Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer


 

МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: ВЗГЛЯД ИЗ ПЕНТАГОНА


С.ПЕЧУРОВ,
полковник,
кандидат военных наук

 

Осознав себя единственной после распада СССР сверхдержавой, США все настойчивее претендуют на роль силы, способной "навести порядок" где бы то ни было. При этом американские эксперты считают, что в условиях усиливающейся нестабильности в различных регионах мира вероятность военного вмешательства США в события, не достигающие масштабов войны, будет возрастать. Новым моментом является то, что американские политики намерены увязывать такое вмешательство с военными операциями ООН, других международных организаций (НАТО, СБСЕ, ЗЕС и др.). При этом, по их мнению, участие США в данных операциях может осуществляться и на многонациональной основе совместно с силами других стран. Главным же условием является учет прежде всего национальных интересов США и политической поддержки этих акций внутри страны.

Надо отдать должное американцам: оперативно оценив складывающуюся ситуацию, они тут же принялись за теоретическое обоснование и расчеты подобного вмешательства, названного ими "миротворческие операции". В сжатые сроки Командованием учебных и научных исследований по строительству СВ (Фонт-Монро, шт. Вирджиния) было разработано несколько версий специального устава FM 100-23 ("Миротворческие операции"), положениями которого должны руководствоваться вооруженные силы США в этой специфической деятельности. Параллельно соответствующие положения, статьи и главы были внесены в другие уставы и наставления американской армии, прежде всего в основной устав СВ США FM 100-5 ("Операции").

Будучи людьми деловыми и прагматичными, американцы предварительно тщательно изучили свой, надо сказать, богатый опыт по " наведению порядка " за рубежом, а также опыт миротворчества в военной сфере ООН. Так, например, первой подобной акцией национальных ВС США считается операция американских ВС по "умиротворению" на Кубе в 1906-1909 гг. К "миротворчеству" американцы относят и операции ВС США в Ливане в 1958 г. и в Доминиканской республике в 1965-1966 гг., участие в многонациональных силах в Бейруте в 1982 г. и др. Что касается примеров участия ВС США в подобных операциях под флагом ООН, то их также предостаточно. Причем во многих из них американские военнослужащие и формирования ВС играли далеко не последнюю роль. Достаточно вспомнить задействование американцев в акциях ООН на индо-пакистанской границе (с 1948 г.), в войне в Корее (1950-1952 гг.), в Новой Гвинее (1962-1963 гг.), на Ближнем Востоке (70-80-е гг.), в Западной Сахаре, Ираке, Кувейте, Камбодже, Сомали (начало 90-х гг.) и др. Не гнушаются американцы и опытом миротворчества российской армии как в "горячих точках" бывшего СССР, так и за его пределами, например, на том же Ближнем Востоке, в Африке и особенно в Югославии.

Миротворческие акции американцы относят к разряду конфликтов низкой интенсивности, но представляющих собой операции, не достигающие масштабов войны. Поэтому, с точки зрения военной теории США, и принципы данных операций отличаются от "обычных" военных акций. Это - зависимость характера выполняемых задач от изменений обстановки на политико-дипломатической арене, единство предпринимаемых усилий, легитимность акций, настойчивость и последовательность в их осуществлении, самообладание и обеспечение собственной безопасности.

По принятой в американской армии и в основном базирующейся на ооновской классификации эти операции подразделяются на следующие: по поддержанию мира, по установлению мира, по восстановлению мира и по принуждению к миру. Первые три разновидности операций можно отнести к "не боевым", ибо, по своей сути, они предполагают относительно пассивные действия, направленные в целом на наблюдение и контроль за перемирием и воссозданием условий жизни, существовавших до начала военных действий. Четвертая же уже в своем названии содержит некий элемент наступательности, решительности и даже агрессивности. Что, собственно, и было продемонстрировано американским участием в миротворческих операциях в Ираке-Кувейте и в Сомали. И к чему все в большей степени склоняется Вашингтон, планируя свое "миротворчество" в бывшей Югославии.

Определив для своих ВС, скажем прямо, не совсем свойственную вооруженным силам роль "миротворцев", военное руководство США нацелило командиров частей и подразделений на подготовку к ее осуществлению. Принимая во внимание существенные различия указанных выше двух групп миротворческих операций, предполагается и части, и подразделения готовить к ним по двум несхожим направлениям. Первое, "небоевое", включает в себя такие аспекты, как приобретение навыков в установлении буферных зон, контроле за прекращением огня и перемирием, охране границ, ведении переговоров, извлечения мин, восстановлении разрушенной инфраструктуры, патрулировании, оказании гуманитарной помощи и т. п. Второе направление - "боевое", отсюда и более привычная для военнослужащих подготовка к десантированию, осуществлению насильственных санкций, разоружению враждующих сторон, разгону воинственных демонстраций, митингов, восстановлению территориальной целостности, защите национальных меньшинств, прокладке безопасных маршрутов и т.п. И если в ходе первой группы операций предполагается использовать только легкое стрелковое оружие в целях самообороны, то при осуществлении "боевых" миротворческих операций не возбраняется применение и тяжелого оружия.

Вместе с тем американские эксперты подчеркивают, что на практике зачастую обстоятельства могут складываться так, что уже в ходе миротворческих операций придется переходить от "не боевых" к "боевым" и наоборот. В качестве примера приводится акция в Сомали, когда операция, начавшаяся с оказания гуманитарной помощи населению, переросла, по сути, в вооруженные столкновения "миротворцев" с местными отрядами сопротивления. Воз можно, подобная судьба ждет и миротворческие акции в Боснии и Герцеговине.

Точно так же американское командование считает весьма вероятным и переподчинение выделенных в миротворческие контингенты подразделений и частей от одних командных структур другим, например, от ООН к СБСЕ или НАТО и наоборот. В целом же, по мнению американских экспертов, в настоящее время управление и руководство миротворческим операциями наиболее качественно может быть организовано под эгидой ООН либо НАТО - организаций, имеющих богатый опыт в руководстве многонациональными контингентами войск. Однако тут существует одна проблема, Дело в том, что в соответствии с традицией, американские войска должны управляться американскими же командирами. Видимо, если руководство и общественное мнение США будут убеждены в том, что данная, конкретная операция полностью соответствует стратегическим или экономическим интересам страны, то и эта проблема будет снята.

Американцы считают, что специфика миротворчества требует определенного времени и усилий на подготовку к нему выделенных дли этого частей и подразделений, на что как минимум потребуется от 4 до 6 недель интенсивных учений и индивидуальных занятий. Считается, что силы специальных операций США, учитывая их высокую выучку, мобильность, знание языков, ориентацию на тот или иной регион мира, в наибольшей степени подготовлены для акций такого рода. Во всяком случае, рекомендуется использовать эти силы для проведения подобных операций на начальном этапе с последующей передачей их функций другим частям и подразделениям, а также для оказания содействия в подготовке армейских формирований к данным операциям.

Вообще к проведению миротворческих операций американцы относятся весьма серьезно. Не забыты такие аспекты, как материально-техническое и тыловое обеспечение, специфика которого, кстати, в условиях многонациональных контингентов войск может состоять в исключительном разнообразии и непривычной для американских военнослужащих номенклатуре поставляемых средств. При осуществлении операций рекомендуется обращать особое внимание на работу с представителями средств массовой информации, от освещения событий которыми будет во многом зависеть атмосфера деятельности миротворцев. Берутся в расчет и другие нюансы миротворчества, отличные от условий обычных военных действий.

В подготовленном недавно Пентагоном докладе о пересмотре структуры ВС США делается заключение о возможности привлечения к миротворческим операциям весьма значительной военной силы: воздушно-десантной и легкой пехотной дивизий, экспедиционной бригады морской пехоты, 1-2 авианосных ударных групп, 1-2 смешанных авиакрыльев ВВС, подразделений сил специальных операций и тылового обеспечения. Всего численность миротворческого контингента ВС США, по мнению американских стратегов, может составить до 50 тыс. военнослужащих.

Итак, Пентагон демонстрирует готовность к решительному вмешательству под видом "миротворчества" в урегулировании не столь уж редких ныне региональных конфликтов, будьте самостоятельно или во взаимодействии с вооруженными силами других государств, включая и Россию. Смогут ли США в этих условиях избежать соблазна навязывания своей воли и рецептов решений международных проблем, прежде всего удовлетворяющих их интересы? Вот в чем вопрос. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]