Военная политика
Обозреватель - Observer


 

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА РОССИИ


М.НАУМЕНКО,
доктор военных наук,
генерал-лейтенант в отставке

 

Распад Советского Союза как великой державы, дезинтеграция его Вооруженных Сил выдвинули перед нашей военно-научной мыслью ряд новых проблем, одной из которых является поддержание противовоздушной обороны России на современном уровне, обеспечение ее постоянной готовности к отражению ударов с воздуха.

До распада СССР противовоздушная оборона страны являлась мощным военным организмом, способным с успехом выполнять возложенные не нее стратегические, оперативные и тактические задачи. Ее сила состояла в единстве всех ее составных частей, в оснащенности мощной боевой техникой и высокой обученности личного состава.

Организация ПВО бывшего СССР, ее инфраструктура были рассчитаны на комплексное использование войск, на тесную взаимосвязь и взаимозависимость всех ее боевых компонентов. Оперативное построение войск, их группировки были развернуты так, что основные усилия сил и средств ПВО сосредоточивались на главных воздушных направлениях, а менее опасные участки планировалось прикрывать за счет маневра войск, заранее спланированного и обеспеченного всем необходимым.

Сейчас единство союзной противовоздушной обороны постепенно разрушается, система распадается на отдельные звенья. Теряется главное, что определяло ее мощь и эффективность.

Первой раскололась налаженная система ПВО Варшавского Договора, в оснащение которой Советским Союзом были вложены гигантские средства. Мы потеряли передовой оперативный эшелон системы противовоздушной обороны, так называемое "западное предполье". На северо-западе прекращается функционирование противовоздушной обороны в связи с выводом наших войск из Прибалтики. С перебоями действуют российские войска в Закавказье и некоторых районах Средней Азии, особенно там, где политическая и военная обстановка сложна и неустойчива. Лишь в Беларуси и на Украине части и соединения ПВО исправно несут боевое дежурство, но, будучи "приватизированы" Минском и Киевом, они действуют теперь автономно, как сугубо национальные формирования, вне системы ПВО России.

Учитывая все это, нетрудно сделать вывод, что надежность прикрытия дальних подступов к центральным районам России на северо-западе, юго-западе и на юге является недостаточной, а потому требует к себе особого внимания. На западном направлении положение более благоприятное, но в связи с переходом части союзных войск ПВО под юрисдикцию Беларуси и Украины российские воздушные рубежи оказались теперь в непосредственной близости от столицы нашего государства и его центральных областей, что также вызывает немалую озабоченность.

Откуда России ждать угрозу нападения с воздуха? Сегодня, пожалуй, очевидно для всех, что возникновение широкомасштабной ядерной войны если и не устранено, то является маловероятным. Все менее реальной становится возможность тщательно спланированного первого удара со стороны какой-либо из существующих ядерных держав. Но значит ли это, что угроза для безопасности и целостности России и других государств СНГ, исходящая извне, совсем исчезла? К сожалению, никто не может дать гарантий, что мы не станем объектом неядерного нападения со стороны развитых стран Запада и Востока.

Но думается, главное внимание должно быть обращено на возможность нападения со стороны стран "третьего мира" - кандидатов на вступление в "ядерный клуб", экстремистски настроенных правительств Ближнего и Среднего Востока и Азии. Амбицнозность, низкая политическая ответственность политических лидеров некоторых стран, помноженная на внутреннюю нестабильность в этих государствах, могут привести к тому, что некоторые руководители свяжут свое личное благополучие с сохранением политической власти и, как следствие, будут скорее готовы втянуться в военную авантюру и погибнуть вместе со страной, чем потерять личную власть. Примеров тому более чем достаточно. И не случайно эти страны стремятся повсюду закупать современное оружие, особенно ударную авиацию и ракетное вооружение.

Еще одна потенциальная угроза для России и других стран СНГ возникла с распадом Советского Союза. Она связана с решением странами ближнего зарубежья своих межнациональных конфликтов военным путем и возможностью перерастания этих конфликтов, первоначально "низкого уровня", в международные. Надо помнить, что между странами ближнего зарубежья далеко не решены все территориальные споры, ждет своего часа неизбежный пересмотр границ, не закончен раздел материальных ценностей бывшего Союза и пр. Угроза изнутри СНГ требует, очевидно, своей методики прогнозов, так как формы ее возникновения плохо предсказуемы. Но ясно, что одним из орудий разрешения этих споров могут быть вооруженные силы, оснащенные самой совершенной "приватизированной" военной техникой, особенно ударной авиацией. И чтобы противостоять этому, нужны адекватные силы и средства.

Было время, когда агрессору, для того чтобы добиться победы в крупном международном конфликте, требовались соединенные усилия многих родов оружия, прежде всего сухопутных войск и флота. Теперь, если дело доходит до вооруженной борьбы, то главной ударной силой нападающего большей частью выступают авиация, а щитом, способным сдержать воздушные удары, становится противовоздушная оборона.

В том случае, когда система ПВО содержится на современном уровне как по оснащению вооружением, так и по обученности личного состава, воздушное нападение удается обычно предотвратить или по крайней мере существенно ослабить. Напротив, когда боеспособность ПВО недооценивается, это приводит к самым тяжелым последствиям.

В Ираке, например, система ПВО не входила в число приоритетных родов оружия. Хусейном оснащались главным образом наземные наступательные силы, в результате чего союзники добыли победу в районе Персидского залива практически без участия своих сухопутных войск. Путем 33-дневной воздушной операции мощными ударами с воздуха они частично разгромили и полностью деморализовали иракскую армию. После этого танковым войскам и пехоте союзников не составило труда проследовать парадным маршем через пустыню и захватить огромное число пленных.

Нет оснований утверждать, что сейчас противовоздушной обороне России не уделяется должного внимания. Продолжается оснащение частей и соединений ПВО новой боевой техникой, ведется плановая боевая и оперативная подготовка войск и штабов. Тем не менее происшедшие изменения в стратегическом положении России требуют проведения кардинальных мер по реконструкции российской системы ПВО. Это прежде всего касается перегруппировки ее сил и средств, особенно в европейской части страны и в Средней Азии.

Пока можно наметить два принципиальных направления возможных действий по реконструкции системы противовоздушной обороны России. Первое направление - это развертывание сил и средств ПВО по новым границам Российской Федерации с Прибалтийскими республиками, Беларусью, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном. Многими специалистами это направление считается наиболее радикальным. Однако выполнить его нашему государству пока вряд ли под силу. Сейчас, пожалуй, никто не возьмется подсчитать, во что выльются работы в этом направлении. Но то, что для этого потребуются огромные средства, большое количество вооружения и техники, немалый объем нового (в том числе и капитального) строительства, а также длительные сроки выполнения всех мероприятий, не вызывает никаких сомнений. Между тем, ни того, ни другого, ни третьего в России в достаточном количестве нет.

Поэтому, учитывая политическую и экономическую нестабильность в нашем государстве, дефицит материальных и финансовых средств, представляется предпочтительным второе направление - не отгораживаться новыми воздушными границами от других стран СНГ, а объединить усилия войск ПВО этих стран для решения боевых задач сообща, по единому замыслу и плану. Иными словами, предлагается воссоздать на территории бывшего СССР объединенную систему противовоздушной обороны в новом качестве.

Речь, естественно, не идет о том, чтобы возвратиться к полностью централизованной системе ПВО Советского Союза, с единым командованием, безусловным подчинением войск ПВО стран Содружества Центру. К этому возврата быть не может. Придется искать компромиссный вариант управления и взаимодействия. в котором разумно сочетались бы методы децентрализации, автономности действий с элементами централизованного планирования и руководства со стороны соответствующего органа, например Объединенного командного пункта ПВО СНГ.

В основу объединенной системы ПВО СНГ было бы целесообразно положить принцип равноправия всех ее национальных составных частей, взаимное уважение их независимости и суверенитета. Соблюдение этого принципа имеет решающее значение, поскольку диктат одной или нескольких стран над другими, деление на старших и младших, "первых среди равных" и т.п. может подорвать хрупкое единение, привести к взаимным претензиям и в конечном счете дискредитировать саму идею комплексирования национальных систем ПВО.

Другой основополагающий принцип - это взаимная помощь, доверие и активная поддержка друг друга.

И наконец, третий принцип - общность оперативно-стратегических взглядов на военно-политическую ситуацию в мире, на характер и масштаб угроз со стороны сопредельных и других стран и, разумеется, на роль и место противовоздушной обороны в системе вооруженных сил; готовность всемерного повышения боеспособности войск ПВО; тесное сотрудничество в области военно-технической политики, военной науки, оперативного искусства и тактики ПВО.

Возможно, что некоторые суверенные государства СНГ по своему экономическому положению и в силу внутриполитических обстоятельств не сумеют сразу стать полноценным членом объединенной системы ПВО. В этом случае может иметь место постепенное формирование системы, по мере того как тот или иной ее участник будет полностью готов к выполнению своих функций. Для временного прикрытия объектов можно, по договоренности, использовать российские части ПВО, дислоцируемые в этих республиках и не подлежащие "приватизации", задержав их вывод в Россию или не расформировывая их на месте, если такое мероприятие предусмотрено по плану.

Не исключен вариант, когда в период подготовки той или иной страны к вступлению в объединенную систему ПВО другие государства смогут обеспечить защиту с воздуха ее наиболее важных объектов за счет временного развертывания на соседней территории сил и средств ПВО. Наиболее вероятен такой случай в какой-либо из республик Средней Азии и Закавказья.

Сейчас в Вооруженных Силах России широко прорабатывается вопрос о создании специальных войск, формируемых, оснащаемых и обучаемых как силы быстрого реагирования. Эти мобильные войска планируется оперативно и решительно использовать на любом направлении, где требуется прекратить или локализовать военный конфликт. Кроме того, будучи чрезвычайно подвижными, они должны быть способны, в случае необходимости, усиливать те или иные группировки войск на театрах военных действии, что отвечает принципу экономии сил, который гласит, что всегда и везде быть сильным невозможно.

Не исключено, что эта идея может быть использована и для войск ПВО, в целях временного усиления тех или иных воздушных направлений, повышения надежности зашиты крупных административно-политических центров, промышленных и энергетических объектов, закрытия брешей в системах ПВО, образовавшихся в результате ударов воздушного противника, диверсионных действий или стихийных бедствий.

На первых порах основной вклад в создание мобильных войск ПВО могла бы внести Россия, конечно не безвозмездно, а с компенсацией затрат российской стороне другими членами Содружества. В последующем, на долевых началах могли бы принять участие в расширении контингента мобильных сил другие государства СНГ (например, Украина и Беларусь). В этом случае зона действий специальных войск ПВО была бы расширена и охватила всю или большую часть ближнего зарубежья.

Образование объединенной системы ПВО создает для России ряд стратегических преимуществ. Прежде всего это вынос воздушных рубежей далеко за российские территориальные границы, образно говоря, образование в европейской части России и в Средней Азии "противовоздушного предполья", в котором соединенными усилиями войск ПВО соседей можно добиться того, чтобы резко снизить эффективность первого удара воздушного противника, заставить отказаться от продолжения воздушной операции.

Территории большинства государств СНГ сравнительно невелики, а скорости современных средств воздушного нападения настолько возросли (не говоря уже о крайней изощренности способов прорыва систем ПВО), что национальные силы противовоздушной обороны могут попросту не успеть изготовиться для действий или не полностью использовать свой боевой потенциал для выполнения задачи из-за кратковременного Пребывания воздушного противника в зоне ответственности.

В частности, глубина территорий среднеазиатских республик составляет от 100 до 400-500 км. закавказских - от 150 до 300 км. При скорости полета современных средств воздушного нападения до 2000-2200 км в час их пребывание в границах этих республик составит всего от 3-5 до 12-15 минут. За этот промежуток времени чрезвычайно трудно организовать отражение массированного налета всеми наличными силами ПВО. Пожалуй, только дежурные средства, постоянно находящиеся в высшей степени боеготовности, смогут принять активное участие в боевых действиях. Но держать изо дня в день большое количество дежурных средств невозможно из-за ограниченного числа людских и материальных ресурсов, а также нежелательности подвергать боевые расчеты и летный состав высоким морально-психологическим и физическим нагрузкам. Лишь при многоэшелонной противовоздушной обороне можно добиться привлечения к боевым действиям большого количества сил и средств ПВО и обеспечить непрерывность из воздействия на нападающего.

Кроме России, создание объединенной системы ПВО даст немалые стратегические преимущества и другим государствам СНГ, заключившим соглашение о коллективной безопасности. Так, в случае массированного удара воздушного противника средств ПВО одного государства может не хватить, и для создания нужного соотношения сил между нападающим и противовоздушной обороной потребуется привлечение сил соседей, в первую очередь истребителей-перехватчиков для действий с аэродромов маневра. Это можно достичь лишь в рамках единой противовоздушной операции, при общем замысле и плане использования всех сил и средств ПВО, прикрывающих данное воздушное направление. Надежда на то, что такой маневр со стороны соседей можно осуществить экспромтом, без заблаговременной подготовки, по меньшей мере иллюзорна или вовсе лишена оснований.

Особо неоценимой может оказаться помощь соседей в тех случаях, когда противнику удастся выбить высокоточным оружием отдельные элементы системы ПВО государства, вывести из строя часть аэродромов, нарушить связь и управление. Маневром авиацией и другими активными средствами противовоздушной обороны с флангов и тыла, а также общими резервами Центра можно будет относительно быстро заделать образовавшиеся бреши в оперативном построении и восстановить нарушенную систему ПВО государства. При необъединенной системе ПВО стран Содружества сделать это будет невозможно или, во всяком случае, необычайно сложно.

И наконец, только при использовании всех видов разведки нескольких государств (космической, наземной радио- и радиотехнической, воздушной на самолетах типа "АВАКС" и др.), непосредственном обмене информацией в реальном масштабе времени, а также при совместном анализе добытых разведывательных данных можно избавиться отложных тревог (которые сейчас буквально изматывают дежурные средства ПВО), предотвратить провокации, а, главное - заблаговременно изготовиться к отражению ударов.

Объединение усилий войск ПВО стран Содружества может дать значительный выигрыш не только в оперативно-стратегическом отношении, но и в военно-технической области.

Как известно, современный этап развития военного дела характеризуется особенно высокими темпами обновления и модернизации средств вооруженной борьбы. Крупнейшие страны НАТО, несмотря на потепление мирового политического климата, стремятся, при общем сокращении затрат на вооружение, перенести центр тяжести военных приготовлений в сферу качественного совершенствования оружия и военной техники.

В связи с этим интересы надежной защиты нашего Содружества требуют не ослаблять фронт научных изысканий, продолжать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, использовать результаты научно-технического прогресса для создания перспективных образцов вооружений, сокращать сроки внедрения научных разработок и исследований в производство. До распада СССР на суверенные независимые государства военно-техническая политика с+раны была единой. Сейчас, когда дезинтегрировались наши Вооруженные Силы и распалась союзная оборонная промышленность, каждое государство Содружества в области военно-технической политики действует само по себе. Это наносит немалый урон научно-техническому прогрессу, приводит к дублированию работ оборонных предприятий, НИИ и КБ, нарушает их годами сложившуюся кооперацию, и в конечном счете способствует неэффективному расходованию материальных и финансовых ресурсов, интеллектуального и промышленного труда.

Исторически сложилось так, что почти ни одно оборонное предприятие в России, занимающееся производством вооружений ПВО, не в состоянии самостоятельно, без снабжения комплектующими изделиями из других государств СНГ, выпускать конечную продукцию. Аналогично этому многие страны Содружества также зависят от поставок из России. Ликвидировать подобную взаимозависимость за короткое время вряд ли удастся, а в целом ряде случаев это делать просто невыгодно. Единственный выход из создавшегося положения состоит в восстановлении утраченной интеграции и кооперации между предприятиями оборонной промышленности бывших республик СССР, налаживании лицензирования производства вооружений и военной техники, обмене технической документацией, организации научно-технического консультирования, как это было в недавнем прошлом.

В итоге сама жизнь подсказывает, что без четкой, научно обоснованной единой военно-технической политики России и другим странам СНГ не обойтись. И надо спешить это делать. Только общими УСИЛИЯМИ можно не допустить критического отставания от наиболее развитых стран в разработке перспективных вооружений, сохранить способность маневра военно-техническими ресурсами, позволяющими нивелировать воздействие возможных научных прорывов в других странах в области оружия и военной техники.

Разумеется, проведение широкой военно-технической политики во всем спектре научно-технического прогресса требует огромных капиталовложений. К сожалению, в этом отношении у России очень скромные возможности. Но в то же время у нас имеется большой потенциал накопленных технологий, а главное - умов. В России есть выдающиеся инженеры, конструкторы и ученые, работающие на оборону, которые способны на создание технологических прорывов даже в таких жесточайших условиях, как сегодня. И надо делать все возможное, чтобы поддержать их, так же как поддержать и в целом оборонную промышленность, составляющую нашу национальную гордость.

* * *


Восстановление нарушенной системы ПВО России, как и создание единой системы противовоздушной обороны стран Содружества, потребует огромных усилий. Но прежде всего необходимо политическое согласие всех заинтересованных сторон, ибо комплексирование ПВО не может решаться обособленно, вступать в малейшее противоречие с проблемами государственного строительства или забегать вперед.

Скорейшая ратификация Устава СНГ, образование межгосударственных координирующих и планирующих органов способствовало бы решению политических, экономических и оборонных вопросов, появлению реальных результатов в рамках уже достигнутых договоренностей, в том числе и в военной области.

К сожалению, процесс выработки и практической реализации решений по оборонным вопросам пока далеко не гладок. Не случайно к ташкентскому Договору о коллективной безопасности присоединились не все государства СНГ, что явно свидетельствует о дефиците взаимного доверия и взаимопонимания.

Сильно мешает интеграции систем ПВО нестабильность военно-политической обстановки в некоторых странах Содружества, а то и прямая конфронтация между различными органами власти.

Тем не менее с каждой новой встречей руководителей СНГ и их военных ведомств все явственнее проявляется желание скоординировать оборонное строительство, найти такой механизм и такую схему взаимодействия, которые бы устраивали всех и были бы во много раз эффективнее, чем сегодня. Нет сомнения в том, что, как только дело пойдет на лад, появятся еще желающие присоединиться к уже заключенным соглашениям. Надо только не упустить этот шанс. В конечном счете мир не становится спокойнее, и в одиночку государствам Содружества со всеми проблемами обороны и безопасности просто не справиться. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]