Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 

Точка зрения
 

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ


О.РУМЯНЦЕВ

 

Совместные усилия, предпринятые в области конституционной реформы в 1990-1993 годах, дали плоды: изменилось отношение к самой идее конституционного строя; жизнь начала подтверждать правильность ключевых идей и институтов. Но положительная тенденция была остановлена ошибками той и другой стороны, неконституционными действиями административной системы и непримиримой позицией части Верховного Совета РФ.

Главной стратегической ошибкой съезда является отказ VII съезда в декабре 1992 г. принять новую Конституцию, подготовленную и согласованную в Конституционной комиссии РФ. Верховный Совет РФ необдуманно хотел заморозить реформу, планируя на ноябрь 1993 г. всего лишь первое чтение по новой Конституции. Народные депутаты упустили стратегическую инициативу, погубив добротный, концептуально и юридически выверенный проект своей же Конституционной комиссии.

С другой стороны, серьезнейшими ошибками Б.Ельцина явились: отказ от проекта Конституционной комиссии; метания с другими вариантами неизбежно привели к ухудшению текста и появлению в нем массы конъюнктурных, временных положений; подмена референдума по согласованным принципам Конституции референдумом по политизированным и расколовшим Россию вопросам; отказ в сентябре 1993 года от переговоров с делегацией Верховного Совета РФ по досрочным выборам и новой Конституции.

На взгляд автора, принятая в ненормальных условиях новая Конституция не только не решит вопроса о продвижении к конституционному строю, но и отодвинет нас от этой высокой цели.

В настоящей статье автор хотел бы вернуться к одной из структурных и концептуальных особенностей проекта Конституции РФ, подготовленного и согласованного Конституционной комиссией. Речь пойдет об идее гражданского общества и ее возможном воплощении в современном Основном Законе.

Модель и структура Конституции


Создатель Конституции не склонен искать на стороне готовую модель, пригодную в качестве прецедента для его страны, поскольку каждая нация имеет свои особые традиции и свой дух. По свидетельству члена Рабочей группы Конституционной комиссии Р.К.Пименова, "большинство понимало, что Конституцию мы пишем не абстрактную, а для конкретной страны, называемой Россия, с ее семидесятилетним опытом, с ее тысячелетней традицией. И что мало создать блестящую самосогласованную фикцию, надобно создать нормативный документ, который будет прочитан с пониманием и который может быть применен в наших реальных условиях. Нереального, неосуществимого, невоплощаемого - нам не нужно... С пониманием всего этого мы и работаем".

Идеи и доктрины конституционализма - как универсальные, так и отечественные, - составляли, наряду с исканиями и размышлениями самих разработчиков, отправную основу для определения концепции и структуры новой Конституции РФ. Последняя должна не только отвечать современным требованиям, но и иметь оригинальную и ясную логику построения. Таковой, на наш взгляд, была архитектура проекта, подготовленного в Конституционной комиссии РФ в 1990-1993 годах.

Новизной отличалась конструкция органической связи личности, гражданского общества и государства. Она отражала новый взгляд на науку конституционного права и новую последовательность регулирования институтов современного конституционного строя. Указанная модель, как мне кажется, намечает смену сложившейся модели отношений: от жесткого контроля со стороны тоталитарной власти над обществом к действенному общественному договору между личностью, обществом и государством. Человек, его права и свободы закрепляются как высшая ценность; общество (самоорганизованный народ) - как подлинный носитель суверенитета и единственный источник государственной власти; государство - как агент личности и общества, правомочный решать лишь те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.

Вместе с тем структура Конституции строится с учетом основных объектов конституционного регулирования. Можно согласиться с Ю.Тихомировым, что к последним не следует относить все объекты и искусственно сужать сферу текущего законодательства, саморегулирования. Разделы, главы, статьи, их части и пункты в Конституции призваны отражать конституционные институты и их составные части. Не рекомендуется разрывать структурно группы норм, посвященных одному институту и связанных общими научными понятиями. Высший закон, несмотря на свою компактность, не должен суживать предмет конституционного регулирования, сводя его к системе государственной власти. Напротив, линию на расширение сферы и предмета конституционного регулирования можно назвать весьма перспективной - в условиях социализации задач современного государства.

Вышеизложенное определило состав и последовательность разделов нашего проекта. Его макро архитектура - в последней версии до упразднения депутатского корпуса - была такова: Преамбула; Незыблемые и целостные "Основы конституционного строя"; собственно Конституция (нормы конституционного строя); Переходные положения, требуемые самим характером переходного периода, механизм защиты Конституции. Текст собственно проекта Конституции состоял из шести разделов. I, ключевым, разделом становился свод основ конституционного строя. II разделом - наш российский Билль о правах, каталог прав, свобод и обязанностей гражданина, с особой главой об их гарантиях и защите. Помещая его перед разделом о государстве, разработчики структурно подчеркивали отказ от второстепенности гражданина. III раздел - "Гражданское общество". Следующие два раздела (IV и V) определяли структуру государства - по вертикали (разграничение полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами) и по горизонтали (разделение ветвей власти при механизмах их взаимодействия); разделить "единое и неделимое" полновластие требовало отсутствие полного доверия к государственной власти. VI раздел содержал заключительные положения, в т.ч. порядок вступления Конституции в силу и весьма непростой порядок ее изменения. Необходимые пояснения к тексту, толкование отдельных терминов, перечень упоминаемых конституционных законов предполагалось дать в особом комментарии, призванном помочь правоприменителю и гражданину лучше разобщаться в сути документа и намерениях законодателя.

Наше понимание целей правовой реформы


Движение к справедливому конституционному строю - вот цель государственно-правовой реформы, призванной сообщить общественной жизни необходимую цельность. Наше государство неизбежно продолжит путь к упадку, если мы не возродим и не создадим живительную совокупность здоровых и твердых правил, порядков и обычаев, известных и постоянных для всех.

Справедливый конституционный строй автор понимает в трех проявлениях:

1) Правовая справедливость - т.е. реальное верховенство права - права, которое призвано защищать справедливый порядок государства и его отношений с обществом - и основанной на нем Конституции. Именно через Конституцию должна проявляться связь права как императива справедливости с писаным законом. Недопустимо сознательное отвергание официально закрепленных норм действующей Конституции, ведшее к подрыву закона как организованной формы права. Нужны твердые гарантии общеобязательности конституции.

2) Социальная справедливость, которая предполагает, что вокруг целей и методов конституционной реформы сложилось широкое гражданское согласие. Только тогда новая Конституция станет общеприемлемой, понимаемой и принимаемой в обществе, создающей условия для солидарности имущих и обделенных, взаимопонимания старших и молодежи, социального партнерства работодателей и людей труда. Российская Конституция должна стать высшим социальным законом.

3) Наконец, историческая справедливость, которая претворяется в преемственности конституционного строя. Преемственность важна во имя будущей устойчивости. Не годится, когда историю Отечества вновь пишут "с чистого листа", российская государственность существует, продолжается и не требует создания заново. И, конечно, неразумно отмахиваться от накопленного опыта при создании новой Конституции, а это как раз и происходит сегодня.

Преемственность социального характера


Одной из заметных черт преемственности автор считает социальный характер российской Конституции.

В советской юридической науке считалось почти общепризнанным, что Конституция СССР (и РСФСР) являлась Основным Законом не только государства, но и общества, ибо вообще социалистические конституции особое внимание уделяли вопросам и положениям, относящимся к социальной инфраструктуре. Но не только социалистические - достаточно взглянуть на многие послевоенные конституции в мире.

Думается, что этот подход - пусть и в измененном виде - следует сохранять, обеспечивая преемственность внимания к социальным мотивам и социальной проблематике. Согласимся с подходом Б.Топорнина, рассматривающего Конституцию как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого не только функционирует власть, весь государственный механизм, но и предопределяются многие сферы общественного развития.

Ядром нашей концепции был тезис о Конституции общества и государства. В Преамбуле проекта Конституционной комиссии предлагалось записать, что Конституция есть "высший закон страны": под "страной" мы понимали и государство, и те отношения, что возникают при его взаимоотношении с обществом. Конституция становилась высшим законом при регулировании государственных отношений и при защите общества от произвола государства".

Нельзя согласиться с тезисом подготовки Конституции исключительно государства. Эта мысль преобладала в аргументации Алексеева, Собчака, Шахрая как в период выдвижения ими своих альтернативных проектов Конституции накануне VI Съезда народных депутатов РФ, так и после появления новопрезидентского проекта, подготовленного по ошибочной инициативе в апреле 1993 года. Подобный антисоциальный подход, чреватый сведением к прерогативам государства многих сфер и институтов, не являющихся элементами государственного строя и государственной власти, показывает не только отрицание мировых тенденций конституционного развития новейшего времени, но и опасность сверхпрагматического подхода к Конституции как инструменту жесткой борьбы за государственную власть. Собственно, так и случилось.

...Любопытно, что Конституционное совещание, услышав нашу жесткую критику, в итоге записало статью, что Россия - социальное государство. Но как радикал-либералы собираются воплощать эту норму-обязательство в жизнь - остается загадкой; это почти такая же насмешка, как появление министра социальной защиты в тройке лидеров антисоциального шоко-терапевтического "ВыбРоса".

Гражданское общество и Конституция


Не случайно, что вовсе не проблема суверенитета личности стала детонатором спора вокруг концепции Конституции РФ. Им стал вопрос о соотношении Конституции и проблематики гражданского общества.

Выделение специального раздела "Гражданское общество" в нашем проекте произошло впервые в практике отечественного конституционного законодательства. Конечно, можно вспомнить, что в Конституции 1936 года был раздел об общественном устройстве, а в Основном Законе 1977 года - об основах общественного строя. Но в нашем случае речь идет именно о гражданском обществе.

Полагая нецелесообразным восстанавливать в самой Конституции понятие "общественный строй", мы сочли необходимым отразить ряд близких категорий и институтов политической, экономической, социальной и культурной сфер в разделе "Гражданское общество". По мнению саратовского юриста В.Гавриленко, это "ценная находка авторов проекта российской Конституции... имеющая большое научное, теоретическое и практическое значение, что позволяет рассматривать гражданское общество как важнейшую конституционно-правовую категорию. Появление такого раздела вовсе не означает попытки всеобъемлющего государственно-правового регулирования основ гражданского общества, что противоречило бы самой природе и социальному назначению его институтов.

Формирование зрелого гражданского общества является основным назначением коренной конституционной реформы, осуществляемой в нашей стране. На наш взгляд, гражданское общество - с известной условностью - можно рассматривать как социальное пространство, в котором и реализуется конституционный строй. Наличие данного раздела продиктовано логикой построения Основного Закона: восхождение от конкретно-индивидуального (правовой статус личности) к юридически всеобщему (структура и правовой статус государства). Члены и эксперты Конституционной комиссии (В.Зорькин, В.Кикоть, В.Лафитский, Б.Страшун, Ф.Цанн-Кай-Си, автор этих строк и др.) последовательно отстаивали наличие самостоятельного раздела о гражданском обществе.

Именно здесь, подчеркивал Л.Мамут (кстати, ранее, до "принципиального" и шумного перехода под знамена Конституционного совещания с противоположными идеями, рьяно отстаивавший раздел "Гражданское общество"), опосредуются связи между личностью и государством в сфере таких отношений и институтов, которые по своему происхождению и социальной природе не являются политическими, публично-властными, не выступают производными от государства; именно в этих отношениях и институтах находят воплощение и большей частью с помощью их осуществляются права, свободы, обязанности личности. Гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ социального существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии. Отсутствие гражданского общества исключает демократический порядок экономической и политической жизни. В условиях гражданского общества создается реальная возможность для самореализации личности и человеческих коллективов и тем самым устанавливается оптимальная мера вмешательства в экономический, социальный и духовный процесс. В рамках гражданского общества воплощается большая часть прав и свобод человека, вот почему его отношения и институты в современных государствах пользуются поддержкой и защитой закона.

Выделим следующие аспекты взаимосвязи гражданского общества и Конституции:

    - обеспечение развитых правовых отношений институтов гражданского общества и государства;

    - определение и нормативное закрепление обязанности государства служить интересам человека и общества;

    - обеспечение высокого правового статуса членов и институтов гражданского общества;

    - содействие структурированию общества в развитое, упорядоченное, культурное, т.е. гражданское.

Три начала формируют гражданское общество: коллектив, индивид, власть. Это созвучно нашей концепции, также построенной на взаимодействии трех уровней: личность - гражданское общество - государство. Гражданское общество, таким образом, является микромоделью срединной части всей конституционной конструкции, повторяющей взаимодействие трех уровней на своем "этаже". В обществе вырабатываются социальные формы общественности. Гражданское общество - в нашем проекте - охватывает социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство), организацию и деятельность общественных объединений, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п., сферу воспитания, образования, науки и культуры, семью - первичную естественную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации. Перечень этот не является исчерпывающим, но наиболее значимые сферы жизнедеятельности гражданского общества он в себя включает.

Одной из особенностей гражданского общества является его динамика, непрерывное движение. Конституция призвана обеспечивать эту динамику, почти по Руссо - как движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что в переводе на наши уровни означает формирование развитой личности; совершенных гражданских отношений; рациональной цивилизованной власти. Концепция гражданского общества из философской превращается в политико-правовую и даже прикладную. Конституция изначально задумывалась как документ баланса и равновесия на разных уровнях, включая указанные.

Гражданское общество и современное государство


Проект Конституционной комиссии задавал основы отношений гражданского общества и государства, в том числе:

1) через гарантии влияния со стороны членов и институтов гражданского общества на государственную власть и на политическую организацию общества;

2) через гарантии невмешательства государства в частную жизнь (ст. 22), неприкосновенности человеческого достоинства (ст. 13), неприкосновенность жилища (ст.23), права на свободу и личную неприкосновенность (ст.21), гарантии экономической свободы каждого (ст.34), невмешательства в законную деятельность общественных и религиозных объединений (ст. 62), гарантии свободы воспитания, образования, науки, культуры, массовой информации (ст. 67, 73), обеспечения самостоятельности местного самоуправления (ст.8), гарантии от вмешательства в законную деятельность местного самоуправления (ст. 112), политического и идеологического многообразия, многопартийности, свободного участия граждан в политической жизни (ст.5);

3) через обязательство государства создавать социально-экономическую безопасность граждан, включая обеспечение права на труд, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, социальную защиту, на жилище, на образование, на участие в культурной жизни, - т.е. через комплекс социально-экономических прав и свобод человека;

4) наконец, через определение механизмов воздействия со стороны членов и институтов гражданского общества на государственную власть, которые позволяют преодолеть политическое отчуждение, дают основы государственной службы в Конституции.

Гражданское общество сосуществует с другой, не менее очевидной реальностью - государством, которое по-своему объемлет все гражданское общество и оказывает значительное влияние на него. Разработчики из Конституционной комиссии стремились точно сообразовать методы, средства и пределы государственного регулирования жизни гражданского общества с его характерными признаками и специфической природой; руководящим началом здесь выступали положения: а) разрешено все, что не запрещено законом; б) высшее призвание государства - служить интересам человека и общества.

Гражданское общество в условиях перехода от авторитарного режима к взвешенной демократии содействует преобразованию сферы политики. Говоря словами К.Маркса: "Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества".

Некоторые исследователи вообще предпочитают уйти от противопоставления проблемы гражданского общества государству и их якобы неизбежной борьбы, полагая, что в современных условиях правовое государство и его аппарат могут быть отнесены к элементам гражданского общества, поскольку его формирование означает возврат государства в лоно гражданского общества, из которого оно в свое время возникло. Проблема гражданского общества, справедливо полагает А. Одинцова, сводится не столько к противопоставлению его государству, сколько к предотвращению (или хотя бы ограничению) таких форм организации, в т.ч. государственных, при которых внутренние интересы общества, интересы его членов подменяются внешними, оторванными от человека интересами какого-либо аппарата.

Исторически любая конституция возникала именно для того, чтобы определить устройство государства, а не общества во всех его ипостасях, пишет А.Мицкевич, но подчеркивает, что никакая конституция не может обойти взаимоотношений государства с главными общественными институтами: собственностью, правами и свободами граждан, общественных и религиозных учреждений. Единственным ограничением, на взгляд ученого, должно быть то, что вектор конституционного регулирования все же должен склоняться в сторону регламентации государственной, а не общественной жизни; вся основная сфера устройства общества должна быть предоставлена саморегулированию. Мы учли это в нашей концепции, "склонив вектор" куда следует.

Оппоненты же полагают вообще невозможным конституционное вмешательство в сферу гражданского общества. Да, гражданское общество автономно, но не абсолютно, поскольку оно испытывает неизбежное воздействие со стороны государства. Отсюда неверно, что категория "гражданское общество" - сугубо философская, а не юридическая. Мы предлагаем конституционную основу для возрождения традиций, мира людских отношений, естественных сообществ, интересов и устремлений. Критики особенно упирают на наличие главы о семье, подчеркивая "нонсенс" ее появления в Конституции. Заметим, что в полученном автором в 1990 году в Европейском Сообществе инициативном проекте "Конституции Соединенных Штатов Европы" семье посвящена уже III глава. Конституция не собирается поучать или регламентировать гражданское общество, это невозможно; задача ее - легализовать его институты, дать правовую регламентацию их контакта с государством.

Сам раздел о гражданском обществе - своего рода "мостик" между разделом о личности и разделом о государстве. Роль "посредника" и была отражена во внутренней структуре третьего раздела: он начинался с базисных структур (собственность, труд, семья и др.) и завершался главами об общественных объединениях и массовой информации, которые непосредственно выводят на проблематику государственности, поскольку такие институты отправляют отдельные функции государственной власти.

От лозунга оппозиции к конституционному закреплению


Сам факт признания идеи гражданского общества на конституционном уровне стал бы во многом символичным. Тогда категория "гражданское общество" перешла бы из идейного арсенала демократического движения 80-х годов нынешнего столетия в разряд конституционно-правовых институтов.

В условиях авторитарных режимов в странах социализма категория "гражданское общество", а также близкие новые категории "второе общество", "параллельный полис" и другие появились как символ протеста против чрезмерного огосударствления общественной жизни. Система подавляла независимую деятельность, и новые социально ориентированные инициативы закладывались в скрытой форме, образуя как бы "второе общество". Подчиненная партийно-монопольному блоку власти социальная система не работала: в современном обществе интересы стали посредником социальных отношений, а формальные структуры часто не справлялись с ответственной задачей их своевременного выражения и эффективного согласования.

В странах государственного социализма атомизированное "второе общество" с нарушенными социальными связями и неразвитой правовой, политической культурой начало пробуждаться и постепенно переходить к начальным формам эмансипированного существования. Плоскостями эмансипации стали постижение гражданским обществом своего прошлого, независимая культура, возрождение религии, расширение "альтернативной экономики". Но главной все же стала плоскость политического действия - институционализация гражданского общества и завоевание им конституционных прав. Вот почему конституционное закрепление основ гражданского общества призвано как бы "легализовать" его, придать учреждениям и отношениям гражданского общества статус юридически признанных институтов.

Это вовсе не привело бы к "порабощению" гражданского общества. Формирование гражданского общества содействует преобразованию человека в развитую, целостную, активную личность. Степень воплощения императива запрета для любого политического властного вмешательства в сферу личной жизни в реальности есть первый показатель эффективности гражданского общества. Структуры гражданского общества создаются с целью удовлетворения многообразных потреби остей люд ей по преимуществу спонтанно снизу, а не конструируются сверху, по приказу государства или Конституции. Субъекты, составляющие гражданское общество юридически независимы друг от друга и взаимодействуют как свободные и равные партнеры. Их "сцепляет" не конституция, а горизонтальные кооперационные связи, в принципе не знающие такой зависимости, как "веление (команда) - подчинение".

"Нового нам не нада!"


Всегда ли рассмотренные вопросы должны затрагиваться в Основном Законе? Исследователи высказывают различные точки зрения на этот вопрос. А.Селигмэн полагает, что та уникальная черта американской Конституции, что она просуществовала свыше двух веков, состоит в укоренении этой Конституции в американских ценностях и институтах, в институтах американского гражданского общества, что и определило ее "святость" и долгую жизнь.

Излишне большие почитатели западных конституций у нас любят пенять на то, что не следует высовываться - в других, мол, конституциях о гражданском обществе не пишут, не мешают гражданам самоорганизовываться и самоуправляться. Так, В.Туманов на одном из последних до государственного переворота заседаний рабочей группы Конституционной комиссии оспаривал правомерность самостоятельного раздела о гражданском обществе, ссылаясь на то, что подобного нет ни в одной конституции. Такой же путь избрали и другие оппоненты Конституционной комиссии - С.Шахрай и С.Алексеев. На пленарном заседании нашей комиссии 7 мая 1993 г. их позицию резкой критике подверг Ю.Тихомиров, полагавший, что исключение раздела о гражданском обществе не позволяет дать полных конституционных гарантий индивидуальным и коллективным правам и свободам.

По-видимому, оппоненты уже не успевали внимательно отслеживать развитие конституционной реформы в бывших социалистических странах и республиках. Так, в новой Конституции Республики Крым есть такой раздел, во многом подготовленный на основе материала, предложенного Конституционной комиссией РФ. Есть такие разделы и в конституциях других стран. Но вопрос не в наличии или отсутствии специального раздела. Дело в том, что институты гражданского общества все шире получают конституционное развитие в странах, где принимаются новые Конституции (Испания, Португалия, Греция, Бразилия, Мексика и др.), ибо появляется потребность в изложении конституционных гарантий для институтов гражданского общества и обязанностей государства по отношению к ним.

Но нам это "не указ", у нас - видать - своя особая гордость и нового нам "не нада!". И вот результат: к самым существенным недостаткам проекта Конституции РФ, вынесенного на референдум, относится как раз отсутствие глав о гражданском обществе. Редкие положения разбросаны по всему тексту, но это не спасает. Невнимание к социальным мотивам и социальной проблематике, впрочем, неудивительно, учитывая ярко-либеральный, "партийный" характер предложенного проекта.

Итак, в России - не в первый уж раз! - собственные находки внедрять не можем и смотрим, как это с большим удовольствием делают наши близкие и далекие соседи. Вот и находку разработчиков проекта Конституционной комиссии - раздел "Гражданское общество" - постигла та же печальная участь... Но, верю, это еще не окончательное поражение нашей концепции. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]