Обозреватель - Observer |
Зарубежный опыт
|
Соглашения о разделе
продукции при морской нефтедобыче в Китае
Ше МИДОН, помощник председателя Комитета по международным делам Государственной Думы РФ С 80-х годов в России растет интерес к Китаю, где в условиях быстрого непрерывного экономического роста и относительной социальной стабильности впервые эволюционным путем, преодолевая большие сложности и трудности, успешной рыночной реформе подвергается сверхцентрализованная планово-административная, социалистическая экономическая система сталинской модели. Система, которая по сути, структуре, форме, принципам и методам организации и управления и т.д. вплоть до ГОСТа, по образу мышления населения в значительной мере была скопирована и совпадала с советской. Опыт Китая, несомненно, важен для России в силу сходства предпосылок и необходимости решать, несмотря на существенные национальные отличия, одни и те же основные проблемы рыночных реформ. Примечательно, что успехи китайских реформ базируются не в последнюю очередь также на усвоении положительного опыта НЭПа в СССР, идей В.И.Ленина. Реформам в Китае предшествовало "десятилетие смуты", "неслыханных бедствий" "ультралевацкой "культурной революции", во время которой уже к 1968 г. спад ВНП в целом составил 13,5%, а промышленного производства - 20,9% (тяжелой промышленности - 28,1%). В декабре 1978 г. III пленум ЦК К ПК 11-го созыва принял стратегический курс на развитие производительных сил общества на основе рыночных реформ и внешней открытости для повышения уровня народного благосостояния и поддержания социальной стабильности, в свою очередь являющихся непременным условием успешности реформ и развития экономики. Успехи построения социалистической рыночной экономики в Китае превзошли все ожидания: за 17 лет ВВП страны возрос в 4,9 раза при среднегодовом приросте в 9,86%, рост промышленной продукции - в 6,9 раза при среднегодовом увеличении на 12%. ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ КИТАЙСКИХ РЕФОРМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛИТИКА ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОТКРЫТОСТИ, МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, НАПРАВЛЕННАЯ НА:
В свете ведущихся в последнее время дискуссий в Государственной Думе РФ по поводу закона "О соглашениях о разделе продукции" (ЗСРП), общественного интереса к китайскому опыту привлечения иностранных инвестиций для разработки природных ресурсов4 имеет смысл обратиться к истории создания законодательной базы и опыту международного сотрудничества по морской нефтедобыче в Китае на основе свежих данных по этой проблеме, полученных Комитетом Государственной Думы РФ по международным делам из китайских источников, сравнив соответствующие положения китайского законодательства и российского ЗСРП. Разработка морских нефтезалежей стала первой со времени начала реформ отраслью народного хозяйства, прорубившей окно в международное сотрудничество Китая с целью привлечения иностранных инвестиций, поиска пути и приобретения опыта перехода предприятий от плановой к рыночной экономике. Она имеет важное значение ввиду все возрастающих энергетических потребностей Китая: морские запасы нефти здесь оцениваются в 1,2 млрд. т, природного газа - 180 млрд куб. м. Выбор пал на нее, как наиболее рискованную, капиталоемкую, практически неразвитую и требующую применения самых современных зарубежных технологий. Как правило, правительства нефтедобывающих государств мира предпочитают распределять риск инвестиций в разведку и разработку морских нефтегазовых месторождений между отечественными и зарубежными нефтяными компаниями, причем сформировалась международная практика сотрудничества между правительством ресурсо-владеющего государства и нефтяными корпорациями. Перед китайской стороной стояла непростая задача: максимально соблюсти интересы страны и в то же время создать самые благоприятные условия и гарантии для конкурентоспособного привлечения иностранных инвестиций. Очевидно, что главнейшей и первоочередной задачей для достижения этого было создание законодательной базы, отвечающей условиям страны и стыкующейся с международной практикой, а также эффективной системы права, управления и контроля. Подготовительный период был посвящен: изучению опыта всех нефтедобывающих стран мира; консультациям с представителями Центра ООН по транснациональным корпорациям, Министерства энергетики Норвегии; коммерческим переговорам с 23 международными нефтяными компаниями из 9 стран; созданию практической базы законотворческого процесса путем предварительного подписания 5 нефтяных контрактов для 5 относительно хорошо разведанных ранее морских месторождений; совещаниям под эгидой Госсовета КНР представителей 19 министерств и ведомств для согласования вопросов международного сотрудничества по морской нефтедобыче, как, например, законодательство, налогообложение, а также создание наземных баз, и др. Через 3 года, в 1982 г, еще до принятия "Закона КНР о минеральных ресурсах", после рассмотрения Постоянным комитетом Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП) и утверждения Госсоветом, соответствующими министерствами и ведомствами КНР, были приняты и вступили в действие:
В основу китайского законодательства (как и более подробно и детально расписанного российского ЗСРП) была положена модифицированная так называемая "индонезийская" модель соглашения о разделе продукции. Вновь учтены советский опыт нэповских концессий, позиция В. И. Ленина: "Что такое концессии? Договор государства с капиталистом, который берется поставить или усовершенствовать производство (например, добычу или сплав леса, добычу угля, нефти, руды и т.п.), платя за это государству долю добываемого продукта, а другую долю получая в виде прибыли... Нам приходится идти на некоторые жертвы, лишь бы добиться быстрого, даже немедленного улучшения положения рабочих и крестьян. Жертвы состоят в том, что мы десятки миллионов пудов ценных продуктов отдадим капиталисту... Концессия есть своего рода арендный договор. Капиталист становится арендатором части государственной собственности по договору, на определенный срок, но не становится собственником. Собственность остается за государством. Советская власть наблюдает за тем, чтобы капиталист-арендатор соблюдал договор, чтобы договор был для нашей выгоды, чтобы было улучшение положения рабочих и крестьян"5. Действие ПРМНР и ПРНРС распространяется на изыскание, разработку и добычу нефти и газа на море и на суше, которые по закону находятся только в ведении центрального Правительства. (Сфера действия ЗСРП - разработка минеральных ресурсов в целом, находящаяся в ведении центрального и местного органов исполнительной власти.) Субъектами их действия являются государство в лице Правительства (Госсовета), представляемого Государственной нефтяной компанией (ГНК), и иностранные инвесторы. (Субъектами ЗСРП являются Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ и в равной мере отечественные и иностранные частные инвесторы, что существенно для привлечения и учета интересов также отечественных инвесторов и прекращения бегства российского капитала за рубеж. В КНР до последнего времени не могло быть своих частных инвесторов, и задача была в привлечении только иностранных инвестиций.) Уполномоченная ГНК, обладающая монопольными правами на разведку, добычу и реализацию нефти на выделенном Правительством участке месторождения, полностью отвечает за осуществление операций по международному сотрудничеству в нефтедобыче. Она подписывает нефтяной контракт (НК) с выигравшим торги иностранным инвестором, временно передает ему определяемые НК права по разработке месторождения, которые инвестор, с согласия ГНК, может передать любой третьей стороне. По Положению и ТНК иностранный участник полностью берет на себя риск, осуществляет инвестиции и операции по разведке месторождения. После обнаружения промышленного нефтегазоносного месторождения ГНК и иностранный контрактор совместно инвестируют добычу (как правило в соотношении 51:49), сохраняя независимость юридического лица. В период разведки, разработки и добычи иностранный инвестор исполняет функции оператора, которые на стадии успешной добычи могут по согласованию перейти к ГНК. Все решения принимаются совместно ГНК и инвестором. (Согласно ЗСРП, инвесторы, получившие в результате победы на торгах временное право разработки выделенных государством месторождений, полностью несут риск, осуществляют капиталовложения и отвечают за оперативное исполнение соглашения на всех стадиях разработки природных ресурсов. Высвобожденные таким образом гос-бюджетные средства могут быть инвестированы в промышленность, социальные или иные сферы, которые в этом крайне нуждаются и которым не доступны частные инвестиции. Координация работ осуществляется управляющим комитетом с равным представительством сторон.) Как защищены суверенитет, интересы
государства?
Государство, ГНК являются собственником полученных в процессе выполнения НК информации, материалов, образцов, а также оборудования после компенсации расходов на него иностранному инвестору, который может пользоваться всем этим до завершения контрактного срока. (То же в ЗСРП, но еще с условием демонтажа инвестором ненужного оборудования.) НК осуществляется в соответствии с национальным правовым режимом без каких-либо исключений для иностранного инвестора (аналогично в ЗСРП). Только в случае отсутствия соответствующего китайского закона используются международные правила. Контроль за исполнением НК осуществляет Госсовет в лице Госплана, Министерства внешнеэкономических связей и торговли и других правительственных ведомств. (По ЗСРП контроль осуществляется федеральными и региональными исполнительными органами власти.) Как защищены права инвестора?
Как учтены интересы отечественных производителей
и поставщиков?
Как разрешаются спорные вопросы?
На протяжении 15 лет с момента принятия Положения в 1982 г. по сей день Генеральной компанией морской нефтедобычи Китая было подписано 119 нефтяных контрактов с 65 иностранными нефтяными компаниями из 18 стран. Следует отметить, что, с целью демонополизации и создания конкурентных условий, они заключались на конкурсной основе не только с гигантами зарубежной нефтедобычи. В частности, американская компания "АРКО", занимающая среднее положение в табели рангов, заключила б контрактов с Китаем на разработку морских нефтегазовых ресурсов, среди которых богатое месторождение Ячэн в Южно-Китайском море в районе о. Хайнань пущено в промышленную эксплуатацию. Прямые капиталовложения иностранных нефтяных корпораций в разведку и разработку морских нефтерождений Китая достигли 5,24 млрд. долл. США, что составляет 3,8% от суммы иностранных инвестиций в китайскую экономику. (По оценкам, ежегодные инвестиции в российскую нефтедобычу только по 10 крупным нефтегазовым проектам могут достигнуть 7-8 млрд. долл. США.) Пущены в эксплуатацию 17 нефтяных месторождений, 2 месторождения природного газа. В этом году добыча нефти на море составила 14 млн. т (9,4% от общей добычи), природного газа - 3 млрд. куб. м (17,2%). Пригоден ли многолетний опыт Китая по привлечению иностранных инвестиций в разработки природных ресурсов для России, имея в виду не слепое копирование, а критическое усвоение? Обе страны существенно различаются: у России фактически другой экономический уклад, нет богатой диаспоры и, как говорят сами китайские товарищи, значительно более "толстая основа" (более богатые природные и интеллектуальные ресурсы, высокий исходный технологический и жизненный уровень). За последние 4 года в России спад ВВП составил 28%, промышленного производства - более 50%. Экономика находится в кризисном состоянии, жизненный уровень народа упал до критической черты. Не хватает средств не только на модернизацию, подъем промышленности, экономики в целом, но даже на самые насущные социальные нужды, на зарплату и пенсии. Не вдаваясь в причины этого, каков выход? Возврат к старой системе закрытой централизованной плановой экономики, выжимание средств для "индустриализации" путем "закручивания гаек", "затягивания поясов" и дальнейшего обнищания народа или серьезная корректировка политики рыночных реформ, широкое привлечение иностранных инвестиций и технологий под жестким контролем государства в интересах скорейшего возрождения промышленности и подъема экономики, благосостояния людей? Дэн Сяопин так ответил в свое время на это6: "Старая практика, как показывает опыт, накопленный не за одно десятилетие, к успеху не приводит." "Теперь мы на верном пути, народ этому рад, и мы уверены в себе. Наша политика не изменится... Политика расширения внешних связей станет еще более гибкой... К чему мы придем, если повернуть назад? Только к отсталости и нищете." Является ли использование СРП особенностью
только бедных стран?
Ситуация в России требует продуманных, точных, ответственных, но форсированных решений и действий, корректируемых практикой. Опыт Китая показывает, что быстрейшее утверждение пакета законодательных и правовых документов по СРП, эффективная и жестко контролируемая государством практическая реализация его в интересах страны несомненно послужат возрождению промышленности, экономики и подъему жизненного уровня и народного благосостояния в России. Автор выражает искреннюю благодарность
1996 г. китайская экономика в целом продемонстрировала стабильный, умеренно быстрый рост, значительные результаты макрорегулирования, существенные достижения в своем "мягком приземлении". По предварительным данным, валовой внутренний продукт всей страны в 1996 г. составляет 6780 млрд. юаней, рост по сравнению с предыдущим годом на 9,7%. 1. В промышленности сохраняется стабильный рост; в упорядочении ее структуры достигнут прогресс. В 1996 г. имел место стабильный рост производства энергии, сырьевых материалов; Китай стал первой в мире державой по производству стали; ему удалось по потребностям рынка наладить производство довольно большого количества наименований промышленной продукции (таблица 1). Таблица 1
2.Во всех областях сельской экономики достигнуты успехи, снова получен большой богатый урожай зерновых культур. В 1996 г. Китай преодолел последствия серьезных наводнений; валовой сбор зерновых превысил 480 млн. т, это вновь самый высокий уровень производства зерна в истории страны; производство мяса достигло более чем 55 млн. т, куриных яиц составило 17,5 млн. т, молока - 7,3 млн. т - по всем этим показателям имел место довольно значительный рост (таблица 2). Таблица 2
3. Общий объем капиталовложений в основные фонды в основном является умеренным. В 1996 г. общий объем инвестиций в основные фонды всего общества составил 2380 млрд. юаней, рост по сравнению с предыдущим годом на 18,9%, за вычетом фактора роста цен, фактический рост на 12,5%. 4. Рынок функционирует стабильно, улучшилось положение во внешней торговле страны. В 1996 г. общее количество потребительских товаров общества составило 2460 млрд. юаней, за вычетом фактора роста цен, фактический рост был на 13%; общий объем импорта и экспорта составил 289,9 млрд. долл. США, рост по сравнению с предыдущим годом на 3,2%, активное сальдо - 12,24 млрд. американских долл.; запасы иностранной валюты достигли 105 млрд. американских долларов. 5. Инфляция поставлена под эффективный
сдерживающий контроль; уровень жизни населения непрерывно повышается. В
1996 г. розничные цены на товары выросли на 6% (потребительские цены населения
выросли на 8,3%); амплитуда роста цен по сравнению с предыдущим годом снизилась
на 8,8 процентного пункта. Что касается уровня жизни населения, то доход
жителей городов и поселков в среднем составляет 4380 юаней, за вычетом
фактора роста цен, фактически он вырос на 3,4%; годовой чистый доход на
душу населения деревни в среднем достиг 1900 юаней, фактический рост на
8 %.
|
|