Внешняя политика
Обозреватель - Observer



ПАЛЕСТИНА СЕГОДНЯ


Попытки Китая преодолеть изоляцию

Г.Лука

Справочно:

           Палестина (палестинские территории) - территориальное образование в Юго-Западной Азии, которое исторически включало в себя земли к западу от р. Иордан, гранича на севере с Ливаном, а на юге - с Египтом. Сегодня под палестинскими территориями понимают Западный Берег р. Иордан (5860 кв. км) и сектор Газа (360 кв. км), границей которых стала так называемая "зеленая линия" - линия размежевания по окончанию первой арабо-израильской войны 1948-1949 гг.
           Население региона на начало 2001 г. достигало 3,33 млн. чел.: 2,12 млн. чел. на Западном берегу, 1,21 млн. чел. - в секторе Газа. Прирост населения - один из самых высоких в мире - 5-7% в год. Свыше 90% палестинцев - арабы-мусульмане, 10% - арабы-христиане. В секторе Газа самая высокая плотность населения в мире, достигающая 70 тыс. чел. на кв. км (лагерь беженцев "Шаты"). В население Палестины не включаются свыше 200 тыс. евреев, незаконно проживающих примерно в 150 поселениях на Западном Берегу и в секторе Газа.
           Крупнейшие города - Газа, Наблус, Рамалла, Вифлеем, Хеврон. Земля Палестины - святое место для трех и колыбель двух крупнейших мировых религий - христианства, ислама и иудаизма.
           Образовательный ценз среди палестинцев сравнительно высок. На ЗБРИ и в секторе Газа имеется 8 университетов. Многие палестинцы преподают в соседних арабских странах. На этом фоне катастрофически выглядит начальное и среднее образование; в некоторых районах школы отсутствуют вовсе, а там, где они есть, недостает учебных помещений и опытных преподавателей.


Политическая ситуация:
ни войны, ни мира

Область на местах представлена Палестинской Национальной Администрацией (ПНА), которая была создана в 1994 г. на основе палестино-израильских соглашений. Структурно ПНА включает в себя Совет министров (свыше 20 министерств) и Палестинский законодательный совет из 88 мест. Всенародно избранным президентом ПНА стал в 1996 г. Ясир Арафат. В том же году состоялись выборы в парламент, в котором представлены активисты ведущих палестинских движений и партий - Фатх, Народный фронт освобождения Палестины, Демократический фронт освобождения Палестины, Народная партия (бывшая компартия), Демократический Союз, Хамас и др.

Выразителем воли палестинского народа международным сообществом признана Организация Освобождения Палестины (ООП), также возглавляемая Я.Арафатом. В ООП также как и в ПНА представлены ведущие палестинские движения и партии, в том числе оппозиционные, общественные организации, профсоюзы и др. ООП состоит из Исполнительного комитета и Национального Совета Палестины. ООП имеет дипломатические отношения с более чем 100 странами, в том числе с Россией.

Отсутствие до сих пор на политической карте мира государства Палестина объясняется неурегулированностью палестино-израильского конфликта, корни которого восходят к принятию в 1947 г. Генеральной Ассамблеей (ГА) ООН резолюции 181 о разделе Палестины. Это решение фактически узаконило декларацию Бальфура 1918 г., в соответствии с которой английское правительство давало еврейским сионистским организациям обещание создать "национальный очаг" в Палестине. Отказ арабов признать план ООН стал причиной целой череды войн в 1948, 1956, 1967 и 1973 гг. Результатом войны 1967 г. стала оккупация Восточного Иерусалима, территорий сектора Газа и Западного Берега р. Иордан, которые находятся до сих пор под контролем израильского государства.

Зародившееся в конце 50-х, 60-е годы палестинское сопротивление, лидирующей силой которого стало движение Фатх, а впоследствии Компартия, Народный и Демократический фронты освобождения Палестины, отвергало поначалу существование государства Израиль на земле исторической Палестины. Лишь в 1988 г. на сессии Национального Совета Палестины в Алжире ООП признало резолюции 242 и 338, а также провозгласило образование палестинского государства. Результатом активных посреднических усилий советской и американской дипломатии стало начало политического процесса по мирному урегулированию ближневосточного конфликта в Мадриде в 1991 г. В течение последующих двух лет между представителями ООП и Израиля шли тайные контакты в Норвегии, которые увенчались подписанием в Вашингтоне в 1993 г. "Переходного соглашения о принципах самоуправления". Оно предусматривало завершение мирных переговоров и разрешение всех вопросов окончательного статуса на основе резолюций 242 и 338 в течение последующих пяти лет, то есть к 1999 г. Однако частая смена правительств в Тель-Авиве, которые отказывались от достигнутых ранее договоренностей, не позволила сторонам уложиться в установленные сроки. К октябрю 2000 г. после завершения первого и второго этапа передислокации израильских войск из населенных пунктов сектора Газа и Западного берега под контролем ПНА находились все главные палестинские города и их окрестности за исключением Восточного Иерусалима. Эти районы, именуемые как зона "А", составляют на данный момент лишь 10% оккупированных в 1967 г. территорий. Попытка израильского премьера Э.Барака при мощнейшей поддержке американской администрации "одним махом" разрубить ближневосточный узел, предложив палестинцам около 90% оккупированных территорий в обмен на отказ палестинцев от реализации права беженцев на возвращение в полном объеме в соответствии с резолюцией ГА ООН 181, не встретила понимания палестинской стороны. Тупик в переговорах стал причиной политического кризиса, который породил недоверие между сторонами и спровоцировал осенью 2000 г. военный конфликт.

14 месяцев вооруженного противостояния свели на нет все политические достижения палестинского руководства. Мирный процесс ушел в небытие. Попытки коспонсоров мирного процесса России и США, стран Европейского союза, арабских государств примирить противоборствующие стороны терпят неудачу. Возобновление переговоров по урегулированию окончательного статуса в ближайшее время вообще представляется маловероятным, учитывая неприемлемое для палестинцев условие нового правительства Тель-Авива во главе с премьер-министром А.Шароном полностью прекратить насилие и заключить временные соглашения длительного характера. При этом израильская сторона наотрез отказывается приступать к решению таких спорных вопросов, как Иерусалим, беженцы, выступает против передачи палестинцам контроля над внешними границами с Египтом и Иорданией. Будущее палестинское государство, в представлении израильтян, видится изрезанным на отдельные островки обходными дорогами к израильским военным базам и поселениям на оккупированных территориях. Палестинцы отвергают такое урегулирование, указывая на то, что оно не соответствует положениям резолюций Совета Безопасности ООН 242 и 338, призывающим Израиль вывести свои войска с захваченных в ходе войны 1967 г. арабских земель.


Национальное хозяйство

Парижский протокол, подписанный в 1995 г. и регулирующий вопросы отношений хозяйственного характера, дал ПНА широкие полномочия в определении своей экономической политики. Палестинское руководство стремилось перестроить ее с учетом национальных интересов, чтобы избавиться от наследия оккупации - тесной привязки, сырьевой и финансовой зависимости от израильской экономики. Тель-Авиву за 20 лет удалось подчинить главный ресурс Палестины - дешевую рабочую силу - своим нуждам. Стратегической целью ПНА стало достижение независимости в экономических связях за счет их всесторонней диверсификации. Избавиться от груза прошлого оказалось крайне сложной задачей. К середине 2000 г. 75% палестинского импорта и 95% экспорта все еще приходились на израильский рынок.

Хотя с 1994 г. - момента прихода к власти Палестинской Национальной Администрации - ВВП вырос с 3,65 млрд. долл. до 5,3 млрд. долл. в сентябре 2000 г., отдача от предпринятых во второй половине 90-х годов шагов начала ощущаться лишь после 1998 г. На протяжении первых трех лет пребывания у власти ПНА экономическая динамика в Палестине была отрицательной. Лишь после 1997 г. ситуация начала постепенно выправляться, а главные макроэкономические показатели приобрели положительные значения. Тем не менее, до подлинной экономической независимости, а также улучшения жизни населения еще далеко.

Основой экономического роста на палестинских территориях были международные финансовые вливания по линии донорской помощи и различных гуманитарных программ, в том числе по возведению объектов инфраструктуры через специализированные агентства ООН.

    Например, крупнейшее учреждение ООН, занимающееся оказанием помощи палестинским беженцам, имеет годовой бюджет в районе 300 млн. долл., которые расходуются на реализацию проектов в области здравоохранения, образования, социальных программ по созданию рабочих мест и поддержания инфраструктуры. От трети до половины этой суммы ежегодно расходуются на проекты в секторе Газа и на Западном берегу.

    От 400 до 600 млн. долл. вкладываются в палестинскую экономику иностранными донорами - США, странами Европейского Союза и Лиги арабских государств, а также международными организациями. Согласно информации Представительства спецкоординатора генсека ООН на палестинских территориях, за период 1994-2000 гг. на палестинских территориях было освоено свыше 3,3 млрд. долл. За счет донорских вливаний поддерживается коммунальная система, объекты здравоохранения, образования, реализуются программы возведения инфраструктуры. Считается, что именно благодаря деятельности различных международных благотворительных организаций и агентств ООН удалось сократить уровень бедности с 24% в середине 90-х до 21% к сентябрю 2001 г.

Примечательно, что, несмотря на сложные и порой противоречивые перипетии мирного процесса, между палестинской и израильской сторонами активно налаживалось и развивалось на новой платформе двустороннее деловое сотрудничество. К 2000 г. свыше 50 тыс. палестинцев работало в совместных приграничных индустриальных зонах и еврейских поселениях. Производимая ими продукция успешно находила сбыт за рубежом. Каждый занятый ежедневно зарабатывал от 20 до 70 долл. США.

Немалый вклад в становление самостоятельного национального хозяйства внесли и палестинские предприниматели, вернувшиеся из-за рубежа. Многие из них заработали большие капиталы, выполняя крупные подряды на строительство в странах Персидского залива, Египте, Иордании, Европе и Америке. Возлагая большие надежды на успех мирного процесса, они сделали особенно в последние годы XX в. значительные финансовые вложения в экономику (торговля, строительство и туризм).

    В Вифлееме, Рамалле и Газе ускоренными темпами возводились новые комфортабельные гостиницы и рестораны, туристические комплексы в расчете на наплыв в будущем иностранных туристов и паломников. К 2001 г. туристический комплекс ПНА насчитывал уже более 8,5 тыс. номеров.

Активное развитие переживала кредитно-банковская сфера. Во второй половине 90-х годов полноценно заработала фондовая биржа, на которой шла активная торговля не только палестинскими, но и иорданскими и египетскими компаниями.

Около 15% населения заняты в сельском хозяйстве. Несмотря на ограниченный доступ к водным ресурсам, которые находятся под контролем Израиля, на территориях выращиваются цитрусовые, оливки, бананы, овощи, виноград и бахчевые. В конце 90-х годов в сотрудничестве с израильскими бизнесменами палестинцы заметно укрепили свои позиции, в том числе в международном масштабе. Например, больших успехов они добились на рынке цветов, которые транзитом через Голландию экспортируются и в Россию.

Что касается улучшения уровня жизни, то первоначально вплоть до 1998 г. отмечалось снижение его абсолютных показателей. После прихода ПНА к власти реальный ВВП на душу населения увеличился с 1739 долл. США на ЗБРИ и 1162 долл. США в секторе Газа в 1994 г. в среднем до 1900 долл. США к 2000 г. Парадоксально, но этот индикатор, все-таки, ниже, чем в 1993 г. (времена полной израильской оккупации) - 3500 долл. США на ЗБРИ и 2800 долл. США в секторе Газа. По прогнозам МВФ, в начале прошлого года, предполагалось, что к концу 2000 г. этот индикатор вырастет до 2000 долл. США. Последние факты, кстати, дают израильским и иностранным наблюдателям дополнительный аргумент против нынешнего палестинского государства, которое, по их мнению, не способно самостоятельно решать существующие социально-экономические проблемы.


Трудности экономического развития

Главным сдерживающим внешним фактором развития палестинского хозяйства оставался, естественно, израильский оккупационный режим на территориях. Хотя, согласно подписанному в 1995 г. Парижскому протоколу, ПНА наделялась широкими полномочиями в регулировании своей внешнеэкономической деятельности и выборе торговых партнеров, реальная власть над ключевыми рычагами - транспортными потоками, таможней и границей - оставалась в руках Израиля, который зачастую прибегал к ним для оказания политического давления на ПНА. Тель-Авиву выгодна такая ситуация, поскольку она позволяет держать палестинцев, что называется, на "коротком поводке". Неоднократно - в период 1995-2000 гг. и весь прошедший год - в качестве "превентивных мер" Израилем вводилась блокада освобожденных палестинских населенных пунктов. Эти меры имели крайне отрицательный эффект на палестинское хозяйство:

  • во-первых, на местах это означало перекрытие порой единственных каналов поставок сырья, необходимого для работы национальной промышленности. В 1996 г. 30% потенциальных рабочих дней в году было потеряно из-за введения израильской армией блокады палестинских населенных пунктов;
  • во-вторых, эти шаги лишают работы и, как следствие, источника дохода свыше 120 тыс. палестинцев, постоянно или временно занятых в Израиле. Значимость этой части населения для местного хозяйства крайне велика.

По признанию директора кафедры экономики в университете Наджах в Наблусе д-ра Х. Авертани, эти люди на треть составляют ядро палестинской экономики, формируя значительный по объему внутренний спрос - свыше 180 млн. долл. в год;

  • в-третьих, блокада подрывает одну из основ палестинской экономики - туризм. Такие города, как Вифлеем и Восточный Иерусалим более чем на 60% зависят от иностранных паломников и туристов.

Конечно, в неэффективности экономического курса можно винить лишь израильскую оккупацию. Однако, по мнению как местных, так и международных наблюдателей, такая ситуация вызвана ставшими вполне обыденными случаями злоупотребления властью внутри самой ПНА. Иначе как еще объяснить падение уровня жизни среди палестинцев с 3500 долл. США в 1993 г. до 2800 долл. США в 1998 г.

Основными внутренними трудностями в достижении устойчивого экономического роста, который бы опирался на репатриацию многих миллиардов долларов палестинской диаспоры из-за границы (по различным оценкам, от 7 до 15 млрд. долл.), были и остаются коррупция, а также отсутствие правовой базы защиты капиталовложений и независимой судебной власти. Наиболее доходные виды бизнеса контролируются приближенными к "верхушке" кругами. Ни для кого не секрет в Газе и на Западном берегу, да и в Израиле, что рынок бензина, алкоголя, табака, оружия контролируется палестинскими спецслужбами.

Международное донорское сообщество крайне обеспокоено необоснованным расходованием финансовых средств, выделяемых для оказания помощи беженцам, на пополнение личных счетов власть предержащих в ПНА.

Например, в 1996 г. было выявлено, что свыше 300 млн. долл. (25% бюджета) были потрачены не по назначению. Целесообразность реализации таких проектов, как, например, казино у Иерихона, обошедшееся в миллионы долларов и расположенное в соседстве с лагерем беженцев, вызывает недоумение.

После начала интифады в октябре 2000 г. многие из стран-спонсоров, прежде всего члены Европейского Союза, Лиги арабских государств и международных организаций, обусловили дальнейшее выделение помощи с обеспечением прозрачности каналов ее использования. Наибольшие подозрения лежат на Министерстве планирования и международного сотрудничества ПНА, факты нарушений в деятельности которого были выявлены еще в 1996-1997 гг. в ходе внутреннего расследования, инициированного лично Я.Арафатом.

Факты злоупотребления властью можно выявить практически в каждом министерстве ПНА. Для этого не обязательно даже изучать отчеты международных организаций. Достаточно побеседовать с простыми палестинцами или бизнесменами в бесчисленных пустующих кафе и ресторанах Газы или Рамаллы.


Последствия интифады

Вспышка насилия на палестинских территориях, вооруженное противостояние, блокада палестинских городов и деревень, ежедневные обстрелы и бомбежки фактически парализовали экономическую активность на палестинских территориях. Жителям палестинских населенных пунктов, которые окружены, как правило, израильскими военными базами или еврейскими поселениями, стало попросту небезопасно выходить на улицы. Жертвами ежедневных обстрелов в Палестине стали, по различным оценкам, от 800 до 1200 чел. Свыше 25 тыс. палестинцев получили ранения различной степени тяжести. Из них пятая часть на всю жизнь останутся инвалидами.

Выходцы из бывшего Советского Союза, или "алия", при подсчете людских потерь частенько исходят из того, что гибель свыше 200 граждан в такой небольшой стране, как Израиль равносильна убийству 9000 чел. в такой стране как США, или 4500 - в России. Если воспользоваться той же методой в отношении палестинцев (учитывающей долю погибших к общей численности населения), то оказывается, что гибель 800 палестинцев и ранение свыше 25 тыс. чел. за год интифады равны потерям США в такой войне, как во Вьетнаме (свыше 50 тыс. чел. убитыми и более 200 тыс. ранеными).

В экономической сфере ситуация сложная.

    По оценке Представительства спецкоординатора генсека ООН, падение уровня экономической активности за первые месяцы 2001 г. превысило 50% ВВП. Объем ВВП сократился с 5,3 млрд. долл. в сентябре 2000 г. до 4,6 млрд. долл. к апрелю 2001 г. Министр экономики и торговли ПНА М.Масри на пресс-конференции в октябре этого года оценил общий объем экономических потерь в первые 11 месяцев интифады в 5 млрд. долл. Из них 4,2 млрд. долл. приходятся на потери в производственной сфере.

    Последние данные официальных палестинских источников говорят о том, что уровень и условия жизни упали до критической отметки. Палестинское бюро статистики обнародовало в октябре этого года данные о том, что за год интифады 14% палестинцев (73000 чел.) лишились главного источника своих доходов. Среди них 35 тыс. чел. проживают на Западном берегу и 38 тыс. чел. - в Газе. 47,7% домашних хозяйств (44% на ЗБРИ и 56% в Газе) потеряли 50% поступлений в свои доходы.

    Ежемесячный доход домашних хозяйств в абсолютных значениях сократился с 2500 израильских шекелей (около 600 долл. США) в сентябре 2000 г. до 1,500 изр. шек. (350 долл. США) на настоящий момент. При этом в секторе Газа на обычную семью приходится 900 изр. шек. в месяц (год назад - 1944 изр. шек.), на ЗБРИ - 1700 изр. шек. (3000 изр. шек. год назад).

    Специалисты Мирового банка в своем последнем исследовании сделали вывод о том, что 60% палестинского населения (2025 тыс. чел.) стали жить ниже официально зарегистрированного уровня бедности. В секторе Газа этот показатель достигает 81%. Действительно, принимая во внимание крайне низкую покупательную способность израильского шекеля, падение доходов и более чем 15% рост индекса потребительских цен за первую половину 2001 г., палестинским семьям с крайним напряжением приходится сводить свои расходы с доходами. 400 долл. в месяц на домашнее хозяйство семьи, состоящей обычно из 6-7 чел., означает не более 2 долл. на чел. в день.

    При таком уровне доходов человек уже не в состоянии оплачивать элементарные медицинские услуги. Все заработанные средства уходят на скудное пропитание: ежедневный рацион обычного палестинца сегодня - это каша из чечевицы или риса и лепешка.

    Безработица на территориях превысила 50% экономически активного населения. Люди попросту не могут неделями попасть на свои рабочие места из-за перекрытия дорог и контрольно-пропускных пунктов израильской армией. В таких районах, как, например, Хеврон на Западном берегу, такая попытка опасна для жизни. Жители центральных районов 100-тысячного города на протяжении нескольких дней не могут выйти на улицы, на которых творят произвол и самоуправство ультраортодоксальные иудеи из поселения Кирьят-Арба, в котором проживают всего лишь 400 чел. За безопасностью каждого поселенца следят несколько отлично вооруженных и экипированных солдат.

    Крайне сложная ситуация наблюдается в едва зародившейся национальной палестинской промышленности.

    Число занятых в ней сократилось на 40%. Уровень производства в различных секторах хозяйства сократился на: 13% - в сельском хозяйстве, 19% - в промышленности, 30% - в строительстве, 14% - в торговле. Опросы предпринимателей свидетельствуют о том, что в 40% случаев главной причиной снижения объемов производства являются израильские блокада и санкции, а в 25% - низкая платежеспособность внутреннего рынка.

    Огромный ущерб был нанесен перспективному и многообещающему сектору палестинской экономики - туризму.

    Падение за год в нем превысило 80%. Гостиницы, мотели, достопримечательности христианства и ислама в Восточном Иерусалиме, Вифлееме, Хевроне, Иерихоне, Газе и др. городах в буквальном смысле пустуют. Прямые экономические потери за год, согласно данным профильного палестинского министерства, превысили 250 млн. долл. Дома и улицы в колыбели христианства Вифлееме в развалинах. В ходе двухнедельной оккупации в октябре 2001 г. израильские танки и бульдозеры разрушили 700 туристических лавок, сожгли лучшую гостиницу города - пятизвездочную "Парадайз".

    В ежедневных сводках палестинских СМИ постоянно проходит информация о разрушении израильскими танками и бульдозерами палестинских сельскохозяйственных угодий, из которых, по утверждению Тель-Авива, солдаты и поселенцы подвергаются обстрелам. Ущерб в этой области оценивается в несколько сотен млн. долл.

Ситуация, как видно, катастрофическая. От сползания к гуманитарному бедствию положение спасают международные и независимые гуманитарные организации. К общей оценке экономической ситуации в Палестине справедливо и применимо замечание российского министра иностранных дел И. Иванова, который в одном из своих заявлений, касаясь сложившейся обстановки, сказал, что ситуация отброшена на 10 лет назад.


Вместо заключения

В нынешних условиях крайне сложно и неблагодарно делать какие-либо прогнозы относительно будущего палестинского государства и перспектив его экономического развития. Бессмысленно сейчас и возлагать на какую-либо из сторон ответственность за сложившуюся трагедию. Перед руководствами палестинцев и израильтян в 90-е годы появился шанс - завершить более чем полувековое противостояние путем мирных переговоров, сближения, укрепления доверия, поиска и утверждения факторов сближающих, а не отталкивающих. Говорить о том, что они использовали все возможности ради достижения этой цели, нельзя. Факты говорят об обратном.

Готов ли был Тель-Авив выполнить в полном объеме международные резолюции 242 и 338 ради установления равноправного мира с народом Палестины так же, как это было сделано с Египтом и Иорданией? Нет. Израильские правительства оказывались зачастую заложниками националистически настроенных сил, которые не мыслят существования еврейского государства без колоний и поселений на землях сектора Газа и Западного берега. Способны ли были палестинцы признать невозможность в нынешних условиях реализации права беженцев на возвращение в полном объеме? Нет.

Для многих в палестинском руководстве крайне выгодно искусственно поддерживать ситуацию в подвешенном состоянии, извлекая из страданий людей политические и экономические дивиденды. Готовы ли были представители Палестины и Израиля пойти на взаимный компромисс в отношении города не двух, как им некогда представляется, а трех святынь? Нет.

И причиной тому является не религиозные чувства мусульман и иудеев, а желание власть предержащих заполучить контроль над огромными доходами, которые будут поступать от туристов и паломников, главным образом, из христианских стран. Правда ли то, что мировое сообщество и некоторые израильские деятели фактически способствовали укреплению коррумпированного и преступного режима в руководстве ПНА? Да. Поскольку в высших кругах считалось, что факты и свидетельства злоупотребления властью являются лишь издержками времени. Достаточно ли сделало палестинское руководство для построения свободного общества? Нет.

Факты говорят, что личные интересы отдельных лиц часто ставились выше общенациональных. Были ли предприняты реальные меры по нейтрализации экстремистов? Нет. Обе стороны были заинтересованы держать в качестве "пугала" друг против друга искусственно созданные организации исламистов и поселенцев, которые сейчас превратились в истинных хозяев ситуации. Предприняли ли палестинское и израильское руководства достаточно превентивных мер во избежание нынешнего кровопролития? Нет. Об этом свидетельствуют и откровения министра связи ПНА в одном из лагерей беженцев в Ливане в начале этого года о спланированности интифады и провокационные заявления и действия израильских военных и ультраправых. Возможен ли выход из сложившегося положения? Да.

Ведущим державам мира пора осознать, и об этом говорят здравомыслящие политики с обеих сторон, что без их активного участия в урегулировании ближневосточного конфликта, в мире не будет стабильности. Корни современных экономических и политических проблем - терроризм, экстремизм, расовая дискриминация и ненависть, экономическое неравенство и т.д. - так или иначе, восходят к Палестине. Один из палестинских собеседников автора этой статьи в качестве довода привел интересный факт: все государственные перевороты, крупные политические акции в арабском и мусульманском мире, с которым мы стремимся построить новые отношения в борьбе против "Бен Ладенов, Хаттабов и Басаевых", происходили во имя свободы и независимости палестинского народа. "Почему бы Вам не перехватить инициативу из рук радикалов и взять палестинцев в свои союзники, дав им возможность реализовать свои права на самоопределение, свободу, государство, лишив тем самым фундаменталистов почвы для пропаганды своих идей и оправдания своих действий?"

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]