Обозреватель - Observer |
Национальная безопасность
|
КАТАСТРОФА АГРАРНОГО
СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Н.РАДУГИН, доктор экономических наук Мировой опыт Продовольственная стратегия любого государства заключается в достижении оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологических и прочих факторов, направленных на наиболее полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потребления калорий, аминокислот и микроэлементов. Причем роль правительства заключается не в подмене объективных экономических процессов, а в разработке долгосрочных целей продовольственного обеспечения страны и мер социально-экономического регулирования. Правительства промышленно развитых стран мира придают общегосударственное значение развитию национального сельского хозяйства и обеспечению населения продовольствием. За последние полвека в этих странах широко применялись разнообразные меры государственного регулирования сельского хозяйства. Причем допустимый размер импортной зависимости каждое государство определяло, исходя из объема валютных ресурсов и масштабов неудовлетворенного платежеспособного спроса населения на продукты питания. В большинстве промышленно развитых стран стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции наполовину и более складывается из различных форм бюджетных и других финансовых вложений государств в аграрный сектор экономики. Правительство ЯПОНИИ более внимательно относится к данному вопросу. В этой стране открыто признается, что от состояния продовольственного снабжения населения зависит обеспечение национальной безопасности. Достигнутую, во многом благодаря государственной финансовой помощи фермерам, 50%-ную самообеспеченность в продовольствии руководство страны считает необходимым поддерживать и в дальнейшем. С этой целью оно проводит, в частности, политику жестких ограничений на ввоз продовольствия в страну (например, импорт риса до последнего времени был запрещен полностью). К тому же японцы хорошо помнят временное прекращение американских поставок сои в 1973 г., в связи с неурожаем сои в США, а также резкое увеличение цен на импортируемое зерно в середине 70-х годов. Социально-политические причины сохранения аграрного протекционизма проявляются и во многих других государствах. В Японии правительство согласно закону 1942 г. о продовольственном контроле регулирует цены и торговлю рисом, ячменем, пшеницей. Государство покупает и продает рис (по ценам в 6-8 раз выше международных). Цену устанавливает правительство по рекомендации Совета по ценам на рис. Японское агентство по продовольствию, являющееся частью министерства сельского хозяйства, лесоводства и рыбного хозяйства, имеет монопольное право определять размеры импорта зерновых. В СТРАНАХ ЕС, где существуют примерно такие же программы стабилизации фермерских цен и доходов, на поддержку сельского хозяйства выделяются средства как из единого бюджета Сообщества, так и из национальных бюджетов. Для многих государств западноевропейского "Общего рынка" в 80-е годы было характерно возрастание национальных расходов на сельское хозяйство. Так, в ИТАЛИИ они увеличились на 30%, во ФРАНЦИИ - на 34%, в ФРГ - на 55%. Однако в 90-е годы имеет место тенденция постепенного сокращения размеров государственных аграрных субсидий, что связано с бюджетными проблемами как отдельных стран, так и Европейского сообщества в целом, а также с ситуацией по производству продуктов сельского хозяйства в странах ЕС и на международном рынке сельскохозяйственных товаров. Представители большинства западноевропейских государств и Японии признают, что уровень самообеспеченности их стран в продовольствии был бы заметно ниже без крупной финансовой поддержки развития сельского хозяйства со стороны государства. Так, страны ЕС, благодаря многолетним программам субсидирования фермеров, добились в целом самообеспеченности зерновыми к началу 80-х годов. В этой связи зарубежные эксперты отмечают, что в странах с высокоразвитой экономикой и большими экспортными возможностями незначительная зависимость от импорта продовольствия не вызывает особого беспокойства у политического руководства. Например, продовольственная самообеспеченность Италии, по оценке экспертов ГАТТ, составляет 79%, ФРГ (до объединения с ГДР) - 93%. Однако страны с более значительной импортной зависимостью, а также страны экономически менее развитые столкнулись с дополнительными трудностями в обеспечении продовольствием при уменьшении финансовой и материальной правительственной помощи сельскому хозяйству. В США пятилетний закон "О продовольственной безопасности" имеет более чем полувековую историю. При этом специалисты отмечают, что распространенное в странах Запада государственное гарантирование уровня цен на фермерскую продукцию содействует их стабильности и оказывает регулирующее воздействие на структуру и объемы сельскохозяйственного производства, не затрагивая основы рыночного хозяйствования. Бюджетные ассигнования на сельское хозяйство являются важнейшим элементом государственного регулирования экономического и социального состояния сельского хозяйства США. К 80-м годам около 30% фермерского дохода составляли в США различные правительственные субсидии и дотации. Государство также стимулировало спрос на продовольствие посредством предоставления многомиллиардной помощи малоимущим в виде бесплатных "продовольственных талонов", дающих право на приобретение раз в месяц различных продуктов питания на определенную сумму. В результате активного государственного вмешательства рыночная система в аграрном секторе экономики США утратила свою былую (например, в период кризисов 20-х и 30-х годов) стихийность и непредсказуемость, имевших отрицательные последствия и для сельскохозяйственных производителей, и для потребителей продовольствия. В итоге продовольственный вопрос в Соединенных Штатах потерял значение "социального дестабилизатора", которое он приобрел в годы Великой депрессии 55-60 лет назад. Перспективы аграрного протекционизма в мире непосредственно будут связаны с выполнением решений последнего уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, на месте которого в 1995 г. возникла Всемирная торговая организации (ВТО). Россия подала официальную заявку на вступление в ВТО и с июля 1995 г. начаты предварительные переговоры по этому вопросу. Положение развивающихся стран с низким уровнем доходов, импортирующих продовольственные товары, может значительно ухудшиться в результате торгового соглашения, принятого в ходе уругвайского раунда переговоров. Об этом говорится в отчете, опубликованном продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). Соглашение по ГАТТ, которое вступило в .силу в июле 1995 г., приведет к 9%-ному подъему в мировой торговле сельскохозяйственными продуктами, принеся выгоды промышленно развитым странам, а не беднейшим государствам мира. По оценкам, приведенным в отчете, расходы стран Африки на импорт сельскохозяйственных продуктов возрастут к 2000 г. с 8,4 до 14 млрд. долл., причем 15% этого роста произойдет в результате уругвайских соглашений. Развивающиеся страны ожидают роста своих обязательств по оплате продовольствия, в то время как льготные условия для доступа на рынки развитых стран снижаются. По прогнозам Джеймса Гринфилда, отвечающего в ФАО за товарную политику, Австралия и Новая Зеландия выиграют в торговле, а Европа потерпит убытки. Африка окажется в весьма затруднительном положении при расчетах с поставщиками, если только не расширит производство продовольствия и внутрирегиональную торговлю продуктами и не диверсифицирует экспорт сельскохозяйственных культур. Согласно отчету ФАО, объемы экспорта сельскохозяйственной продукции из Северной Америки к 2000 г. вырастут с 15 до 22 млрд. долл. благодаря росту поставок злаковых культур, жиров и масел, мяса и молока. Многое из этого может поступить в Западную Европу, которая должна открыть свои сельскохозяйственные рынки и увеличить к 2000 г. чистый импорт с 10 до 15 млрд. долл. При этом страны Европейского союза сократят объемы экспорта зерновых, растительного масла, молока и сахара. По мнению ФАО, многие страны должны пересмотреть свою продовольственную политику в свете выводов, сделанных этой организацией. Многим из развивающихся стран следует использовать любые возможности для наращивания производства пищевых продуктов и повышения обеспеченности продовольствием. Современное положение в сельском хозяйстве России Россия в предреформенный период не выпадала из ряда наиболее развитых стран по производству важнейших продуктов сельского хозяйства на душу населения1. В 1995 г. валовая продукция сельского хозяйства всех категорий по сравнению со среднегодовым производством за 1986-1990 гг. уменьшилась на 35%, а в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности - более чем в два раза. По современным международным нормам, угроза национальной продовольственной безопасности наступает тогда, когда страна импортирует более 30% продовольствия. США стабильно импортируют 17-19% потребляемого ими продовольствия. СССР импортировал 14-16%, что было недостаточно для насыщения розничной торговли продовольствием; дополнительные 3-4% импорта сняли бы пресловутую в то время проблему очередей. Россия в 1995 г., по данным Госкомстата, импортировала 54% потребляемого ее населением продовольствия, при этом брала кредит на его оплату. По обеспечению продуктами питания населения наша страна скатилась с 7-го места в ряду других развитых стран мира накануне реформ на 40-е место в мире. Потребление мяса, молока, яиц и масла уменьшилось на 30-40% к дореформенному уровню. По данным Госкомстата, в 1995 г. среднедушевое потребление продовольствия в стране составило 2347 ккал в сутки. По классификации ФАО, уровень питания 2150 ккал характерен для лиц, находящихся в условиях постоянного недоедания. Учитывая огромное различие в питании разных социальных групп населения, можно определенно утверждать, что не менее 2/3 населения страны сегодня балансирует между этой и еще более бедственной гранью в 1520 ккал, ниже которой, по той же классификации, находятся голодающие. Обобщенным показателем продовольственного благополучия является обеспечение населения питанием на уровне медицински обоснованных норм. Население страны в дореформенный период потребляло в среднем 3300 ккал, что больше многих развитых капиталистических стран. В настоящее время на отечественные продукты приходится только 1100-1200 пищевых ккал. Это ниже грани, с которой начинается тотальный голод, это означает, что Россия уже находится в прочной зависимости от продовольственного импорта, посажена на иглу продовольственных инъекций из развитых стран. Из причин сложившейся в аграрном комплексе катастрофической ситуации выделим важнейшие, внедренные в общественное сознание народа:
Оптимальный подход к отношениям собственности должен опираться на законы естественноисторического развития, однако выраженный в указах и постановлениях подход опирается на посылку, будто "отношения собственности определяются законами", то есть упомянутыми указами и постановлениями. 1 Радугин Н. Продовольственная безопасность страны в зеркале статистики. "Обозреватель - Оbserver". 1996. № 6. С. 34. Мировые тенденции развития сельскохозяйственного производства Развитые капиталистические страны, исходя из использования достижений научно-технического прогресса, стремятся концентрировать и специализировать сельскохозяйственное производство, использовать интенсивные ресурсосберегающие технологии, а также социализировать землепользование и вообще максимально вывести сельское хозяйство из сферы прямого воздействия рынка. В силу природных условий в аграрной сфере наиболее замедленный оборот капитала - один раз в 1-2 года, вместо 50-60 раз в год, в сфере торговли. Это делает сельскохозяйственное производство неконкурентоспособным по сравнению с другими отраслями экономики. По материалам Департамента земледелия США, к примеру, в ближайшем будущем, намечается концентрировать производство 85% сельхозпродукции в 55-60 тыс. крупных аграрных предприятиях. Уже десять стран ликвидировали частную собственность на землю. В других развитых государствах частная собственность все в большей степени обусловливается законами, заменяющими частную собственность, - арендой, продажу земли - продажей права пользования землей и другими подобными элементами социализации. В условиях таких мировых тенденций развития сельского хозяйства российские реформаторы стремятся поделить десятки тысяч сельхозпредприятий на сотни тысяч маломощных и потому не способных воспользоваться новейшими, интенсивными технологиями хозяйств. Некоторые характеристики сельскохозяйственного
производства приведены в таблице.
Таблица 1
Степень автоматизации и механизации в хозяйствах показывает, что российское сельское хозяйство перешло в доиндустриальную эпоху. При этом российские реформаторы отпустили сельское хозяйство в стихию свободного рынка, что сразу же сделало его нерентабельным банкротом, привело на экономическое дно и, следовательно, на перспективу самоликвидации. Анализ преобразований говорит о схожести происходящего в российском сельском хозяйстве с теми реформами, которые осуществляются в последние десятилетия в африканских, латиноамериканских и других развивающихся странах. Такая политика идет от США и их соратников .по внедрению Нового мирового порядка с целью эксплуатации золотым миллиардом населения всем остальным миром. "Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторах экономики бывшего СССР. Программа мероприятий на переходный период", которой страна руководствуется сегодня на практике, была разработана для России Международным валютным фондом (МВФ) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) в соответствии с аграрно-правовыми теориями, предназначенными для стран третьего мира. И в этом плане исполнительная власть последовательно им следует. Все необходимые для достижения вышеназванных целей указы, постановления были приняты в России в сроки, рекомендованные МВФ и МБРР. В результате их реализации налицо рассматриваемая катастрофа в российской аграрной сфере экономики. Усиленно распространяется и внедряется нижегородская модель реорганизации российского сельского хозяйства, разработанная группой западноевропейских и американских экспертов с участием российских коллаборационистов, которая открывает дорогу не только к социальной антагонизации и углублению деградации, но и к установлению в России капиталистического землевладения и ликвидации российского крестьянства как класса. Этому процессу способствует пресловутый Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. Необходимые меры Для предотвращения продовольственной катастрофы следует принимать экстренные и долгосрочные меры. Агропромышленный комплекс органически врос в народнохозяйственную экономику, поэтому необходимы две срочные группы мер:
Первоочередные задачи на 1995-1996 годы ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:
|
|