Экономика
Обозреватель - Observer


 
 

В помощь предпринимателю
 

АВСТРАЛИЯ*

ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Площадь
7682,3 тыс. кв. км
Климат
умеренный на юге, субтропический и тропический на севере, жаркий и засушливый в центре материка
Среднемесячная температура
(Сидней, Мельбурн, Перт, Канберра)
21—25°С в январе, 4—10°С в июле
Население
17,3 млн.чел. (1992г.)
Официальный язык
английский
Язык делового общения
английский
Религия
христианство — около 90% населения, в том числе: англиканская церковь — 32%, католическая — 26%, пресвитерианская — 9%
Государственное устройство
конституционная монархия
Административно-территориальное деление
федерация в составе 6 штатов и 2 территорий
Поясное время
плюс 8 часов к московскому
ВНП, млрд.долл. США
295 (1990 г.); 320 (1991 г.)
Темп прироста ВНП, %
3,9 (1990 г.); 3.5 (1991 г.)
ВВП на душу населения
17,З тыс.долл. США (1992 г.)
Темп инфляции, %
1990 г. — 6, 1992 г. — 2,4
Национальная валюта
австралийский доллар; 1 долл. США — 1.47 австр. долл. (июль 1993 г.)
Длина дорог, тыс. км
шоссейных — 808,5; железных — 40
Крупные порты
28
Крупные аэропорты
9, в том числе международные — 4
Экспорт, млрд.долл. США
1990 г. — 37; 1991 г. — 40; 1992 г. — 42,6
Основные статьи экспорта в 1990 г., млрд.долл. США и %
Шерсть — 4,8 (13), уголь — 3,9 (10), цветные метал-лы — 3,3 (8), железо — 1,8 (4,9), мясо — 1,7 (4,5)
Основные экспортные рынки в 1990 г., %
Япония — 21,3; страны ЕЭС (исключая Англию) — 10,3; США — 10,2; страны АСЕАН — 8,9; Новая Зеландия — 5,1
Импорт. млрд.долл. США
1990 г. — 44,2; 1991 г. — 49; 1992 г. — 43,9
Основные статьи импорта в 1990 г., млрд.долл. США и %
товары производственного назначения — 11,3 (25); оборудование (кроме транспортного) — 10,9 (23); транспортное оборудование и комплектующие изделия к нему — 7 (16); топливо — 1,8 (4)
Основные источники импорта
в 1990 г., %
США — 21.5; страны ЕЭС (исключая Англию) — 20,8; Япония — 20,7; Англия — 7,3; страны АСЕАН — 6
Золотовалютные резервы
11,9 млрд. долл. США (март 1993 г.)
Внешний долг
103,5 млрд. долл. США
Иностранные капиталовложения
26 млрд.долл. США
Основные инвесторы
США, Япония, страны ЕЭС
Число иностранных туристов
1,9 млн.чел., доходы от иностранного туризма 1,8 млрд. долл. США (1990 г.)

 
 

Материал продолжает серию публикаций "В помощь предпринимателю". См. "Обозреватель", 1993 г.: № 1(5), № 3(7) - Китай, № 10(14) - Малайзия, № 11(15) - Королевство Таиланд, № 13(17) - Тайвань, № 14(18) - Япония, № 15(19) - Сингапур, № 19(23) - Филиппины, № 20(24) - Корея, № 21(25) - Вьетнам, №23(27) -Камбоджа, № 24(28) - Лаос, № 25(29) - Гонконг, № 26(30) - Индонезия.

ВНЕШНЕТОРГОВОЕ, ВАЛЮТНОЕ, НАЛОГОВОЕ
И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


1.1. Контроль над экспортом, льготы для экспортеров

1.2. Импортные ограничения. Таможенная политика

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ


3.1. Основные черты налоговой системы

3.2. Подоходный налог

3.3. Определение облагаемого налогом дохода

3.4. Налог на прибыль компаний

3.5. Налогообложение физических лиц

3.6. Прочие налоги

3.7. Международные соглашения в области налогообложения

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


4.1. Государственная политика по отношению к иностранным инвестициям

4.2. Регулирование иностранных капиталовложении

4.3. Хозяйственно-правовые формы инвестиционной деятельности

1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


Система внешнеторгового регулирования в Австралии отличается сравнительно большей правительственной регламентацией, чем во многих других развитых странах. Отчасти это связано с действием исторически сложившихся факторов, отчасти - со специфическим положением Австралии в системе международного разделения труда как крупного экспортера сырья и продуктов его первичной переработки.

1.1. КОНТРОЛЬ НАД ЭКСПОРТОМ, ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЭКСПОРТЕРОВ


Экспортный режим призван поощрять свободный вывоз австралийских товаров. Имеющиеся экспортные ограничения и запреты направлены на обеспечение контроля за качеством определенных видов товаров; соблюдение торговых эмбарго и обязательств по международным соглашениям; ограничение экспорта определенных товаров военного характера; регулирование экспорта высокотехнологичных товаров и товаров двойного назначения (т.е. могущих применяться как в гражданских, так и в военных целях); поддержание надлежащего контроля над состоянием природной среды, ресурсов, флоры и фауны, а также объектов культуры. Кроме того, правительство осуществляет контроль над экспортом в тех областях, где, по его мнению, на внешних рынках существуют значительные искажения, способные повлиять на экспортные цены австралийских товаров.

До середины 80-х гг. экспорт продукции добывающей промышленности находился под жестким государственным контролем. В 1987-1988 гг. в рамках программы обшей экономической либерализации правительство отменило или существенно ослабило многие меры контроля. Тем не менее экспорт бокситов и алюминия, угля. железном руды и металла находится под наблюдением правительственных органов "для нейтрализации возможных искажений на рынках". На практике это означает, что правительственные органы могут не разрешить экспортную сделку, если сочтут, что контрактная цена не соответствует существующей на данный момент конъюнктуре мирового рынка.

Под контролем находится также экспорт урана и других ядерных материалов в связи с международными соглашениями о нераспространении ядерного оружия и торговыми соглашениями, регулирующими рынки данных товаров, участником которых является Австралия.

Экспорт необработанного дерева (включая щепу) лицензируется по соображениям охраны окружающей среды, предотвращения рыночных искажений и поощрения развития деревообработки в Австралии. Леса занимают лишь 5% территории страны.

Существуют ограничения на экспорт медного и медесодержащего лома, однако правительство заявило о намерении отменить их в ближайшем будущем.

Запрещен экспорт нефти и нефтепродуктов в Южную Африку.

Ограниченный круг товаров (оружие, наркотики и т.п.) запрещены к экспорту без специального разрешения.

Австралия является участником ряда соглашений о добровольном ограничении экспорта. Они охватывают в первую очередь торговлю сельскохозяйственными товарами. Так, ограничен экспорт баранины, козлятины и высококачественной говядины сорта "Хилтон" в страны ЕЭС. говядины и козлятины в Японию, говядины в США. Австралия также заключила соглашение о добровольном ограничении экспорта стали и изделий из стали в США.

Помимо регулирования экспорта в связи с международными соглашениями, вывоз ряда продуктов из Австралии регулируется по внутренним экономическим или политическим причинам. Так, сбыт большей части сельскохозяйственной продукции осуществляют государственные или контролируемые государством сбытовые организации Marketing Boards. Монопольным органом по сбыту австралийской пшеницы как внутри страны, так и на внешних рынках, является Австралийское управление по пшенице (Australian Wheat Board), созданное еще 9 1939 г. по закону о национальной безопасности. Его роль как монопольного торговца австралийской пшеницей подтверждена в 1984 г. Законом о торговле пшеницей (Wheat Marketing Act).

Контроль за экспортом молокопродуктов осуществляет Австралийская корпорация молокопродуктов, следящая за тем, чтобы цены на данные товары не опускались ниже минимальных цен, согласованных в рамках ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле). Если цена опускается ниже установленного минимума, корпорация выступает на рынке в качестве покупателя. Все экспортеры молокопродуктов из Австралии должны иметь лицензию от корпорации, подчиняющейся федеральному правительству.

Экспорт живого скота и красного мяса из Австралии может осуществляться только по лицензии Австралийской корпорации по мясу и скоту (Australian Meat and Livestock Corporation) , созданной в 1977 г. Корпорация имеет право торговать от своего имени и за свой счет, а также вводить количественные ограничения экспорта соответствующих продуктов на тот или иной рынок.

Торговля сахаром регулируется посредством Куинслендского соглашения стран Содружества по сахару (The Commonwealth Queensland Sugar Agreement). Внутренний рынок Австралии полностью зарезервирован за национальными производителями - импорт сахара запрещен. Каждые шесть месяцев устанавливается максимальная цена на рафинированный сахар, а затем правительство штата Куинсленд заключает контракты с частными компаниями на очистку и сбыт сахара на внутреннем и внешнем рынках.

Сбыт многих других сельскохозяйственных товаров контролируется на уровне штатов, где созданы соответствующие государственные управления или корпорации. В число "контролируемых" товаров входят ячмень, яйца, ягнятина, бананы и хлопок.

Закон о поощрении развития экспортных рынков предусматривает финансовую поддержку фирм-экспортеров, понесших затраты в связи с созданием, освоением и/или развитием экспортных рынков для товаров, услуг, прав собственности или ноу-хау австралийского происхождения (или таких товаров, услуг, прав собственности и ноу-хау, значительная часть стоимости которых создана в Австралии).

Финансовая поддержка оказывается в форме безвозвратной субсидии в размере 70% понесенных расходов, если их сумма превышает 5000 долл. Максимальная сумма, которая может быть выплачена одному получателю в течение года, не должна превышать 200 000 долл. Решения о выплате принимаются Управлением по субсидированию развития экспортных рынков (Export Development Grants Board).

Если фирма-экспортер получала экспортные субсидии в течение двух лет и более, то максимальная сумма, которую она может получить, начиная с третьего года, составит меньшую из двух величин - 200 000 долл. или определенный процент от ее экспортной выручки. Доля экспортной выручки, являющаяся предельной суммой субсидии, определяется табл. 1.
 


Таблица 1

ЧИСЛО ЛЕТ ПОЛУЧЕНИЯ СУБСИДИИ
ДОЛЯ
ЭКСПОРТНОЙ ВЫРУЧКИ, %
3
50
4
25
5
12,5
6
10
7 и более
7,5

Экспортные субсидии не выплачиваются фирмам, экспортная выручка которых превышает 20 млн. долл. в год.

Кроме указанной схемы, в Австралии действует система финансирования и страхования экспорта. Эти услуги австралийским экспортерам оказывает Корпорация экспортного финансирования и страхования (Export Finance and Insurance Corporation). Страхование экспортных кредитов позволяет экспортеру избежать опасности неплатежа или длительной задержки платежа.

Помимо Корпорации экспортного финансирования и страхования, в Австралии действует также Схема кредитования импорта для развития (Develpoment Import Finance Facility). В ее рамках предоставляются субсидии развивающимся странам, получающим австралийскую" официальную помощь на цели развития. Как правило, субсидии предоставляются "в пакете" с экспортными кредитами от Корпорации экспортного финансирования и страхования. Их цель - поставить австралийских экспортеров капитальных товаров и услуг в равные (но не привилегированные) условия с их конкурентами из других развитых стран в отношении финансовых условий сделок, заключаемых с покупателями из развивающихся государств. Субсидии могут предоставляться всем получателям австралийской помощи (т.е. странам Азии и южной части Тихого океана) на закупку капитальных товаров и услуг для использования в проектах развития, осуществляемых в стране-получателе. Схема не распространяется на оборудование военного характера, предметы роскоши, потребительские и сырьевые товары. Субсидии предоставляются только в том случае, если финансовые условия австралийского экспорта не вполне способны конкурировать с условиями экспортеров из других стран. Сумма субсидии должна покрывать не менее 20 % суммы контракта и при этом составлять не менее 100 000 долл. 

1.2. ИМПОРТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА


Исторически австралийская промышленность развивалась за высокой стеной покровительственных тарифов. В последнее десятилетие принят ряд мер по либерализации внешнеторговых ограничений, однако в целом система регулирования импорта носит более протекционистский характер, чем во многих других промышленно развитых странах.

Долго существовавшая система импортных лицензий была практически ликвидирована к концу 80-х гг.: в 1989 г., одним из последних, было отменено лицензирование импорта подержанного оборудования. В настоящее время импорт в Австралию регулируется преимущественно системой импортных тарифов, т.е. таможенных пошлин. Применяемая система оценки товаров для обложения пошлиной с 1976 г. базируется на Брюссельском определении стоимости товара (Brussels Definition of Value), согласно которому оценка товаров для таможенных целей осуществляется по той цене, за которую они могут быть проданы на свободном рынке независимым продавцом независимому покупателю на условиях фоб.

Таможенная политика Австралии основана на следующих принципах:

  • таможенные пошлины являются одним из источников дохода государственного казначейства;
  • пошлины могут вводиться как средство зашиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • возможно введение антидемпинговых пошлин, если правительственные органы сочтут, что товары ввезены в Австралию по некоммерческим ценам и в результате страдает австралийская промышленность;
  • для товаров, происходящих из стран, с которыми у Австралии заключены двусторонние торговые отношения (такими, как Канада и Новая Зеландия), применяются специальные ставки таможенного тарифа;
  • ряд товаров, импортируемых из развивающихся стран, облагается пошлиной по льготному тарифу;
  • ряд товаров, список которых определяется государственными органами, может импортироваться беспошлинно.
При выработке тарифной политики большая роль принадлежит Комиссии по помощи промышленности (Industries Assistance Commission), дающей рекомендации в отношении того, какие отрасли австралийской промышленности нуждаются в таможенном покровительстве.

Австралия является членом ГАТТ и придерживается его правил. Средняя невзвешенная ставка адвалорного тарифа (ad valorim tariff) по всем импортным товарам составляла в 1990 г. 10,6%. Для промышленных товаров средняя ставка значительно выше: на ту же дату она составляла 25%. По отдельным товарным группам степень таможенной защиты еще выше. Так, номинальные тарифные ставки на текстильные и швейные товары составляли до 60%, на обувь - до 45%, на пассажирские автомобили - до 40%. Если принимать в расчет и другие протекционистские меры, то автомобильная промышленность, по существующим оценкам, пользуется эффективной защитой (тарифного и нетарифного характера) в размере 150%, некоторые подотрасли текстильной, швейной и обувной промышленности - около 200%. При этом, правда, номинальные тарифы на автомобили должны быть снижены до 35% к 1 января 1992 г., кроме того, в этой области нет каких-либо формальных или неформальных ограничений импорта.

Программа поэтапного снижения тарифов по широкой товарной номенклатуре, объявленная правительством в мае 1988 г., предусматривает их сокращение в течение 4 лет. Тарифные ставки, превышающие 15%, должны быть снижены до уровня 15% к июлю 1992 г.; ставки от 10 до 15% должны опуститься до 10% за этот же период. Пропорциональные сокращения предполагается осуществить и в отношении тарифов, не относящихся к адвалорным. В целом в результате осуществления программы уровень таможенной зашиты австралийской промышленности должен снизиться примерно на 20%.

Однако в данную программу не включены изделия текстильной, швейной, обувной и автомобильной промышленности. Эти отрасли подпадают под государственное регулирование в соответствии с отраслевыми программами, которые, правда, также предусматривают поэтапное снижение защитных тарифов. Однако и после сокращения ставки таможенного тарифа в этих областях будут превышать ставки по другим товарам в 2-3 раза.

В некоторых других отраслях программы снижения тарифных ставок были приняты еще до 1988 г. Согласно этим программам тарифы на продукцию химической промышленности (включая пластики и изделия из них) должны быть снижены с 20 до 15% к 1 сентября 1991 г., на стекло и изделия из него - с 30 до 15 % к 1 января 1992 г., на обработанные овощные продукты - с 40 до 10% к 1 января 1994 г. Тарифы на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности были снижены с 25 до 15% с 1 января 1990 г.

Какого-либо квотирования импорта, помимо тарифных квот, не практикуется. Тарифные квоты применяются в отношении текстиля, одежды, обуви, сыра и творога. Схема тарифных квот по текстилю, одежде и обуви, введенная с 1 марта 1989 г., предусматривает поэтапное сокращение базисной квоты, соответствующей доле той или иной страны на австралийском рынке в базисном периоде. Срок действия схемы истекает 29 февраля 1992 г. Дополнительные тарифные квоты предлагаются к продаже на тендере и могут свободно перепродаваться. Предусматривается их ежегодное автоматическое увеличение до 30 июня 1995 г., когда окончится срок действия системы тарифных квот для текстиля, одежды и обуви. Срок действия системы тарифных квот по сыру и творогу истекает 30 июня 1992 г.

Импорт ряда товаров допускается только при наличии письменного разрешения соответствующих государственных органов или при условии соблюдения определенных процедур. К таким товарам относятся наркотические, психотропные и терапевтические средства, оружие и боеприпасы, некоторые химические товары, керамические изразцы, некоторые сырьевые товары и различные "опасные товары". Контроль за их импортом осуществляется по линии соблюдения требований здравоохранения и безопасности; требований маркировки, упаковки и технических спецификаций; соблюдения обязательств, связанных с участием Австралии в международных соглашениях по сырью (например, в международном соглашении по кофе).

Антидемпинговые процедуры были существенно упрощены с принятием в 1988 г. нового антидемпингового закона. Закон предусматривает более строгие, чем прежде, требования в отношении доказательства причинно-следственной связи между демпингом иностранных товаров и материальным ущербом, нанесенным национальным предприятиям. Отрасли, использующие импортные товары, и прочие заинтересованные стороны также могут обращаться с требованиями о начале антидемпингового расследования. Антидемпинговые пошлины и прочие меры действуют три года, после чего их действие автоматически прекращается, однако национальные производители имеют право возобновить свои антидемпинговые действия. В особых случаях антидемпинговые меры могут иметь обратную силу или быть приняты до фактического импорта демпинговых или субсидируемых товаров. Расследования по делам о демпинге ведутся Австралийской таможенной службой, однако при правительстве создано специальное Антидемпинговое управление, имеющее консультативные функции.

По условиям Австралийско-новозеландского соглашения о близких экономических отношениях и торговле (Australia - New Zealand Closer Economic Relations and Trade Agreement), почти все новозеландские товары могут импортироваться беспошлинно. Отменены также количественные ограничения по торговле между двумя странами. В отношении новозеландских товаров не будут приниматься антидемпинговые меры; вместо них, при необходимости, могут возбуждаться дела о нечестной конкуренции, как это делается в отношении национальных фирм.

По условиям Соглашения о региональной торговле и экономическом сотрудничестве в южной части Тихого океана (South Pacific Regional Trade and Economic Cooperation Agreement) большинство товаров, экспортируемых развивающимися странами - участницами соглашения (к ним относятся Острова Кука, Фиджи, Кирибати, Науру, Ниуэ, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу, Вануату и Западное Самоа), допускается на австралийский и новозеландский рынки беспошлинно и без ограничений.

Согласно Австралийской схеме тарифных преференций (Australian System of Tariff Preferences), товары из развивающихся стран облагаются льготным тарифом. С 1986 г. льготы предоставляются в виде единой тарифной скидки в размере 5% с действующего тарифа; если действующая тарифная ставка меньше 5%, то товары не облагаются таможенной пошлиной. 

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


Национальной денежной единицей Австралии является австралийский доллар, состоящий из 100 центов. Эмиссионный институт - Резервный банк Австралии (центральный банк страны). Помп мо собственно Австралии, австралийский доллар обращается также на территории ряда других стран бассейна Тихого океана - Кирибати. Науру, Тувалу.

Режим валютного курса австралийского доллара-свободно плавающий, т.е. валютные власти Австралии не стремятся к поддержанию какого-либо фиксированного соотношения между своей и другими валютами. Валютный курс складывается на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Однако Резервный банк Австралии может осуществлять валютные интервенции, если сочтет это необходимым. Покупка и продажа иностранной валюты не облагаются какими-либо налогами.

Все валютные операции осуществляются уполномоченными банками, имеющими разрешение от Резервного банка Австралии. Уполномоченные банки могут свободно покупать, а продавать любую валюту как друг другу, так и своим клиентам по ценам, устанавливаемым самостоятельно. Это относится ко всем видам валютных операций, связанным с торговыми и неторговыми платежами, как к кассовым сделкам (спот), так и к срочным (форвардным). При этом, однако, Резервный банк Австралии устанавливает дневной лимит открытой позиции по валютным операциям каждого уполномоченного валютного дилера. На Сиднейской фьючерсной бирже (Sydney Futures Exchange) осуществляется торговля фьючерсными валютными контрактами и валютными опционами.

В целом перевод денежных средств из Австралии и в Австралию не ограничивается, может осуществляться как в австралийской валюте, так и в любой иностранной валюте, но обязательно через уполномоченного валютного дилера (валютный банк). Однако некоторые виды переводов из страны требуют соблюдения определенных процедур, связанных с государственной налоговой политикой. Главным образом это касается расчетов со странами, известными как "налоговые убежища". К их числу австралийские налоговые власти относят следующие страны и территории: Багамские острова, Бермуды, британские Нормандские острова, британские Виргинские острова, Каймановы острова, Гибралтар, Гренаду, Гонконг, британский остров Мэн. Либерию, Лихтенштейн, Люксембург, Науру, Нидерландские Антилы, Панаму, Швейцарию. Тонгу и Вануату. Для осуществления некоторых платежей в пользу резидентов этих стран требуется предъявить уполномоченному валютному дилеру разрешительный сертификат, выдаваемый Австралийской налоговой службой. Тот же сертификат должен предъявляться банку, если лицо, являющееся иммигрантом в Австралию, переводит в любую страну сумму, превышающую 50 000 австрал. долл. Кроме того, при переводах во все страны, не являющиеся "налоговыми убежищами", сумм свыше 50 000 австрал. долл. в счет инвестиций, подарков, кредитов или их выплаты, транспортных расходов, платежей, связанных с фьючерсными операциями за рубежом, и выплат процентов, дивидендов, роялти и пр., требуется заполнять декларацию, раскрывающую природу и назначение данного платежа.

Валютный контроль осуществляется Резервным банком Австралии, являющимся высшим административным органом в этой сфере.

Открытие счетов нерезидентов в австралийских банках не ограничивается, равно как и перевод с них и на них денежных средств. Счета могут вестись как в австралийских долларах, так и в иностранной валюте, однако все валютные операции должны осуществляться только через уполномоченный валютный банк. Особый режим установлен для приносящих проценты вкладов иностранных валютных властей - они находятся под контролем Резервного банка Австралии.

Владение и сделки с золотом, включая экспортно-импортные, для резидентов в целом не ограничиваются. Резиденты могут экспортировать и импортировать золото и золотые монеты, кроме южноафриканских крюгеррэндов, при условии соблюдения обычных таможенных процедур. Однако экспорт австралийских монет, включая золотые, свыше суммы 5000 австрал. долл. за любой 12-месячный период требует разрешения Резервного банка Австралии. 

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

3.1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ


Важнейшими налогами в Австралии являются:

  • подоходный налог на компании и физических лиц;
  • косвенные налоги, к которым относятся налог на продажи, таможенные пошлины, акцизы и налог на дебетование банковских счетов.
Для целей налогообложения в Австралии большую роль играет понятие резидента и нерезидента. В отношении компании понятие "резидент" означает, что компания либо инкорпорирована в Австралии, либо ведет здесь свой основной бизнес и имеет центральное правление, либо ее главными акционерами являются резиденты Австралии. Все прочие компании рассматриваются как нерезиденты.

В отношении физических лиц понятие "резидент" означает, что данное лицо либо постоянно проживает в Австралии, либо находится в ней более полугода (непрерывно или с перерывами), если только налоговое ведомство не убеждено, что данное лицо имеет постоянное место жительства за рубежом и не имеет намерения поселиться на жительство в Австралии. 

3.2. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ


Подоходный налог взимается только федеральным правительством Австралии, но не правительствами штатов или муниципалитетами. Налог взимается с облагаемого дохода, размеры которого определяются по Закону об определении облагаемого налогом дохода (Income Tax Assessment Act). Балансовая прибыль не всегда совпадает с облагаемым налогом доходом, но, как правило, близка к его величине. (Подробнее определение дохода, подлежащего обложению, рассматривается ниже).

Резиденты Австралии уплачивают налог на доходы, полученные как внутри страны, так и за ее пределами. Нерезиденты платят подоходный налог лишь с той части совокупного дохода, источник которой находится в Австралии.

Ставка налога на физических лиц, как правило, одинакова для резидентов и нерезидентов Австралии. Природа (источники) получаемых доходов также не имеют значения с точки зрения ставки налогообложения. Однако физические лица - нерезиденты не имеют права на необлагаемый минимум дохода, которым пользуются физические лица - резиденты Австралии.

Компании - как резиденты, так и нерезиденты - облагаются налогом по базовой ставке 46%. При этом нераспределенная прибыль компаний-нерезидентов, как правило, облагается дополнительным 5%-ным налогом.

Особенность обложения нерезидентов - как физических лиц, так и компаний - состоит в том, что доходы в форме процентов и дивидендов исключаются из общей суммы дохода и облагаются специальным налогом по особой шкале. Кроме этого, никаких существенных различий в обложении резидентов и нерезидентов нет. Полная или частичная принадлежность компании зарубежным собственникам не создает ни привилегий, ни дискриминации с точки зрения налогообложения. Правительство не практикует каких-либо налоговых льгот, направленных исключительно на привлечение иностранных инвесторов в какие-либо отрасли австралийской экономики. Общее направление L налоговой политики в последнее десятилетие (было скорее в сторону сокращения налоговых (льгот для всех категорий инвесторов, что связано со стремлением правительства сократить дефицит государственного бюджета и оздоровить (государственные финансы в целом (в частности, были уменьшены или отменены некоторые льготы инвесторам в киноиндустрию, в разработку нефти и в компании, занимающиеся лесопосадками и лесным хозяйством).

Плательщиками подоходного налога являются компании, физические лица и. в некоторых случаях, тресты. Последние платят подоходный налог на прибыль, не распределенную бенефициарам. В свою очередь, бенефициары облагаются налогом на доходы, получаемые от треста. Партнерства, в отличие от компаний, не облагаются подоходным налогом как предприятия, однако партнеры уплачивают налог с причитающегося каждому из них дохода от деятельности партнерства по ставкам подоходного налога с физических лиц.

Дивиденды, выплачиваемые акционерам, до 1987 г. облагались налогом без учета подоходного налога на прибыль компании. Таким образом, прибыль предприятия, распределяемая акционерам в качестве дивидендов, облагалась налогом дважды: как доход корпорации и как доход акционеров. С 1987 г. дивиденды облагаются налогом по следующей схеме: на каждые 49 центов, уплаченные в качестве корпоративного подоходного налога, компания может выплатить акционерам 51 цент дивидендов, необлагаемых налогом. Оставшаяся часть дивидендов облагается налогом по обычной схеме. Таким образом, размеры свободных от налога дивидендов зависят от ставки и размеров реально уплаченного корпоративного налога и доли прибыли, направляемой на дивиденды.

Для целей налогообложения используется финансовый год, заканчивающийся 30 июня. Совместные или групповые налоговые декларации не допускаются. 

3.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАГАЕМОГО НАЛОГОМ ДОХОДА


Австралийский подоходный налог предполагает выделение облагаемого дохода, который состоит из общего "определяемого" дохода (assessable income) минус разрешенные вычеты (allowable deductions). Общий "определяемый" доход состоит из "дохода" в общепринятом смысле минус "освобожденный" доход (exempt income), плюс любые виды поступлений, определяемые как доход законом о подоходном налоге. В "определяемый" доход включаются все статьи валового дохода (поступлений, выручки от реализации), которые обычно фигурируют в бухгалтерской отчетности компании, такие как выручка от продаж, платежи и комиссии за услуги, арендные платежи, дивиденды, проценты, роялти. В сумму определяемого дохода обычно не включаются подарки и другие поступления такого рода, но включаются определенные виды прироста капитала.

"Освобожденный" доход состоит из некоторых видов поступлений, строго определенных законом, таких как доход от добычи золота, доходы некоторых пенсионных фондов, зарегистрированных в налоговом ведомстве, доходы религиозных, научных, благотворительных и образовательных учреждении.

Доходы, получаемые резидентами Австралии из зарубежных источников (кроме дивидендов), в настоящее время освобождены от обложения австралийским подоходным налогом, если налог с них уже уплачен в стране происхождения. Однако некоторые статьи австралийского налогового законодательства позволяют облагать подоходным налогом определенные виды дохода, поступающего из-за границы, в частности, выплату процентов по предоставленным кредитам. Доход, получаемый из зарубежных источников нерезидентами, освобожден от подоходного налога.

Разрешенные вычеты включают большую часть расходов, показываемых в бухгалтерской отчетности предприятия, при условии, что эти виды расходов или убытков соответствуют общепринятым нормам и произведены в связи с основной деятельностью предприятия, т.е. были необходимы для создания его дохода. Разрешенные вычеты могут включать, например, приобретение товаров для торговли, сырья и материалов для производства, накладные производственные и торговые расходы, проценты по привлеченным кредитам, арендные платежи и т.д. К числу разрешенных вычетов относятся также отчисления по социальному страхованию и обеспечению (взносы нанимателей в пенсионные фонды, схемы и т.п.), дары зарегистрированным общественным учреждениям и благотворительным организациям, убытки предыдущих лет, убытки, переданные с баланса другой компании, входящей в ту же группу (если обе компании на 100% принадлежат одному и тому же собственнику/собственникам). Наконец, в число разрешенных вычетов входит амортизация активов, принадлежащих налогоплательщику и используемых им для создания дохода. При этом амортизационные платежи должны соответствовать установленным срокам амортизации оборудования и зданий. Так, сроки амортизации нового оборудования составляют, как правило, от 3 до 5 лет. Сроки амортизации зданий зависят от периода, в который было начато их строительство - например, капитальные затраты на строительство новых нежилых, приносящих доход зданий, строительство которых началось после 22 августа 1984 г., могут быть списаны в течение 25 лет, по 4% в год. Та же норма амортизации применяется и в отношении жилых домов, приносящих доход, строительство которых началось после 17 июля 1985 г. В то же время для зданий, строительство которых началось между 19 июля 1982 г. и 22 августа 1984 г., норма амортизации составляет 2,5% в течение 40 лет.

В разрешенные вычеты не включаются расходы, имеющие характер долгосрочных капиталовложений. В них также не разрешается включать ожидаемые убытки, для покрытия которых в счетах компании не предусмотрены специальные резервы. Однако после фактического покрытия этих убытков соответствующие расходы могут вычитаться из облагаемого налогом дохода.

Наконец, в разрешенные вычеты нельзя включать амортизацию зданий, не являющихся производственными активами, т.е. не используемых для создания дохода. Исключения делаются для некоторых покровительствуемых отраслей.

Налоговые льготы отдельным отраслям предоставляются на выборочной основе. В настоящее время список таких отраслей включает сельское хозяйство, горнодобывающую промышленность (включая нефтедобычу), индустрию туризма, отрасли, разрабатывающие и использующие высокую технологию, компании, занимающиеся научными исследованиями и разработками, судоходные и страховые фирмы, деревообрабатывающие и кооперативные компании и киноиндустрию.

Налоговые льготы сельскому хозяйству заключаются в разрешении засчитывать некоторые категории расходов, относимых к капиталовложениям (помимо зданий и сооружений, по которым делаются амортизационные отчисления) в разрешенные вычеты из дохода, облагаемого налогом, хотя в некоторых случаях эти вычеты должны быть "растянуты" на несколько лет.

В добывающей промышленности в разрешенные вычеты включаются расходы на развитие и обустройство месторождений - стоимость шахтных построек, оборудования, иных построек, включая жилые дома для рабочих и служащих. Такие расходы могут вычитаться из облагаемого налогом дохода равными долями в течение 10 лет или в течение срока эксплуатации соответствующих объектов, в зависимости от того, что короче. Также в течение 10 лет могут вычитаться из налогооблагаемого дохода расходы на сооружение шоссейных и железных дорог и трубопроводов для транспортировки продукции добывающих предприятий. По выбору налогоплательщика оборудование горнодобывающего предприятия может амортизироваться и по общей схеме. Кроме того, при определенных условиях расходы на исследования и изыскания в горнодобывающей промышленности также могут вычитаться из дохода. "Исследования и изыскания" (exploration or prospecting) включают создание геологических карт, геофизические исследования и пробное бурение.

Налоговое ведомство жестко контролирует операции, связанные с переводом дохода или имущества за границу, с целью пресечения уклонения от налогов. Для целей налогообложения понятие имущества трактуется очень широко и может включать услуги. Если налоговый инспектор считает, что суммы, указанные в той или иной сделке, носят фиктивный характер, он имеет право пересчитать их для целей налогообложения в соответствии с "нормальной рыночной практикой". Аналогичным образом, при разногласиях относительно источника дохода (внутри или вне страны) налоговый инспектор имеет право самостоятельно определять местонахождение источника и размеры расходов, понесенных налогоплательщиком для создания данного дохода (расходы могут вычитаться из общей суммы дохода для целей налогообложения). Это в особенности относится к международным сделкам, а также к случаям, когда резидент одной страны ведет бизнес в другой стране через постоянное представительство.

Налог на прирост капитала взимается с 1986 г. при реализации (включая передачу в виде дарения или наследства) активов, повысившихся в цене с момента их приобретения. При этом при подсчете величины прироста капитальной стоимости цена приобретения актива умножается на индекс потребительских цен за соответствующий период времени для того, чтобы элиминировать эффект инфляции. Прирост капитала облагается налогом по тем же ставкам, что и прочие виды дохода. Поскольку подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, то, для того, чтобы общая сумма дохода при учете прироста капитала не оказалась завышенной, и, следовательно, налоговая ставка неоправданно высокой, применяется следующая процедура. При реализации актива пятая часть прироста его стоимости (с поправкой на инфляцию) прибавляется к сумме прочих доходов налогоплательщика, затем подсчитывается сумма налога, выделяется та часть, которая приходится на прирост капитала и умножается на 5. В итоге получается общая сумма налога на прирост капитала.

От налога на прирост капитала освобождены следующие виды активов: дом (место постоянного жительства) налогоплательщика и прилегающий участок (не более 2 га); взносы в пенсионные фонды; страховой полис при страховании жизни; прирост стоимости при продаже автомобиля; прирост стоимости при распродаже активов персонального пользования (например, мебели), если их стоимость при продаже была ниже 5000 долл.

В некоторых случаях допускается отсрочка уплаты налога на прирост капитала. Кроме того, допускается зачет потерь стоимости одних активов при подсчете прироста стоимости других для целей налогообложения. Такой зачет, однако, не допускается в отношении активов персонального пользования. 

3.4. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ КОМПАНИЙ


Австралийское налоговое ведомство различает публичные и частные компании (public and private companies). К публичным относятся компании, акции которых котируются на бирже (не обязательно в Австралии), и их филиалы. Однако если 75% акций компании контролируются менее чем 20 владельцами, такая компания не считается публичной, даже если ее акции котируются на бирже. Все компании, не относящиеся к числу публичных, считаются частными. Основная разница в положении публичных и частных компаний состоит в том, что последние должны выплачивать в качестве дивидендов установленную часть своей прибыли, в противном случае они платят особый налог на нераспределенную часть прибыли.

Ставка налога на прибыли как публичных, так и частных компаний составляет 46%, однако может меняться под воздействием бюджетных соображений. В настоящее время бюджет Австралии сводится с положительным сальдо, так что можно ожидать снижения налоговых ставок. Компании-нерезиденты также могут облагаться дополнительным налогом в размере 5%, известным как налог на прибыль филиалов. Ожидаемая величина налога рассчитывается на основе доходов предыдущего года, налог выплачивается поквартально в августе, ноябре и феврале, следующих за окончанием года, в который был получен доход, а в марте или апреле делается окончательный подсчет фактической суммы налога, подлежащей выплате.

Отдельно облагаются доходы от дивидендов, процентов и роялти, а также от управленческих услуг. Ставка налога на такие доходы также зависит от статуса компании. Так, при выплате дивидендов австралийской компанией-резидентом компании-нерезиденту удерживается налог в размере 30%. В случае, если компания-нерезидент происходит из страны, с которой у Австралии заключено соглашение об устранении двойного налогообложения), ставка такого налога понижается до 15%. 

3.5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ


Доход физических лиц, как резидентов, так и нерезидентов Австралии (включая доход в натуральной форме), подлежит обложению подоходным налогом (табл.2).
 

Таблица 2
 
Доход резидентов, тыс. долл.
Ставка подоходного налога, %
Доход нерезидентов, тыс. долл.
Ставка подоходного
налога, %
от 4,595 до 12,5
25
от 12,5 до 19,5
30
до 19,5
30
от 19,5 до 28,0
-46
от 19,5 до 28
46
от 28,0 до 35,0
-48
от 28,0 до 35,0
48
свыше 35,0
60
свыше 35
60

Как ставки налога, так и суммы дохода могут изменяться по бюджетным соображениям. Изменения ставок подоходного налога объявляются обычно в августе при представлении бюджета на предстоящий финансовый год.

Кроме подоходного налога, резиденты Австралии платят налог на здравоохранение (health care levy) в размере 1% от подлежащего обложению дохода, но не свыше 733 долл. на человека или на семью.

Подоходный налог с частных лиц удерживается при выплате заработной платы и перечисляется работодателем налоговым властям. Лица, получающие доход не от заработной платы, а из других источников, должны вносить авансовый платеж в счет уплаты налога будущего года, который затем засчитывается при окончательном расчете. Налоговая декларация подается в налоговые органы по истечении финансового года 30 июня. При этом налоги, удержанные в течение года с заработной платы или внесенные в качестве авансового платежа, засчитываются в качестве налогового кредита. Если налоговый кредит превосходит сумму налога, подлежащего уплате, налогоплательщику возвращается излишне уплаченная сумма.

Налоговые льготы физическим лицам связаны с семейным положением и наличием иждивенцев. В частности, предоставляются налоговые льготы на не имеющих независимых источников дохода жену и детей, родителей, родителей жены, родственников-инвалидов. Кроме того, из суммы облагаемого дохода может вычитаться до 30% расходов на такие цели, как медицинское обслуживание (непокрытое страховкой), расходы на похороны, на обучение детей, на самообразование, взносы в пенсионные фонды и платежи по страхованию жизни и некоторые другие. Ряд льгот такого рода имеет ограничение максимальной суммы, подлежащей вычету из облагаемого дохода. 

3.6. ПРОЧИЕ НАЛОГИ


Налог на продажи колеблется от 7,5 до 32,5%. Некоторые товары освобождены от налога на продажи. Налог на фонд заработной платы взимается с компаний правительствами штатов и колеблется вокруг 5%.

Гербовый сбор взимается при юридическом оформлении документов, связанных с созданием и передачей прав собственности. В некоторых штатах этот налог взимается при оформлении банковских денежных документов. Федеральный налог на дебетование банковских счетов зависит от суммы дебета и колеблется от 0,10 долл. при дебетовании счета на сумму до 100 долл., до 1,50 долл. при дебетовании на сумму более 10 000 долл. 

3.7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


Австралия имеет соглашения об устранении двойного налогообложения с 21 страной

(Бельгией, Великобританией, Данией, Италией, Ирландией, Канадой, Малайзией, Мальтой, Нидерландами, Новой Зеландией, Норвегией, Сингапуром, США, Филиппинами, Финляндией, Францией, ФРГ, Швецией, Швейцарией, Южной Кореей, Японией) и ведет переговоры о заключении такого рода соглашений с 9 государствами (Австрией, Грецией, Индией, Испанией, Китаем, Папуа-Новой Гвинеей, Таиландом, Фиджи. Югославией). 

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

4.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
ПО ОТНОШЕНИЮ К ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТИЦИЯМ


Политика правительства по отношению к иностранным инвестициям основана на признании того, что они вносят существенный вклад в развитие австралийской промышленности и разработку ее природных богатств. Поэтому прямые долгосрочные иностранные инвестиции приветствуются, если они, по мнению правительства. благотворно влияют на экономику страны и соответствуют общественным потребностям. Как правило, заявки на осуществление инвестиции в промышленности нерезидентами удовлетворяются, если это не противоречит национальным интересам. Однако заявки на приобретение (поглощение) предприятий горнодобывающей промышленности стоимостью более 5 млн. австрал. долл. удовлетворяются лишь в том случае, если потенциальный инвестор сможет продемонстрировать существенные экономические выгоды своего проекта. Заявки, касающиеся инвестиций в средства массовой информации и гражданскую авиацию, рассматриваются отдельно и более скрупулезно. Нерезидент не может иметь или контролировать более 15%, а два нерезидента в совокупности - более20% голосующих акций компании, имеющей лицензию на радио- и телепередачи.

Австралийская политика в сфере иностранных инвестиций поощряет "натурализацию" компаний, частично контролируемых иностранными интересами. Натурализация является сугубо добровольной и может предприниматься компаниями, решившими повысить уровень австралийского участия в своей деятельности. Такие компании имеют право на ряд льгот, пока продолжается процесс натурализации. В частности, им могут быть предоставлены кредиты для продажи большей части акций австралийцам, в результате чего они смогут с большими основаниями участвовать в горнодобывающей промышленности, где предпочтение отдается австралийским компаниям. Осуществление политики натурализации не влечет за собой государственного вмешательства в нормальную коммерческую практику, каждый случай рассматривается отдельно. Политика Управления по иностранным инвестициям не имеет целью как-либо дискриминировать иностранных инвесторов в зависимости от страны их происхождения. 

4.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ


Прямые иностранные инвестиции в австралийскую экономику подлежат правительственному контролю в соответствии с принятым в 1975 г. Законом об иностранных поглощениях (Foreign Takeovers Act, 1975), а также законами о компаниях и другими актами. Правительство имеет право задержать выдачу разрешения на поглощение австралийской компании зарубежным инвестором для проведения расследования или запретить такое поглощение, если министерство финансов сочтет его не соответствующим национальным интересам. Поглощением считается приобретение одним иностранным инвестором более 15% голосующих акций австралийской компании или такая операция, в результате которой иностранные инвесторы смогут контролировать не менее 40% голосующих акций австралийской компании.

Закон требует от нерезидентов, компаний, контролируемых нерезидентами, а также австралийских компаний, где нерезидентам принадлежит значительная часть голосующих акций, извещать правительственные органы в лице Управления по иностранным инвестициям (Foreign Investment Review Board) о намерении приобрести или увеличить свою долю в акционерном капитале австралийской компании до указанных уровней или свыше их. Управление по иностранным инвестициям исследует предложение о таком увеличении иностранного участия с точки зрения того, насколько благотворные последствия для австралийской экономики принесет предлагаемое изменение владения акциями и оправдывают ли они сокращение австралийской доли в акционерном капитале компании. При решении данных вопросов принимаются во внимание следующие факторы:

  • принесет ли предполагаемое поглощение такие экономические выгоды в отношении производства, цен, качества и набора производимых товаров и услуг, эффективности и технологических изменений, которые оправдывают иностранный контроль;
  • можно ли ожидать, что данная фирма будет следовать практике, соответствующей австралийским интересам в таких вопросах, как экспорт, импорт, местное производство, научно-исследовательские разработки, отношения с персоналом (включая социальное страхование и обеспечение);
  • не будет ли ожидаемое поглощение затруднять достижение целей, поставленных правительством в области обороны, защиты окружающей среды и регионального развития;
  • какова будет доля австралийского участия во владении и управлении предприятием, каковы интересы акционеров и отношение совета директоров к предполагаемому поглощению;
  • какие возможности открываются для австралийских строительных и консультационных фирм для участия в новом строительстве в связи с предполагаемым поглощением;
  • будет ли поглощение иметь какой-либо эффект с точки зрения использования ресурсов или расширения производства вследствие внедрения и распространения новой технологии и навыков.
В некоторых особых случаях (например, в отраслях, где иностранного капитала почти или совсем нет, или в случае, если поглощаемое предприятие контролирует значительную долю рынка) Управление может потребовать, чтобы возможность приобрести поглощаемое предприятие была предоставлена также и австралийцам, или чтобы австралийские инвесторы участвовали в сделке в отношении 50/50 вместе с зарубежными инвесторами. Возможно также одобрение сделки с условием увеличения доли австралийцев или полной продажи предприятия австралийским владельцам через оговоренный период времени.

Помимо поглощений австралийских предприятий иностранными инвесторами. Управление по иностранным инвестициям контролирует также создание нерезидентами новых предприятий в области средств массовой информации и гражданской авиации. Кроме того, регулируется создание новых предприятий нерезидентами в любой отрасли, если предполагаемый объем инвестиций превышает 10 млн. австрал. долл., включая диверсификацию в новые отрасли экономики и новые предприятия в сфере туризма, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности. Регулируются инвестиции с участием иностранных правительств и правительственных организаций (исключая инвестиции, связанные с их посольствами и другими официальными представительствами). Наконец, требуется разрешение Управления для приобретения нерезидентами недвижимости и обустройства земельных участков.

Окончательное решение по представлению Управления принимает министерство финансов (The Treasury). Управление может также консультировать потенциальных иностранных инвесторов по вопросам возможного изменения их предложений с тем, чтобы они соответствовали австралийским законам и политике по отношению к иностранным инвестициям. 

4.3. ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Предприятия, занимающиеся деятельностью в Австралии, могут быть зарегистрированы как частные (индивидуальные) предприятия, тресты и компании; в случае совместной деятельности - как партнерства и совместные предприятия.

Нерезиденты могут осуществлять деятельность в Австралии через компанию, инкорпорированную в стране, отделение компании, инкорпорированной в другой стране, партнерство или совместное предприятие. Частные лица могут также заниматься бизнесом от собственного имени, предоставлять персональные услуги или получать доход от собственности, дивидендов или процентов, а также доход через посредство трестов.

Частные (индивидуальные) предприятия. Требуется регистрация названия, если оно отличается от имени владельца. Владелец лично отвечает по всем долгам и обязательствам предприятия всем своим имуществом, а также имеет право на всю прибыль, получаемую от деятельности предприятия.

Тресты. Тресты могут создаваться по завещанию, по соглашению или вследствие действия закона. Попечители треста могут, если это предусмотрено учредительным документом, заниматься бизнесом. Требуется регистрация наименования. Обязательства треста обычно не должны превышать его активов. Чистый доход может аккумулироваться в тресте или распределяться бенефициарам в соответствии с учредительными документами.

Партнерства и совместные предприятия могут создаваться группами физических или юридических лиц. Как правило, требуется формальное соглашение, оформленное соответствующими документами, определяющими права и обязанности участников в отношении ведения дел и распределения прибылей и убытков. Партнеры несут солидарную ответственность по всем долгам и обязательствам партнерства: кроме того, каждый партнер несет личную ответственность в тех случаях, когда долги и обязательства не могут быть покрыты активами партнерства.

Компании. Наиболее широко распространенной формой хозяйственной организации в Австралии является компания с ограниченной ответственностью (limited liability company). Ниже перечислены федеральные законодательные акты, регулирующие порядок создания и деятельности компаний в Австралии в целом: National Companies and Securities Commission Act. 1979; Companies (Acquisitionof Shares) Act, 1980; Securities Industry Act, 1980; Companies Act, 1981.

Однако данные акты являются законами прямого действия лишь на территории столичного округа. В каждом штате действует свое законодательство о компаниях, не противоречащее федеральному, но имеющее определенные модификации, которые, впрочем, носят преимущественно терминологический характер. Законодательство штатов по данным вопросам обычно упоминается как соответствующий кодекс [например, the Companies (Victoria) Code].

Контроль за исполнением законов, касающихся создания и деятельности компаний, на федеральном уровне возложен на Национальную комиссию по компаниям и ценным бумагам (National Companies and Sec unties Commission). На уровне штатов эти ми вопросами занимаются Комиссии по делам корпораций (Corporate Affairs Commissions), которые непосредственно занимаются регистрацией новых компаний, проверкой документов и т.п.

Компании с ограниченной ответственностью могут быть нескольких видов:

  • компании с ответственностью, ограниченной акционерным капиталом (акционеры отвечают в пределах суммы принадлежащих им акций, включая неоплаченную часть);
  • компании с ответственностью, ограниченной гарантиями (акционеры отвечают в пределах выданных ими гарантий);
  • акционерные компании с ограниченной ответственностью - наиболее распространенный тип компаний. Компании именно такого типа создаются нерезидентами, предполагающими осуществить инвестиции в Австралии.
Акционерные компании с ограниченной ответственностью, в свою очередь, делятся на "публичные" и "владельческие" (частные) [public and proprietary (private) companies]. Создание публичной компании предполагает распространение ее акций среди широкой публики и их котировку на бирже, при этом совладельцами публичной компании должно быть не менее 5 акционеров. "Владельческие" (частные) компании не привлекают капитал путем публичной подписки на акции, а формируют его за счет средств учредителей. Количество участников частной компании должно быть не меньше 2 и не больше 50. им запрещено публично распространять свои акции, а передача акций от одного владельца к другому сопряжена с рядом ограничений, причем все эти условия должны содержаться в учредительных документах "владельческой" компании. Филиал публичной компании может быть как публичной, так и частной компанией. Разграничение компаний на "публичные" и "владельческие" (частные) согласно Закону о компаниях не следует смешивать с разделением на публичные и частные с точки зрения налогообложения (см. раздел "Налоговый режим").

"Владельческие" (частные) компании могут быть "освобожденными" и "неосвобожденными". Акционерами "освобожденных" компаний не могут быть публичные или иностранные компании. Все прочие компании считаются "неосвобожденными". Главное различие между ними в том, что "освобожденные" компании имеют право не назначать аудиторов в некоторых случаях, предусмотренных Законом о компаниях.

Создание компаний в Австралии требует обязательного соблюдения ряда положений Закона о компаниях, поэтому, как правило, при создании новой компании обращаются к помощи консультантов - это позволяет сэкономить время и избежать ошибок. Последовательность предпринимаемых шагов состоит в следующем:

  • получение предварительного согласия Комиссии по делам корпораций на регистрацию заявленного названия компании. В согласии может быть отказано, если предложенное название нежелательно или может вызвать путаницу;
  • составление проектов: меморандума об ассоциации (учредительного договора), где описываются цели компании и определяется ее уставный капитал; устава, регулирующего отношения акционеров, права и обязанности директоров и т.п.;
  • представление меморандума, устава и других требуемых документов в Комиссию по делам корпораций.
Обычно подготовкой таких документов занимаются адвокатские конторы. При регистрации компании взимается сбор в размере 350 долл. При регистрации любых сопутствующих документов, в которых фигурирует название компании, взимается дополнительный сбор в размере 181 долл.

Иностранные компании, намеревающиеся вести бизнес в Австралии, могут выбрать один из двух вариантов. Первый - зарегистрироваться в Австралии в качестве иностранной компании (foreign company). При этом достаточно сделать это в одном штате или в столичном округе. Однако, если данная компания собирается заниматься бизнесом и в других австралийских штатах, она должна открыть там свои конторы и зарегистрировать свое название.

Второй вариант - иностранная компания может создать и зарегистрировать в любом штате или столичном округе свой филиал, (subsidiary). Для деятельности в других штатах также необходимо открытие конторы и регистрация названия.

И в том, и в другом случае требуется представление документов и регистрация в Комиссии по делам корпораций либо в качестве компании, инкорпорированной в Австралии, либо в качестве зарубежной компании.

Директора. Публичная компания должна иметь не менее 3 директоров, из которых двое должны проживать в Австралии. "Владельческая" компания должна иметь не менее 2 директоров, из которых один должен проживать в Австралии. Директорами могут быть лица, достигшие 18-летнего возраста.

Регистрация адреса и названия. Компания должна иметь зарегистрированную контору, доступную для посетителей, в штате, где она инкорпорирована; юридический адрес должен быть зарегистрирован в Комиссии по делам корпораций. Название компании должно быть указано на каждом занимаемом ею отдельном помещении или в местах осуществления ее деятельности. На помещении, занимаемом зарегистрированной (основной) конторой, должно быть указание ("Registered Office"), Название компании должно также быть указано на ее печати и фирменных бланках.

В случае распространения компанией каких-либо своих документов в штате, отличном от штата ее инкорпорации, наряду с ее названием на документах должен также указываться и штат инкорпорации.

Иностранная компания, зарегистрированная в каком-либо из штатов Австралии, должна указывать на своих документах название, свой статус компании с ограниченной ответственностью (если она является таковой) и место своей инкорпорации. При распространении документов в штате, отличном от штата регистрации в Австралии, должны указываться те же реквизиты, но не место инкорпорации, а штат ее регистрации.

Полное имя компании должно указываться на всех выпускаемых ею денежных документах.

Отчетность и аудит. Общее собрание акционеров должно собираться в каждом календарном году не позже, чем через 5 месяцев после окончания финансового года. Отчет компании, включающий баланс, счет прибылей и убытков и отчет директоров, а также, если требуется, отчет аудиторов, должен быть разослан акционерам за 145 дней до общего собрания и должен также быть представлен общему собранию.

В отчете директоров должен содержаться раздел, где они обязаны изложить свое мнение о том, будет ли компания в состоянии своевременно и полностью оплачивать свои долги.

Финансовый отчет должен быть проверен зарегистрированным аудитором компании, который изложит свое мнение о соответствии отчета состоянию дел компании. Отчет директоров также подлежит аудиторской проверке. Аудиторская проверка не обязательна для "освобожденных" владельческих компаний. Если такая компания все же назначает аудитора, то в этом случае она не обязана представлять свой балансовый отчет в Комиссию по делам корпораций, а может ограничиться кратким отчетом, включающим заключение аудитора.

Холдинговая компания должна подготовить и представить также консолидированный отчет о деятельности всей группы. Этот отчет также подлежит аудиторской проверке.

Каждая компания должна представлять Комиссии по делам корпораций ежегодный отчет по форме, установленной Комиссией, не позднее, чем через 1 месяц после общего собрания, или, если собрание не состоялось, через месяц после даты, когда оно должно было состояться.

Капитал и финансовые ресурсы компании. Финансовые ресурсы для компании, ведущей бизнес в Австралии, могут быть мобилизованы несколькими способами:

  • ресурсы, предоставленные владельцами путем покупки акций и предоставления кредитов, включая "субординированные" кредиты (subordinated loans), т.е. подлежащие выплате во вторую или третью очередь при распродаже активов компании в случае банкротства;
  • проведение публичной подписки на акции, если владельцы компании считают собственный капитал недостаточным;
  • выпуск привилегированных акций, если владельцы хотят увеличить свой капитал и в то же время сохранить контроль над акциями, имеющими право голоса;
  • выпуск прочих видов ценных бумаг (debentures, unsecured notes, etc.);
  • банковский кредит;
  • долгосрочные займы у таких кредитных институтов, как Банк развития содружества (Commonwealth Development Bank);
  • займы у торговых (инвестиционных) банков.
    • Компании обязаны выпустить проспект эмиссии до начала распространения каких-либо своих ценных бумаг среди широкой публики.

      Биржевая котировка. Компания, желающая предложить свои акции широкой публике через биржу, должна, в дополнение к соблюдению законов о компаниях, выполнять также требования Австралийских ассоциированных фондовых бирж (Australian Associated Stock Exchanges) в отношении допуска к котировке (листинга).

      Эти требования касаются управления компаниями и структуры их руководящих органов. предоставления ими информации, выпуска проспектов эмиссии, публикации финансовых отчетов и других вопросов, касающихся необходимости информировать публику и биржу обо всех аспектах дел компании, которые могут повлиять на рыночную цену ее акций.

      Компании, контролируемые нерезидентами. Ведение бизнеса в Австралии компанией, контролируемой нерезидентами, может осуществляться несколькими способами:

      • создание австралийского филиала (subsidiary) ;
      • приобретение всех или контрольного пакета акций австралийской компании;
      • создание отделения (branch) в Австралии;
      • назначение агента в Австралии:
      • создание австралийского филиала компании-нерезидента связано с соблюдением тех же процедурных требований, что и инкорпорация австралийской компании. Филиал должен быть инкорпорирована одном из австралийских штатов или территорий.
      Приобретение акций австралийской компании (как физическим, так и юридическим лицом - нерезидентом Австралии) требует одобрения Управления по иностранным инвестициям (Foreign Investment Review Board). Как правило, разрешение выдается без ограничений, но при условии отсутствия возражений со стороны министерства финансов. Кроме того, должны соблюдаться требования Закона о приобретении акций компаний [The Companies (Acquisition of Shares) Act].

      Этим законом регулируется, в частности, приобретение более чем 20% голосующих акций одним лицом. Согласно закону такое приобретение может быть осуществлено тремя способами:

      • путем формального предложения о выкупе всех акций компании, адресованном всем ее акционерам;
      • путем предложения о поглощении компании, сделанном на бирже, где котируются ее акции, предусматривающем покупку всех акций компании в течение одного месяца по фиксированной цене;
      • путем приобретения не более 3% голосующих акций в течение любого шестимесячного периода.
      При подсчете акций, контролируемых одним лицом, учитываются также акции, принадлежащие "ассоциированным" с ним лицам.

      Создание отделения в Австралии не связано с какими-либо ограничениями, кроме тех, которые налагаются Законом об иностранных приобретениях и поглощениях и необходимостью проверки Управлением по иностранным инвестициям. Порядок регистрации отделения - тот же, что и инкорпорации филиала. После регистрации отделение становится "признанной иностранной компанией" ("recognized foreign company") и имеет, по существу, те же права и обязанности, что и австралийская компания.

      Деятельность австралийского агента иностранной компании может быть признана ведением бизнеса в Австралии, и от компании могут потребовать регистрации отделения или филиала в установленном порядке. Если же деятельность агента направлена на помощь ведению бизнеса иностранной компании с австралийскими компаниями, на поиски заказов в Австралии или послепродажное обслуживание, то в таких случаях регистрация не требуется и ограничений не налагается.

      АО " Восток-Коммерс"

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]