Обозреватель - Observer
Национальная безопасность

КАТАСТРОФА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Н.РАДУГИН, доктор экономических наук

Мировой опыт

Продовольственная стратегия любого государства заключается в достижении оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологических и прочих факторов, направленных на наиболее полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потребления калорий, аминокислот и микроэлементов. Причем роль правительства заключается не в подмене объективных экономических процессов, а в разработке долгосрочных целей продовольственного обеспечения страны и мер социально-экономического регулирования.

Правительства промышленно развитых стран мира придают общегосударственное значение развитию национального сельского хозяйства и обеспечению населения продовольствием. За последние полвека в этих странах широко применялись разнообразные меры государственного регулирования сельского хозяйства. Причем допустимый размер импортной зависимости каждое государство определяло, исходя из объема валютных ресурсов и масштабов неудовлетворенного платежеспособного спроса населения на продукты питания.

В большинстве промышленно развитых стран стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции наполовину и более складывается из различных форм бюджетных и других финансовых вложений государств в аграрный сектор экономики.

Правительство ЯПОНИИ более внимательно относится к данному вопросу. В этой стране открыто признается, что от состояния продовольственного снабжения населения зависит обеспечение национальной безопасности. Достигнутую, во многом благодаря государственной финансовой помощи фермерам, 50%-ную самообеспеченность в продовольствии руководство страны считает необходимым поддерживать и в дальнейшем. С этой целью оно проводит, в частности, политику жестких ограничений на ввоз продовольствия в страну (например, импорт риса до последнего времени был запрещен полностью). К тому же японцы хорошо помнят временное прекращение американских поставок сои в 1973 г., в связи с неурожаем сои в США, а также резкое увеличение цен на импортируемое зерно в середине 70-х годов. 

Социально-политические причины сохранения аграрного протекционизма проявляются и во многих других государствах.

В Японии правительство согласно закону 1942 г. о продовольственном контроле регулирует цены и торговлю рисом, ячменем, пшеницей. Государство покупает и продает рис (по ценам в 6-8 раз выше международных). Цену устанавливает правительство по рекомендации Совета по ценам на рис. Японское агентство по продовольствию, являющееся частью министерства сельского хозяйства, лесоводства и рыбного хозяйства, имеет монопольное право определять размеры импорта зерновых.

В СТРАНАХ ЕС, где существуют примерно такие же программы стабилизации фермерских цен и доходов, на поддержку сельского хозяйства выделяются средства как из единого бюджета Сообщества, так и из национальных бюджетов. Для многих государств западноевропейского "Общего рынка" в 80-е годы было характерно возрастание национальных расходов на сельское хозяйство. Так, в ИТАЛИИ они увеличились на 30%, во ФРАНЦИИ - на 34%, в ФРГ - на 55%. 

Однако в 90-е годы имеет место тенденция постепенного сокращения размеров государственных аграрных субсидий, что связано с бюджетными проблемами как отдельных стран, так и Европейского сообщества в целом, а также с ситуацией по производству продуктов сельского хозяйства в странах ЕС и на международном рынке сельскохозяйственных товаров.

Представители большинства западноевропейских государств и Японии признают, что уровень самообеспеченности их стран в продовольствии был бы заметно ниже без крупной финансовой поддержки развития сельского хозяйства со стороны государства. Так, страны ЕС, благодаря многолетним программам субсидирования фермеров, добились в целом самообеспеченности зерновыми к началу 80-х годов. В этой связи зарубежные эксперты отмечают, что в странах с высокоразвитой экономикой и большими экспортными возможностями незначительная зависимость от импорта продовольствия не вызывает особого беспокойства у политического руководства. Например, продовольственная самообеспеченность Италии, по оценке экспертов ГАТТ, составляет 79%, ФРГ (до объединения с ГДР) - 93%. Однако страны с более значительной импортной зависимостью, а также страны экономически менее развитые столкнулись с дополнительными трудностями в обеспечении продовольствием при уменьшении финансовой и материальной правительственной помощи сельскому хозяйству.

В США пятилетний закон "О продовольственной безопасности" имеет более чем полувековую историю. При этом специалисты отмечают, что распространенное в странах Запада государственное гарантирование уровня цен на фермерскую продукцию содействует их стабильности и оказывает регулирующее воздействие на структуру и объемы сельскохозяйственного производства, не затрагивая основы рыночного хозяйствования. Бюджетные ассигнования на сельское хозяйство являются важнейшим элементом государственного регулирования экономического и социального состояния сельского хозяйства США.

К 80-м годам около 30% фермерского дохода составляли в США различные правительственные субсидии и дотации. Государство также стимулировало спрос на продовольствие посредством предоставления многомиллиардной помощи малоимущим в виде бесплатных "продовольственных талонов", дающих право на приобретение раз в месяц различных продуктов питания на определенную сумму.

В результате активного государственного вмешательства рыночная система в аграрном секторе экономики США утратила свою былую (например, в период кризисов 20-х и 30-х годов) стихийность и непредсказуемость, имевших отрицательные последствия и для сельскохозяйственных производителей, и для потребителей продовольствия. В итоге продовольственный вопрос в Соединенных Штатах потерял значение "социального дестабилизатора", которое он приобрел в годы Великой депрессии 55-60 лет назад.

Перспективы аграрного протекционизма в мире непосредственно будут связаны с выполнением решений последнего уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, на месте которого в 1995 г. возникла Всемирная торговая организации (ВТО). Россия подала официальную заявку на вступление в ВТО и с июля 1995 г. начаты предварительные переговоры по этому вопросу.

Положение развивающихся стран с низким уровнем доходов, импортирующих продовольственные товары, может значительно ухудшиться в результате торгового соглашения, принятого в ходе уругвайского раунда переговоров. Об этом говорится в отчете, опубликованном продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО).

Соглашение по ГАТТ, которое вступило в .силу в июле 1995 г., приведет к 9%-ному подъему в мировой торговле сельскохозяйственными продуктами, принеся выгоды промышленно развитым странам, а не беднейшим государствам мира. По оценкам, приведенным в отчете, расходы стран Африки на импорт сельскохозяйственных продуктов возрастут к 2000 г. с 8,4 до 14 млрд. долл., причем 15% этого роста произойдет в результате уругвайских соглашений.

Развивающиеся страны ожидают роста своих обязательств по оплате продовольствия, в то время как льготные условия для доступа на рынки развитых стран снижаются.

По прогнозам Джеймса Гринфилда, отвечающего в ФАО за товарную политику, Австралия и Новая Зеландия выиграют в торговле, а Европа потерпит убытки. Африка окажется в весьма затруднительном положении при расчетах с поставщиками, если только не расширит производство продовольствия и внутрирегиональную торговлю продуктами и не диверсифицирует экспорт сельскохозяйственных культур.

Согласно отчету ФАО, объемы экспорта сельскохозяйственной продукции из Северной Америки к 2000 г. вырастут с 15 до 22 млрд. долл. благодаря росту поставок злаковых культур, жиров и масел, мяса и молока.

Многое из этого может поступить в Западную Европу, которая должна открыть свои сельскохозяйственные рынки и увеличить к 2000 г. чистый импорт с 10 до 15 млрд. долл. При этом страны Европейского союза сократят объемы экспорта зерновых, растительного масла, молока и сахара.

По мнению ФАО, многие страны должны пересмотреть свою продовольственную политику в свете выводов, сделанных этой организацией. Многим из развивающихся стран следует использовать любые возможности для наращивания производства пищевых продуктов и повышения обеспеченности продовольствием.

Современное положение в сельском хозяйстве России

Россия в предреформенный период не выпадала из ряда наиболее развитых стран по производству важнейших продуктов сельского хозяйства на душу населения1. В 1995 г. валовая продукция сельского хозяйства всех категорий по сравнению со среднегодовым производством за 1986-1990 гг. уменьшилась на 35%, а в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности - более чем в два раза.

По современным международным нормам, угроза национальной продовольственной безопасности наступает тогда, когда страна импортирует более 30% продовольствия. США стабильно импортируют 17-19% потребляемого ими продовольствия. СССР импортировал 14-16%, что было недостаточно для насыщения розничной торговли продовольствием; дополнительные 3-4% импорта сняли бы пресловутую в то время проблему очередей. Россия в 1995 г., по данным Госкомстата, импортировала 54% потребляемого ее населением продовольствия, при этом брала кредит на его оплату.

По обеспечению продуктами питания населения наша страна скатилась с 7-го места в ряду других развитых стран мира накануне реформ на 40-е место в мире. Потребление мяса, молока, яиц и масла уменьшилось на 30-40% к дореформенному уровню. По данным Госкомстата, в 1995 г. среднедушевое потребление продовольствия в стране составило 2347 ккал в сутки.

По классификации ФАО, уровень питания 2150 ккал характерен для лиц, находящихся в условиях постоянного недоедания. Учитывая огромное различие в питании разных социальных групп населения, можно определенно утверждать, что не менее 2/3 населения страны сегодня балансирует между этой и еще более бедственной гранью в 1520 ккал, ниже которой, по той же классификации, находятся голодающие.

Обобщенным показателем продовольственного благополучия является обеспечение населения питанием на уровне медицински обоснованных норм. Население страны в дореформенный период потребляло в среднем 3300 ккал, что больше многих развитых капиталистических стран. В настоящее время на отечественные продукты приходится только 1100-1200 пищевых ккал. Это ниже грани, с которой начинается тотальный голод, это означает, что Россия уже находится в прочной зависимости от продовольственного импорта, посажена на иглу продовольственных инъекций из развитых стран.

Из причин сложившейся в аграрном комплексе катастрофической ситуации выделим важнейшие, внедренные в общественное сознание народа:

    убеждение, будто общественная собственность на землю является детищем коммунистической доктрины, а потому неприемлема. Между тем ее отстаивали не имеющие отношения к коммунизму кардинал Манинг, Жан-Жак Руссо и десятки других видных мыслителей Запада, Л.Толстой, А.Энгельгардт, А.Чаянов, Н.Кондратьев и сотни других мыслителей в России. Большевики позаимствовали эту идею у эсеров, оформивших ее в свою программу в 1905 г. При этом эсеры опирались на наказы самих крестьян и уже тогда поняли, что общественная собственность на сельскохозяйственную землю, леса, воды и недра наиболее полно и точно выражает естественноисторические потребности российского земледелия и цивилизованный социально-культурный менталитет российского крестьянства; убеждение, будто мелкие фермы частного землевладения и производства составляют магистральный путь сельскохозяйственного развития современных капиталистических стран, тогда как в соответствии с достижениями научно-технического прогресса им является путь на концентрацию и специализацию производства и на все большую индифферентность к формам собственности на землю. Сама форма собственности не в состоянии обеспечить рациональное хозяйствование, только совокупность всех необходимых факторов, определяющих технологию индустриального производства, позволит получить высокий эффект. Именно необеспеченность материальными и финансовыми ресурсами являлась важнейшей причиной медленных темпов развития советского сельского хозяйства в дореформенный период и стала причиной катастрофы современного аграрного производства.
Ни в одном указе Президента, направленном на реорганизацию и приватизацию колхозов и совхозов, системы землепользования, ни в одном аналогичном правительственном постановлении не ставится целью повышение эффективности и рост сельскохозяйственного производства, улучшение условий жизни сельского населения. Всюду целью является создание частного собственника, разрушение общественного хозяйствования, то есть цели, соответствующие социальным мифам.

Оптимальный подход к отношениям собственности должен опираться на законы естественноисторического развития, однако выраженный в указах и постановлениях подход опирается на посылку, будто "отношения собственности определяются законами", то есть упомянутыми указами и постановлениями. 1 Радугин Н. Продовольственная безопасность страны в зеркале статистики. "Обозреватель - Оbserver". 1996. № 6. С. 34.

Мировые тенденции развития сельскохозяйственного производства Развитые капиталистические страны, исходя из использования достижений научно-технического прогресса, стремятся концентрировать и специализировать сельскохозяйственное производство, использовать интенсивные ресурсосберегающие технологии, а также социализировать землепользование и вообще максимально вывести сельское хозяйство из сферы прямого воздействия рынка. В силу природных условий в аграрной сфере наиболее замедленный оборот капитала - один раз в 1-2 года, вместо 50-60 раз в год, в сфере торговли. Это делает сельскохозяйственное производство неконкурентоспособным по сравнению с другими отраслями экономики.

По материалам Департамента земледелия США, к примеру, в ближайшем будущем, намечается концентрировать производство 85% сельхозпродукции в 55-60 тыс. крупных аграрных предприятиях.

Уже десять стран ликвидировали частную собственность на землю. В других развитых государствах частная собственность все в большей степени обусловливается законами, заменяющими частную собственность, - арендой, продажу земли - продажей права пользования землей и другими подобными элементами социализации.

В условиях таких мировых тенденций развития сельского хозяйства российские реформаторы стремятся поделить десятки тысяч сельхозпредприятий на сотни тысяч маломощных и потому не способных воспользоваться новейшими, интенсивными технологиями хозяйств.

Некоторые характеристики сельскохозяйственного производства приведены в таблице.
 

Таблица 1

ПОКАЗАТЕЛИ До реформ В
г.
Степень
механизации и автоматизации
Производство продукции:
на сельхозпредприятиях

в специализированных комплексах

в подсобных хозяйствах населения (включая коллективные сады и огороды)
с учетом фермерских хозяйств

76

55

75

 

 

100

24

43

15

 

45

Степень автоматизации и механизации в хозяйствах показывает, что российское сельское хозяйство перешло в доиндустриальную эпоху.

При этом российские реформаторы отпустили сельское хозяйство в стихию свободного рынка, что сразу же сделало его нерентабельным банкротом, привело на экономическое дно и, следовательно, на перспективу самоликвидации. Анализ преобразований говорит о схожести происходящего в российском сельском хозяйстве с теми реформами, которые осуществляются в последние десятилетия в африканских, латиноамериканских и других развивающихся странах. Такая политика идет от США и их соратников .по внедрению Нового мирового порядка с целью эксплуатации золотым миллиардом населения всем остальным миром.

"Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторах экономики бывшего СССР. Программа мероприятий на переходный период", которой страна руководствуется сегодня на практике, была разработана для России Международным валютным фондом (МВФ) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) в соответствии с аграрно-правовыми теориями, предназначенными для стран третьего мира. И в этом плане исполнительная власть последовательно им следует.

Все необходимые для достижения вышеназванных целей указы, постановления были приняты в России в сроки, рекомендованные МВФ и МБРР. В результате их реализации налицо рассматриваемая катастрофа в российской аграрной сфере экономики.

Усиленно распространяется и внедряется нижегородская модель реорганизации российского сельского хозяйства, разработанная группой западноевропейских и американских экспертов с участием российских коллаборационистов, которая открывает дорогу не только к социальной антагонизации и углублению деградации, но и к установлению в России капиталистического землевладения и ликвидации российского крестьянства как класса. Этому процессу способствует пресловутый Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г.

Необходимые меры

Для предотвращения продовольственной катастрофы следует принимать экстренные и долгосрочные меры. Агропромышленный комплекс органически врос в народнохозяйственную экономику, поэтому необходимы две срочные группы мер:

  • общие для страны меры по предотвращению национальной катастрофы, составной частью которой будет катастрофа продовольственная; специфические для аграрной сферы, среди которых выделяем следующие:
    • обеспечить паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
    • отказаться от попыток перейти к принципам свободной купли-продажи земли и форм приватизации, инициируемых Указом Президента от 7 марта 1996 г., стимулирующих этот принцип;
    • до проведения реформы цен и устранения сложившегося их диспаритета, установить 60- 70%-ную скидку на материально-технические ресурсы - технику, горюче-смазочные материалы, удобрения, комбикорма, средства защиты растений, полимерные, лесные и другие строительные материалы - для сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности;
    • обеспечить государственную поддержку предприятиям сельского хозяйства независимо от форм собственности. Осуществить их гарантированное материально-техническое обеспечение, льготное финансирование и кредитование, а также дотирование на постоянной основе;
    • передать контрольные пакеты акций перерабатывающих предприятий, элеваторов и продовольственно-сбытовых баз, а также государственно-муниципальных предприятий торговли и общепита сельскохозяйственным производителям, стимулировать создание агропромышленных объединений, в которых местная администрация консолидировала бы такие пакеты акций;
    • восстановить государственный контроль за ценами на основные продукты питания с привлечением к этому делу товаропроизводителей, торговли, профсоюзов, общественности. Так делается во всех экономически развитых странах.
СРЕДИ ДОЛГОСРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ВЫДЕЛИМ ГЛАВНЫЕ:
  1. Необходима возведенная в ранг государственной комплексная программа восстановления и развития агропромышленного производства до 2000 года.
  2. В кратчайшие сроки должен быть завершен и принят к исполнению блок основных базовых концептуально увязанных правовых актов: земельного, водного и лесного кодексов; законов "О национальной продовольственной безопасности", "О государственном регулировании агропромышленного производства", "О государственных закупках сельскохозяйственных продуктов и продовольствия", "О сельскохозяйственной кооперации", "О социальном развитии села", защищающих правовые, экономические и социальные интересы тружеников села всех форм собственности и тем самым дающих широкие возможности крестьянину творчески трудиться, быть уверенным в завтрашнем дне. Ежегодные законы "О федеральном бюджете" должны предусматривать финансовое обеспечение этих базовых законов.
  3. В целях поэтапного эволюционного подхода и обеспечения целевого социально-экономического развития аграрной реформы предлагаем ранжировать комплексные задачи применительно к переходному периоду от плановой к рыночной экономике и использовать разработанную в процессе исследований логическую схему развития аграрной реформы.
Сформулированная стратегическая цель распространяется на весь переходный период с выделением трех этапов, решающих конкретные задачи:

Первоочередные задачи на 1995-1996 годы

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:

  • остановить падение производства, восстановить инвестиционную активность в отрасли.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ:
  • концентрация организационно-экономических мероприятий на выходе АПК из кризиса, восстановление управляемости в отрасли, формирование рыночных институтов. Обеспечение эквивалентного обмена между промышленностью, сферой услуг и аграрным сектором экономики;
  • сохранение научно-технического и кадрового обеспечения;
  • реальный приоритет отрасли в льготной кредитной, более совершенной налоговой и инвестиционной политике.
РЕЗЮМЕ:
  • можно констатировать, что программа на 1995-1996 гг. не выполнена.
Среднесрочные задачи на 1998-2000 годы

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:

  • сформировать инфраструктуру рыночного механизма в отрасли, осуществить структурную перестройку и обеспечить расширенное воспроизводство в аграрном секторе экономики.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ:
  • завершить создание многоукладной экономики в деревне;
  • сформировать инфраструктуру рынка;
  • осуществить структурную перестройку в отрасли, обеспечить реальный приоритет развития пищевой и перерабатывающей отраслям промышленности и складскому хозяйству;
  • обеспечить реальный рост плодородия земель;
  • обеспечить расширенное производство сельскохозяйственного машиностроения, минеральных удобрений, средств защиты от болезней и вредителей, а также инженерно-технического сервиса;
  • осуществить государственные программы развития социальной инфраструктуры на селе.
Долгосрочные задачи на 2001-2015 годы

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:

  • завершение переходного периода, обеспечение продовольственной безопасности страны, решение продовольственной проблемы.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ:
  • гарантированное самообеспечение продовольствием, достаточным для экономического роста и социальной стабильности в стране;
  • завершение перехода в агропромышленном комплексе от трудосберегающих технологий к ресурсосберегающим и экологически чистым;
  • формирование развитой социальной инфраструктуры в сельской местности, обеспечивающей достойные условия жизни населения;
  • создание новой системы мотивацией ной активности и наивысшей производительности труда в сельскохозяйственном производстве и агропромышленном комплексе.
Необходимо восстановить в полном объеме государственную поддержку обустройства села и реализовать ранее действующие социальные программы (жилье и соцкультура, дороги, электрификация, газификация, телефонизация и т.п.), без чего не удастся повысить значимость сельскохозяйственного труда, закрепить кадры и разбудить созидательную энергию аграриев. При таком подходе мы можем рассчитывать на постепенное формирование высокоэффективного аграрного сектора экономики, обеспечивающего продовольственную безопасность страны.
 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]