Обозреватель - Observer
Внешняя политика

Законодательно укрепить дипломатическую службу

Ю.ЗУБАКОВ, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации

В Государственной Думе и Совете Федерации продолжается работа над проектом федерального Закона "О дипломатической службе Российской Федерации". Необходимость такого закона подчеркивалась на заседании недавно созданного при Государственной Думе Экспертно-консультативного совета по международному праву. Законопроект имеет для дипломатической службы России исключительно важное значение. Вопросы организации и прохождения дипломатической службы в настоящее время регулируются множеством разрозненных и часто противоречащих друг другу нормативных актов. Многие из них сильно устарели, несут на себе отпечаток давно и навсегда ушедших времен. Вызывает нарекания регламентация жизнедеятельности загранучреждений России, в частности, таких вопросов, как определение уровня зарплаты, продолжительности отпусков, порядка проезда российского дипломата к месту работы и многое другое. Все это было установлено волевым порядком десятилетия назад, но продолжает действовать. Немалый пласт проблем, связанных с дипслужбой, вообще никак не был урегулирован.

Вот почему идея разработки Закона "О дипломатической службе Российской Федерации" была встречена в МИД с нескрываемым энтузиазмом.

В процессе подготовки и согласования законопроекта пришлось столкнуться, однако, и с другой точкой зрения. Согласно ей дипломатическая служба не должна регулироваться особым законом. Эта позиция мотивируется тем, что дипломатическая служба является частью федеральной государственной службы Российской Федерации и все вопросы ее организации должны решаться в рамках общего законодательства о государственной службе.

В связи с этим можно сказать следующее. Не вызывает сомнения тот факт, что дипломатическая служба есть составная часть федеральной государственной службы. Законопроект закрепляет это положение. Невозможно также отрицать, что правовой основой деятельности дипслужбы является законодательство Российской Федерации о государственной службе, в частности, федеральный Закон "Об основах государственной службы". Это положение зафиксировано в законопроекте.

Но дипломатическая служба имеет свою и подчас ярко выраженную специфику. Она связана с ротацией дипломатических кадров, их периодическим перемещением в рамках системы Министерства иностранных дел России, переводом на работу из центрального аппарата в загранучреждения и обратно, особым характером службы за пределами территории России, когда на дипработника распространяются нормы не только российского КЗоТ, но и международного права. Все эти и многие другие особенности дипломатической службы, от специфических прав и гарантий до особых обязанностей, особых требований и особых ограничений, налагаемых на дипработ-ников, не могут быть учтены в рамках общего федерального закона.

В федеральном Законе "Об основах государственной службы" (ст. 4, п. 2) говорится: "Особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании настоящего федерального закона".

Таким образом, сам рамочный закон не допускает, но и обозначает необходимость разработки федерального закона по такой специфической отрасли государственной службы, каковой является дипломатическая служба. Исходя из этого, никак нельзя согласиться с теми, кто отказывает закону о дипслужбе в праве на существование.

В пользу законопроекта говорит и опыт многих государств с развитыми демократическими правовыми традициями. Наряду с весьма детальной законодательной разработкой мельчайших аспектов госслужбы дипломатическая служба в этих странах регулируется, как правило, особыми законами.

Сейчас, когда российская дипломатия переживает непростой период адаптации, выработки концептуальных подходов к новым реалиям международной жизни, польза от принятия такого закона особенно ясна и отчетлива. Причем, как представляется, речь идет не только о создании единой правовой базы для функционирования дипломатической службы, но и не в последнюю очередь о престиже и авторитете России на мировой арене.

Потребность в "своем" законе сегодня достаточно остро ощущается в работе центрального аппарата МИД России и наших загранучреждений. Неопределенность правового и социального статуса российского дипломата ведет к потере высококвалифицированных профессионалов - специалистов в области страноведения, международного права, мировой экономики, что в перспективе может негативно сказаться на важнейших направлениях внешнеполитической деятельности России.

Закон помог бы противодействовать явлению, когда в сознании молодого поколения россиян профессия дипломата начинает восприниматься как одно из малопрестижных занятий.

Проект этого закона не только базируется на положениях и принципах, установленных федеральным Законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", но и конкретизирует их применительно к специфике дипломатической службы, а именно, в нем:

  • определяются понятия и устанавливается порядок организации дипломатической службы России;
  • дается четкая классификация государственных должностей дипломатической службы и дипломатических рангов;
  • формулируются квалификационные требования, предъявляемые к дипломатам, в частности, к уровню знаний в области внешней политики России, страноведения, истории и современного состояния международных отношений, международного права, федерального законодательства, иностранного языка, а также, что весьма важно, русского языка, наличию практических навыков в области дипломатии и дипломатической службы.
Закрепляются основы правового положения дипломата России. Особо указывается и на ограничения, связанные с дипломатической службой.

Существенное значение для сотрудников МИД имеют положения, цель которых - приблизить социальную защиту дипломатических сотрудников к ряду других категорий государственных служащих в Российской Федерации. В частности, законопроект содержит положение относительно введения обязательного государственного личного страхования, пенсионное обеспечение и особенности социальной защиты дипработников в государствах со сложной военно-политической обстановкой, либо в государствах, находящихся в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта. Причем предлагаемые формы решения социальных вопросов не выходят за рамки того, что уже установлено федеральным законодательством в отношении других категорий государственных служащих. И главное - все это не потребует дополнительных бюджетных ассигнований.

В законопроекте разработан также комплекс правовых вопросов, связанных с прохождением дипслужбы - от поступления на нее до ее прекращения. Здесь много специфики. Взять хотя бы проблему ротации. Без естественного перелива кадров между центральным аппаратом и загранучреждениями не в состоянии существовать ни одна дипломатическая служба в мире.

Ни в одном государстве дипломат не выбирает сам себе место работы. Эта система существовала ранее и в МИД России, но базировалась не на праве, а на командном принципе. Теперь Закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" устанавливает обязательность получения согласия госслужащего для перевода на другую должность, если иное не предусмотрено федеральным законом. На основании этого положения немалое число работников МИД отказываются выезжать в ряд так называемых сложных стран. Если мы не получим сейчас законодательный механизм, который обязывал бы российского дипломата выезжать в любое загранучреждение, нам очень скоро придется столкнуться с обострением кадровой ситуации.

В настоящее время законопроект находится в комитетах по международным делам и правовых управлениях Государственной Думы и Совета Федерации. Уже учтены многие предложения и замечания, МИД России готов внимательно прислушаться к совету экспертов как в парламенте, так и за его стенами. Для нас очень важны позиции различных кругов общественности, оценки авторитетных представителей соответствующих отраслей науки и практики. Сопоставление этих подходов поможет нахождению оптимальных решений в интересах законодательного укрепления дипломатической службы Российской Федерации.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]