Экономика
Обозреватель - Observer


 

B помощь предпринимателю
 
 

КАК РАБОТАТЬ С ЕВРОПЕЙСКИМ БАНКОМ



1. ЦЕЛИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА

2. КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

3. ФИНАНСИРОВАНИЕ

4. СОВМЕСТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ С ЕВРОПЕЙСКИМ БАНКОМ

5. РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

7. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И КОНСУЛЬТАНТЫ

8. ОБРАЩЕНИЕ В БАНК
 

1.ЦЕЛИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА 

ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ - это международная организация, в члены которой сейчас входят 53 страны, а также Европейское экономическое сообщество и Европейский инвестиционный банк. Банк расположен в Лондоне (начал свою деятельность в апреле 1991 г.).

Он действует в странах Центральной и Восточной Европы (включая бывший Советский Союз), приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и открытой рыночной экономики. 

ЧЛЕНАМИ БАНКА ЯВЛЯЮТСЯ*:


Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Египет, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Корея, Кыргызстан, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Марокко, Мексика, Молдова, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Словения, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония, Европейское экономическое сообщество, Европейский инвестиционный банк.

ЦЕЛИ БАНКА


Клиентам, которые отвечают необходимым требованиям, Банк предоставляет кредиты, осуществляет инвестиции в акционерные капиталы, дает гарантии, обеспечивает консультационное обслуживание и техническое сотрудничество с целью:

    - содействовать частной и предпринимательской инициативе;

    - поощрять переход к демократии и к открытой, ориентированной на рынок экономике.

>
OТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ


Некоторые особенности отличают Банк от аналогичных организаций. Банк:

    - финансирует проекты и инвестиционные программы только в странах Центральной и Восточной Европы, включая бывший Советский Союз;

    - осуществляет финансирование на основе здоровых банковских и инвестиционных принципов, причем решения принимаются в обычные для коммерческой практики сроки;

    - привержен экологически ответственному и устойчивому развитию;

    - в рамках своего мандата проявляет особый интерес к развитию демократических институтов и обеспечению прав человека в странах, где он действует.


ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ


В структуру Банка входят два операционных департамента: Коммерческий департамент и Департамент развития, специалисты которых имеют опыт работы в конкретных странах, отраслях промышленности и сферах финансовой деятельности.

Коммерческий департамент осуществляет финансирование частных предприятий и подлежащих приватизации компаний и имеет в своем составе специалистов с необходимой квалификацией и опытом работы в области финансирования частного сектора. Не менее 60% выделяемых Банком средств идут на финансирование предприятий частного сектора или государственных предприятий, осуществляющих программы перехода в частную собственность и к частному управлению.

Остальные средства направляются на финансирование физической и финансовой инфраструктуры или других проектов развития. Эта деятельность осуществляется Департаментом развития, в котором работают специалисты, обладающие необходимым опытом финансирования развития, а также глубокими знаниями экономики, стран и отраслей.

Банк открыл представительства в Будапеште, Бухаресте, Варшаве, Киеве, Москве, Праге, Софии и Тиране. В ближайшее время планируется открытие представительств в Алматы, Братиславе, Минске, Риге для балтийских государств, с отделениями в Литве и Эстонии и Ташкенте.

2. КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ПРОЕКТЫ. ФИНАНСИРУЕМЫЕ БАНКОМ


Банк финансирует проекты, которые содействуют:

  • созданию конкурентного частного сектора;
  • развитию предпринимательской деятельности и укреплению мелких и средних предприятий;
  • приватизации государственных предприятий;
  • поощрению прямых иностранных инвестиций;
  • созданию и укреплению финансовых организации;
  • структурной перестройке промышленности;
  • созданию современной инфраструктуры для развития частного сектора и перехода к рыночной экономике;
  • улучшению окружающей среды.


ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БАНКОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЧАСТНОГО СЕКТОРА


Предложения, представленные частными предприятиями или подлежащими приватизации компаниями, должны иметь поддержку сильных спонсоров или партнеров, а также реалистичные деловые планы, основанные на:

  • конкурентоспособной продукции илнуслу-гах, имеющих хорошие перспективы на рынке;
  • обязательствах спонсоров проекта вложить значительные средства в акционерный капитал;
  • квалифицированном руководстве;
  • надежной технологии;
  • здоровых экологических принципах.


<СТРУКТУРА КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ, ПООЩРЯЕМАЯ БАНКОМ В ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ/FONT>


Банк выдает кредиты с правом регресса и с ограниченным правом регресса. Обычно он отдает предпочтение проектам, где треть капитализации проекта или компании обеспечивается инвестициями спонсора в акционерный капитал, причем часть из них может предоставляться натурой. Банк, как правило, может выделить треть необходимых средств, нередко в виде кредита, и готов оказать содействие в поисках финансирования остающейся трети.

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ делается путем анализа делового плана и финансовых перспектив проекта, а также путем оценки возможности спонсоров проекта выполнить его. При определении структуры кредита Банк стремится увязать льготный период и период погашения по каждому проекту с ожидаемым поступлением наличности.

3. ФИНАНСИРОВАНИЕ


Первоначальный подписной капитал Банка составляет 10 млрд. экю, из которых 3 млрд. экю оплачено. На оставшуюся сумму 7 млрд. экю, которая представляет собой капитал, подлежащий оплате по требованию, будут произведены заимствования на международных рынках капиталов. Соотношение собственных и заемных средств Банка составляет 1:1. Таким образом, Банк может взять обязательства в целом на сумму 10 млрд. экю. В акционерные капиталы Банк может инвестировать только сумму, равную оплаченному капиталу, плюс общие резервы и излишки.

ВИДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ


Банк предлагает на рыночной основе широкий набор инструментов финансирования, включая:

  • кредиты (обеспеченные или бланковые, субординированные, конвертируемые или связанные с возможностью участия в акционерном капитале) с максимальным окончательным сроком погашения 10 лет для коммерческих предприятий и 15 лет для проектов инфраструктуры;
  • инвестиции в акционерные капиталы;
  • гарантии кредитов;
  • гарантированное размещение облигаций и акций.
Банк не лает гарантий на экспортные кредиты и не занимается страховой деятельностью.

Кредиты могут быть деноминированы в любой из основных валют или в валютных единицах. При погашении кредита Банк не принимает на себя курсовой риск.

Кредиты Банка коммерческим предприятиям не гарантируются правительством страны, где находится предприятие, и обычно не обеспечивают иностранным спонсорам (если такие имеются) право регресса. Кредитование приватизируемых государственных предприятий проводится на аналогичной основе.

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТОВ


Ставки процента по кредитам устанавливаются исходя из маржи сверх базовой рыночной ставки (обычно ЛИБОР). Кредиты могут предоставляться с плавающей процентной ставкой или - путем использования рынка свопов и опционов - со ставкой как с фиксированным максимумом, так и с фиксированным максимумом и минимумом. Для операций с сырьевыми товарами могут предоставляться кредиты, индексированные относительно цен на эти товары.

Кредитная маржа устанавливается в зависимости от страновых и коммерческих рисков. Кроме того, учитываются условия на рынке синдицированных кредитов.

УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ


Банк может инвестировать средства в акционерные капиталы компаний, обладающих большими возможностями развития. Банк стремится получить соответствующий доход на вложенный капитал и требует разработки четкой и надежной стратегии выхода в среднесрочном плане.

Банк не стремится приобретать контрольные пакеты акций или брать на себя прямую ответственность за управление предприятиями.

ПРАВО РЕГРЕССА


Банк не требует права регресса на партнера, хотя может требовать конкретных гарантий выполнения обязательств. В отсутствие права регресса на партнера условия Банка отражают коммерческий риск и риск, связанный с конкретной страной, где находится финансируемое предприятие, а не кредитный рейтинг партнера.

НЕОБХОДИМОЕ СТРАХОВАНИЕ


При осуществлении финансирования Банк требует от компаний или организаций необходимого страхового покрытия обычно страхуемых рисков. Он не требует страхования от политического риска или неконвертируемости местной валюты.

4. СОВМЕСТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ С ЕВРОПЕЙСКИМ БАНКОМ 

СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ БАНКАМИ


Наряду с финансированием за счет собственных средств. Банк стремится привлекать государственные и частные капиталы в страны Центральной и Восточной Европы, включая бывший Советский Союз. Банк сотрудничаете частными финансовыми организациями в создании финансовых структур, содействующих осуществлению проектов в частном секторе.

Банк тесно взаимодействует с Бернским союзом экспортно-кредитных агентств и стремится тесно сотрудничать с членами Бернского союза в поддержке коммерческих кредитов в странах региона.

ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ С ЕВРОПЕЙСКИМ БАНКОМ


Соглашение об учреждении Банка - своего рода договор входящих в него организаций и правительств - обеспечивает необходимую защиту инвестиций Банка. Правительства государств - членов Банка договорились не вводить никаких ограничений на платежи в счет погашения основного долга и процентов, выплату дивидендов и осуществление других платежей в отношении кредитов и инвестиций Банка или выручки от реализации таких инвестиций. В определенных условиях международные банки, участвующие в операциях Банка, могут извлечь пользу из такой защиты.

Кроме того, ряд инстанций, осуществляющих надзор за банковской деятельностью, признал (в, том числе и в официальном порядке), что в рамках совместного финансирования путем участия, которое пользуется международными финансовыми организациями, необходимо предоставлять льготы при применении требований о создании резервов на покрытие страновых рисков. В результате на участие банков, регулируемое этими положениями, не распространяются требования о создании резервов на покрытие страновых рисков, что значительно повышает доходы банков. Ряд западноевропейских стран предоставляет такие льготы в связи с операциями, которые финансируются совместно с Банком.

В операциях в государственном секторе параллельное софинансирование по контрактам или совместное финансирование в соответствии с правилами закупок Банка предоставляют "связанным" кредиторам возможность участия в проектах в государственном секторе, которые подготовлены при содействии Банка, в которых предусматривается соответствующее совершенствование управления и деятельности и в отношении которых Банк останется основным кредитором. Банк также предлагает партнерам по совместному кредитованию факультативный взаимный зачет и соглашения о сотрудничестве. В отдельных случаях Банк принимает на себя часть финансирования по "связанным" контрактам.

УЧАСТИЕ В КРЕДИТАХ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА


Простейшей формой совместного финансирования является участие других банков в кредитах Европейского банка. В этом случае коммерческие банки могут извлечь выгоду из статуса Банка как международной организации. Действуя в качестве основного кредитора, Банк выдает заемщику кредит, финансируемый другими кредиторами на заранее согласованных с ними условиях. Без права регресса для себя Банк продает участие в таких кредитах другим финансовым организациям.

РОЛЬ БАНКА В СИНДИКАЦИИ


Синдикация является важной частью финансовой деятельности Банка, который в дополнение к своему собственному капиталу стремится мобилизовать капитал для стран Центральной и Восточной Европы. Банк отбирает партнеров для участия в синдицированных кредитах, исходя из их деятельности на местных рынках, стремления заемщика к установлению или поддержанию отношений с международными банками, а также опыта сотрудников Банка и их знания банковских кругов.

Сейчас Банк стремится главным образом сохранить свои позиции основного кредитора, что позволяет участвующим организациям пользоваться преимуществами его статуса привилегированного кредитора. Банк будет управлять такими кредитами, однако, в зависимости от пожелания клиента или рыночных условий, может предложить одному или нескольким банкам стать участниками такого синдицированного кредита.

По мере развития рынка кредитов в каждой из стран Центральной и Восточной Европы Банк будет поощрять другие формы кредитования, в которых в меньшей степени будет использоваться его статус привилегированного кредитора.

"СВЯЗАННЫЕ" КРЕДИТОРЫ МОГУТ УЧАСТВОВАТЬ В ФИНАНСИРОВАНИИ БАНКОМ ПРОЕКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ. О контрактах, для которых привлекается внешнее финансирование, Банк объявляет в своем издании Procurement Opportunities с целью получения заявок на контракт, подкрепленных предложениями о финансировании. Банки и экспортно-кредитные агентства могут оформить подписку на это издание.

5. РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

СОТРУДНИЧЕСТВО БАНКА С КОНСУЛЬТАНТАМИ ПО ПРОЕКТАМ


Оценка проектов проводится быстрее в тех случаях, когда они хорошо подготовлены и когда в них учтены критерии Банка. Поэтому Банк настоятельно рекомендует спонсорам проекта привлекать к подготовке проекта консультантов по финансовым, юридическим и техническим вопросам, а также по финансовой отчетности.

Банк считает, что расходы на услуги консультантов являются неотъемлемой частью расходов по проекту, а такие расходы могут возмещаться за счет его кредитов.

Особенно серьезно Банк рассматривает работу консультантов в тех случаях, когда она подкрепляется их стремлением участвовать в кредитовании проектов и получить часть вознаграждения или все вознаграждение в виде облигаций или участия в акционерном капитале проекта.

Предложения рассматриваются сотрудниками Банка в свете утвержденной Банком стратегии в отношении соответствующей страны. До предоставления Совету директоров Банка предложения анализируются с финансовой, экономической, технической и экологической точки зрения с целью оценки их жизнеспособности.

КОММЕРЧЕСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ РАССМАТРИВАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ФИНАНСИРОВАНИИ ОТ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ. Заявки на финансирование должны направляться непосредственно в Банк коммерческими предприятиями, нуждающимися в финансировании, или посредниками, уполномоченными действовать от их имени.

При рассмотрении заявок на финансирование сотрудники Коммерческого департамента используют профессиональный опыт оценки и структурирования кредитов, а также глубокое знание стран Центральной и Восточной Европы.

При этом они руководствуются коммерческим подходом, основанным на всесторонней оценке достоинств каждого проекта и своевременном принятии решения. В обычных обстоятельствах от получения полной информации по проекту до принятия Банком твердых обязательств проходит 3 месяца.

При рассмотрении коммерческих достоинств предложений и их экологических последствий Коммерческий департамент тесно сотрудничает со спонсорами и их консультантами. Банк имеет возможность давать консультации по структурированию проектов и подготовке финансовых планов инвестиций в регионе. Банк строго соблюдает правила конфиденциальности.

ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ ОЦЕНИВАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ И МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ, КОММУНАЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ, ФИНАНСОВЫМИ И ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО CЕКTOPA. Заявки на финансирование должны, как правило, подаваться непосредственно в Банк правительством или государственным органом, отвечающим за реализацию проекта, а не отдельными подрядчиками, желающими исполнить проект.

Департамент развития оказывает помощь правительствам и правительственным учреждениям в следующих областях:

  • подбор проектов, их подготовка и финансирование в секторах физической и финансовой инфраструктуры;
  • привлечение дополнительных средств из государственных и частных источников на основе совместного финансирования;
  • обеспечение выполнения проектов, включая закупки товаров и услуг.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКА


Экологические приоритеты Банка обеспечиваются на всех этапах оценки предложения с помощью процесса систематического анализа экологических аспектов. В рамках этого процесса проводится отбор, исследования, такие как экологическая оценка и анализ, обзор состояния окружающей среды, включение положений и условий об охране окружающей среды в соглашения, а также надзор и оценка.

Спонсорам проекта предлагается предоставлять информацию об экологических аспектах их предложений. Банк рассматривает предложения и принимает решение о необходимой форме экологического исследования и возможности совершенствования проектов с этой точки зрения. В обязанность авторов и спонсоров проекта входит предоставление результатов необходимых экологических исследований, технической информации и учет мнения населения.

Эта информация рассматривается созданной в Банке группой экологической оценки.

ПОРЯДОК ЗАКУПОК ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ ФИНАНСИРУЕМЫХ БАНКОМ ПРОЕКТОВ


В этой сфере политика Банка состоит в обеспечении открытой и справедливой конкуренции за контракты на поставку товаров, проведение работ и оказание услуг в рамках финансируемых Банком операций.

Для обеспечения финансируемых Банком операций могут привлекаться поставщики, подрядчики, товары и услуги из любой страны.

Когда проекты осуществляются предприятиями частного сектора, Банк должен быть уверен в том, что процедуры закупок обеспечивают эффективность финансируемых Банком капиталовложений. В некоторых случаях он будет поощрять обеспечение закупок путем проведения конкурентных торгов. Однако эта процедура не будет обязательной, и чаще будет использоваться обычная коммерческая практика, обеспечивающая правильный выбор оборудования по конкурентоспособным ценам.

Для проектов, выполняемых клиентами из государственного сектора, Банк, как правило, требует проведения открытых международных конкурсных торгов в соответствии с принятыми в Банке "Правилами и принципами закупок товаров и услуг". В особых случаях Банк будет давать согласие на другие соответствующие процедуры, такие как выборочные торги, целевые тендеры и закупки в соответствии с принятыми Банком Правилами.

В своем ежемесячном бюллетене Procurement Opportunities Банк также публикует информацию о всех проектах, одобренных его Советом директоров, утвержденных проектах по линии технического сотрудничества, портфеле проектов в государственном секторе, объявления о закупках, а также информацию о выдаче подрядов. Годовую подписку на бюллетень можно оформить в группе закупок Банка.

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


При операциях в частном секторе Банку для принятия решения по поступившему предложению понадобится следующая краткая информация:

ДЕЛОВОЙ ПЛАН КОМПАНИИ, который представляет собой описание компании и ее деятельности:

  • полное наименование и юридический статус заемщика, а также его месторасположение;
  • если компания приватизируется, привести точные данные о процессе приватизации;
  • продукция и услуги;
  • рынки, при необходимости вопросы конкуренции и регулирования;
  • управление, включая влияние ключевых акционеров, если таковое имеется;
  • структура капитала (собственности), включая основную информацию о главных акционерах и их доле в компании;
  • полные данные о финансовом положении за текущий год или прошлые годы, включая счета прибылей и убытков, а также отчеты о движении кассовой наличности и балансы.
ПРЕДЛАГАЕМАЯ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИЯ. Это описание плана, под который компании необходимо финансирование, включая:
  • описание того, что предлагается сделать;
  • коммерческое обоснование и выгоды;
  • экологические аспекты;
  • обоснование расчетов на успех операции;
  • как и кто будет ее осуществлять;
  • график.
ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ и предварительные общие условия финансирования операции:
  • структура капитала;
  • структура кредита, включая источники кредита поставщиков, местные и иностранные кредиты и т.д.
ФИНАНСОВЫЕ ПРОГНОЗЫ, которые должны быть увязаны с деловым планом. В финансовых прогнозах указываются использованные исходные оценочные данные (рост объема реализации, цены, валовая прибыль и их обоснование); в нем должно быть показано, что компания может обслуживать и погашать свою задолженность и/или предложить привлекательный доход на вложенный капитал. Финансовый анализ должен включать следующую подробную информацию:
  • счета прибылей и убытков;
  • план инвестиций, включая потребности в оборотном капитале;
  • отчет о движении кассовой наличности (источники и использование средств);
  • балансовые отчеты.
Указанная выше краткая информация позволит Банку провести первую оценку предложения. Если Банк примет решение продолжить работу над предложением, то в его последующем предварительном исследовании будут рассмотрены все представленные материалы, а в случае необходимости дополнительные связанные с предложением вопросы, включая экологические исследования и технический анализ.

7. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И КОНСУЛЬТАНТЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОНСУЛЬТАНТАМИ И СОВЕТНИКАМИ ПО ФИНАНСОВЫМ ВОПРОСАМ


Банк может обеспечить консультационные услуги в финансовой сфере, техническое сотрудничество и профессиональную под готовку с помощью средств, специально выделяемых на эти цели некоторыми государствами-членами и международными организациями. Банк не стремится оказывать консультационные услуги для получения комиссионных, соперничая с организациями, специализирующимися на консультационном обслуживании. Банк скорее оказывает отдельным организациям Государственного частного сектора содействие в разработке принципов отбора консультантов и других советников, контроля за их деятельностью и оплаты их услуг.

Банк стремится работать с широким кругом консультантов и советников по финансовым вопросам, действующих в странах Центральной и Восточной Европы, включая бывший Советский Союз, которые могут дать информацию о жизнеспособных предприятиях и проектах в коммерческом секторе.

Иногда Банк прибегает к услугам консультантов и советников по финансовым вопросам для получения консультаций по проектам или техническому сотрудничеству. Консультантам, желающим сотрудничать с Банком, следует обращаться к руководителю консультационной службы, который ведет реестр консультантов.

8. ОБРАЩЕНИЕ В БАНК


Банк заинтересован в том, чтобы к нему обращались предприятия и организации, а также уполномоченные ими консультанты из стран Центральной и Восточной Европы или других стран, у которых есть конкретные предложения по финансированию, отвечающие следующим критериям:

o завершена подготовка деловых планов или технико-экономических обоснований, и они утверждены спонсорами и их консультантами, определены партнеры (в необходимых случаях), подписаны протоколы о намерениях:

  • наличие спонсора с надежной репутацией и большим опытом;
  • соответствие изложенным выше приоритетам Банка;
  • (для коммерческих предприятий) наличие соответствующего объема инвестиций в акционерный капитал предприятия или проекта.

*  Названия стран, где действует Банк, выделены жирным шрифтом. Данные соответствуют марту 1993 г.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]