении заблуждений;

    - ал-мунафикунд- лицемеры. Это мусульмане, заблуждающиеся злонамеренно, а потому заслуживающие суровой кары, включая смертную казнь. Тегеранский аятолла Мухаммеди Гайлани разъяснил: "Убийство лицемера, который отказывается измениться, ценнее, чем тысяча молитв";

    - ахл-аз-зимма - люди под защитой: христиане, иудеи, зороастрийцы, находящиеся под покровительством ислама. Если зимма лоялен к исламу, он имеет право на покровительство и защиту при условии исправной уплаты джизьи - подушной подати. Зимма, лелеющий злостные намерения в отношении ислама, заслуживает наказания - смерти.

Безжалостная, бескомпромиссная установка по отношению к "лицемерам" опирается на ортодоксальную традицию.

Однажды Пророка спросили: "Как поступать с правителем, попирающим исламский закон, к чему прибегнуть?". Мухаммад ответил: "К мечу". Даже высокие лица в исламской иерархии не имели права на ошибку, неправое деяние - тем более. Халиф Омар бен аль-Хаттаб сказал своим ближайшим сподвижникам: "Если кто-нибудь из вас заметит в моих действиях ошибку, исправьте ее". И получил ответ: "Клянусь Аллахом, Омар, если мы заметим ошибку, мы исправим ее нашими острыми мечами!"4

И ответ Мухаммада, и ответ помощников халифа были продиктованы отнюдь не жестокостью, а верностью основополагающему постулату; глава государства правит от имени Аллаха; обязанность мусульманина повиноваться Богу, - неповиновение, отрицание божеских законов - тягчайшее преступление против Аллаха; нарушающий божеский закон должен быть уничтожен, истреблен.

Этот постулат - наказывать, казнить отступников веры - и был реализован в Таджикистане. События, развернувшиеся в ходе исламской революции, показали, что двуединая формула Хасана аль-Банны "Ислам - это Коран и мечь" имеет глубокое философское содержание: войдя в сознание верующих, она обрела мощную разрушительную силу.

Анализ событий в Таджикистане позволяет сделать вывод о том, что дестабилизация общественно-политической обстановки стала возможна в результате действия следующих факторов:

    - кризис в экономике и социальных отношениях, в культуре и идеологии;

    - распад СССР и изменение международно-правового статуса Таджикистана;

    - нереалистичный курс внешней политики России, ее ярко выраженная прозападная ориентация;

    - реализация иранской доктрины экспорта революции в таджикском ареале.

    В Преамбуле к Конституции Исламской Республики Иран утверждается, что Основной Закон "создает почву для продолжения исламской революции как внутри страны, так и за ее пределами, стремится расширить международные связи с другими исламскими народными движениями, чтобы расчистить пути к созданию единой всемирной исламской общности".

Экспорт исламской революции во все страны, создание всемирного исламского государства - такова основополагающая доктрина Ирана. Но, как известно, на пути к этой великой цели стоят противоречия, связанные с разделением мусульман на суннитов и шиитов. Иранские лидеры решили покончить с этим противоречием и выдвинули идею: объединить всех мусульман без различия течений и мазхабов. Аятолла Хомейни указал: "Каждый, кто попытается разделить мусульман на шиитов и суннитов, не принадлежит ни к одной из этих общин и должен считаться неверным".

Концепция единства уммы - мусульманской общины в мировом масштабе - явилась той теоретической основой, на которой оказывалась помощь шиитского Ирана суннитскому Таджикистану. Для утверждения своего религиозного влияния, распространения фундаменталистских идей Иран направлял в республику представителей духовенства, оказывал помощь религиозной литературой, финансировал строительство мечетей.

Верующие Таджикистана находились под мощным воздействием радиопропаганды из Тегерана, Кума и Мешхеда. Передачи на таджикском языке, с учетом местных диалектов, национальной психологии, исторических, культурных традиций, оказывали сильное влияние на верующих: создавали уверенность в возможности возрождения исламских духовных ценностей на таджикской земле. Многих воодушевляли заявления иранских лидеров о том, что началось "победоносное шествие ислама по планете", что мусульмане должны "играть доминирующую роль в мировом развитии".

Эти идеологические установки достигли цели. К концу 80-х гг. семена исламизации дали пышные всходы: многие рабочие, крестьяне, либеральная интеллигенция были убеждены - социалистическая идеология потерпела крах, единственной духовной опорой таджиков является ислам, который связан тысячами нитей с культурным историческим наследием народа. С созданием Партии исламского возрождения многие поверили в перспективность исламской республики по типу Республики Иран. Но, придя к власти, "исламские демократы" развязали братоубийственную войну: в огне джихада сгорели десятки тысяч ни в чем не повинных людей. Фундаменталистское государство - Исламскую Республику -пытались строить на крови женщин, стариков, детей.

В российской печати были разные трактовки событий в Таджикистане: одни "прохаживались" по поводу "азиатской усидчивости" как фактора борьбы с партократией, другие изощрялись в фантазиях на тему борьбы " кланов ", третьи пытались уверить читателей, что в республике развиваются демократические процессы (один из "отцов" нашей демократии получил в Ленинабаде хорошую встряску относительно сущности этих "демократических процессов").

Но главное заключается в том, что Таджикистан занимает одну из ключевых позиций в мировой стратегии исламской революции. События в Таджикистане - это не борьба за демократизацию общественно-политической жизни: демократические силы, общественные движения и партии были отброшены в сторону с созданием Исламской партии возрождения и формированием коалиционного правительства; события в Таджикистане - это результат целенаправленной деятельности международных исламских центров по экспорту исламской революции. Стратегической целью являлось создание клерикального государства с фундаменталистскими ценностями.

Социальной базой этих событий стала сельская, преимущественно безработная, молодежь из южных районов республики, большая часть которой люмпенизирована; не случайно северная часть Таджикистана -индустриально развитая Ленинабадская область - не приняла идей ваххабизма и стойко противостояла фундаменталистам: попытки пропаганды фундаменталистских идей среди населения области успеха не имели - прибывшие из Душанбе ваххабитские проповедники были выдворены за пределы области.

Но ваххабизм - не кратковременное явление на Востоке. Ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии; сильны позиции этого течения в арабских эмиратах Персидского залива, в некоторых азиатских и африканских странах, в частности в Алжире. Есть серьезные основания утверждать, что ваххабиты могут стать угрозой стабилизации в соседнем с Таджикистаном Узбекистане, где религиозным фанатизмом отличается Ферганская долина.

Учитывая втягивание республик Центральной Азии в сферу влияния Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии, нестабильную обстановку в Афганистане, можно с уверенностью утверждать: ваххабизм, радикальные идеи фундаментализма могут оказать решающее воздействие на формирование геополитической ситуации в перспективе. С ваххабизмом на территории Центральной Азии не покончено. Призрак Абдал-Ваххаба продолжает бродить по горным долинам и оазисам древнего Туркестана.

Недавние события на таджикско-афганской границе - расстрел 12-й погранзаставы - вновь поставили перед Правительством и общественностью России вопрос: уйти или остаться? Некоторые политики, и особенно мало сведущие в проблеме политологи, требуют вывода российских подразделений и пограничников из Таджикистана. О таких теоретиках можно сказать, что они страдают хлестаковским синдромом - "легкость в мыслях необыкновенная". Они игнорируют геополитические интересы нашей великой страны в Центральной Азии: уход России из региона повлечет за собой не только неисчислимые бедствия для местного населения, но и непредсказуемые последствия для национальной безопасности РФ.

Как правопреемница СССР, а в исторической ретроспективе и царской России, Российская Федерация приняла на себя архиважную миссию - гаранта стабильности в Центрально-Азиатском регионе. Вследствие этого Россия - единственный гарант целостности таджикской государственности и сохранения таджикской нации. Уход из Таджикистана приведет к разрушительным последствиям: Таджикистан как независимое государство, вследствие возможной экспансии со стороны южного соседа, исчезнет с географической карты мира; в крови будут утоплены не только противники так называемой "исламской демократии", но и этнические россияне (угрозы экстремистов расправиться с русскими раздавались на площади Шохидон, звучали с дисков магнитофонных кассет).

Стратегическое отступление из Таджикистана чревато гибельными последствиями для всей Центральной Азии, где тлеют угли этнических, социально-экономических и культурно-идеологических конфликтов. Сохраняемая в Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане политическая стабильность может быть взорвана любой провокацией, и тогда жизнь 11 млн. этнических россиян окажется в руках не знающих сомнения экстремистов.

Президенты Н.Назарбаев, И.Каримов, А.Акаев неоднократно заявляли о своем стремлении содействовать стабилизации в регионе. Несомненно, Россия, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан могут внести решающий вклад в установление мира - принять эффективные меры по урегулированию конфликта дипломатическим путем. Справедливо мнение одного из членов Демократической партии Таджикистана: "Ключ к урегулированию конфликта в Таджикистане находится в Москве, которая могла бы стать посредником и гарантом возможного соглашения между властями Душанбе и таджикской оппозицией".

В начале сентября 1993 г. четко обозначилась тенденция к мирному диалогу. Есть надежда, что Россия, как великая держава, достойно выполнит свою историческую миссию по стабилизации обстановки в Центральной Азии, по обеспечению прав человека применительно ко всем национальностям: таджикам и русским, узбекам и украинцам, киргизам и белорусам. Этого требуют не только геополитические интересы России, это необходимо и для решения задач демократизации жизни в Российской Федерации.
 

1  Мец Адам. Мусульманский ренессанс. - М., 1966, с.252.
2  В XVIII в. знамя фундаментализма поднял Ибн Абдал-Ваххаб, убежденный сторонник таухида - единобожия. Он учил, что источником ислама может быть только Коран и Сунна и только Аллаху следует молиться и у него искать защиты. Утверждая культ творца мироздания - Аллаха, ввел запретна культ Пророка Мухаммада и святых, широко распространенный на Востоке. Основатель ваххабизма говорил: "Мусульманские паломники поклоняются могиле Пророка и Ади и других святых". Они бегут туда, чтобы отдать дань своих горячих молитв. И этим они думают удовлетворить свои духовные и временные нужды. И от чего они ждут этой благодати? От стен, сделанных из глины и камней, от лежащих в гробницах тел. Но истинный путь спасения заключается в поклонении Тому, кто всегда существует, в обожании Его, Единого, не имеющего сообщника или равного".
3  Трофимов Д.А. Исламский фундаментализм в арабских странах. Истоки и реалии. - Восток, 1992, № 1, с.117.
4  Трофимов Д.А. Исламский фуидаментализм в арабских странах. Истоки и реалии. - Восток, 1992, № 1, с. 114.
5  Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1986, с.. 9.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]