Статьи |
Обозреватель - Observer
|
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
В.Липатов (МГУ им. Ломоносова) Особенности формирования и реализации государственной политики в железнодорожном машиностроении определяются следующими факторами:
По густоте железнодорожных путей Россия в несколько раз отстает от промышленно развитых стран (табл. 2). Густота российских
железнодорожных путей меньше, чем в США в 3 раза, во Франции – в 11 раз,
в Германии – в 20 раз2.
В 1992 г. после
распада СССР парк пассажирских вагонов локомотивной тяги МПС РФ составлял
38,2 тыс. ед.
Ситуация с подвижным составом для пассажирских перевозок осложняется тем, что текущая деятельность ОАО РЖД по перевозке пассажиров, особенно на пригородном направлении, убыточна: в 2003 г. расходы по содержанию и эксплуатации поездов дальнего следования были компенсированы платой за проезд только на 57%, по пригородным поездам – на 18% (табл. 5). Для поддержания тарифов на пассажирские перевозки на низком уровне с целью предоставления населению гарантии свободного перемещения по территории страны по приемлемой стоимости убытки от перевозок пассажиров приходится компенсировать за счет прибыли, получаемой ОАО РЖД от грузовых перевозок. Перекрестное
субсидирование пассажирских перевозок не позволяет на должном уровне осуществлять
необходимые закупки и обеспечивать нормальное функционирование парка вагонов
поездов дальнего следования и пригородных поездов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 “О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте” реформа железнодорожного транспорта должна проходить в три этапа: На первом этапе (2001–2002 гг.) на железнодорожном транспорте было осуществлено разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления. Функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте приняло на себя ОАО РЖД, в состав которого была передана вся производственная инфраструктура 17 железных дорог, локомотиворемонтные заводы, заводы по ремонту пассажирских и грузовых вагонов, заводы по производству и ремонту путевых машин, электротехнические заводы, заводы по изготовлению запасных частей для подвижного состава, проектно-изыскательские, научно-исследовательские и строительные организации, предприятия рабочего снабжения. ОАО РЖД владеет 42,3 тыс. км электрифицированных линий (первое место в мире) и 85,5 тыс. км путей (второе место в мире). Ежегодно компания перевозит 1,2 млрд. т грузов и 1,3 млрд. пассажиров. Уставный капитал ОАО РЖД превышает 50 млрд. долл. США. В состав ОАО РЖД входит 165 филиалов, включая 17 региональных железных дорог. Выручка за 2004 г. составила порядка 23 млрд. долл. США, чистая прибыль – 314 млн. долл. США. За прежним Министерством путей сообщения, которое в соответствие с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 было преобразовано в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ, сохранялись функции государственного регулирования на железнодорожном транспорте, включающие в себя проведение реформы отрасли, разработку нормативно-правовой базы, лицензирование деятельности на федеральном железнодорожном транспорте и т.д. На втором этапе реформы (2003–2005 гг.) предусматривалось выполнение следующих основных задач:
В ее состав войдут 16 региональных дирекций, 46 вагонных депо, 332 вокзала, 25,5 тыс. пассажирских вагонов и другое имущество. В дальнейшем планируется создание за счет реорганизации ОАО РЖД самостоятельной государственной Федеральной пассажирской компании (далее ФПК); При реформировании железнодорожной отрасли до 2010 г. планируется привлечение частных перевозочных компании на рынок пассажирских перевозок. На начало 2004 г. около 13 компаний получили лицензии на осуществление пассажирских перевозок (из них около 8 ориентированы на перевозку пассажиров в местном и пригородном сообщении). Но реальная работа частных перевозчиков возможно лишь на высокорентабельных участках железных дорог таких, как Москва – Санкт-Петербург, Москва – Ростов-на-Дону, Москва-Казань, а также на отдельных нитках пригородного сообщения. Поэтому выполнение одной из главных целей реформы, недискриминационный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта компаний разной форм собственности, можно считать далекой от завершения. ОАО РЖД является главным перевозчиком страны и поддерживает исключительность своего положения всеми возможными способами. Следовательно, потребности частных перевозчиков в приобретении подвижного состава еще долго не будут оказывать значительного влияния на объеме закупок продукции железнодорожного машиностроения. Государственная стратегия в отрасли, как было сказано выше, осуществляется в специфических условиях наличия двух монополий: потребителя и производителя. В качестве практически монопольного потребителя ОАО РЖД имеет возможность контролировать цены на продукцию холдинга и определять технико-экономические параметры поставляемой продукции. ОАО РЖД сохраняет существенную зависимость от холдинга в связи с издержками переключения на новых поставщиков продукции. ЗАО ТМХ является практически монопольным производителем. Его доля в выпуске локомотивов в России сейчас составляет около 70%, пассажирских вагонов и электричек – 85–90%, стрелочных переводов – около 50%, вагонного литья – 30–35%, дизельных двигателей – около 50%. Более того холдинг декларирует планы по продолжению экспансии и скупке российских и зарубежных активов в железнодорожном машиностроении. Монопольное положение ЗАО ТМХ не устраивает ОАО РЖД как потребителя продукции отрасли. Предыдущий руководитель ОАО РЖД Г.Фадеев проводил активную политику по опосредованному формированию в отрасли конкурентной среды. По его мнению6, монополизация железнодорожного машиностроения невыгодна государству. ОАО РЖД так же, как и любой другой потребитель, предпочитает конкуренцию среди производителей. Следствием монопольного положения может стать только резкое удорожание техники до мировых цен и низкое качество продукции. Для активизации конкуренции в октябре 2004 г. ОАО РЖД подписало соглашение с предприятием-конкурентом ОАО “Уральский завод железнодорожного машиностроения” (УЗЖМ) по разработке нового грузового локомотива. УЗЖМ должен выпустить к 2006 г. опытный образец, а в 2007 г. – первые промышленные машины для того, чтобы к 2012 г. производить 100–120 электровозов в год. Ориентировочная стоимость проекта – в 100 млн. евро. ОАО РЖД планировано также создать конкурента Тверскому заводу совместно с украинской Южной промышленно-инвестиционной группой на Воронежском вагоноремонтном заводе – филиале ОАО РЖД. В качестве альтернативных производителей электропоездов рассматривались ремонтные заводы ОАО РЖД. Основным способом ослабления монопольного положения ЗАО ТМХ прежнее руководство ОАО РЖД видело в проекте с Siemens по выпуску скоростных электропоездов и комплектующих к ним. Планировалось, что предприятие будет производить как высокоскоростные поезда для линий Москва – Санкт-Петербург – Хельсинки, Москва – Киев, Москва – Минск, Омск – Новосибирск, Москва – Нижний Новгород, Москва – Ростов, так и поезда среднего скоростного класса. По представлениям ОАО РЖД данный проект имеет следующие позитивные стороны: 1. Российская Федерация получает новые высокотехнологичные предприятия железнодорожного машиностроения и “…около 1 трлн. руб. ежегодно в виде социально-экономического эффекта от реализации проекта высокоскоростного движения на участке Москва – Санкт-Петербург и др.”7. 2. ОАО РЖД получает поезда, позволяющих реализовать проект высокоскоростного железнодорожного движения:
По мнению руководителя ЗАО ТМХ М.Хромова “…политика ОАО РЖД по созданию конкуренции среди поставщиков бесперспективна. Реалии сегодняшнего дня говорят, что конкуренцию надо рассматривать в масштабе мирового рынка железнодорожной продукции, на котором работают такие крупнейшие компании, как Siemens, Alstom, Bombardier, активно развивающиеся поставщики из Китая. И конкурировать российским компаниям придется с ними. При этом необходимо понимать, что основная конкуренция будет развиваться в области новой техники и новых технологий, а это влечет за собой существенные затраты на НИОКР. И чтобы обеспечить достаточный уровень конкурентоспособности российской компании, она должна быть определенной величины – по нашим подсчетам, с оборотом минимум 2–3 млрд. долл. Что касается рынка отдельно взятой страны, то, например, во Франции железнодорожное машиностроение – это, по сути, только Alstom, а в Германии – Siemens. И они такую ситуацию считают абсолютно нормальной”6. По нашему мнению, активная политика государства, которую пыталось осуществить прежнее руководство ОАО РЖД, по ликвидации монополии ЗАО ТМХ за счет строительства новых заводов нецелесообразна, поскольку приведет к дублированию производственных мощностей, а разделение холдинга как монополиста на самостоятельные компании приведет к тому, что небольшие самостоятельные компании будут неконкурентоспособны по сравнению с мировыми производителями. Оценивая другие направления государственной политики в отрасли, следует отметить, что для решения проблемы высокой изношенности подвижного состава государство в лице ОАО РЖД должно увеличить объемы закупок, хотя бы до уровня, существовавшего в советское время, и последовательно выполнять условия заключенных долгосрочных договоров и соглашений. Государству при закупке пассажирских вагонов следует ориентироваться не только на коммерческую эффективность его эксплуатации, поскольку тарифы на пассажирские перевозки ниже себестоимости, а компенсация убытков осуществляется за счет грузовых перевозок. В процессе реформы железнодорожного транспорта следует предусмотреть источники финансирования закупок необходимого количества подвижного состава для Федеральной пассажирской компании. Активизация политики государства в отрасли железнодорожного машиностроения и совершенствование используемых механизмов необходимо для выполнения железнодорожным транспортом важной роли в развитии экономики и поддержании политической целостности России, а также реализации потенциала российского экспорта и изменения его структуры.
Примечания 1 Основные
показатели транспортной деятельности в России. 2004. Статистический сборник.
Федеральная служба государственной статистики. М. 2004.
|
|