Экономика
Обозреватель - Observer


 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ


А.МАЛЫГИН,
доктор экономических наук,
профессор

 

В 1992 г. произошел самый большой за все послевоенные годы спад инвестиционной активности. Объемы капитальных вложений снизились до 55% от объемов 1991 г. и составили за счет всех источников финансирования 2,4 трлн. руб., до 42% при этом сократились строительно-монтажные работы. Наиболее резкий спад инвестиций произошел в машиностроении и химической промышленности, в отраслях агропромышленного комплекса (в два с половиной раза меньше 1991 г.). Особенно большой недоввод производственных мощностей произошел в электроэнергетике, черной металлургии (по разливке стали, прокату черных металлов), химической и целлюлозно-бумажной промышленности.

Повсеместно усиливающийся рост цен подрывает платежеспособность предприятий и населения, не способствует развитию производства, не стимулирует деловой подлинной инициативы, односторонне галопирующий рост цен оказывает разрушающее действие на все сферы хозяйственной деятельности. Помимо производственных, ресурсных, сбытовых причин на процесс ухудшения экономического положения в стране действует фактор так называемого "инфляционного ожидания", т.е. когда преждевременно объявляется о необходимости повышения тех или иных регулируемых цен. Естественно, свободные цены сразу начинают расти, а с момента объявления нового уровня регулируемых цен возникает второй импульс роста свободных цен.

На этом фоне поддерживается опережающее развитие рыночной инфраструктуры (биржи, банки, всевозможные фонды и т.п.), для которой пока нет адекватной материальной основы (большое количество убыточных предприятий, монопольное производство, отсутствие конкурентной среды), да и самой товарной массы.

Видимо, в сложившемся положении цены и ценообразование, заработная плата, доходы, государственное производство (его обновление и инвестиции) должны регулироваться, а весь нарождающийся частный сектор тщательно учитываться и, где необходимо, - стимулироваться, обеспечивая эффективное взаимодействие секторов экономики.

При регулировании и учете должна проводиться четкая экономическая политика, направленная на результативное создание материальной конкурентной среды в народном хозяйстве, на обновление и диверсификацию производства, его эффективность. Это будет, скорее всего, наиболее важным и едва ли ни единственно верным направлением выхода из кризисного состояния.

Увеличение объемов производства путем поддержания технически отсталых монопольных предприятий является делом бесперспективным, не отвечающим задачам создания конкурентной производственной среды. В этой связи реализация программы по изменению структуры производства, направленной на обеспечение приоритетного развития топливно-энергетического комплекса, отраслей, производящих потребительские товары, и переориентация части ВПК на создание высокотехнологичного комплекса производств по выпуску гражданской продукции являются наиболее актуальной задачей развития экономики в современных условиях.

Необходимость изменения структуры материального производства уже сама по себе инициирует инвестиционный спрос, является мощным стимулом и основой инвестиционной активности всех производственных звеньев независимо от форм собственности.

СТРУКТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СРЕДСТВ


Глубокие структурные преобразования требуют соответствующих накоплений, создать которые в короткие сроки многие предприятия не в состоянии, а бюджетные средства - слишком ограничены. Кризис накопления является проявлением общего экономического кризиса. Суть его в том, что производственный аппарат при недостаточном обновлении быстро стареет, а в некоторых отраслях уже физически и морально предельно изношен.

По данным переоценки основных фондов (ОФ), проведенной в 1992 г., в целом по стране их износ по состоянию на 1.07.92 г. составил 39,4%, в промышленности - 45%, а по отдельным отраслям - свыше 50% (химическая, нефтехимическая, строительные материалы). Вызывает тревогу высокий износ (55%) по машинам и оборудованию. Практически в суженом режиме воспроизводится вся активная часть основных фондов.

Состояние основных фондов привело к тому, что структура экономики не удовлетворяет требованиям рынка по качеству и составу продукции.

Так как доля накопления в произведенном национальном доходе начала уменьшаться уже давно, то недостаток инвестиций, очевидно, будет иметь место на протяжении всего переходного периода. Так, по статистическим данным, в 1985 г. доля накопления составляла 26,5%, в 1990 г. - 21,3%, в 1991 г. - 19,5%, в 1992 г. - 14,5%, а в 1993 г. - предполагается ее дальнейшее снижение. Эта динамика главного инвестиционного фактора объективно позволяет оценить, насколько длительным может быть период возрождения нормально функционирующей экономики даже после начала оживления инвестиционной активности.

Внутренние накопления предприятий и какое-то привлечение иностранных инвестиций могут явиться источниками средств для структурных изменений в материальном производстве, обеспечивающих стабилизацию и рост последнего. Этот процесс также тесно связывается сегодня с приватизацией государственной собственности, развитием предпринимательства, усилением на этой основе мотивации труда и всей деловой и инвестиционной активности. К сожалению, нет пока примеров эффективно работающих частично или полностью приватизированных предприятий. Видимо, залогом экономического успеха является не столько форма собственности, а, прежде всего научно-технический уровень производства, его взаимосвязи, организация труда, квалификация кадров и их заинтересованность в результатах труда.

Вместе с тем приватизация государственной собственности постепенно изменяет структуру инвестиций по ее формам. Опираясь на программу приватизации, можно предположить структуру инвестиционных средств на ближайшие год-два (табл.1).
 


Таблица 1

%%

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
1992 г. (факт.)
1995 г. (прогноз)
Производственные капитальные вложения, 100 
100
из них:
Бюджетные средства и средства государствен-ных предприятий
84
15—27
Средства акционерных обществ с участием государства, арендных предприятий
9,6
58—77
Средства колхозов
4
3—5
Средства частного предпринимательства
2,4
5— 10

Приведенные данные показывают, что наибольшее изменение структуры капитальных вложений по формам собственности связано с увеличением общей доли акционерных обществ с участием государства и арендных предприятий, оставшихся в собственности государства. Если существующие темпы инфляции и спада производства не будут уменьшаться, то еще больше сократятся инвестиции приватизированных предприятий и несколько повысится доля бюджетных ассигнований, менее подверженных инфляционному влиянию. Это означает почти полную зависимость экономики от структурно-инвестиционной политики государства.

Для структурных изменений, чтобы сделать предприятия конкурентоспособными требуются огромные капиталовложения (они на 1993 г. предусмотрены в размере почти 10 трлн. руб., что составляет около половины вложений 1991 г.), и в то же время - недостаток финансовых и материальных ресурсов из-за спада производства не позволяет финансировать и реализовать намеченные капиталовложения. Попытки финансирования капиталовложений за счет увеличения бюджетного дефицита ведут к обесценению этих ресурсов, росту инфляции.

Финансирование инвестиций на здоровой экономической основе предполагает наличие реальных источников инвестиционных средств. Первый источник - это бюджетные средства.

Второй источник - это инвестируема я часть прибыли предприятий. Однако в условиях спада производства и прогрессирующей инфляции предприятия не заинтересованы в финансировании капитальных работ и долгосрочных проектов. Необходимость заставляет их приобретать сырье, материалы, т.е. инвестировать запасы.

Амортизация как основной источник инвестиционных средств предприятий подвержена тем же кризисным воздействиям.

Другие источники инвестиционных средств (сбережения населения, кредиты, иностранные инвестиции) пока весьма незначительны и существенной роли играть не могут.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ


Необходимость повышения инвестиционной активности всех звеньев народного хозяйства стала неотложной реальностью. Задача состоит в том, чтобы обеспечить воспроизводственный процесс на уровне, достаточном для стабилизации производства. Но оживление как деловой, так и инвестиционной активности должно строиться исходя из оценки реальных условий: спада производства и с учетом сбалансированности факторов, определяющих инвестиционные возможности. Следует отметить, что экономические показатели, характеризующие воспроизводственные процессы, меняются не одновременно. Например, вместе с ценами меняется товарная продукция, стоимость основных фондов отстает от изменений стоимости продукции, а следовательно, и амортизация от стоимости обновления. Все это осложняет как сопоставления, так и результаты балансовых расчетов на перспективу, дающих представление о реальности поставленных задач.

Потребность в инвестиционных ресурсах определяется необходимыми объемами обновления и развития производственного аппарата и непроизводственной сферы. В сложившихся условиях основные фонды воспроизводятся с темпами, близкими к нулевым.

Анализ сложившегося положения показывает, что ближайшие два-три года воспроизводство основных фондов будет идти в режиме, близком к простому воспроизводству. Но при этом должен быть такой его тип, который будет сопровождаться интенсивными структурными изменениями, требующими больших капитальных вложений для создания новых производств и объектов социальной сферы.

Но сегодня имеется ряд сдерживающих факторов, проявляющихся при формировании источников инвестиционных средств.

В настоящее время значительная часть прибыли предприятий используется ими на потребительские цели, только около 8% своей прибыли предприятия направили в 1992 г. на развитие производства. В целом по народному хозяйству доля прибыли, направленной на инвестиционные цели, возросла на 32,6%, в то же время расходы на оплату труда выросли почти в 1,6 раза.

В сложившейся экономической ситуации основными сдерживающими инвестиционную деятельность факторами являются ускоряющаяся инфляция и действующая налоговая система, при которой вся создаваемая на производстве прибыль облагается налогами. Хотя в последнее время были приняты положения по частичному освобождению инвестиционной деятельности от налогообложения, но практической реализации этих положений пока еще нет. Задача состоит в том, чтобы реально освободить инвестируемую на действующих предприятиях прибыль от налогообложения, создав соответствующий механизм, включающий условия накопления и использования инвестиционных средств.

Для решения этого необходимы, по нашему мнению, обоснованные нормативы инвестируемой на предприятиях прибыли, которые позволяли бы учитывать ее и сокращать на эту величину налоговую базу.

В условиях высокой инфляции нуждается в защите и другой основной источник инвестиционных средств - амортизационные отчисления. В основе всей амортизационной системы лежит ее воспроизводственная функция, сохранность которой должна обеспечиваться ее объемами, определяемыми с учетом инфляции. Это условие может выполняться при своевременном изменении норм амортизации и текущей индексации основных фондов.

Ускоренная амортизация является одним из факторов, стимулирующих инвестиционную деятельность, и осуществляется за счет сокращения налогооблагаемой прибыли, т.е. освобождает забираемую на ускорение амортизации прибыль от налогообложения. Однако применение ускоренной амортизации не всегда возможно. Ограничения связаны, прежде всего, с возможностью обновления фондов, наличием необходимых видов оборудования, машин, строительных материалов, подрядных организаций и других материально-технических ресурсов. Кроме того, ускоренная амортизация не может использоваться одновременно по всей совокупности основных фондов, ее применение всякий раз избирательно.

К методам прямого воздействия на ускорение инвестиционных процессов следует отнести и освобождение строительно-монтажных организаций от налогов на добавленную стоимость и на инвестируемую ими прибыль в зависимости от состояния местного и федерального бюджетов, необходимости развития строительной базы, а также от общей экономической конъюнктуры.

Значительное, на наш взгляд, воздействие на оживление инвестиционной деятельности в стране может оказать использование временно свободных средств (сбережения населения, свободные средства пенсионных, страховых и других внебюджетных фондов). Но, чтобы указанные средства заработали, нужна опять же экономическая стабильность, и прежде всего стабильность производства, так как инвестиционные кредиты банков формируются в конечном итоге за счет прибыли производственных предприятий и являются результатом перераспределения. Иностранные кредиты, вклады иностранных инвесторов, не превышающие 3 млрд. долл. в год, не могут иметь определяющего влияния на нашу экономику. При этом следует учитывать, что их наличие также зависит от настоящих и будущих результатов отечественного производства.

Исходя из приведенных выше положений, можно сделать вывод о том, что в сложившихся экономических условиях основными источниками инвестиционных средств являются амортизационные отчисления, инвестируемая на предприятиях прибыль и централизованные бюджетные средства. Все мероприятия по активизации инвестиционной деятельности, так или иначе, связаны с мобилизацией получения и использованием инвестиционных средств за счет этих источников.

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ


В условиях структурной перестройки производственного аппарата с целью ограничения спада и стабилизации производства можно предположить, что все новое строительство, государственные программы в части нового строительства должны осуществляться за счет бюджетных и кредитных средств, так называемых капитальных вложений, а работы по реконструкции, расширению и техническому перевооружению действующего производства за счет средств самих предприятий, их инвестиционных возможностей, определяемыми объемами амортизационных отчислений и размерами инвестируемой прибыли.

Расчеты воспроизводственной структуры капитальных вложений при современных сроках службы и низких темпах прироста основных фондов показывают, что централизованные капиталовложения (новое строительство) не могут превышать 20-25% от всех инвестируемых средств. Остальные 75-80% приходятся на действующее производство и связаны с его поддержанием и развитием/Статистические данные об использовании капитальных вложений дают возможность определить сложившиеся пропорции между бюджетными и собственными средствами предприятий и дать некоторый прогноз на период стабилизации производства (табл.2).
 


Таблица 2

%%

Отрасли
Капитальные вложения, в том. числе
Централизованные
(бюджетные)
Нецентрализованные (средства предприятий)
всего
Из них *
амортизация
инвестируемая прибыль
Народное хозяйство, всего 
22
78
4,9
4,1
в том числе:
Промышленность, всего
из них:
24
76
5,0
2,1
Электроэнергетика
25
75
3,1
3,0
Угольная промышленность
20
80
5,5
3,6
Нефтяная и газовая промышленность
25
75
6,3
4,7
Черная металлургия
20
80
4,3
,3
Цветная металлургия
20
80
4,8
,3
Химическая промышленность
20
80
5,3
,5
Машиностроение и металлообработка
25
75
5,6
,4
Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность
20
80
6,0
.6
Промышленность строительных материалов
25
75
4,9
0,5
Легкая промышленность
20
80
4,8
3,5
Пищевая промышленность
25
75
4,7
3,2
Прочие отрасли промышленности
36
64
4,9
3,0
Сельское хозяйство
25
75
4,1
4,9
Транспорт
25
75
3,6
1,8
Связь
25
75
3,6
2,5
Строительство и строительная индустрия
25
75
8,9
2,1
Торговля и общественное питание
20
80
3,6
2,8
Прочие отрасли народного хозяйства
17
83
8,3
4,6

* Средства предприятий, образуемые за счет амортизации и инвестируемой прибыли, даны как процент от балансовой стоимости основных фондов.

Приведенные в табл.2 пропорции могут использоваться для предварительных расчетов ожидаемого спроса на инвестиционные средства по соответствующим отраслям на период стабилизации производства с продолжительностью в 3-5 лет. Конечно, потребности в обновлении основных фондов могут быть гораздо большими, но имеющиеся финансовые ресурсы ограничены размерами указанных источников и состоянием производства.

Если воспользоваться данными о состоянии основных фондов в соответствии с переоценкой их на 1.07.92 г. и данными табл. 2, то капитальные вложения на 1992 г. определились бы в сумме 5,2 трлн.руб. в целом по народному хозяйству. В действительности они были более чем в 2 раза меньше.

Налоговая система и амортизация основных фондов обеспечивают не более двух третей всех необходимых инвестиций. Остальная треть инвестиционных поступлений зависит от интересов предприятий, экономической конъюнктуры и других порой весьма субъективных факторов.

Для повышения инвестиционной активности и устранения субъективных помех в инвестировании воспроизводственного процесса, очевидно, необходима разработка механизма получения инвестиционных средств на основе обоснованных норм и нормативов, регламентирующих воспроизводственные процессы на действующих и создаваемых предприятиях.

Такая система воспроизводственных норм и нормативов разработана в НИЭИ при Минэкономики РФ. Она базируется на видовой структуре основных фондов (здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и т.д.), а нормы затрат на ремонт и нормативы образования инвестируемых средств даны в процентах от их балансовой стоимости.

ИНФРАСТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ


В целях активизации инвестиционной деятельности, по нашему мнению, нужны не отдельные мероприятия, а создание инфраструктуры по обслуживанию инвестиционного процесса, т.е. институциональных органов инвесторов, соответствующих рыночной экономике. В первую очередь необходимо банковское обеспечение с расширением масштабов долгосрочного, доступного кредитования при обоснованных процентных ставках и гарантированным возвратом кредитуемых средств. Долгосрочное кредитование сегодня возможно, видимо, только с помощью государственного инвестиционного банка с предоставлением ему инвестиционных ресурсов и необходимых льгот. Ибо в условиях критической инфляции практически отсутствуют критерии экономической целесообразности долгосрочных мероприятий. Правда, заинтересованность предприятий в получении кредитов на воспроизводственные нужды хотя и слабая, но имеется, потому что своевременная плата за кредит выведена из налогооблагаемой базы предприятий.

Далее необходимы структуры, организующие взаимодействие инвесторов и застройщиков, заказчиков и подрядчиков. Такие структуры в стране уже создаются, а некоторые успешно развиваются. Становление институциональных структур инвесторов требует длительных сроков, измеряемых десятками лет.

Коммерческие же банки в нынешних условиях и в обозримой перспективе долгосрочным кредитованием или участием в строительстве без льгот, компенсирующих потери по сравнению с результатами краткосрочного кредитования, добровольно заниматься не будут. Нужны обоснованные налоговые льготы для этих банков. Однако сегодня условия таковы, что размеры необходимых льгот должны быть слишком большими и едва ли экономически оправданными.

Все это еще раз говорит о целесообразности организации в стране специализированного инвестиционного банка и его отделений на местах для обслуживания инвестиционной сферы с функциями по аккумулированию и использованию всех инвестиционных средств (амортизационные отчисления, инвестируемая прибыль, другие ресурсы) на условиях, приемлемых для развития инвестиционной деятельности.

С инвестиционных счетов предприятия могут брать свои средства в любое время, но при наличии документов, подтверждающих их целевое использование. Кроме указанного, необходимы и другие охранные меры, например, специальные законодательные акты, государственный контроль, штрафные санкции.

Таким образом, новая структурная политика и приватизация государственной собственности при наличии регулирующей роли государства в управлении инвестиционными ресурсами, формировании современной инвестиционной инфраструктуры должны создать благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности в стране.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]