Обозреватель - Observer
Наука

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ
 


В.МАШЛЫКИН, академик Международной академии информатизации

ИНФОРМАТИКА СЕГОДНЯ

Современное развитие стран Европы происходит в условиях перехода от "индустриального" к "постиндустриальному" обществу, которое также называют "информационным". В чем смысл этого понятия? За последние десятилетия различные процессы в экономике, политике, вопросах безопасности, международных отношений и социальной жизни развитых стран настолько усложнились, что управление этими процессами было бы крайне затруднено, а порой практически невозможно без применения совершенно новых методов и технических средств. Объем информационных потоков за последние годы возрастает стремительно. Суммарная сложность далеко не всех необходимых задач управления в мире уже в 70-е годы составляла величину порядка 1016 операций в год. Начиная с 1950 г. сумма знаний в мире удваивалась каждые 10 лет, с 1970 г. - каждые 5 лет, с 1991 г. - ежегодно. Это означает, что к концу века поток информации возрастет в десятки раз.

Таким образом, возникла объективная необходимость в информатике. Содержательную суть информатики следует понимать как взаимосвязанный комплекс: автоматизированные банки данных (АБД), технические средства обработки данных с помощью электронно-вычислительных комплексов - компьютеров и телекоммуникационых каналов связи (hardware), системного и прикладного программного обеспечения (software), лингвистических средств и организационно-правового обеспечения автоматизируемых объектов (orgware).

Затраты на информатику в развитых странах в настоящее время сопоставимы (а иногда и превосходят) с затратами на ключевые отрасли промышленности, такие, как машиностроение, транспорт и т.д. На долю ЕС в 1993 г. приходилось более 40% совокупной информационной продукции в мире, что превышает долю США или Японии. В развитых странах Европы информатизационная индустрия будет расти в 2-3 раза быстрее, чем другие отрасли промышленности. 

Приходящийся на сектор информатики объем производства в ЕС в 1993 г. достиг примерно 100 млрд. долл.1 Недостаточная оценка информатизации - "информационного взрыва", происходящего в последней половине XX в., привела к катастрофическому отставанию России (и других стран СНГ) в этом секторе и повлекла за собой не только застой в экономике, но и в науке. Согласно докладу ВИНИТИ о развитии информационной службы в стране, начиная с 1991 г., информированность наших ученых примерно в 100 раз меньше, чем ученых развитых стран2.

В России издается только 10% научных публикаций. У нас в 15 раз меньше научных журналов, чем в США (1 тыс. против 15 тыс.). Наши научные работники имеют доступ к ограниченному потоку научно-технической литературы с запозданием примерно на 1,5-2 года после ее опубликования. Для сравнения - в США 90% всех публикаций практически доступны всем ученым с момента их появления. Показательно, что потребность в междугородних информационных связях по телефонным каналам в России удовлетворяется примерно на 25% (в США - практически полностью).

Нельзя сказать, что в России не предпринимаются усилия, чтобы хотя бы замедлить отставание в области информатики. В страну завезено значительное количество ЭВМ, особенно персональных компьютеров, развертывалось их собственное производство. К концу истекшего пятилетия (до 1993 г.) у нас было изготовлено примерно 1,1 млн. персональных компьютеров. Однако и в этом случае отставание от США составило примерно 200 раз3.

На базе использования компьютеров и телекоммуникационных линий связи в России ведутся разработки современных автоматизированных систем, например, банковских и наиболее совершенных - космических. Однако основным тормозом является недостаток финансирования таких работ, которое примерно на порядок и более отстает от затрат на информатику в передовых странах мира.

К сожалению, расходы на информатику в бюджетах РФ не выделялись отдельной строкой, что затрудняет их определение. Однако их бюджетная доля, хотя и весьма приблизительно, но все же может быть установлена. Так, например, в проекте бюджета РФ на 1995 г. были предусмотрены статьи совокупных расходов: на o"транспорт, связь и информатику" (ст. 9) в объеме 530 263,5 млн. руб. и на "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" (ст. 5) в объеме 5 442 401,8 млн. руб. По отношению к общим расходам бюджета обе эти статьи в сумме составляли примерно 3%. Следовательно, расходы на информатику не превышали в 1995 и 1996 гг. 0,5-1,0% государственного бюджета.

Остановимся на таких основных аспектах информатики, как "информационный товар" и проблемы интеграции территориально рассредоточенных европейских информационных сетей связи.

"ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТОВАР"

Вряд ли можно говорить о том, что все страны Западной Европы в полной мере вступили в новое "информационное общество". Скорее наблюдается период активного вхождения в это общество, хотя его компоненты уже широко распространены, особенно в ФРГ, Англии, Франции, Швеции, Италии и других странах Запада. Страны Восточной Европы, включая Россию и европейские республики бывшего СССР, значительно отстают в этой сфере. Одним из наиболее существенных признаков "информационного общества" являются автоматизированные базы данных (АБД), которые представляют собой "информационный товар" или "информационное наполнение" различных автоматизированных структур. Очевидно, что достаточно полная и адекватная информация является залогом эффективного функционирования современных сложных национальных и международных систем, в значительной мере базирующихся на экономической основе, разумеется, на широком использовании вычислительной техники.

Этот своеобразный товар производите? в виде достаточно объемных тематических ба данных. Трудно назвать какие-либо экономически и социально значимые области, которые не были бы отражены в этих информационных массивах. АБД содержат как различные систематизированные фактические данные ("фактографические" или "фактологические" блоки информации), так и библиографические описания публикаций ("документальные" АБД). Имеются также АБД, содержащие полные тексты информационных источников. В странах Западной Европы обширные сведения об АБД отражаются как в печатных справочных изданиях, так и в электронных справочниках, получаемых, в частности, в режиме дистанционного доступа (теледоступа).

ПРИМЕРЫ СПРАВОЧНЫХ ДАННЫХ4:

АБД "Асоmpline". АБД относятся к категориям "строительство" и "общественные науки". В информационных массивах содержится документация, необходимая инженерам, ученым и социологам в области урбанистики: информация по экономике, финансам, местному управлению, справки о населении, по строительству домов, планированию, экологическим и транспортным проблемам.

Информация относится к периоду с 1973 г. Базы данных пополняются ежемесячно силами лаборатории "Сгеаtor London Council" (Великобритания). Владелец - компания ЕSА/IRS. Данные можно получить по дистанционным телефонным каналам связи ЕSАNЕТ, ЕURONET.

АБД "FINTEL". Категория АБД - "экономика". Базы данных обеспечивают доступ к информационным массивам известной газеты "Financial time", а именно, к 50 тыс. ежегодных публикаций с комментариями о деятельности 25 тыс. различных компаний. В записях содержатся ссылки на даты, разделы и страницы "Financial time", издающейся в Лондоне и Франкфурте. Информация поступает в АБД еженедельно, начиная с 1981 г. Ежегодный объем - 50 тыс. записей.

Записи осуществляются фирмой "Fintel ltd.". Владелец АБД - фирма ДАТА - STAR. Доступ осуществляется через сеть EURONET.

АБД "СIТЕRЕ LEGISSLATION". Категория АБД - "право". В банках данных "СIТЕRЕ LEGISSLATION" содержатся полные тексты, относящиеся к различным аспектам французского законодательства, например, в фискальной области (по видам налогов), по законам о городском хозяйстве, промышленности, окружающей среде, торговле, национальной безопасности и т.д.

В источнике не указана периодичность записей информации в АБД, осуществляемых информационным центром "Centre d,information en temps reel pour Europe" (СITERE). АБД принадлежат данному информационному центру, и теледоступ к ним производится через INТЕRNЕТ и сети EURONET.

В России и других странах Восточной Европы созданы и продолжают развиваться многоаспектные АБД, хотя количественные и качественные характеристики этих баз значительно уступают западным. Периодически пополняющиеся сведения об этих базах могут быть получены через крупные национальные и международные центры информации, например, институты ВИНИТИ, ИНИОН РАН, агентство ИТАР-ТАСС, Госкомстат России, Международный центр научно-технической информации - МЦНТИ в Москве, а также через различные российские отраслевые информационные центры - МИД, МВЭС, по машиностроению, сельскому хозяйству, патентам и т.д.

В качестве конкретных примеров приведем некоторые сведения об АБД Российского агентства ИТАР-ТАСС и АБД Госкомстата России.

Содержание информации ИТАР-ТАСС весьма разнообразно, включая политические, экономические, военные, социальные и другие аспекты общественной жизни (факты, аналитические материалы и др.). Сеть корреспондентов оперативно передает потоки информации из многих стран мира и районов России по телекоммуникационным каналам в Московский центр ИТАР-ТАСС. Абоненты этой информационной системы получают информацию на коммерческой основе из центра ИТАР-ТАСС как в виде АБД по телефонным каналам (выделенным и коммутируемым), так и в виде печатных периодических публикаций. В настоящее время общий объем этих АБД составляет величину порядка более 16 Гбайт (16 миллиардов печатных знаков).

АБД Госкомстата России содержат макроэкономические показатели. Комитет выпускает регулярные печатные издания. Кроме того, обеспечивается теледоступ к автоматизированным банкам данных, которые ежегодно увеличиваются на 20-40 Мбайт.

В настоящее время вряд ли можно говорить о наличии широкомасштабного российского рынка информационной продукции. Для такого рынка необходим ряд условий: развитые системы анализа спроса, хорошо оборудованные сети телекоммуникационных каналов, оснащенность потребителей компьютерами, обоснованная ценовая политика на информационный товар и т. д. Крайне неблагоприятными факторами являются: разрыв информационных связей как следствие процессов политической и экономической дезинтеграции на территории бывшего СССР; инфляция, приводящая к резкому росту цен на информационные товары; общая нестабильность социальной жизни.

Совершенно очевидно, что появляющийся в результате информационный голод является одной из основных причин углубления кризиса российской экономики, сидящей на скудном "информационном пайке".

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Интенсивные интеграционные процессы, происходящие в Западной Европе, вряд ли были бы возможны без современных методов и средств информатики, надежной передачи больших массивов информации с помощью территориально распределенных автоматизированных сетей связи, включая международные сети. Иными словами, различные виды международной кооперации в значительной мере зависят от интеграции в области информатики.

В странах Западной Европы созданы и успешно эксплуатируются национальные и международные сети и системы: INFO-Netz (ФРГ), MINITEL (Франция), SСАNЕТ (Скандинавский регион), INТЕRNЕТ (международная сеть), ЕURONЕТ (европейская сеть) и др.

Важную роль в сфере научного сотрудничества по проблемам информатики играет Международная академия информатизации (International Informatization Academy - IIA), имеющая свои отделения во многих странах мира. На ежегодных научных форумах академии обсуждаются проблемы теории и практики в области информатики, способствующие эффективному решению задач экономики, безопасности, социальной жизни стран мира.

В России информатика призвана играть цементирующую роль, противодействующую центробежным тенденциям распадающихся экономических связей. По сравнению со сложными, многоплановыми проблемами интеграции в политической и социально-экономической областях, сохранение и развитие технических информационных связей и сетей требует меньших затрат и усилий. В этом смысле информатику можно сравнить с транспортными отраслями - гражданской авиацией, железными дорогами и др., поскольку собственно техническая база в этих областях в основном сохранилась.

Начиная с 60-х годов в СССР были предприняты немалые усилия по созданию интегрированных информационных сетей, например Всесоюзной государственной сети автоматизированных центров научно-технической информации (ГАСИНТИ). Примерно в те же годы были созданы национальная Автоматизированная информационная система по общественным наукам (АИСОН) и проект информационной сети, объединяющей академические институты - Академсеть5.

В странах социалистического лагеря (СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Вьетнам, Чехословакия, ГДР, Монголия, Куба) был осуществлен существенный задел в направлении объединения гуманитарных институтов этих стран в виде Международной информационной системы по общественным наукам (МИСОН).

Без всесторонней интеграции, в том числе информационной, в пределах России, а также со странами ближнего и дальнего зарубежья (в первую очередь - в странах Европы), выход России из экономического кризиса будет крайне затруднен, принимая во внимание взаимозависимость специализированных промышленных предприятий различных регионов, выпускающих компоненты сложных изделий.

Одним из основных составных элементов интегрированных рыночных отношений является информационная база, содержащая научно-обоснованные, обобщенные экономические показатели (расчетная цена промышленной и сельскохозяйственной продукции, расчет издержек производства, система налогов, мировые стандарты по бухгалтерскому учету, наконец, цены "информационных товаров" и многое другое). Очень важен оперативный доступ к научно-технической и экономической информации за рубежом. Минимальная потребность российских абонентов может достигать более одного миллиона в год таких телепоисков информации. Для восстановления и развития информационных связей необходимы немалые инвестиции, использование современных технических средств и научно-обоснованная организация работ. Прототипы соответствующих информационных интегрированных систем имеются в странах Западной Европы, которые могут быть использованы с соответствующей адаптацией к российским условиям6.

Успехи информационной интеграции в пределах России в большой мере зависят от общеевропейской интеграции в области информатики, которая должна служить катализатором решения непростых проблем преодоления барьеров между странами Западной и Восточной Европы и вхождения России в европейские союзы, в том числе экономические.

Уже длительное время функционирует международная сеть связи между информационными центрами стран Западной и Восточной Европы через московский узел в научном Институте автоматизированных систем (ИАС). Важную роль в сфере интеграционных процессов играет московский Международный центр научно-технической информации (МЦНТИ).

На II Международном форуме, организованном Международной академией информатизации в Москве (ноябрь 1993 г.), были представлены предложения и проекты по интегрированному использованию информации, относящейся к важнейшей проблеме международной безопасности - конверсии военного производства.

В качестве примера многостороннего международного сотрудничества стран Западной и Восточной Европы в области информатики можно привести новый проект "Европейской информационной сети по международным отношениям и региональным исследованиям" (ЕИСМО)7. Проект разрабатывается большой группой известных исследовательских центров стран Западной и Восточной Европы с участием международных организаций8.

Стратегической целью международной системы ЕИСМО является реализация одного из эффективных путей интеграции стран Западной и Восточной Европы, включая Россию и некоторые другие страны СНГ, а именно - интеграции в области информатики.

Очевидно, что достаточно полная информация в области международных отношений во многом определяет успешное своевременное решение экономических, политических и других проблем в Европе.

Главные усилия разработчиков этой новой системы сосредоточиваются на создании и развитии автоматизированных банков данных. Создание тематически специализированных автоматизированных банков данных с их распределением по странам и в то же время разработка согласованных правил их построения и использования представляют собой достаточно сложную, трудоемкую работу специалистов различного профиля (международников, лингвистов, специалистов 

по электронике, прикладной математике и т.д.). В число действующих и потенциальных пользователей ЕИСМО входят парламентские и правительственные структуры (в частности, министерства иностранных дел, исследовательские институты, банки, коммерческие структуры, пресса и др.).

Ряд координирующих функций по организации совместных действий российских партнеров - участников ЕИСМО выполняет Институт Европы РАН (ИЕ РАН). Следует при этом отметить, что ИЕ является головным органом недавно созданной "Ассоциации европейских исследований", объединяющей исследовательские и учебные организации на территории Российской Федерации.

Начальный вклад в финансирование проекта сделан его инициатором из Германии - "Фондом науки и политики". Участники проекта ЕИСМО сосредоточивают свои действия в следующих конкретных направлениях:

  • разработка структуры международной системы (состав участников, конфигурация используемых сетей связи, органы управления и др.);
  • разделение труда по формированию распределенных АБД по странам-участницам;
  • разработка стандартизированных правил многоязычного лингвистического обеспечения и использования разных национальных компонентов АБД;
  • разработка специализированного программного обеспечения (software);
  • межнациональная состыковка средств технического обеспечения (hardwаге), которым располагают страны - участницы ЕИСМО, и необходимая дополнительная разработка комплектации hardware.
Исключительно важную роль играет организационное обеспечение, значение которого особенно велико при создании большой развитой межнациональной информационной системы. Деятельность ее участников в организационном плане должна быть тщательно скоординирована по всем указанным выше направлениям. С этой целью была создана Рабочая группа ЕИСМО.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА ЕИСМО ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:

  1. Европейские партнеры данной системы, работающие в области международных отношений и региональных исследований, ставят своей целью координацию совместной деятельности по созданию специализированной системы ЕИСМО на основе современных технических средств. Разделение труда в этой области позволит улучшить доступ к информационным массивам и совершенствовать обслуживание индивидуальных пользователей не только в отдельных странах - участницах проекта, но и в Европе в целом, а также за ее пределами.
  2. Предметные области ЕИСМО определяются в двух основных направлениях:
    • по международным отношениям: мировые и региональные международные системы, международные экономические отношения, международное право, международные организации, внешняя экономическая политика и др.:
    • по региональным исследованиям: развитие национальных структур, национальная экономика, социальные системы, национальная безопасность и оборона, исторические аспекты.
  3. Информационные услуги. Пользователям европейских стран предоставляется широкий набор стандартизованных информационных услуг - на основных европейских языках независимо от местонахождения пользователя через систему ЕИСМО, а в пределах каждой конкретной страны - ее национальными институтами.
  4. Финансирование Проекта. Разработка и реализация Проекта на современном этапе проводится в рамках бюджетов, которыми располагают организации-участники.
В Меморандуме, принятом в Братиславе, подчеркивается, что для эффективного развития системы требуются организационно-финансовые меры со стороны стран-участниц в дополнение к имеющимся стартовым, которые были приняты ее инициатором - "Фондом науки и политики" (ФРГ), а также "Венским информационным центром" (Австрия), Словацкой академией наук. Институтом международных проблем (Италия) и Советом Европы.

Таким образом, роль информатики в процессах общеевропейской интеграции становится все более значимой, помогая решать такие сложные проблемы, как обеспечение международной безопасности, углубление экономических связей и т.д. Этот процесс очень важен и для Российской Федерации, однако здесь прослеживается ее очевидное отставание от развитых стран Европы.

Участие в таких крупномасштабных программах, какой является ЕИСМО, может дать России шанс уменьшить со временем это отставание и занять подобающее ей место в сфере информатизации среди других европейских государств.
 

  1. Федоров В.А. Ресурс, который снижает затраты // Компас. М. 1993. № 2. С. 5.
  2. Там же.
  3. Там же.
  4. Bundes Ministerium fur Wissensclaft und Forschung: Daten Dienste Documente. - Wien, 1982. - 1815.
  5. В стране велись разработки по общегосударственной автоматизированной системе (ОГАС), включавшей в качестве подсистем автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР), автоматизированную систему государственной статистики (АСГС), автоматизированную систему управления строительством (АСУС), автоматизированную систему нормативов (АСН); было создано общесистемное информационное обеспечение, включавшее более двух десятков общесоюзных классификаторов и унифицированных систем документации; разработано методическое, программное, кадровое и правовое обеспечение. Кроме того, был разработан комплекс классификаторов СЭВ, обеспечивавших внешнеэкономическую деятельность. Эти классификаторы учитывали методологию принятых европейских классификаций. Указанные системы вполне надежно решали народнохозяйственные задачи (ред.).
  6. Шеффер К. Современные коммуникации и информационные технологии в западных промышленных странах: Второй междунар. форум информатизации. М. 1993. 3 с.; Машлыкин В.Г. Европейская информационная сеть по международным отношениям. М. 1994. 26 с. (Доклады Института Европы РАН; № 10).
  7. Машлыкин В.Г. Европейская информационная сеть... 
  8. Там же.

 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]