Статьи
Обозреватель - Observer

 ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ И ЕЁ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

О.Хлопцев

       Эволюционно сложившаяся современная рыночная система хозяйствования выделила лидеров международной конкурентной борьбы. Именно они сформировали правила, действующие на свободном рынке. Степень свободы и справедливости международного рынка во многом зависит от принадлежности страны к числу развитых стран, диктующих аутсайдерам темпы и направления развития их национальных экономик. Для каждой страны, чтобы международный рынок стал действительно справедливым, необходимо найти и занять то место в конкурентной среде, которое может гарантировать ей благоприятное экономическое развитие на долгосрочную перспективу. Странам, отставшим по тем или иным причинам от развитых стран, или "выпавшим" (как, например, постсоветские государства) из эволюции мировой экономики, необходимо предпринять энергичные и продуманные шаги по освоению конкурентного пространства. А для того, чтобы понять законы и особенности международной конкуренции, необходимо детально исследовать механизм взаимодействия конкурентоспособности и национальных экономических интересов. 

       В современном мире место страны на мировом рынке имеет едва ли не решающее значение для развития ее экономики. Чем выше конкурентные возможности той или иной страны, тем привлекательнее она становится для инвестиций, а, следовательно, тем больший потенциал экономического развития у нее возникает. 

       Наиболее употребимое определение международной конкурентоспособности содержится в докладе Комиссии по промышленной конкуренции при Президенте США. В нем под международной конкурентоспособностью страны понимается "степень возможности страны, при условии свободного и справедливого рынка, производить товары и услуги, которые отвечают требованиям мировых рынков при одновременном сохранении или повышении реальных доходов населения" 1.

       В основе как абсолютного, так и сравнительного конкурентного преимущества любой страны лежит наиболее рациональное использование ею факторов производства: земли, рабочей силы, природных ресурсов и капитала. 

       Оценивая конкурентные возможности страны, все материальные и денежные средства, которые уже вовлечены, вовлекаются или могут быть вовлечены в ее хозяйственную деятельность, следует принять за национальные инвестиционные ресурсы. Та часть инвестиционных ресурсов, которая уже вложена в производство, так называемые "реальные инвестиции", обеспечивает абсолютное преимущество на рынке. Однако, кроме нее, в наличии имеются и потенциальные инвестиции, к которым следует отнести денежные сбережения и материальные ресурсы. Эти потенциальные инвестиции по сути своей являются факторами производства, обеспечивающими сравнительные преимущества в конкуренции. От того, насколько рационально они будут превращены в реальные инвестиции, зависит расширение возможностей страны в борьбе за конкурентное преимущество.

       Инвестиционные ресурсы, вовлеченные в общественное воспроизводство в виде реальных инвестиций, создают общественный продукт, который частично потребляется, частично разрушается, а частично накапливается. Накопленная часть общественного продукта, которая образовалась в ходе воспроизводственного цикла за вычетом потребления и разрушения, вместе с потенциальными инвестиционными ресурсами образуют совокупный объем ресурсов, которые уже используются или могут быть использованы в качестве инвестиций в национальной экономике. 

       Таким образом, под "национальными инвестиционными ресурсами" понимается совокупность материальных и денежных средств, которые вовлечены или могут быть вовлечены в национальную экономику в виде инвестиций (рис. 1). 

Рис.1. Процесс формирования национальных инвестиционных ресурсов
       Говоря о формировании национальных инвестиционных ресурсов, следует учесть, что часть сберегаемых ресурсов нации уходит за рубеж и используется там. Часть сберегаемых ресурсов других национальных хозяйств, наоборот, притекает в данное национальное хозяйство и может быть использована в качестве инвестиций. Внешние ресурсы могут притекать в национальную экономику как в денежной, так и в натуральной форме. В большинстве развитых стран притекающие извне ресурсы (в известной части) являются товарной продукцией транснациональных корпораций (ТНК), имеющих штаб-квартиру на данной национальной территории. Они не учитываются в ВВП, но пополняют в большей или меньшей степени национальные инвестиционные ресурсы. 

       Решающее влияние на конкурентные возможности страны оказывает экономическая политика государства, которое формируя экономическую политику, стремится обеспечить и ее макроэкономическую эффективность. Государство задает направление движения инвестиций из одной отрасли в другую, привлекает иностранные инвестиции или, напротив, вытесняет национальные инвестиционные ресурсы за рубеж. Инвестиционные потоки аккумулируются в инвестиционные ресурсы, которые оказывают решающее влияние на международную конкурентоспособность страны. 

       В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и приоритетности задач, решаемых государством, в настоящее время следует определить три возможные модели ведения национального хозяйства. 

       Социально ориентированное хозяйство, в котором направленность государственных программ определяется в основном защитой социальных интересов граждан, а регулирование экономики проводится для реализации намеченных программ. 

       Хозяйство экономического прагматизма, предполагающее сбалансированность государственного бюджета с опорой исключительно на частную инициативу. Целевая направленность государственной политики - реализация экономических интересов преимущественно представителей бизнеса. 

       Глобализирующаяся экономика, в которой государство координирует предпринимательскую деятельность для создания условий для устойчивого позитивного развития национального хозяйственного комплекса, тесно интегрированного в мировое экономическое пространство. 

       При любой степени воздействия государства на современный рынок, его следует считать регулируемым. В этой связи государственное воздействие на количественный и качественный состав инвестиционных ресурсов следует признать наиболее действенным рычагом управления процессами, происходящими в экономике. При этом приходится констатировать, что интересы государства по использованию инвестиционных ресурсов и интересы частного предпринимателя по использованию тех же ресурсов для развития собственного дела совпадают далеко не всегда и далеко не полностью. 

       Предприниматель в своей инвестиционной деятельности ориентируется в первую очередь на краткие инвестиционные циклы (так называемые циклы текущей конъюнктуры) и лишь затем - на средние, 5-7-летние. Государственные же инвестиционные программы носят долгосрочный характер, ориентированный на длинные инвестиционные циклы (от 10 лет до нескольких десятилетий). Поэтому экономические стратегии государства гораздо более долгосрочны, чем предпринимательские стратегии. 

       С другой стороны, государство в своей деятельности руководствуется помимо конъюнктурных экономических интересов еще и социально-политическими обязательствами. Это также ведет к несовпадению жизненно важных экономических интересов (ЖВЭИ) государства и ЖВЭИ каждого конкретного предпринимателя. Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что инвестиционные ресурсы, являясь меняющейся величиной, отнюдь, не безграничны. Наличие противоречий между возрастающими потребностями в удовлетворении ЖВЭИ и ограниченностью национальных инвестиционных ресурсов наряду с противоречиями ЖВЭИ государства и ЖВЭИ предпринимателей по использованию инвестиционных ресурсов выдвигает перед каждой хозяйственной системой следующие главные вопросы:

       1. Что производить?

       От ответа на этот вопрос зависит направление развития той ресурсной составляющей, которая в наибольшей мере влияет на производство определенного вида товаров и услуг надлежащего качества в данном экономическом пространстве в выбранный период времени.

       2. Как производить?

       Ответ на этот вопрос определят кем, из каких конечных ресурсов, на основе каких технологий будут произведены выбранные товары и услуги.

       3. В чьих интересах производить?

       Ответ на этот вопрос является важным для теоретического и практического осмысления проблем обеспечения национальной экономической безопасности. В зависимости от ответа на него государством будет выбираться модель ведения национального хозяйства, характеристики требуемых инвестиционных ресурсов и возможностей их обеспечения. 

       Условия рыночного обмена через спрос и предложение диктуют требование производить то, что пользуется спросом, используя способ, приносящий наибольшую прибыль. Причем прибыль от деловой активности частного собственника имеет личностную (корпоративную) принадлежность. Поэтому личные экономические интересы выходят на первый план. Однако для того, чтобы многочисленные, зачастую конфронтационные личные (корпоративные), интересы не порождали угрожающих столкновений, для обеспечения экономической безопасности страны необходима координирующая работа государства.

       Рыночные отношения базируются на непрерывном обороте рынка ресурсов и рынка товаров и услуг. Рынок ресурсов включает в себя помимо инвестиционных ресурсов еще и человеческий капитал в виде трудовых ресурсов. Будучи капиталом, человеческий потенциал является ресурсом, пригодным для инвестирования, так как он может приносить прибыль.

       Таким образом, понятие инвестиционных ресурсов следует расширить и рассматривать их в неразрывной совокупности с трудовыми ресурсами. 

       Для приведения в движение рынка ресурсов необходимо наличие рынка товаров и услуг с обменом между производителями и потребителями. Основным созидающим звеном экономического оборота являются предприниматели, организующие производство товаров и услуг с необходимыми потребительскими свойствами. При этом необходимым условием реализации товаров и услуг является существование адекватного потребительского спроса. Взаимодействие спроса и предложения образуют рынок товаров.

       Рыночный оборот имеет двойное обращение: каждый из компонентов экономического оборота, отдавая другим компонентам часть товаров или ресурсов в денежной, либо материальной форме, получает от них взамен необходимые ему виды товаров или ресурсов. На рис. 2 это двойное обращение изображено в виде движения "по" и "против" часовой стрелки. 

Рис. 2. Экономический оборот между рынками ресурсов, товаров и услуг
       Исходным компонентом экономического оборота следует считать потребителя, который для удовлетворения своих ЖВЭИ поставляет свой труд на рынок ресурсов, получая за это денежное вознаграждение. Большая часть полученных денег поступает на рынок товаров в виде потребительских расходов на товары и услуги. А часть денег возвращается на рынок ресурсов в виде накоплений2.

       Предприниматели, поставляя на рынок произведенные товары и услуги, получают взамен денежную компенсацию за произведенную продукцию. Кроме того, они получают прибыль. Прибыль в значительной своей части идет на формирование инвестиционных ресурсов. На рынке ресурсов средства (денежные и материальные) выступают в форме, пригодной для инвестиций в развитие производства. Оттуда же, с рынка ресурсов, поставляется предпринимателям и рабочая сила.

       Звеном, регулирующим взаимоотношения между основными компонентами экономического оборота, являются соответствующие государственные структуры. Государство получает от всех компонентов экономического оборота средства для своего существования в виде соответствующих налогов и сборов, что является экономической основой его существования. Взамен государство создает режим благоприятствия, осуществляя трансфертные платежи в форме субсидий, налоговых льгот, льготных займов и т.д., для тех звеньев экономического оборота, реализация ЖВЭИ которых является приоритетной с точки зрения государства.

       Реализация ЖВЭИ отдельных хозяйствующих субъектов происходит на уровне микроэкономики. На этом уровне решаются вопросы оптимизации предпринимательской деятельности и максимизации возможной прибыли. На этом же уровне в основном решаются и вопросы личных инвестиционных (включая отдельные фирмы) возможностей и, связанные с ними напрямую вопросы обеспечения безопасности предпринимательства. Но на микроуровне формируются также и основы макроэкономики. 

       Макроэкономика же рассматривает хозяйственную систему как единое целое2. Национальная экономическая безопасность требует именно макроэкономического анализа, так как с его помощью становится возможным дать оценку уровню защищенности ЖВЭИ не только с позиции отдельно взятого хозяйствующего субъекта, но и с государственных позиций. Согласно модели хозяйства, выбранной государством, на макроэкономическом уровне определяются цели, имеющие организационный и стабилизирующий характер. Среди них следует выделить основные:

           - поддержание заданных темпов роста;

           - поддержание высокого уровня занятости;

           - поддержание определенных темпов инфляции.

       Эти цели достигаются на нескольких основных направлениях макроэкономической политики:

       1. Налогово-бюджетная политика (фискальная) осуществляется государством в области налогообложения и государственных расходов. Под воздействием фискальной политики изменяется совокупный спрос и предложение, что влияет на уровень занятости и инфляции. 

       2. Кредитно-денежная политика (монетарная), осуществляемая в области денежных предложений, кредитных ресурсов и процентных ставок. Влияет на совокупный спрос и предложение.

       3. Политика государства в области доходов осуществляется в виде контроля над заработной платой и ценами.

       4. Государственная политика в области валютных курсов и внешней торговли - политика контроля над ввозом и вывозом ресурсов, в том числе капитала, а также товаров за счет установления таможенных квот, пошлин и тарифов.

       В экономической теории существует несколько направлений, которые по-разному расценивают необходимость и степень государственного регулирования рыночной экономики. Среди них полярно противоположными можно считать кейнсианство и монетаризм.

       Кейнсианское направление - это экономическая теория, обосновывающая государственное регулирование развитого рынка путем увеличения или сокращения спроса3. Дж.М.Кейнс обосновывал необходимость государственной собственности в рыночной экономике. Он отрицал наличие в рынке абсолютных возможностей к саморегулированию. 

       Государственное регулирование придало западной экономике "второе дыхание". Однако хватило его ненадолго. Из-за большого перерасхода бюджетных средств правительства США, Великобритании и других стран стали увеличивать размер налогов, подрывая заинтересованность предпринимателей и работников в увеличении доходов. Для покрытия дефицита государственного бюджета правительства прибегали к кредитным средствам, займам и печатанию денег, что усиливало инфляционные процессы. 

       Ситуация, сложившаяся в экономике, в конечном счете, породила "английскую болезнь" - стагфляцию (переплетение низких темпов роста производства, инфляции и массовой безработицы). Возникла реальная угроза экономической безопасности охваченных ею стран. Когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, классическое учение, господствовавшее в мировой экономической мысли до кейнсианства, снова стало актуальным, но уже в своем неоклассическом варианте и остается таковым до настоящего времени.

       Главным направлением неоклассической теории является монетаризм. Монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого банковского процента.

       В соответствии с рекомендациями монетаристов в основу экономической политики был положен противоположный кейнсианству принцип "эффективного предложения" - поощрения частного бизнеса. Этот принцип формирует модель хозяйства экономического прагматизма. 

       Чтобы сделать более выгодным свободное предпринимательство, были существенно снижены налоги на прибыль и на трудовые доходы. Государство заметно уменьшило свое вмешательство в хозяйственные дела, которое было признано малоэффективным. 

       Однако с точки зрения обеспечения экономической безопасности рекомендации монетаристов в чистом виде также оказались неприемлемы для современной экономики. Государственная политика поддержки исключительно интересов бизнеса и создание национальных хозяйств экономического прагматизма не избавила эти хозяйства от кризисов. К тому же повсеместно возникли совершенно новые социально-политические проблемы, такие, например, как проблема терроризма, которые потребовали усиления государственного вмешательства в хозяйственные процессы.

       Новым словом в современной экономической теории является ее институционально-социологическое направление. Ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складывается под влиянием не только экономических, но и внеэкономических факторов. Понятие "институт" трактуется очень широко - как все общественные организации и устойчивые структуры. В последние десятилетия ХХ в. стали появляться работы этого направления, рассматривающие тенденции, складывающиеся в экономике, в условиях глобализации.

       Так возникла теория прав собственности Р.Коуза, теория общественного выбора Дж. Бьюкенена и ряд других исследований эволюции в сторону глобализации. 

       Эти ученые, исследуя процесс экономической эволюции, пришли к выводу, что эволюция включает развитие как совместное взаимообуславливающее превращение в новую неоиндустриальную форму экономического социализма, в которой человек сможет занять достойное место. Моделью такого общества станет государство с экономикой, встроенной в мировое экономическое пространство.

       Объективно существующая тенденция вовлечения всех стран мира, а, следовательно, и их инвестиционных ресурсов, в процесс глобализации заставляет искать новые методы обеспечения национальной экономической безопасности. Формирование единой мировой экономической системы с трудно ограничиваемыми потоками информации, капитала, материальных и трудовых ресурсов заставляет по-новому осмысливать условия максимальной целесообразности использования инвестиционных ресурсов для обеспечения национальной экономической безопасности. 

       Перспективным представляется создание именно глобализирующейся экономики с государственным регулированием, носящим координирующий характер. В ней государство выполняет функции менеджера у национального бизнеса, помогая ему получать прибыль при условии обеспечения национальной экономической безопасности. 

       В 2000 г. Национальным разведывательным советом США и ведущими американскими экспертами в области международной политики и экономики, демографии и безопасности был подготовлен доклад по глобальным тенденциям развития человечества до 2015 г.4. Как следует из доклада, тенденция глобализации мировой экономики усилится. Связанная в единую сеть мировая экономика будет характеризоваться быстрыми и в основном ничем не ограничиваемыми потоками информации, капитала, товаров и услуг, трудовыми ресурсами. Однако выгодами экономики, ставшей глобальной, смогут воспользоваться далеко не все, так как процесс глобализации будет сопровождаться растущим экономическим разрывом в уровне развития различных стран. Регионы и страны, ощущающие себя аутсайдерами, могут оказаться в ситуации глубокого застоя, столкнуться с политической нестабильностью и культурным отчуждением. Существующая бедность станет еще более очевидной, а отставание ряда регионов от наиболее развитых стран будет нарастать.

       Из этого следует, что место страны в ныне существующей международной конкурентной среде превращается в своеобразную стартовую позицию для формирования ее полноценной экономической безопасности в будущем. Действительно, те страны, которые не нашли своего места в мировом экономическом обороте или были вытеснены из него более успешными конкурентами, утрачивают виды не только на устойчивое развитие, но, в целом ряде случаев, и на независимое существование национальной экономики. Возникает ситуация угрожающая материальной основе национальной безопасности, провоцирующая угрозы социальной, политической и другим видам безопасности суверенного государства.

       По мнению американских экспертов, положительную экономическую динамику будут стимулировать следующие пять обстоятельств, от которых зависит обеспечение успешного развития каждой конкретной страны в глобализирующемся экономическом пространстве: 

       1. Способность государств обеспечить своему населению более высокие жизненные стандарты.

       2. Улучшение макроэкономических показателей.

       3. Рост объёмов торговли и инвестиций.

       4. Распространение информационных технологий.

       5. Рост предпринимательской активности.

       Каждое из этих обстоятельств является фактором, непосредственно воздействующим на формирование инвестиционных ресурсов, повышающих рейтинг конкурентоспособности.

       Каким образом эти факторы воздействуют на количественные и качественные характеристики инвестиционных ресурсов, а также влияют на положительную динамику экономики и на уровень конкурентоспособности страны? 

       Способность государства обеспечить своему населению более высокие жизненные стандарты взаимосвязана с социально-экономическими процессами, складывающими в ходе общественного воспроизводства. Видимыми показателями этих процессов являются изменения уровня занятости и размера заработной платы, соотношения между заработной платой и различными формами дохода от капитала, а также трансформация уровня социальных выплат и проведения социальных программ. В зависимости от этой способности (или неспособности) государства изменяется количество материальных и денежных ресурсов, вовлеченных в инвестиции на основе личного платежеспособного спроса, формируется внутренний инвестиционный процесс. Уровень потребления и его первичное соотношение со сбережением влияют на количественные характеристики инвестиционных ресурсов. Кроме того, в условиях глобализации, по прогнозам американских экспертов, усиливаются трансграничные миграции. Квалифицированные специалисты получают возможность уезжать за границу в поисках лучших условий работы и более высокого заработка. Самая активная часть трудоспособного населения, таким образом, "голосует ногами" за способность государства обеспечить своему населению более высокие жизненные стандарты. Эти тенденции будут сокращать национальный рынок трудовых ресурсов. Сокращение национального рынка трудовых ресурсов за счет оттока из него самой образованной, квалифицированной и активной части является угрожающим явлением для экономической безопасности страны. 

       Попытки ослабить последствия описанного выше процесса также могут иметь долговременные негативные последствия для национальной экономической безопасности. Попытки искусственно привести жизненный уровень в соответствие со стандартами среднего класса, существующими в странах с более высоким уровнем развития экономики, можно осуществить либо за счет хищнической экспортно-ориентированной эксплуатации не возобновляемых природных ресурсов, либо за счет операций по выпуску государственных высоко ликвидных облигаций. И то, и другое чревато лишь краткосрочным увеличением количества инвестиционных ресурсов с последующим резким их сокращением. В первом случае - из-за оттока инвестиций вследствие истощения природных ресурсов, во втором - из-за неизбежного дефолта.

       Улучшение макроэкономических показателей страны повышает уровень ее конкурентоспособности, делая более привлекательной для иностранных инвесторов. Приток иностранных инвестиций, на сегодняшний день считается важнейшим условием положительного изменения количественной и качественной характеристики национальных инвестиционных ресурсов. На западных финансовых рынках широко распространен мониторинг текущей макроэкономической конъюнктуры. Он позволяет аналитикам исследовать возможности национальных экономик и делать выводы об их перспективах для будущих инвестиций. На основе макроэкономических показателей международные рейтинговые агентства (Moody's, Fitch, S&P) присваивают национальным экономикам кредитные рейтинги, которые делают страну привлекательной или непривлекательной для внешних инвесторов. 

       Ни одна страна не развивается без участия внешних инвестиций. Как правило, это инвестиционные ресурсы, собственником которых выступает хозяйствующий субъект, принадлежащий к иностранному национальному хозяйству. Использование иностранных инвестиций приводит к тому, что:

       во-первых, под их влиянием происходит передел национального экономического пространства.

       Инвестиционный процесс является частью имущественных отношений, отношений собственности. Ведь инвестируются принадлежащие кому-то ресурсы и в сферах, являющихся чьей-то собственностью. В случае иностранной инвестиции инвестируемые ресурсы являются собственностью физического или юридического лица, не являющегося резидентом национального хозяйства. Результатом инвестирования является изменение соотношения пригодных для использования ресурсов, принадлежащих национальным и зарубежным собственникам. Инвестирование изменяет структуру распределения ресурсов между собственниками-резидентами и нерезидентами. Меняется не только экономическая, но и социальная стабильность. Тем самым изменяется уровень обеспеченности национальной экономической безопасности;

       во-вторых, происходит изменение состава национального правового поля.

       Иностранные инвестиции регулируются не только национальным и международным правом, но и правом страны-резидента инвестора. Неравномерность развития национальных хозяйств, характерная для нынешнего этапа развития мировой экономики, приводит к тому, что в каждом из национальных хозяйств обнаруживается специфическая степень развития инвестиционного процесса (и соответственно специфика его содержания) и формируются далеко несовпадающие интересы различных социальных групп. В результате возникает не только "национальная окраска" правовых норм, описывающих и регулирующих инвестиционный процесс, но и возможность противоречий между ними;

       в-третьих, возникает возможность противоречия между сужением масштабов национального контроля над экономическим пространством и изменением ресурсной базы развития национального хозяйства.

       Ведь источником национальной инвестиции могут быть национальные (по происхождению) ресурсы, перешедшие в собственность иностранного инвестора.

       Признав противоречивую роль внешних инвестиций в обеспечении национальной экономической безопасности, следует подчеркнуть, однако, что в условиях глобализации отказаться от этого вида инвестиционных ресурсов невозможно. Откуда следует, что наличие потенциальных угроз требует взвешенного и ответственного государственного подхода к использованию инвестиционных ресурсов для устойчивого развития национальной экономики. 

       Рост объема торговли и инвестиций зависят от прибыли, которую предприниматели ожидают получить в результате своей деятельности. На рост прибыли влияют, в основном, издержки: производственные и эксплуатационные; налоговые; связанные с инновационными изменениями. Неуверенность предпринимателей в возможности получить прибыль снижает их стремление делать инвестиции. На изменчивость предпринимательских ожиданий влияют обстоятельства, напрямую зависящие от координирующей роли государства: новое законодательство (налоговое, таможенное и т.д.); изменение соотношения факторов, определяющих политический климат в стране, а применительно к постсоветскому пространству - и перспективы в отношении прав собственности; экономические прогнозы, озвучиваемые уполномоченными лицами; спонсируемые государством проекты. 

       В свете вышесказанного необходимо отметить, что готовность, как внутренних, так и внешних инвесторов делать инвестиции напрямую зависит от гарантий, предоставляемых государством на получение прибылей от сделанных вложений. Глобализирующаяся экономика создаёт ситуацию своего рода тендера, где национальные правительства соревнуются в обеспечении наилучших условий для инвестиций. Таким образом, неспособность государства обеспечить получение прибылей по инвестициям, не говоря уже об их возвращении, ведёт: 

           - к переориентации инвестиционных потоков на другие рынки - оттоку внешних инвестиций и уводу национального капитала за рубеж, то есть к сокращению объёмов инвестиционных ресурсов, которые используются (или могут быть использованы в будущем) в стране;

           - к снижению доверия отечественного предпринимателя к собственным государственным институтам, отражающегося, в частности, в готовности платить налоги - и переориентации на иные центры силы.

       Оба эти процесса представляют реальную угрозу национальной экономической безопасности.

       Инвестиционная привлекательность конкретной национальной экономики на современном этапе во всё большей степени определяется развитием тех ее секторов, появление которых связано с распространением информационных технологий. Эти сектора отличает исключительно высокая скоростью оборота капитала, неограниченные в обозримом будущем перспективы роста и способность создавать товары и услуги с принципиально новыми свойствами. Отставание в области информационных технологий ведёт к росту зависимости национальной экономики от импорта средств производства, оттоку инвестиций, снижению платёжеспособного спроса и жизненного уровня населения, бегству за рубеж кадров, необходимых для преодоления этого отставания. 

       Пожалуй, единственным амбивалентным с точки зрения потенциального инвестора обстоятельством, сопутствующим продвижению информационных технологий, является высокая затратность инновационной деятельности в области информационных технологий. За счет этого, страны, далеко продвинувшиеся в развитии информационных технологий, получают возможность их дальнейшего развития за счет прибылей от использования уже внедренных технологий. Напротив, страны, отставшие в этом процессе, такими средствами не располагают и отстают все больше. Для инвесторов вложения в развитие информационных технологий отставших стран становится крайне рисковым, а значит и не очень привлекательным. Потенциальные инвесторы рынка информационных технологий, скорее всего, предпочтут менее рисковые инвестиционные проекты.

       Воздействие предпринимательской активности на национальные инвестиционные ресурсы не менее своеобразно, чем развитие высокотехнологичных секторов экономики. Предприниматель в своем инвестиционном поведении руководствуется получением прибыли. И любые иные сопутствующие обстоятельства и последствия собственной деятельности для него не приоритетны, а при отсутствии надлежащего контроля - и совершенно безразличны. Поэтому предприниматель быстрее и легче приспосабливается к условиям глобализирующейся экономики, расширяя сферу реализации своих интересов далеко за пределы национального рынка, тем более что трансграничное движение капиталов зачастую дополнительно увеличивает их доходность. В итоге предпринимательство зачастую превращается в канал финансирования иностранных экономик. 

       Это происходит потому, что не все инвестиционные проекты, привлекательные для частного лица, могут отвечать государственным интересам, состоящим в формировании и поддержании условий, обеспечивающих долгосрочную перспективу устойчивого развития своей страны. С точки зрения предпринимателя обеспечение государственных интересов сопряжено с неоправданно большими непроизводительными расходами. Предприниматель в своем стремлении максимизировать прибыль старается освободить себя от своей доли этих расходов чаще всего путем уклонения от налогов. Условия глобализации увеличивают его возможности увести из страны не только часть инвестиционных ресурсов в виде капитала, но и в виде недоплаченных налогов. 

       А поскольку инвестиционные ресурсы ограничены, постольку и различия подходов и интересов предпринимателя с одной стороны и государства - с другой в их использовании могут приобретать формы более или менее острого конфликта. Достижение предельной эффективности капитала в краткосрочной перспективе с точки зрения того или иного предпринимателя может привести к недовложениям в стратегически важные сектора национальной экономики, обернуться моральным устареванием основных фондов, технологическим отставанием, экономическим кризисом и неизбежным падением уровня конкурентоспособности страны, снизить ее инвестиционный рейтинг на длительный срок. 

       Таким образом, пять условий, выделенных американскими экспертами, непосредственно влияя на количественные и качественные характеристики национальных инвестиционных ресурсов, с неизбежностью отражаются не только на текущем уровне конкурентоспособности отдельного государства, но и на его отдаленных перспективах. Условия глобализации увеличивают конкурентные возможности стран с высоким уровнем экономического развития, мультиплицируя за счет него возможности их экономического развития. И, наоборот, глобализация ослабляет потенциал стран, отстающих в своем развитии, отнимая у них национальные инвестиционные ресурсы. Это порождает реальные угрозы их национальной экономической безопасности. 

       Глобализирующаяся экономика по сути своей представляет единый экономический оборот, где место потребителей и производителей - компонентов экономического оборота, ранее выделяемых внутри страны - выполняют отдельные страны. Чтобы стать полноправным участником этого глобального экономического оборота, необходимо найти в нем свое незаменимое место. 

Примечания

       1 Global Competition: The New Reality, Report of the President's Commission on Competitiveness. Vol. 2. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1985. Р. 6. С.2.
       2 Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК, 1997. С. 454, 381.
       3 Кейнс Дж. М. Общая теории занятости, процента и денег. Пер. с англ. М.: "Экономика", 1993.
       4 Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года (Материалы Национального разведывательного совета США). Екатеринбург: "У-Фактория", 2002.

 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]