Рецензия
Обозреватель - Observer


 

Рукописи горят…
а книги издаются

В.Калмыкова

В XIX в. принято было писать в сочувственных рецензиях: "книга издана с большим тактом". О такте и вкусе хочется говорить и в данном случае. Текст включает общеизвестный первый том и легендарный второй. Отдадим должное и примечаниям: они расположены по страницам и напечатаны так, что их нельзя не заметить.

В издании приведены примечания Гоголя. А то, что писатель не пояснил, дается на основе исследований В.А.Воропаева, И.А.Виноградова, Ю.В.Манна и других комментаторов поэмы.

Но самое замечательное в новом издании "Мертвых душ" - это их оформление. Впервые в издание включен весь альбом иллюстраций, выполненных в 40-х годах XIX в. рисовальщиком А.А.Агиным и гравером Е.Е.Бернардским, хотя отдельные ксилографии из альбома "Сто четыре рисунка к поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"", 1892 г. воспроизводились во многих позднейших изданиях.

Работы Александра Алексеевича Агина и Евстафия Ефимовича Бернардского - легенда русской иллюстрации. А.А.Агин первым стал иллюстрировать "Мертвые души", не столько развивая, сколько закладывая реалистические традиции русской книжной графики. К моменту появления первых выпусков гравюр художник был уже известен как автор серии рисунков к "Ветхому Завету", за которые удостоился царского подарка - перстня Николая I. 

Рисуя сцену за сценой к "Мертвым душам", А.А.Агин создавал "рассказ в картинках". Роль Е.Е.Бернардского не сводилась к техническому исполнению: смягчив некоторую резкость рисунков пером, гравер средствами ксилографии добился экспрессивности и непосредственности, подчеркнул цель А.А.Агина - раскрыть подлинную сущность литературного образа, не утрируя и не увлекаясь бытописью, "этнографией", столь популярной в те годы.

Известно, что Н.В.Гоголь противился выходу "Мертвых душ" с чьими-либо рисунками, называя иллюстрированные издания "кондитерством". Однако в 1847 г. он все-таки предложил Е.Бернардскому издать своего "Ревизора" с виньетками… Включение виньеток в оформление "Мертвых душ" как бы исполнение неосуществленного желания писателя.

Книга украшена и силуэтами знаменитого художника-мистификатора Ф.П.Толстого, непревзойденного в XIX в. мастера "обманок" и медальера. Это в доме его кузена, А.П.Толстого, был сожжен второй том "Мертвых душ", а затем и умер сам Н.В.Гоголь.

В юбилейное издание "Мертвых душ" кроме уникальной графики, существовавшей более 150 лет отдельно от текста, включена обложка самого первого издания поэмы, сделанная по гоголевскому эскизу.

Городская библиотека № 2 им. Н.В.Гоголя представила новое издание "Мертвых душ" в день 150-летия со дня смерти писателя. Если учесть, что за 10 дней до кончины Н.В.Гоголь сжег второй том поэмы, то презентация издания именно в этот день и в этом доме выглядит символично: рукописи не только горят, но и возрождаются из пепла в книгах-памятниках. Изобразительная идея торжественного дня была подкреплена еще и выставкой современного художника Б.Бомштейна "Н.В.Гоголь: фантомы и люди".

Художественный опыт XX в. с его стремлением отказаться от реализма не стал непреодолимым препятствием между произведениями Агина-Бернардского и Б.Бомштейна. 
 

__________________

Книга издана рекламно-компьютерным агентством газеты "Труд".

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]