Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИМОЛОДЕЖИ

В.ЛУТОВИНОВ, кандидат педагогических наук

Е.РАДИОНОВ, полковник 

"В наше время, время видимого крушения России, а на самом деле - время ее мученического очищения, ее исторического оправдания и духовного возрождения в перерожденном виде, в наши дни... когда русский народ, всеми иными народами преданный и покинутый, сам с собой наедине... добывает себе свободу голодом и кровью, пытаясь... выйти из-под развалин...; чудится мне, что у всех нас есть потребность обратиться к России... окинуть взором... пути и судьбы, и задания нашей Родины... увидеть их в их силе и славе, увидеть их в их опасных уклонах и соблазнах, увидеть все это не только в исторической ткани нашей страны, но и в нас самих... с тем, чтобы каждый из нас осязал в самом себе и чудесные дары нашей России, составляющие... и те пробелы, те слабости, те недостроенности и неустроенности русской души, которые не дали нам устоять против мирового соблазна, но привели наш народ на гноище мировой истории, те несовершенства и незавершенности нашего национального характера, без одоления которых нам не построить России, ни нам, ни нашим детям и внукам..."1.

Так писал еще в 20-е годы нашего века замечательный русский философ Иван Ильин. К сожалению, смысл происходящего в России сегодня, спустя многие десятилетия, во многом сопоставим с тем далеким, но созвучным нашей современной жизни временем, которое отражено Ильиным в этих строках.

Россия по-прежнему как и в начале века ищет свой путь, преодолевая огромные трудности и испытания, принося бесконечные жертвы на алтарь истории в попытках найти выход из тупика. Вследствие производимых с начала 90-х годов ускоренных перемен в нынешней России сложилась общественная ситуация, которая характеризуется высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности, деформациями и напряженностью отношений между явлениями и процессами, происходящими в обществе и государстве. "Страна находится в точке (на этапе) перелома (перехода) из одного состояния в другое, когда ни один серьезный исследователь не возьмется утверждать, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие: станут ли нарастать хаос и катастрофичность, или страна перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий, чем прежде, уровень упорядоченности, основанный на пока еще не раскрывшихся механизмах самоорганизации общественной жизни, свойственный открытым системам 2. В настоящее время граждане России продолжают испытывать ощущение "пороховой бочки" - неопределенности, малопредсказуемости, фатальности, взрывоопасности. Такое состояние уже укоренилось в массовом сознании, формируя соответствующую социально-психологическую атмосферу в обществе, определенный тип отношения к нашей жизни и поведения.

Сегодняшняя жизнь, складывающиеся и постоянно изменяющиеся условия и обстоятельства, на которые воздействуют самые различные, в том числе не всегда объяснимые, малоуправляемые факторы, возвышаются над всеми социальными и государственными институтами, над самим человеком. Стихия такой жизни ломает политические замыслы, сметает министров, премьеров и президентов, заставляет воевать еще недавно "братские" народы, бросает в объятия друг друга вчерашних врагов. Жизнь переучивает и перевоспитывает многих академиков, профессоров и учителей - тех, кто учит и воспитывает. Но гораздо большее воздействие, очень мощное и сильное по своей неотразимости влияние оказывает такая жизнь на нашу молодежь, на ее несформировавшееся сознание, чувства и волю. "Дух общества", среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно гигантский и могучий пресс, мнут и ломают, часто уродуют взгляды и принципы людей, формируя их на новый лад, зачастую помимо воли самого человека, тем более - молодого, сводя на нет усилия тех, кто пытается его воспитывать - родителей, учителей и педагогов. И хотя, как это представляется, молодежь призвана использовать предоставленные ей возможности для самостоятельного самоопределения и выбора своего пути, на практике, в условиях нашей отнюдь не совершенной действительности в этой связи возникает большая, во многом неразрешимая проблема. Современный молодой человек далеко не всегда может подняться над условиями, обстоятельствами, в которых он оказался не по своей, а нередко и вопреки своей воле, и преодолеть сложности, трудности на пути к желаемой цели.

Как показывают результаты многочисленных исследований, каждое поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития заметно уступает предыдущему.3 Оно менее здорово физически, слабее развито и умственно, менее духовно и культурно, более безнравственно и криминально. Все более негативно относится к труду, в большей мере отчуждено от образования и знаний, от общества, государства, политики, здоровой экономики и т.д.4 Какое будущее ожидает Россию при такой молодежи? Ведь очевидно, что понятия "молодежь", "будущее", "развитие общества", "развитие молодежи" являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.

Обобщенная характеристика молодежи конца 80-х годов уже разительно отличается от широко известных оценок подрастающего поколения в начале и даже в середине этого десятилетия. Среди этих оценок, которыми характеризовалась молодежь того времени, преобладали такие, как "идеологически выдержанная", "политически сознательная", "морально устойчивая", обладающая "активной жизненной позицией", пониманием общественного долга, ответственностью, коллективизмом, трудолюбием, стремлением к знаниям, уважением к старшим, к революционным и боевым традициям, оптимизмом и т.д. Конечно, наряду с этими позитивными качествами, страдающими формализмом и оторванностью от реальных проблем и сложностей, у молодежи советского времени отмечались и негативные качества. Но они имели по сравнению с положительными характеристиками второстепенное значение.

От того совсем недавнего времени нас отделяет немногим более 10 лет. С начала 90-х годов, то есть по мере углубления кризиса резко усилилась его социальная дифференциация, значительно возросли различия между поколениями. Они все чаще проявляются в форме противоречий, что во многом объясняется появлением качественно новых, особенно негативных по содержанию показателей социального развития. Продолжающееся усиление этих различий является следствием углубления контакта молодежи с новыми социальными посредниками, образованиями, которых не было при прошлых поколениях (большой и малый бизнес, коммерция, новые формы труда и его оплаты, изменившиеся отношения собственности, расширяющееся информационное пространство, самодеятельные молодежные объединения, криминализация молодежной среды и т.д.)5.

Перемены, происшедшие под воздействием этих явлений в молодом поколении со второй половины 80-х годов, затронули самые глубинные основы его социальной жизни. В настоящее время большая часть молодежи уже не приемлет устоев и ценностей прежней социалистической общественной системы и ориентирована на ее кардинальное реформирование. Такой выбор подтвердили прошедшие в июле 1996 г. выборы Президента Российской Федерации, в ходе которых основная часть молодежи в целом поддержала происходящие в стране перемены, проголосовав за Б.Ельцина. Таким образом, можно констатировать, что в лице современной молодежи на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Продукт же предшествовавшей эпохи - советский человек - все более становится достоянием нашей истории.

Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. После потери былых идеологических опор, которые задавались в доперестроечные годы всей системой воспитания, для значительной части молодежи характерна потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие четкой системы ценностей. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея, идея государственности и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущего в лице российской молодежи.

Жизнь в современном обществе, процессы и явления во всех его сферах становятся все более сложными, противоречивыми, быстро меняющимися. Соответственно повышается роль и ответственность каждого человека, социальной группы как субъектов этих процессов, социально значимой деятельности. В этих условиях роль воспитания не только не снижается, но еще более возрастает. Более того, оно в известной степени становится приоритетной областью деятельности, от правильного понимания и соблюдения законов которой в значительной степени зависят эффективность и качество решения задач во всех остальных сферах нашей жизни: социальной, экономической, политической, военной и других.

Таким образом, необходимость духовно-нравственного, граждански активного, патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание наиболее важных, социально значимых целей и задач, а также главных подходов к их достижению. Вследствие этого идеология воспитания призвана способствовать изменениям в сознании индивида, соответствующим общему направлению социального развития России.

Роль и значение патриотического воспитания (как, впрочем, и воспитания вообще) длительное время всячески принижались, а деятельность, направленная на развитие патриотизма у молодежи, подвергалась неуемной и деструктивной критике, более того, охаиванию в средствах массовой информации, в произведениях искусства и даже в научных исследованиях. Все это в значительной мере дискредитировало не только существующую практику патриотического воспитания, огромный опыт в его организации и проведении, но и саму идею формирования и развития личности гражданина-патриота. Вследствие этого проблема воспитания такой личности намного обострилась. Сегодня еще более очевидными становятся ее сложность, нерешенность, запущенность, обусловленные отсутствием глубоких теоретических основ, такой научной концепции, которая способствовала бы комплексной реализации задач, связанных с возрождением обновленной идеи Отечества и его зашиты. В связи с этим становится все более неотложным решение задачи фундаментального и всеобъемлющего рассмотрения комплекса проблем, накопившихся в сфере патриотического воспитания, особенно его задач, содержания, эффективности и путей коренного улучшения.

Решение проблемы патриотического воспитания должно основываться на глубоком изучении и всестороннем анализе всех изменений в обществе, процессов и явлений, характеризующих особенности современной молодежи. Огромное значение приобретают поиск и разработка принципиально новых подходов к созданию качественно иных основ деятельности с подрастающим поколением, учитывающих систему его ценностей и интересов, соответствующих важнейшим тенденциям развития нашего общества и мира в целом.

Огромные изменения, происшедшие в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Патриотическое воспитание включает целый комплекс мер духовного, идеологического, социально-политического, психолого-педагогического, военно-технического и иного характера, реализация которых призвана способствовать формированию у молодых людей готовности к выполнению функций защитника Отечества, в том числе и в условиях воинской деятельности.

Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в нашем обществе патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими граждански активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

Из общей цели патриотического воспитания, заключающейся в формировании у молодежи, начиная с раннего возраста, высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства, вытекают следующие задачи, реализация которых способствовала бы возрастанию дееспособности подрастающего поколения, значительного повышения уровня его социальной активности, гражданственности и патриотизма:

  • философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований; формирование самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
  • приобщение молодежи к системе социо-культурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребностей в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;
  • создание конкретных условий для реализации склонностей и способностей различных групп молодежи с учетом их интересов, потребностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;
  • воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодежи, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности6;
  • воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства, во имя служения Отечеству, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности ;
  • формирование и развитие потребности к духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и т.д.
Таким образом, с точки зрения достижения главной цели и вытекающих из нее целевых задач патриотическое воспитание характеризуется, оценивается мерой готовности, стремлением молодежи к выполнению своего гражданского долга во всем разнообразии форм его проявления, умением и стремлением молодых людей сочетать личные и общественные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в решение важнейших проблем общества и его граждан.

Главной же задачей патриотического воспитания, определяемой его целью, является повышение эффективности этой деятельности, особенно за счет более целенаправленного формирования молодежи в духе высокой социальной активности, гражданственности, патриотизма, мобилизация всех сил общества, его социальных и государственных институтов на активное участие в создании и реализации необходимых условий для возрождения патриотизма у молодежи как духовно-нравственной и социально значимой составляющей реформирования России.

Реализация целей и задач патриотического воспитания молодежи основывается на принципах научности, гуманизма, демократизма, приоритетности исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, системности, преемственности в воспитании патриотизма с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп молодежи, многообразия форм, методов и средств этой деятельности, ее направленности на развитие личности гражданина - патриота России.

Цель, задачи и принципы патриотического воспитания реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, а также с помощью различных институтов воспитания, форм, методов и средств осуществления этой деятельности.

Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы патриотического воспитания, ее функционирование и контроль за ее эффективностью и конечными результатами этой деятельности, является государство 7. Оно организует процесс патриотического воспитания подрастающего поколения на уровне дошкольного воспитания, школы, при получении профессионального образования, на уровне органов местного самоуправления, в министерствах, ведомствах и т.д. Патриотическое воспитание молодежи - одно из направлений в государственной молодежной политике России на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.

Патриотическое воспитание рассматривается так же, как процесс социализации молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества, где формируются соответствующие качества гражданина и патриота России. Так, например, формирование у части молодежи социально значимых патриотических качеств и ценностных установок осуществляется через участие в деятельности общественных организаций патриотической и военно-патриотической направленности, а также в соответствующей деятельности различного рода движений, акций, инициатив, конкретных мероприятий и т.д.

В настоящее время в российском обществе еще не созданы условия и не возникли внутренние предпосылки для привлечения и эффективного использования необходимых сил и средств, которые позволили бы значительно поднять уровень патриотического воспитания молодежи. В сложившейся обстановке в качестве главного авторитета и гаранта, консолидирующего в интересах комплексного и последовательного решения данной проблемы усилия органов власти, местного самоуправления, различных ведомственных структур, общественных объединений молодежи, выступает государство в лице его высших законодательных и исполнительных органов.

Особую роль государства в воспитании молодежи, которая в наше время отрицается, отвергается различными "свободомыслящими" деятелями, в том числе и видными представителями педагогической науки, отмечал еще Аристотель в давнюю пору развития древнегреческой государственности. В своем сочинении "Политика" он утверждал: "Вряд 'ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит оттого ущерб. Ведь для каждой формы государственного строя соответственное воспитание - предмет первой необходимости... "8.

В этом высказывании Аристотеля важны не только идеи о связи воспитания с государственным устройством, его огромной роли, но и о том, что государство должно заботиться о соответствующем воспитании подрастающего поколения как предмете первой необходимости. Постоянная забота государства о молодежи, создание им необходимых условий для ее воспитания и есть, по существу, поиск его наилучшего, оптимального варианта, соответствующего государственным и общественным интересам.

Какими же представляются условия оптимизации патриотического воспитания российской молодежи, если иметь в виду возможности, которыми располагают для их создания социальные и государственные институты, общественные движения и объединения граждан, которые должны руководствоваться настоятельной необходимостью успешного решения данной проблемы, осознанием ее судьбоносного значения для нашей страны? 

Основное научно практическое содержание этих условий, формулируемых в системном виде по семи важнейшим взаимосвязанным позициям, может быть представлено следующим образом:

1

Информационное обеспечение патриотического воспитания - утверждение патриотизма в качестве одной из важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи. Возрождение и конкретное наполнение патриотической идеи, особенно в тесной связи с интересами государства, общества, отдельной личности. Активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана. Противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи со стороны государственных и общественных деятелей в средствах массовой информации, литературе и искусстве, оказывающих интеллектуальное и эмоциональное воздействие на сознание граждан, молодежи. Целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей идей патриотизма в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно ключевых министерств и ведомств, таких, как Министерство образования, Госкомвуз, Министерство культуры, Министерство обороны, МВД, Министерство социальной защиты и др.

2

Создание нормативно-правовых основ патриотического воспитания - обеспечение законодательной базы определения социально-правового статуса патриотического воспитания молодежи как одного из направлений социально значимой деятельности; принятие, доработка ряда законов, например, о молодежи, национальной безопасности и др. Определение роли, места, социально-правового статуса, задач, функций каждого органа, организации, ведомства как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики, а также изменений, произошедших в стране за последние годы. Создание нормативно-правовой основы патриотического воспитания в системе образования и дошкольных учреждений. Разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи и взаимодействия субъектов в сфере патриотического воспитания молодежи, оказание помощи в разработке правовых основ патриотической работы самодеятельным общественным организациям.

3

Создание научно-теоретических основ патриотического воспитания - значительная активизация исследований в сфере патриотического воспитания молодежи, использование результатов исследований в практической деятельности с целью ее коренного улучшения в условиях важнейших изменений, происходящих в обществе. Обоснование и обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, военно-исторического, духовно-нравственного, идеологического, социально-психологического и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли. Научное обоснование путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, их духовного освоения.

4

Педагогическое и методическое обеспечение - фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению патриотического воспитания в его различных формах, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи, специфики каждого этапа этой деятельности. Развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания молодежи, осуществляемого министерствами и ведомствами, общественными организациями. Обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой патриотической работы. Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом инноваций, передового отечественного и зарубежного учебно-воспитательного опыта. Организация новой системы подготовки педагогических кадров, способных эффективно, на высоком качественном уровне решать задачи патриотического воспитания. Создание системы общеобразовательных учебных заведений открытого типа с углубленной профессиональной подготовкой к некоторым видам деятельности, связанным с выполнением функции по защите Отечества.

5

Обеспечение взаимодействия субъектов Федерации и их структур в системе патриотического воспитания - повышение эффективности системы патриотического воспитания молодежи, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне Федерации, регионов и местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий по реализации цели и задач по формированию патриотизма. Разработка модели реализации основных направлений деятельности по патриотическому воспитанию молодежи в регионах Российской Федерации; апробация ее использования в ряде областей Европейской части страны. Проведение Всероссийской научно-практической конференции представителей основных патриотических союзов, объединений, центров, религиозных организаций по проблемам воспитания гражданственности и патриотизма, повышения эффективности этой деятельности в современных условиях. 

Проведение международных конференций по проблемам патриотизма совместно со странами ближнего и дальнего зарубежья.

6

Комплекс организационных мероприятий - формирование специальных структур как ведомственных, так и особенно межведомственных для осуществления мер по активизации патриотического воспитания на всех уровнях этой деятельности в Федерации с учетом обеспечения координации и взаимодействия между ее субъектами на принципах взаимозаинтересованного сотрудничества. Повышение уровня организации, улучшение функционирования как отдельных элементов системы, так и всей системы в целом. Обеспечение ее взаимосвязи и взаимодействия с системой образования, культуры, СМИ, военной организацией общества, другими элементами его государственной структуры и социальными институтами. Создание системы управления процессом патриотического воспитания в целях формирования и реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединение усилий различных организаций, министерств и ведомств, а также оказание им помощи и поддержки.

7

Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания - оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из специально созданного фонда "Патриот России", бюджетных средств государственным, ведомственным и частным организациям в решении задач по патриотическому воспитанию молодежи. Проведение мероприятий по подготовке руководителей и организаторов этой деятельности в сфере финансовых и экономических вопросов в целях обеспечения самоокупаемости и самофинансирования организаций в условиях перехода к рыночной экономике. 

Привлечение производственных, торговых, коммерческих и других предпринимательских структур к решению проблем возрождения патриотического воспитания, оказания необходимой экономической и финансовой помощи в реализации проектов патриотического воспитания, разработанных в ведомствах, министерствах и особенно в регионах и общественных объединениях, организациях патриотической направленности.

Создание этих условий для оптимизации деятельности по патриотическому воспитанию молодежи предполагает поиск принципиально новых подходов, реализация которых способствовала бы созданию качественно иных основ в формировании подрастающего поколения.

Реализация основных направлений оптимизации патриотического воспитания, задач, связанных с их осуществлением, позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и общесоциального характера. Благодаря формированию и развитию у молодежи таких важнейших социально значимых качеств, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвованию, намного возрастут ее возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности.

Улучшение качественных характеристик современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России, преодолению претерпеваемого ею кризисного периода исторического развития. Одним из результатов реализации направлений оптимизации патриотического воспитания молодежи должен стать социально-экономический подъем, сменяющий спад и депрессию, укрепление правовой и политической мощи государства, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, достижение социальной стабильности в обществе, преодоление причин социальных, этнических, региональных и иных конфликтов. Особое значение имеет то обстоятельство, что в лице патриотически воспитанной молодежи современное российское общество приобретет ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться прежде всего ее готовностью взять на себя ответственность за будущее России.

  1. Молодежь: будущее России. - М.: ИМ, 1995. С. 226.
  2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М. : Просвещение. 1971. С. 35.
  3. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. М., 1993. № 3-4. С. 17.
  4. Социология молодежи. М. ИМ, 1995. С. 166.
  5. Социология молодежи. М. ИМ, 1995. С. 75.
  6. Социология молодежи. Кн. 1. М.: ИМ, 1995. С. 31.
  7. Ильин И.А. О России. М" Российский архив, 1995. С.3.
  8. Молодежь: будущее России. М.: ИМ, 1995. С.24.

 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]